Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Даниэль канеман. Случайно богатый, ненароком успешный

    Даниэль канеман. Случайно богатый, ненароком успешный

    Люди глупы.
    За это открытие израильский ученый, Даниэль Канеман (Daniel Kahaneman), работающий, как вы уже догадались, в США, получил Нобелевскую премию по экономике за 2002 г.

    (Впрочем, к вам, уважаемый читатель, это не относится. Это про других. :)
    В ходе ряда точных научных экспериментов Канеману удалось доказать, что в своей повседневной жизни большинство людей не руководствуются здравым смыслом. Даже профессора математики в обычной жизни редко прибегают к элементарным арифметическим операциям.

    Канеману впервые удалось ввести в экономику понятие человеческого фактора, объединить в единую науку психологию и экономику. До него экономисты диву давались — почему рассчитанные ими модели дают внезапные сбои, почему люди ведут себя не так, как им положено по теории? Почему вдруг падает биржа или почему вдруг люди бросаются в банк изымать вклады, менять одну валюту на другую?

    Самое интересное, что лауреат Нобелевской премии по экономике никогда экономике не учился, а всю жизнь занимался психологией. В данном случае — психологией выбора повседневных экономических решений.

    Все экономисты до Канемана, начиная с Адама Смита, делали одну и ту же ошибку — они предполагали, что человек руководствуется элементарной логикой и собственной выгодой — покупает там, где дешевле, работает там, где больше платят, из двух товаров одинакового качества выберет тот, который дешевле.

    Исследования Канемана показали, что все не так просто. Люди, оказывается, не хотят думать. Они руководствуются не логикой, а эмоциями, случайными импульсами; тем, что вчера слышали по телевизору, или от соседа, устоявшимися предрассудками, рекламой и т. д.

    Вот пример. Оказывается, если снизить цену, то товар вовсе не обязательно начнут быстрей раскупать. Некоторые подумают, что это просто уценка товара из-за плохого качества. То же самое — если цену повысить, люди подумают, что им предлагают товар лучший, чем раньше.

    Экономисты до Канемана наивно полагали, что если человеку, работающему сдельно, повысить расценки, он станет лучше работать. Оказывается, далеко не всегда. Одни — да, действительно лучше. Другие — так же: зачем выкладываться, если при прежней производительности они все равно получат больше, чем раньше? Третьи — станут работать медленней, чтобы получать столько же, сколько раньше, при меньших затратах труда.

    Рассуждения экономистов до Канемана напоминали рассуждения ученых до Галилея. Ведь в течение тысячелетий все великие умы предполагали, что тяжелый предмет, сброшенный с высоты, быстрее долетит до земли, чем легкий. Дети сегодня тоже так считают. Тысячи лет это принимали на веру, и никому до Галилея не пришло в голову проверить это. Каково же было удивление Галилея, когда он установил, что деревянный и железный шар, сброшенные с Пизанской башни, долетают до земли за одно и то же время.

    Итак, по Канеману, в своей повседневной жизни люди не руководствуются элементарной логикой и элементарной арифметикой.

    Я решил это проверить. Пойти, так сказать, по пути Галилея.

    Иерусалимская улица Агрипас. По одну сторону — базар Махане Иегуда. По другую — ряд магазинов.

    В магазине продают яйца. Упаковка из 10 яиц стоит 12 шекелей.

    Напротив, на базаре, тоже продают яйца. Упаковка из 30 яиц стоит 18 шекелей.

    Задача для школьника первого класса — в магазине яйцо обходится в 1,20, на базаре — 0,60. Ровно в два раза дешевле. Покупая один лоток яиц в магазине, человек проигрывает 6 шекелей. Покупая два лотка — 12.

    Я встал у магазина и задавал покупавшим яйца один и тот же вопрос — зачем вы это сделали? Разве вы не видите, что через дорогу — вдвое дешевле?

    Ответы распределились следующим образом:

    1.Пошел ты... — 75%

    2.А какое твое дело? Где хочу, там и покупаю — 75%

    3.В магазине яйца лучше. (Яйца одинаковые, я проверял) — 8%

    4.Да какая разница? Буду я мелочиться? — 6%

    5.Я всегда все покупаю в этой лавке. Мне так удобнее — 9%

    То, что ответы в сумме составляют больше 100%, означает, что один человек мог дать несколько ответов.

    Лицам, ответившим по п. 4, я предлагал:

    — Купив два лотка яиц в магазине, вы проиграли 12 шекелей. Если для вас эта сумма не имеет значения, дайте мне еще такую же сумму. Ответ на это предложение — см. п. 1

    Вот еще примеры, подтверждающие, с моей точки зрения, теорию Канемана.

    Человек идет в ресторан и платит за стейк 100 шекелей. Тогда как кило точно таких же стейков в магазине — 25 шекелей. Пять штук. Разница — в 20 раз! Купленый стейк нужно лишь сунуть в духовку. Для многих, видимо, это слишком большой труд. Люди стоят в очереди в ресторан. А из этого ресторана выносят еду в лотках в бесплатную столовую через дорогу. Где все то же самое дают бесплатно...

    Канеман прав.

    Оказывается, что анекдот: «Ты купил этот галстук за 100 долларов? Идиот, за углом такие же по 200!» — имеет совершенно точное экономическое обоснование. Люди полагают, что если товар дороже, значит, он лучше.

    Человек норовит избавиться от денег. И идет в ресторан, где незнакомый человек принесет ему еду, приготовленную из неизвестных продуктов неизвестным способом другим неизвестным человеком, не знающим вкусов и запросов клиента. За это он заплатит в 10 раз больше, чем стоят продукты, и его еще обхамят.

    Ресторан — это место экономического и кулинарного хулиганства. Задача ресторана — «раскрутить» клиента. Поэтому в ресторанной кухне используются самые неэкономичные и вредные способы приготовления пищи. Главное, чтобы блюдо при подаче красиво выглядело. Хотя через секунду вся эта красота исчезнет.

    На выходе из супермаркета продают горячие сосиски по 5 шекелей штука, которые внутри этого же маркета стоят 10 шекелей за 20 штук. Разница в 10 раз!

    Разве Канеман не прав?

    Лучшие психологи мира ломают головы над тем, как всучить человеку то, что ему не нужно. 98% оборота фирмы «Пепси-кола» уходит на рекламу. Человек покупает не сладкий сироп, а образ жизни, который ему вбили в голову.

    Часы за 50 шекелей показывают время точно так же, как за 10 тысяч. Человек не покупает часы, костюм, мебель — он покупает самоуважение.

    Канеман прав. Люди почему-то не хотят признавать простых и очевидных вещей:

    Всевозможные партии, «Форумы» и «Объединения помощи» помогают лишь тем, кто их создает и в них работает. Для этого они и создаются.

    Вот простые правила для тех, кто не хочет быть обманутыми (я понимаю, что на меня могут обидеться тысячи агентов различных фирм, зарабатывающих на жизнь нелегким трудом)...

    Тот, кто звонит вам или останавливает вас на улице в надежде что-то вам продать, — мошенник.
    Тот, кто пытается войти к вам в дом в надежде что-то вам продать, — мошенник.

    Тот, кто сообщает вам, что вы выиграли в лотерее, в которую не играли, — мошенник.

    Тот, кто предлагает товары и услуги «бесплатно», — мошенник.

    Тот, кто взымает с клиента деньги за трудоустройство, — мошенник.

    Тот кто обещает 100%-е выздоровление от всех болезней, — мошенник.

    Тот, кто рассылает по электронной почте письма с рецептами быстрого и легкого обогащения, — мошенник.

    А теперь — о главном.

    Если вы действительно хотите выучить за день английский и иврит, излечиться от всех болезней, устроиться безо всякой специальности на высокооплачиваемую работу, узнать свое будущее, похудеть за месяц на 40 кг без диет и таблеток — обращайтесь только к автору этой статьи. Оплата наперед.

    Канеман – лауреат Нобелевской премии по экономике "за применение психологической методики в экономической науке". Он был удостоен награды в 2002-м вместе с Верноном Л. Смитом (Vernon L. Smith). Канеман хорошо известен за свои работы по психологии оценки и принятия решений, поведенческой экономике и гедонистической психологии. Вместе с другими мыслителями, включая Амоса Тверски (Amos Tversky), Канеман установил когнитивную основу для общих человеческих заблуждений, которые вытекают из эвристики и предубеждений. Он также участвовал в разработке теории перспектив.


    Даниэль Канеман родился в Тель-Авиве (Tel Aviv) 5 марта 1934-го, когда его мать гостила у родни. Свое детство он провел во Франции (France), куда родители эмигрировали из Литвы (Lithuania) в начале 1920-х. Канеман и его семья находились в Париже (Paris), когда город в 1940-м был оккупирован нацистами. Его отца схватили во время первой крупной облавы на французских евреев, но отпустили по истечении шести недель. На благополучный исход повлиял работодатель отца. Семейство оставалось в бегах всю оставшуюся часть войны. Даниэль лишился отца в 1994-м, который умер из-за проблем, вызванных диабетом. В 1948-м Канеман вместе с родными прибыл на территорию британской подмандатной Палестины (Palestine), как раз перед созданием государства Израиль (Israel).

    Канеман получил степень бакалавра наук со специализацией в области психологии в Еврейском университете в Иерусалиме (Hebrew University of Jerusalem) в 1954-м. Затем он работал в службе психологической помощи в Армии обороны Израиля. В число обязанностей Даниэля входила оценка кандидатов для обучения в школе подготовки офицеров, а также разработка тестов.



    В 1958-м он направился в Соединенные Штаты, чтобы заработать степень доктора философии в области психологии в Калифорнийском университете в Беркли (University of California at Berkeley). Академическая карьера Канемана началась с чтения лекций по психологии в Еврейском университете в Иерусалиме в 1961-м. Он вырос до старшего преподавателя в 1966-м. Его ранние работы было сосредоточены на визуальном восприятии и внимании.


    В 1978-м Канеман перешел на работу в Университет Британской Колумбии (University of British Columbia).

    Будучи членом Центра передовых исследований в области поведенческих наук при Стэнфордском Университете (Stanford University) в 1977-1978 гг., Канеман познакомился с Ричардом Талером (Richard Thaler). Они быстро стали друзьями и оказали значительное влияние друг на друга. Даниэль и Ричард оба приняли активное участие в разработке нового подхода к экономической теории. Вместе с Дэвидом Шкаде (David Schkade) Канеман разработал понятие "фокусировки иллюзии", чтобы частично объяснить ошибки, которые делают люди при оценке последствий различных сценариев своего будущего. Это понятие также известно как "аффективное прогнозирование", хорошо изученное Даниэлем Гилбертом (Daniel Gilbert).


    В настоящее время Канеман – почетный профессор психологии и профессор кафедры по связям с общественностью в Школе общественных и международных отношений им. Вудро Вильсона при Принстонском Университете (Woodrow Wilson School, Princeton University). Канеман является партнером-основателем консалтинговой компании "TGG Group". Он женат на Энн Трисман (Anne Treisman), специалисте в области психологии внимания и члене Королевского общества.

    В 2011-м журнал "Foreign Policy" включил Канемана в список лучших мировых мыслителей. В этом же году был издан его бестселлер, "Мышление: быстрое и медленное" ("Thinking, Fast and Slow"), в котором кратко изложена большая часть исследований Канемана.


    Человеческими поступками руководит не только и не столько разум людей, сколько их...

    Публикуем лекции, в которых лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман рассказывает:

    • как на нас воздействует наше «настоящее Я»,
    • насколько оценка жизни влияет на способность переживать счастье,
    • какие когнитивные искажения мешают нам оценивать своё благополучие,
    • всегда ли мы можем доверять своей интуиции.

    Психолог Даниэль Канеман – один из основоположников психологической экономической теории и, пожалуй, самый известный исследователь того, как человек принимает решения и какие ошибки, основанные на когнитивных искажениях, допускает при этом.

    За изучение поведения человека в условиях неопределенности Даниэль Канеман получил в 2002 году Нобелевскую премию по экономике (это единственный случай, когда Нобелевскую премию по экономике получил психолог).

    Что такого удалось открыть психологу? За много лет исследований, которые Канеман проводил с коллегой Амосом Тверски, учёные выяснили и экспериментально доказали, что человеческими поступками руководит не только и не столько разум людей, сколько их глупость и иррациональность .

    И с этим, согласитесь, сложно поспорить. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию 3 лекции Даниэль Канемана, в которых он ещё раз пройдётся по нерациональной человеческой природе, расскажет о когнитивных искажениях, мешающих нам адекватно принимать решения, и объяснит, почему не всегда стоит доверять экспертным оценкам.

    Даниэль Канеман: Загадка дихотомии «опыт-память»

    Используя различные примеры, от нашего отношения к отпускам до впечатлений от колоноскопии, нобелевский лауреат и основоположник бихевиористской экономики Даниэль Канеман демонстрирует, насколько по-разному наше «испытывающее я» и наше «помнящее я» воспринимают счастье.

    Но почему так происходит и к каким последствия ведёт подобное расщепление нашего «Я»? Ответы ищите в этой лекции.

    Сейчас все говорят о счастье. Однажды я попросил одного человека посчитать все книги со словом «счастье» в названии, опубликованные за последние 5 лет, и он сдался после 40-й, но их, конечно, было еще больше.

    Подъем интереса к счастью огромный среди исследователей. Существует множество тренингов на эту тему. Каждый хочет сделать людей счастливее.

    Но несмотря на такое обилие литературы, существуют некие когнитивные искажения, которые практически не позволяют правильно думать о счастье. И мое выступление сегодня в основном будет посвящено этим когнитивным ловушкам.

    Это касается и обычных людей, думающих о своем счастье, и в той же мере ученых, размышляющих о счастье, так как оказывается, что мы все запутались в равной степени.

    Первая из этих ловушек - это нежелание признать, насколько сложно это понятие. Оказывается, что слово «счастье» больше не является таким уж полезным словом, потому что мы применяем его по отношению к слишком разным вещам. Думаю, что есть одно конкретное значение, которым мы должны ограничиться, но, в общем и целом, это то, о чем нам придется забыть и выработать более комплексный взгляд на то, что такое благополучие.

    Вторая ловушка - это смешение опыта и памяти: то есть между состоянием счастья в жизни и ощущением счастья относительно своей жизни или ощущением, что жизнь тебя устраивает.

    Это две абсолютно разные концепции, но обе они обычно объединяются в одно понятие счастья.

    И третья - это иллюзия фокуса, и это печальный факт, что мы не можем думать о каком-либо обстоятельстве, которое влияет на наше благополучие, не искажая его значимости. Это самая настоящая когнитивная ловушка. И просто не существует способа понять все это верно.

    © TED conferences.
    Перевод: компания «Аудиорешения».

    Даниэль Канеман: Исследование интуиции (Explorations of the Mind Intuition)

    Почему интуиция иногда работает, а иногда нет? По какой причине большинство прогнозов экспертов не сбываются и можно ли вообще доверять интуиции экспертов? Какие когнитивные иллюзии мешают делать адекватную экспертную оценку? Как это связано со спецификой нашего мышления? Чем отличаются «интуитивный» и «думающий» типы мышления? Почему интуиция может работать не во всех областях человеческой деятельности?

    Об этом и многом другом Даниэль Канеман рассказал в своей видеолекции Explorations of the Mind Intuition.

    *Перевод начинается с 4:25 минуты.

    © Berkeley Graduate Lectures.
    Перевод: p2ib.ru.

    Даниэль Канеман: Размышление о науке благополучия

    Развёрнутый вариант TED-выступления Даниэля Канемана. Публичная лекция, прочтённая психологом на Третьей международной конференции по когнитивной науке, также посвящена проблеме двух «Я» - «помнящего» и «настоящего». Но здесь психолог рассматривает эту проблему в контексте психологии well-being.

    Даниэль Канеман рассказывает о современных исследованиях благополучия и тех результатах, которые ему и его коллегам удалось получить за последнее время.

    В частности, он объясняет, от каких факторов зависит субъективное благополучие, как на нас воздействует наше «настоящее Я», что представляет из себя концепция полезности, от которой зависит принятие решений, насколько оценка жизни влияет на переживаемое счастье, как взаимосвязаны внимание и удовольствие, которое мы испытываем от чего-либо, и насколько мы преувеличиваем значение того, о чём мы думаем?

    И, конечно же, не остаётся без внимания вопрос, какое значение исследования переживаемого счастья имеют для общества. опубликовано

    © АНО «Русский образовательный клуб».

    Даниэль Канеман (Daniel Kahneman, 5 марта 1934, Тель-Авив) — израильско-американский психолог, один из основоположников психологической экономической теории и поведенческих финансов, в которых объединены экономика и когнитивистика для объяснения иррациональности отношения человека к риску в принятии решений и в управлении своим поведением.

    Знаменит своей работой, выполненной совместно с Амосом Тверски и другими авторами, по установлению когнитивной основы для общих человеческих заблуждений в использовании эвристик, а также для развития теории перспектив; лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности — при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределённости» (совместно с В. Смитом), несмотря на то, что исследования проводил как психолог, а не как экономист.

    Канеман родился в Тель-Авиве, провёл свои детские годы в Париже, переехал в Палестину в 1946 году. Получил степень бакалавра математики и психологии в Еврейском университете в Иерусалиме в 1954 году, после чего работал в Армии обороны Израиля, в основном в психологическом отделе. Подразделение, в котором он служил, занималось отбором и тестированием призывников. Канеман разрабатывал интервью для оценки личности.

    После увольнения из армии Канеман возвратился в Еврейский университет, где прослушал курсы логики и философии науки. В 1958 году переехал в Соединённые Штаты Америки и получил степень доктора философии по психологии в Калифорнийском университете, Беркли в 1961 году.

    С 1969 года сотрудничал с Амосом Тверски, который по приглашению Канемана читал в Еврейском университете лекции об оценке вероятности событий.

    В настоящее время работает в Принстонском университете, а также в Еврейском университете. Входит в редакционный совет журнала Economics and Philosophy. Канеман никогда не заявлял, что он один занимался психологической экономикой — он указывал, что все, что им получено в этой области, он и Тверски достигли совместно с их соавторами Ричардом Тэйлером и Джеком Кнетчем.

    Канеман женат на Энн Трисман, знаменитой исследовательнице внимания и памяти.

    Книги (2)

    Принятие решений в неопределенности

    Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения.

    «Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения» — фундаментальный труд по психологии принятия решений.

    Ссылки на отдельные работы этих авторов достаточно часто встречаются в академической литературе, но полный сборник этих статей на русском языке опубликован впервые. Выход этой книги, безусловно, важное событие для специалистов в области управления, стратегического планирования, принятия решений, поведения потребителей и т.д.

    Книга представляет интерес для специалистов в области менеджмента, экономики, психологии, как в теории, так и в практике, которые имеют дело с такой сложной и интересной областью человеческой деятельности, как принятие решений.