Войти
Образовательный портал. Образование
  • Валерий Соловей: "Российская элита готовится к войне"
  • Тайны чисел - двадцать шесть (26)
  • Вышел новый роман Origin Дэна Брауна
  • Эффект Доплера для световых волн
  • Китайское или японское умножение Как японцы решают умножение
  • Путин поддержал проведение года единства российской нации
  • Федеративное государство по конституции рф. Россия - федеративное государство. Общая характеристика. Федерация и унитарное государство: велика ли разница

    Федеративное государство по конституции рф. Россия - федеративное государство. Общая характеристика. Федерация и унитарное государство: велика ли разница

    13:26 — REGNUM В отличие от пенсионных фондов стран, с которых скопирован наш, деньги в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) являются государственной собственностью Российской Федерации. Сам Пенсионный фонд является государственным учреждением.

    Только дефолт государства будет означать и дефолт фонда, и даже дефицит федерального бюджета совсем не обязательно должен сопровождаться дефицитом бюджета ПФР. Даже наоборот. Для того чтобы бюджет ПФР всё-таки был бездефицитен, возможен дефицит федерального бюджета.

    Это не гипотеза, а факт, многократно подтвержденный. Поэтому не затихающая дискуссия о дефиците фонда является не проблемой факта, а того, что и как считать и понимать. В этой дискуссии, к сожалению, вовсе не звучат уроки истории многократно исковерканной российской пенсионной системы. Такое количество ухудшающих модернизаций, которое испытала эта система, не в состоянии выдержать ни один механизм. Не ухудшилась только судьба тех, кто в правительстве и Государственной думе принимал пенсионные решения, и тех, кто работает в системе ПФР.

    Непререкаемыми выглядят сложившиеся подходы к формированию того, что называется бюджетом ПФР и его источниковой базой, как будто придуманы не людьми и проголосованы не ими же.

    Конечно, всё не просто, как и всё в нашем запутанном и многотомном законодательстве (десять тысяч федеральных законов и законов субъектов РФ!).

    Понятие «бюджет» с точки зрения федерального законодательства — исключительно экономический термин с одинаковой лингвистической формулой применительно и к бюджету ПФР, и к федеральному бюджету. Оба бюджета — «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения»… А далее — задач и функций государства и местного самоуправления (федеральный бюджет) и на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации (бюджет ПФР). Никакого качественного различия, только количественное.

    Есть и другое правовое определение: федеральный бюджет — это централизованный фонд Российской Федерации. Нелепость для ПФР — фонд фонда.

    С такой же «точностью» можно использовать выражение «бюджет здравоохранения, образования, сферы культуры и науки» и т. д. Но до сих пор ещё никому не приходило в голову называть государственные деньги, направляемые в сферу здравоохранения или образования, вначале доходами этих сфер, а потом расходами, хотя и внутри этих отраслей образуются немалые доходы. Всё это государственные расходы на социальную сферу.

    Дарья Антонова © ИА REGNUM

    Социальные обязательства Российского государства всегда были расходными, а не доходными, поскольку «обслуживали» соответствующие права людей, равные друг другу по своему конституционному статусу, включая и право на социальное обеспечение по возрасту. В этом суть социального государства .

    Поэтому пока в Конституции Российской Федерации сохраняется статья 39 — каждому гарантируется материальная помощь по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, — у государства, а не у тех или иных фондов, в том числе ПФР, сохраняются и расходные обязательства.

    Таковы установки Конституции РФ, которые не меняются вот уже двадцать пять лет. В том числе и о том, что конституционной формой реализации гарантий являются государственные пенсии и социальные пособия, которые устанавливаются законом.

    Социальное страхование как конституционное понятие в Основном Законе существует исключительно как «добровольное социальное страхование», которое поощряется, равно как и создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

    Зато за эти двадцать пять лет существования Конституции РФ многократно изменялось пенсионное законодательство. Базовые конституционные понятия дополнились и расширились новыми и многочисленными понятиями. Закон о государственных пенсиях был заменен законом о государственном пенсионном обеспечении, а государственные пенсии стали пенсиями по государственному пенсионному обеспечению.

    Неизменным остался базовый механизм: пенсионные права граждан почему-то опосредуются двумя бюджетами: федеральным бюджетом и повторяющим его структуру бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Накануне принятия обоих бюджетов возникает вопрос о дефиците и того, и другого. В отношении федерального бюджета это понятно, так как для сырьевого государства мировая конъюнктура цен на сырье становится определяющим фактором для прогноза доходов бюджета. Какая конъюнктура и конъюнктура чего так влияет на дефицит бюджета ПФР?

    Дарья Антонова © ИА REGNUM

    Эта «конъюнктура» внеэкономическая. Дефицит бюджета ПФР — всегда рукотворная тема, но в политических целях этот технократический термин может — вдруг — представляться не как субъективный, а как объективный фактор, не зависящий от воли и поведения людей, как критерий для неотложности принятия чрезвычайных решений.

    Иначе говоря, как форс-мажор, а не как ошибки и просчёты тех, кто в государстве ответственен за эту отрасль. Типа как с нефтяными ценами.

    Когда создавался Пенсионный фонд, предполагалось, что выделение самостоятельного бюджета пенсионной системе и отделение его от бюджета государства даст возможность видеть, сколько собирается взносов и как они расходуются, а также станет залогом того, что эти средства потратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом. Кроме того, временно свободные средства могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

    Из задуманного почти тридцать лет ничего не получалось. Реформы следовали и следуют одна за другой, .

    Предпоследнее нововведение — передача полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам. С 1 января 2017 года на налоговые органы возложен контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов; прием расчетов по страховым взносам, взыскание недоимки, зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм, предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам.

    Дарья Антонова © ИА REGNUM

    Последнее нововведение — повышение возраста выхода на пенсию, о котором многоаспектно писало ИА REGNUM . Единственное, о чём в этой теме нам не удалось разобраться, следующее.

    В 30-х годах прошлого века возраст выхода на пенсию был установлен после того, как пишет О. Синявская , когда обследования рабочих, выходивших на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности, показали, что «к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать». Исследований на эту тему не обнаружено. Видимо, их нет, так как возрастной диапазон во внесенном правительственном законопроекте был один, а на выходе закона уже другой.

    В пенсионном обеспечении участвуют многие федеральные и все региональные органы исполнительной власти.

    Субъекты РФ осуществляют региональную социальную доплату к пенсии, чтобы общая сумма материального обеспечения достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации. Если у региона для этого денег нет, то он получает межбюджетный трансферт. Если же он может обойтись без межбюджетного трансферта, то вправе определять условия ее установления, размера и выплаты.

    Поэтому на самом деле бюджет Пенсионного фонда — это просто сводная смета всех расходов, осуществляющихся структурами Пенсионного фонда.

    В связи с этим совсем непонятно, почему содержание ПФР и ста тысяч его сотрудников и пенсионных дворцов обходится государству более чем в сто миллиардов рублей в год. В Японии, к примеру, аналогичное число пенсионеров обслуживает всего 20 тысяч сотрудников .

    Расходы ПФР на цифровизацию своей деятельности оправданы, но не ясно, почему на техническое обслуживание оборудования компонентов подсистемы «Инфраструктурное обеспечение» АИС ПФР-2 в 2016 году фонд выделил 680 миллионов рублей, в 2017 году — уже 742 млн рублей, в 2018 году — почти 800 млн рублей.

    Полномочия ПФР постоянно расширяются. Сегодня, помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции. На основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

    Если возвратить органам государственной власти их конституционную функцию по полному социальному обеспечению граждан, что более соответствует Конституции Российской Федерации, то, возможно, вопрос о дефиците бюджета ПФР не будет таким острым .

    А дворцы труда сотрудников ПФР и его региональных отделений передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления ими их конституционных функций. Если некому продать.

    Федеративное устройство Российского государства – это его национально-территориальная организация и структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом. По своему устройству РФ – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.

    В настоящие время в состав РФ входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 49 областей, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов. По своему характеру Россия является не договорной, а конституционно-правовой Федерацией. Поэтому Российская Федерация является не союзом государств, а единым государством.

    Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных в Конституции РФ (ч.3 ст.5). Рассмотрим их.

    Государственная целостность Российской Федерации . Реализация данного принципа означает, что РФ – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное государство. Субъекты РФ не имеют права выхода из состава Федерации, поскольку они были образованы самой Россией в составе единого государства. РФ имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, включающую территории всех субъектов, обеспечивает свой суверенитет и территориальную неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг, финансовых средств и т.п.

    Единство системы государственной власти. Это единство выражается в наличии единого высшего органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные госорганы: Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектами. Система органов государственной власти основана не только на принципе разделения власти по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали – разграничение предметов ведения и полномочий различных видов органов РФ и её субъектов. Так, Конституция РФ определяет перечень вопросов, которые полномочны, решать только федеральные органы государственной власти; предметы совместного ведения РФ и её субъектов; закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения и вне пределов совместного РФ и её субъектов.

    В пределах своей компетенции и федерация, и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти её субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ.

    Равноправие и самоопределение народов РФ . В РФ все народы пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях.

    Равноправие народов проявляется в ровных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком РФ на всей её территории остаётся русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

    Народы Российской Федерации пользуются равными правами и на самоопределение, т.е. на избрание форм своей государственности. В РФ формами самоопределения являются республики (их 21), автономная область (Еврейская) и автономные округа (их 10). Все они являются формой объединения многих народов. Это означает, что десятки народов имеют в Российской Федерации свою государственность и, следовательно, реализовали на практике свое право на самоопределение. Право нации на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право нации на самоопределение, требует соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция РФ, не предусматривают право на отделение, на выход из состава федерации, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств. Таким образом, Российская Федерация – это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в неё народов и народностей.

    Равноправие субъектов РФ . Это равноправие означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие проявляется: в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенции самой РФ; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

    Общая характеристика российского федерализма.

    Конституция 93 года закрепила процесс совершенствования федерат. отношений, закрепила положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются некоторыми полит. силами: сепаратизм республик и возврат к унитарной системе регионов.

    НО: только демократический федерализм способен внести политическую стабильность, поэтому новая Конституция закрепила равенство всех субъектов федерации и четко разграничила предметы ведения.

    Федерализм – единственно возможная форма управления столь обширным гос-вом – 83 субъекта, которые не равны в экономическом отношении. Экономический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений.

    Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал. Концепция ставит в центр государственной политики повышение самостоятельности субъектов Федерации, развитие национально-культурной автономии народов России и многие другие меры по укреплению федеративных отношений.

    Федеративному устройству России посвящена гл. 3 Конституции РФ, однако основополагающие принципы федеративного устройства закреплены в ст. 4 и 5 гл. 1 «Основы конституционного строя», что предопределяет их значимость и неизменность при существовании действующей Конституции РФ. Большинство из закрепленных принципов лежат в основе конституционно-правового статуса Российской Федерации.

    Принципы Федерализма в РФ.

    Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

    1. Государственная целостность Российской Федерации . Государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии ) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

    2. Единство системы государственной власти . Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.

    Единство системы органов государственной власти. Ст. 77 Конституции РФ - в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов

    * Конституции РФ и федеральным законам,

    * международным обязательствам Российской Федерации

    * нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).

    Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной. Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся

    Конституционный Суд Российской Федерации,

    Верховный Суд Российской Федерации,

    Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации,

    Районные суды, военные и специализированные суды,

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,

    Федеральные арбитражные суды округов,

    Арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

    3. Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации . Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из субъектов Российской Федерации (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

    1) в ст. 5 Конституция РФ называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции. Остальные субъекты Российской Федерации вправе иметь только уставы. Конституция РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;

    2) в соответствии со ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. Такое право не предоставлено автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;

    3) республики в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» вправе иметь свое гражданство: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики;

    4) ст. 66 Конституции РФ предусматривает, что автономные округа могут входить в состав края или области, то есть находиться в составе иного субъекта Российской Федерации. При этом территория и население автономного округа включаются в состав территории и населения края или области;

    5) практика заключения двухсторонних соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Такие договоры заключены не со всеми субъектами Российской Федерации и, таким образом, отношения с одной группой субъектов регулируются помимо Конституции РФ, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов руководствуется только Конституцией РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами Российской федерации существенно различается между собой.

    4. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации . Это общепризнанный принцип международного права, установленный в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, а относит к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма - не право наций на самоопределение как принцип международного права.

    5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации . В РФ предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, а также заключения договоров и соглашений.

    При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы :

    1) конституционность : законы и иные НПА РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Указанные акты не могут быть приняты, если их принятие ведет к

    Изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ,

    Ущемлению или утрате признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина,

    Нарушению государственной целостности РФ и единств системы государственной власти в РФ;

    2) верховенство Конституции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральных законов по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ;

    3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

    4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;

    5) согласование интересов федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений;

    6) добровольность заключения договоров и соглашений;

    7) обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий;

    8) гласность заключения договоров и соглашений.

    Федеративное устройство России - это форма ее государственного устройства, которая характеризует внутреннее строение территории государства, правовое положение составляющих ее частей, характер взаимосвязей между ними и центром, способ распределения власти между центральными органами государства и органами власти его субъектов.
    РФ - это сложное (союзное) государство, состоящее из особых государственных образований - субъектов Федерации. Они имеют определенную самостоятельность, как экономическую и культурную, так и политическую (чем отличаются от административно-территориальных единиц в унитарных государствах). Субъекты Федерации не обладают полным суверенитетом (самостоятельностью и независимостью), т.к. не имеют, согласно Конституции РФ, права свободного выхода из Федерации (хотя некоторые из республик в составе РФ закрепили такое право в своих конституциях).
    Согласно ст. 65 Конституции РФ, в составе Российской Федерации находятся 20 республик, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов, т.е. 89 субъектов Федерации. Территория РФ состоит из территорий этих субъектов. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
    В России как федеративном государстве действует общефедеральная Конституция, а также имеются основные законы (Конституции и Уставы) субъектов Федерации. Все субъекты РФ наделены правом принимать свои законы, действующие на соответствующей территории, но не противоречащие федеральному законодательству.
    В России единая судебная система. У нас признается единое российское гражданство (хотя для федеративных государств более характерно двойное гражданство).
    В России, как и в других федеративных государствах, двухпалатная структура парламента - федерального (союзного) органа законодательной власти.
    Государственным языком РФ на всей ее территории является русский. В то же время республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые в органах власти и государственных учреждениях употребляются наряду с государственным языком РФ.
    Органы государственной власти в России как федеративном государстве тоже двухуровневые: есть федеральные государственные органы и есть государственные органы субъектов РФ (подробнее мы рассмотрим системы этих органов позже).
    Федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ решают вопросы государственной жизни согласно предметам ведения РФ и ее субъектов.
    Выделяются три группы предметов ведения РФ и субъектов РФ:
    принадлежащие исключительно РФ (ст. 71 Конституции РФ);
    предметы совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);
    предметы самостоятельного ведения субъектов.
    Согласно ст. 73 Конституции РФ, вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
    Названным предметам ведения соответствуют и сферы правового регулирования РФ и субъектов: есть федеральное законодательство; законодательство по предметам совместного ведения, состоящее из федеральных законодательных актов и нормативных правовых актов субъектов, соответствующих федеральным; вне этих пределов действует собственное законодательство субъектов РФ.
    Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ. Законодательство субъектов имеет приоритет над федеральным лишь по вопросам самостоятельного ведения субъектов (ст. 76 Конституции РФ).
    Таким образом, федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении народов РФ (п. 3 ст. 5 Конституции РФ).
    Федеративное устройство позволяет органично сочетать общие интересы многонационального народа России с интересами каждого субъекта Федерации.
    Таковы некоторые характерные черты и особенности РФ как федеративного государства. Подробнее об этом см. гл. 3 Конституции РФ.

    По форме государственного устройства Россия - федерация - сложное государство, состоящее из территорий (субъектов Российской Федерации), имеющих признаки государства. В то же время Россия - единое государство, отвечающее следующим признакам:

    Наличие государственного суверенитета;

    Единой территории;

    Единого государства;

    Единой правовой системы в масштабах всей страны;

    Общих для всей федерации органов госвласти;

    Общегосударственной собственности;

    Единой денежной и кредитной систем;

    Государственного языка - русского;

    Вооруженных Сил;

    Судебной системы;

    Правоохранительных органов;

    Государственных символов - герба, гимна и флага;

    Международной правосубъектности.

    Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации шести видов:

    Республики в составе РФ;

    Автономная область;

    Автономные округа;

    Области;

    Города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Республики в составе РФ возникли на базе существовавших в советскую

    эпоху автономных республик (АССР) и автономных областей. В России 21 республика данного вида:

    Республика Адыгея (Адыгея);

    Республика Алтай;

    Республика Башкортостан;

    Республика Бурятия;

    Республика Дагестан;

    Республика Ингушетия;

    Кабардино-Балкарская Республика;

    Республика Калмыкия;

    Карачаево-Черкесская Республика;

    Республика Карелия;

    Республика Коми;

    Республика Марий Эл;

    Республика Мордовия;

    Республика Саха (Якутия);

    Республика Северная Осетия - Алания;

    Республика Татарстан (Татарстан);

    Республика Тыва;

    Удмуртская Республика;

    Республика Хакасия;

    Чеченская Республика;

    Чувашская Республика - Чувашия.

    Их главное отличие от иных субъектов федерации (например областей) в том, что республики имеют конституционно-правовой статус государств в составе РФ, обладающих всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти на своей территории. Исключение составляют полномочия, находящиеся в ведении федеральных органов госвласти.

    Республики в составе РФ имеют:

    Свою конституцию;

    Систему органов госвласти;

    Республиканское гражданство;

    Государственную символику;

    Иные привилегии, обусловленные республиканским статусом. Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области, -

    Еврейская автономная область. В советскую эпоху в РСФСР было пять автономных областей, но Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская, Хакасская автономные области преобразовались в республики в составе РФ.

    Еще один вид субъектов РФ - автономные округа. Как правило, это форма национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (чукчей, эвенков, ненцев, хантов и манси и др.). Автономные округа РФ имеют двойственный статус.

    Самостоятельные и равноправные субъекты РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ, делегируют своих представителей в Совет Федерации);

    Одновременно входят в состав других субъектов РФ - краев и областей (Тюменской области, Краснодарского края и др.), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области.

    Всего автономных округов - 10 (их перечень указан в Конституции РФ).

    Республики в составе РФ, автономная область, автономные округа -соответственно национально-государственные и национально-территориальные образования в составе РФ.

    Остальные субъекты федерации - края, области и города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), где в основном преобладает русское население - территориальные образования в составе РФ.

    Области (их 49) составляют большинство субъектов федерации. Они созданы на базе областей, существовавших в советское время, но наделены статусом равноправного субъекта федерации. Особый вид области - край.

    Отличие краев от областей в том, что они содержали или содержат в своем составе иные образования - автономные области и автономные округа:

    В состав Красноярского края входят Таймырский и Эвенкийский автономные округа, ранее входила Хакасская автономная область;

    В состав Хабаровского края входит Еврейская автономная область;

    Ранее в состав Ставропольского края входила Карачаево-Черкесская автономная область;

    В Краснодарский край входит Адыгейская автономная область;

    В Алтайский край - Горно-Алтайская автономная область;

    Приморский край был единственным краем, не имевшим в своем составе иных образований.

    В связи с особым статусом Москвы - столицы РФ - и ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой (за исключением статуса столицы РФ) Санкт-Петербурга, данные города являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъектов РФ.

    Новая особенность федерации в России - наделение субъектов правом иметь собственное законодательство.

    В целях упорядочения государственного управления в РФ Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (в ред. от 30.01.2001) в России образовано семь федеральных округов:

    Центральный федеральный округ: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г. Москва.

    Центр федерального округа - г. Москва.

    Северо-Западный федеральный округ: Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий автономный округ и г. Санкт- Петербург.

    Центр федерального округа - г. Санкт-Петербург.

    Южный федеральный округ: Республики Адыгея (Адыгея), Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия - Алания; Чеченская, Краснодарский и Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская и Ростовская области.

    Центр федерального округа - г. Ростов-на-Дону.

    Приволжский федеральный округ: Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская - Чувашия; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Коми-Пермяцкий автономный округ.

    Центр федерального округа - г. Нижний Новгород.

    Уральский федеральный округ: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

    Центр федерального округа - г. Екатеринбург.

    Сибирский федеральный округ: Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайский и Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа.

    Центр федерального округа - г. Новосибирск.

    Дальневосточный федеральный округ: Республики Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский края; Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Еврейская автономная область; Корякский и Чукотский автономные округа.

    Центр федерального округа - г. Хабаровск.

    Это означает, что Россия - государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства (краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения). Федеративный характер российского государства проявился пока еще не в полной мере.

    Во-первых, потому что субъекты Федерации, сформировав свой государственный механизм, пока собственной судебной системы не имеют. В России существует единая судебная система во главе с Верховным Судом Российской Федерации (Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов), рассматривающим все судебные дела в последней инстанции.

    Во-вторых, не сформирована субъектами Федерации и своя правовая система. Федеральное законодательство по-прежнему имеет доминирующее значение и касается многих сколько-нибудь значимых вопросов. Законодательство субъектов Федерации невелико по объему и имеет в основном конкретизирующий, вспомогательный характер.

    В-третьих, в России хотя во взаимоотношениях с субъектами Федерации и применяется двухканальная система налогов, но используется самый жесткий ее вариант (предприятия сами, а не субъект Федерации в целом, уплачивают налоги в федеральный бюджет наряду с уплатой налогов в бюджет субъекта. Федерации). Кроме того, процентное соотношение налогов федеральных и республиканских (областных, краевых) пока дает крен в сторону федеральных.

    Вместе с тем зачатки федерализма в России уже значительны, и, вероятно, в скором будущем мы с полным основанием будем считаться федеративным государством. Искусственная же спешка с созданием федерации может принести только вред. Народы, объединенные в национально-территориальные образования (республики, автономные округа), и население, проживающее на территории краев и областей, должны иметь соответствующие предпосылки для обретения самостоятельности, допускаемой в федерации. Речь идет о необходимой для этого политической зрелости, без которой все материальные, финансовые средства, оставляемые в субъектах Федерации, будут разбазариваться, исчезать, как в «черной дыре», а не обращаться на повышение благосостояния людей, проживающих на территории субъектов Федерации. Не следует забывать, что до 1991 г. Россия, формально считаясь федерацией, таковой на самом деле не была. Полнокровные федеративные отношения не могут быть установлены в одночасье. Путь их создания долог, так же как долог путь от несвободы к свободе.

    Федерация должна основываться на следующих принципах:

    1. государственной целостности. Это означает, что соединение различных территориальных частей Российской Федерации призвано служить единой общей для всех цели: повышению благосостояния народов, составляющих государство Россия. Государственная целостность обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории, единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Федерации права выхода из состава федерации на основе одностороннего волеизъявления;
    2. единства системы государственной власти. Этот принцип выражается в наличии государственного аппарата, прерогативы которого распространяются на все субъекты Федерации. Выделение же ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) свидетельствует не о ее раздробленности, а о специализации различных государственных органов, материализующих ее;
    3. разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами власти субъектов Федерации. О вертикальном разделении властей впервые поставил вопрос еще Джон Локк (XVII в.). Практическое воплощение этой идеи началось гораздо позднее и протекало в ожесточенной борьбе центра и мест. Россия в этом отношении не являлась исключением. Однако всем демократическим государствам присуще цивилизованное разрешение этого вопроса: на договорной основе. И в России на основе федеративных договоров (с республиками, с областями и краями) были разграничены предметы ведения Федерации и субъектов Федерации, что затем и нашло отражение в Конституции РФ. Это позволило направить разрешение отношений между центром и субъектами Федерации в цивилизованное русло;
    4. равноправия и самоопределения народов Российской Федерации, что выражается в том, что каждый народ России имеет право на определение формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано только в рамках Российской Федерации и только с согласия Российской Федерации;
    5. равноправия субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что означает требование одинакового подхода со стороны Российской Федерации ко всем субъектам независимо от их величины, количества населения, финансовой мощи и др.

    Федерализм - это развивающийся процесс, с каждым днем наполняющийся новыми красками. Может быть изменен объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов, может измениться даже деление Федерации на субъекты (с согласия Российской Федерации), неизменным должно быть одно: сотрудничество и взаимопомощь между субъектами Федерации.

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Россия - федеративное государство.
    Рубрика (тематическая категория) Государство

    Конституция Российской Федерации 1993ᴦ.

    Классификация конституций.

    Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства.

    Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция.

    Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

    Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всœего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

    Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

    Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

    Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определœенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

    Конституция – прежде всœего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в данном качестве она составляет предмет науки конституционного права.

    Все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

    Учитывая зависимость отспособа объективирования государственной воли господствующего класса или всœего общества конституции подразделяются на писанные, ᴛ.ᴇ. составленные в виде единого документа и не писанные - состоящие из законов парламента͵ содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

    По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, ᴛ.ᴇ. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

    По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции.

    По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединœения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии, - унитарными – конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

    Учитывая зависимость отсоответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Οʜᴎ оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

    Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всœех других правовых актов отличают следующие черты .

    Прежде всœего, крайне важно отметить, что Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о крайне важно сти такого акта͵ как конституция было связано именно с этой ее чертой.

    Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: ʼʼМы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституциюʼʼ.

    Особенность субъекта͵ принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер.
    Размещено на реф.рф
    Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в т.ч. и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

    Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не должна быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.

    Важной чертой, характеризующей конституцию является, особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

    Конституционное воздействие отличается всœеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает всœе сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

    Конституция России - ϶ᴛᴏ нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного стоя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 ᴦ. всœенародным голосованием и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

    Конституция Российской Федерации 1993 ᴦ. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит девять глав.

    Первая глава конституции посвящена основам конституционного строя Российской Федерации. Она охватывает широкий круг консти­туционно регулируемых общественных отношений.

    К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, от­носятся прежде всœего фундаментальные принципы, которые присущи каждому демократическому государству. В их число входит демокра­тизм, выражающийся в народном суверенитете, принцип разделœения властей, идеологическое и политическое многообразие, признание и гарантирование местного самоуправления, а также провозглашение правового государства, воплощением которого является конституци­онное государство, ᴛ.ᴇ. такое, в котором обеспечивается его подчинœе­ние праву. Основу конституционного государства составляют и при­знание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, и социаль­ное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осущест­вляются производство и распределœение товаров и блаᴦ.

    В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителœем суверени­тета и единственным источником власти в Российской Федерации яв­ляется ее многонациональный народ. Это означает, что Россия про­возглашается государством народовластия или, иначе говоря, демо­кратическим государством (народовластие - от греч. demos - народ, kratos - власть - и означает ʼʼдемократияʼʼ).

    Вторая глава Конституции Российской Федерации посвящена пра­вам и свободам человека и гражданина. В ней названы лишь основные права и свободы, ᴛ.ᴇ. конституционные права и свободы. Вместе с тем в ч. 1 ст. 55 Конституции РФ установлено, что перечисление в Кон­ституции базовых прав и свобод не может толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и граж­данина.

    Последующие пять глав Конституции посвящены федеративному устройству России (гл. III); Президенту Российской Федерации (гл. IV); Федеральному Собранию (гл. V); Правительству Российской Федерации (гл. VI) и судебной власти (гл. VII).

    Восьмая глава Конституции Российской Федерации посвящена местному самоуправлению. В ней указывается (ст. 130), что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятель­ное решение населœением вопросов местного значения, владения поль­зования и распоряжения муниципальной собственностью.

    Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно осуществляется (ч. 2 ст. 130 Конституции) гражданами путем рефе­рендума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через вы­борные и другие органы местного самоуправления.

    Раздел первый Конституции Российской Федерации завершается главой девятой, посвященной конституционным поправкам и пере­смотру Конституции.

    Раздел второй посвящен заключительным и переходным положе­ниям, в нем закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конститу­ции, определяется соотношение Конституции и Федеративного до­говора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу Конституции 1993 ᴦ., основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

    Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства формируются система тер­риториальных единиц, из которых складывается государство, система государственных связей между государством в целом и этими терри­ториальными единицами, характер которых зависит от их правовых статусов.

    Подобного рода устройство территории государства принято на­зывать государственным устройством .

    С точки зрения их формы всœе государства делятся на две группы - унитарные и федеративные.

    Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитар­ное государство (ᴛ.ᴇ. одно, единое) принято называть простым госу­дарством.

    Федерация - это объединœение двух или нескольких государств в одно новое государство. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.

    Следует сказать, что, объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Οʜᴎ могут образовать и конфедерацию. При этом в отличие от федерации, которая является союзным государством, ᴛ.ᴇ. государственно-правовым объединœением, обеспечивающим государственное единство всœех входящих в его состав государств и сохраня­ющим за ними определœенную политико-юридическую самостоятель­ность, конфедерации представляет собой союз государств, ᴛ.ᴇ. между­народно-правовое объединœение.

    Государства, образующие федеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило, обладают одинаковым правовым статусом. При этом мировой практике известны и такие федерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом.

    Между федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции, цель которого обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач путем объединœения ресурсов и возможностей всœех ее членов как в интересах самой федерации, так и ее субъектов. Сохраняя за собой полномочия в определœенном объёме, субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации, признавая приоритет ее задач и целœей. Οʜᴎ при­знают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации.

    В мире в настоящее время существует немало различных федера­ций, включая такие крупные, как Бразилия, Германия, Индия, США. Федеративным государством был Союз ССР. Федеративным государ­ством является и Россия.

    При этом Российская Федерация имеет ряд особенностей, сущест­венно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно обра­зуется путем объединœения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло со­всœем иным путем. Россия как федерация не является объединœением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

    Сегодня Россия имеет в своем составе три вида субъ­ектов - государства в составе Российской Федерации, преобразован­ные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-тер­риториальными единицами РФ, и национально-государственные об­разования - автономную область и автономные округа. Таким обра­зом, в числе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные автономные образования.

    Автономия в Российской Федерации - это самостоятельное осу­ществление государственной власти находящимися в ее составе на­ционально-государственными образованиями в пределах компетен­ции, устанавливаемой федеральными органами государственной влас­ти при участии соответствующей автономной единицы.

    Россия - федеративное государство. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Россия - федеративное государство." 2017, 2018.

    Политическое устройство современных государств выстроено в рамках двух основных моделей - унитарной и федеративной. Какова специфика каждой из них? Как формировалась система государственного управления в РФ? Почему опыт выстраивания федеративной модели может кардинально различаться в разных странах?

    Федерация как форма устройства государства

    Что такое федеративное государство? В нем реализованы принципы федерализма, которые предопределяют ряд отличий системы политического управления, сформировавшейся в стране, от унитарной модели. Каковы эти принципы? Исходя из каких признаков федеральная модель государственного устройства существенно отличается от унитарной? Попробуем выстроить рассуждение, выделяя общие моменты для федеральной и унитарной моделей, и специфические признаки, характерные для каждой из них.

    Федерация и унитарное государство: велика ли разница?

    Распространено мнение, что унитарное и федеративное государство - две полярные политические модели, принципиально различные, едва ли не антагонистические. Это не совсем так. Дело в том, что один из признаков, характерных, казалось бы, только для федеративного государства, - административное деление на независимые политические единицы - соблюдается в странах, традиционно считающихся унитарными. Так, например, во Франции и Японии есть, соответственно, департаменты и префектуры, которые, как считают некоторые эксперты, обладают едва ли не большей политической самостоятельностью, чем, например, субъекты Российской Федерации.

    В чистом виде унитарных (без деления на административные территории) государств сейчас немного. Так или иначе, некоторая политическая локализация на уровне провинций, префектур, муниципалитетов присутствует в большинстве унитарных стран. И в этом, скорее, их схожесть с федеративными.

    Имитация федерации?

    Таким образом, структура политического устройства страны не может считаться фактором ее однозначного отнесения к какой-либо конкретной модели. Более того, есть радикальная точка зрения, согласно которой большинство государств, которые причисляют себя к федеративным, на деле создают лишь видимость принадлежности к странам, система государственного устройства которых имеет классические признаки федерации (далее мы их рассмотрим). Делается это, собственно, с политической целью. Одно из самых успешных федеративных государств мира - США.

    В свою очередь, многие страны считают необходимым тем или иным образом приобщиться к американской модели, поделив свою территорию на штаты и прописав в конституции соответствующий статус каждого из них. На деле же соответствующие политические единицы остаются очень зависимыми от центра.

    Вместе с тем, если брать классические признаки федерализма, то можно увидеть, что государство, выстроенное в рамках соответствующей модели, будет сильно отличаться от унитарного. То есть разница между двумя рассматриваемыми видами при фактическом (а не только юридическом) присутствии в политической системе страны ключевых элементов федерализма будет прослеживаться значительная.

    Признаки федерации

    Каковы ключевые признаки, которыми обладает федеративное государство? Деление страны на административные единицы, как мы уже сказали выше, не в счет, даже если их назвать штатами, а в конституции страны прописать, что государственная модель - федерация.

    Один из ключевых признаков соответствующей формы устройства страны - это функционирование органов власти, неподотчетных в ключевых вопросах развития каким-либо вышестоящим структурам. Субъекты федеративного государства обладают, как правило, выраженной независимостью от столицы в аспекте ключевых вопросов, связанных с развитием экономики, социума, государственной и муниципальной политики.

    При этом фактическое наполнение свободы действий административных единиц, составляющих федерацию, зависит от содержания правовых актов о разграничении полномочий между федеральными органами власти и теми, что функционируют на уровне регионов. В политических системах некоторых стран субъекты имеют очень большую независимость, например штаты в США. В Америке такое явление, как федеральная программа (если под ней понимать некую масштабную инициативу, затрагивающую интересы всех граждан), встречается достаточно редко. Отсутствуют многие привычные для РФ законы, обязательные к исполнению на всей территории страны, например Трудовой и Гражданский кодексы. Вместо них в США есть сборники актов в рамках одной отрасли права.

    В свою очередь, несмотря на то что РФ - федеративное государство, существует большое количество примеров, когда те или иные программы, инициативы и приоритеты, определяемые на федеральном уровне, подлежали реализации на уровне российских регионов. Это, в свою очередь, предполагало некоторую подотчетность действий субъектов перед центром. В России есть обязательные для исполнения на территории всей страны Трудовой и Гражданский кодексы.

    Другой признак федерации - наличие полного цикла правотворчества на уровне трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. То есть в субъектах, формирующих федеративное государство, в большинстве случаев есть локальный парламент (законотворческая структура), местное правительство (исполнительная ветвь), а также Верховный суд. Законодательная инициатива может и должна исходить со стороны, прежде всего, региональных участников политического процесса.

    Следующий важнейший признак федерации - наличие независимых, в ограниченной степени подотчетных перед центром бюджетов субъектов. Вместе с тем данный критерий - в числе самых спорных. Дело в том, что существует очень большое количество национальных моделей бюджетной политики в рамках федеральных государств, и их непросто классифицировать даже по каким-то группам.

    Возьмем опять же российскую и американскую системы устройства страны. Бюджеты штатов в США в значительно меньшей степени, чем в РФ, зависят от дотаций из центра, но имеют больше полномочий по сбору налогов. Это дает возможность многим субъектам американской федерации формировать, к примеру, собственные органы полиции, медицинских и иных служб. В России, в свою очередь, на законодательном уровне закреплен принцип единства бюджетной системы. Многие государственные службы централизованы. Таким образом, независимость бюджета как один из признаков федерализма признается экспертами, однако вызывает дискуссии касательно своей роли.

    Признаки унитарного государства

    Перечислив ключевые признаки федеративного государства, рассмотрим соответствующие критерии для стран с унитарной формой политического устройства. Некоторые из них можно назвать исходя из логики обнаружения контрастов с федеральной моделью. То есть в унитарных государствах, как правило, региональные органы власти подотчетны в большинстве вопросов центру, не имеют полного цикла правотворчества, а бюджетная политика в целом также определяется в столице.

    Некоторые эксперты определяют как один из типичных признаков унитарного государства отсутствие политической составляющей в определении границ административных частей страны. То есть, проще говоря, населению и властям территорий, на которые поделено государство, все равно, где именно жить. Ключевые правовые нормы, определяющие то, как будет развиваться экономика и социум, принимаются в столице - они будут одинаково исполняться везде.

    Достаточно легко могут меняться границы административных территорий. Подобной гибкости федеративная система государства, как правило, не имеет. Если, скажем, для того чтобы штат Мэриленд уступил часть территории Вирджинии, должны пройти сложнейшие процедуры переговоров и согласований, то когда в России Коми-Пермяцкий АО входил в состав Пермской области, соответствующее одобрение должны были дать жители автономного округа - они его дали, а могли и отказать властям в своем желании переходить под юрисдикцию другого субъекта федерации.

    Административно-политические единицы в унитарных государствах, как правило, не наделены полномочиями заключать договора с иностранными государствами. Соответствующие функции выполняет центр. В свою очередь, федеративная форма государства часто предполагает достаточную самостоятельность субъектов во внешнеполитической активности.

    Локальные территории в рамках унитарных государств не вправе принимать законы, каким-либо образом ограничивающие права жителей других административных единиц. В свою очередь, если, например, в США на уровне штатов принимается закон, запрещающий использование полиэтиленовых пакетов (именно такой был, в частности, недавно принят в Калифорнии), то исполнять его должны будут не только жители штата, но и все те, кто посещает данный политический субъект.

    Административные единицы в рамках унитарных государств, как правило, не наделены полномочиями издавать такие законы (но они могут быть приняты центром с целью последующей реализации на конкретной территории страны).

    Особенности российской модели

    Россия - федеративное государство. Это прописано в Конституции нашей страны. Ключевые признаки, которые характеризуют федеративное устройство государства, в целом присутствуют в российской политической модели. В РФ, таким образом, есть субъекты, в которых может проходить полный цикл правотворчества, деятельность региональных органов власти имеет достаточно ограниченную подотчетность центру, каждый субъект федерации имеет собственный бюджет. Какими еще особенностями характеризуется российская модель федерализма? Начнем с важнейших исторических фактов.

    Прослеживается значительная преемственность между принципами территориального деления РФ на субъекты сегодня и советской моделью государственного устройства. Области, республики, края, округа - это было внедрено в модель советского государственного управления. Территории большинства современных субъектов РФ были определены властями еще при СССР.

    В свою очередь, Российская Империя считалась унитарным государством. Территория страны была поделена на губернии, однако признаками выраженной самостоятельности они не обладали. Управление государством осуществлялось централизованно. Для чего в советское время территория России (равно как и других республик) была поделена, а за каждым субъектом закрепилась относительная самостоятельность (вылившаяся в современную модель российского федерализма)? Почему, к примеру, Белоруссия, Украина и Казахстан стали унитарными государствами, а Россия - федеративным?

    Есть очень много точек зрения на этот счет. Согласно одной из них, деление советских республик на области было обусловлено экономическим фактором. Те или иные территории определялись исходя из расположения значимых инфраструктурных объектов, а также месторождений полезных ископаемых, транспортных путей, близости к морю и т.д.

    Другой фактор - национальный. Многие из современных российских республик по территории совпадают с районами населения титульных наций. Собственно, данный аспект, как полагают многие исследователи, предопределил тот факт, что Россия - федеративное государство, а Казахстан - унитарное. В соседней стране исторически не сформировалось значимых по площади территорий, на которых бы компактно проживали нации, не родственные казахам (титульному народу), русским, узбекам, немцам, украинцам (имеющим свои государства).

    Национальный фактор

    Таким образом, модель государственного устройства в РФ, согласно распространенной точке зрения, во многом продиктована тем, что наша страна - многонациональная. В свою очередь, деление территорий, на которых преимущественно проживают русские, на субъекты - области и края - обусловлено тем, что достаточно тяжело с точки зрения территориальной организации и не вполне целесообразно с точки зрения культурного и исторического контекста образовывать некую «русскую республику». Таким образом, Россия, имея основные признаки федеративного государства, во многом стала преемницей советской модели политического устройства. До СССР наша страна практически не имела традиций федерализма.

    Какие еще особенности российской политической модели можно отметить? Собственно, одну из них мы уже косвенно обозначили. Российская федерация - федеративное государство с разными по наименованию субъектами. В состав нашей страны входят республики, области, края, а также города федерального значения. В свою очередь, субъекты федерации делятся на территории местного самоуправления. Таким образом, в РФ наблюдается в достаточной степени выраженная вертикальная соподчиненность территориальных единиц в рамках субъектов федерации. Рассмотрим ее несколько подробнее.

    Российская система государственного управления

    Выше, определяя то, чем отличаются унитарное и федеративное государство, мы зафиксировали, что практически все страны мира, так или иначе, делятся на административные единицы. Можно сказать, что в рамках модели политического устройства РФ это правило характерно и для субъектов, входящих в состав России. Благодаря в достаточной мере выраженной самостоятельности республик, краев, областей и городов федерального значения, внутри них формируется еще несколько ступеней политической власти.

    При этом для соответствующих систем административного устройства свойственны некоторые критерии, определенные нами как характерные для унитарных стран. То есть, несмотря на то, что неоспоримо федеративным государством является Россия, ее субъекты по некоторым признакам сформированы по унитарным принципам реализации политической власти. В чем это выражается?

    Региональный вариант унитарной модели

    Республики, края и области РФ делятся на два типа административных единиц - городские округа и муниципальные районы. В этой схеме есть и дополнительная субординация. В муниципальный район входят городские и сельские поселения, которые, в свою очередь, включают в себя города, поселки, деревни и села. Города федерального значения включают особые административные единицы - внутригородские территории.

    Округа, районы, поселения и иные территориальные единицы в составе субъектов РФ во многом характеризуются теми же признаками, что и политические структуры в рамках унитарных государств. То есть на соответствующем уровне нет органов власти в рамках трех ветвей, нет полномочий заключать международные договоры, присутствует подотчетность центру (столице субъекта федерации) в хозяйственной и политической деятельности.

    Что эффективнее - унитарное или федеративное государство?

    Мы сравнили унитарное и правовое государство по ряду ключевых критериев. Можно ли однозначно оценить какую-либо из этих двух моделей устройства страны как более эффективную? Вероятно, нет. Главным образом потому, что важнейшую роль играет фактор исторического развития страны. Вполне возможно, что для конкретной нации не вполне подходит федеративное государство.

    Страны очень разные по политической культуре, традициям самоуправления. Организовать федерацию может быть сложно по причине отсутствия оснований для деления территории на субъекты, обладающие выраженной самостоятельностью. Если говорить, к примеру, о США, то мы вспомним, что это государство образовалось в силу слияния изначально независимых штатов, то есть по причине центростремительных трендов. В американском сценарии речь идет об уникальном случае политической консолидации.

    В советской модели, если придерживаться распространенной версии, деление республик на дополнительные субъекты было продиктовано экономическими причинами. Земли в Германии, в свою очередь, во многом совпадают с историческими территориями, участвовавшими в объединении в государство, результаты которого были закреплены Бисмарком в 70-х годах 19 века.

    Таким образом, формирование федерации должно быть чем-то обусловлено в политическом, социальном или экономическом контексте. Только в этом случае есть шанс построить эффективное федеративное правовое государство, а не видимость успешного копирования зарубежной модели. Вовсе не обязательно, что соответствующая концепция окажется совместимой с государством, которое в историческом контексте функционировало по унитарным принципам.