Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Домашняя. Меняются правила подтверждения страны происхождения товара Как подтвердить приморское происхождение товара

    Домашняя. Меняются правила подтверждения страны происхождения товара Как подтвердить приморское происхождение товара

    Заказчик заключил контракт на поставку вычислительного сервера. В техническом задании не прописана фирма производитель, указана только модель - IT-325641, страна происхождения товара – Россия и технические характеристики товара. Поставщик поставил товар. Маркировка товара на коробке и на самом сервере - HP Hewlett-Packard, страна – Чешская республика, так же на самом сервере наклеена маркировка – вычислительный сервер IT-325641, Сделано в России (в соответствии с ТЗ контракта). Какие именно документы должен предоставить поставщик для подтверждения страны происхождения товара в РФ?

    Ответ

    При поставке товара заказчику необходимо осуществить проверку предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

    Соответственно, если поставляемый товар соответствует заявленным характеристикам победителем закупки, которые признаны заказчиком соответствующим требованиям документации о закупке и Закону № 44-ФЗ, то заказчику необходимо принять товар, поставляемый победителем закупки.

    При этом, если поставляемый товар не соответствует характеристикам, которые были предложены победителем закупки, то заказчик вправе отказать в приемке такого товара.

    В случае, если при осуществлении закупки заказчиком был применен к объекту закупки национальный режим и данный национальный режим был применен к участникам закупки, то в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

    Соответственно, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), то заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и применить к такому поставщику меры ответственности в соответствии с условиями контракта.

    Когда заказчики применяют национальный режим

    Заказчики применяют национальный режим, когда закупают иностранные товары, а также работы и услуги, которые выполняют, оказывают иностранные лица. Об этом сказано в статье 14 Закона № 44-ФЗ.

    Национальный режим применяется в случаях и на условиях, предусмотренных международными договорами России.

    Правительство РФ устанавливает запреты на допуск или ограничения допуска товаров, работ, услуг. Это делают для того, чтобы защитить основы конституционного строя, обеспечить оборону страны и безопасность государства, защитить внутренний рынок России, развить национальную экономику, поддержать российских товаропроизводителей.

    Правительство РФ приняло девять постановлений, которые вводят запреты и ограничения на закупку некоторых товаров, работ, услуг. Они перечислены ниже.

    1. Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 года № 9. Устанавливает запрет на допуск иностранных товаров, а также работ и услуг иностранных лиц для нужд обороны страны и безопасности государства.

    2. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 года № 656. Устанавливает запрет на допуск иностранных товаров машиностроения.

    3. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 года № 791. Устанавливает запрет на допуск иностранных товаров легкой промышленности, услуг по прокату таких товаров.

    4. Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 года № 102. Устанавливает ограничения и условия допуска отдельных видов иностранных медицинских изделий.

    5. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 года № 1236. Устанавливает запрет на допуск иностранного программного обеспечения.

    6. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 года № 1289. Устанавливает ограничения и условия допуска иностранных лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

    7. Постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 года № 832. Устанавливает ограничения допуска пищевых продуктов.

    8. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 968. Устанавливает ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции.

    По поручению Правительства РФ Минэкономразвития России установило условия допуска иностранных товаров (приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155).

    Какие ограничения и условия допуска учесть при закупке радиоэлектронной продукции

    Радиоэлектронику признают российской, если она отвечает одному из четырех условий.

    Первое условие
    Продукция, которую произвели в России, и та, что создают, модернизируют и осваивают в производстве в рамках специального инвестиционного контракта между инвестором или регионом и Россией. Однако условие действует только в течение не более:

    • пяти лет со дня заключения специального инвестиционного контракта;
    • трех лет со дня начала производства стороной – инвестором специального инвестиционного контракта.

    Подтвердите – специальным инвестиционным контрактом.

    Второе условие
    Продукция отвечает требованиям, которые предусмотрены приложением к постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719.

    Подтвердите – документом Минпромторга России на производство на территории России радиоэлектроники (постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719, приказ Минпромторга России от 12 ноября 2015 г. № 3568).

    Третье условие
    Оборудование отвечает параметрам телекоммуникационного и произведенного на территории России.

    Подтвердите – уведомлением Минпромторга России о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.

    Четвертое условие
    Подтверждено российское происхождение или государства – члена ЕАЭС продукции по Соглашению о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г. Это условие применяют, лишь если по другим радиоэлектронику не признают российской.

    Подтвердите – сертификатом СТ-1 на предложенные в заявке или окончательном предложении отдельные виды радиоэлектронной продукции.

    Какие требования рекомендует установить в документации Минэкономразвития России

    • требование о том, чтобы участник продекларировал страну происхождения товара. Если заказчик установил такое требование, а участник не предоставил информацию, преференции не применяйте (письмо Минэкономразвития России от 16 февраля 2016 г. № Д28и-319);
    • требование о том, чтобы участник указал в заявке цены за единицу каждого товара;
    • положение о том, что участник закупки отвечает за достоверность сведений о стране происхождения товара.

    В контракте указывайте страну происхождения товара и данные подтверждающего документа. Информацию возьмите из заявки. Наименование страны происхождения указывайте в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Участник подтверждает, что поставляет товар из государства ЕАЭС, декларацией.

    Возможно ли заменить часть поставляемого товара российского происхождения на товар иностранного происхождения с улучшенными характеристиками?

    Обращаем внимание на ч. 7 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, в которой указано, что при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

    Согласно ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ нормативными правовыми актами, предусмотренными ч. 3 и 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

    Таким образом, так как положения ч. 7 ст. 95 и ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ не предусматривают возможность замены товара или страны (стран) происхождения товара, когда нормативными правовыми актами, предусмотренными ч. 3 и 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок, то в данном случае, у заказчика нет правовых оснований для замены товара российского происхождения на товар иностранного происхождения с улучшенными характеристиками.

    Возможна ли замена дорогостоящего импортного оборудования на оборудование с улучшенными характеристиками?

    Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

    При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 Закона № 44-ФЗ и ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

    В свою очередь, согласно ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

    Так ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ установлено, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (Постановления правительства РФ от 14 июля 2014 г.№ 656, от 11 августа 2014 г. № 791, от 24 декабря 2013 г. № 1224, от 16 ноября 2015 № 1236), и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок (Постановления правительства РФ от 05 февраля 2015 г. № 102, от от 30 ноября 2015 г. № 1289, Постановление правительства РФ от 22 августа 2016 года № 832). Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года № 155), за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

    Таким образом, допускается поставка товара (выполнение работы, оказание услуги), качество, а также технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого улучшены по сравнению с указанными в контракте. Данное изменение заказчик должен согласовать с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Оформлено это может быть заключением дополнительного соглашения к контракту, которое и будет основанием для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными. При заключении такого дополнительного соглашения сведения о нем должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

    Однако стороны не вправе изменить контракт по указанному основанию в случаях, когда замена товара или страны (стран) его происхождения при исполнении контракта не допускается нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ (ч. 7 ст. 95, ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Данное исключение начинает действовать с 14 августа 2015 г.

    Сведения о стране происхождения товара заявляются в декларации на товары. Эти сведения могут подтверждаться любыми коммерческими документами: контрактом, упаковочными листами, клеймом завода-изготовителя и пр. Однако таможенный орган вправе потребовать предъявления специального документа, подтверждающего страну происхождения товара, - сертификата о происхождении товара.

    В подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров.

    Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

    Декларация о происхождении товара - заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров.

    Сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

    На сегодняшний день выдача сертификатов страны происхождения производится Торгово-промышленной палатой РФ в отношении товаров, экспортируемых с территории России.

    Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

    При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств-членов тс. В указанном случае, документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

    Предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:

    1) если ввозимые на таможенную территорию тс товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию тс или транзиту через его территорию;

    2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса таможенного союза;

    3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную ктс;

    4) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.

    Странами СНГ принято соглашение о свободной торговле тов производящими и перемещающимися между вышеназв странами. Данные товары при ввозе на там тер ТС освобожд от уплаты ввозной там пошлины. Страна происх тов в данном случае подвержадется сертификатом происх формы СТ1. Сертификакт формы А – составляя уполномоч лицом на нем, англ, фр яз. Информ содерж в серт требов проверки содерж бланков подписей и печатей соотв формы СТ1. условия предоставл-я преференц ввоза по там пошл соот-т требов-м по странам СНГ. Признаки происх и переработки соот-т определению происх по стр СНГ.

    В ряде закупок от участников требуется указывать страну происхождения товара и подтверждать ее документально. Делать это нужно с учетом определенных законодательных ограничений.


    Определение понятия «страна происхождения товара» содержится в письме Минэкономразвития №Д28И-1889 от 2014 года. Согласно ему, под страной происхождения товара понимают одно или несколько государств, на территории которого был произведен определенный товар, или он был окончательно обработан.

    Ранее требование об указании страны происхождения в на участие встречалось во всех закупочных документах. С июля 2018 года заказчикам разрешается указывать страну происхождения товара, если продукция подпадает под запреты и ограничения. Участие в закупках в рамках национального режима накладывает обязанность на участника включить наименование страны происхождения товара в передаваемую заявку. В других случаях указание страны происхождения не требуется. Порядок применения содержится в ст. 14 44-ФЗ.

    Ранее перечень товаров, для которых нужно было подтверждать страну происхождения товара, закреплял Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 №155. Теперь вместо него начал действовать Приказ Минфина №126н от 2018 года . В перечень продукции входят определенные продукты питания, оборудование и машины, компьютерная техника и мебель и пр. По 44-ФЗ и приказу Минфина №126н от 2018 года преференции гарантируются странам, которые входят в ЕАЭС. Это Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.

    Помимо указанных документов, ограничения могут быть введены по Постановлениям Правительства. Так, в 2018 году действуют запрет и ограничения при поставке иностранной продукции из сферы машиностроения (по Постановлению Правительства №656 от 2014 года), легкой промышленности (по Постановлению Правительства №791 от 2014 года), мебельной отрасли (по Постановлению Правительства №1072 от 2017 года) и пр.

    Какими документами подтверждается

    Если требование об указании страны происхождения товара прописано в , то участник должен:

    1. Указать ее в заявке на участие .
    2. Приложить документ, который подтверждает страну происхождения товара .

    В случае когда заявка на участие состоит из двух форм, то в первой форме указывается страна происхождения, а ко второй части прилагается подтверждающий документ (например, при участии в аукционе и конкурсе).

    Для подтверждения страны происхождения товара подойдут не все документы. Например, письма участника в данном случае будет недостаточно. На такую позицию указывает арбитражная практика, в частности, арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 2018 года по делу № А43-16146/2017.

    Страна происхождения товара может подтверждаться:

    1. Копией инвестиционного контракта или СПИК (в рамках такого контракта юрлицо инвестирует свыше 3 млрд р. в производство товара на российской территории, а государство закупает его продукцию без конкурса).
    2. Актом экспертизы, выданном Торгово-промышленной палатой . Он действует в течение 1 года.
    3. Заключением Минпромторга о производстве товара на российской территории или о том, что подобные товары не производятся в нашей стране.
    4. . Она представляет собой заявление от производителя либо продавца товара, которое было отправлено из страны происхождения. В ней оформляется таблица, состоящая из трех столбцов с указанием на номер товара, его наименование и страну происхождения. Наименование государства указывается на основании ОКСМ. Документ содержит подпись ответственного лица и печать учреждения.
    5. Сертификатом о происхождении товара по , который оформляют уполномоченные органы государства экспортера (выдает ТПП на платной основе). Проверить подлинность сертификата можно онлайн на сайте ТПП по номеру.

    Как правильно указать происхождение товара в заявке

    В законодательстве о контрактной системе подчеркивается, что указывать страну происхождения должны только в закупках в рамках национального режима, то есть с запретами и ограничениями по допуску. В заявке от участника должно быть название государства и подтверждающие документы, иначе заявка будет отклонена. Но если требование об указании страны происхождения не было установлено, а участник его указал, то заявку отклонят законно.

    Согласно изменениям от 2018 года, участник закупки, который не укажет страну происхождения в заявке на участие в электронном аукционе, может продолжить участие в закупке, и его заявка не будет отклонена. Но поставляемая им продукция будет приравнена к импортной со всеми вытекающими из этого последствиями:

    1. Если в отношении товара установлен запрет на закупку иностранной продукции, то заявку участника без подтверждающих документов отклонят . Например, если участник поставляет мебель или товары легкой промышленности, то импортная продукция к участию строго не допускается.
    2. Если запреты на иностранные товары не действуют, то в отношении поставки с иностранными товарами или с приравненными к ним подписывается на условиях сниженной на 15% цены .
    3. При закупке с правилом «третий лишний» заявку будут рассматривать как ту, в которой предлагается иностранный товар . Если на торги придут минимум два участника, подтвердившие российское происхождение товара, то поставку с иностранными товарами отклонят.

    Для правильного указания страны происхождения товара необходимо опираться на Постановление Госстандарта №529-ст от 2001 года, который ввел в действие Общероссийский классификатор с указанием стран мира.

    При указании страны необходимо учитывать следующие правила:

    1. Не допускается использование сокращений, которые не приняты по классификатору . Наиболее типичными примерами таких сокращений являются РФ, КНР и США. ФАС в своих разъяснениях также подчеркивала, что использование сокращения РФ недопустимо. Вместо него нужно указывать официальное наименование «Российская Федерация», вместо США – «Соединенные Штаты Америки». Еще одна распространенная ошибка: указание широко употребимого понятия «Белоруссия» вместо официального «Беларусь».
    2. Недопустимо указывать город или регион без упоминания конкретной страны . Например, «Московская область» вместо «Российская Федерация».
    3. Нельзя использовать произвольные фразы в графе со страной происхождения : например «Товар отечественного производства», «Сделано в России» вместо корректного указания страны по классификатору.
    4. Нужно различать понятия «страна происхождения» и «наименование места происхождения» . Под последним по ст. 1516 ГК понимается определенное место, которое ассоциируется с производством уникального товара. Например «тульский пряник», «вологодское кружево» и пр.
    5. Нужно различать страну происхождения товара и место регистрации товарного знака (бренд может быть зарегистрирован в России, а страной происхождения будет КНР).

    Классификатор стран мира (ОКСМ)

    Страна происхождения товара указывается в соответствии с общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).

    С актуальной версией классификатора стран можно ознакомиться по ссылке . В общероссийском классификаторе каждой стране присваивается три кода: буквенные коды альфа-2 и альфа-3, а также цифровой.

    Буквенное обозначение присваивается стране по принципам сходства с названием государства на английском и французском языках.

    Цифровой код обладает преимуществом перед буквенным, так как на него не могут повлиять изменения наименования страны, и он достаточно стабилен.

    Последние изменения, актуальные на 2019 год

    В классификатор стран мира могут вноситься правки с учетом изменений наименования страны и при прочих правках. В 2019 году внесены правки в наименование по 328 коду: Гайана-Кооперативная Республика Гайана-GY-GUY.

    Изменилось наименование Королевства Свазиленд (748 код) на «748 – Эсватини-Королевство Эсватини», а также полное название «Ливия» изменилось на «Государство Ливия» у кода 434.

    Таким образом, указание страны происхождения товара нужно указывать в заявке на участие, которую поставщик подает с учетом требований . Заказчик может установить обязанность поставщика указать страну происхождения в случае, если закупка происходит в рамках национального режима в рамках 44-ФЗ.

    (Пока оценок нет)

    В подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих происхождение товаров.

    Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются: декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

    Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем, в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве декларации, как правило, используются коммерческие или иные документы, имеющие отношения к товарам

    Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

    2) Сертификат о происхождении товара

    Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

    В таможенной практике допускается подача в качестве декларации о происхождении товаров отдельных документов, находящихся во внешнеторговом документообороте и содержащих заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товара. К числу таких документов относятся, например:

    • - коммерческие документы (счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и т.д.);
    • - транспортные документы (коносамент, накладная и др.)

    Для того чтобы декларация (внешнеторговый документ, выступающий в ее качестве) была принята таможенным органом в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, необходимо, чтобы сведения о происхождении товаров основывались на критериях международных договоров государств-членов таможенного союза.

    Основное требование, предъявляемое к сертификату о происхождении товара, состоит в том, что он должен однозначно свидетельствовать о том, что поставляемый товар происходит из данной страны.

    Существуют две формы сертификата о происхождении товара - сертификат по форме "А" и сертификат "СТ-1".

    Сертификат по форме "А" представляется в подтверждение факта происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяется национальная система преференций РФ. Срок действия сертификата составляет 12 месяцев со дня его выдачи.

    В целях предоставления тарифных преференций (снижение ставок ввозных таможенных пошлин на 25% в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, и полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран) таможенными органами к рассмотрению принимается только сертификат по форме "А", исполненный на специальном бланке с защитной сеткой и содержащий 12 граф. Сертификаты, выполненные на иных бланках (в том числе содержащие иное количество граф), несмотря на сходное наименование, не могут служить основанием для предоставления тарифных преференций.

    В удостоверение происхождения товара с таможенной территории государства-участника СНГ таможенным органам представляется сертификат о происхождении товара по форме "СТ-1", заверенный печатью уполномоченного центрального органа исполнительной власти (министерства, государственного комитета и т.д.) или торгово-промышленной палаты страны происхождения. Государства СНГ обмениваются образцами печатей органов и подписей лиц, уполномоченных заверять сертификаты. Без предоставления указанных образцов сертификаты считаются недействительными и на товары не распространяются преференции, предусмотренные соглашением о режиме торговли в рамках СНГ.

    В соответствии с п.3 ст.61 ТК ТС сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза (ЕАЭС), под таможенную процедуру. ТК ТС, определяя правовой статус декларанта, закрепляет его обязанность представить таможенному органу документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей. Основной документ на этапе таможенного оформления - таможенная декларация. Ее подача должна сопровождаться представлением таможенному органу других документов, необходимых для таможенных целей, среди которых и документы, подтверждающие происхождение товаров. В отношении сертификата о происхождении товара таможенное законодательство устанавливает правило, по которому непредставление такого сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара.

    Не является основанием для отказа в выпуске товара и утрата сертификата. В последнем случае таможенный орган принимает его официально заверенный дубликат.

    Таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения также в целях проведения выборочной проверки. Проведение такой проверки не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при таможенном оформлении.

    Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

    При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

    В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации.

    При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

    Представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:

    • 1) если ввозимые на таможенную территорию таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств-членов таможенного союза;
    • 2) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную Комиссией таможенного союза;
    • 3) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 49 ТК ТС;
    • 4) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.

    В соответствии с п. 2. ст. 61 ТК ТС при вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза сертификат о происхождении выдается, если:

    • 1) сертификат необходим по условиям внешнеторгового контракта;
    • 2) сертификат необходим по национальным правилам страны ввоза товаров;
    • 3) наличие сертификата предусмотрено международными договорами.

    Сертификат может быть выдан уполномоченными органами и организациями.

    Выдавший сертификат орган обязан хранить копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее трех лет со дня его выдачи.