Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Благовещение пресвятой богородицы

     Благовещение пресвятой богородицы

    Какого числа отмечают Благовещение в 2019 году? Какова история и предпосылки этого праздника? Читайте об этом в статье на портале “Православие и мир”.

    Благовещение в 2019 году – 7 апреля

    Начало нашего спасения.

    Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников русского народа. Даже “птица гнезда не свивает в этот день” – говаривали наши благочестивые предки. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. “Радуйся, Благодатная,” – приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, “благой,” вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.

    Событие Благовещения

    О явлении Ангела Гавриила Деве Марии повествует только один евангелист, святой Лука, в первой главе своего Евангелия (смотри Евангелие от Луки, 1-ю главу, стихи 26-38).

    Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангел, как принято его называть, (название Архангел – высший ангел) был послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф. Читателю следует обратить на то, что евангелист Лука не говорит: “К деве, вышедшей замуж,” но к “обрученной мужу” потому, что Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но не являлась его женой в действительности. Древнее предание объясняет, почему это так получилось. Еще до рождения Марии, Ее родители, тогда бездетные, Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка, посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Живя здесь лет десять в атмосфере молитвы и богомыслия, юная Мария так пламенно возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14-ть, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям или выйти замуж. Однако, Ее родители уже умерли за несколько лет до этого. Первосвященник, зная об Ее обете девства и желая Ей помочь осуществить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью – Иосифу. В то время Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство. Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником (Мт. 13:55-56). Так, добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную племянницу. Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.

    Но вернемся к евангельскому рассказу. Явившись Деве Марии, Ангел Гавриил приветствовал Ее: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” “Благодатная” значит обретшая особую любовь и благоволение Божие. Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их. Успокаивая Ее, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевышнего. Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

    Древнее царство Давида, в котором Сам Бог выдвигал царей, которое управлялось по законам Божиим и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия. Главная особенность царства Давида заключалась не в его гражданском устройстве, но в его духовном идеале – как общества, стремящегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Р.Х., его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя. К таким принадлежали Дева Мария и Ее родители, старец Иосиф, родители Иоанна Крестителя, праведные Захария и Елизавета, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна, вифлеемские пастухи и многие другие простые и верующие евреи. Пророки предсказывали, что с пришествием Мессии, царство Давида будет восстановлено и преобразится в Мессианское Царство. В него вольются верующие люди из многих народов и оно пребудет вечно (Смотри Исаия 42:1-12, 54:12-14, Ис. 2:2-3, Дан. 2:44, Дан. 7:13, Зах. 9:9-11).

    Святая Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Ангела: “Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?” Ангел успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа. Здесь бессеменное зачатие произведет Дух Святой, действием Которого “Сила Всевышнего осенит Ее,” то есть Сам Сын Божий сойдет в Ее утробу (По образному сравнению церковной песни, Дух Святой, на подобие таинственного облака, осенявшего ветхозаветную скинию, в момент зачатия спустится на Деву, Исх. 40:34, Чис. 9:15). Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Ангел Гавриил, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божию. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: “Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему.”

    Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог всегда оберегает дар свободной воли, которым Он наделил человека. Нравственная свобода – это ценнейшее свойство, которое возвышает нас над бездушной природой и над животным миром. Без нее мы были бы чем то вроде запрограммированных роботов, неспособных нравственно совершенствоваться. Будучи же нравственно свободными, мы можем духовно расти, совершенствоваться и, таким образом, уподобляться нашему Творцу (В противоположность Богу, дьявол стремиться лишить человека богоподобного свойства свободы; он старается поработить человека – сначала нравственно, а потом и физически). Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась в этот момент величайшая тайна, непостижимая, фактически, даже ангелам: Невместимый, неприступный и вечный Господь сошел в девическую утробу и, не испепелив ее, принял от нее человеческую природу, состоящую из тела и разумной души. Дальнейшее развитие Плода в девической утробе шло по естественным законам природы, и Дева носила в себе Младенца, до дня Его рождения в Вифлееме (По милости Божией, непостижимое Чудо воплощения Сына Божия как бы повторяется на каждой литургии, когда Дух Святой сходит на хлеб и вино, лежащие на престоле, и претворяет их в Тело и Кровь Христовы. Так в таинстве Причащения Господь Иисус Христос приобщает нас Своей Божественной природе).

    Значение Благовещения

    В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог (Ис. 7:14). В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо зачатия предвечного Младенца нельзя понять; оно – тайна благочестия, доступная только вере (1 Тим. 3:16). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит “Спасения нашего главизну” – т.е. начало нашего спасения. Благовещение это – первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать – Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа. В таинственной встрече падшего человечества с преблагим Богом, происшедшей в чистом сердце Девы Марии, уже слышится первый неповторимый ликующий звук той ангельской песни, которая, по условиям земного времени, смогла полностью раздаться на земле только спустя девять месяцев: “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение.” “Славу Богу” – несла в своем сердце Дева Мария и – “мир земле” за это обещал Ей Спаситель.

    В осторожности, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию и обещанию Ангела Гавриила, святые отцы Церкви видят признак великой добродетели, именуемой “рассудительностью ” (или “рассуждением”). Противополагают они мудрую осторожность Девы Марии, легковерию Евы, которая необдуманно послушалась совета дьявола, принявшего образ змея, и вместо счастья обрела горе.

    Явление Ангела Деве Марии обрамлено двумя событиями: зачатием Иоанна Предтечи и посещением Пресв. Девой Марией праведной Елизаветы. Во время этого посещения, св. Иоанн Предтеча, еще не родившийся шестимесячный утробный младенец, первый приветствует Пречистую Деву своими движениями в утробе Елизаветы. В этот момент удостаивается Святого Духа и праведная Елизавета и восклицает: “Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего,” и затем прибавляет – “и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!” (Лк. 1:43). Здесь праведная Елизавета начала свое приветствие теми же словами, какими закончил свое приветствие Архангел Гавриил. Из этих приветственных слов создалась та чудная молитва, которую мы так часто слышим в храме: “Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах (среди жен) и благословен Плод чрева Твоего. Яко (потому что) Спаса родила еси душ наших.”

    Состояние умиления, святой, небесной радости, в которой пребывала Дева Мария в день Благовещения, запечатлено в иконе “Умиления.” На ней Дева Мария – без Младенца, со скрещенными руками на груди и со словами вокруг нимба: “Радуйся Невесто неневестная.” Перед этой иконой целыми днями и ночами молился на коленях преподобный Серафим Саровский, перед нею и скончался.

    Первое слово приветствия Архангела Гавриила было – “Радуйся.” И праздник Благовещения есть прежде всего праздник тихой, небесной, радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку.

    С этого праздника, “главизны нашего спасения,” зачинается тот родник “воды живой,” который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, “не мерою дающий Духа,” так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение – праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение – “голубой” праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы – подснежники и фиалки; ночью – голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

    Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом. По старинному русскому обычаю в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.

    “Я стал доступен утешению” – (пишет Пушкин, отпустив птицу) – “зачем на Бога мне роптать; когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!” Другой поэт, Туманский, наблюдая за отпущенной птичкой, пишет: “она исчезла утопая в сиянии голубого дня; и так запела, улетая, как бы молилась за меня.”

    Богослужение праздника Благовещения в 2018 году

    Благовещение празднуется 7-го апреля (25-го марта по церковному календарю). У древних христиан праздник Благовещения носил разные названия: “Зачатие Христа,” “Благовещение о Христе,” “Начало искупления,” “Благовещение Ангела Марии” и только с 7 века получил окончательное название: “Благовещение Пресвятой Богородицы.” Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Еще св. Афанасий Великий, в 4 веке, называл его “первым в ряду праздников,” началом домостроительства спасения людей. В 5-6 веках, в противовес несторианской ереси, унижавшей Деву Марию, значительно увеличилась торжественность этого праздника (Несторий неправильно учил, что Пресвятая Дева родила простого человека, с которым Божество соединилось после его рождения. Наименование “Богородица” по отношению к Деве Марии означает, что Иисус Христос в момент Своего зачатия в Ее утробе Девы был истинным Сыном Божиим. Поэтому, Дева Мария носила в Своей утробе и позже родила Богочеловека. Обе природы – Божественная и Человеческая – в момент зачатия соединились в личности Христа и с тех пор не сливаются в Нем и не изменяются в своей сущности).

    Ввиду того, что этот праздник иногда попадает в великопостный период, а иногда в пасхальный, богослужебный порядок его несколько сложный. Если праздник Благовещения случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь недели Великого поста, то всенощное бдение начинается великим повечерием. Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, то тогда всенощное бдение совершается обыкновенным порядком, то есть начинается вечерней (Смотри наш листок о Всенощной, номер 38). Когда Благовещение случится на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни читается Евангелие.

    В стихирах (песнях всенощной) праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Говорится про непостижимость Рождества Спасителя от пресвятой Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с “купиной” (терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал, Исх. 3:2. Подобно этому кусту, Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога). Сравнивается с “лествицей,” виденной Иаковом (лестница, которая опиралась на землю и достигала неба, Быт. 28:12). Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы, небо соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и “церковью,” т.е. храмом Божиим. Небо и земля приглашаются к торжеству и ликованию, потому что Сын Божий, сопрестольный Отцу, по Своей благости вселяется в девическую утробу и принимает человеческое естество. На вечерне читаются следующие паремии: (отрывки из ветхозаветных книг) Быт. 28:10-17, Иез. 43:27, 44:1-4, Прит. 9:1-11, Исх. 3:1-8, Прит. 8:22-30. На всенощной и литургии Благовещения поется следующая молитва, именуемая тропарем.

    Тропарь Благовещения в 2018 году

    В каноне на всенощной (канон – часть богослужения, составленная по определенному образцу, смотри ниже) говорится о снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на величие пресвятой Девы, принявшей в себя Бога. Упоминается также о пророчествах и различных указаниях Ветхого Завета о воплощении Сына Божия от Жены, говорится о силе Всесвятого Духа, осенившего Матерь Божию Своим сошествием и разъясняются краткие, но многознаменательные слова Архангела Гавриила пресвятой Деве Марии.

    Перед чтением Апостола на литургии поется следующий прокимен: Благовествуйте день от дне (ежедневно) спасение Бога нашего. В Апостоле (Евр. 2:11-18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. Евангелие (Луки 1:24-38) повествует о явлении Ангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. Следующая молитва поется в конце канона и также на литургии вместо песни “Достойно есть” (почему и называется “за (т.е. вместо) достойника”).

    Задостойник

    Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе с радостью да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.Земля, возвещай радость великую, небеса хвалите славу Божию.

    Рука непосвященных (нечистых) отнюдь да не дерзает касаться Тебя, Одушевленного Кивота Божия. Уста же верующих, воспевая неумолчно приветствие Ангела Богородице, в радости да восклицают: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

    На литургии перед причащением поется:

    Причастен

    В установившейся богослужебной практике, когда Благовещение совпадает с Пасхой, свет праздника Благой вести не меркнет даже в ослепительном море света св. Пасхи и музыка архангельского гласа не заглушается ликующим морем звуков симфонии Воскресения Христова. Это объясняется тем, что природа праздников Благовещения (“глави зна” – начало спасения) и праздника Воскресения Христова (завершающего события в спасении мира) – та же!

    Канон Благовещения

    Канон празднику Благовещения написан в 8 веке святым Иоанном Дамаскином и Феофаном, Митрополитом Никейским. Православная Церковь в своей литургической практике сочла необходимым дополнить эту беседу специальной, разъясняющей ее службой – каноном Благовещения, представляющим собой расширенный диалог Девы с небесным вестником.

    Песнь 1-я

    Ирмос: Отверзу уста мои, и они исполнятся Духа; и изреку слово Царице-Матери, явлюсь светло торжествующим и в радости воспою Ее чудеса (Псл. 44:2-10).

    Давид, праотец Твой, Владычица, да поет Тебе, ударяя в лиру духовную: услышь, дочь, радостный голос Ангела; ибо он возвещает Тебе веселие неизреченное (Псл. 44:11).

    Ангел: В радости взываю к Тебе: приклони слух Твой и внемли мне, возвещающему бессеменное зачатие Бога; ибо Ты, Всечистая, обрела такую благодать пред Богом, какой еще ни одна жена не удостоилась (Лк. 1:30).

    Богородица : Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел. Скажи яснее: как сбудется сказанное тобою? Как зачну Я – Дева юная? И как могу Я сделаться матерью Создателя Моего? (Лк. 1:34)

    Ангел: Кажется, Ты думаешь, что мои слова коварны; радуюсь, видя Твою осторожность. Дерзай, Владычица, ибо, когда угодно Богу, то необычайное легко совершается (Лк. 1:29, 37).

    Песнь 3-я

    Ирмос : Богородица, живой и неоскудевающий источник! Певцов Твоих, создавших (это) торжество, духовно утверди и в божественной Твоей славе удостой венцов славы.

    Богородица: Не стало князя от племени Иуды, и уже настало время, когда явится чаяние народов – Христос. Объясни же, как могу я родить Его, будучи девою? (Быт. 49:1; Лк. 1:34)

    Ангел: Ты желаешь, Дева, узнать от меня образ Твоего зачатия? Но он неизъясним! Совершит его Дух Святый, осенив Тебя творческой силой (Лк. 1:35).

    Богородица: Праматерь Моя, приняв внушение змия, лишена божественного наслаждения в раю. Потому и Я, опасаясь падения, страшусь твоего странного приветствия.

    Ангел : Я, предстоящий пред Богом, послан возвестить Тебе волю Божию. Что Ты, Всенепорочная, страшишься меня, когда гораздо больше я сам страшусь Тебя? Что Ты, Владычица, ужасаешься меня, когда я сам благоговею перед Тобою?

    Песнь 4-я

    Ирмос: Сидящий в славе на престоле Божества, пребожественный Иисус пришел на легком облаке, носимый нетленною дланью, и спас взывающих. Слава, Христе, силе Твоей (Ис. 19:1; Псл. 46:9).

    Богородица : Я слышала слова пророка, в древности предсказавшего, что некоторая священная Дева родит Эммануила. Но желаю знать, как естество смертных может выдержать соединение с Божеством? (Ис. 7:14)

    Ангел: Купина, объятая пламенем и пребывшая несгораемой, предуказывала на совершающееся в Тебе чудное таинство, Благодатная, всеми прославленная; ибо и по рождении Ты, чистая, пребудешь всегда девой (Исх. 3:2).

    Богородица: Гавриил, провозвестник истины, озаряемый сиянием Бога Вседержителя! Скажи самую истину: как Я могу родить по плоти бесплотное Слово, сохранив чистоту Мою неповрежденной?

    Ангел : Со страхом, как раб пред госпожой, я стою пред Тобою, с благоговейным трепетом теперь взираю на тебя, Отроковица. Ибо, как дождь на луг, сойдет на Тебя Слово Отчее, по Своему благоволению (Псл. 71:6).

    Песнь 5-я

    Ирмос: Все изумляется божественной славе Твоей. Ибо Ты, Дева, непознавшая брака, имела во чреве всевышнего Бога и родила безлетного (вечного) Сына, даруя мир всем воспевающим Тебя.

    Богородица: Не могу вполне постигнуть значения слов твоих, ибо часто бывали чудеса, совершаемые Божественною силою, знамения и образы закона. Но дева без мужа еще не рождала никогда (Евр. 10:1).

    Ангел: Ты удивляешься, Всенепорочная. И подлинно, чудо зачатия Твоего – дивно. Ибо Ты только одна воспримешь во чреве имеющего воплотиться Царя всех, и Тебя прообразуют изречения и гадания пророков и знамения закона (1 Тим. 3:16).

    Богородица : Ни в чем Невместимый и никем Невидимый, как может вселиться в чрево Девы, которое Он Сам создал? И как Я зачну Бога-Слово, собезначальное (Слово – Сын Божий. Он со-без-начальный, т.е. не имеет начала, как Бог Отец и Святой Дух). Отцу и Духу? (1 Тим. 6:16).

    Ангел :Тот, Кто обещал праотцу Твоему Давиду возвести Плод чрева Твоего на престол царства Его, Тебя, красоту Иакова, одну избрал Себе в разумное селение (Псл. 131:11, 46, 5; Лк. 1:32).

    Песнь 6-я

    Ирмос: Преобразующий тридневное погребение Господа, пророк Иона, молясь внутри кита, восклицал: избавь меня от тления, Иисус, Царь сил!

    Ангел: Тебе дана божественная радость, Богоматерь. Тебе, Богоневеста, вся тварь восклицает: радуйся! Ибо Ты одна, чистая, предопределена быть Материю Сына Божия (Лк. 1:28).

    Богородица : Чрез Меня ныне да уничтожится осуждение Евы, чрез Меня да погасится ныне долг ее; чрез Меня этот древний долг да возвратится с прибытком (Быт. 3).

    Ангел: Бог обещал, Чистая, праотцу Аврааму, что в семени его благословятся народы. Ныне чрез Тебя это обетование получает исполнение (Быт. 22:18; Гал. 3:16).

    Песнь 7-я

    Ирмос: Богомудрые отроки не послужили твари вместо Творца, но мужественно поправ угрожавший огонь, радовались, воспевая: благословен Ты, препрославленный Господь и Бог отцов.

    Богородица: Возвещая, что Свет невещественный, по великому милосердию, соединяется с вещественною плотью, ты возглашаешь Мне ныне радостное благовестие, божественную проповедь: благословен, Всечистая, плод Твоего чрева (Лк. 1:42).

    Ангел: Радуйся, Владычица Дева, радуйся, всечистая, радуйся, вместилище Бога; радуйся, светильник Света, восстановление Адама, искупление Евы, гора святая, светлое святилище и чертог бессмертия (Лк. 1:28).

    Богородица: Наитие всесвятаго Духа очистило мою душу, освятило тело, сотворило Меня храмом, вмещающим Бога, Богом украшенной скинией, одушевленным святилищем и чистой Матерью Жизни (Лк. 1:35).

    Ангел: Я взираю на Тебя, как на пресветлую свечу и благоустроенный чертог. Ты, Богоневеста, как золотой кивот, прими ныне Подателя закона, благоволившего через Тебя избавить тленное существо человеческое (Евр. 9:4).

    Песнь 8-я

    Ирмос: Внемли отроковица, Дева чистая. Да возвестит Гавриил изначальную истинную волю Всевышнего. Будь готова к восприятию Бога, ибо чрез Тебя Невместимый стал жить с смертными. Посему в радости я восклицаю: все творения Господни благословите Господа (Ис. 25:1; Варух. 3:37).

    Всякий ум смертных, – отвечала Дева, – изнемогает, стараясь постичь слова которые ты вещаешь Мне. Внимаю речам твоим, но в изумлении страшусь, чтобы обольщением, подобно Еве, ты не удалил Меня от Бога. Впрочем же, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Быт. 3:2).

    Вот, недоумение Твое уже разрешено, – говорит на то Гавриил. – Ибо Ты справедливо словами уст Твоих назвала это дело непостижимым. Повинуйся же и не сомневайся в том, как о вымысле, но веруй, как действительному событию, ибо я в радости восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

    Таков от Бога закон смертным, – отвечает Непорочная, – чтобы рождение происходило от взаимной любви. Но Я совершенно не знаю удовольствий супружества: как же ты утверждаешь, что Я рожу? Боюсь, не обманываешь ли ты. Впрочем, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:34).

    Слова, которые Ты вещаешь мне, Досточтимая, – взывает опять Ангел, – относятся к обыкновенному рождению людей смертных. Я возвещаю Тебе, что истинный Бог неизреченным и непостижимым образом, как Сам знает, воплощается от Тебя, посему в радости я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:35).

    Ты являешься Мне вещателем истины, – отвечала Дева. – Ибо ты пришел благовестником всеобщей радости; и, так как Я очищена в душе вместе с телом, то да будет Мне согласно слову твоему. Да вселится в Меня Бог, Которому Я вместе с тобою восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

    Пеcнь 9-я

    Ирмос: Рука непосвященных (нечистых) да не касается одушевленного кивота Божия (кивот, или ковчег откровения, был местом явления Бога Моисею; Числа 7:89), уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: Благодатная, Господь с Тобою.

    Непостижимо зачав Бога, Ты, Отроковица, превзошла законы естества: ибо Ты, и пребыв тленною по естеству, в рождении не испытала свойственного матерям. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Иез. 44:2).

    Язык человеческий не может изъяснить, как Ты источаешь молоко, Дева чистая. Ибо Ты являешь дело, чуждое природе, превышающее пределы законов рождения. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Лк. 2:7).

    В Священных Писаниях таинственно говорится о Тебе, Матерь Вышнего. Так Иаков в древности, узрев прообразовавшую Тебя лестницу, сказал: Это – путь Божий, посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Быт. 28:13-19).

    Купина и огонь предуказали священнозрителю Моисею дивное знамение. Ища исполнения его в последствии времени, он сказал: Вижу это в чистой Деве, которой, как Богородице, да будет сказано: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Исх. 3:3).

    Даниил называет Тебя мысленною горою; Исаия – Родительницею Бога; Гедеон видит Тебя в образе руна (овечьей шкуры, чудесно орошенной, Суд. 6:36-40), Давид именует Тебя Святынею; еще некто – вратами; а Гавриил восклицает Тебе: Радуйся благодатная, Господь с Тобою (Дан. 2:35; Ис. 7:14; Псл. 95:6; Иез. 44:2; Лк. 1:30).

    И так, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы является радостным днем для православного человека. Особенно он был таковым для наших благочестивых предков, полюбивших Деву Марию за Ее добродетели столь сродные душе русского человека: смирение, кротость и стремление к идеальному. Русские люди многие храмы и монастыри посвящали Пресвятой Богородице и называли свое отечество “Домом Пресвятой Богородицы.” Дева Мария же отвечала на любовь к Ней русских людей Своей небесной помощью и множеством чудотворных икон.

    Праздник Благовещения напоминает о великой любви Бога к людям и о том, что Сын Божий стал человеком для того, чтобы нас сделать причастниками Своей Божественной природы. Праздник Благовещения призывает нас подражать Пречистой Деве в Ее подвиге чистоты и целомудрия и стремиться к Небу, где ангелы и святые ликуют в вечном свете.

    В день Благовещения мы все приобрели в лице Девы Марии теплую Заступницу у престола Божия. Будем же благодарить Бога за Его милости к нам и просить Пречистую Деву помочь нам достигнуть тихой пристани Царства Небесного.

    История и значение Благовещения

    Основным документальным источником, который повествует о снисхождении Благой вести Марии, является Библия. Текст Священного Писания говорит о том, что в то время она была обычной девушкой из Назарета, ведущей целомудренный и аскетичный образ жизни. До 14-летнего возраста Мария воспитывалась и несла служение в местном храме. Со временем перед молодой назаретянкой предстал выбор: выйти замуж, либо навсегда остаться девой, посвятив всю свою жизнь молитвам и поклонению Богу. Мария выбрала второй вариант, однако, священнослужители решили иначе. Они обручили ее с 80-летним Иосифом, который до свадьбы обязан был беречь ее чистоту и непорочность. Именно в дни проживания Марии в доме будущего мужа девушке явился архангел Гавриил, который сообщил ей радостную весть о том, что она избрана Всевышним и вскоре родит Сына Божьего. Будучи непорочной, Мария зачала от Духа Святого и в положенное время на свет появился мальчик, которого нарекли Иисусом.

    В настоящее время на месте встречи Марии с архангелом Гавриилом стоит храм, к которому ежегодно совершают паломничество миллионы христиан со всего мира, а то самое событие, описанное в Библии, стало праздничным и получило название Благовещение Пресвятой Богородицы.

    Какого числа отмечают праздник Благой вести?

    Первые сведения о чествовании церковью Благовещения уходят своими корнями к IV веку от Рождества Христова. Датой праздника у православных христиан всего мира является 7 апреля, по Юлианскому календарю – 25 марта.

    Традиции празднования Благовещения

    Многие народы нашей планеты отмечают эту дату по-разному, а в некоторых регионах мира этот праздник оброс множеством языческих поверий и примет.

    В России самой старой традицией праздника является приготовление Благовещенской соли, которая согласно верованиям наших предков, имела целебные и даже чудодейственные свойства. В древности такую соль обжигали в глиняной печи. В наши дни хозяйки используют для этой цели обычную духовку. После накаливания соль остужали и хранили в укромном месте, применяя ее исключительно при необходимости.

    Кроме того, считалось, что в этот день родниковая вода обладает особыми качествами. Умываясь ей, люди считали, что таким образом, смывают с себя все хвори и негатив, накопившийся за весь предыдущий год.

    Наиболее распространенным обычаем на Благовещение являлось паломничество по монастырям и другим святым местам. Как правило, эта традиция была популярна среди православных верующих. Те, кто не имел возможности совершить подобное путешествие, посещали местные церкви, участвуя в хоровых и молитвенных богослужениях. У католиков в этот день было принято посещать дальних родственников и принимать в своих домах гостей.

    На Благовещение Пресвятой Богородицы, как в дни других религиозных праздников, запрещались любые бытовые и сельскохозяйственные работы. Особенно, строго возбранялись заниматься строительством, выгоном скота и рукоделием.

    Народные приметы

    Помимо дани церковным традициям, наши далекие предки уделяли отдельное внимание различным бытовым и природным приметам:

    • характерный иней и туман были предвестниками богатого сельскохозяйственного урожая;
    • дождь сулил рыбакам обильные уловы в течении года;
    • теплая ночь была признаком ранней весны;
    • морозный день обещал хороший сбор яровых культур;
    • снег на крыше говорил о ом, что холода продержаться до Юрьева дня (6 мая);
    • прилет кряков и куликов предвещал скорый приход настоящего летнего тепла.

    Бытовые приметы были следующими:

    • брать в долг на Благовещенье – к проблемам со здоровьем;
    • расчесывать волосы – к неурядицам в доме;
    • одеть новый наряд в праздник означало лишиться материального благополучия.

    Заслуживает внимания и тот факт, что наиболее благоприятным этот праздничный день был для карманников, так как кража мелочи на Благовещенье было вполне доброй приметой, которая сулила воришкам удачу и везение в течении всего предстоящего года. По мнению многих современных верующих, эта традиция является самой сомнительной и, более того, недопустимой в церковной общине, так как воровство в христианстве порицается и считается смертным грехом.

    Праздничные приготовления

    Одним из неотъемлемых правил в день Благовещенья является строгое ограничение повседневного рациона верующих. В связи с тем, что дата праздника приходится на Великий предпасхальный пост, не рекомендуется принимать в пищу следующие продукты:

    • мясные, рыбные и грибные блюда;
    • картофель и крупяные каши;
    • овощи и фрукты в любом виде;
    • лаваш, сдобный и пресный хлеб;
    • кисели и узвары из сухофруктов.

    Допускалось употребление в пищу простых и нежирных блюд, приправленных небольшим количеством специй и соли.

    Кроме того, на Благовещенье не поощряются: переедание, шумные застолья с алкогольными напитками, злословие и любые действия, которые могут обидеть ближнего.

    Благовещение Пресвятой Богородицы – это праздник, который православные и греко-католики ежегодно отмечают 7 апреля.

    Праздник Благовещение на всей Руси великой был, весьма почитаем народом как день совершеннейшей свободы и покоя. Благовещение был праздником красивых традиций, благословения всяких разумных и добрых дел, а не разгульных пиршеств.

    Благовещенье 2018: какого числа, приметы, традиции и обряды

    Верующие христиане, придерживающиеся многодневного Великого Поста, 7 апреля - на Благовещенье, имеют послабление. К скудной постной пище присоединяется рыба и вино, для души - не запрещаются спокойные увеселения. Это еще раз подчеркивает величие этого большого праздника.

    • Когда отмечается Благовещение в 2018 году у православных и католиков
    • История праздника Благовещение
    • Основной смысл праздника
    • Традиции на Благовещение
      • Благовещенская просфора
    • Приметы на Благовещенье
      • Красивые приметы и обряды на Благовещенье
      • Приметы погоды на Благовещенье
    • Что нельзя делать в Благовещенье

    Когда отмечается Благовещение в 2018 году у православных и католиков

    Русская православная церковь относит Благовещение Пресвятой Богородицы к числу двунадесятых (то есть 12-ти важнейших) непереходящих (празднующихся в один и тот же день) праздников. Праздник отмечается 25 марта по новоюлианскому календарю, которого придерживается Русская православная церковь и некоторые другие конфессии.

    Католики, протестанты и другие христианские конфессии, живущие по григорианскому календарю, уже отметили праздник Благовещение Девы Марии 25 марта.

    История праздника Благовещение

    Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается в честь известного евангельского события - евангелист Лука рассказал, что в этот день архангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть о том, что у нее родится сын божий, которого нарекут Иисусом.

    Согласно евангельской трактовке этого события, Господь послал архангела Гавриила в Назарет к Деве Марии, чтобы возвестить ей, что она станет матерью сына божьего, которому суждено стать спасителем человечества. Будучи покорной божьей воле, Дева

    Мария совершила первый этап искупления грехопадения, совершенного Евой, вопреки запрету вкусившей запретный плод.

    Символом Благовещения считается белая лилия, символизирующая чистоту и непорочность Богородицы.

    Основной смысл праздника

    Праздник Пресвятой Богородицы имеет многоплановый смысл. С одной стороны это чудесная весть о рождении Всевышнего, который станет Спасителем человечества. Вторая мысль, которую несет этот день – торжество свободы воли.

    Чудесное зачатие Девы Марии произошло только после ее свободного согласия на то, чтобы стать матерью Мессии. «Да будет мне по слову Твоему» - эти слова были обречены в плоть. Таким образом, второе значение праздника заключается в том, что человек способен изменить мир по своей собственной воле, дарованной ему духом Господа.

    Традиции на Благовещение

    Под вечер вся семья устраивалась поудобнее и каждый, и стар, и млад, вели долгие беседы о грядущем годе – каким будет посев и урожай, какова будет погода и прочее. В некоторых селах устраивали настоящий праздник весны – разжигали костры, через которые прыгала молодежь, пели песни, закликающие весну, выпекали фигурки весенних птиц.

    Существовала интересная традиция – освобождать птиц. Выносили клетки с живыми птицами, а девушки шли выкупать пернатых, давая им волю. Позднее устраивались птичьи базары. Еду на Благовещение можно было готовить только совсем несложную, не требующую ни затрат времени, ни сил. Не только люди, но и звери, и птицы в этот день должны отдыхать.

    Существует легенда, что кукушка ослушалась запрета и дерзнула в день Благовещения вить гнездо. Вот и поплатилась за это тем, что с тех пор не может создать семью, и вынуждена подкидывать свои яйца в чужие гнезда.

    Также в этот день многие проводили обряды по изгнанию злых сил. Например, окуривали благовониями зимнюю одежду. А умывались в этот день только талой водой.

    На Руси всегда с благоговением относились к празднику Благовещения. Православные не работали в этот день и строго соблюдали это правило.

    День Благовещения считался днем милосердия. Люди посещали заключенных в тюрьмах, раздавали подаяние. Для нищих устраивались обеды в царских палатах, во время которых Государь сам одаривал бедняков щедрой милостыней.

    Одно время даже в ряде православных стран отсчитывали Новый год именно со дня Благовещения.

    Не полагалось 7 апреля (по новому стилю) трудиться по дому и в поле. Это был день молитвы, а еще - веселого и одновременно тревожного ожидания весны. Люди пели обрядовые песни, которые называли «веснянки» или «заклички» и так закликали солнышко.

    Впереди был новый цикл полевых работ, поэтому каждому крестьянину хотелось, чтобы смена зимы на весну была мягкой, чтобы скот не болел и чтобы семена всходили в срок. Об этих насущных вещах русские люди просили Господа и Богородицу. В знак доверия Богу крестьяне подмешивали в посевные семена и корм домашним животным частички освященных в храме просфор.

    На Благовещение старались не зажигать огонь в избе. Когда праздник миновал, домочадцы, кроме стариков, больных и детей, переселялись в холодную часть избы. Было принято выносить на улицу немощных дедушек и бабушек и собирать для них подаяние от добрых людей. Еще выпускали птиц из клеток - как символ благой вести, которую архангел Гавриил принес Богородице.

    Благовещенская просфора

    Повсюду надежды на успех земледельческого труда возлагались на «благовещенскую просфору», которую продавали в русских церквах на Благовещение в невероятном количестве (более чем когда-либо). Каждый старался запастись хотя бы одним таким освя

    щенным хлебцем. Даже там, где крестьяне не имели возможности побывать в церкви. они сами пекли такие хлебцы, по числу членов семьи, и съедали неосвященными. Их измельчали в крошку и смешивали с посевными семенами, примешивали в корм рабочему скоту и т.д. При первом севе освященную просфору привязывали к сеялке с зерном, чтобы был хороший урожай. Просфорным порошком, смешанным с медом, прикармливали и пчел.

    Приметы на Благовещенье

    Всем известна поговорка - «Птица гнезда не вьет, а девица косу не плетет» это и есть основной смысл праздника, никаких трудов, никаких работ - день Радости и Праздника для души. Освобождение от земных забот и помыслы о вечном. В этот день благословения на всякое доброе дело - в день, когда даже грешников в аду перестают мучить и дают им отдых и свободу.

    Величайшим грехом считается мельчайшая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков.

    Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумьеприличествует этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день - птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает».

    А как быть если ты вынужден идти на работу? Конечно же за это никто не осудит и не накажет, смысл тут в другом -

    Никакой уборки по дому, никакой стирки или срочного ремонта, даже еду нужно приготовить заранее, что бы в Благовещенье ничего не делать а только отдыхать! Все что возможно отложите на другой день! Иначе как гласит предание - удача отвернется от вас на целый год!

    Как оказывается не просто отдыхать… и почему то именно в такие дни очень хочется что нибудь обязательно сделать, поработать!

    Красивые приметы и обряды на Благовещенье

    Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд совершался против Охотного ряда. Сюда с утра приходил народ, покупал птиц и своими руками выпускал их из клетки на волю.

    Просфора на Благовещенье обладает целительной силой. Крошки просфоры добавляют в еду тяжело больным и они идут на поправку.

    Накануне Благовещенья - женщины в этот день пережигают соль в печи. Эта Благовещенская соль, оказывает чудеса в разных болезнях.

    Еще примета связанная с Благовещенской солью - удачлив будет тот, кто догадается в этот день сжечь несколько щепоток соли в печи

    Если хозяйка, на Благовещенье, до полудня, возьмет помело и сгонит с насеста кур, то к Светлому празднику они уж постараются нестись, чтобы приготовить к празднику свеженьких яиц для христосованья. «Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год» - поэтому воры заворовывают в этот день - для счастья.

    В какой день недели Благовещенье, в тот во весь год никакого дела не начинать, а следующий за ним - самый удачный и счастливый.

    Раньше под Благовещение, с вечера, разводили большие костры, сжигали свои соломенные постели, и прыгали через очистительный огонь.

    Приметы погоды на Благовещенье

    • На Благовещенье мороз - к урожаю яровых.
    • На Благовещенье мороз - урожай на огурцы.
    • На Благовещенье дождь - родится рожь.
    • Гроза на Благовещенье - к теплому лету и к урожаю орехов.
    • Выносят пчел из омшеника.
    • Благовещенье без ласточек - холодная весна.
    • Накануне Благовещенья сеют горох
    • Если на Благовещенье будет день красный - … этот год будет пожарный.
    • Если пойдет дождик - … год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный лов рыбы
    • На Благовещение солнечный день пшеница уродится
    • Если звезд мало на небе, то яиц мало будет.

    Что нельзя делать в Благовещенье

    Нельзя не только расчесывать волосы, а то выпадать будут, но так же нельзя их стричь и красить - иначе волосы расти не будут Печи не топят, огонь не разводят - т.е. нельзя готовить подогревать еду на газе, на огне -Иначе весь год будешь животом маяться или голодать придется.

    В какой день недели Благовещенье, в тот день в течении всего года, никакого нового дела начинать не стоит - все прахом пойдет! Ни в коем случае нельзя шить и резать ножницами! Иначе или зашьетесь в делах, или порежете свое счастье на куски….

    Нельзя ничего сеять или сажать - Любая рассада высаженная в этот день не порадует вас, она будет хилая и болезненная.

    После Благовещения, в этом году во вторник, в течении всего года - по вторникам, так же ничего не сажать и не сеять…

    Есть даже поверье, что в какой день случится этот праздник, тот полагается несчастным для посевов и пахоты, а следующий за ним - самый удачный и счастливый…

    А если раскрошенную просфору смешать с семенами - то урожай вас очень удивит и порадует! Урожай будет очень хорошим!

    • Одалживать что-либо или, наоборот, давать деньги и вещи посторонним.

    Иначе вы можете потерять свое благополучие, здоровье, покой и мир в семье. Это требование следует соблюдать неукоснительно, даже если просящий у вас что-то человек хорошо знаком и вам неудобно ему отказать. Важно следить за тем, чтобы у вас самих ничего не унесли из дому. Поэтому 7 апреля нежелательно приглашать гостей. Отмечают праздник обыкновенно семьей.

    • Шить, плести, вязать.

    Нитка у многих народов мира ассоциируется с жизнью, поэтому всякий, кто берет ее в руки для работы, может запутать свою судьбу, внести проблемы и неприятности.

    • Нельзя в Благовещенье одевать новую одежду!

    Иначе она обязательно быстро порвется или испортится. Да и весь год обновок много не будет… так что это нужно обязательно учесть!

    Благовещение имеет огромное значение в жизни православных верующих людей. Это праздник глубокой, сильной веры в светлое будущее. Это день победы мудрости и смирения над человеческими пороками. Если смотреть глазами верующего человека – именно с этого дня мир наполнился прозрачностью, светом, чистотой и едва слышимой музыкой благодати.

    В Благовещение стоит отложить все дела, даже самые важные. Необходимо отдохнуть как телом, так и душой, очистить свой разум от скверны, провести этот день в единении с Господом. Очень приветствуется исповедь и покаяние.



    Что же означает Благовещение в Страстную субботу, как правильно его встретить и отметить, с семьей или в шумной компании друзей. Ответы на все вопросы найдутся в статье ниже.

    • Значение
    • Что можно, а что нельзя
    • Приметы

    Значение

    Если же так случилось, то будет совершаться Литургия Василия Великого. Она бывает 10 раз в году также и в день перед Пасхой. И даже Благовещение никак не влияет на эту установку.

    Верующим придется отказаться от рыбы. По идее продукт разрешен к употреблению только в Благовещение и Вербное воскресенье. Но значимость двух дней настолько велика, что именно они и требуют соблюдать пост с особой строгостью.




    Искать мистику в том, что два праздника соединились в один, не стоит. Пасха может приходиться на любой день в период с 4 апреля по 8 мая.

    Что можно, а что нельзя

    В церковные праздники запрещается работать, вместо этого необходимо больше времени посвятить отдыху, а также молитве. А Благовещение обязывает отказаться от водных процедур и расчесывания волос, ведь гребень способен запутать судьбу.

    Запрещена рыбалка и охота – ко всем живым существам нужно относиться с большим уважением и любовью, потому как они являются главным символом жизни в нашем мире.




    Тут можно и растеряться, ведь непонятно как готовиться к Пасхе, если ничего делать нельзя. Все просто: сначала надо побеспокоиться о своей душе, а потом постепенно погрузиться в домашние хлопоты.

    Утро начать с молитвы в церкви, загадать самое сокровенное желание перед иконой Божьей матери. Речь идет не о получении бесплатной квартиры, машины и высокооплачиваемой работе, а о здоровье близких, друзей и т. д.

    В Страстную субботу нельзя организовывать вечеринки, обычно верующие устраивают домашние посиделки за семейным столом. Это день требует молчание, таящее в себе одновременно скорбь и радость. Скорбят об Иисусе Христе, а следующим днем радуются его воскрешению.




    Куличи по обычаю пекутся в чистый четверг. Но сие занятие любят откладывать на субботу, чтобы освященная на праздник выпечка была свежей. На Благовещение запрещено трудиться, но церковь все же разрешает печь пасхи.

    Получается что пересечение двух праздников просто обязывает провести в спокойной обстановке с семьей, отказавшись от различных шумных мероприятий. Отличный день для завершения подготовки к Пасхе. Но уборку лучше закончить в Чистый четверг.




    Приметы

    1. Сильный ветер и густой туман предвещает урожайность летом.
    2. Если на небе не получилось счесть ни одной ласточки, значит, тепло этой весной придется долго ждать.
    3. Если в ночь на праздник небо чистое от звезд, а Луну окутают тучи, значит, куры будут плохо нестись.
    4. Если под Благовещенское утро пришел мороз – следует ожидать хороший урожай в этом году.
    5. Небольшой дождь означает, что осень подарит много грибов и пшена.
    6. Гроза, непрекращающаяся до вечера расскажет, что год будет щедр на орехи.

    Благовещение – один из центральных праздников христианского мира, входящий в двенадцать самых значимых православных событий. Этот день знаменует собой снисхождение благой вести Марии, матери Иисуса Христа, что вскоре она приведет в мир будущего Спасителя и Сына Божьего.

    Ежегодно праздник выпадает на неделю, завершающую Великий Пост, поэтому Благовещение в наступающем 2018 году будет отмечаться 7 апреля. Римско-католическая церковь, в свою очередь, как обычно отметит праздник немного раньше – по григорианскому календарю католическое торжество выпадает на 25 марта.

    Сюжет повествующий о схождении благой вести является знаковым не только для религиозных учений, но и для огромного пласта мировой культуры, которая на протяжении всего своего существования пыталась изобразить священный момент и раскрыть все ключевые нюансы в соответствии с церковным толкованием.

    Как и любое жизнеописание святого, рассказ о Деве Марии начинается с того, что в детстве она отличалась скромностью и смиренностью, детским забавам предпочитала чтение святого писания, и прислуживала в храме.

    Когда пришло ее время выбирать свою судьбу – выйти замуж или вернуться в дом родителей, служители храма, в котором выросла девочка, обручили ее с восьмидесятилетним Иосифом, дальним родственников, на которого была возложена обязанность хранить чистоту и непорочность Марии, которая к тому времени дала обет, что навсегда сохранит невинность.

    События Благовеста описаны только в одном тексте – в Евангелии от Луки. Сюжет сообщает о том, что Бог отправил архангела Гавриила к Деве Марии в Назарет с Благой вестью, что вскоре она станет матерью Спасителя человеческого. Со словами «Радуйся, Благодатная!» архангел впервые с момента грехопадения благословляет женщину.

    На том месте, где предположительно произошла встреча Марии и архангела Гавриила была возведена католическая Церковь Посещения, а недалеко от него – русский храм Горненского монастыря, построенный в честь Иоанна Крестителя, куда ежегодно приезжают миллионы верующих со всего мира, чтобы приобщиться к великому месту, которое стало частью великой истории освобождения человечества от пут первородного греха.

    Самостоятельным праздником Благовещение было признано в середине четвертого века, так как именно в это время Рождество Христово приобрело сакральное значение. Дата будущего праздника, высчитывалась достаточно просто – церковнослужители отсчитывали девять месяцев от торжества Рождения Христа

    Кстати говоря, в этом контексте дата 25 марта имеет куда более глубокое значение, так как согласно Ветхому Завету, сотворение человека произошло 25 марта. Таким образом к сюжету добавляется весьма важное символическое значение: первая женщина Ева ослушалась Бога и была изгнана из Райского Сада, в то время как Мария своим послушанием дала миру возможность начать все сначала.

    Символически Благовест нивелировал ту часть истории, которая существовала до этого радостного события, и которая была описана в Ветхом Завете. Первородный грех Евы, навлекший беду на весь род человеческий был искуплен рождением Спасителя и 25 марта, сделав огромный виток, человечество начало свою историю заново.

    Приметы и традиции

    Основная часть празднования состоит в посещении в этот день храма и Литургии, во время которой священнослужитель воспевает не только чудо Благовещения Девы Марии, но и непостижимость рождения Спасителя. Через текст Литургии верующим рассказывают о том, что благодаря решению Марии принять Сына Божьего в свое лоно, небо и земля снова воссоединились, первые люди – Адам и Ева получили прощение, и освободились от гнета своего греха, а все люди стали этому свидетелями.

    По завершении праздничной Литургии, по старому православному обычаю, верующие выпускают птиц на волю. Этот ритуал имеет сакральное значение – человек, как и эти птицы, не заперт в клетке, а находится на свободе, в поиске Божественного присутствия. Особо зажиточные верующие использовали для обряда исключительно белых голубей.

    Если праздник Благовещения не выпадает на Страстную неделю, церковь разрешает употреблять в пищу рыбу, вино и другие продукты растительного происхождения. В случае, если торжество выпадает на Великую пятницу или Великую субботу, то празднование переносится на Пасху

    Уже много раз говорилось о том, что языческие корни просто невозможно выкорчевать из ментальности нашего народа. Любой религиозный праздник, даже если он не имеет идолопоклоннической подоплеки, так или иначе обрастает огромным количеством примет, поверий и обычаев, которые отдаленно напоминают языческую составляющую прошлого. Так и Благовещение не смогло избежать этой своеобразной традиции и обзавелось большим количеством разнообразных примет.

    Например, существует поверье, что на Благовещение все лекарственные растения приобретают еще большую целебную силу, а отвары, приготовленные из них, будут помогать на протяжении всего года.

    Поэтому раньше, когда деревенские жители составляли большую часть населения, в этот день было принято ходить в лес и заготавливать те растения, которые уже успели проклюнуться на поверхность. К этому добавлялась вера в то, что первые побеги обладают целительными свойствами.

    Основной список народных примет на Благовещение, выглядит следующим образом:

    • Запрещено заниматься физической работой и домашними делами, так как считается, что в этот день и «Птица гнезда не вьет». Также запрещено заниматься рукоделием и приготовлением блюд – «Под дымом не сидят».
    • Если на Благовещение все еще лежит снег, то лежать он будет до середины мая. Если будет иней и туман – то лето будет теплым и урожайным: Если дождь – в лесах будет много грибов, ягод и орехов. Если, наоборот, погода будет теплая, то летом стоит ждать лесных пожаров.
    • Запрещено надевать новую одежду: в лучшем случае порвется, в худшем – накликает беду.
    • Запрещено давать в долг деньги, а также делиться с соседями солью и сахаром – делишься не только предметами, но и своим здоровьем.

    • Желательно не стричь и не расчёсывать волосы, так как считается, что расческа может «запутать» судьбу.
    • Если в ночь Благовещения сорок раз назвать своего любимого человека «любимый» или «любимая», то это защитит брак от проблем и поможет сохранить любовь в доме.
    • До окончания недели запрещено заниматься полевыми работами: сеять, пахать и рыхлить. Городским жителям не рекомендуется пересаживать цветы. Любая работа с землей считается святотатством.
    • Считалось, что у детей, родившихся в этот светлый праздник будет несчастливая и мученическая судьба.
    • Желательно не включать свет в вечер праздника, так как Ангел пришедший в дом не увидит добрых дел, но разглядит все грехи.

    Видео