Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Акт приемки готового к эксплуатации объекта. Порядок составления акта приемки объекта капитального строительства

    Акт приемки готового к эксплуатации объекта. Порядок составления акта приемки объекта капитального строительства

    Несмотря на то, что федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отменил необходимость применения в ряде случаев унифицированных форм, сдача-приемка законченного объекта строительства до сих пор осуществляется с помощью актов, утвержденных Госкомстатом РФ.

    Эти акты удобны всем сторонам сделки, а потому не выходят из делового и бухгалтерского оборота.

    Оформление процесса сдачи-приемки строительства

    Все строительные работы подчиняются нормам гражданского законодательства РФ, в частности, его главе 37, параграфу о строительном подряде.

    На основе ст.743 ГК РФ первоначально на объект оформляется :

    • техническая документация, в которой определяется объем и характер строительных работ;
    • , в которой высчитывается стоимость всех работ.

    Сдача заказчику объекта , по которому закончены все работы, производится в соответствии с нормами ст.753 ГК РФ:

    • приемка заказчиком выполненных работ оформляется актом, какой подписывается обеими сторонами;
    • если одна из сторон не считает необходимым подписывать акт в силу выявленных дефектов или по иным причинам, в акте должна быть сделана отметка об отказе подписания;
    • признать такой односторонне подписанный акт недействительным можно только в судебном порядке и при условии, что мотивы отказа от заверения акта обоснованны.

    Форма данного акта в Гражданском Кодексе РФ не предусмотрена. Поэтому на практике используются старые формы, которые до 2012 года признавались унифицированными:

    • акт формы КС — 11;
    • или акт формы КС — 14 – используется для объектов, при сдаче-приемке которых требуется присутствие комиссии.

    Оба акта утверждены Госкомстатом РФ в Постановлении от 30.10.97г. №71-а. Применение указанных форм, которое стало не обязательным из-за вступления в силу закона о бухучете №402-ФЗ, теперь должно быть оговорено непосредственно в заключаемом договоре.

    Стоит отметить, что акт о приемке объекта, по которому закончено строительство, должен подписываться заказчиком только после того, как он провел необходимые обследования, контрольные испытания и иные проверки.

    К акту о сдаче-приемке работ должны быть приложены документы , которые подтверждают готовность сдаваемого объекта к эксплуатации, в частности:

    • документы на промежуточный прием основных конструкций;
    • акты о проведении различных испытательных работ;
    • подтверждения освидетельствования скрытых работ;
    • геодезические съемки;
    • документы по лабораторному контролю, и иные.

    Состав сопровождающей сдачу-приемку объекта документации регламентируется распорядительными нормативными актами субъектов РФ.

    Составление акта

    Данный документ является основополагающим в процессе приемки и сдачи завершенного строительства. Его обязательное оформление оговорено в Гражданском Кодексе РФ в статье 753.

    С помощью этого документа:

    • происходит подтверждение факта приема-сдачи объекта;
    • подтверждается отсутствия претензий со стороны заказчика к объекту;
    • обосновываются понесенные заказчиком расходы на строительство объекта;
    • осуществляется постановка объекта на учет заказчика.

    Исходя из последних двух утверждений, акт приемки завершенного строительства имеет большое значение для целей бухгалтерского и налогового учетов:

    • на основании статьи 9 закона №402-ФЗ у каждой хозяйственной операции должно быть подтверждение в виде , который обеспечивает возможность отражения данной операции в бухучете;
    • расходы на основании налоговой статьи 252 должны быть обязательно документально подтверждены, чтобы их признали в налоговом учете. В частности, в ст.272 (п.2) НК РФ датой признания материальных издержек предприятия считается день подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.

    Таким образом, без акта завершенное строительство не считается признанным и принятым.

    Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
    Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

    Какую форму акта нужно применять?

    Прежде всего, стоит напомнить, что поскольку указанные формы не являются теперь обязательными, их применение для конкретных объектов должно быть оговорено в договоре строительного подряда. Но какую из форм следует применять?

    Госкомстат РФ в своем Постановлении №71-а от 30.10.1997г. утвердил два практически идентичных документа – КС-11 и КС-14, – которые используются для принятия полностью завершенного строительства.

    Однако у данных документов есть существенные различия , которые определяют их сферу и порядок применения:

    • при оформлении акта КС-14 одной из сторон, которая участвует в приемке объекта, является приемочная комиссия. Эту комиссию формирует заказчик или . А вот при оформлении акта КС-11 участвуют только две стороны – подрядчик (исполнитель) и заказчик (инвестор);
    • форма КС-14 служит не только для приемки объекта, но и для признания его основным средством и для его ввода в эксплуатацию. Акт КС-11 служит лишь подтверждением приемки объекта при его полной готовности и используется потом при оформлении документов на введение в эксплуатацию объекта и при его включении в состав ;
    • КС-14 используется при приемке объектов, которые были возведены, в том числе и за счет средств льготного кредитования;
    • с помощью КС-14 отражается информация о работе всех коммуникаций на объекте, о соответствии введенного в эксплуатацию объекта и проекту, и строительным и иным нормам. В акте КС-11 отражается соответствие готового объекта утвержденным проектным данным;
    • если КС-11 свидетельствует о принятии объекта путем подписания акта исполнителем и заказчиком, то КС-14 служит подтверждением принятия объекта только после вынесения соответствующего решения приемочной комиссией. Это решение выносится в самом акте КС-14, который подписывается только комиссией.

    Акт КС-14 составляется тогда, когда действующим законодательством (ст.753, ГК РФ) прием объекта возможен только при наличии соответствующей комиссии, состоящей из представителей следующих надзорных органов:

    • санитарно-эпидемиологического;
    • экологического;
    • пожарного;
    • архитектурно-строительного;
    • и иных заинтересованных структур.

    Во всех остальных случаях используется форма КС 11.

    Порядок оформления

    Акты оформляются по той форме, которая утверждена сторонами в договоре.

    И для этого, как правило, используются именно формы КС-14 либо КС-11, которые утверждены 30.10.97г.в Постановлении Госкомстата РФ №71а. Эти акты составляются не на отдельные этапы стройки, а на приемку законченного объекта.

    Составляются акты на бумажном носителе и в том количестве экземпляров, которое отвечает числу участвующих в сделке сторон или иным условиям (обычно не менее 2-х экз.).

    Подписание документов производится:

    • акты КС-11 — представителем генерального подрядчика (т.е. исполнителя работ) и представителем заказчика или иным лицом, которого уполномочил на это инвестор (заказчик);
    • акты КС-14 – дополнительно членами комиссии, которая участвовала в приемке объекта.


    Оформление
    актов осуществляется:

    • КС-11 – заказчиком. Он оформляет приемку по результатам проведенных им проверок, испытаний, и т.д., и на основании заключений надзорных органов (пожарный надзор, экологический и т.д.);
    • КС-14 – заказчиком и членами комиссии. Документ составляется по результатам проведенных указанными лицами проверок, обследований и т.д., и на основе заключений, данных органами надзора.

    Введение в эксплуатацию построенного объекта, который принят заказчиком, регистрируется заказчиком (т.е. пользователем данного объекта) в органах местной исполнительной власти и в том порядке, какой ими установлен для подобных случаев.

    Акты служат основанием для расчетов с исполнителем работ.

    Нюансы составления

    Прежде всего, стоит отметить, что официальных разъяснений по поводу заполнения актов формы КС нет.

    Но на практике при их заполнении учитывается следующее :

    • в графе «Организация» прописывается название заказчика и его ;
    • в п.3 шапки актов «В строительстве принимали участие» указываются все субподрядные организации – их наименования, юридические адреса, банковские реквизиты и виды выполненных ими работ. Перечень выполненных работ ставится обычно вначале, а реквизиты и название их исполнителя потом и рядом. В случае если таковых «помощников» не было, в графе проставляется прочерк;
    • если есть приложения к актам, то их номера указываются в п.9 и в п.10;
    • если выполнялись работы по благоустройству (озеленение, обустройство дорог, и т.д.), они указываются в п. 11 форм. Если таковые работы не производились, в таблице ставятся прочерки;
    • в п.12 указывается стоимость работ по утвержденной смете. Причем, все цифры здесь указываются прописью, кроме копеек;
    • в п.13 актов «Стоимость принимаемых основных фондов» указывается фактическая оценка объекта, которая отражается на счете 08, включая и вознаграждение подрядчика. Все цифровые значения ставятся прописью.

    Особенности оформления

    Акты формы КС 11 и 14 предназначены для окончательного приема объекта. Они не заполняются при поэтапной сдаче работ. Объект, завершенный строительством, считается принятым, если подписаны именно эти акты (не конкретно такой формы).

    Кроме того, они являются основанием для:

    • оформления ввода в эксплуатацию объекта (ст. 55, Градостроительный кодекс РФ);
    • принятия в налоговом учете расходов (ст. 252, НК РФ);
    • отражения хозяйственной операции (ст.9, закон №402-ФЗ);
    • принятия основного средства на учет (Госкомстат РФ, Постановление №71а, 30.10.97 г.).

    Что касается таких документов, как КС-2 и КС-3 , то они оформляются на поэтапную сдачу работ, если такая сдача предусмотрена в подрядном договоре. Кроме того, указанные формы используются и тогда, когда при возведении объекта на отдельные виды работ привлекаются субподрядчики. И без этих промежуточных форм также нельзя признать расходы в учете и подтвердить фактическую стоимость принимаемого объекта, по которому завершено строительство.

    О вводе в эксплуатацию объектов строительства рассказано в следующем видеосюжете:

    Напомним прежде всего, что правовые основы выполнения работ по договору подряда регулируются гл. 37 "Подряд" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Общими положения о подряде, в частности ст. 702 ГК РФ, определено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

    Но помимо общих положений о подряде ГК РФ регулирует и отношения по договору строительного подряда. Пунктом 1 ст. 740 ГК РФ установлено, что подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную договором цену.

    Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику . Заказчик, получивший от подрядчика сообщение о готовности к сдаче результата выполненных работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

    Согласно ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами договора строительного подряда.

    По общему правилу для подтверждения своей деятельности организации обязаны применять унифицированные формы первичной учетной документации, поскольку к бухгалтерскому учету первичные документы принимаются в том случае, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Самостоятельно разработанные формы документов также могут использоваться организациями, но только в том случае, если осуществляются операции, формы документов для отражения которых не предусмотрены альбомами унифицированных форм. Но и самостоятельно разработанные формы могут быть приняты к учету при условии, что в них содержатся обязательные реквизиты, перечень которых приведен в уже названном нами Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

    (форма N КС-11) утвержден Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".

    Согласно Указаниям по применению и заполнению форм, содержащимся в приложении к Постановлению Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве", акт формы N КС-11 применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда.

    Выше мы отметили, что основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Так вот именно Акт формы N КС-11 и является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором подряда.

    Акт составляется в необходимом количестве экземпляров . Перед тем как составить акт, заказчик осуществляет приемку законченного строительством объекта на основании результатов проведенных им обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов, представленных исполнителем и подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также на основании заключений органов надзора. Факт ввода в действие объекта регистрируется заказчиком (пользователем) объекта в местных органах исполнительной власти в установленном порядке.

    Акт подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика, подрядчика) и заказчика соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика. В случаях, когда функции заказчика и исполнителя работ - подрядчика выполняются одним лицом, состав подписей определяется инвестором.

    Вся документация по приемке объекта впоследствии передается заказчиком пользователю объекта.

    Исполнитель работ на основании оформленного акта представляет документы статистической отчетности о выполнении договорных обязательств.

    Следует обратить внимание на одну особенность, установленную ст. 753 ГК РФ. Одна из сторон договора подряда может отказаться от подписания акта. В этом случае в акте делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными, что установлено п. 4 ст. 753 ГК РФ.

    В качестве примера приведем Постановление ФАС Поволжского округа от 7 августа 2007 г. по делу N А55-14678/2006. В суде рассматривался иск подрядчика к заказчику о взыскании задолженности за выполненные по контракту работы. В иске указано, что заказчик необоснованно отказался от подписания окончательного акта приемки выполненных работ. Наличие задолженности за выполненные работы установлено судом, и в силу ст. 711 ГК РФ требования о взыскании задолженности подлежат удовлетворению.

    Заказчик в кассационной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что подрядчик представил заказчику акт приемки законченного строительством объекта без приложений в виде исполнительной документации, в связи с чем заказчик не имел возможности определить качество и окончательный объем выполненных работ и поэтому не подписал акт. Суд кассационной инстанции жалобу заказчика не удовлетворил.

    В основание иска по делу положено наличие окончательного акта приемки выполненных работ по форме N КС-11, подписанного в одностороннем порядке подрядчиком. Подрядчик неоднократно направлял заказчику письма с просьбой об окончательном принятии работ с приложением соответствующих актов и справок о стоимости выполненных работ и затрат. Заказчик акт не подписал, инспекцию объекта не проводил.

    Согласно положениям ст. 753 ГК РФ заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность использования объекта для указанных в договоре строительного подряда целей и не могут быть устранены подрядчиком и заказчиком. Заказчик в нарушение условий контракта объект не инспектировал и список исправлений и ремонтных работ, которые подрядчик должен осуществить перед подписанием окончательного акта принятия работ, не составил. Односторонний акт может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны необоснованными. Учитывая, что мотивы отказа заказчика от подписания акта приемки законченного строительством объекта являются необоснованными, суд правомерно принял во внимание односторонний акт и удовлетворил иск подрядчика.

    Порядок применения унифицированной формы N КС-11 изложен также в Письме Федеральной службы государственной статистики от 31 мая 2005 г. N 01-02-9/381 "О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3 и КС-11".

    В Письме указано, что Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" утверждены две формы актов приемки объектов в эксплуатац ию:

    Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11);

    Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14).

    Форма N КС-11 была разработана во исполнение Временного положения по приемке законченных строительством объектов, введенного Письмом Госстроя России от 9 июля 1993 г. N БЕ-19-11/13, которое предусматривало приемку объектов на основании предоставления перечня специальной документации.

    В связи с обновлением законодательства Временное положение, о котором идет речь, отменено, при этом унифицированная форма N КС-11 Госкомстатом России не отменялась. Согласно рекомендации, данной в Письме, при заполнении акта формы N КС-11 следует после слов "руководствуясь Временным положением по приемке законченных строительством объектов" дописывать "отменено" и дополнять реквизит ссылкой на действующие нормативные документы, на основании которых производится приемка объекта в эксплуатацию.

    Некоторые читатели могут подумать, что гораздо проще удалить из формы документа утратившее силу Временное положение и сразу указать действующие нормативные акты. Но не следует забывать о том, что в соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20, удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. А вот вносить в унифицированные формы дополнительные реквизиты организация может, исключение составляют лишь формы по учету кассовых операций.

    Особо обращаем ваше внимание на то, что первичные учетные документы могут приниматься к учету организациями лишь при условии заполнения всех обязательных реквизитов. Неполное или неправильное заполнение реквизитов документа может вызвать нарекания со стороны сотрудников налоговых органов. И хотя зачастую суды признают такие нарушения малозначительными, рекомендуем подходить к заполнению реквизитов первичных документов очень внимательно, так как наличие большого количества судебных разбирательств по этому вопросу свидетельствует о том, что такие претензии налоговых органов встречаются очень часто.

    Акт приемки законченного строительством объекта содержит п. 12, в котором указывается стоимость объекта по утвержденной проектно-сметной документации. Нередко возникают вопросы о том, можно ли заполнять акт формы N КС-11 в иностранной валюте или условных денежных единицах. В Письме Федеральной службы государственной статистики от 31 мая 2005 г. N 01-02-9/381 "О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3 и КС-11", о котором мы уже упоминали, сказано, что в унифицированных формах первичных документов денежный измеритель (цена, стоимость и прочие) предусмотрен в рублях, таким образом, применение в утвержденных Госкомстатом России унифицированных формах первичной учетной документации условных денежных единиц является неправомерным.

    Но по этому поводу существует и противоположное мнение. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2007 г. N Ф08-951/2007-386А сказано, что действующее законодательство не содержит запрета на оформление акта выполненных работ в иностранной валюте.

    Рекомендуем организациям при заключении договоров строительного подряда предусматривать, в какой валюте будет определяться стоимость строительных работ - в рублях, иностранной валюте или условных денежных единицах. Но даже если договором будет предусмотрено, что стоимость работ определяется, например, в иностранной валюте, риск возникновения претензий со стороны налоговых органов не исключен.

    Договором подряда может быть предусмотрена поэтапная сдача работ. По завершении очередного этапа работ оформляется Акт приемки выполненных работ (форма N КС-2), унифицированная форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ". В Письме УФНС России по г. Москве от 7 февраля 2007 г. N 20-12/012414 сказано, что датой признания дохода от осуществления строительных работ является дата реализации таких работ, которая может быть определена по дате акта N КС-2.

    Если же поэтапная сдача работ договором подряда не предусмотрена, то, по мнению автора, датой передачи законченного строительством объекта заказчику и датой признания выручки от реализации строительных работ будет являться дата подписания акта формы N КС-11.

    Законченный строительством объект принимается организацией к учету, отражается на счете 01 "Основные средства" и вводится в эксплуатацию. С этого момента у организации возникает обязанность по исчислению налога на имущество организаций в соответствии с нормами налогового законодательства. Но в какой момент объект следует отразить в составе основных средств? Является ли дата подписания акта формы N КС-11 основанием для этого?

    В качестве ответа на поставленные вопросы рассмотрим пример из судебной практики. ФАС Московского округа рассматривалась кассационная жалоба налогового органа. По мнению инспекции, судам при определении даты ввода объектов в эксплуатацию и, соответственно, периода, в котором возникает обязанность по уплате налога на имущество организаций, следовало руководствоваться актами приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11, так как они составлены ранее актов по форме N КС-14, аналогичных по своему значению и правовым последствиям.

    Суд отклонил доводы налогового органа по следующим основаниям.

    Как сказано в Постановлении ФАС Московского округа от 28 августа 2008 г. N КА-А40/7979-08 по делу N А40-58167/07-129-345, согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

    Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, для обобщения информации о наличии и движении основных средств в организации предназначен счет 01 "Основные средства".

    Порядок учета на балансе основных средств регулируется Положением по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. Согласно этому Положению к бухгалтерскому учету в качестве основных средств принимаются активы, в отношении которых одновременно выполняются следующие четыре условия:

    1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, для предоставления в аренду;

    2) объект предназначен для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

    3) организация не предполагает последующую перепродажу объекта;

    4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

    В п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н, предусмотрено, что основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях приобретения, сооружения и изготовления за плату, сооружения и изготовления самой организацией и в других случаях.

    Факт принятия объектов основных средств на учет по счету 01 и использования их в производственной деятельности с начислением амортизации свидетельствует о наличии объекта обложения налогом на имущество, что порождает обязанность организации исчислять и уплачивать этот налог согласно нормам гл. 30 НК РФ.

    Суд со ссылкой на Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" указал, что первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации.

    В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" именно акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных средств всех форм собственности.

    Вместе с тем, как указал суд, акт по форме N КС-11, исходя из буквального толкования слов и выражений, содержащихся в названном нормативном акте, основанием для зачисления объектов в состав основных средств не является.

    Кроме того, Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" утверждена форма N ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения) и указания по ее применению и заполнению. Согласно этим указаниям форма N ОС-1а применяется для включения в состав основных средств и учета ввода их в эксплуатацию в отношении тех объектов, которые являются зданиями и сооружениями, а форма N ОС-1 в отношении всех прочих объектов.

    Суд установил, что доводы налоговой инспекции о том, что документом, подтверждающим ввод основных средств в эксплуатацию, является акт по форме N КС-11, как равнозначный по правовым последствиям акту по форме N КС-14, не соответствует положениям приведенных выше нормативных актов.

    Также судом по делу установлено, что начисление амортизации для целей налогообложения на стоимость объектов основных средств ранее подачи документов для государственной регистрации (то есть после подписания актов по форме N КС-14) не производилось, спорные объекты были приняты на учет в качестве основных средств с составлением актов по форме N ОС-1а после подписания актов по форме N КС-14.

    Суд кассационной инстанции, рассмотрев дело, счел, что судебными инстанциями был сделан правильный вывод о неправомерности начисления налоговым органом заявителю налога на имущество с даты подписания акта приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11.

    Сфера строительства сегодня подразумевает достаточно строгую отчетность. В соответствии с действующими законодательными нормами все хозяйственные операции в обязательном порядке должны быть отражены в бухгалтерской отчетности.

    Для формирования такой отчетности требуется наличие соответствующих документов, подтверждающих конкретные операции. К таким документам относится акт сдачи-приемки строительных работ.

    При этом следует помнить о большом количестве различных нюансов, связанных с данной процедурой. Составление такого документа должно осуществляться при соблюдении некоторых правил.

    Общие аспекты

    Акт приемки законченного строительством объекта применяется чаще всего. Данный документ имеет установленный на государственно уровне стандарт.

    Важно помнить, что акт сдачи-приемки строительных работ является документом строгой отчетности. При осуществлении налоговые органы уделяют ему максимально пристальное внимание.

    Важно помнить, что подобные документы нередко применяются для реализации различного рода схем по отмыванию денег.

    Именно это является основной причиной достаточно серьезных требований по отношению к данному документу. Допущение нарушений, ошибок может стать причиной наложения достаточно серьезного штрафа.

    К основным вопросам, рассмотреть которые нужно будет обязательно заблаговременно, нужно отнести:

    • необходимые термины;
    • назначение документа;
    • действующие нормативы.

    Необходимые термины

    Акт приемки объекта капитального строительства должен составляться в соответствии с определенными нормативами. Все они отражены в специальном федеральном законодательстве.

    Но для верной трактовки самих законодательных норм требуется верное его понимание. В противном случае могут возникнуть какие-либо несостыковки, ошибки.

    К основным терминам, рассмотрение которых позволит избежать подобных проблем, относится следующее:

    • хозяйственная операция;
    • капитальное строительство;
    • рабочая комиссия;
    • приемочная комиссия;
    • акт сдачи-приемки работ.
    Под понятием «хозяйственная операция» Подразумевается фактически любое действие, которое свершается организацией. Причем подобные операции должны соответствующим образом отражаться в бухгалтерской, иной отчетности. Это позволит избежать самых разных сложностей в дальнейшем. Рядом с проводками располагается раздел, в котором требуется указать характеристику, документальное подтверждение операции
    Под капитальным строительством Подразумевается процесс возведения здания. Причем данная процедура включает в себя не только строительные/монтажные работы, но и создание заглубленного фундамента. В случае проведения подобных работ формирование соответствующего акта работ строго обязательно. В нем должна отражаться подробная информация по поводу данного действия
    «Рабочая комиссия» Это временный, созданный для решения определенных задач коллегиальный орган. Его работа подразумевает комплексную проверку определенного объекта. Например, при капитальной строительстве. Чаще всего инициатором создания подобной комиссии является именно заказчик самого строительства
    Приемочная комиссия Также представляет собой коллегиальный орган. Но создается он для решения несколько других задач. В первую очередь это осуществление проверки самого объекта строительства. По результатам рекомендаций данного органа осуществляется приемка объекта, возврат его на доработку.
    Акт сдачи-приемки работ – специальный документ, применяемый чаще всего в строительстве. Он включает в себя достаточно большое количество самых разных факторов. На основании данного документа подписывается акт выполненных работ, а также составляются другие документы. Формат такого акта устанавливается в специальном сборнике стандартных форм документов подобного типа

    Причем данный акт может составляться в различных случаях. Также он применяется в случае, если требуется провести осмотр незавершенного объекта.

    Назначение документа

    Акт сдачи-приемки работ позволяет решить достаточно большое количество самых разных задач.

    В первую очередь такой акт позволяет:

    Отразить состояние объекта На момент проведения проверки, отразить в нем все имеющиеся недоработки которые исправить необходимо
    Подтвердить сам факт выполнения определенного объема работы Данный документ составляется всегда только компетентными специалистами
    Возможно использовать акт для проведения судебных заседаний С целью защиты своих прав, интересов – как подтверждение
    На основании данного акта возможно составить документ С претензиями по качеству выполненной работы
    Возможно разрешить многие спорные моменты Не через суд, а альтернативным способом

    Существует достаточно большое количество нюансов, связанных с данным актом. Предварительное их рассмотрение позволит избежать самых разных неприятностей.

    Важно помнить о соблюдении формата данного документа. Так как только лишь при выполнении всех установленных стандартов составления возможно будет использовать его для проведения судебных разбирательств.

    Если же формат будет не соблюден, будут присутствовать какие-либо серьезные ошибки – документ достаточно легко признается ничтожным на юридическом уровне.

    Следовательно, для разрешения различных конфликтных ситуаций его применять будет попросту невозможно.

    Именно поэтому стоит по возможности избегать допущения различного рода ошибок. Так можно будет избежать самых разных сложностей в дальнейшем.

    Действующие нормативы

    Сегодня существует достаточно много разнообразной технической документации, которая регламентирует строительные работы.

    Аналогичным образом обстоит дело с законодательными нормами. Нужно помнить, что алгоритм составления акта рассматриваемого типа устанавливается определенными НПД.

    На данный момент основным таковым документом является Альбом унифицированных форм первичной документации. Этот НПД устанавливается

    Данный нормативный документ включает в себя следующие основные разделы:

    • общие положения;
    • полный список всех форм специальной учетной документации по ведению учета работ в строительстве различного типа;
    • устанавливаются специализированные форматы отчетных актов в строительстве:
    Данный формат необходимо составлять в случае когда все необходимые работы уже выполнены
    Представляет собой документальное подтверждение стоимости выполненных работ
    В определенных случаях работы должны обозначаться в хронологическом порядке, представлен формат журнала для составления подобного рода отчетности
    Журнал, аналогичный обозначенному выше, но используемый для документирования уже выполненных на конкретный момент времени перечня работ
    В некоторых случаях недвижимость, иное имущество сдается в эксплуатацию и данный бланк позволяет отразить всю необходимую в таком случае информацию
    На многих строительных объектах обязательно осуществляется сборка временных сооружениях, в данном формате документа отражается полный их перечень, основные связанные с ними моменты
    Данный акт обозначает полный перечень подлежащих сносу или же последующему переносу строений
    Представляет собой акт приема объекта уже законченного строительства
    Составляется в случае, если приемка осуществляется специально сформированной для этих целей комиссией
    Отражает информацию в случае если имеет место приостановка ведения строительных работ

    В обозначенном выше альбоме перечислены основные требования касательно обязательных стандартов актов. Необходимо внимательно ознакомиться с шаблонами. Так как неверное составление часто приводит к существенным сложностям.

    Для приема в эксплуатацию строительных объектов определенного типа требуется соответствующее разрешение со стороны государственных органов. Отсутствие надлежащим образом составленного акта приведет к невозможности приема.

    Образец заполнения акта сдачи-приемки строительных работ

    Сегодня составление актов в одностороннем порядке допускается только лишь в отдельных случаях. Например, если возник спорный момент, вторая сторона не желает идти на контакт со своим партнером.

    Существует множество нюансов, связанных с проведением процедуры разбирательства в таких случаях. К основным обязательным для рассмотрения вопросам относится:

    • порядок формирования — форма КС-11, форма КС-14;
    • если в эксплуатацию;
    • объекта газораспределительной системы.

    Порядок формирования

    Порядок формирования акта на строительной площадке от заказчика зависит от цели, которые должны решаться определенным актом.

    На данный момент стандартный алгоритм составления выглядит следующим образом:

    Форма КС-11

    Форма КС-11 составляется при окончании строительства объекта. Документ должен включать в себя следующее:

    • полное наименование документа;
    • указываются номера форм, их коды;
    • обозначается полное наименование организации;
    • указывается заказчик, а также исполнитель всех обязательных в таком случае работ;
    • указывается компания, выдавшая разрешение на проведение соответствующих работ;
    • обозначается лицо, составившее проектную и сметную документацию по этому поводу;
    • кем выданы исходные данные для проектирования;
    • кем составляется проектная и сметная документация;
    • обозначается дата начала и окончания работ;
    • в нижней части документа составляется таблица, в которой указывается полный перечень всех выполняемых работ, такие таблицы различны для — коммерческой недвижимости любого типа кроме жилой, недвижимости жилого типа.

    Форма КС-14

    Форма КС-14 включает в себя следующее:

    • Ф.И.О. и подпись с расшифровкой лица, утверждающего документ;
    • наименование самого акта;
    • указывается обозначение самого предприятия;
    • проставляются данные в специальной таблице — дата, код операции;
    • указывается место расположения конкретного объекта;
    • наименование объекта строительства;
    • кем именно выдано разрешение на проведение строительных работ;
    • кем выданы исходные данные для реализации работ;
    • данные для проектировки;
    • проектно-сметная документация;
    • в какие сроки выполнены строительные/монтажные работы.

    Также в нижней части документа формируются специальные таблицы с данными по объекту. Они также, как в случае КС-11 различаются для жилой и нежилой недвижимости.

    Если в эксплуатацию

    Ввод здания, иного объекта капитального строительства обязательно должен сопровождаться составлением достаточно обширного перечня самой разной специализированной документации.

    Перечень составляемых актов определяется именно типом . При отсутствии достаточного в данной сфере опыта стоит обязательно проконсультироваться у специалиста.

    Объекта газораспределительной системы

    Отдельного внимания заслуживает осуществление ввода в эксплуатацию объекта газораспределительной системы. Для реализации подобной процедуры необходимо проведение тщательной проверки.

    Процесс составления документации рассматриваемого типа имеет большое количество самых разных нюансов. С ними лучше всего разобраться заранее. Это даст возможность существенно сократить время на приемку объекта строительства.

    Приветствую, друзья! Сегодня будет интересная тема в статье. Поговорим мы о составлении акта приемки законченного строительством объекта. Кто еще не знает что это такое — рекомендую ознакомиться. В статье будут даны некоторые тонкости его оформления.

    Что это такое

    Начнем с вопроса «А зачем он нужен вообще?». Думаю и вы задавали аналогичный вопрос. А все дело в том, что для оформления объектов необходимо подготовить определенный перечень документов установленный в ч.3 ст. 55 ГрК РФ.

    Одним из этих документов и является данный акт. Его никто не выдает, заполняют его застройщик, либо заказчик совместно с лицом, осуществляющим строительство (генподрядчик), лицом, подготовившим проектную документацию (генпроектировщик) и эксплуатирующей организацией.

    Данный акт еще называют формой КС-11.

    Пример заполнения

    Ниже в статье представлю пример заполненного варианта или правильнее образец акта. Скачать бланк можете по ссылке .

    На первом листе акта, думаю все понятно, но если у кого то есть вопросы, то смело задавайте в комментариях.

    Для увеличения нажмите на картинку.

    Также к акту прилагается перечень субподрядных организаций, которые непосредственно участвовали при строительстве.

    Ну а теперь о тонкостях, если их можно такими назвать.

    • данный акт необходимо составлять до истечения срока действия разрешения на строительство. Это необязательно, но желательно.
    • в 12 пункте акта можно написать, что работы по озеленению, устройству верхнего покрытия проездов и тротуаров, а также устройство дорожек к детским и игровым площадкам будет выполнена в благоприятный предшествующий году период. Это для сдачи объектов в зимний период.
    • если у вас было несколько разрешений на строительство (меняли в процессе строительства), то в акте указываем все разрешения, аналогично с проектной организацией (в приемке указываете последнего генпроектировщика).
    • этот акт не является документом разрешающим эксплуатацию объекта.

    В следующих статьях поговорим об акте о соответствии построенного требованиям технических регламентов. До скорых встреч, не забывайте подписываться на блог.

    P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!