Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • 1 методы финансово правового регулирования. Финансовое право

    1 методы финансово правового регулирования. Финансовое право

    Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности.

    Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

    Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

    Основной метод финансово-правового регулирования - императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

    Большая часть этих предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п. Участники финансовых правоотношений, которым адресованы данные предписания, не находятся в полном подчинении от органов, выдающих властные предписания, а зависят от них лишь по линии финансовой деятельности. Такой метод способствует своевременному и полномасштабному поступлению средств в распоряжение государства (или муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии.

    Особенности основного метода финансового права заметно проявляются и в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.

    В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансово-кредитными органами государства, созданными специально для осуществления финансовой деятельности. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе создавать муниципальную налоговую службу и муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обеспечения поступления в нее местных налогов.

    Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п., которые в настоящее время получают все большее применение. Это связано с постоянным повышением уровня самостоятельности отдельных участников финансовых правоотношений от государства и ярко проявляется в бюджетных и налоговых правоотношениях. Все эти методы могут находиться в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования.

    Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права.

    • 1. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагающий использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества. В конечном счете реализация этого принципа отражается на частных интересах личности.
    • 2. Принцип федерализма , согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться федеральные интересы с интересами субъектов РФ, обеспечиваться необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Российской Федерации в целом, а также жизнедеятельности и самостоятельности субъектов РФ (в рамках Конституции РФ).
    • 3. Принцип единства финансовой политики и денежной системы , являющийся необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8). Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране (единая валюта, единый центр эмиссии и т.п.).
    • 4. Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ, распространяющей федеральное финансовое законодательство на каждый из субъектов РФ в равной мере. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.
    • 5. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирован Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.
    • 6. Принцип социальной направленности финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положения Конституции РФ, характеризующего Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства.
    • 7. Принцип разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. На нем основано распределение функций в области финансовой деятельности. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в частности законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства РФ относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. "б" ч. 1 ст. 114). Аналогично распределяются функции на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.
    • 8. Принцип участия граждан Российской Федерации в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.
    • 9. Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).
    • 10. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
    • 11. Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан.

    Финансовое право - это самостоятельная, относительно замкнутая часть системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм и отличается определенным юридическим своеобразием. Будучи частью системы права, финансовое право характеризуется признаками, которые объединяют эту отрасль права со всеми другими.

    Обобщенно Финансовое право можно охарактеризовать как отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.

    Будучи частью системы российского права и имея общие с другими отраслями права признаки, финансовое право вместе с тем отличается юридическими особенностями. Данной отрасли права присущи:

    1. свой предмет правового регулирования;
    2. общий метод правового регулирования, но со своими особенностями;
    3. только ему свойственная система.

    В самом общем виде предмет финансового права определяется через отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это категория, выработанная финансово-правовой наукой. Ее ценность заключается в следующем: а) с помощью этой категории удается выявить особенности отношений, составляющих предмет финансового права; б) эта категория позволяет отграничить отношения, составляющие предмет финансового права, от иных отношений, близких к финансово-правовым, но охватываемых иным отраслевым регулированием.

    Отношения, существующие в рамках финансовой деятельности государства и муниципальных образований и регулируемые нормами финансового права, весьма многообразны.

    Прежде всего отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются в зависимости от функций финансовой деятельности на следующие группы отношений, возникающих в ходе:

    а) мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды;

    б) распределения финансовых ресурсов государства;

    в) использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

    г) контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

    д) эмиссии денежных знаков.

    В первую группу включаются отношения по взиманию в бюджеты налогов и сборов; возникающие в связи с размещением государственных и муниципальных займов; в связи с добровольными пожертвованиями в казну государства и т.д. Во вторую группу включаются, в частности, межбюджетные отношения, т.е. отношения по выделению дотаций, субвенций, субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, а из последнего - бюджетам муниципальных образований и т.д. В третью группу включаются отношения по государственным и муниципальным расходам. В четвертую группу входят отношения по осуществлению бюджетного и налогового контроля, контроля банков за соблюдением предприятиями правил ведения кассовых операций и т.д. В пятую группу включаются все отношения в связи с эмиссией денежных знаков.

    Кроме того, отношения, составляющие предмет финансового права, подразделяются в зависимости от субъектов, между которыми они возникают. Во-первых , это отношения, с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, а с другой стороны - организациями и физическими лицами. Примером могут быть отношения между налоговым органом и организацией по поводу проверок, наложения финансовых санкций и т.д. Во-вторых , это отношения между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Примером являются отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по поводу разработки проектов бюджетов.

    Помимо отмеченного, все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, подразделяются по экономическому критерию на финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и другие признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сбору неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; отношения по государственным расходам и т.д. Другие отношения , составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, с экономической точки зрения не входят в число финансовых, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств, т.е. отсутствует главный признак финансов. Однако те отношения, которые не являются с экономической точки зрения финансовыми, направлены на то, чтобы «создать» финансовые отношения, упорядочить, обеспечить их развитие. Например, без установления налогов, сборов, утверждения бюджетов, финансового контроля и т.д., что осуществляется в рамках нефинансовых (с экономической точки зрения) отношений, невозможны финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

    Наконец, все отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, подразделяются исходя из критерия финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам на: а) бюджетные, б) возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов, в) возникающие по поводу финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, г) налоговые, д) неналоговые, е) отношения по государственному и муниципальному долгу, ж) отношения по государственным и муниципальным расходам, з) отношения по денежному обращению и расчетам, и) отношения по валютному регулированию и контролю и др.

    Хотя подавляющее большинство отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляют предмет финансового права, однако в ней имеют место и другого рода отношения. Некоторые из них являются предметом гражданского права. Например: отношения, возникающие в связи с продажей и использованием государственного и муниципального имущества; продажей акций приватизированных предприятий, находящихся в государственной собственности, сдачей государственного и муниципального имущества в аренду, и др.

    Помимо всего отмеченного отношения, регулируемые финансовым правом, могут быть подразделены на имущественные и неимущественные.

    В число имущественных отношений, составляющих предмет финансового права, входят отношения по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов, неналоговых платежей; отношения по перемещению денежных средств из бюджета и государственных внебюджетных фондов получателям этих средств, и др. С экономической точки зрения эти отношения являются финансовыми, ибо соответствуют всем признакам финансов. С юридической точки зрения их следует рассматривать как имущественные, т.е. отношения по поводу имущества, в качестве которого выступают такие материальные блага, как деньги в наличной и безналичной формах.

    Вместе с тем целый ряд отношений, составляющих предмет финансового права, не опосредуют наличие и перемещение денежных средств, т.е. являются неимущественными. Это отношения по составлению проектов бюджетов, их рассмотрению и утверждению и т.д.; отношения, опосредующие порядок взыскания налогов, применение мер налоговой ответственности в рамках налогового права и т.д.

    С экономической точки зрения эти отношения не являются финансовыми, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств. В то же время с экономической и юридической точек зрения их можно рассматривать как неимущественные. Однако названные отношения непосредственно связаны и производим от имущественных отношений, составляющих предмет финансового права. Они не имеют самостоятельного значения, а служат исключительно для реализации имущественных отношений в рамках финансового права.

    С учетом отмеченного, предметом финансового права являются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

    Чтобы разобраться в предмете финансового права, надо хорошо понимать, что представляют собой: а) финансовая деятельность государства и муниципальных образований; б) имущественные отношения в системе финансового права; в) неимущественные отношения в системе финансового права.

    Отрасли права отграничиваются одна от другой в системе права по предмету правового регулирования. Однако этот критерий не всегда является достаточным. Нередко отношения, составляющие предмет одной отрасли права, переплетаются с отношениями, составляющими предмет другой отрасли права Это наиболее наглядно проявляется на примере финансового права. Здесь в сфере отношений, охватываемых финансовой деятельностью государства и муниципальных образований, могут возникать (и в последние годы все чаще появляются) отношения, составляющие традиционно предмет гражданского права. Уже на первый взгляд очевидно, что как финансово-правовые не могут рассматриваться отношения, связанные с продажей принадлежащих государству или муниципальному образованию квартир, транспортных средств, акций приватизированных предприятий; отношения, возникающие в связи с добровольными пожертвованиями в казну, и т.д., хотя они и возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому в качестве дополнительного критерия отграничения одной отрасли права от другой и, в частности, финансового права от всех других отраслей права, выступает метод правового регулирования.

    Основным методом финансово-правовою регулирования является метод властных предписаний. Это вполне естественно для финансового, как и иных отраслей публичного права, ибо обеспечить публичные интересы, которые являются в определенной мере удаленными от каждого конкретного субъекта (абстрактными) можно не иначе как только в принудительном порядке, т.е. используя императивный метод. Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Эта сторона - государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания, содержащиеся в законах, подзаконных актах, управленческих решениях и проявляющиеся в конкретных правоотношениях.

    Метод властных предписаний, используемый в финансовом праве, имеет две формы проявления.

    Первая форма проявления этого метода сводится к тому, что властные предписания дает государство в законах, подзаконных актах, а стороны финансового правоотношения, в том числе и уполномоченный государством орган, строго следуют этим предписаниям. В подавляющем большинстве случаев метод властных предписаний в такой форме имеет место в налоговом праве как подотрасли финансового права. Например, правоотношения по уплате налога, по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика в банке и другие практически не предполагают каких-либо властных предписаний налоговых органов, не построены на их усмотрении. Здесь и налоговый орган, и налогоплательщик подчиняются только воле законодателя, выраженной в законе. В такой форме метод властных предписаний весьма часто проявляется и в бюджетном праве, а также в иных институтах финансового права.

    Вторая форма проявления метода властных предписаний сводится к тому, что властные предписания дает одна сторона финансового правоотношения, а другая лишь следует им. Например, органы, исполняющие бюджет, а также распорядители бюджетных средств могут во властном порядке (по собственному усмотрению) изменять лимиты бюджетных обязательств, изменять бюджетные ассигнования, осуществлять их перемещение в рамках группировки по функциональной классификации (ст. 224, 228 БК РФ). Соответственно, получатели бюджетных средств обязаны следовать этим предписаниям, ибо в противном случае они не смогут выполнить стоящие перед ними задачи. В данном случае метод властных предписаний проявляется через управленческие решения, принимаемые одной стороной правоотношения в отношении другой.

    Надо иметь в виду, что соотношение форм проявления метода властных предписаний применительно к различным подотраслям и институтам права также различно.

    В последние годы в финансово-правовом регулировании стал весьма активно использоваться и диспозитивньш метод. Его суть состоит в том, что решение вопроса осуществляется согласованной волей сторон правоотношения.

    Этот метод проявляется при заключении и прекращении государством финансово-правовых договоров с налогоплательщиком при представлении налогового, а также инвестиционного налогового кредита (ст. 65, 66, 68 НК РФ); при решении бюджетно-правовых вопросов в рамках согласительных процедур, предусмотренных в БК РФ (ст. 202,203, 205, 208, 210); в ходе межбюджетных правоотношений при предоставлении бюджетных кредитов, при изменении сроков уплаты налогов (п. 2, 3 ст. 63 НК РФ) и др.

    Диспозитивньш метод, применяемый в финансовом праве, не равен диспозитивному методу, испоользуемому в частноправовом регулировании. Он представляет собой симбиоз императивно-диспо-зитивных начал. Диспозитивный метод используется в финансово-правовом регулировании фрагментарно. Он не создает «фон» финансово-правового регулирования. Поэтому в целом финансово-правовые отношения характеризуются как властеотношения (см. ст. 3 и др. НК РФ).

    Анализ отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, с точки зрения вышеуказанных методов финансово-правового регулирования позволяет разобраться в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие - нет.

    В настоящее время проявляется научная тенденция на расширение предмета финансового права до охвата им всех отношений, составляющих публичные финансы. При этом под публичными финансами следует понимать любые отношения по собиранию, распределению и использованию денежных средств, направленные на обеспечение публичных целей. Иначе говоря, это как отношения, возникающие в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, так и отношения, возникающие в ходе финансовой деятельности иных субъектов, но обеспечивающие публичные интересы в силу задач, возложенных на них государством. Примером, в частности, могут являться отношения, возникающие при страховании и расходовании средств фонда страхования банковских вкладов (см.: Турбанов Л.В. Концептуальные основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации (административно-финансовый аспект). М., 2003. С. 75-103; НечайА.А. Правовые проблемы регулирования публичных расходов в государстве: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. Киев, 2005. С. 12).

    См Винницкий Д В Указ соч С 162

    См. Ровинский ЕЛ. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 137.

  • 7. Финансовая деятельность государства
  • 8. Понятие и значение финансового контроля
  • 9. Понятие и виды методов финансового контроля
  • 10. Государственный финансовый контроль
  • 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
  • 14. Понятие, роль и функции бюджета
  • 15. Бюджетное устройство рф: организация, принципы построения
  • 16. Характеристика доходной и расходной части федерального бюджета
  • 17. Понятие и значение бюджетной классификации
  • 18. Понятие и стадии бюджетного процесса
  • 3) Утверждение бюджета:
  • 19. Бюджетное финансирование
  • 20. Внебюджетные средства
  • 22. Характеристика налоговых правоотношений
  • 23. Права и обязанности налогоплательщиков
  • 24. Права и обязанности налоговых органов
  • 25. Характеристика налогов и сборов в рф
  • 26. Характеристика акцизов
  • 28. Понятие и виды кредитных организаций
  • 29. Структура банковской системы рф. Банковская группа, банковский холдинг
  • 30. Банковские операции и другие сделки кредитной организации
  • 31. Органы управления кредитной организации
  • 32. Регистрация и лицензирование кредитной организации
  • 33. Ликвидация и реорганизация кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации
  • 34. Меры обеспечения стабильности банковской системы
  • 35. Наложение ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации
  • 36. Организационно-правовой статус цб рф
  • 37. Цели деятельности и функции цб рф
  • 38. Указания, положения и инструкции цб рф
  • 39. Принципы организации цб рф. Органы управления цб рф
  • 40. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов на территории рф. Характеристика форм безналичных расчетов
  • 41. Организация денежного обращения. Денежно-кредитная политика цб рф
  • 42. Банковские операции и сделки цб рф
  • 43. Банковское регулирование и банковский надзор цб рф
  • 44. Валютное регулирование в рф
  • Глава 4 фз от 10.12.2003 № 173-фз "о валютном регулировании и валютном контроле" регулирует вопросы валютного контроля в рф:
  • 45. Правовое регулирование финансов предприятий
  • 46. Общие особенности разрешения споров в сфере финансовых правоотношений
  • 47. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов
  • 48. Общая характеристика правонарушений в сфере обращения финансов
  • 49. Виды правонарушений в сфере бюджетного права
  • 50. Виды правонарушений в сфере банковской деятельности
  • ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

    1. Понятие, предмет, метод финансового права

    Финансовое право находится в ведении РФ.

    В состав финансового права входят такие отрасли права, как: бюджетное, налоговое, фондовое, валютное, коммерческое, корпоративное, предпринимательское, банковское и др.

    Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.

    Задачи государства: внешние – обеспечение безопасности и сотрудничество с другими государствами мира, внутренние .

    Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фонда денежных средств.

    К предмету финансового права относятся:

      отношения между РФ, субъектами РФ и закрытыми административно-территориальными образованиями, в лице соответствующих государственных органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Минфин РФ);

      между финансовыми органами как представителями интересов государства в целом и отдельными предприятиями и организациями;

      между финансово-кредитными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с образованием и распределением соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных).

    По состоянию на 2008 г. в РФ существует 80 субъектов РФ, при Путине их было 82, а до него – 89.

    Закрытые административно-территориальные образования – это структуры, где полностью управляет Правительство РФ. На сегодняшний день их 47.

    Предметом регулирования финансового права являются финансы.

    Отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются:

    1. в зависимости от функций финансовой деятельности :

      мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды,

      распределения финансовых ресурсов государства,

      использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

      контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

      эмиссии денежных знаков;

    2. в зависимости от субъектов, между которыми они возникают :

      с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, с другой – между организациями и физическими лицами,

      между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований;

    3. по экономическому критерию :

      финансовые относятся – отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и др. признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отношения по бюджетному финансированию и т.д.,

      нефинансовые – это отношения, при которых не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов;

    4. критерий финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам :

      бюджетные,

      возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов,

      налоговые,

      неналоговые,

      отношения по государственному внутреннему долгу,

      по сметно-бюджетному финансированию,

      по государственному внебюджетному финансированию,

      по бюджетным кредитам,

      по государственному страхованию,

      по денежному обращению и расчётам,

      по валютному регулированию.

    Метод финансового права – это способ воздействия на общественные отношения, а также система специфических средств, приемов, с помощью которых права регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности.

    Существует 2 метода финансового права:

      административно-правовой метод , т.е. «власть и подчинение». Отношение власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношении «субординации» (подчинения по вертикали). Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости;

      гражданско-правовой метод основан на равенстве сторон и регулируется экономическими методами (штрафы, пени, неустойки).

    Существует другая классификация методов финансового права. Их также два:

      императивный метод – метод властных, обязывающих предписаний (между налоговыми органами и гражданами, организациями);

      диспозитивный метод – метод, предоставляющий возможность выбора (между банками и гражданами).

    Финансовое право Российской Федерации - наука и отрасль в современных условиях становления рыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования - выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя все более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.

    Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством.

    Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства:

      формируются новые специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и др.),

      обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений;

      растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.

    Понятие "финансовое право" может употребляться в двух аспектах - как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

    Финансовое право, являясь отраслью российского права , регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

    Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

    Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

    Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

    Дисциплина финансового права преподается с целью ознакомления:

    С основами финансовой политики государства, формами и методами ее реализации;

    Понятием, системой финансового права и содержанием основных его институтов;

    Формирования знаний основных категорий и понятий финансового права и основных положений действующего федерального финансового законодательства;

    Финансовое право как отрасль права – представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

    Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

    Итак, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

    Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

    Такой метод присущ и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

    Место финансового права в единой системе российского права.

    Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

    В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

    Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

    Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

    Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

    Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

    Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

    ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

    отрасль права, совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.

    Ф.п. имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права. Оно регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы Ф.п. всегда\" связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

    По методу правового регулирования Ф.п. на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Они связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности.Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении.В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства.

    В нормах Ф.п. жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается на уровне как закона, так и таких подзаконных актов, как инструкции Минфина, налоговых органов, инструктивные указания ЦБ.

    Ф.п. не выделилось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль наряду и одновременно с государственным и административным правом. Такие финансовые институты, как налоги и займы, возникли одновременно с государством, так как были объективно необходимы для содержания и функционирования публичной власти.

    Финансово-правовой аспект регулирования части этих отношений определяется следующими обстоятельствами:

    а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств; б) на основании нормативных актов направляют эти средства на выполнение задач и функций государства; в) определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения; г) определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчет-ной сфере по обеспечению повседневного финансового контроля - "контроля рублем" за всей деятельностью государства. Эта область деятельности государства не может быть обеспечена без применения и совершенствования норм Ф.п.

    Ф.п. базируется на нормах Конституции РФ, в соответствующих статьях которой закреплены основы финансовой деятельности государства (п. "ж", "з" ст.71;п."и" ст. 72; п. 3 ст.104;п.3, ст. 106 и др.).

    Конституционные нормы, устанавливающие компетенцию органов представительной и исполнительной власти в области бюджета, налогов и доходов, государственного кредита,страхования, денежно-кредитной системы, закрепляют общие принципы и положения, относящиеся к финансовой деятельности государства. В Ф.п. они являются отправной базой для конкретизации и развития возникающих в процессе финансовой деятельности отношений. Так, вопросы бюджета и налогов, кредита, денежного обращения, закрепленные в соответствующих статьях Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие в довольно обширном действующем финансовом законодательстве. Финансово-правовые нормы в той или иной степени выражают всеобщность конституционных принципов государственного и общественного устройства. Финансовая деятельность государства является деятельностью управленческой, и нормы Ф.п., регулирующие эту деятельность, относятся к отраслям права государст-воведческим. обеспечивающим реальное осуществление публичной власти как РФ в целом, так и всех ее субъектов.

    Ф.п. состоит из двух частей - Общей и Особенной.

    К Общей части относятся нормы, регулирующие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов - участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, вопросы зарубежного Ф.п.

    Особенная часть включает расположенные в логической последовательности институты Ф.п., связь между которыми объективно обусловлена. Основным. несомненно, является институт бюджетного права, так как в бюджетной системе аккумулируются основные финансовые ресурсы, К ним относятся

    также централизованные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.

    Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды,но и верно их направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов. Сюда относится бюджетное финансирование,банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует сказать о банковском кредите,который может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве. Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.

    Поскольку финансовая деятельность основана на деньгах и денежном обращении, то в систему Ф.п. входит институт денег и денежного обращения, а также валютного законодательства.

    В основе финансовой деятельности лежат определенные принципы. Это прежде всего приоритет в области финансовой деятельности.государства представительных органов власти перед исполнительными.

    Вторым является принцип федерализма. Он состоит в том,что в государстве теперь принимается не один бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти территорий всех уровней,вплоть до бюджетов местного самоуправления.

    Один из основных принципов финансовой деятельности государства и Ф.п. - общеправовой принцип законности.

    Источниками Ф.п. являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции. В совокупности все эти акты являются финансовым законодательством. Основа всех источников Ф.п. - Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, уставы субъектов РФ. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются оазои для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства. Кодификация норм Ф.п.только разрабатывается.

    Большое значение в регулировании финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ и указы президентов республик, входящих в состав РФ. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на изменения в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д. Нормы Ф.п. содержатся и в актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства выполняют такие подзаконные акты, как инструкции Минфина, МИС, таможни, письма и телеграммы ЦБ. Эти акты также содержат нормы Ф.п. и подлежат безусловному исполнению.

    Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.

    Горбунова О. Н.


    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое "ФИНАНСОВОЕ ПРАВО" в других словарях:

      Отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности. В широком смысле охватывает банковское право, налоговое право, кредитные отношения и др … Большой Энциклопедический словарь

      Отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности. В широком смысле охватывает банковское право, налоговое право, кредитные отношения и др. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

      Одна из отраслей права, совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления,… … Юридический словарь

      Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь

      финансовое право - — EN financial law Тематики охрана окружающей среды EN financial law DE Finanzrecht FR loi de finances … Справочник технического переводчика

      Финансовое право - отрасль публичного права представленная совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределение и использование денежных фондов государства. В отличие от административно… … Элементарные начала общей теории права

      Финансовое право - (англ. financial law) отрасль права, совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства (РФ и ее субъектов), а также субъектов местного самоуправления. Предмет Ф.п.… … Энциклопедия права

      ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, юридических и физических лиц. Большое место в Ф.п. занимает регулирование формирования… … Юридическая энциклопедия