Войти
Образовательный портал. Образование
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Биография. Базаров Т. Ю., Еремин - Управление персоналом Тахир базаров управление персоналом
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Что представляет собой интервью по компетенциям? Интервью по компетенциям: от А до Я

    Что представляет собой интервью по компетенциям? Интервью по компетенциям: от А до Я

    Интервью по компетенциям

    Оценка компетенций играет весьма немаловажную роль в управлении персоналом. Но надо заметить, что проводить оценку компетенций лучше еще до того момента, когда кандидат будет принят на работу в компанию и, такая вероятность существует, не будет соответствовать необходимому профессиональному уровню. Самый первый этап оценки компетенций происходит в самом начале знакомства рекрутера со специалистом, а именно - на собеседовании. Поэтому, ещё раз подчеркнём, оценка компетенций в подборе персонала имеет огромнейшее значение. Методика компетенций позволяет оценить не только профессиональные навыки кандидата, но и его личные качества, а также его соответствие конкретной должности. А для того, чтобы интервью по компетенциям прошло правильно и успешно, рекрутер должен провести серьезную подготовительную работу, особенно по составлению грамотных вопросов и шкалы оценки ответов.

    Что такое компетенции

    Компетенции - это набор определенных характеристик (навыков, знаний, личных качеств) кандидата, необходимых ему для успешного выполнения должностных обязанностей. В книгах по подбору персонала, предназначенных для HR-специалистов, описываются различные компетенции. Причём колличество их там - сотни. Но на интервью набор компетенций состоит, как правило, из 10-20 компетенций. При этом, как показывает практика, на оценку 7-10 компетенций уходит приблизительно около 2-2,5 часов.

    Интервью по компетенциям часто используют для подбора кандидатов на позиции управленцев. Но не только эта группа соискателей попадает в «группу риска». Интервью по компетенциям может ожидать любого кандидата.

    Что представляет собой интервью по компетенциям?

    Интервью по компетенциям очень похоже на ситуационное интервью (метод кейсов). Но разница всё-же есть. Дело в том, что кейсы в ситуационном интервью - это вымышленные ситуации, а в интервью по компетенциям разговор идёт о вполне реальных жизненных ситуациях, с которыми пришлось столкнуться соискателю . Но разница, конечно же, не очень велика. Например, кейс «Как бы Вы поступили, если в незнакомом городе, где у Вас должна состояться встреча с очень важным для компании клиентом, у Вас украли бы документы, деньги, мобильный телефон?» оценивает способность к нестандартным решениям и быстроту мышления. Те же качества в интервью по компетенциям можно проверить вопросами: «Расскажите, что Вы предприняли для решения проблемы? Как приспособились к сложной обстановке? Как преодолели сложное препятствие?».

    Готовясь к интервью, рекрутер составляет список необходимых для данной позиции компетенций. Затем, обращаясь к прошлому опыту соискателя , интервьюер подробно анализирует его ответы. Анализ производится на основании некой шкалы наличия-отсутствия у соискателя необходимой компетенции. Желательно для оценки использовать систему баллов, потому как не всегда компетенция у кандидата либо есть в полной мере, либо отсуствует вовсе. Нужны промежуточные варианты. Например, рекрутер оценивает компетенцию «управленческие навыки». Соискателю, с опытом работы на руководящей должности, задают вопрос: "Расскажите случай из своей жизни разрешения конфликтной ситуации с сотрудником." На основании описания кандидатом своих действий, рекрутер определяет уровень его способности к управлению людьми (измеряется количеством баллов). К примеру, соискатель рассказывает, как у него работал весьма талантливый и компетентный работник, не выполняющий необходимый объем работы только из-за своей лени. Конфликт мог разрешаться по-разному. Но ответы «Уволил по статье без каих-либо убеждений» и «Применил систему мотивации, прибег к убеждению, и добился положительного результата» по-разному свидетельствуют об управленческих навыках кандидата, а потому и по-разному будут оценены.

    Какие компетенции могут оцениваться

    Как показывает практика, наиболее часто оцениваются следующие компетенции: ответственность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, клиентоориентированность, умение принимать решения, гибкость, коммуникативные навыки, обучаемость, способность к инновациям.

    Часто задаваемые вопросы на интервью по компетенциям

    Расскажите мне о том, как Вы:
    - Эффективно выполнили работу под прессингом;
    - Убедили членов команды работать по Вашей схеме;
    - Разрешили конфликтную ситуацию с сотрудником;
    - Должны были приспособиться к сложной обстановке;
    - Использовали свои творческие способности для решения проблемы;
    - Преодолели сложное препятствие;
    - Сумели предсказать и предотвратить возможные проблемы;
    - Пропустили очевидное решение проблемы;
    - Чувствовали неудовлетворение от собственного поведения;
    - Не смогли вовремя завершить проект;
    - Устанавливали порядок срочности в работе над комплексным проектом;
    - Отчитались о хорошо сделанной работе;
    - Использовали свои личностные качества для достижения цели;
    - Должны были принять ответственное решение при нехватке информации;
    - Были вынуждены принять непопулярное решение;
    - Переоценили или недооценили важность чего-либо;
    - Согласились с мнением, которое отличалось от Вашей точки зрения;
    - Выбрали неправильное решение;
    - Общались с разгневанным клиентом;
    - Выиграли или потеряли важный контракт;
    - Представили успешное решение или проект;
    - Были вынуждены уволить кого-либо по веским основаниям;
    - Ошиблись в выборе кандидатуры при приеме на работу;
    - Были отстранены от работы;
    - Отвергли хорошую работу.

    Оценка компетенций

    Рассмотрим варианты оценки такой компетенции, как ответственность. Соискателю поручили выполнение конкретной задачи. Анализируя описанные им действия, уровень ответственности нужно оценить в баллах, к примеру, от 1 до 3.

    Первый вариант.
    Кандидат рассказывает: «У нас было много работы. Я контролировал процесс и всегда знал, в каком состоянии находятся дела. В процессе выполнения заданий у нас возникали различные проблемы. Но так как деятельность сотрудников была прозрачной, ошибки замечались сразу и мы их успешно исправляли. В результате задание было выполнено успешно и в заданный срок». Видно, что кандидат полностью несет ответственность не только за свои действия, но и за действия команды. Оценка данной компетенции - 3 балла.

    Второй вариант.
    Кандидат рассказывает: «Сроки для выполнения данной задачи были заданы слишком жесткие. Команда нервничала и потому деятельность проходила довольно напряженно. Руководство постоянно давило на нас, требовало всё время отчитываться о проделанной работе, а на просьбы выделить дополнительные ресурсы не реагировало. В результате выполнение задания было задержано на две недели. В этом безусловно есть частичная вина нашего руководителя, не сумевшего оценить объем работ и сроки выполнения задания рационально». Очевидно, что кандидат осознаёт свою роль в процессе и попытке решить задачу, но при этом перекладывает часть ответственности на другого человека. Оценка данной компетенции - 2 балла.

    Третий вариант.
    Кандидат рассказывает: «Руководитель поставил перед нами задачу и назначил стороннего наблюдателя, который всё время вмешивался в рабочий процесс. Из-за этого приходилось одно и то же задание переделывать по нескольку раз. Работники выказывали недовольство, мотивация была нарушена. Всвязи с этим задача была выполнена с опозданием в три недели. Это произошло исключительно по вине руководства, не сумевшего рационально организовать рабочий процесс». Кандидат полностью перекладывает вину на других людей, плохо осознаёт собственную роль в руководстве процессом. Оценка данной компетенции - 1 балл.

    Подготовка и прохождение интервью по компетенциям

    Ничего сложного в прохождении интервью по компетенциям нет. Но лучше заранее подготовиться к различным вопросам типа «Вспомните случай...» (это признак интервью по компетенциям). Постарайтесь подготовить случай на каждую личностную компетенцию. Набор компетенций, как правило, стандартный: лидерство, коммуникация, убеждение и формирование суждений, креативность, получение результатов, управление изменениями, работа в команде и т.д..

    Например, возьмём компетенцию «коммуникабельность». Если эта компетенция необходима для желаемой Вами должности, то расскажите о том, как Вы, например, нашли клиента, что ему говорили, чтобы заключить контракт, или как устанавливали связи внутри компании и коллектива.

    Или ещё пример. На позицию требуется целеустремленный человек. Расскажите о том, какую яркую цель Вам удалось достичь и каким способом, что получилось в итоге. Выбрате пример из рабочей ситуации, который действительно на практике требует определенных навыков. Не вдавайтесь в детали, лучше объясните (по пунктам, в долях, процентах, цифрах и пр.) при помощи чего достигалась цель.

    Кстати, чем выше должность, тем больший набор компетенций она предполагает. Поэтому подготовьте рассказ о себе таким образом, чтобы продемонстрировать компетенции, что называется, «по пунктам». Например, если компания ищет эрудированных, ответственных и коммуникабельных, то нужно продемонстрировать на собеседовании именно эти качества. Иногда бывет, что на собеседовании просят кандидата не рассказывать о себе, а предлагают разобрать некоторые ситуации. В любом случае, не забывайте о своих компетенциях. Действуйте в рамках их наличия и необходимости. Ситуации обязательно будут направлены на выявление у Вас необходимых для компании компетенций. Помните об этом и не теряйте время на предположения, не уходите в размышления, предлагайте варианты, проверенные Вашей работой и профессионализмом.

    Самое главное, проходя интервью по компетенциям , избегайте негативных ситуаций. Если вдруг рекрутеру захочется знать о Вашем негативном опыте, то он сам задаст конкретный вопрос. Необходимо полностью настроиться на позитив. И не забывайте, что излишняя откровенность бывает вредна, потому выдавайте информацию дозировано и обдуманно.

    А теперь приведём раздел плана проведения интервью на вакансию «Менеджер по персоналу», касающийся оценки компетенций

    ФРАГМЕНТ ПЛАНА
    проведения интервью на вакансию «Менеджер по персоналу»

    Раздел запланированных вопросов для оценки компетенции «Принятие решений»
    1. Расскажите о ситуации, когда обстоятельства требовали быстрых действий или незамедлительного принятия решения.
    2. Приведите пример, когда принятое Вами решение было удачным (неудачным).
    3. Приведите пример, когда Вам пришлось вовлечь в принятие решения других сотрудников. Почему это было необходимо?

    Раздел запланированных вопросов для оценки компетенции «Коммуникация в письменной форме»
    1. Приведите пример письменного задания, которое Вам приходилось выполнять самостоятельно.
    2. Приходилось ли Вам составлять отчет о выполненном задании в письменной форме? Расскажите о последнем (сложном, интересном) случае.
    3. Расскажите о самом сложном документе, который Вы когда-либо готовили?
    4. Приведите пример, когда Вам приходилось составлять документ, основываясь только на информации в устной форме.

    Раздел запланированных вопросов для оценки компетенции «Планирование и самоорганизация»
    1. Расскажите о своем обычном рабочем расписании.
    2. Расскажите о тех приемах и инструментах, которые помогают Вам в планировании.
    3. Приведите пример, когда из-за неожиданно возникших факторов Вам пришлось перепланировать весь свой рабочий день.
    4. Расскажите о своих планах на текущий/следующий месяц работы (или вне ее).

    Информация для соискателя (тех, кто ищет работу):

    Вопрос подбора «правильных» людей, думаю, будет стоять всегда — независимо от экономической ситуации, популярности удалённой работы и фриланса, IT-революций в рабочих процессах, эффективности обучения и развития в организациях. Ведь ставки очень высоки: сможет ли человек достойно справляться с задачами на новом месте работы? Можно ли провести собеседование и ответить на этот вопрос уверенно или остаётся лишь играть в русскую рулетку и надеяться на успешность понравившегося кандидата?
    Поведенческое интервью (интервью по компетенциям) применимо для кандидатов из любой сферы деятельности. В ходе структурированного интервью по компетенциям рекрутер собирает полные поведенческие примеры (ППП) из опыта кандидата. Ниже приводится оценка по компетенциям, пример. Из каждого такого становятся ясны:

    • Ситуация , с которой кандидат столкнулся (Situation);
    • Задача , которая стояла перед ним (Task);
    • Действия , предпринятые кандидатом (Action);
    • Результат , итог ситуации (Result).

    Краткий алгоритм на примере интервью по компетенциям:

    1. ПОДГОТОВКА.
      Перед структурированным интервью по компетенциям изучите компетенции, которые оцениваются, и вопросы из интервью по компетенциям.
    2. УСТАНОВКА КОНТАКТА
      Интервью по методу STAR начинается с вводной части, целью которой является объяснение интервьюируемому целей и регламента предстоящего диалога, а также установление контакта.
    3. ПОЛУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРИМЕРОВ.
      Поведенческий пример получен, когда у нас складывается «мини-фильм» происходящего.

    Описание должно соответствовать принципу STAR (поведенческие примеры также называют star-примерами):

    S (situation) - ситуация. Каков был общий контекст?
    T (target) - цель. Какую цель перед собой ставил интервьюируемый?
    A (action) - действие. Что конкретно он сделал?
    R (result) - результат. К чему это привело?

    Как правило, оцениваемый редко ведет рассказ по принципу STAR. Поэтому понадобятся уточняющие вопросы в рамках структурированного интервью по компетенциям:

    • Подождите, Вы говорите, что «оптимизировали маршруты». А каковы они был первоначально?
    • Какую цель Вы перед собой ставили? Кому принадлежала идея оптимизации?
    • С чего Вы начали? Был ли у Вас план действий? С какими сложностями столкнулись?
    • Какие конкретные результаты были получены по итогам оптимизации? Как правило, хороший STAR-пример дает информацию сразу по нескольким компетенциям (и по многим индикаторам).

    Приведенные ниже вопросы можно использовать в качестве опросника, при проведении структурированного интервью по компетенциям по методу STAR.

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ»

    • Какие цели Вы ставите для себя на ближайший год? Насколько эти цели сложны для Вас? Какие трудности Вы можете предвидеть? Что может помешать реализации Ваших планов?
    • Приведите пример, когда Вы не полностью справились с поставленной задачей. В чем причина произошедшего?
    • Расскажите о тех решениях, которые Вы принимаете в ежедневной практике? Приведите пример решения, которое Вы принимали не так давно. Насколько самостоятельно Вы приняли это решение? С кем Вы обсуждали это решение?
    • Приведите пример Вашего решения, которое оказалось неверным. Каковы были последствия? В чем Вы видите причину того, что Вы приняли неверное решение? Изменили бы Вы что-нибудь в своих действиях, если бы оказались в подобной ситуации снова?
    • Приведите пример ситуации, когда Вам удалось успешно выполнить какую-либо сложную или срочную работу вопреки имеющимся помехам (недостаток времени, информации, невыполнение задач другими сотрудниками). За счет чего Вы добились успеха? Что помогло Вам в решении возникших проблем?
    • Были ли в Вашей деятельности ситуации неуспеха (не достижение целей)? Приведите пример подобной ситуации. Как вы действовали. Что предпринимали? Что Вам помешало? В чем была причина неуспеха?
    • В чем состоят факторы успеха Вашей деятельности?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ»

    • Опишите ситуацию, когда Вам не удалось достичь поставленной цели в профессиональной деятельности? В чем причины неуспеха?
    • За счет каких собственных качеств Вы. Как правило, достигаете намеченной цели?
    • Что Вас может «выбить из колеи», когда Вы работаете над реализацией цели? Пример?
    • Что может Вам помочь и ускорить работу над достижением поставленной цели в работе? В личной жизни?
    • На что Вы можете пойти при достижении личной цели?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ЛОЯЛЬНОСТЬ К ОРГАНИЗАЦИИ»

    • Опишите идеального работодателя?
    • Как Вы относитесь к корпоративным ценностям нашей компании?
    • Как Вы будете поступать, если Ваши цели будут противоречить целям компании?
    • Что Вы привносите в нашу компанию? Что компания даёт Вам?
    • Расскажите, какие профессиональные мотивы движут Вами?
    • Что Вы будете делать, если посчитаете, что компания вас обманывает или манипулирует?
    • Как поступите, если Вам сделает предложение о работе наш конкурент на более выгодных условиях?
    • Опишите ситуации, когда Вы задумывались о смене места работы?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ»

    • Что Вас может вывести из уравновешенного состояния? Приведите пример последнего Вашего стресса на работе?
    • Как Вы возвращаете себя к устойчивому состоянию? Почему именно это вам помогает?
    • Почему, на Ваш взгляд, люди курят или употребляют алкоголь, находясь в стрессовой ситуации?
    • Что Вы будете делать, если видите, что близкий Вам человек находятся в эмоциональном напряжении?
    • Сегодня на оценке Вы испытывали стресс?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ЛИЧНАЯ АКТИВНОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ»

    • Расскажите, при какой системе управления, вам наиболее комфортно работать?
    • Считаете ли себя ленивым человеком? Обоснуйте свой ответ конкретными примерами из жизни?
    • На ваш взгляд, в Вашей профессии творческий подход к делу обязателен? Обоснуйте свой ответ?
    • Какое у Вас хобби? Почему именно оно?
    • Перечислите 2-3 последние инициативы, которые Вы проявили на своей работе?
    • Какие «рационализаторские» предложения Вы выдвигали на своей работе?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ»

    • Расскажите на конкретном примере о том, как Вы готовитесь к важным встречам. Что Вы делаете для того, чтобы доходчиво донести свои идеи до собеседников/клиентов?
    • Приходилось ли Вам отстаивать свои идеи перед руководством, коллегами? Как Вы это делали? Приведите пример.
    • Сталкивались ли Вы когда-либо с ситуациями недопонимания со стороны коллег, руководства. Приведите пример. В чем на ваш взгляд была причина того, что Вас недопоняли? Как Вы действовали? Чем разрешилась ситуация?
    • Кого бы Вы назвали «трудным» в общении человеком? Приведите пример (без имен). Опишите какой-нибудь случай взаимодействия с этим человеком. Что было для Вас особенно сложным? Какова была Ваша цель, цель Вашего собеседника? Как Вы поняли, что у него такие интересы? Чем все закончилось?
    • Какого рода аргументы на Ваш взгляд оказывают наибольшее воздействие на собеседника/клиента? Приведите пример ситуации, когда «аргументы не действовали»? Что вы делали? Чем завершилась ситуация.
    • В каких ситуациях общения Вы чувствуете себя неуверенно, испытываете дискомфорт?

    Косвенный замер: во время интервью необходимо обратить внимание, насколько оцениваемый внимателен к Вашим вопросам. Дослушивает ли он вопросы, перебивает ли и т.д.

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ»

    • Вы считаете себя конфликтным человеком? Почему?
    • Приведите пример Вашего последнего конфликта на работе? Что Вы предпринимали, чтобы выйти из него?
    • На Ваш взгляд, что Вам необходимо иметь (личностные качества), чтобы выйти из конфликта победителем? (Данный вопрос - ловушка, т.к. идеальный способ выхода из конфликта - это тактика «победитель-победитель»)
    • Что, как правило, является источником большинства межличностных конфликтов?
    • Вы считаете себя эгоистом? Обоснуйте свой ответ реальными примерами из Вашей жизни?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ»

    • Кого Вы можете назвать своей командой? Что Вы, как член команды, делаете для того, чтобы работа команды была эффективной? Приведите пример.
    • Приведите пример того, как Вы работали над решением общей командной задачи. Как было организовано взаимодействие? Какие функции в команде Вы выполняли? Какие сложности возникали в процессе совместной работе? Какие действия Вы предпринимали для их разрешения? Каков был результат?
    • Бывает ли так, что Ваши интересы вступают в противоречие с интересами вашей команды? Опишите такую ситуацию. Какова была Ваша цель? Как Вы действовали? Каким образом разрешилась ситуация?
    • Бывает ли так, что коллеги обращаются к Вам за помощью? Как Вы поступаете? Приведите пример. Как это отражается на Вашей собственной деятельности?
    • Что для Вас «командный дух» и что Вы предпринимаете для его поддержания и укрепления в своей команде? Расскажите на примере конкретных действий.
    • Бывало ли так, что к Вам обращались за помощью в урегулировании конфликта, спорного вопроса Ваши коллеги? Приведите пример такой ситуации. Что Вы предприняли? Чем разрешилась ситуация? За счет чего удалось найти выход, решение?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ЛИДЕРСТВО»

    • Считаете ли Вы себя лидером при командной работе? Почему? Приведите пример из сегодняшних упражнений?
    • За счет каких качеств Вы добиваетесь лидерской позиции?
    • Какие качества Вам необходимо развивать, чтобы стать лидером?
    • Приведите пример из Вашей профессиональной деятельности, когда Вы были в роли лидера?
    • Что Вы делаете, чтобы выполнять роль лидера?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЕМ»

    • Опишите конкретную профессиональную ситуацию, когда Вы делегировали своему подчиненному определенное задание?
    • Каков алгоритм правильного поручения своему подчиненному?
    • Расскажите, как правильно организовать контроль выполнения поручения своим подчиненным?
    • Как правильно и эффективно мотивировать своего подчиненного на выполнение определенного задания? Как профессиональные мотивы преобладают у Ваших подчиненных? У Вас лично?
    • Расскажите, какие способы нематериальной мотивации подчиненных Вы знаете и используете в своей профессиональной деятельности?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И УМЕНИЕ БРАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

    • Что для Вас означает термин «управленческая ответственность»?
    • Приведите конкретный пример из Вашей жизни, когда Вы несли ответственность за принятое Вами управленческое решение?
    • Приведите пример из Вашей жизни, когда Вы несли управленческую ответственность за неправильные действия своих подчиненных?
    • Приведите конкретный пример из Вашей жизни, когда Вам трудно и сложно давалось принятие управленческого решения?
    • Расскажите, какие личностные качества помогаю принимать эффективные управленческие решения и нести в дальнейшем за это персональную ответственность? Какие качества из перечисленных, свойственны Вам лично, а какие нет?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «НАСТАВНИЧЕСТВО»

    • Приведите конкретный пример из Вашей профессиональной деятельности, когда Вы осуществляли наставничество?
    • Какова связь, на Ваш взгляд, между процедурами наставничества и адаптации?
    • Расскажите, каким образом построить/модернизировать систему наставничества в компании?
    • Какими личностными качествами должен обладать эффективный наставник?
    • Какие, из перечисленных Вами качеств, свойственны Вам, а какие нет?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ОБУЧАЕМОСТЬ И САМОРАЗВИТИЕ»

    • Расскажите, какие Ваши профессиональные качества и личностные характеристики развиты сильно? Приведите конкретные примеры? Почему у Вас развиты именно эти качества? Что для этого Вы делаете?
    • Расскажите, какие качества у Вас развиты недостаточно? Приведите конкретные примеры?
    • Что читали вы в последнее время? Почему именно эту литературу?
    • Планируете ли Вы повышать свою квалификацию? Чему именно планируете обучаться?
    • Если бы у Вас была возможность, то какое высшее образование Вы бы сейчас получили? Почему?
    • Кем себя видите через 3 года и 7 лет? Почему?

    Структурированное интервью оценки по компетенциям (пример выше) применимо для кандидатов из любой сферы деятельности.

    Или разработку опросников структурированного интервью по компетенциям по методу Star для вашей компании вы можете в соответствующем каталоге или написав сообщение автору статьи.

    В чем отличие собеседования по компетенциям от обычного интервью, почему оно так популярно в британских компаниях, чем техника STAR поможет рекрутеру и к чему нужно быть готовым кандидату, порталу сайт рассказала Елизавета Проселкова , основатель и управляющий директор компании, занимающейся карьерным консультированием русскоговорящих специалистов в Великобритании.

    На сегодняшний день практически каждое собеседование, которое проводится в Великобритании, включает в себя некоторое количество вопросов о компетенциях кандидата. Вне зависимости от размера компании, стадии собеседования и того, кто проводит интервью (рекрутер или нанимающий менеджер компании), вы совершенно точно встретитесь с вопросами из ряда "расскажите о ситуации, когда вам пришлось...", "вспомните случай...", "приведите пример того, как вы...", "опишите случай…" и т.д.

    Более того, в таких индустриях, как консалтинг, банковская сфера “competency-based interview” - этот вид собеседования, которому могут выделить отдельную стадию отбора (2-3 тур).

    Что такое компетенция?

    Для начала давайте разберемся с понятием "компетенция". Помимо опыта и образования, написанных в резюме, у каждого специалиста есть определенный набор компетенций или качеств характера, которые помогают специалисту эффективно решать ряд профессиональных задач на той или иной должности.

    Например, решительность, гибкость, стрессоустойчивость. Речь идет именно о проявлении каких-то качеств в рамках определенной трудовой направленности или специализированной области, т.е. отдельно взятая черта характера будет нерелевантна, так как компетенции оцениваются именно в контексте опыта работы и занимаемой должности.

    Для каждой должности набор таких качеств или компетенций будет свой. Более того, к компетенциям относятся только "положительные" черты характера, и каждая из них имеет ту или иную степень выраженности, которую также стоит учесть. К компетенциям можно отнести:

    Приспособляемость

    Коммуникабельность

    Умение управлять конфликтами

    Креативный подход к решению проблем

    Решительность

    Умение делегировать

    Гибкость

    Самостоятельность

    Лидерские способности

    Ориентированность на результат

    Ориентированность на процесс

    Стрессоустойчивость

    Готовность к принятию риска

    Умение работать в команде

    Навыки убеждения

    Аналитические способности

    Как собеседование по компетенциям отличается от обычного интервью и почему именно этот тип интервью так популярен в Англии?

    Стандартные биографические интервью, где задаются более широкие вопросы открытого типа: "почему вы ушли с предыдущей работы?", "расскажите о том, что входило в ваши обязанности?", "почему вы хотите на нас работать?", нацелены на получение общего впечатления от соискателя, как профессионала и личности.

    Кейс-интервью выявляют практические навыки и профессиональные знания кандидата и помогают с оценкой совместимости специалиста с ожиданиями на конкретную позицию. А собеседования по компетенциям (также называемые структурированные или поведенческие интервью) ориентированы на выявление конкретных навыков или моделей поведения в определенных обстоятельствах, где каждый вопрос предназначен для проверки одной или нескольких компетенций с конкретными примерами.

    Почему HR выбирают именно этот тип собеседования?

    1. Такой способ быстро помогает выявлять, насколько то, что написано в резюме, соответствует реальности, и степень того, как хорошо профессионал будет справляться с поставленными задачами. Например, если соискатель не может вспомнить хотя бы один случай работы со сложным клиентом и при этом проходит интервью на позицию sales, то интервьюер может исключить его из списка претендентов.

    2. Появляется четкое понимание того, как специалист думает, каковы его рабочие "привычки" и что является для него нормой. К примеру, как вы подходите к решению проблем, что вы понимаете под "проблемой" и как применяете наработанные навыки и знания. Прошлый опыт позволяет понять модели поведения профессионала в разных ситуациях.

    3. Вопросная техника STAR облегчает процесс сопоставления всех кандидатов на вакансии, исходя из ответов на одинаковые вопросы. У каждого кандидата будет свой пример и свое понимание того, что HR ожидает услышать.

    Как применять технику?

    Исходя из практики, я могу сказать, что наиболее эффективным является определение компетенций к каждой отдельной вакансии, а не рассмотрение компетенции на уровне компании. Почему? Список важных черт характера для менеджера по привлечению клиентов будет разительно отличаться от списка компетенций бухгалтера.

    Безусловно, есть корпоративная культура и ценности, которые важно учесть, но оценивать компетенции стоит отдельно. Как применять этот метод:

    1. Выберите 4-5 компетенций, важных для конкретной должности (часто их прописывают в разделе "требования к соискателю").

    2. Сформулируйте по два вопроса к каждой компетенции, используя технику STAR.

    STAR расшифровывается следующим образом:

    Situation (Ситуация) Task (Задача) Action (Действие) Result (Результат)

    Вопросы строятся с целью получения информации о конкретных ситуациях и примерах из профессиональной жизни соискателя с описанием действия работника в сложившихся обстоятельствах.

    Во многих случаях можно начинать с общего вопроса, который уточняется более конкретным вопросом-примером. Например, вы можете спросить у специалиста, как он справляется со стрессом, а затем попросить соискателя привести конкретный пример ситуации, когда ему пришлось работать под давлением.

    Возможные формулировки вопросов:

    Приведите пример ситуации, когда вам пришлось иметь дело с конфликтным клиентом.

    Как вы воздействуете на людей в ситуациях, когда возникают противоречия?

    Расскажите о ситуации, когда вы приняли решение, а потом передумали.

    В идеале кандидат должен описать возникшую ситуацию/проблему, сформулировать задачу, которая стояла перед ним, описать свои действия (даже если речь идет о командной работе) и рассказать о результате, к которому эти действия привели.

    3. Определите, какой тип ответов будет считаться позитивным в пользу кандидата, а какой - отрицательным.

    Например, для таких вопросов, как "опишите время, когда вам приходилось сталкиваться с давлением", позитивные и негативные показатели могут быть следующими:

    Позитивные показатели:

    · Демонстрирует позитивный подход к проблеме.

    · Признает свои недостатки.

    · Способен идти на компромисс.

    · Готов обратиться за помощью, когда это необходимо.

    · Использует эффективные стратегии, чтобы справляться с давлением и стрессом.


    Негативные показатели:

    · Воспринимает стрессовую ситуацию как проблему.

    · Пытается безуспешно справиться с ситуацией в одиночку.

    · Использует неправильные стратегии, чтобы справляться с давлением и стрессом.

    Вопрос подбора «правильных» людей, думаю, будет стоять всегда — независимо от экономической ситуации, популярности удалённой работы и фриланса, IT-революций в рабочих процессах, эффективности обучения и развития в организациях. Ведь ставки очень высоки: сможет ли человек достойно справляться с задачами на новом месте работы? Можно ли провести собеседование и ответить на этот вопрос уверенно или остаётся лишь играть в русскую рулетку и надеяться на успешность понравившегося кандидата?
    Поведенческое интервью (интервью по компетенциям) применимо для кандидатов из любой сферы деятельности. В ходе структурированного интервью по компетенциям рекрутер собирает полные поведенческие примеры (ППП) из опыта кандидата. Ниже приводится оценка по компетенциям, пример. Из каждого такого становятся ясны:

    • Ситуация , с которой кандидат столкнулся (Situation);
    • Задача , которая стояла перед ним (Task);
    • Действия , предпринятые кандидатом (Action);
    • Результат , итог ситуации (Result).

    Краткий алгоритм на примере интервью по компетенциям:

    1. ПОДГОТОВКА.
      Перед структурированным интервью по компетенциям изучите компетенции, которые оцениваются, и вопросы из интервью по компетенциям.
    2. УСТАНОВКА КОНТАКТА
      Интервью по методу STAR начинается с вводной части, целью которой является объяснение интервьюируемому целей и регламента предстоящего диалога, а также установление контакта.
    3. ПОЛУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРИМЕРОВ.
      Поведенческий пример получен, когда у нас складывается «мини-фильм» происходящего.

    Описание должно соответствовать принципу STAR (поведенческие примеры также называют star-примерами):

    S (situation) - ситуация. Каков был общий контекст?
    T (target) - цель. Какую цель перед собой ставил интервьюируемый?
    A (action) - действие. Что конкретно он сделал?
    R (result) - результат. К чему это привело?

    Как правило, оцениваемый редко ведет рассказ по принципу STAR. Поэтому понадобятся уточняющие вопросы в рамках структурированного интервью по компетенциям:

    • Подождите, Вы говорите, что «оптимизировали маршруты». А каковы они был первоначально?
    • Какую цель Вы перед собой ставили? Кому принадлежала идея оптимизации?
    • С чего Вы начали? Был ли у Вас план действий? С какими сложностями столкнулись?
    • Какие конкретные результаты были получены по итогам оптимизации? Как правило, хороший STAR-пример дает информацию сразу по нескольким компетенциям (и по многим индикаторам).

    Приведенные ниже вопросы можно использовать в качестве опросника, при проведении структурированного интервью по компетенциям по методу STAR.

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ»

    • Какие цели Вы ставите для себя на ближайший год? Насколько эти цели сложны для Вас? Какие трудности Вы можете предвидеть? Что может помешать реализации Ваших планов?
    • Приведите пример, когда Вы не полностью справились с поставленной задачей. В чем причина произошедшего?
    • Расскажите о тех решениях, которые Вы принимаете в ежедневной практике? Приведите пример решения, которое Вы принимали не так давно. Насколько самостоятельно Вы приняли это решение? С кем Вы обсуждали это решение?
    • Приведите пример Вашего решения, которое оказалось неверным. Каковы были последствия? В чем Вы видите причину того, что Вы приняли неверное решение? Изменили бы Вы что-нибудь в своих действиях, если бы оказались в подобной ситуации снова?
    • Приведите пример ситуации, когда Вам удалось успешно выполнить какую-либо сложную или срочную работу вопреки имеющимся помехам (недостаток времени, информации, невыполнение задач другими сотрудниками). За счет чего Вы добились успеха? Что помогло Вам в решении возникших проблем?
    • Были ли в Вашей деятельности ситуации неуспеха (не достижение целей)? Приведите пример подобной ситуации. Как вы действовали. Что предпринимали? Что Вам помешало? В чем была причина неуспеха?
    • В чем состоят факторы успеха Вашей деятельности?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ»

    • Опишите ситуацию, когда Вам не удалось достичь поставленной цели в профессиональной деятельности? В чем причины неуспеха?
    • За счет каких собственных качеств Вы. Как правило, достигаете намеченной цели?
    • Что Вас может «выбить из колеи», когда Вы работаете над реализацией цели? Пример?
    • Что может Вам помочь и ускорить работу над достижением поставленной цели в работе? В личной жизни?
    • На что Вы можете пойти при достижении личной цели?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ЛОЯЛЬНОСТЬ К ОРГАНИЗАЦИИ»

    • Опишите идеального работодателя?
    • Как Вы относитесь к корпоративным ценностям нашей компании?
    • Как Вы будете поступать, если Ваши цели будут противоречить целям компании?
    • Что Вы привносите в нашу компанию? Что компания даёт Вам?
    • Расскажите, какие профессиональные мотивы движут Вами?
    • Что Вы будете делать, если посчитаете, что компания вас обманывает или манипулирует?
    • Как поступите, если Вам сделает предложение о работе наш конкурент на более выгодных условиях?
    • Опишите ситуации, когда Вы задумывались о смене места работы?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ»

    • Что Вас может вывести из уравновешенного состояния? Приведите пример последнего Вашего стресса на работе?
    • Как Вы возвращаете себя к устойчивому состоянию? Почему именно это вам помогает?
    • Почему, на Ваш взгляд, люди курят или употребляют алкоголь, находясь в стрессовой ситуации?
    • Что Вы будете делать, если видите, что близкий Вам человек находятся в эмоциональном напряжении?
    • Сегодня на оценке Вы испытывали стресс?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ЛИЧНАЯ АКТИВНОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ»

    • Расскажите, при какой системе управления, вам наиболее комфортно работать?
    • Считаете ли себя ленивым человеком? Обоснуйте свой ответ конкретными примерами из жизни?
    • На ваш взгляд, в Вашей профессии творческий подход к делу обязателен? Обоснуйте свой ответ?
    • Какое у Вас хобби? Почему именно оно?
    • Перечислите 2-3 последние инициативы, которые Вы проявили на своей работе?
    • Какие «рационализаторские» предложения Вы выдвигали на своей работе?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ»

    • Расскажите на конкретном примере о том, как Вы готовитесь к важным встречам. Что Вы делаете для того, чтобы доходчиво донести свои идеи до собеседников/клиентов?
    • Приходилось ли Вам отстаивать свои идеи перед руководством, коллегами? Как Вы это делали? Приведите пример.
    • Сталкивались ли Вы когда-либо с ситуациями недопонимания со стороны коллег, руководства. Приведите пример. В чем на ваш взгляд была причина того, что Вас недопоняли? Как Вы действовали? Чем разрешилась ситуация?
    • Кого бы Вы назвали «трудным» в общении человеком? Приведите пример (без имен). Опишите какой-нибудь случай взаимодействия с этим человеком. Что было для Вас особенно сложным? Какова была Ваша цель, цель Вашего собеседника? Как Вы поняли, что у него такие интересы? Чем все закончилось?
    • Какого рода аргументы на Ваш взгляд оказывают наибольшее воздействие на собеседника/клиента? Приведите пример ситуации, когда «аргументы не действовали»? Что вы делали? Чем завершилась ситуация.
    • В каких ситуациях общения Вы чувствуете себя неуверенно, испытываете дискомфорт?

    Косвенный замер: во время интервью необходимо обратить внимание, насколько оцениваемый внимателен к Вашим вопросам. Дослушивает ли он вопросы, перебивает ли и т.д.

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ»

    • Вы считаете себя конфликтным человеком? Почему?
    • Приведите пример Вашего последнего конфликта на работе? Что Вы предпринимали, чтобы выйти из него?
    • На Ваш взгляд, что Вам необходимо иметь (личностные качества), чтобы выйти из конфликта победителем? (Данный вопрос - ловушка, т.к. идеальный способ выхода из конфликта - это тактика «победитель-победитель»)
    • Что, как правило, является источником большинства межличностных конфликтов?
    • Вы считаете себя эгоистом? Обоснуйте свой ответ реальными примерами из Вашей жизни?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ»

    • Кого Вы можете назвать своей командой? Что Вы, как член команды, делаете для того, чтобы работа команды была эффективной? Приведите пример.
    • Приведите пример того, как Вы работали над решением общей командной задачи. Как было организовано взаимодействие? Какие функции в команде Вы выполняли? Какие сложности возникали в процессе совместной работе? Какие действия Вы предпринимали для их разрешения? Каков был результат?
    • Бывает ли так, что Ваши интересы вступают в противоречие с интересами вашей команды? Опишите такую ситуацию. Какова была Ваша цель? Как Вы действовали? Каким образом разрешилась ситуация?
    • Бывает ли так, что коллеги обращаются к Вам за помощью? Как Вы поступаете? Приведите пример. Как это отражается на Вашей собственной деятельности?
    • Что для Вас «командный дух» и что Вы предпринимаете для его поддержания и укрепления в своей команде? Расскажите на примере конкретных действий.
    • Бывало ли так, что к Вам обращались за помощью в урегулировании конфликта, спорного вопроса Ваши коллеги? Приведите пример такой ситуации. Что Вы предприняли? Чем разрешилась ситуация? За счет чего удалось найти выход, решение?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ЛИДЕРСТВО»

    • Считаете ли Вы себя лидером при командной работе? Почему? Приведите пример из сегодняшних упражнений?
    • За счет каких качеств Вы добиваетесь лидерской позиции?
    • Какие качества Вам необходимо развивать, чтобы стать лидером?
    • Приведите пример из Вашей профессиональной деятельности, когда Вы были в роли лидера?
    • Что Вы делаете, чтобы выполнять роль лидера?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЕМ»

    • Опишите конкретную профессиональную ситуацию, когда Вы делегировали своему подчиненному определенное задание?
    • Каков алгоритм правильного поручения своему подчиненному?
    • Расскажите, как правильно организовать контроль выполнения поручения своим подчиненным?
    • Как правильно и эффективно мотивировать своего подчиненного на выполнение определенного задания? Как профессиональные мотивы преобладают у Ваших подчиненных? У Вас лично?
    • Расскажите, какие способы нематериальной мотивации подчиненных Вы знаете и используете в своей профессиональной деятельности?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И УМЕНИЕ БРАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

    • Что для Вас означает термин «управленческая ответственность»?
    • Приведите конкретный пример из Вашей жизни, когда Вы несли ответственность за принятое Вами управленческое решение?
    • Приведите пример из Вашей жизни, когда Вы несли управленческую ответственность за неправильные действия своих подчиненных?
    • Приведите конкретный пример из Вашей жизни, когда Вам трудно и сложно давалось принятие управленческого решения?
    • Расскажите, какие личностные качества помогаю принимать эффективные управленческие решения и нести в дальнейшем за это персональную ответственность? Какие качества из перечисленных, свойственны Вам лично, а какие нет?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «НАСТАВНИЧЕСТВО»

    • Приведите конкретный пример из Вашей профессиональной деятельности, когда Вы осуществляли наставничество?
    • Какова связь, на Ваш взгляд, между процедурами наставничества и адаптации?
    • Расскажите, каким образом построить/модернизировать систему наставничества в компании?
    • Какими личностными качествами должен обладать эффективный наставник?
    • Какие, из перечисленных Вами качеств, свойственны Вам, а какие нет?

    ВОПРОСЫ ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ОБУЧАЕМОСТЬ И САМОРАЗВИТИЕ»

    • Расскажите, какие Ваши профессиональные качества и личностные характеристики развиты сильно? Приведите конкретные примеры? Почему у Вас развиты именно эти качества? Что для этого Вы делаете?
    • Расскажите, какие качества у Вас развиты недостаточно? Приведите конкретные примеры?
    • Что читали вы в последнее время? Почему именно эту литературу?
    • Планируете ли Вы повышать свою квалификацию? Чему именно планируете обучаться?
    • Если бы у Вас была возможность, то какое высшее образование Вы бы сейчас получили? Почему?
    • Кем себя видите через 3 года и 7 лет? Почему?

    Структурированное интервью оценки по компетенциям (пример выше) применимо для кандидатов из любой сферы деятельности.

    Или разработку опросников структурированного интервью по компетенциям по методу Star для вашей компании вы можете в соответствующем каталоге или написав сообщение автору статьи.