Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Что означает понятие социальное государство параграф 21. Социальное государство: понятие и принципы. История развития социального государства

    Что означает понятие социальное государство параграф 21. Социальное государство: понятие и принципы. История
 развития социального государства

    государство, обеспечивающее определенный уровень жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей (достойное существование)

    С.Г. предполагает гарантию государственной поддержки образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости населения, охраны труда, охраны экологической среды обитания.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

    понятие, характеризующее современное государство, которое в отношениях с гражданским обществом решает социально- экономические, культурные и экологические задачи. Принцип социальной государственности - перераспределение национального дохода в интересах общества в целом, в частности - в пользу социально слабых. С.г. - это характеристика лишь одной из сторон современного государства, которое в целом следует рассматривать как социальное правовое государство - исторически новый тип государства, в деятельности которого принцип правовой государственности (господство права, формальное равенство) конкурирует с принципом социальной государственности. Постиндустриальное общество объективно способно обеспечить всеобщий высокий уровень потребления при сохранении относительно высокой прибыли собственников средств производства. В таком обществе социальное регулирование по принципу права, без перераспределения национального дохода в пользу социально слабых, становится нецелесообразным с точки зрения экономического развития. После Второй мировой войны в большинстве развитых стран к власти приходят новые политические элиты, реализующие некоторые идеи социал-демократии, кейнсианства и неолиберализма, согласные с ограниченным вмешательством государства в дела гражданского общества. В этих странах (прежде всего в Западной Европе, в меньшей мере в США) складывается социально-правовое государство - государство постиндустриального общества, которое не только гарантирует свободу, безопасность и собственность, но и обеспечивает социальный мир и экономический рост, создает социальные гарантии (особенно в сферах занятости, образования и здравоохранения), позволяющие большинству членов общества более эффективно добиваться благополучия за счет самостоятельной активности. В юридической сфере это выражается в формальном признании государством и гарантировании его реальной политикой так называемых социальных, экономических и культурных прав человека и гражданина, или прав человека второго поколения (сюда включаются права на минимум заработной платы, обеспечивающий достойное существование, на охрану труда и защиту от безработицы, на отдых, поддержку семьи, социальное обеспечение по возрасту или инвалидности, на бесплатное или социальное жилище, на бесплатное или за доступную плату образование и здравоохранение и т.п.). Признание некоторых и з этих «прав» в наиболее развитых странах начинается еще в первой половине 20 в., а после Второй мировой войны они включаются в число общепризнанных прав человека. Это государство решает также общесоциальные задачи: за счет гибкой налоговой политики поддерживает конкуренцию и способствует развитию отстающих секторов экономики, стимулирует реструктуризацию народного хозяйства; финансирует социальные программы, направленные на повышение квалификации рабочей силы, рост образовательного уровня, сохранение физического и духовного здоровья нации и тд. Лит.: Государственное право Германии. М., 1994. Т. I; Дзоазиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996. ВА. Четвернин

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Социальное государство - это государство, решающее социальные вопросы жизни общества: развитие производства и предпринимательства, трудовую занятость населения, создание системы здравоохранения, образования, материальное обеспечение жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, многодетных семей, создание безопасных условий жизни общества, и т.д. Основными функциями социального государства являются: 1.

    научное прогнозирование развития экономики, динамики роста населения, создания новых отраслей промышленности и рабочих мест в них, разработка соответствующих планов - прогнозов, сырьевое, техническое, финансовое и кадровое обеспечение их выполнения. 2.

    перераспределение материальных средств между регионами, направление их на обеспечение достигнутого данной страной среднего уровня жизни на всей территории страны. 3.

    регулирование уровня жизни различных слоев населения с помощью налогов, оказания благотворительной помощи и материальной поддержки наименее обеспеченным слоям населения. 4.

    создание системы бесплатного образования, медицинского обслуживания, поддержка национальной культуры, строительство и предоставление малообеспеченным гражданам недорогого муниципального жилья. 5.

    строительство и обслуживание систем снабжения населения водой, электроэнергией, сбор и переработка мусора, строительство государственных дорог, других коммуникаций и т.п. 6.

    создание системы государственных органов, необходимых материальных и финансовых ресурсов для прогнозирования стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии и борьба с ними, недопущения техногенных аварий, быстрейшего устранения их последствий, оказание помощи пострадавшему населению.

    99. Что такое формационная типология государств?

    Формационная типология - это разделение государств на типы в зависимости от их общественно-экономических формаций, которые представляют собой определенный способ производства, производственных отношений, классовой и иной структуры общества.

    История человеческого общества насчитывает четыре типа общественно-экономических формаций: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой стадией которой является социалистическая, и, соответственно, четыре типа государств: рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические.

    Рабовладельческое государство было исторически первым и характеризовалось следующими чертами. Основу его экономики составляла частная собственность рабовладельцев на орудия труда, средства производства и другое имущество, на работников производства - рабов. Власть принадлежала классу рабовладельцев.

    Рабы и рабовладельцы признавались основными классами рабовладельческого общества.

    Основными функциями рабовладельческого государства были: удержание в повиновении рабов, защита прав рабовладельцев, их имущества, и др.

    Феодальное государство - второй исторический тип государства, который признавался более прогрессивным и передовым по сравнению с рабовладельческим.

    Основу экономики феодального государства составляла феодальная собственность на землю - главное средство производства и личная зависимость от феодалов крестьян.

    Власть в феодальном государстве принадлежала крупным собственникам земли.

    Собственность на землю была основой социального неравенства членов феодального общества.

    Основными классами считались феодалы и крепостные крестьяне.

    Буржуазное государство - это государство периода капитализма. Экономической основой буржуазного государства выступала частная собственность на средства производства, а работниками производства были свободные рабочие, лично независимые от собственников средств производства. Власть принадлежала собственникам средств производства.

    Основные классы - буржуазия и пролетариат.

    Буржуазное государство прошло несколько этапов развития: от государства переходного периода от феодализма к капитализму и до современного так называемого демократического социального и правового государства.

    При рассмотрении социалистического типа государства необходимо различать его теоретическую модель и ее реализацию на практике. Теоретически социалистическое государство мыслилось как государство рабочих и крестьян, всех трудящихся, действующее в их интересах и обеспечивающее равноправие, широкие права и свободы граждан. Экономической основой социалистического государ- ства должна быть общественная собственность на средства производства и всеобщая равноправная занятость населения в народном хозяйстве с оплатой в зависимости от качества и количества труда.

    На практике социалистическое государство создавалось как классовое пролетарское государство. Формой государственной власти была диктатура пролетариата, неограниченная никакими законами.

    Экономической основой социалистического государства являлась государственная собственность на все средства производства, включая землю, то есть собственность государственных чиновников. Частная собственность была ликвидирована и запрещена.

    Государство было не только органом политической власти, но и собственником всех средств производства. Оно непосредственно руководило всем общественным производством, распределением и потреблением продукции.

    Реальная власть в государстве принадлежала партийно-госу- дарственной элите.

    Права и свободы граждан были существенно ограничены, а во многих областях социальной жизни отсутствовали вообще.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Социальное государство – государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

    Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой. Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического. Многие сторонники социального государства считают, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны».

    Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.

    Признаки социального государства:

    • Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;
    • Социально ориентированная структура экономики;
    • Формирование гражданского общества;
    • Разработка государством разнообразных социальных программ;
    • Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;
    • Социальная ответственность перед гражданами.

    Функции социального государства:

    • Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);
    • Охрана труда и здоровья людей;
    • Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства;
    • Устранение социального неравенства путём перераспределения доходов;
    • Поощрение благотворительной деятельности;
    • Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;
    • Борьба с безработицей.

    Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию (при Кадаффи) и другие страны.

    К распространённой критике социального государства относится мнение, что оно приводит к социальному иждивенчеству, когда широкие слои населения стремятся стать и всю жизнь оставаться получателями пособий вместо того, чтобы работать.

    Есть мнение, что перераспределение доходов от богатых к бедным представляют собой форму экспроприации, а наличие правовых норм, которые относятся к категории лиц с чётко определённым социально-экономическим статусом, формой дискриминации. Сторонники монетаризма, австрийской экономической школы и связанных с ними политических течений, в частности неолибералы и классические либералы, также полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.

    Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов - социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся.

    Понятие «социальное государство» – для российского законодательства является относительно новым. Впервые оно нормативно закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г.

    На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал принципы индивидуальной свободы, формального равенства людей, невмешательства государства в дела гражданского общества.

    Однако фактическое неравенство людей, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределительные процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства между членами общества.

    Конституционное закрепление термин «социальное государство» впервые получил в ст. 28 (абз. 1) Конституции ФРГ 1949 г. в отношении субъектов федерации – земель. Существенные элементы самого понятия перечислены в ст. 20 этой Конституции. В Конституции указывается, что ФРГ является социальным правовым государством. Таким образом, понятия «правовое и социальное государства» здесь тесно связаны и обусловливают друг друга. Поэтому немецкие государствоведы чаще всего называют свое государство социально-правовым. Это предполагает, что действия государственной власти в социальной сфере ограничены правом, а деятельности государственных структур в социальной области придается правовая форма.

    Немецкие государствоведы указывают также, что социальные права граждан – право на труд, на пропорциональное вознаграждение, право на жилище и др. отличаются от классических прав тем, что требуют государственного вмешательства, поскольку связаны с реализацией социальных программ государства, и постоянной деятельности государственных органов. Общественные ожидания в области социального обеспечения связаны в первую очередь с государством, оно является планирующим, управляющим, производящим и распределяющим, т.е. активно функционирующим в социальной сфере.

    Принципы социального государства в той или иной форме закрепляют конституции многих современных государств, например, Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Швеции, Дании, Турции, Нидерландов, Японии. На Западе идея социального государства связана с идеей «государства всеобщего благоденствия», которая базируется на либеральном учении современного английского экономиста Д. Кейнса. В соответствии с концепцией государства всеобщего благоденствия любое государство среди общих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем, чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для достойного уровня жизни.

    Во время и после Второй мировой войны социальная политика становится главным направлением деятельности ряда государств. Понятие «социальное государство» было сформулировано в плане Бевериджа, предложенном британским парламентом в 1942 г. лейбористскому правительству. Этот план послужил своего рода моделью для других западных государств послевоенной Европы.

    Провозглашение государства социальным следует оценивать как большой шаг вперед, поскольку рыночные отношения не содержат в себе защиты личности от негативных социальных последствий рынка. Более того, социальная сфера в период формирования и развития индустриального общества основывается на принципе индивидуализма, т.е.

    Каждый должен заблаговременно заботиться об обеспечении себя в старости, во время болезни, потери трудоспособности и т.д.

    Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать:

    1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;

    2) социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм собственности;

    3) формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики;

    4) разработку государством разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации;

    5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;

    6) развитое социальное законодательство;

    7) социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т.е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи (см. слайд 5).

    В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.

    Термины «достойная жизнь» и «свободное развитие» юридически неопределенны и нуждаются в конкретизации. Очевидно, что под достойной жизнью надо понимать в первую очередь материальную обеспеченность на уровне стандартов современного общества. При этом такая обеспеченность не может быть ниже прожиточного минимума для данного региона или страны в целом.

    Что касается свободного развития человека, то оно предполагает:

    Во-первых, равный доступ к ценностям культуры;

    Во-вторых, гарантированность личной безопасности человека;

    В-третьих, физическое, умственное и нравственное совершенствование личности.

    Данные характеристики не являются бесспорными, они могут быть дополнены.

    В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 7) приводится перечень социальных гарантий:

    Гарантированный минимум заработной платы и минимальной пенсии;

    Охрана здоровья и труда граждан;

    Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

    Государственная поддержка людей с пониженной трудоспособностью - инвалидов, пенсионеров;

    Развитие социальных учреждений (пансионатов, домов для престарелых, детских домов, приютов и т.д.).

    Этот перечень является открытым, т.е. кроме перечисленных гарантий государство по мере своего развития – экономического, культурного, социального – может устанавливать и другие.

    Конституционное положение о том, что Россия - социальное государство, является программным, так как оно определяет цели государства, еще не достигшего уровня социального. Это объясняется недостаточностью материальных возможностей государства, отсутствием среднего класса собственников, развитого гражданского общества, сниженным представлением о справедливости и равенстве и др.

    Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.

    Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

    Конечно, немногие государства могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где большинство населения достигло высокого уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ. Франция и др.

    Среди признаков социального государства отметим следующие.

    1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

    Конечно, это не означает, что взрослый здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п.

    К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год.

    2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п.

    Государство стремится смягчить, а где возможно, и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так. оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения.

    Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих.

    3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание.

    Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.

    4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%. а в Швеции - чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц.