Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Что понимается под угрозами безопасности рф. Угрозы национальной безопасности россии

    Что понимается под угрозами безопасности рф. Угрозы национальной безопасности россии

    Сегодня существует несколько типов угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные. К внешним угрозам следует отнести развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Р.Ф. со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах

    Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

    • · снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;
    • · снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;
    • · усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;
    • · наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;
    • · повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;
    • · ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;
    • · создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;
    • · территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;
    • · международный терроризм;
    • · ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;
    • · резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.
    • · активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

    К внутренним угрозам специалисты относят: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

    Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

    • · Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;
    • · Деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;
    • · Усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;
    • · Криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;
    • · Резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста - научно-технический потенциал - за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;
    • · Усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;
    • · Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;
    • · Повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;
    • · Снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;
    • · Демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

    В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

    Негативными тенденциями характеризуется экологическая обстановка в мире. Её характерными чертами являются истощение природных ресурсов, периодическое возникновение обширных зон экологических бедствий и катастроф, деградация возобновляемых природных ресурсов. Для большинства стран характерно применение экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте. Реальную угрозу интересам России представляет тенденция использовать её территорию для размещения вредных отходов химической и атомной промышленности развитых стран Европы.

    Нарастают негативные тенденции в мировой социальной сфере. Отмечается увеличение удельного веса больных, инвалидов, людей, страдающих от голода и недоедания, употребления некачественной воды. Остается высокой доля безграмотных и безработных (по официальному показателю уровня безработицы Россия пока входит в число наиболее благополучных стран, занимая примерно 7-е место в мире). Однако по классификации Международной Организации Труда в России насчитывается более 5 млн. безработных. Примерно столько же трудятся неполную рабочую неделю или находятся в вынужденном отпуске, снижается уровень материального обеспечения населения. Расширяются до угрожающих размеров миграционные процессы. Ухудшаются показатели физического и умственного развития людей.

    Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения. Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Потребление учтённого и неучтённого алкоголя на душу населения в перерасчете на чистый спирт составляет от 11 до 14 л, тогда ситуация оценивается опасной при показателе - 8 л.

    Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

    • · Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
    • · Деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан. Трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
    • · Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

    национальный безопасность приоритет защищенность

    Впервые термин «национальная безопасность» был введен в политический лексикон президентом Америки Теодором Рузвельтом в 1904 году. Основная задача Стратегии национальной безопасности до 2020 г. состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

    В российской истории термин «национальная безопасность» впервые был использован в 1995 году в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Свое дальнейшее развитие понятие «национальная безопасность» получило в Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13 июня 1996 года: «…национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».

    Национальная безопасность как система представляет собой совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, общества и государства, при котором обеспечиваются устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация жизненных потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу.

    Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции.

    Основная задача Стратегии национальной безопасности до 2020 г. состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

    В стратегии под национальной безопасностью понимается состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

    Cсущественную роль в природе угроз безопасности России играет военная составляющая.Угрозами военной безопасности России является превосходство ряда ведущих зарубежных стран в развитии высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства.

    Военная безопасность России обеспечивается целенаправленной государственной политикой в области обороны, направленной на предотвращение военного нападения и на организацию отражения военной агрессии.

    Потенциальные угрозы можно разделить на 4 основные группы.

    Первая группа -- включает потенциальные угрозы, имеющие геополитическую природу и несущие опасность геополитическим интересам нашей страны, ее геополитическому положению и статусу в мировом сообществе. Они также направлены против территориальной целостности и независимости внешней политики России.

    Вторая группа -- состоит из потенциальных угроз, имеющих геоэкономическое измерение и способных нанести ущерб фундаментальным экономическим интересам России, ослабить ее позиции в международных экономических отношениях, создать затруднения для поступательного роста экономического потенциала

    Третья группа - это потенциальные угрозы в энергетической и ресурсной сферах, которые могут создавать препятствия развитию Российской Федерации как мировой энергетической державы,

    Четвертая группа -- это потенциальные угрозы, непосредственно имеющие военный характер.

    Устранение подобных угроз связано с недопущением ситуаций, при которых могла бы быть совершена военная агрессия в отношении Российской Федерации.

    Составной частью военной угрозы национальной безопасности Российской Федерации является угроза из воздушнокосмического пространства.

    Для Российской Федерации опасность угроз из воздушнокосмического пространства в известной мере усугубляется особенностями ее геостратегического положения, а именно, - широкая протяженность границ,

    Большой площадь территории,

    Наличие критически важных объектов стратегических ядерных сил, топливноэнергетического комплекса и других потенциально опасных объектов, расположение мест добычи и переработки стратегически жизненно важных сырьевых ресурсов в отдаленных труднодоступных районах.

    Что касается вклада в обеспечение национальной безопасности каждым отдельным гражданином, необходимо повышать общую культуру каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

    Формирование культуры в области у населения страны до уровня, соответствующего развитию нашей цивилизации, стало приоритетом в деле обеспечения национальной безопасности государства от внешних и внутренних угроз.

    Размещено на Allbest.ur

    ...

    Подобные документы

      Понятие безопасности - состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Аксиома потенциальной опасности и концепция приемлемого риска. Объекты и субъекты безопасности, принципы обеспечения.

      презентация , добавлен 24.06.2015

      Источники угроз предпринимательской деятельности, внешние угрозы. Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников розничной торговли. Производственный травматизм. Факторы риска бытовой и производственной среды.

      курсовая работа , добавлен 24.12.2005

      Виды угроз и способы их реализации. Подразделение физической охраны персонала, цели и задачи его деятельности. Технические средства охраны и личной безопасности. Правила личной безопасности. Меры обеспечения безопасности в условиях экстремальной ситуации.

      курсовая работа , добавлен 09.04.2004

      Характеристика понятий, терминов и определений безопасности жизнедеятельности. Основы национальной безопасности, ее виды, правовое регулирование и органы обеспечения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

      реферат , добавлен 01.10.2011

      Основные понятия, сущность и определения безопасности труда. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности. Зарубежный опыт безопасности управленческого труда. Анализ формирования системы безопасности труда на примере Сургутского УФМС.

      курсовая работа , добавлен 02.11.2014

      Нормативно-правовые документы по регулированию безопасности личности. Информатизация общества и проблема информационной безопасности. Источники угроз. Ряд новых проблем, связанных с появлением интернет. Особенность информации как фактора социализации.

      курсовая работа , добавлен 14.01.2014

      Пожары как одна из наиболее распространенных угроз для жизни и здоровья человека. Основные меры безопасности при возникновении признаков пожара. Актуальность террористических угроз. Техногенная авария, стихийное бедствие. Угроза уличной преступности.

      реферат , добавлен 29.10.2013

      Основные психологические причины создания опасных ситуаций. Виды инструктажа по безопасности труда. Управление и правовое регулирование БЖ. Критерии экономической безопасности, способы обеспечения. Международное сотрудничество по проблемам безопасности.

      контрольная работа , добавлен 03.12.2009

      Сущность и основные понятия информационной безопасности, состав и методы реализации, история развития. Нормативные документы в области информационной безопасности и органы, ее обеспечивающие. Программно-технические способы и средства обеспечения.

      контрольная работа , добавлен 28.08.2010

      Определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование. Прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности. Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. Защита прав и свобод человека.

    Угроза безопасности РФ — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

    Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

    Угрозы безопасности можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

    Наиболее полно весь спектр угроз РФ получил отражение в Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных законах «Об обороне», «О безопасности». Военная сфера и угрозы в ней отражены в Военной доктрине РФ.

    Весьма значительной остается террористическая угроза, причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и полем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессиональное противостояние, искусственно нагнетаемое и навязываемое миру.

    Серьезная опасность связана и с распространением оружия массового поражения. В том случае, если такое оружие попадет в руки

    террористов, а они к этому стремятся, последствия будут просто катастрофическими.

    Значимым направлением международной политики на протяжении десятилетий остается разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире.

    Сохраняются угрозы в экономической сфере, проявляющиеся в сокращении производства, снижении инвестиционной и инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала. Несомненную угрозу составляет увеличение доли топливно-сырье-вого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.

    Угрозой безопасности России в социальной сфере выступает увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности.

    Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации нарастает из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности и неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

    Угрозы национальной безопасности РФ в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формируемого многополярного мира.

    Основные внешние угрозы:

    — развертывание группировок сил и средств, преследующих цель военного нападения на РФ или ее союзников;

    — территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

    — осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию оружия массового поражения;

    — вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

    — демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

    — наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

    — нестабильность, слабость государственного строя в отдельных приграничных странах;

    — наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и в прилегающих к их территории морских водах;

    — расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;

    — ввод иностранных войск (без согласия РФ и санкции Совета безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств.

    Основные внутренние угрозы:

    — сырьевой характер экономики, отсутствие производства отечественных товаров, низкая производительность труда;

    — низкий уровень развития сельского хозяйства и недостаточное производство отечественной сельскохозяйственной продукции;

    — социальное неблагополучие и низкий уровень жизни большинства населения;

    — высокий уровень коррупции;

    — терроризм и попытки насильственного изменения конституционного строя;

    — создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

    — незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др.;

    — широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

    — деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

    Исходный момент в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ заключается в том, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

    Основная задача Вооруженных сил России и стран-союзников — нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз. На сегодняшний день уровень военной опасности для России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то

    же время, учитывая изменения геополитической обстановки в мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится недостаточным.

    Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

    ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

    Потребности обеспечения национальной безопасности формируются под влиянием целого ряда факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, прогнозируемых и непредсказуемых и т. д. В концентрированном виде они могут выступать как деструктивные, оказывающие влияние на национальную безопасность. В современной науке выделяют несколько степеней деструктивных факторов:

    появление зоны риска – вероятность возникновения обстановки, способной породить опасность;

    вызов – провокационные действия или средство давления;

    опасность – реальная возможность причинить зло, нанести ущерб;

    угроза – намерение нанести ущерб.

    В настоящее время для обоснования четких и наиболее значимых путей укрепления национальной безопасности и определения тех сил, которые ее обеспечивают, очень важно выделить наиболее важные современные опасности и угрозы.

    Основой организации, планирования и осуществления практических действий всей системы обеспечения национальной безопасности являются анализ концепции угрозы, оценка характера реальных и потенциальных внутренних и внешних опасностей и угроз, кризисных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов. Система реальных и потенциальных угроз не является постоянной, и такие угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться, при этом будет изменяться и их значимость для национальной безопасности.

    Угроза в общем случае рассматривается как совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных интересов страны, а также создающих опасность имеющимся национальным ценностям и национальному образу жизни. В наиболее общем виде угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на нее.

    9. Классификация угроз безопасности

    В практической деятельности по обеспечению национальной безопасности значительную роль играет классификация угроз безопасности по определенным критериям на отдельные виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей.

    9. Угрозы национальной безопасности рф

    Классификация угроз безопасности представлена на рис. 9.

    По месту нахождения источника опасности угрозы делятся на внешние и внутренние.

    Если опасность исходит от другого государства или его граждан, где бы они ни находились, то угроза признается внешней. Если же нанесение вреда исходит со стороны собственного государства или своих сограждан, то это внутренняя угроза. Деление угроз безопасности на эти два вида имеет практическую значимость, хотя в настоящее время воздействие многих угроз носит трансграничный характер.

    По степени сформированности угрозы делятся на реальные и потенциальные. Реальная угроза – это окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов и условий. Потенциальная угроза представляет собой зарождение опасности, а также формирование некоторых предпосылок (возможности) нанесения какого-либо вреда.

    По степени субъективного восприятия угрозы делятся на завышенные, заниженные, мнимые и адекватные. Под завышенной или заниженной угрозой понимается такая угроза, у которой реальные величины каких-то ее параметров соответственно ниже или выше тех же величин, сложившихся в человеческом сознании. Адекватная угроза – представляет собой тот случай, когда реальные величины параметров этой угрозы точно соответствуют представлению о них. Мнимая угроза – это ложная, надуманная или искусственно сформированная угроза, не имеющая реальных оснований (предпосылок) для своего существования.

    По характеру проявления угрозы делятся на природные и антропогенные. Природные угрозы – это совокупность природных явлений, несущих опасности, возникающие независимо от человеческой деятельности. Антропогенные угрозы – это угрозы, формирующиеся в результате какого-либо воздействия человека на окружающую среду.

    На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.

    Предыдущая12345678910111213141516Следующая

    ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

    Понятие о национальной безопасности. Понятие «Безопасность» и понятие «опасность»

    Национальная безопасность

    Безопасность личности

    Государственная безопасность

    БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА

    Безопасность

    Опасность

    Виды нац. Безопасности


    Государственные структуры, принимающие участием в реализации политики национальной безопасности

    Президент,Федерально РФ собрание, Правительство, Совет безоп. РФ, Федер. Органы исполн. Власти, органы испол. Власти субъекта РФ.

    Национальные интересы и национальные ценности

    Нац. Интересы- понимается основные цели стратегические и текущие интересы влияния носящие долгосрочный характер

    национальные ценности -то свобода, общественная и индивидуальная.

    Внешние и внутренние факторы национальной безопасности

    Внутренние- относится стабильность государст. И обществ. Политических и экономических военных потенциалов

    Внешние- это геополитические положения в государ. мире. Участие в междунородном и военно-

    Угрозы национальной безопасности. Внутренние угрозы.

    Угроза национальной безопасности - это опасность, определяемая деятельностью, препятствующей удовлетворению национальных интересов.

    Демографический кризис- смертности населения над рождаемостью.

    Снижение физического здоровья населения

    Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве

    Резкое снижение научно-технического потенциала

    Криминализация российского общества

    Угрозы национальной безопасности. Внешние угрозы.

    снижение роли в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений.

    снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы.

    · усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

    · наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

    · повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

    8)Концепция национальной безопасности РФ. Основное содержание

    Концепция национальной безопасности Российской Федерации — система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

    Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

    I. Россия в мировом сообществе

    укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений

    Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией,

    расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами

    Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях

    проблема терроризма,

    Государственная система национальной безопасности(МВД.ФСБ)

    Задачи МВД- Министерство Внутренних Дел

    · участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

    · охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

    · участие в территориальной обороне Российской Федерации;

    · оказание содействия Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации;

    · Борьба с терроризмом и обеспечение режима контртеррористической операции.

    Деятельность ФСБ

    · контрразведывательная деятельность;

    · борьба с терроризмом;

    · борьба с преступностью;

    · разведывательная деятельность;

    · пограничная деятельность;

    · обеспечение информационной безопасности.

    12) Государственная система национальной безопасности(Функционирование службы внешней разведки, ФСО РФ,Пограничная служба)

    Задачи

    Формировать общественное мнение

    Быть оповещающей системой о возрастании нац. Угрозы

    Бороться с соц. И национал. Сторонами и некомпетентностью госслужащих

    Безопасность личности

    Философское и правовое понимание безопасности личности. Социальные гарантии безопасности личности в современной России. Основные личностные ценности, выраженные в основных правах и свободах.

    2.1 Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы

    Показатели и принципы осуществления безопасности личности.



    понятие о национальной безопасности. Понятие «Безопасность» и понятие «опасность»

    Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

    Безопасность личности

    Философское и правовое понимание безопасности личности. Социальные гарантии безопасности личности в современной России. Основные личностные ценности, выраженные в основных правах и свободах. Показатели и принципы осуществления безопасности личности.

    Государственная безопасность , - одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз.

    БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА - состояние защищенности основных ценностей общества, прав и свобод человека от противоправных посягательств.

    Безопасность - состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, государства от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.

    Опасность — явление, процессы, объекты, свойство предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека

    Виды нац. Безопасности


    Классификация опасностей и угроз

    Процесс воздействия опасности на какую-то систему имеет определенную структуру.

    В ней можно выделить два основных аспекта:

    1. Статический. Он включает источник (субъект) опасности, объект, подвергающийся опасности, а также средства, посредством которых источник опасности воздействует на объект опасности.

    2. Динамический. Его составляющими являются цель, которую ставит источник опасности по отношению к объекту, процесс воздействия источника опасности на объект; результат этого воздействия.

    Для целей профилактики опасностей и борьбы с ними прежде всего необходимо выяснить, что является источником угрозы.

    Источники возникновения опасности — это условия и факторы, таящие в себе и при определенных условиях обнаруживающие враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу.

    Исходя из характеристик источника, опасности могут быть классифицированы по разным признакам.

    По сферам возникновения (где возникает источник опасности) все опасности могут быть классифицированы на следующие группы:

    1. опасности со стороны природной среды (стихийные бедствия);
    2. опасности со стороны техногенной среды (аварии);
    3. эпидемиологические опасности (массовые заболевания);
    4. опасности со стороны социальной среды.

    Опасности последнего вида могут возникать в различных сферах жизнедеятельности общества: политической (то есть во властных отношениях), военной, экономической, духовной и других.

    По скорости развития опасности бывают быстро развивающимися и медленно развивающимися.

    Относительно объекта все виды опасности могут быть классифицированы следующим образом: по восприятию (опасности, воспринимаемые активно, нейтрально и пассивно); по степени информированности (объект информирован об опасности хорошо, плохо, не информирован совсем); по способности устранить опасность (объект способен устранить опасность, способен частично справиться с нею, не способен справиться вовсе); по изученности объектом угрожающих ему опасностей (исследованные и неисследованные); по степени подготовленности объекта к реакции на опасность (подготовлен хорошо, частично, не подготовлен); по степени осознания объектом возможных последствий (опасности полностью осознанные, частично осознанные, неосознанные); по степени реальности угрозы для объекта (опасности вымышленные и действительные). Действительные опасности, в свою очередь, делятся на реальные и формальные.

    По отношению к объектам воздействия опасности подразделяются на внутренние и внешние. Для человека внешними являются опасности, источник которых находится вне организма (например, внешнее облучение в момент ядерного взрыва), а внутренними считаются те угрозы, источник которых помещается внутри организма (радиоактивные вещества, которые попадают в организм с пищей или водой). Кроме того, можно выделить как особый вид аутоопасности, источником которых становится сам организм. Примером такого рода угроз можно считать аутоиммунные заболевания, возникающие вследствие нарушения работы иммунной системы, или мутации в клетках различных органов, приводящие к возникновению злокачественных новообразований.

    Относительно средств действия все опасности могут быть классифицированы по двум основаниям: по возможности противодействия этим средствам (предотвратимые и непредотвратимые); по структурной организации (простые и сложные). Большая часть опасностей природного и техногенного характера является сложными. Например, при пожаре на человека действует целый комплекс поражающих факторов: огонь, ядовитые продукты горения, высокая температура воздуха, задымленность, взрывы, обрушение зданий и сооружений и др.

    Относительно цели, имеющейся у источника опасности, возможна такая классификация: по наличию цели (спланированные и стихийно возникшие опасности); по направленности цели (опасности для индивида, группы людей, общности людей); по количеству объектов, на которые направлено действие источника опасности (многоцелевые и одноцелевые опасности).

    По характеристике процесса воздействия опасности на объект все опасности могут быть классифицированы следующим образом: по способу воздействия на объект (прямые и косвенные); по времени воздействия на объект (постоянно или периодически действующие).

    С точки зрения результата воздействия на объект все опасности могут быть классифицированы на допустимые, когда нанесенный ущерб восстановим, и недопустимые (катастрофические), когда нанесенный ущерб приводит к гибели объекта.

    В.И. Ярочкин (2000) предлагает классифицировать угрозы по нескольким основаниям. По умыслу он выделяет три вида угроз: правомерные, вытекающие из реализации правовых норм; противоправные, например, угроза нанести физический вред человеку; внеправовые, то есть угрозы в сфере отношений, нерегулируемых законодательством.

    По форме выражения угрозы могут быть прямыми, косвенными, завуалированными, латентными (скрытыми).

    Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

    По продолжительности угрозы подразделяются на мгновенные, длящиеся, дискретные, законсервированные.

    По актуализации угрозы бывают вероятные, потенциальные, реальные, осуществленные.

    В Стратегии национальной безопасности до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ, под угрозой национальной безопасности рассматривается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

    Рис. 4. Классификация угроз безопасности

    В практической деятельности по обеспечению национальной безопасности значительную роль играет классификация угроз безопасности по определенным критериям на отдельные виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей. Классификация угроз безопасности представлена на рис. 4.

    Угрозы можно также классифицировать и по масштабу – они могут проявляться на планетарном (глобальном), национальном, региональном и локальном (местном) уровнях. Для России весьма важно классифицировать угрозы по масштабности их возможного воздействия. С этой точки зрения их можно подразделить на федеральные, т.е. проявляющиеся в масштабах всей страны, региональные, актуализируемые в масштабах одного или нескольких регионов (экономических районов, федеральных округов, субъектов РФ), и местные, имеющие значение только лишь в пределах муниципального образования.

    Угрозы имеют различный характер и вызывают неодинаковые по значимости, продолжительности и объему последствия. Так, угрозы могут появляться и исчезать, возрастать и уменьшаться, при этом будет изменяться их значимость для национальной безопасности. В связи с этим является исключительно важным правильное определение и прогнозирование приоритетов угроз, что позволяет оптимально распределить имеющиеся ресурсы, силы и средства при обеспечении безопасности.

    Характер и степень угроз, как правило, определяются конкретной ситуацией. В современных условиях в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.

    Экономическая безопасность государства: понятие и сущность. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности государства. Объекты и субъекты экономической безопасности.

    Экономическая безопасность государства является составной частью национальной безопасности в целом (рис.

    Угрозы национальной безопасности

    Экономическая безопасность – это состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность в условиях наличия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

    Рис. 5. Составные части национальной безопасности

    Экономическая безопасность государства определяется уровнем развития производительных сил и состоянием социально-экономических отношений, развитием научно-технического прогресса и использованием его достижений в национальном хозяйстве, внешнеэкономическим обменом и международной обстановкой. Материальную основу экономической безопасности составляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство, цивилизованный уровень жизни граждан и экономическую независимость государства.

    Одним из важных компонентов экономической безопасности является развитие национального хозяйства. Если экономика не развивается, то у государства резко сокращаются возможности сопротивляемости негативным внешним и внутренним воздействиям на национальное хозяйство. К разряду важнейших характеристик экономики как единой системы относится устойчивость, которая отражает прочность и надежность ее элементов, экономических и организационных связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

    Объектами экономической безопасности России являются: государство, отдельные элементы экономической системы и экономическая система государства в целом, все его природные богатства, общество с его институтами, учреждениями, хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики и личность, а также их жизненно важные экономические интересы.

    Рис. 5. Аспекты раскрытия содержания понятия «экономическая безопасность государства»

    Субъектами экономической безопасности России являются государство, осуществляющее свои главные функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей, функциональные и отраслевые министерства, федеральные службы и агентства, соответствующие комитеты Государственной Думы и Федерального Собрания и т.д., во взаимодействии с другими институтами гражданского общества: банками, биржами, фондами и страховыми и пенсионными компаниями, обществом потребителей и т.д., предпринимателями и обществом в целом, а также хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики: производители и продавцы продукции, работ и услуг, домашние хозяйства и отдельные личности. При этом государство является основным субъектом обеспечения экономической составляющей национальной безопасности.

    ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

    Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 2353 | Нарушение авторского права страницы

    На современном этапе исторического развития России сущест­вуют реальные внутренние и внешние угрозы экономической бе­зопасности государства, недопущение или преодоление которых должно стать важнейшим элементом государственной стратегии экономической безопасности страны.

    Экономическая безопасность страны характеризуется ее спо­собностью предотвращать угрозы (или противодействовать им), направленные на различные составные части экономики, при этом нежелательные изменения в объектах угроз выступают в роли возможных либо фактических ущербов.

    Под угрозами принято понимать потенциально или реально существующие воздействия, приводящие к тому или иному мо­ральному или материальному ущербу.

    Угрозы негативного изменения внешней политической, эко­номической или природной среды либо негативных изменений в жизненно важных сферах внутри страны подразделяются на:

    Реальные;

    Потенциальные;

    Целенаправленно создаваемые каким-либо субъектом или возникающие стихийно;

    Актуальные;

    Отдаленные и т.д.

    Ущербы подразделяются на: а) фактические и возможные; б) восполнимые и безвозвратные (некомпенсируемые); в) физи­ческие; г) социальные; д) политические; е) экономические.

    С точки зрения общей классификации угроз экономической безопасности их можно разделить на внутренние и внешние (табл. 7.1).

    Таблица 7.1

    Угрозы экономической безопасности
    Внутренние Внешние
    3. Криминализация экономики 3. Дискриминационные меры зару­бежных стран к российским товарам
    4. Усиление имущественного рас­слоения населения 4. Приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка
    5. Структурная деформированность экономики 5. Неразвитость транспортной инф­раструктуры экспортно-импортных операций
    6. Низкая конкурентоспособность экономики 6. Недостаточный экспортный и ва­лютный контроль и необустроен­ность таможенной и государствен­ной границы
    7. Возрастание рисков возникнове­ния аварий и катастроф техногенно­го характера
    8. Неустойчивое состояние финансо­во-денежного обращения и кредитно-банковской системы
    9. Ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики
    10. Несовершенство механизма формирования экономической поли­тики
    11. Высокий уровень инфляции
    12. Увеличение разрыва в уровне со­циально-экономического развития субъектов и регионов РФ, а также го­рода и села
    13. Политическая нестабильность в связи с возможными повторными терактами
    14. Низкая инвестиционная актив­ность

    Сопоставление внутренних и внешних угроз показывает, что наиболее опасны для России внутренние угрозы.

    Исходя из элементов национальной безопасности можно вы­делить основные угрозы:

    в социальной сфере: потеря способности к «воспроизводству» качественного и рационального количественного уровня на­селения в результате критического падения качества жизни; ухудшение физического, психического и генетического здоро-

    вья населения; утрата нравственности и защищенности лич­ности и общества; деградация культурного, образовательного и профессионального уровня населения; рост социальных конфликтов и недостаточная эффективность работы органов власти;

    в экономической среде: потеря способности экономической системы государства выйти из системного экономического кризиса - в результате воздействия таких факторов, как ин­тенсивный рост экономической преступности, парализующий экономическую систему государства; невозможность удовлет­ворения потребностей государства в сырьевых и энергетичес­ких ресурсах; критическое состояние инфраструктуры госу­дарства, несовершенство финансовой системы и др.;

    в военной сфере: потеря способности государства обеспечивать противодействие военным угрозам и динамично наращивать военный потенциал пропорционально интенсивности и уров­ню изменения этих угроз при развитии военных кризисов. Задача поддержания этой способности приобретает особую остроту в условиях сокращения экономического, технологи­ческого и научно-технического потенциалов государства;

    в информационной сфере: потеря способности государства обес­печивать эффективное противодействие использованию
    средств массовой информации в целях преднамеренной деста­билизации социально-политической системы страны.
    Предотвращение и преодоление рассмотренных угроз эконо­мической безопасности России должно быть предметом постоян­ной заботы федеральных органов исполнительной власти и орга­нов власти субъектов Федерации.

    ⇐ Предыдущая23242526272829303132Следующая ⇒

    Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1582 | Нарушение авторского права страницы

    Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

    Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.

    В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные , нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ .

    К основным внешним угрозам можно отнести:

    1. Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;

    2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

    3. Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

    4. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

    5. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

    6. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов , угрожающих их безопасности;

    7. Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

    8. Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

    9. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

    10. Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

    11. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

    12. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

    13. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс-портным коммуникациям;

    14. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

    15. Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

    К основным внутренним угрозам следует отнести:

    1. Попытки насильственного изменения конституционного строя ;

    2. Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

    3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо-руженных формирований;

    4. Незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

    5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;


    6. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти-ческих движений в РФ.

    Трансграничные угрозы

    Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ.

    Трансграничные угрозы включают в себя:

    1. Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

    2. Поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

    3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

    4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

    5. Международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

    6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка нар-котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

    К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

    1. Террористическая угроза . Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей. С 1991 по 2004 гг. зарегистрировано 390 атак камикадзе. Лидером пока является Израиль, где с 2000 по 2004 гг. взорвались 59 «живых бомб».

    2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФ является угроза распространение ОМП . Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР), близки к его созданию еще 8 государств.

    3. Угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений, причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006 г. превысили военные расходы России в 23 раза.

    4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

    5. Сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защитится якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО . Состав блока НАТО: 1949 г. - 12 государств; 1982 г. - 16 государств; 1999 г. - 19 государств; 2004 г. - 26 государств.

    6. Угроза в экономической сфере. Проявляется в сокращении наукоемких производств, снижении инвестиционной (за 2011 г вложения со стороны иностранных инвесторов в Российскую экономику составили 38 млрд. дол., в США за I квартал 2012г. более 130 млрд. дол.), а так же инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала.

    Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности.

    В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого сектора, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

    7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере , в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. Всё это ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Примерно 30% населения страны сейчас отказывается от заведения детей по экономическим и духовным причинам.

    8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природо-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

    9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера. По данным зарубежных исследователей риск возникновения техногенных катастроф и аварий в России на 2 порядка превышает этот показатель для западных стран. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

    10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя (18 л чистого алкоголя на душу населения, а более 12 л - это уже угроза нации) и наркотических веществ. 3% населения РФ - наркоманы, ежегодно в стране 70.000 чел. умирает от передозировки наркотиков. Официально зарегистрировано более 500 тысяч ВИЧ -инфицированных. На здравоохранение РФ тратит 3% ВВП, а Германия и Франция - 8%. Продолжительность жизни в РФ сейчас составляет 71 год, поставлена задача в течение 6лет поднять её до 75 лет.

    Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей. В Ярославле, например, в 2011году родилось 6445 человек, а умерло 8330 чел., т.е. убыль составила 1885 чел.

    11. В международной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

    12. Существуют угрозы в военной сфере . Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

    13. Появилась новая угроза - морское пиратство.

    Существуют три основных источника угроз национальной безо­пасности России:

    Геополитические противники;

    Компрадорски ориентированная часть российской элиты;

    Организованная преступность.

    1. Первая наиболее естественная составная часть национальной безопасности - это военная или оборонная безопасность . Она рас­падается по очевидным признакам на: проблему границ государства; проблему вооруженных сил; проблему сдерживания; проблему обо­ронного потенциала и оборонной промышленности.

    2. Геополитический безопасность. Суть геополитической безопасности состоит в защищенности государственных геополитических интересов, территориального, экономического, политического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений. Каждое государство заинтересовано в том, чтобы быть окруженным дружественными государствами. И наоборот, не заинтересованно, чтобы на границах обстановка была напряженной.

    3. Политическая безопасность. Характеризуется состоянием, при котором обеспечивается мас­совая поддержка конституционного политического режима, обеспе­чивающая его устойчивость и защищенность граждан от произвола государства. Политическая безопасность характеризуется также со­стоянием, при котором политический плюрализм и связанная с ним политическая борьба не приобретает характер антагонистического противостояния, подрывающего основы существования и государства и общества.

    4. Экономическая безопасность. Экономическая безопасность - это состояние, в котором народ (через государство) может уверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития.

    5. Суть социальной безопасности состоит в прочном гражданском мире, построенном на справедливом распределении общественного богатства.

    6. Продовольственная безопасность. Продовольственная безопасность - важный компонент нацио­нальной безопасности. Страна может быть производителем продук­тов на 100% для потребительских нужд, может быть на 50%, может -на 10%, но страна обязана обеспечить свою не зависимость в любых условиях. В этом и состоит суть продовольственной безопасности.

    7. Демографическая безопасность. Суть демографической безопасности России состоит в сохра­нении стабильной этнопропорциональной структуры, генетически здорового народонаселения страны, исключения межнациональной миграции населения. Демографическая безопасность важна с точки зрения стабильного политического функционирования государства. Недооценивать эту проблему нельзя, она носит фундаментальный, естественный, природный характер.



    8. Экологическая безопасность. Суть экологической безопасности состоит в обеспечении ус­тойчивого и оптимального на длительных отрезках времени равнове­сия между природными и антропогенными экосистемами, техносфе­рой и населением экосистем.

    9. Информационная безопасность. Суть информационной безопасности состоит в проведении правовых, организационных и технических мероприятий при форми­ровании и использовании информационных технологий, инфраструк­туры и информационных ресурсов, защите информации и прав субъ­ектов, участвующих в информационной деятельности.

    10. Психическая безопасность. Суть психической безопасности состоит в защите сознания и подсознания человека от несанкционированного воздействия с целью изменения его психологического восприятия внешнего мира. Исполь­зуя новейшие достижения практической социальной психологии, ее современные возможности в манипулировании сознанием и поведе­нием больших масс людей, центры психологической войны навязы­вают нашему обществу противоречащие национальным интересам страны решения.

    Таким образом, сущностно национальная безопасность реализуется в защите национальных интересов государства и осуществляется системой национальной безопасности , которая создается и функцио­нирует на основе концепции национальной безопасности .

    Это специально соз­данная в стране и конституированная совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, мето­дов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов.

    Система национальной безопасности - это совокупность ор­ганов управления, сил и средств, законодательных актов ориентиро­ванных на обеспечение безопасности и защиты жизненно важных ин­тересов государства и общества от внешних и внутренних угроз.

    Концепция национальной безопасности - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

    Региональную безопасностьможно рассматривать как проекцию национальной безопасности на региональный уровень для обеспечения охраны жизненно важных интересоврегиона от внутренних и внешних угроз.

    Региональная безопасность - это состояния защищённости региональных интересов от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивает прогрессивное развитие личности, общества и государства.

    Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

    Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

    Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

    Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

    Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

    Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

    Различается фиксированное (неизменное постоянное) и перемен­ное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в эконо­мической, социальной сферах общественной жизни и т.д.

    Выделяют два уровня национальных интересов государства: уро­вень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и це­лостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государс­тво обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.

    Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере междуна­родных отношений.

    С точки зрения региональной и национальной безопасности важнейшими акторами во внешнеполитической стратегии России являются закавказские государства, которые соединяют в качестве промежуточного звена в единую дугу нестабильности два остальных источника конфликтов в этом регионе: ближневосточный и северокавказский. Эта дуга нестабильности стала серьезным фактором в дезинтеграционных процессах, происходящих на южных рубежах России. Юг России в силу своего геополитического положения неизбежно вовлечен в мировые политические процессы, более того является одним из невралгических узлов современной системы международных отношений.

    Ключевыми государствами в Средиземноморско-Черноморско-Каспийском и Кавказско-Ближневосточном регионах является Турция и Иран, также борющиеся за расширение сфер своего влияния в данном регионе.

    В Концепции внешней политики Российской Федерации развитие добрососедских отношений и стратегического партнерства с государствами-участниками СНГ объявляется приоритетным направлением.

    Приоритетное значение в Южном направлении имеет регулирование конфликтов на Кавказе и в Центральной Азии, развитие сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. При этом главные угрозы связываются с деятельностью исламского экстремизма в Таджикистане, Афганистане и на Северном Кавказе. Вместе с тем на Северном Кавказе сосредоточены наиболее серьезные и прямые угрозы целостности Российской Федерации, ее стабильность по всему периметру российской границы.

    Таким образом, внешнеполитические национальные интересы РФ на южном направлении: регулирование конфликтов на Северном Кавказе и в Центральной Азии. Главные угрозы – деятельность исламского экстремизма в Таджи­кистане, Афганистане и на Северном Кавказе.

    Развитие сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Например: выработка такого статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуата­ции ресурсов региона на справедливой основе с учетом закономерных интересов друг друга.