Войти
Образовательный портал. Образование
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Что является предметом регулирования права. Объект правового регулирования и объект правоотношения

    Что является предметом регулирования права. Объект правового регулирования и объект правоотношения

    Деление на обусловлено наличием у каждой из них специфических предмета и метода правового регулирования.

    — совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

    Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

    • порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);
    • степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);
    • способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);
    • способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

    Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования; императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

    Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

    Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

    Предмет правового регулирования

    Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

    В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми.

    Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

    Метод правового регулирования — сложное, системное образование, которое включает ряд составляющих элементов, в первую очередь средства и способы воздействия на общественные отношения и отвечает на вопрос «как регулируются отношения?» (рис. 1).

    Рис. 1. Метод правового регулирования

    Средства воздействия на общественные отношения — дозволение, позитивное обязывание, запрет (основные), уполномочивание, ограничение, закрепление определенных отношений (статуса, целей и принципов деятельности), рекомендация, поощрение, предоставление льгот, государственное принуждение. Перечисленные средства используются при формировании структурных элементов нормы (рис. 2).

    Определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений. Существуют автономный способ (равенство участников, как в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом), приказной (властное отношение, когда один субъект подчинен другому, как в административном праве, которое регулирует отношения в сфере государственного управления), субординационный (сочетание равенства в одних случаях и подчинение в виде контроля властных структур — в других, как в области предпринимательских отношений, когда хозяйствующие субъекты государственным органам напрямую не подчиняются, однако последние осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности).

    Рис. 2. Средства правового регулирования

    Отдельно выделяют методы правового регулирования: разрешительный и запретительный, диспозитивный (когда есть возможность отступить по соглашению сторон от намеченных в норме правил поведения либо изменить их) и императивный (когда такая возможность отсутствует).

    В разных отраслях права применяются различные сочетания средств, способов воздействия, поэтому можно говорить о наличии отраслевых методов правового регулирования.

    Существенное значение для понимания правового регулирования имеет предмет регулирования, т. е. то, на что направлено правовое регулирование, что регулируется правом.

    В самом широком смысле предметом правового регулирования выступают общественные отношения, т. е. оно не регулирует, не способно упорядочивать физические, химические, биологические и иные процессы, которые протекают по своим собственным объективным законам, не зависят от воли и сознания людей. Однако общественные отношения проявляются через поведение, действия, деятельность людей. Поэтому непосредственным предметом правового регулирования является именно поведение многочисленных субъектов права.

    Вместе с тем право не всесильно. Оно не может регулировать все без исключения отношения, как и все варианты пове­дения.

    Предмет правового регулирования составляют лишь наиболее важные, с точки зрения государства, и подконтрольные ему, многократно повторяющиеся волевые действия людей.

    Следовательно, право регулирует лишь только поведение, выражающееся в действии (или бездействии). Правовому регулированию не могут подвергнуться мысли, чувства и т. д., не выраженные вовне, в действиях с помощью права. Правовыми средствами нельзя заставить (или запретить) любить, ненавидеть, исповедовать конкретную религию, воспринять определенную идеологию и т. д.

    При этом предмет регулирования составляет не всякое поведение, не всякие действия, а лишь важные, общественно значимые, способные породить общественно значимые последствия. Следовательно, правовыми нормами не регламентируется цвет одежды, обуви, цвет волос и т. д. Уточним, что социальная значимость поведения определяется не самим субъектом, а государством. Например, государство может определить цвет школьной формы.

    Право регулирует не все отношения, а лишь подконтрольные государству, т. е. те случаи, когда государство может проконтролировать выполняемость своих предписаний.

    Право регулирует не однократные, единичные варианты поведения, а варианты неоднократно повторяющиеся, ставшие нормой, правилом для широкого круга лиц. Вспомним, что право – одинаковый масштаб поведения для различного круга неравных людей.

    Наконец, предмет правового регулирования составляют лишь волевые варианты поведения, т. е. это поведение, которое зависит от воли самого человека – субъекта права. Поведение, определяемое биологическими, физиологическими, возрастными и т. д. факторами, не может быть подвергнуто правовой регламентации. Например, посредством правовых предписаний нельзя регулировать сроки беременности, время рождения и пол ребенка, ибо они предопределены биологическими факторами.

    Все остальные отношения, варианты поведения, не входящие в предмет правового регулирования, правом регулироваться не могут.

    Определив, «что» регулирует право, важно выявить, «как» оно это делает.

    По своим свойствам и регулятивным качествам, заложенной в нем социальной энергии право приобретает значение наиболее действенного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.

    Регулирующее воздействие права на общественное отношение заключается в том, что оно в своих нормах как бы моделирует поведение субъектов этих отношений. Правом охватываются наиболее важные, с точки зрения государства, общественные отношения и берутся им под свой контроль, развиваются в заданном направлении для обеспечения всеобщих интересов.

    Правовое регулирование определяется различными факторами:

    а) уровнем экономического развития общества;

    б) его социальной структурой;

    в) степенью стабильности и развитости общественных отноше­ний;

    г) уровнем правосознания и правовой культуры населения и должностных лиц;

    д) степенью определенности предмета и метода правового регулирования.

    Правовое регулирование осуществляется с помощью определенных юридических способов и средств, в частности, юридических норм, правосознания, правоотношений, индивидуальных пред­­­­писаний (поднормативное регулирование) и др.

    Сферы и пределы правового регулирования указывают на ту область социального простора, на которую распространяется нор­мативно-организующее действие права.

    Правильное определение сферы и пределов правового регулирования способствует эффективному использованию юридического инструментария вне сфер, где действуют иные социальные регуляторы.

    Сфера правового регулирования есть область потенциальных правовых отношений, которые в принципе могут быть урегулированы правом. Сферой правового регулирования охватывается также та часть социального простора, где необходимо влияние права как обратная реакция на общесоциальные потребности в соответствии с объективными закономерностями развития общества. Пределами правового регулирования в заданном случае будут общесоциальные потребности и интересы.

    Таким образом, правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых способов и средств воздействие на общественные отношения с целью их закрепления, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями.

    Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, отвечающие определенным требованиям :

    1) по характеру они должны быть волевыми, то есть независимо от своего места в структуре социальных связей выражаются в волевом поведении людей и их объединений;

    2) участниками отношений, регулируемых правом, не могут быть лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

    3) право регулирует только те отношения, которые по своей природе объективно требуют урегулированности и могут поддаваться нормативно-организационному воздействию (отношения дружбы и любви, как известно, регулируются иными социальными регуляторами);

    4) правовым регулированием охватывается лишь сфера наиболее важных принципиальных, с точки зрения общества и государства, общественных отношений.

    По мере развития общества одни общественные отношения прекращают свое существование, другие – претерпевают существенные изменения (отношения по использованию ядерной энергии и др.), появляются качественно новые отношения (связанные с правом частной собственности в посттоталитарном обществе и др.). Соответственно возникает необходимость в их правовом регулировании.

    В отличии от предмета правового регулирования, отвечающего на вопрос о том, что регулируется правом, метод правового регулирования указывает на то, как регулируются эти отношения.

    Метод правового регулирования –это совокупность юридических способов и приемов, которые используются в данной сфере общественных отношений.

    Наряду с предметом метод правового регулирования активно влияет на формирование системы права. Более того, в качестве реальных юридических явлений он обретает жизнь в рамках отраслей права.

    В зависимости от круга субъектов, вступающих в правовые отношения, объема содержания их юридических прав, обязанностей и полномочий, соотношения основных способов воздействия на поведение людей (велений, позволений и запретов) в науке права выделяют:

    императивный метод, при котором регулирование правовых отношений осуществляется по принципу власти и подчинения, где одна из сторон является обладателем государственно-властных полномочий. Этот метод чаще всего присущ публичному праву, административному и уголовному, хотя используется конституционным правом, а также встречается и в других отраслях права;

    автономный или диспозитивный метод основывается на юридическом равенстве сторон данных регулируемых отношений. Стороны имеют право урегулировать свои действия по собственному усмотрению, самостоятельно избрать вариант поведения в пределах, установленных правовой нормой. Автономный метод характерен для частного права (гражданского, семейного и др.).

    Основными способами правового регулирования являются:

    1) дозволения – предоставление лицам права на свои собственные активные действия;

    2) веления – возложение на субъектов правоотношений обязанностей к активному поведению (выполнить определенную работу, уплатить и т.п.);

    3) запреты возложение на лиц обязанностей воздержаться от совершения действий, запрещенных юридической нормой.

    Указанные выше способы тесно связаны с субъективным правом, точнее, с правомочиями, составляющими его структуру (право на положительные действия, право требования и право притязания). Причем если при дозволении субъективное право образует само содержание данного способа правового регулирования, то при велении и запрещении право требования принадлежит другим лицам и состоит в том, чтобы обеспечить исполнение активной (обязывание) или пассивной (запрещение) юридической обязанности.

    В качестве дополнительных способов как своеобразных стимулов к правомерному поведению называют поощрение и рекомендации.

    В зависимости от сочетания способов правового регулирования выделяют два основных режима правового регулирования:

    общедозволительный , который строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом»;

    специальноразрешительный , в основе которого лежит принцип «дозволено лишь то, что прямо предусмотрено законом».

    Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой специфический механизм правового действования.

    Государство при помощи юридических норм регулирует общественные отношения, воздействуя на поведение людей тремя способами: дозволениями, велениями и запретами.

    Между этими способами обязательно наличие факторов, обеспечивающих перевод нормативности права в упорядоченность общественных отношений, – правосубъективности, юридических факто­в (актов применения права как разновидности юридических фактов), правосознания и правоотношения. Наличие нормативной основы в виде юридических норм уже предполагается, так как в противном случае анализ механизма правового регулирования будет беспредметен.

    Стадии механизма правового регулирования.

    1. Решение о включении той или иной сферы общественных отношений в сферу правового регулирования.

    2. Возникновение на основе юридических фактов конкретных правоотношений, участники которых выступают носителями субъек­тивных прав, юридических обязанностей, полномочий и юридической ответственности. Например, в случае спора о праве или правонарушении правоотношения не возникнут без особой деятельности лиц, обладающих властными полномочиями по применению права (судьи, следователя и др.).

    3. Реальная упорядоченность общественных отношений, то есть реализация субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий и ответственности конкретных участников правоотношений.

    Соответственно названным стадиям можно выделить и основные элементы механизма правового регулирования.

    1. Юридические нормы, составляющие нормативную основу механизма правового регулирования. От уровня правотворчества, степени ясности и четкости нормативных предписаний зависит весь последующий процесс регулирования общественных отношений. В необходимых случаях с помощью конкретных правовых предписаний – актов применения права осуществляется индивидуальное поднормативное регулирование.

    2. Правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (в том числе и на основе актов применения права).

    3. Реализация права в форме использования участниками правоотношений своих прав, исполнения обязанностей, соблюдения запретов и применения права.

    Нормальный и эффективный, механизм правового регулирования возможен только тогда, когда соблюдаются все запреты, исполняются обязанности и используются права в пределах допустимого, а юридические нормы применяются строго в соответствии с принципами и требованиями законности.

    Таким образом, механизм правового регулирования –это система взаимодействующих юридических средств, способов и форм перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений.

    К предмету правового регулирования следует относить, в первую очередь, общественные отношения, которые поддаются нормативно-организационному воздействию и, более того, требуют такого воздействия. Представляется возможность выдвинуть на обсуждение тот факт, что общественные отношения могут быть предметом правового воздействия лишь постольку, поскольку выступают в качестве волевых отношений. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2т. М., 1982. Т. 2. С. 292. Где под термином «волевые отношения» понимаются социальные связи, имеющие волевой характер, а именно способность правовых форм оказывать влияние на сознание и волю людей. Таким образом, говоря словами С.С. Алексеева, предметом правового регулирования выступает волевое поведение участников общественных отношений. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2т. М., 1982. Т. 2. С. 293.

    Однако Алексеев показывает предмет правового регулирования недостаточно подробно, только в общих чертах упоминает о специфике данной проблемы, а именно не изобличает тех признаков, которые должны быть присущи общественным отношениям для того, чтобы ограничить сферу влияния правового регулирования. В этом вопросе хочется разделить мнение Корельского В.М. и Перевалова В.Д., которые называют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражения, как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 259. Именно эти признаки определяют круг, сферу влияния правового регулирования.

    Однако определение предмета правового регулирования будет неполным, если не учитывать тот факт, что общественные отношения надлежит разделить по группам, чтобы еще раз более четко определить границы правового регулирования.

    Но перед тем как разграничить общественные отношения хочется отметить тот факт, что правом должно регулироваться только социально значимое поведение в обществе, то есть поведение, затрагивающее интересы, общества в целом других людей.

    Первая группа - это отношения по обмену ценностями (материальными и нематериальными) - правое регулирование имущественных отношений, потому что взаимовыгодный обмен имуществом способен заинтересовать и все общество, и отдельных его индивидов во взаимосвязи с другими членами этого общества (например, установление цены имуществу, как в денежном эквиваленте).

    Вторая группа - отношения по властному управлению обществом, где управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов

    Третья группа - это отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.

    Перечисленные выше общественные отношения составляют полный портрет предмета правового регулирования. Характер и содержание общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, будут играть решающую роль в определении особенностей, характера, способов и средств правового регулирования.

    Следует еще раз заострить внимание на том, что в предмет правового регулирования попадает только волевое поведение людей, волевые общественные отношения. Право не может контролировать поведение психически больных, людей в состоянии гипноза и т.д.

    После выделения общественных отношений, хочется провести грани между понятиями предмет и сфера правового регулирования. Разграничение этих понятий можно найти в высказываниях Николая Андреевича Пьянова, который утверждает, что понятие предмета правового регулирования `уже и в него входят не все общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, «а лишь те из них, которые уже урегулированы правом» Пьянов Н.А. Указ. Соч. С. 321., то есть наиболее важные, нуждающиеся в урегулировании отношения. В предмет правового регулирования также могут входить общественные отношения, которые находятся за пределами сферы правового регулирования. По той причине, что государство пытается регулировать отношения, которые недолжны и не могут регулироваться правом. Во-первых предмет правового регулирования составляют не все общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, а лишь те из них, которые уже урегулированы правом. Те же общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, но правом не урегулированы, предмет правового регулирования не составляют. Во-вторых, в предмет правового регулирования иногда входят общественные отношения, которые находятся даже за пределами сферы правового регулирования. При этом оно пытается подчас регулировать отношения, которые не только не должны, но и объективно не могут регулироваться правом.

    Иначе говоря, предмет правового регулирования есть общественные отношения, нуждающиеся в упорядочении; сфера правового регулирования - определение характера влияния правового регулирования. То есть предмет - это часть сферы правового регулирования, потому что право никогда, по мнению Н.А. Пьянова, не охватывает всех общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования Пьянов Н.А. Указ. Соч. С. 322..

    После определения нескольких видов общественных отношений совершенно естественно будет определиться с различными типами, способами и методами правового регулирования, что будет сделано в следующем разделе.

    1. Понятие и значение предмета правового регулирования

    Предметом правового регулирования норм советского права являются общественные отношения, возникающие между субъектами права в различных областях жизни социалистического общества.

    Предмет правового регулирования является объективным критерием систематизации норм советского права. Он, в частности, является основным критерием для отграничения одной отрасли права от другой.

    При решении вопроса о самостоятельности или несамостоятельности той или иной отрасли права надо исходить, как нам представляется, из того, что объективной необходимостью в любом обществе, где существует государство, является существование права вообще – как регулятора общественных отношений. Государство без права существовать не может. Существование же той или иной отрасли права не является объективной необходимостью. Одна и та же совокупность юридических норм может быть выделена в отдельную отрасль права, разделена на несколько самостоятельных отраслей права или слита с другой отраслью права в зависимости от целесообразности такого выделения, разделения или слияния.

    Но решение вопроса о разделении права на отрасли не зависит исключительно от субъективного фактора, от воли законодателя. Воля законодателя сама зависит от объективных условий. Такими объективными условиями применительно к рассматриваемому вопросу является существование и характер общественных отношений, подлежащих регулированию нормами права.

    Таким образом, выделение той или иной совокупности юридических норм в самостоятельную отрасль права зависит от наличия ряда объективных и субъективных факторов:

    а) существования группы однородных по своему характеру общественных отношений, возникающих в определенной области жизни нашего общества;

    б) наличия (или необходимости) совокупности юридических норм для регулирования этой группы отношений;

    в) наличия воли законодателя, которая определяется целесообразностью выделения этой группы юридических норм в качестве самостоятельной отрасли.

    Определяющим среди этих факторов является наличие однородных общественных отношений, т. е. предмета правового регулирования.

    Практическое значение разработки вопроса о предмете правового регулирования заключается еще и в том, что предмет регулирования в значительной степени (хотя и не полностью) определяет и метод регулирования данной группы общественных отношений.

    «Предмет и цели правового регулирования определяют способ (средства) обеспечения требуемого юридической нормой поведения, точнее, метод регулирования. Метод правового регулирования зависит от характера подлежащего правовому воздействию поведения (общественного отношения) и от тех целей, которые при этом имеет в виду законодатель».

    При анализе предмета правового регулирования необходимо исходить из того, что право как регулятор общественных отношений воздействует на фактические общественные отношения, направляя деятельность субъектов этих отношений путем установления их прав и обязанностей. Между фактическим общественным отношением и нормой права, которая призвана регулировать его, в результате воздействия последней на поведение людей возникает промежуточное звено в виде правоотношений. Правоотношения – это «особые идеологические отношения, возникающие в результате наступления предусмотренных правовой нормой юридических фактов, как отношения, при посредстве которых (через которые) норма права регулирует фактические общественные отношения. Правоотношения нельзя отождествлять с фактическими общественными отношениями и представлять себе дело так, что общественное отношение становится правоотношением, если действия его субъектов регулируются нормой права. Правовое отношение может существовать и тогда, когда фактического общественного отношения еще нет.

    Правоотношение – это определенное состояние во взаимоотношениях между субъектами, которое возникает в результате наступления предусмотренного законом юридического факта и заключается в появлении у субъектов взаимно корреспондирующих прав и обязанностей.

    Например, при совершении преступления между государством в лице его карательных органов и преступником возникает правоотношение, существо которого заключается в появлении у карательных органов государства права наказать преступника и у преступника – обязанности понести наказание. Это правоотношение возникает безотносительно к тому, привлечен или еще не привлечен к уголовной ответственности преступник. Фактическое же общественное отношение, регулируемое нормами уголовного права, возникает лишь в случаях, когда преступник разоблачен и привлечен к уголовной ответственности. Или, например, при вынесении обвинительного приговора, содержащего осуждение преступника к лишению свободы, у исправительно-трудовых учреждений появляется право привести в исполнение приговор суда, а у осужденного возникает обязанность отбыть назначенную меру наказания, т. е. возникает правовое отношение. «…Нарушение того или иного запрета тем или иным лицом уже порождает между ним и компетентным государственным органом, наблюдающим за соблюдением соответствующих запретов, особое волевое отношение, предусмотренное правом… Такое отношение, в котором одна сторона наделена поддерживаемым государством правомочием совершить предусмотренные правом действия (в данном примере – применить санкцию), а другая связана соответствующим долженствованием (в данном примере – подчиниться санкции), будет уже видом юридического, или правового, отношения (сокращенно – правоотношение)». Фактические же общественные отношения в процессе исполнения вынесенной судом меры наказания могут и не наступить, несмотря на существование правоотношения (например, в случае побега осужденного). Вместе с тем правоотношение нельзя и противопоставлять фактическому общественному отношению, поскольку фактически совершаемые субъектами действия, предписанные нормой права, являются объектом данного правоотношения.

    Совершенно правильна точка зрения О. С. Иоффе, который говорит, что «содержание правоотношения составляют права и обязанности, т. е. возможное поведение, а объект – реально совершаемые действия, т. е. действительное поведение».

    Исходя из этого, можно сделать вывод, что научное исследование предмета правового регулирования той или иной отрасли права возможно на основе анализа правоотношений, которые порождаются действиями норм права, входящих в данную отрасль, и рассмотрения фактических общественных отношений, которые регулируются этой отраслью права.

    Исследование вопросов, относящихся к анализу предмета правового регулирования советского исправительно-трудового права, приобретает в настоящее время очень важное значение.

    Это объясняется тем, что перед нашим обществом встала задача не только значительно сократить преступность, но и полностью ликвидировать ее. В решении этой задачи важную роль должны сыграть исправительно-трудовые учреждения, которые призваны исправлять и перевоспитывать лиц, совершивших преступления, предупреждать совершение новых преступлений со стороны этих лиц, а также предупреждать совершение преступлений со стороны других неустойчивых членов нашего общества. Качество работы этих учреждений в значительной степени зависит от теоретической разработки вопросов борьбы с преступностью в стадии исполнения судебных приговоров.

    Начиная с 30-х годов, научные работники не занимались научной разработкой проблем исправительно-трудового права. Поэтому «теоретические вопросы советского исправительно-трудового права не разработаны… Всякие печатные работы на темы исправительно-трудового права перестали публиковаться с 30-х годов, и с этого времени теоретические вопросы, связанные с применением наказания, если и разрабатывались, то только в ведомственном порядке». В настоящее время многие советские ученые приступили к научному исследованию различных проблем советской исправительно-трудовой политики и исправительно-трудового права.

    Вполне естественно, что разработка вопросов исправительно-трудового права и исправительно-трудовой политики невозможна без уточнения и научного анализа предмета правового регулирования указанной отрасли права, поскольку круг проблем, требующих научного исследования, определяется прежде всего кругом общественных отношений, составляющих объект регулирования.

    Анализ предмета регулирования советского исправительно-трудового права приобретает сейчас и чрезвычайно важное практическое значение, поскольку возникла острая необходимость создания Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик и новых республиканских исправительно-трудовых кодексов. На 2-й сессии V созыва Верховного Совета СССР депутат Верховного Совета СССР т. Полянский говорил, что «назрела необходимость разработки Основ исправительно-трудового законодательства и в соответствии с ними принятия республиканских исправительно-трудовых кодексов с тем, чтобы в этих законах изложить как общие принципы советской исправительно-трудовой политики, так и конкретные условия, формы и методы перевоспитания правонарушителей». Неразработанность вопроса о предмете регулирования советского исправительно-трудового права порождала и порождает сомнения и споры о его самостоятельности и месте в системе советского права.

    Некоторые крупные ученые, даже те, кто многие годы занимался теоретической разработкой вопросов исправительно-трудового права, отрицают самостоятельность этой отрасли права. Так, проф. Е. Г. Ширвиндт в выступлении на теоретической конференции в Москве в 1957 г. говорил, что аргументы о признании исправительно-трудового права являются еще очень спорными.

    Е. Г. Ширвиндт и ряд других ученых считали, что поскольку советская исправительно-трудовая политика является составной частью уголовной политики, постольку исправительно-трудовое право является частью советского уголовного права.

    С другой стороны, многие научные работники (Б. С. Утевский, Н. А. Стручков, Л. С. Галесник и др.) считают исправительно-трудовое право самостоятельной отраслью права. Очевидно, что решить вопрос о том, является или не является исправительно-трудовое право самостоятельной отраслью права, и создать Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик и республиканские исправительно-трудовые кодексы невозможно без уяснения и анализа предмета правового регулирования.

    Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

    2. Методы правового регулирования Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.Каждая отрасль права

    Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

    2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

    Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

    7. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Метод информационного права – приемы и способы, с помощью которых исследуется предмет права.При изучении информационного права применяются различные – как традиционные, так и нетрадиционные – для правовой науки методы.

    Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    34. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК Внешнеэкономическая сделка (ВЭС) – двусторонние, многосторонние (договоры) или односторонние сделки между лицами разной национальной принадлежности, направленные на установление, изменение,

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

    6. Задачи уголовно-правового регулирования Специфика и содержание уголовного права обусловливаются задачами, стоящими перед этой отраслью права.Социальная ценность уголовного права состоит, прежде всего, в охране общественных отношений, а именно: мира и безопасности

    Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

    8. Принципы уголовно-правового регулирования Принцип законности, который вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в

    Из книги Конфиденциальная информация в трудовых отношениях автора Иванов Дмитрий Викторович

    § 1. Понятие правового регулирования Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных

    Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

    § 2. Предмет правового регулирования Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера

    Из книги автора

    § 4. Стадии правового регулирования Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.Процесс воздействия права на поведение людей и

    Из книги автора

    § 5. Механизм правового регулирования После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.В теории права

    Из книги автора

    Глава 1 Понятие, виды и источники правового регулирования конфиденциальной

    Из книги автора

    § 3.1. Значение методологии в познании государства и права. Связь предмета и метода науки Наряду с предметом, свойственным любой научной и учебной дисциплине, теория государства и права имеет также и свой метод, который находится в теснейшей связи и взаимозависимости с

    Из книги автора

    § 13.1. Понятие механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того,

    Из книги автора

    § 13.3. Способы и типы правового регулирования В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать, определенные действия в собственных

    Из книги автора

    § 13.4. Эффективность механизма правового регулирования Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном