Войти
Образовательный портал. Образование
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Глухие согласные звуки произносятся. Какие они разные эти звуки согласные. Упрощение групп согласных

    Глухие согласные звуки произносятся. Какие они разные эти звуки согласные. Упрощение групп согласных

    Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б , ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими), а также перед j (на письме – перед разделительными ъ и ь , см. § 27–28). Примеры:

    Согласные в корнях и суффиксах:

    1) на конце слова: ду б (ср. дуба, дубок ), глу п (глупа, глупый ), гра бь (грабить ), сы пь (сыпать ), но с (носы ), во з (возы ),го д (года ), кро т (крота ), жена т (женатый ), рука в (рукава ), кро вь (крови, кровью ), штра ф (штрафы, штрафовать, штрафной ), вымо к (вымокать, мокнуть, мокрый ), синя к (синяки ), мо г (могут, могла ), малы ш (малыша, малышня ),монта ж (монтажа, монтажный ), дро жь (дрожи, дрожать ); ср. изморо зь (изморози, морозы, морозить ) и изморо сь (измороси, моросить );

    2) перед согласными:

    а) перед глухими: ду б ки (ср. дубы, дубок ), тря п ка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё ), ку п ца (купец ), о в ца (овец ),ло в кий (ловок ), рука в чик (рукава ), шка ф чик (шкафы ), ни з кий (низок ), ми с ка (мисок ), Ва сь ка (Вася ), Ку зь ка (Кузя, Кузьма ), ка д ка (кадок ), ме т кий (меток ), ко г ти (коготь ), ло к ти (локоть ), бе г ство (бегу, беглый ), ло ж ка (ложек, ложечка ), комнату ш ка (комнатушек ), крылы ш ко (крылышек ); ср. впереме ж ку (перемежаться ) и впереме ш ку (перемешать ), су п чик (супы ) и су б чик (субъект );

    б) перед парными звонкими (кроме в ): моло ть ба (молотить ), сва дь б а (свадеб, свадебный ; не проверять словомсватать ), хо дь ба (ходить ), про сь ба (просить ), ре зь ба (резать ), вол ш ба (волшебный ), бо ж ба (божиться ), вра ж да (вражеский ), ж гу (жёг, обжигать ), ж дать (поджидать ).

    Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с , хотя имеются глаголы отверзать (ся ), отверзнуть (ся ) и разверзать (ся ), разверзнуть (ся ). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать ), в слове транскрипция пишется п (хотя транскрибировать ); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке источнике (латинском). О соотношениях типа прогноз – прогностический, диагноз – диагностика см. a.1.3.1.3 , п. 2, Примечание 1.

    Согласные в приставках (перед глухим или парным звонким согласным, кроме в ): в ходить, в бивать (ср. войти, влезать ), на д колоть (надрезать, надорвать ), о б тесать, о б жарить (оборвать, обрубить, объехать ), о т говорить, о т зыв, о т советовать (отучить ), по д кинуть, по д бросить, по д сылать (поднести, подослать ), с делать, с хитрить (суметь, смочь, свалить ), Пре д карпатье (Предуралье ).

    Много с буквами хлопот, вот такой они народ.

    Звуки без спроса меняются, и другими притворяются.

    Сколько хлопот доставляют эти буквы и звуки детям! Выучи буквы, а потом еще и запомни, когда и какой звук они обозначают! А звуков этих ой-ой-ой сколько. Как же запомнить все звонкие и глухие согласные ?

    Всё, оказывается, очень просто, если правильно настроить ребенка.

    О я уже писала. Но согласные бывают не только твердые и мягкие, но еще и звонкие – глухие. И они столько неприятностей в виде ошибок доставляют детям! Как же научить ребенка правильно определять?

    Просто заучивать звонкие и глухие согласные – дело проигрышное. Даже, если ребенок и запомнит, то применять эти знания ему будет очень трудно. А вот, если ребенок поймет, как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, тогда и запомнить ему будет легко.

    Давайте сначала разберемся сами со звонкими и глухими согласными звуками .

    В русском языке согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука. Как это определить? Произнесите отдельный согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверьте вместе с ребенком и произнесите звуки Б – П, М или Х. Получилось заметить?

    Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук. Услышали голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

    И так можно легко и просто определить звонкость или глухость согласного . На первых порах этот способ очень хорош. Но если ребенок так будет и дальше, то на это будет уходить много времени. Ребенок не будет успевать выполнять работу на уроке. Поэтому надо чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.

    И здесь нам надо вспомнить, что мозг информацию может воспринимать по-разному – через слух, зрение или ощущения. Значит, чтобы ребенок запомнил информацию, надо воздействовать на все системы ребенка.

    Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили слух в работу. Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь надо подключить и зрение. Для этого надо сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные какими-то символами.

    Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Значит, составляя такую схему или табличку, надо парные согласные расположить рядом. Можно использовать любые символы, которые напоминают ребенку, что звук звонкий или глухой. Так в этой схеме звонкие согласные обозначены колокольчиком, а глухие – наушниками.

    Нарисуйте похожую табличку вместе с ребенком. Пусть он самостоятельно расположит буквы возле нужного символа, а Вы только контролируйте и направляйте действия ребенка. Помните, что человек хорошо запомнит только то, что сделал самостоятельно.

    Поиграйте в расселение букв по этажам или домикам с нужным символом несколько раз и ребенок прекрасно запомнит звонкие и глухие согласные. Повесьте эту табличку на видное место и периодически возвращайтесь к ней, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.

    Так, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, Вы поможете ребенку усвоить основы русского языка без труда, запомнить звонкие и глухие согласные .

    Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ.

    А пока получите порцию позитива и посмотрите прекрасный мультик. Будем учиться у этой неунывающей обезьянки находить хорошее во всем.

    При произнесении звонких согласных поток воздуха создает колебания голосовых связок. Если голосовые связки не задействованы, то звук считается глухим .

    Но в русском языке звонкая буква не всегда обозначает звонкий звук (и наоборот: глухой согласный не всегда обозначает глухой звук). Это зависит от положения буквы в слове.

    Звонкий согласный часто оглушается в конце слова . Например в слове «дуршлаг» мы на конце читаем «к», потому что звук в слабой позиции. Также может оглушаться перед глухим согласным . Например, слове «походка» мы произносим как «пахот ка».

    Чтобы определить, какую букву будет правильно написать, букву нужно поставить в однокоренном слове в сильную позицию (то есть перед гласной или согласными М, Л, Н, Р).

    Например: «лодка» - «лодочка», «гриб» - «грибной».

    Таблица

    Парные

    Звонкие

    Глухие
    Б
    Ф
    Г
    Т
    Ж
    С

    Непарные

    Л, М, Н, Р, Й

    (сонорные)

    Также парными по глухости/звонкости являются пары мягких согласных, от указанных в таблице. Например: «б’ - п’», «в’ - ф’».

    Твердые и мягкие

    В словах одна и та же буква может обозначать и твердые и мягкие звуки. Это связано с влиянием последующих согласных на мягкость/твердость. Перед А, О, У, Ы, Э звучат твердые согласные, перед И, Е, Ё, Ю, Я - мягкие.

    Таблица

    Парные

    Перед А, О, У, Ы, Э – твердые.

    Перед И, Е, Ё, Ю, Я – мягкие.

    Твердые Мягкие
    б б белый
    ваза в в

    г

    д д дядя
    зола з з
    к к кирпич
    лак л л
    м м мир
    наш н н
    п п песня
    роза р р

    резьба

    1. Рассмотри картинки. Произнеси слова-названия предметов. Прислушайся к звучанию согласных звуков в этих словах.

    • При произнесении каких согласных слышится только шум? А при произнесении каких согласных слышится и голос, и шум?
    • Напиши слова. Подчеркни в них буквы, которыми обозначены согласные звуки.

    2. Назови буквы.

    • Произнеси согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда. Что ты слышишь, произнося эти звуки: шум? голос и шум? Конечно, шум! Это глухие согласные звуки.
    • Произнеси согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами верхнего ряда. Что ты слышишь: шум? голос? голос и шум? Конечно, голос и шум! Это звонкие согласные звуки.

    Обрати внимание! При произнесении глухих согласных звуков слышится только шум. Звонкие согласные звуки произносятся с участием голоса, они более звучные, чем глухие.

    3. Рассмотри картинки.

    • Назови предметы. Прислушайся к произношению согласных звуков в этих словах. В каких словах ты слышишь только звонкие согласные, в каких - только глухие, а в каких словах есть и звонкие, и глухие согласные звуки?
    • Произнеси по порядку согласные звуки в любом слове и определи, какие они: глухие или звонкие, твёрдые или мягкие.

    4. Прочитай.

    • Какими звуками различаются слова каждой пары? Произнеси эти звуки.

    Страничка для любознательных

    Глухие и звонкие согласные

    Некоторые глухие и звонкие согласные звуки объединяют в пары. Почему?

    Проведи опыт: произноси звук [ж] всё громче и громче. Какой он: звонкий или глухой? Верно, звук [ж] - звонкий согласный звук.

    А теперь произноси звук [ж] всё тише и тише, почти шёпотом. Чувствуешь, что голос исчез, остался шум? И ты уже произносишь глухой согласный звук [ш].

    Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.

    5. Произнеси сначала твёрдые парные по глухости-звонкости согласные звуки, потом мягкие парные согласные звуки.

    • Объясни, почему в первом столбике шесть пар звуков, а во втором всего пять.
    • Подбери слова, в которых есть эти звуки.

    Обрати внимание! Остальные согласные звуки называются непарными по глухости-звонкости .
    Непарные звонкие согласные звуки: [л], [л"], [м], [м"], [н]. [н"], [р], [р"], [й"].
    Непарные глухие согласные звуки: [х], [х"], [ц], [ч"], [щ"].

    6. Прочитай.

        Незабудка раскрывает
        Синий глаз,
        И росинка в нём сверкает,
        Как алмаз.
        (Г. Бойко)

    • Найди в строках слова, которые отвечают на вопрос что? и заканчиваются буквой, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. Произнеси этот звук. Какой буквой он обозначен в словах?

    7. Рассмотрите форзацы учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

    • Найдите там сказочные домики, где «живут» парные и непарные согласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки.
    • Пусть один из вас произнесёт глухой или звонкий согласный звук, а другой назовёт слово, которое начинается с этого звука.

    В русском языке существуют звонкие и глухие согласные звуки. При изучении фонетики (науки о звуках речи) и графики (науки о буквах алфавита) необходимо четко знать, какой звук является глухим, а какой звонким.

    Для чего это нужно?

    Дело в том, что в русском языке не обязательно буквы, обозначающие звонкие согласные, будут читаться звонко во всех случаях. Также бывают случаи, когда буквы, обозначающие глухие звуки, читаются звонко. Правильное соотнесение буквы и звука существенно поможет в изучении правил написания слов.

    Разберем подробнее, что означают понятия глухости и звонкости. Образование звонких согласных происходит благодаря шуму и голосу: воздушная струя не только преодолевает препятствие в полости рта, но и колеблет голосовые связки.

    • К звонким относятся следующие звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й.
    • Однако в фонетике из данного ряда звуков выделяют еще так называемые сонорные, которые максимально приближены по своим характеристикам к гласным звукам: их можно пропеть, продлить в речи. К таким звукам относятся й, р, л, н, м.

    Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, только при помощи шума, голосовые связки при этом расслаблены.

    • Данные буквы и звуки включают в себя следующие: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Для того, чтобы легче было запомнить все глухие согласные в русском языке, необходимо выучить фразу: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!». Все согласные звуки в ней являются глухими.

    Пары звонких и глухих согласных

    Звонкие и глухие звуки и обозначающие их буквы противопоставлены в русском языке и образуют пары:

    1. б-п,
    2. в-ф,
    3. г-к,
    4. д-т,
    5. з-с,
    6. ж-ш.

    Если учесть, что согласные в этих парах могут быть еще и мягкими (кроме ж-ш), то всего наберется 11 противопоставленных пар по глухости-звонкости. Перечисленные звуки называются парными. Остальные звонкие и глухие звуки пар не имеют. К звонким непарным относятся вышеперечисленные сонорные, а к глухим – х, ц, ч, щ. Более подробно изучить эти звуки вам поможет таблица согласных, представленная на нашем сайте.

    Нажмите на картинку, чтобы распечатать таблицу со звонкими и глухими согласными звуками

    Как же получается, что буквы в русском алфавите могут обозначать несколько звуков?

    Особенности произношения звука часто предопределены его положением в слове. Так, звонкий звук в конце слова оглушается, и такая позиция звука называется «слабой». Оглушение может происходить и перед следующим глухим согласным, например: пруд, будка. Пишем звонкие согласные, а произносим: прут , бут ка.

    И наоборот, глухой согласный может стать звонким, если после него идет звонкий звук: молотьба, но произносим маладь ба. Зная данную особенность русской фонетики, мы проверяем написание согласных в конце и середине слова с помощью проверочных слов: молотба – молотить, пруд-пруды, будка – будочка. Проверочное слово подбираем так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная.

    Чтобы запомнить, каким является звук по своей характеристике, необходимо провести в уме ассоциации звука с каким-либо предметом, событием или природным звучанием. Например, звук ш похож на шуршание листьев, а звук ж – на гудение пчел. Ассоциация поможет вовремя сориентироваться. Еще один способ – создание фразы с определенным набором звуков.

    Таким образом, знание соотнесения буквы и звука чрезвычайно важно для правописания и правильного произношения. Без изучения фонетики невозможно изучение и правильное восприятие мелодики языка.

    Видео-урок про звонкие и глухие согласные:

    Тралик и Валик о звонких и глухих согласных звуках

    Еще один видео-урок для детей с загадками про звонкие и глухие согласные звуки