Войти
Образовательный портал. Образование
  • Современные проблемы управление персоналом
  • Происхождение и эволюция атмосферы земли
  • Валерий Соловей: "Российская элита готовится к войне"
  • Тайны чисел - двадцать шесть (26)
  • Вышел новый роман Origin Дэна Брауна
  • Эффект Доплера для световых волн
  • Формирует состав совета федерации. Чем отличается совет федерации от государственной думы. Анализ текста проекта поправки к Конституции РФ

    Формирует состав совета федерации. Чем отличается совет федерации от государственной думы. Анализ
текста проекта поправки к Конституции
РФ

    В Совет Федерации ФС РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ, поэтому общее число членов Совета Федерации должно быть 178, но это число законодательно не закреплено.

    Совет Федерации ФС РФ формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, согласно которому представительство в Совете Федерации является правом каждого субъекта РФ, ниодин из которых не может быть лишен этого права.

    В Совет Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

    Представителем от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

    Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.

    Представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

    Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение 3 дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

    Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу рассмотрения этого указа не проголосовало против его одобрения 2/3 и более от общего числа депутатов.

    Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).


    Постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее 5 дней после вступления в силу указанных решений.

    СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ

    Структура Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).

    Срок полномочий представителей субъектов РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ.

    Так как Совет Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации подвижен и постоянно назначаются новые представители органов власти субъектов РФ.

    Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

    Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

    Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.

    Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

    Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

    Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира.

    Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

    ПОРЯДОК РАБОТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФС РФ

    Совет Федерации в настоящее время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители.

    Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы.

    В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранением препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной.

    Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, его Регламентом и решениями.

    Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания.

    Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

    Заседания Совета Федерации правомочны, если на них присутствуют более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

    Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами, например по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой федерального закона.

    Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп.

    Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой.

    Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

    К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ, таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

    Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Александр Гаганов

    23 мая 2014 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий назначение части членов верхней палаты парламента Президентом России. Как этот закон можно оценить с позиций права? Какие возможны политические последствия такого решения? В чьих интересах принят данный закон, что и кто стоит за столь быстрой его разработкой и принятием? Почему такой закон принимается именно сейчас?

    В федеративных государствах федеральный парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру. Наличие верхней палаты связано именно с необходимостью выражения специфических интересов субъектов федерации. При этом федеральный парламент реализует власть народа всей федерации, представляет интересы всего народа. Нижняя палата обычно формируется посредством выборов, тогда как верхняя палата формируется различными способами, в том числе комбинированными. Примером уникальной модели наполнения верхней палаты служит российский Совет Федерации.

    Конституция РФ немногословна в вопросах формирования Совета Федерации, статья 95 гласит, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» конкретизирует конституционные нормы.

    Если первый состав Совет Федерации был выборным, то в дальнейшем от принципа выборности отошли в пользу представительства по должности, а затем и назначения представителей от исполнительной власти и косвенных выборов представителя от законодательного органа субъекта РФ.

    Проектом закона о поправке к Конституции РФ (№ 468171-6) предлагается ввести в Совет Федерации «представителей Российской Федерации», которые назначаются Президентом РФ. Никаких особых требований к таким «представителям Российской Федерации» закон о поправке не предъявляет.

    В СМИ содержатся комментарии о том, что в некоторых зарубежных странах президенты также имеют право назначать почетных сенаторов. Известно, что слепое копирование зарубежной практики, заимствование правовых институтов из других стран со своей историей и политической ситуацией и применение их в российской действительности, может иметь непредсказуемые последствия. Однако есть смысл обратиться к первоисточникам, чтобы понять логику законодателей.

    Анализ порядка формирования верхних палат в зарубежных странах

    О назначении президентом нескольких членов верхней палаты парламента говорят конституции нескольких государств, в том числе унитарных: Казахстана (унитарное государство; назначается 15 членов парламента), Италии (5), Индии (12), Бельгии, Великобритании (унитарное государство).

    Статья 50 Конституции Казахстана предусматривает, что пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Кроме того, Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан (порядка 34 человек). Таким образом, назначенные президентом сенаторы составляют примерно треть от общего числа членов верхней палаты.

    Согласно статье 80 Конституции Индии в Совет Штатов входит 12 членов, назначаемых Президентом, из числа лиц, имеющих специальные знания или практический опыт в следующих областях: литература, наука, искусство и общественная деятельность. Помимо этого в Совет Штатов входит не более 238 представителей штатов и союзных территорий. Таким образом, назначаемые сенаторы составляют примерно двадцатую часть от общего числа членов верхней палаты.

    В соответствии со статьей 59 Конституции Италии каждый бывший Президент Республики является сенатором по праву и пожизненно, если он не откажется от этого. Президент Республики может назначить пожизненно сенаторами пять граждан, прославивших Родину выдающимися достижениями в социальной, научной, художественной и литературной областях. В Сенат также входит 315 выборных сенаторов. Таким образом, назначаемые сенаторы составляют примерно шестидесятую часть от общего числа членов верхней палаты.

    В Великобритании верхняя палата парламента – Палата лордов – замещается только путем назначения монархом (с 1999 года), присвоением титула лорда. Однако 90 наследственных лордов временно сохраняют свои места в верхней палате.

    Наиболее сложный порядок формирования верхней палаты предусмотрен Конституцией Бельгии. Статья 67 гласит, что в Сенат входит 71 сенатор, в их числе:

    «1. двадцать пять сенаторов, избираемых … нидерландской избирательной коллегией;

    2. пятнадцать сенаторов, избираемых … французской избирательной коллегией;

    3. десять сенаторов, назначаемых Советом Фламандского сообщества, выдвигаемых советом из своего состава;

    4. десять сенаторов, назначаемых Советом Французского сообщества из своего состава;

    5. одного сенатора, назначаемого Советом Германоязычного сообщества из своего состава;

    6. шести сенаторов, назначаемых сенаторами, указанными в пунктах 1и 5;

    7. четырех сенаторов, назначаемых сенаторами, указанными в пунктах 2 и 6».

    Кроме того, дети Короля, а в случае их отсутствия – родственники королевской фамилии по нисходящей линии, которая призвана править, являются по праву сенаторами с восемнадцатилетнего возраста. Они получают решающий голос только с двадцати одного года. Они не учитываются при определении кворума присутствующих (статья 72). Итого, 40 сенаторов избираются непосредственно гражданами избирательных коллегий, 21 сенатор назначается советами языковых сообществ, 10 сенаторов назначается уже избранными или назначенными сенаторами.

    Из пяти приведенных примеров формирования верхней палаты с использованием принципа назначения в трех наблюдаются общие черты:

    1) назначение в верхнюю палату обусловлено выдающими личными качествами сенаторов (федеративные Индия, Италия), либо необходимостью обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества (унитарный Казахстан);

    2) число назначаемых сенаторов, как правило, невелико (12 против 238 в Индии, 5 против 315 в Италии), такое соотношение с выборными сенаторами вряд ли может отказывать влияние на представительный характер парламента, да и вообще существенно влиять на принятие решений.

    В научной литературе даются неоднозначные оценки назначаемости членов верхней палаты. Отмечается, что количественно их голоса не влияют на результаты голосования, но их деятельность в парламенте и участие в обсуждении законов может повысить качество принимаемых законов.

    В то же время подобная практика нарушает принцип политической соревновательности и пропорциональности представительства. Безусловно, назначаемость противоречит и принципу выборности парламента.

    Пожалуй, плюсом введения назначаемых членов Совета Федерации можно считать только гипотетическое повышение качества законов, и то при условии, что эти сенаторы будут назначаться в силу своих исключительных личностных качеств.

    Анализ текста проекта поправки к Конституции РФ

    Собственно новым в предложенной депутатами поправке к Конституции РФ является полномочие Президента РФ «назначать и освобождать представителей Российской Федерации в Совете Федерации» (статья 83 Конституции РФ), а также дополнение статьи 95 Конституции РФ, касающееся порядка формирования Совета Федерации:

    «2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    3. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

    4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».

    Здесь можно выделить несколько тезисов для обсуждения:

    1) введение в состав федерального органа государственной власти, каким является Совет Федерации, «представителей Российской Федерации»;

    2) количество «представителей Российской Федерации» в верхней палате составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей органов государственной власти субъектов РФ (не более 17 человек, то есть от 1 до 17, или даже от 0 до 17);

    3) принцип назначаемости части членов Совета Федерации;

    4) дополнительные полномочия Президента РФ по назначению членов Совета Федерации;

    5) невозможность освобождения от должности члена Совета Федерации – представителя РФ, назначенного до вступления в должность Президента РФ в течение первого срока полномочий;

    6) срочный характер полномочий членов Совета Федерации – представителей органов государственной власти субъекта РФ.

    Для чего понадобились в федеральном парламенте представители Федерации?

    В обосновании необходимости принятия поправки говорится следующее: «Реализация данного предложения создаст дополнительные условия для достижения баланса полномочий и законных интересов Российской Федерации и ее субъектов, что является одной из основных целей деятельности Совета Федерации как конституционного органа Российской Федерации, призванного отражать ее федеративное государственное устройство».

    О каком балансе полномочий и законных интересов Федерации и ее субъектов идет речь и каким образом этот баланс будет достигнут с помощью 17 (максимум) представителей Федерации? Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами установлено Федеративным договором, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, полномочия субъектов РФ конкретизированы Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к принципам деятельности органов государственной власти субъектов РФ относит разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, конкретизируя его следующим образом: «Полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами» (пункты 4, 5 статьи 1). Если парламентарии вознамерятся каким-то образом внести изменения в Конституцию РФ или федеральные законы с целью перераспределить полномочия в пользу субъектов РФ, вряд ли им смогут помешать 17 бравых «представителей Российской Федерации».

    Российскую Федерацию, по большому счету, представляет ее многонациональный народ, а также непосредственно избранные им представители народа: по существу таковыми являются депутаты Государственной Думы.

    Статья 94 Конституции РФ называет двухпалатное Федеральное Собрание представительным органом Российской Федерации. В связи с этим неясно, для чего в парламенте потребовались дополнительные представители Российской Федерации.

    Если предположить, что Президент хочет внедрить в Совет Федерации «своих людей», то это тоже не слишком убедительно: как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации есть представитель Президента РФ, который присутствует на заседаниях палаты, комитетов (с правом совещательного голоса), рабочих групп, участвует в обсуждениях. В отличие от сенаторов – представителей Российской Федерации они не обладают правом законодательной инициативы и не имеют других сенаторских полномочий.

    Не будем забывать о том, что в рамках системы «сдержек и противовесов» Президент РФ уже обладает существенными полномочиями в законодательном процессе: правом законодательной инициативы, правом «вето», правом подписания и обнародования законов. Так как Президент РФ избирается гражданами РФ, то его смело можно назвать представителем всего многонационального народа РФ и выразителем интересов Российской Федерации в целом. В силу своих широких полномочий он может и должен защищать интересы Российской Федерации. Президентские полномочия в законодательном процессе несравнимы с полномочиями 17 «президентских сенаторов», которые по большому счету не могут повлиять на принятие законов.

    Таким образом, введение в Совет Федерации назначаемых Президентом РФ сенаторов объективно не связано с необходимостью влиять на законодательный процесс.

    Количественный состав сенаторов – представителей Федерации четко не фиксируется в поправках к Конституции РФ. В связи с этим возникает множество вопросов: от чего будет зависеть выбор Президента РФ, сколько сенаторов назначить? Из каких соображений был выбран показатель именно в 10 процентов? Если Президент РФ исчерпает «лимит» на своих сенаторов и назначит всех «своих» 17 членов Совета Федерации, получается, что следующий президент уже не сможет назначить ни одного сенатора? Если следующий президент будет избран только на один срок, то уже никто не сможет отстранить от должности сенаторов, назначенных первым президентом (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, который пока не разработан)? Что делать с «лишними» сенаторами, если число субъектов Федерации уменьшится, например, в результате очередного укрупнения?

    (Можно даже представить себе абсурдную ситуацию, при которой укрупнение субъектов приведет к их совпадению с девятью федеральными округами, а 17 «президентских сенаторов» уже никто не сможет уволить, тогда их будет почти столько же, сколько обычных членов Совета Федерации; но в то же время Конституция будет позволять назначать не более 18 «президентских сенаторов».)

    Возможно, что на эти вопросы даст ответ федеральный закон, на который ссылается часть 4 статьи 95 Конституции РФ в предложенной редакции. Представляется, что число назначаемых сенаторов должно быть определенным, как это сделано в других странах. При этом допустима оговорка о том, что число таких сенаторов не должна превышать, например, те же 10 процентов.

    Следующая группа тезисов (о принципе назначаемости и дополнительных президентских полномочиях) связана с разделением властей. Принцип разделения властей закреплен в статье 10 Конституции РФ и относится к основам конституционного строя России. Существующий порядок формирования Совета Федерации, предполагающий вхождение в состав законодательного органа представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, нарушает принцип разделения властей на персональном уровне. Назначение члена Совета Федерации, законодательного органа, Президентом РФ – главой государства и фактическим главой исполнительной власти – с точки зрения разделения властей выглядит вообще абсурдным. Можно ли рассматривать такую процедуру назначения как «сдержки и противовесы»? Нет, и вот почему.

    Поскольку поправка к Конституции РФ не предусматривает никаких ограничений или особых характеристик для «президентских сенаторов», то де-юре Президент РФ может назначить по своему усмотрению, без согласований с кем бы то ни было, любое лицо, соответствующее требованиям Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Само по себе такое полномочие, ничем не уравновешенное, нарушает баланс властей в пользу Президента РФ.

    Ссылки разработчиков проекта на то, что назначаемыми сенаторами должны стать бывшие председатели Государственной Думы или министры, юридического значения не имеют, пока они не оформлены законодательно. Кроме того, если смысл поправки действительно в том, чтобы дать возможность бывшим высокопоставленным чиновникам сохранить высокое должностное положение, почему нельзя было прямо зафиксировать это в законе?

    Отсутствие четких критериев для назначения членов Совета Федерации можно рассматривать как коррупционный фактор. В пункте 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», к коррупциогенным факторам, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, относится, в частности, «широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения». Ни сроков, ни условий назначения Президентом РФ членов Совета Федерации в поправке к Конституции РФ не содержится. Остается надеяться, что этот пробел будет восполнен федеральным законом.

    Строго говоря, только избрание всех членов Совета Федерации гражданами Российской Федерации в полной мере отвечает требованиям разделения властей, принципу выборности парламента и его представительному характеру. Тенденция перехода к выборности верхних палат парламента отмечается и в доктрине конституционного права, приводится опыт Польши, Японии, США, Бразилии и многих других стран.

    Третья группа тезисов связана с неравным статусом членов Совета Федерации. Для одних предусмотрена невозможность освобождения от должности члена Совета Федерации – представителя РФ, назначенного до вступления в должность Президента РФ в течение первого срока полномочий; для других – назначение на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта РФ. Разработчики поправки не скрывают, что фактически члены Совета Федерации – представители РФ, назначенные Президентом РФ, будут пожизненными сенаторами.

    Статья 2 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает солидный перечень социальных гарантий для сенаторов. Статья 98 Конституции РФ наделяет членов Совета Федерации неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Статья 19 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ раскрывает понятие неприкосновенности. Получается, что часть сенаторов будет пользоваться всеми благами практически пожизненно. Неравенство заключается и в самом порядке замещения должности: большинство сенаторов проходит сложную процедуру (представитель от законодательного органа государственной власти субъекта Федерации прежде чем попасть в Совет Федерации проходит через выборы в парламент субъекта РФ), а 17 представителей Российской Федерации попадают в Совет Федерации без каких-либо формальностей.

    Очевидно, что предоставление социальных гарантий, да и просто оплата труда новых сенаторов потребует существенных расходов из федерального бюджета. Однако в финансово-экономическом обосновании к проекту закона о поправке сказано, что принятие закона «не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета». Как это понимать? Может, в Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ планируются изменения, предусматривающие, что «президентские сенаторы» будут работать бесплатно (как, например, в Бельгии – см. ст. 71 Конституции Бельгии)?

    Критика законопроекта № 468171-6 звучала не только в СМИ, но и в официальных отзывах субъектов права законодательной инициативы. По состоянию на 25 мая 2014 года от субъектов Федерации поступило всего два отрицательных отзыва: 22 апреля 2014 года от Алтайского краевого Законодательного Собрания (с формулировкой «считать нецелесообразным принятие указанного проекта федерального закона, поскольку он не соответствует принципам федерализма и единства системы государственной власти, установленным Конституцией Российской Федерации»), 23 апреля 2014 года от Законодательного Собрания Ульяновской области. Последний заслуживает отдельного рассмотрения.

    Первый отзыв Законодательного Собрания Ульяновской области на законопроект о поправке поступил в Государственную Думу 23 апреля 2014 года. Согласно этому отзыву депутаты Ульяновской области не поддерживали законопроект. Однако 5 мая 2014 года от них поступил другой отзыв, в котором принятие поправки поддерживается с учетом замечаний Законодательного Собрания, а постановление Законодательного Собрания Ульяновской области от 17.04.2014 № 424/16-5 «О проекте закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 468171-6 «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» с отрицательным отзывом признано утратившим силу. О политической подоплеке такого изменения решения можно только догадываться. Депутаты Ульяновской области высказали шесть замечаний к проекту закона о поправке:

    1) использование неопределенных формулировок, отсутствие точного числа членов Совета Федерации – представителей Российской Федерации, отсутствие механизма уменьшения числа «президентских сенаторов» в связи с уменьшением числа субъектов Федерации;
    2) отсутствие срока полномочий членов Совета Федерации – представителей Российской Федерации, их фактическая несменяемость;
    3) «решение существенных для статуса члена Совета Федерации – представителя Российской Федерации вопросов отнесено к регулированию на уровне федерального закона»;
    4) содержащееся в проекте предложение определить срок полномочий других членов Совета Федерации непосредственно в Конституции РФ;
    5) отсутствие сроков приведения законодательства в соответствие с поправкой к Конституции, отсутствие сроков первоначального назначения членов Совета Федерации – представителей Российской Федерации;
    6) «законопроект повлечет увеличение числа членов Совета Федерации и увеличение расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета. Однако в законопроекте отсутствует норма, определяющая источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств (статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации)». Со всеми этими замечаниями трудно не согласиться.

    В то же время заключение профильного комитета Государственной Думы – Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству от 23 апреля 2014 года сводится лишь к тому, что необходимо в федеральном законе определить правовой статус представителей Российской Федерации в Совете Федерации, в том числе требования к кандидатам на данную должность, срок полномочий, процедуру наделения полномочиями, причем соответствующий федеральный закон должен вступить в силу не позднее вступления в силу поправки к Конституции РФ. Действительно, непонятно, почему не подготовлены соответствующие изменения в федеральные законы о порядке формирования Совета Федерации и о статусе члена Совета Федерации и почему нельзя подождать и рассматривать проекты в едином «пакете».

    Отсутствие серьезной юридической полемики в связи с проектом закона о поправке может быть обусловлено (помимо привычки принимать все пропрезидентские законы не глядя) также тем, что законопроект принимается в слишком короткие сроки.

    О скорости принятия поправок к Конституции РФ

    Внесение поправок к Конституции РФ требует взвешенных проработанных решений, обсуждения научным сообществом. Поэтому практика «скоростного» принятия законов о поправке к Конституции РФ вызывает недоумение.

    Так, проект Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (проект № 352924-6, Закон от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ) был внесен в Государственную Думу 7 октября 2013 года, 12 ноября 2013 года принят в первом чтении, 20 ноября во втором, 22 ноября – в третьем чтении. 27 ноября закон был одобрен Советом Федерации, в течение двух месяцев получил одобрение субъектов Федерации и 5 февраля 2014 года подписан Президентом РФ. Итого на всю процедуру ушло четыре месяца.

    В 2008 году два закона о поправке к Конституции РФ были приняты в рекордно сжатые сроки – два месяца. Так, проекты закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» и закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» (проект № 124578-5) были внесены в Государственную Думу 11 ноября 2008 года, 14 ноября приняты в первом чтении, 19 ноября – во втором, 21 ноября – в третьем чтении. 26 ноября законы были одобрены Советом Федерации, за месяц получили одобрение субъектов Федерации и 30 декабря 2008 года подписаны Президентом РФ (законы от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ). Это притом, что законодательным органам субъектов Федерации пришлось в спешном порядке вносить изменения в свои регламенты, дополняя их главой, устанавливающей порядок рассмотрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (к счастью, Администрация Президента РФ предложила региональным парламентам типовое регулирование, распространив соответствующий образец глав регламента).

    Поправки к Конституции РФ, касающиеся Совета Федерации, также показывают высокую скорость принятия. Проект № 468171-6 был внесен группой депутатов под предводительством В.В. Жириновского 7 марта 2014 года, 13 мая принят Госдумой в первом чтении, 21 мая – во втором и 23 мая – в третьем чтении.

    Статья 9 Федерального закона от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» предусматривает годичный срок на рассмотрение законодательным органом субъекта Федерации закона РФ о поправке к Конституции РФ (со дня его принятия). Регламенты законодательных органов субъектов РФ, как правило, устанавливают 14-дневный срок (рекомендованный Администрацией Президента РФ?) рассмотрения закона о поправке со дня его поступления в законодательный орган, с возможностью проведения внеочередного заседания по этому вопросу. Статья 136 Конституции РФ требует положительного решения не менее двух третей субъектов Федерации.

    Квалифицированное большинство требуется и при принятии законов о поправке в Государственной Думе и в Совете Федерации. Положение статьи 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований части 2 статьи 108 Конституции РФ об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Таким образом, принятие поправок к Конституции РФ 2008 года и 2014 года продемонстрировало достигнутое в краткие сроки полное единодушие федерального парламента и региональных законодательных органов, отсутствие серьезных споров, замечаний, предложений, широкого обсуждения, несмотря на то, что поставленные перед законодателями вопросы имели важное стратегическое значение.

    А ведь некоторые проекты не менее важных федеральных законов годами лежат в Государственной Думе без движения!

    Как согласуется скоростное принятие законов о поправке с позицией Президента РФ В.В. Путина, высказанной им в Послании Федеральному Собранию (от 12 декабря 2013 года): «Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение. Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое "нулевое", чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества»? Или поправки к Конституции РФ не относятся к «ключевым государственным решениям»?

    Не обусловлено быстрое принятие Государственной Думой поправок к Конституции РФ, касающихся Совета Федерации, и регламентом Думы. В Примерной программе законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2014 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению (утвержденной постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 января 2014 года № 3631-6 ГД) нет проектов законов о поправке, касающихся Совета Федерации, нет их и в программе законопроектной работы комитетов Думы. Это также означает, что принятие поправок к Конституции РФ, касающихся формирования Совета Федерации, не было давно запланированным мероприятием.

    Cui prodest?

    Латинское выражение «cui prodest?» означает «кому выгодно?». Кому выгодно принятие поправки к Конституции РФ, предусматривающей назначение Президентом РФ ряда членов Совета Федерации? Понятно, что это может быть выгодно в первую очередь самим членам Совета Федерации, которых назначат, а также Президенту РФ, который получит дополнительный политический ресурс.

    Нужен ли такой закон самому Президенту РФ как потенциальному будущему сенатору? Нельзя отрицать такой возможности, но не надо забывать о том, что Президент РФ уже обеспечил себе пожизненную неприкосновенность, «правовые, социальные и иные гарантии», пролоббировав принятие Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Несмотря на то, что этот закон принимался для конкретного бывшего Президента, свое действие он распространяет на всех бывших президентов РФ. Возможно, введение привилегированных, практически пожизненных членов Совета Федерации и гарантии бывшим президентам России можно рассматривать как тенденцию образования некой высшей касты, неприкосновенной элиты.

    Обращает на себя внимание тот факт, что поправка к Конституции РФ была изначально предложена лидером ЛДПР В.В. Жириновским и речь шла о «пожизненных сенаторах». Многие предложения В.В. Жириновского уже привыкли не принимать всерьез. Кроме того, среди депутатов, поддержавших проект закона о поправке (в соответствии со статьей 134 Конституции РФ для внесения такого закона требуется группа численностью не менее одной пятой депутатов Государственной Думы, то есть минимум 90 депутатов), по сообщению Российской газеты (12 марта 2014 года) нет представителей самой многочисленной фракции «Единая Россия». То есть формально власть (и партия власти, и Президент РФ) дистанцировались от проекта закона о поправке. Однако судя по мощной поддержке законопроекта о поправке в Государственной Думе, можно предположить, что за этой инициативой кто-то стоял.

    О «пожизненных сенаторах» СМИ заговорили в конце февраля 2014 года, в марте проект уже был внесен в Государственную Думу. Политический контекст характеризуется завершением Олимпиады в Сочи, бегством В.Ф. Януковича и его появлением в российском Ростове-на-Дону, введением мажоритарно-пропорциональной избирательной системы на выборах в Государственную Думу. Вероятно, кто-то опасается не переизбраться в Государственную Думу по смешанной системе и готовит «запасной аэродром». Не без молчаливого одобрения Президента. Почему закон о поправке прямо не называет, за какие особые заслуги можно быть назначенным в Совет Федерации, а в качестве обоснования принятия поправки звучит наивное «представителей федерального центра в Совете Федерации нет»? Так или иначе, с первыми назначениями сенаторов вопросов станет меньше.

    Конечно, еще необходимо дождаться вступления в силу закона о поправке к Конституции РФ, для чего он еще должен быть одобрен Советом Федерации, законодательными органами не менее чем двух третей субъектов Федерации и подписан Президентом РФ.

    Совет Федерации – это верхняя палата парламента – Федерального Собрания. В его составе присутствует по два представителя от каждого региона страны. Общее количество членов СФ – 170. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания установлены ст. 102 Основного закона.

    Состав

    Как выше было сказано, в СФ присутствует по два представителя от каждого региона: от его законодательного и исполнительного органов. Кроме этого, в Совет Федерации включаются лица, назначаемые президентом страны. Их количество составляет не более 10% от региональных представителей. Число членов СФ изменялось с 1993 г. ввиду образования новых и объединения существовавших субъектов.

    Специфика

    Совет Федерации считается "Палатой регионов". Она представляет интересы субъектов на государственном уровне. СФ отражает федеративное устройство страны. Выступая в качестве института консолидации интеграции регионов, эта палата обеспечивает сбалансированность общегосударственных и территориальных интересов в процессе принятия решений, ориентированных на достижение стратегических целей и задач развития страны.

    Деятельность

    Формирование СФ осуществляется по непартийному принципу. Члены палаты не образуют фракций и объединений. Функции и полномочия Совета Федерации реализуются на заседаниях. Они созываются по мере необходимости, однако должны проводиться не реже 2 раз в течение месяца. Заседания – основная форма работы СФ. Прекращение полномочий Совета Федерации законодательством не предусмотрено. Члены палаты исполняют свои обязанности на постоянной основе. В отличие от Госдумы, СФ не может быть распущен президентом.

    Государственные гарантии

    Члены СФ обладают неприкосновенностью. Она распространяется на весь срок полномочий. Члены верхней палаты не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты досмотру и обыску, кроме случаев, когда это предусматривается ФЗ для обеспечения безопасности иных граждан.

    Верхняя палата осуществляет утверждение изменения пределов регионов страны. В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит решение вопроса, касающегося использования ВС за пределами государства. СФ утверждает указ президента о введении в стране чрезвычайного положения. По представлению главы государства на заседаниях палаты осуществляется назначение судей КС и ВС России. В полномочия Совета Федерации входит также отрешение в порядке импичмента от должности президента после выдвижения Госдумой соответствующего обвинения. Для принятия такого решения необходимо большинство в 2/3 состава СФ. В полномочия Совет Федерации также входит назначение и освобождение от поста:

    1. Генпрокурора и его заместителей.
    2. Зампредседателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.

    По вопросам, которые включены в полномочия Совета Федерации, палата принимает постановления. Они утверждаются большинством от общего количества членов, если другой порядок не определяется в Основном законе.

    Нормотворчество

    В сфере законотворчества СФ по отношению в Госдуме занимает подчиненное положение. Любые проекты нормативных актов сначала вносятся в нижнюю палату, а затем, после одобрения, направляются в Совет Федерации. Весь СФ, равно как и отдельные его члены, обладают правом на законодательную инициативу. Но при этом законы, предусматривающие поправки в Конституции, могут вноситься всем Советом как коллегиальным органом либо группой его членов, численность которой не должна быть меньше 1/5 состава палаты.

    Одобрение и отклонение законопроектов

    В полномочия Совета Федерации входит рассмотрение нормативных актов, принятых Госдумой, без права внесения в них поправок. Верхняя палата может либо отклонить, либо одобрить в целом весь закон. Принятие решения осуществляется голосованием. Закон будет считаться утвержденным, если за него отдали голоса больше половины членов от общего их количества. Нормативный акт может быть принят и без голосования, автоматически, если СФ не рассмотрел его в течение 14 дней после принятия Госдумой. При отклонении законопроекта Советом Федерации может быть сформирована согласительная комиссия. Ее работа направлена на преодоление разногласий, возникших по документу при его обсуждении. После этого закон должен быть повторно рассмотрен в Госдуме. Если нижняя палата не согласна с решением СФ, нормативный акт будет принят, если второй раз за него проголосует не меньше 2/3 от общего количества депутатов. Для утверждения конституционного федерального закона необходимо большинство в 3/4 членов СФ. Если документ будет отклонен, вето верхней палаты для Госдумы не преодолимо. Член СФ должен осуществлять лично свое право на голосование.

    Порядок посещения заседаний

    Каждый член СФ обязан присутствовать на собраниях палаты. Сенатор до начала заседания палаты, ее комитета, членом которого он выступает, информирует в письменной форме председателя (соответствующего органа) о невозможности быть по уважительной причине. Ею признается отправка в командировку, регистрация брака, болезнь, рождение ребенка, гибель близкого родственника/члена семьи, чрезвычайная ситуация в регионе. Допускается отсутствие сенатора по другой причине на основании письменного его обращения и с согласия председателя СФ или его комитета.

    Формирование СФ в 2002-2012 гг.

    Стоит сказать, что структура Совета Федерации несколько раз изменялась. Последняя реформа была предложена президентом Путиным. Ее цель состояла в замене глав представительной власти и губернаторов назначенными представителями. Они должны присутствовать в Совете Федерации на профессиональной и постоянной основе. Одного из представителей должен назначить губернатор, а второго, соответственно, законодательный институт субъекта России. Таким образом, главы региональных исполнительных органов лишились возможности самостоятельно осуществлять лоббирование собственных интересов в столице, а также принимать участие в политической и партийной деятельности на государственном уровне. Для них в качестве определенного рода "компенсации" был сформирован так называемый "консультативный орган". Он стал именоваться Государственным советом. Этот орган периодически созывает заседания в Москве. На них, с участием президента, рассматриваются наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизни государства. Однако этот орган не наделен конституционным статусом. К 1 января 2002 г. был сформирован окончательный третий состав Совета Федерации. Его деятельность имеет бессрочный характер. С 16 января указанного года верхняя палата заседает в обновленном составе. Структура и регламент Совета Федерации были переформированы 30 января 2002 г.

    Заключение

    Совет Федерации уполномочен решать важные государственные вопросы от назначения и снятия президента с должности до разрешения использовать Вооруженные силы за рубежом. Он является органом, представляющим интересы законодательной и исполнительной власти регионов на государственном уровне. На Совете Федерации лежит огромная ответственность при принятии решений. Орган является постояннодействующим.

    Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Порядок формирования

    В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен .

    Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

    Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

    Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече – собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров.

    Историческая справка

    Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образован в соответствии с , принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, как палата парламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства.

    Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.

    Исторически во многих странах верхние палаты «выросли» из собраний советников при правителях и носили сословный характер. В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума. Она просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в Сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

    Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков и получили впоследствии название Земских Соборов. Земские Соборы избирали на царство государей, рассматривали вопросы войны и мира, принимали в состав государства новые территории, рассматривали вопросы взыскания налогов. Функции и сферы ведения Земских Соборов достаточно точно совпадали с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными парламентами стран Западной и Центральной Европы. К концу XVII века по мере укрепления абсолютизма Земские Соборы утратили свое значение.

    Первая попытка создания двухпалатного парламента, аналогичного тем, которые существовали в Западной Европе, приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I трудами выдающегося государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского были разработаны контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета. В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

    В последние годы жизни царя-реформатора Александра II идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Убийство Александра II и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России к его созданию.

    В первые годы ХХ века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 – зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, существовавший к тому времени уже почти сто лет. Манифестом 20 февраля 1906 года император Николай II установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».

    Государственный совет – верхняя палата первого российского парламента – формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначались царем, другая половина – избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (6 членов от духовенства православной Российской церкви, 18 от губернских дворянских обществ, 6 членов от Академии наук и университетов, по 6 - от промышленных и торговых корпораций).

    Первому русскому парламенту был отмерен недолгий век – чуть больше десяти лет. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.

    С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них, и Совет Национальностей, который формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо от населения) – по 5 человек и от каждой автономной области или республики – по 1 человеку.

    Конституция 1936 года сохранила принцип двухпалатности, заменив двухступенчатые выборы палат прямыми. Был предусмотрен также механизм согласительных процедур в случае разногласий между палатами и даже возможность роспуска обеих палат в случае недостижения согласия. Верховный Совет СССР также состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

    Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России, определила вопросы ведения и полномочия Совета Федерации. В соответствии со статьей 95 в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

    Депутаты верхней палаты первого созыва избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Российской Федерации (один округ на территории каждого субъекта Российской Федерации). Кандидаты в члены Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями. В соответствии с переходными положениями Конституции Российской Федерации депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Филиппович Шумейко.

    В конце 1995 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран Егор Семенович Строев, Глава администрации Орловской области.

    8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с ним представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Полномочия членов Совета Федерации осуществлялись на постоянной основе.

    5 декабря 2001 года Председателем Совета Федерации был избран Сергей Михайлович Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

    4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта. Законом был установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации могли доработать свой срок полномочий. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 года.

    10 сентября 2011 года Председателем Совета Федерации была избрана Валентина Ивановна Матвиенко, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга.

    В ноябре 2011 года серьезные изменения претерпела внутренняя структура Совета Федерации: вместо прежних 16 комитетов и 11 постоянных комиссий было создано 10 комитетов.

    В 2012 году рабочей группой Совета Федерации был разработан и вынесен на общественное обсуждение проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий более активное участие граждан страны в формировании «палаты регионов». Инициатива получила поддержку общества, и в июне законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу.

    20 ноября 2012 года новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 28 ноября одобрен Советом Федерации и 3 декабря подписан Президентом России. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2013 года.

    Согласно закону, представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа. При этом соответствующее решение региональный парламент должен принять большинством голосов от общего числа своих депутатов в течение месяца со дня первого заседания нового созыва.

    При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации каждый кандидат на эту должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти.

    Устанавливается, что претендентом на должность члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. При этом законом предусматривается ряд исключений из этого правила.

    В 2014 году вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий назначение Президентом Российской Федерации членов Совета Федерации - представителей Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    В деятельности Совета Федерации во многом проявляется историческая преемственность наиболее демократических традиций осуществления законодательной власти в России.

    Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

    Развернуть полный текст исторической справки

    Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 26 марта 2019. Время чтения 7 мин.

    В полномочия Совета федерации России входит принятие постановлений по вопросам, перечисленным в Конституции РФ и федеральных законах. Они касаются определения границ между регионами государства, принятия решений о действиях российских войск вне территории государства и др. Председателем Совета федерации является Валентина Матвиенко.

    Федеральное собрание России - представительный орган. Согласно Конституции, в качестве верхней палаты выступает Совет Федерации (иначе неофициально - Сенат). В России двухпалатный парламент, и нижней палатой является Государственная Дума. Каждая из палат наделена рядом собственных полномочий и имеет особенный статус. Совет Федерации РФ занимается решением наиболее важных государственных вопросов, отнесенных к его компетенции основным законом страны - Конституцией и федеральными законодательными актами.

    Таблица 1. Основные сведения о Совете федерации

    Ключевые задачи

    Поскольку сам парламент по определению является законодательным органом представительного характера, основная функция верхней его палаты также законодательная. Конституция наделяет этот орган полномочиями законодательного регулирования важнейших государственных вопросов в области суверенитета, в частности:

    • определения границ между регионами государства (субъектами);
    • утверждения Президентских Указов в отношении военного и чрезвычайного положений;
    • принятия решений о действиях российских войск вне территории страны.

    Конституция обязывает Сенат рассматривать уже принятые Госдумой РФ законы, касающиеся бюджетного и налогового регулирования, финансовых вопросов и денежной эмиссии. К его компетенции также относится рассмотрение законов о войне и мире, государственной границе России и действии международных соглашений.

    Конституция страны предусматривает взаимодействие властных структур по принципу системы сдержек и противовесов. В связи с этим верхняя парламентская палата наделена особыми полномочиями, позволяющими, в случае необходимости, влиять на деятельность Президента и других ветвей власти.

    К ним относятся полномочия:

    • назначения выборов и прекращения полномочий Президента страны;
    • назначения судей высших судебных инстанций;
    • назначение и снятие с должности Генпрокурора страны и его заместителей;
    • назначение и снятие с должности зампредседателя Счетной палаты и ½ ее аудиторского состава.

    Важным является положение, согласно которому глава государства не вправе распустить Сенат. Это также проявление действия системы сбалансированности власти.

    Порядок формирования

    Верхняя палата российского парламента формируется из представителей регионов и определенного количества членов, назначаемых лично Президентом страны. Конституция предписывает включать в его состав двух представителей от каждого региона (субъекта Федерации). От региона в Сенат направляются 2 члена: один от представительного, второй - от исполнительного органов власти. Конституция предусматривала в Российской Федерации 85 субъектов. Если рассчитать число сенаторов, оно будет равно, соответственно, 170. При этом не более 0,1 от их численности назначаются дополнительно в Совет Федерации Президентом. Таким образом, максимальное число членов верхней палаты российского парламента - 187 человек.

    После присоединения к России Республика Крым и г. Севастополь приобрели статус субъектов РФ.

    Все сенаторы обладают неприкосновенностью. К ним не могут применяться арест, задержание, обыск и досмотр. Исключение составляют ситуации, когда лицо застали на месте совершения преступления.

    Обе палаты парламента работают на постоянной основе. Заседания верхней палаты назначаются по мере необходимости, но не реже двух раз в течение года. Обычно они проходят в периоды с января по июль и с сентября по декабрь. Члены Сената не имеют права уклоняться от участия в заседаниях. Отсутствие допускается только при наличии объективной обоснованной причины.

    Все решения принимаются путем голосования. Оно может быть как открытым, так и тайным. Решение признается принятым, если было одобрено более чем 50% голосовавших, но при этом не менее чем 25% всех членов палаты. Для голосования могут использоваться бюллетени и электронные системы.

    • В марте 2014 года, когда руководство Крыма обратилось к России с просьбой о помощи в поддержании мира, Президент РФ обратился к Сенату по поводу разрешения использовать на территории Украины силы российских войск. Его обращение было удовлетворено.
    • В октябре 2018 года верхняя палата рассмотрела закон о пенсионной реформе в России. Согласно новому порядку, пенсионный возраст для жителей страны предполагалось повысить. Сенаторы закон одобрили.
    • После предъявления обвинений в убийствах сенатору Р. Арашукову в январе 2019 года перед Советом Федерации встал вопрос о лишении его статуса неприкосновенности. Положительное решение было принято единогласно.

    Верхнюю палату отечественного парламента возглавляет Председатель. Для руководства деятельностью палаты он избирается из числа членов самой палаты. Председатель - лицо, ведущее заседания. Он решает общие организационные вопросы работы.

    С 21 сентября 2011 года и по настоящее время пост Председателя занимает Валентина Ивановна Матвиенко, представитель органа исполнительной власти г. Санкт-Петербурга.

    До этого, с мая по сентябрь 2011 года, обязанности главы верхней палаты исполнял Александр Порфирьевич Торшин (Республика Марий-Эл). До него, с декабря 2001 года по май 2011, Председателем был Сергей Михайлович Миронов (Санкт-Петербург).

    В. Матвиенко назвала 2018 год началом Десятилетия детства. Она отметила роль парламента в законодательном регулировании помощи семьям с детьми.

    Так, было продлено действие программы материнского капитала. Были увеличены пенсии детей-инвалидов, для них создается среда, способствующая развитию и получению инклюзивного образования. С 1 января 2018 года стали получать социальную пенсию сироты, сведения о родителях которых отсутствуют. Законодательная инициатива здесь принадлежала Совету Федерации.

    История создания

    Первые представительные органы появились на Руси во времена древнерусских княжеств. К этому периоду относят появление вечевых собраний. Далее была Боярская дума, которая просуществовала до XVII в. Петр I заменил ее Сенатом, планируя, чтобы тот заменял его на время отсутствия.

    В XVI – XVII вв. в России существовали Земские Соборы. В них принимали участие бояре, купцы, священнослужители. Соборы решали вопросы государственной важности, практически аналогичные тем, что были отнесены к компетенции европейских парламентов того времени. Укрепившаяся монархическая власть свела деятельность таких органов на нет.

    Первый проект двухпалатного парламента в России связан с именем М. Сперанского, который занимался реформами при Александре I. Такой парламент должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета. Государственный совет был создан в 1810 году. В его компетенцию входило обязательное рассмотрение всех законов до их передачи на утверждение императору. Однако Государственная дума так и не была создана.

    После убийства Александра II и прихода к власти Александра III работа по созданию парламента приостановилась.

    Необходимость представительного органа в полной мере проявилась в начале XX века. В 1905 – 1906 годах на основании царских манифестов появилась Государственная дума. Ранее созданный Государственный совет подлежал реформированию. Этот двухпалатный парламент просуществовал немногим более 10 лет. После произошедших революций новым представительным органом стали Советы.

    В 1924 году законодательным представительным органом стал Съезд Советов. В него входили Союзный Совет и Совет Национальностей. Выборы при этом были двухступенчатыми.

    Принятая в 1936 году Конституция СССР говорила уже о Верховном Совете СССР, включающем в себя Совет Союза и Совет Национальностей. Выборы здесь были уже прямыми. Этот орган существовал вплоть до момента разрушения СССР.

    Конституция России 1993 года на уровне высшего закона страны закрепила положения о Федеральном Собрании, сделав его современным парламентом. Позднее были приняты законы о порядке его формирования.

    Становление отечественного парламента подробно рассмотрено в фильме спецпроекта «День российского парламентаризма»

    Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
    26 марта 2019 .