Войти
Образовательный портал. Образование
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Гос власть на территории рф осуществляется. Высшие органы государственной власти рф. Президент РФ — роль главы государства

    Гос власть на территории рф осуществляется. Высшие органы государственной власти рф. Президент РФ — роль главы государства

    Власти характерно наличие определенных признаков, которые порождаются природой и функциями государства. Государство осуществляет свое управление при помощи органов государственной власти . Каждый из этих органов, используя специфические методы, каждый в своей сфере выражают организаторскую роль государства в обществе. Ни один орган государственной власти не имеет права осуществлять свои задачи и полномочия, которые не совпадают с функциями государства. Но для того, чтобы все органы власти работали как единая согласованная система, государство должно обеспечить организацию и функционирование каждого органа в строгом порядке, наделив их при этом определенными полномочиями.

    Органы государственной власти отличаются друг от друга, но все вместе они являются олицетворением государственной власти Российской Федерации.

    Само понятие органа государственной власти включает в себя три основных признака:

      Каждый орган государственной власти создается в порядке, предусмотренном Конституцией, законами и иными правовыми актами. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации на федеральном уровне государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством РФ и судами России.

      Нельзя преобразовать либо ликвидировать эти органы государственной власти, не изменив при этом Конституцию РФ. Но в соответствии с Конституцией РФ порядок образования государственного органа должен быть определен федеральным законом. К примеру, только федеральный закон или федеральный конституционный закон правомочны учреждать органы судебной власти. Через уставы, конституции и законы учреждаются органы государственной власти субъектов РФ. Создание, преобразование и ликвидация органов государственной власти может происходить не только на основании законов, но и указов Президента РФ. Это относится к органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

      Орган государственной власти обладает властными полномочиями, т.е. он выносит решения, которые являются обязательными для исполнения и подкреплены принудительной силой государства. Органы власти правомочны издавать правовые акты, устанавливающие порядок использования гражданами своих прав, и регулирующие в какой-то мере, на определенном уровне и в конкретной области отношения, которые возникают между гражданином и государством. В целях предупреждения превышений государственным органом своей власти, он наделяется определенной компетенцией и конкретными полномочиями. Компетенцию органов государственной власти определяют законы, указы, положения и другие нормативные правовые акты. Со временем компетенция органов государственной власти может изменяться и дополняться этими же актами.

      Свою деятельность органы государственной власти осуществляют в формах и методами, которые устанавливаются правовыми актами. Орган государственной власти не имеет права прибегать к действиям , которые выходят за рамки допустимых форм и методов, особенно это относится к применению принудительных мер.

    Замечание 1

    Рассмотрев основные признаки органов государственной власти, можно сделать вывод, что не каждое государственное учреждение или организация может являться органом государственной власти. Таковым, например, не является государственное предприятие, государственное учебное учреждение и т.д. Эти государственные учреждения являются звеном какого-либо министерства, государственного комитета и др., которые сами выступают в качестве органа государственной власти.

    Органы государственной власти составляют выборные депутаты или назначенные государственные служащие, наделенные определенными властными полномочиями. Орган государственной власти может представлять и один человек. Таковыми являются Президент РФ, президенты республик и главы администраций субъектов РФ, мировые судьи, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Свою деятельность эти должностные лица осуществляют в соответствии с конституциями и законами и несут ответственность перед теми, кто их избрал или назначил.

    Вместе с органами государственно власти в Российской Федерации свою деятельность осуществляют и органы местного самоуправления. Эти органы имеют особую природу и в соответствии с Конституцией РФ не входят в систему органов государственной власти. Но рассмотренные выше три основных признака органов государственной власти могут быть применены и к органам местного самоуправления.

    Виды органов государственной власти

    Органы государственной власти классифицируются на несколько групп и по ряду оснований .

    Российская Федерация - это большое многонациональное государство, где множество религий, конфессий и народов сосуществуют под одним флагом. Поддержание здорового правового поля, порядка и развития в стране - это обязанность государства. В нашей стране государственную власть осуществляют: президент, правительство, Совет Федерации, Государственная Дума и суды.

    Президент

    Как лидер страны, президент играет важную роль в управленческом аппарате государства. Его приоритетной задачей является создание такого правового поля, при котором ни одно лицо, наделенное властью, не нарушило бы Конституцию страны. Президент обладает правом подбирать кадры на важные государственные посты. Кого-то глава государства назначает по своему усмотрению, кого-то предлагает выбрать Государственной Думе или Совету Федераций.

    Президент осуществляет власть путем влияния на органы законодательной власти, благодаря своему праву внесения своих законопроектов на рассмотрение в Глава страны также может подписывать федеральные законы и направлять на повторное рассмотрение законопроекты.

    Еще одним механизмом воздействия на ветви власти являются ежегодные послания лидера страны Федеральному Собранию. Президент указывает на проблемные направления, к которым требуется пристальное внимание государства.

    Глава государства оказывает влияние на правительство, выступая на его собраниях и отменяя антиправовые постановления. Еще президент имеет право отменять нормативные акты власти при условии, что они противоречат действующему законодательству и Конституции страны.

    Лидер государства также является главнокомандующим вооруженными силами страны. Он определяет план развития оборонной промышленности и управляет военными силами в целом.

    Как первое лицо страны, он осуществляет государственную власть, определяя внешнюю политику, проводя переговоры с лидерами других государств и подписывая межгосударственные соглашения.

    Правительство

    Это высший осуществляющий государственное управление. При этом в своей деятельности он руководствуется положениями Конституции, федеральных законов и нормативных актов президента страны.

    Правительство как исполнительной власти осуществляет деятельность по:

    • созданию централизованной финансовой и кредитной политики;
    • созданию единой политики образования, науки и культуры;
    • созданию законного правового поля, где учитываются права и свободы граждан.

    Председатель задает вектор работ и организует деятельность правительства.

    Министры работают в рамках своего ведомства и выполняют поставленные председателем задачи.

    Это верхняя палата Федерального Собрания, орган государственной власти, осуществляющий рассмотрение законов, принятие законопроектов Государственной думы, а также самостоятельно занимающийся нормотворчеством.

    В Совет Федерации входят по 1 члену исполнительной власти и по 1 члену законодательной власти от субъектов Российской Федерации.

    Совет Федерации проводит слушания отдельно от ГД, за исключением случаев, связанных с выступлением первых лиц государства и Президента РФ.

    Также СФ в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой законы, связанные с валютным, кредитным, таможенным регулированием, международными договорами, вопросами военного положения и заключения мира.

    Государственная Дума

    Это палата Федерального Собрания, которая избирается гражданами Российской Федерации путем закрытого голосования и занимается законотворчеством.

    Помимо создания новых законопроектов, ГД может:

    • подтверждать выбор председателя правительства президентом;
    • поднимать вопрос о доверии к правительству;
    • назначать председателя Центрального банка;
    • выдвигать обвинение президенту.

    Постановления и решения Государственной Думы принимаются на основании большинства голосов. Организационные вопросы Государственной Думы решает председатель.

    Дума также заслушивает послание президента и проводит совещания.

    Суды

    Правосудие в России могут осуществлять только суды. В России существуют федеральные, конституционные и мировые суды, которые составляют судебную систему страны.

    Каждая инстанция осуществляет государственную власть в зависимости от своей компетенции и статуса. Суды одной принадлежности входят в одно Районные суды занимают первое звено судебной системы, областные и равные им - второе, Верховный Суд - высшее звено.

    Как правило, любой судебный процесс начинается с суда первой инстанции - районного. В случае несогласия сторон с решением судьи постановление обжалуется в вышестоящем - апелляционном - В случае если новое постановление не удовлетворяет какую-либо сторону, подается кассационная жалоба в вышестоящий суд.

    Судебная власть призвана не только разрешать возникающие споры, но и контролировать другие ветви власти. Так, Конституционный суд имеет право признавать законы антиконституционными, в том случае если они действительно относятся к таковым. Если закон противоречит федеральному закону, Конституции либо иным нормативным актам, Суд вправе признать его незаконным. При обвинении какого либо публичного лица Суд также обязан подтвердить наличие вины. Помимо этого представители судебной власти могут принимать решения о ликвидации религиозных, политических и иных организаций, занимающихся противоправной деятельностью, и разрешать экономические споры между органами государственной и муниципальной власти.

    Органы власти вне ветвей

    В ветви власти не входит:

    • Счетная палата;
    • ЦБ (обеспечивает экономический рост и контроль процентных ставок);
    • органы прокуратуры (осуществляют контроль исполнения действующего законодательства);
    • Уполномоченный по правам человека (рассматривает жалобы на государственные органы в связи с нарушением прав);
    • администрация президента (создает условия для работы президента);
    • ЦИК (отвечает за проведение референдумов, выборов).

    Народ

    Статья 11 КРФ четко дает ответ на вопрос, кто осуществляет государственную власть в России. Но главной движущей силой, наделенной самой большой властью, является народ Российской Федерации, что отражено в 3-й статье Конституции РФ.

    Власть является проводником народного мнения, направленным на создание безопасного и комфортного существования в государстве.

    Современная система управления страной позволяет распределять обязанности, контролировать свою работу и эффективно взаимодействовать с обычными рядовыми гражданами.

    Среди всех высших органов государственной власти федерального уровня в России первое место, если принять во внимание структуру текста Конституции РФ, принадлежит Президенту РФ. Сразу за главой о федеративном государственном устройстве России (гл. 3) следует глава, посвященная Президенту РФ (гл. 4).

    Наиболее общая характеристика правового статуса Президента РФ дана в ч. I ст. 80 Конституции РФ: он является главой государства. Сама по себе она не определяет правовое положение этого должностного лица, но в совокупности со всем кругом его функций, полномочий и порядком замещения должности показывает роль Президента в механизме государственной власти. Президент как бы находится "над" всей системой государственных органов, построенной по принципу разделения властей, осуществляя высший государственный "арбитраж" и являясь главным "хранителем" правопорядка в стране . На это особое предназначение института Президента РФ указывают его функции (т.е. основные направления деятельности), определенные в Конституции РФ. Президент РФ:

    • 1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
    • 2) принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
    • 3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
    • 4) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
    • 5) как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

    Нормы Конституции РФ об условиях и порядке замещения должности Президента РФ, а также о его полномочиях обеспечивают правовую основу для осуществления указанных функций.

    Условия и порядок замещения должности Президента РФ. Президент избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента определяется Конституцией РФ и Федеральным законом от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".

    Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это значит, что после перерыва снова можно претендовать на избрание Президентом.

    Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" предусматривает, что Президент РФ вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления полномочий (п. 4 ст. 10). Таким образом, само по себе членство в партии для Президента РФ допустимо.

    Не может быть избран Президентом российский гражданин, имеющий гражданство другого государства либо вид на постоянное проживание в другом государстве . Гражданин России, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории РФ, обладает равными с иными гражданами России правами на выборах Президента. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента и досрочно прекративший исполнение данных полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или в результате отрешения от должности, не может выдвигаться кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

    Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации. Решение о назначении принимается не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ. Если же указанный орган не назначит выборы, то они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ (далее – ЦИК России) во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ.

    Кандидаты на пост Президента РФ выдвигаются политическими партиями, а также самовыдвижением, но при поддержке группы численностью 500 избирателей, обладающих активным избирательным правом. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатом гражданина, являющегося членом иной партии.

    Для регистрации выдвинутый кандидат или политическая партия, выдвинувшая кандидата, должны собрать не менее 2 млн подписей, при этом в одном субъекте РФ – не более 50 тыс. В случае, когда подписи собираются среди живущих за рубежом, общее число таких подписей тоже не может быть более 50 тыс.

    Если кандидат на пост Президента РФ выдвигается политической партией, то по новеллам 2009 г. регистрация происходит без сбора подписей, когда выдвигают кандидата следующие партии, победившие на выборах, которые проводились до назначения президентских выборов:

    • преодолевшие 7-процентный барьер на выборах в Государственную Думу;
    • не преодолевшие этот барьер на выборах в Думу, но набравшие более 5% голосов избирателей и получившие 1-2 депутатских мандата;
    • партии, чьи списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных органах власти не менее чем в одной трети субъектов РФ.

    Остальные партии, выдвинувшие кандидата в Президенты РФ, обязаны собирать подписи.

    При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Действующий Президент РФ исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента.

    Конституцией РФ предусмотрено и досрочное прекращение президентских полномочий. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае: 1) его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения его от должности; 4) его смерти; 5) утраты им российского гражданства. При этом выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

    Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

    Отставка Президента РФ представляет собой его добровольное решение о сложении своих полномочий до их истечения. Это решение обнародуется, мотивы отставки Президент РФ определяет самостоятельно. Законодательно процедура отставки не закреплена, но практика показала, что Президент РФ оформляет свой уход в отставку и назначение "преемника" указами (имеется в виду отставка Б. Н. Ельцина).

    Стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять полномочия заключается в фактической невозможности для него в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. Волеизъявление Президента не является обязательным условием прекращения его полномочий. Порядок ухода с поста по данному основанию также не урегулирован законодательно.

    Отрешение Президента РФ от должности является формой конституционной ответственности Президента. Порядок отрешения установлен Конституцией РФ (ст. 93). Он может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

    Представляется, что для лучшего понимания места Президента РФ в системе государственных органов стоит их распределить на группы в зависимости от двух критериев: сферы государственного управления и связи с деятельностью разных ветвей и уровней власти, а также непосредственным народовластием.

    • 1. Полномочия, связанные со сферой законодательной власти :
      • назначение выборов в Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;
      • роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
      • обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
      • внесение законопроектов в Государственную Думу (реализация права законодательной инициативы);
      • подписание и обнародование федеральных конституционных и федеральных законов и в связи с этим право отлагательного вето в отношении федеральных законов.

    Президент РФ обладает рядом полномочий, которые позволяют многим исследователям в сфере конституционного права приходить к выводу, что он является фактическим главой исполнительной власти.

    • 2. Полномочия, связанные со сферой исполнительной власти. Президент РФ:
      • назначает председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;
      • назначает и освобождает от должности членов Правительства РФ по предложению Председателя Правительства РФ ;
      • после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры, выдвинутой Президентом РФ, он назначает Председателя Правительства РФ самостоятельно, распускает Думу и назначает ее новые выборы;
      • обладает правом председательствовать на заседаниях Правительства РФ, направлять и контролировать его деятельность;
      • вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случаях их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ;
      • вправе принять решение об отставке Правительства РФ;
      • вправе непосредственно руководить деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с положениями Федерального конституционного закона "О Правительстве

    Российской Федерации" (ст. 32) Президент РФ как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ;

    • формирует Администрацию Президента РФ;
    • назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
    • представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, а также ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности.
    • 3. Полномочия в сфере взаимоотношений с судебной властью, правоохранительными и контрольными органами :
      • представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
      • представление Совету Федерации кандидатуры Генерального прокурора РФ, а также предложения об освобождении его от должности;
      • представление Совету Федерации для утверждения состава Президиума Верховного Суда РФ и состава Кассационной коллегии Верховного Суда РФ;
      • назначение судей других федеральных судов ;
      • представление Государственной Думе для назначения кандидатуры Председателя (а также предложения об освобождении его от должности) и половины аудиторов Счетной палаты;
      • представление Совету Федерации для назначения кандидатуры заместителя Председателя (а также предложения об освобождении его от должности) и половины аудиторов Счетной палаты.

    До последнего времени в Конституционном Суде РФ его Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь избирались тайным голосованием самими судьями из своего состава. 2 июня 2009 г. в Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" были внесены изменения. Вместо должности судьи-секретаря введена еще одна должность заместителя Председателя. Кроме того, установлено, что Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

    • 4. Полномочия в сфере взаимоотношений с индивидами :
      • решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища;
      • награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ, высших воинских и специальных званий;
      • осуществление помилования осужденных.
    • 5. Полномочия в сфере взаимоотношений с народом. Президент РФ назначает общероссийский референдум.
    • 6. Полномочия в сфере международных отношений, обороны и безопасности. Президент РФ:
      • ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
      • назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
      • подписывает ратификационные грамоты;
      • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
      • формирует Совет Безопасности РФ;
      • утверждает военную доктрину РФ;
      • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
      • вводит военное положение, чрезвычайное положение (как на всей территории России, так и в отдельных ее местностях).

    Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

    • 7. Полномочия в сфере взаимоотношений с органами государственной власти субъектов РФ. Президент РФ вправе:
      • приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
      • представлять кандидатуры на должности глав исполнительной власти субъектов РФ для наделения их полномочиями законодательными органами власти субъектов РФ;
      • использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
      • выносить предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ и Законодательному собранию субъекта РФ в случае допущения ими нарушений Конституции РФ;
      • досрочно прекращать полномочия высшего должностного лица субъекта РФ;
      • распустить законодательное собрание субъекта РФ в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

    Осуществляя свои полномочия, Президент РФ вправе издавать указы и распоряжении, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы Президента могут носить как характер индивидуального правового акта (например, о приеме в гражданство Российской Федерации), так и нормативного правового акта (например, утверждающего положение об Администрации Президента РФ).

    Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Он не может быть подвергнут каким-либо мерам процессуального характера и не несет ответственности за свои действия, совершенные в период исполнения полномочий Президента.

    Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ).

    Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

    Совет Федерации принято называть верхней палатой парламента. Этот термин в Конституции РФ не закреплен и является доктринальной характеристикой палаты.

    Порядок формирования Совета Федерации прошел несколько этапов становления. В период с 1993 по 1995 гг. он избирался на основе прямых выборов гражданами, проживающими на территории соответствующего субъекта Федерации. Это был первый состав верхней палаты, он был избран сроком на два года на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам. Для второго этапа было характерно замещение постов членов Совета Федерации по должности – главами законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ. Такой способ формирования верхней палаты подвергался критике со стороны ученых и практиков. С одной стороны, этот способ не был оправдан, так как не соответствовал принципу разделения властей, исключающему вмешательство органов государственной власти в деятельность друг друга. С другой – создавал объективные сложности для одновременного осуществления руководителями субъектов своих полномочий и на федеральном уровне, и на уровне субъектов РФ. Третий этап развития Совета Федерации связан с введением иного порядка замещения постов членов этого органа, основанного на принципе делегирования: один представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, избираемый этим органом из своего состава, второй представитель – от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, назначаемый высшим должностным лицом субъекта РФ. Соответственно сроки полномочий этих двух представителей региона обусловлены сроками полномочий органов их избравших (назначивших).

    Последняя реформа порядка формирования Совета Федерации связана с принятием Федерального закона от 14.02.2009 №21-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Этим законом установлено, что с 1 января 2011 г. и законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, и высшее должностное лицо должны выбирать своего представителя в Совет Федерации из числа тех, кто уже имеет мандат депутата регионального парламента или представительного органа муниципального образования.

    Порядок выборов депутатов Государственной Думы также претерпел существенные изменения. До вступления в силу ныне действующего Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" половина состава Государственной Думы избиралась по одномандатным округам на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства, другая половина – но единому федеральному округу" и по федеральным спискам на основе пропорциональной системы. Теперь выборы следует проводить исключительно по пропорциональной системе. Все 450 депутатов должны быть избраны по федеральным спискам. Выдвижение федерального списка осуществляется исключительно политическими партиями на съезде, причем партия вправе включать в список лиц, не являющихся ее членами, но не более половины от числа кандидатов, включенных в список. Федеральный список должен быть разбит на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту РФ, группе субъектов РФ или части территории субъекта. Также как и на выборах Президента РФ преимуществом обладают те партии, которые уже имеют представительство в Государственной Думе. Им не нужно собирать подписи граждан для регистрации своих федеральных списков кандидатов.

    Как уже было отмечено, срок полномочий депутатов был изменен законом о поправке к Конституции РФ в конце 2008 г., и теперь он составляет пять лет. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ. Решение это должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Если Президент не назначит выборы в установленный срок, то они проводятся ЦИК России в первое воскресенье месяца, следующего затем, в котором истекают полномочия Государственной Думы. При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы.

    Полномочия палат различны. Практически все они определены Конституцией РФ, а порядок деятельности Совета Федерации и Государственной Думы регулируется особого рода нормативными правовыми актами – регламентами палат. Палаты действуют практически самостоятельно. Их заседания проводятся главным образом раздельно. Палаты могут собираться на совместные заседания в следующих случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

    Равно как и полномочия Президента РФ, полномочия палат российского парламента можно систематизировать, руководствуясь двумя критериями: сферой государственного управления и связью с деятельностью разных ветвей и уровней власти.

    Полномочия Совета Федерации закреплены в Конституции РФ, большая часть из них – в ст. 102.

    • 1. Полномочия Совета Федерации, связанные с деятельностью Президента РФ, включают:
      • назначение выборов Президента РФ;
      • отрешение Президента РФ от должности;
      • утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
      • утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
      • принятие решения о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
    • 2. Полномочия Совета Федерации, связанные с деятельностью судов, иных правоохранительных, а также контрольных органов , включают:
      • назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
      • утверждение Президиума Верховного Суда РФ по представлению Президента РФ;
      • утверждение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ по представлению Президента РФ;
      • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ по представлению Президента РФ;
      • назначение на должность и освобождение от должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ (по представлению последнего);
      • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов по представлению Президента РФ.
    • 3. Полномочия Совета Федерации, связанные с законодательной деятельностью, включают:
      • принятие федеральных конституционных законов и законов о поправке к Конституции РФ;
      • рассмотрение и одобрение (неодобрение) законов, принятых Государственной Думой ;
      • право законодательной инициативы, а также инициативы пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок и другие полномочия в сфере законодательной деятельности.
    • 4. Полномочия Совета Федерации в сфере федеративных отношений: утверждение изменения границ между субъектами РФ.
    • 5. Полномочия Совета Федерации в сфере обороны и безопасности, помимо утверждения уже упоминавшихся указов Президента РФ в данной сфере, включают решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

    По вопросам своего ведения Совет Федерации принимает постановления.

    Полномочия Государственной Думы по большей части отражены в ст. 103 Конституции РФ и направлены на создание законов.

    • 1. Полномочия Государственной Думы, связанные с законодательной деятельностью, включают:
      • принятие федеральных законов, федеральных конституционных законов и законов о поправке к Конституции РФ;
      • право инициативы внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотра, а также другие полномочия в сфере законодательной деятельности.
    • 2. Полномочия Государственной Думы, связанные с деятельностью Президента РФ :
      • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
      • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
      • дача согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, по представлению Генерального прокурора РФ.
    • 3. Полномочия Государственной Думы, связанные с деятельностью Правительства РФ. Помимо уже названного полномочия (связанного с назначением Председателя Правительства РФ) в данную группу можно включить:
      • заслушивание ежегодного отчета Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
      • выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ ;
      • отказ Государственной Думы в доверии Правительству РФ, если вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ.
    • 4. Полномочия Государственной Думы, связанные с правоохранительной деятельностью, защитой прав человека и государственным контролем :
      • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
      • объявление амнистии;
      • назначение на должность по представлению Президента РФ и освобождение от должности половины состава аудиторов и Председателя Счетной палаты.

    Еще одним важным полномочием Государственной Думы, оставшимся за рамками предложенной классификационной схемы, является полномочие по назначению на должность и освобождению от должности Председателя Центрального банка РФ.

    Отдельного упоминания заслуживает контрольная деятельность Государственной Думы, которая получила с недавнего времени (после внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ в конце 2008 г.) новый стимул к развитию. Палаты могут осуществлять эту деятельность путем заслушивания должностных лиц Правительства РФ, министерств, ведомств, государственных организаций путем проведения парламентских слушаний, парламентских расследований, выдвижения парламентских запросов. Палаты могут направить такие запросы Председателю или членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ и другим государственным чиновникам высшего уровня. Запросы соответствующим должностным лицам вправе также самостоятельно направлять члены Совета Федерации и депутаты Думы.

    Проявлениями контрольной деятельности можно признать деятельность палат по рассмотрению и принятию представляемых Правительством РФ проектов законов о федеральном бюджете, его исполнении, максимальном объеме использования внешних кредитов (займов), расходов федерального бюджета, направляемых на предоставление государственных кредитов РФ иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям.

    Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены досрочно вследствие ее роспуска Президентом РФ. Основания роспуска установлены Конституцией РФ (ст. 109). К ним относятся:

    • 1) трехкратное отклонение Государственной Думой представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства;
    • 2) повторное в течение трех месяцев выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ, если Президент РФ не согласился с первым решением о недоверии;
    • 3) отказ Государственной Думы в доверии Правительству РФ в связи с поставленным Председателем Правительства РФ перед Государственной Думой вопросом о доверии.

    По второму и третьему основаниям роспуск Государственной Думы производится, если Президент РФ не примет решения об отставке Правительства РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает новые выборы ее депутатов.

    Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания по основаниям, связанным с выражением недоверия или отказом в доверии Правительству РФ; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

    Важное место среди органов государственной власти федерального уровня, безусловно, занимает Правительство РФ . Оно является органом, осуществляющим исполнительную власть в России и возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

    Главными документами, определяющими правовую основу деятельности Правительства РФ, являются Конституция РФ, где его статус устанавливается специальными положениями гл. 6, целиком посвященной Правительству РФ, и ряда других глав, а также Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации".

    Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

    Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. На этот пост может быть назначен только гражданин Российской Федерации, не имеющий иностранного гражданства. После своего назначения Председатель Правительства в соответствии с утвержденной указом Президента РФ структурой федеральных органов исполнительной власти предлагает главе государства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Затем происходит формирование иных федеральных органов исполнительной власти.

    Для всех членов Правительства РФ и работников государственного аппарата установлен общий запрет: они не должны иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

    Члены Правительства РФ не вправе совмещать свою профессиональную деятельность с иными занятиями, в частности, являться членами каких-либо представительных органов (государственных или муниципальных), занимать другие должности в органах государственной власти или местного самоуправления, заниматься предпринимательской деятельностью ни лично, ни через доверенных лиц, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств.

    Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Эти полномочия могут быть прекращены досрочно Президентом РФ в случаях:

    • ухода Правительства РФ в отставку по собственной инициативе (она принимается или отклоняется Президентом РФ);
    • принятия решения об отставке Правительства Президентом РФ;
    • выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ;
    • отказа Государственной Думы в доверии Правительству, если вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ.

    В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до тех пор, пока не будет сформировано новое Правительство.

    Правительство РФ обладает весьма обширными полномочиями в самых разных сферах управления:

    • в сфере экономики и финансов (разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета, а также обеспечение его исполнения и представление соответствующего отчета Государственной Думе);
    • в социальной сфере (проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения);
    • в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (осуществление мер по охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью);
    • в сфере обороны и безопасности Российской Федерации (оснащение вооружением и военной техникой Вооруженных Сил РФ, меры по охране государственной границы РФ);
    • в сфере внешней политики и международных отношений (реализация внешней политики России, заключение международных договоров РФ, представительство России в международных организациях).

    В процессе осуществления своих функций и полномочий Правительство РФ издает правовые акты (постановления и распоряжения) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, которые обязательны к исполнению в России (ст. 115 Конституции РФ). Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, – в форме распоряжений Правительства. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства.

    Порядок деятельности Правительства РФ регулируется его Регламентом. Оно является коллегиальным органом, и поэтому решения принимаются на заседаниях (проводятся они не реже одного раза в месяц). Члены Правительства участвуют в заседаниях лично.

    Правительство РФ возглавляет систему исполнительной власти , которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральные органы исполнительной власти образуются и действуют в порядке, установленном указами Президента РФ, посвященными вопросам их системы и структуры. В настоящее время актами Президента РФ предусмотрено образование федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

    Для осуществления своих полномочий Правительство РФ может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно также устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

    Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ.

    Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

    Федеральное министерство – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности (например, Министерство иностранных дел РФ). Возглавляется оно входящим в состав Правительства РФ министром.

    Федеральная служба – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной и общественной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью (например, Федеральная служба безопасности). Возглавляется этот орган руководителем (директором) федеральной службы.

    Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору (например, Федеральное агентство лесного хозяйства). Возглавляется оно руководителем (директором) федерального агентства.

    Большинство федеральных служб и агентств подведомственны конкретным министерствам. В структуре центральных исполнительных органов могут создаваться территориальные органы в субъектах РФ, отдельных административно-территориальных единицах.

    • Это особое положение – "над ветвями власти" – не является оригинальным "изобретением" авторов Конституции РФ. Сходное положение "арбитра и главного действующего лица" политического процесса закреплено в Конституции Франции 1958 г. Но сама идея о возможности создания четвертой "ветви" власти – президентской – возникла гораздо раньше. Она принадлежала французскому политику и мыслителю начала XIX в. Бенджамину Констану. Стремясь зарезервировать важную государственную должность для монарха, он предлагал ему "перевоплотиться" в президента с широкими полномочиями и таким образом в новой форме сохранить свою верховную власть.
    • В отношении кандидата в Президенты РФ действуют общие ограничения, установленные избирательным законодательством. Так, согласно Конституции РФ нс имеют права избирать и избираться граждане, признанные судом недееспособными, атакже содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32). Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав) установлены следующие ограничения (помимо уже названных). Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: – осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений или преступлений экстремистской направленности и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; – подвергнутые административному наказанию за пропаганду нацистской символики или нарушение правил предвыборной агитации (в течение срока действия административного наказания); – в отношении которых судом установлен факт нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности или совершения действий, направленных на разжигание национальной, расовой, иной вражды и розни, если эти нарушения или действия имели место в течение последнего срока полномочий органа или должностного лица, выборы которых назначены.
    • Отказ Президенту РФ в согласии на назначение Председателем Правительства РФ той кандидатуры, которую предпочел Президент, не означает, что главе государства обязательно надо найти нового претендента на должность главы правительства. Президент вправе вносить предложение об одном и том же кандидате трижды. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в постановлении от 11.12.1998 № 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации".
    • Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Таким образом, здесь возможности Президента РФ расширены – если министерство, федеральная служба или федеральное агентство работает под его руководством, он назначает и смещает как руководителя органа, так и его заместителей.
    • Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры.
    • В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров РФ: д) статуса и защиты государственной границы РФ; е) войны и мира.
    • Вопрос об отставке Правительства РФ в этом случае решает непосредственно Президент РФ, который вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу.

    Всем добре! Сегодня на очереди разбор темы «Органы власти в Российской Федерации». Тема сложная, требуется знать не только названия органов, но и как они в реальности функционируют. Без такого знания делать на любом экзамене просто нечего. Поэтому вперед.

    Для начала напомню, что мы живем в государстве Россия, понятно, что оно возникло очень давно — около IX века н.э... Вот есть государство США. Оно возникло совсем недавно по меркам России-то. Однако есть общие признаки у любого государства.

    И первый самый важный признак — аппарат власти — это и есть органы власти. Без них не возможно представить себе ни одно государство. Как они формировались? Ну, есть множество теорий. Так, есть теория теологическая (авторы Августин Блаженный и Фома Аквинский), говорящая, что любая власть есть от Бога, чтобы обуздывать пороки людей через законы. Есть и другие теории. Лично мне близка классовая теория. О ней я рассказывал .

    Вот сегодня мы с вами и разберемся с аппаратом власти. Какая же структура органов государственной власти есть в Российской Федерации? Вот схема:

    Давайте разберемся что здесь к чему. Во-первых, все органы власти РФ разделены по ветвям власти: на законодательную (которая законы принимает), исполнительную (законы, не поверите, исполняет, чтоб они действовали) и судебную (судит).

    Законодательная власть представлены парламентом — который у нас в России называется Федеральной собрание. Именно он принимает законы. Кто может предлагать законопроекты? Ответ:

    Народ может только избирать Госдуму и Президента. Предлагать законопроекты он не может. Сначала законопроект поступает в нижнюю палату Парламента — Госдуму. Там проходит три чтения, если проходит — дальше поступает в Совет Федерации, и если подходит — то на подпись Президенту. Президент РФ может закон отправить на доработку. Если он так сделает больше 3-х раз — Госдума может ему объявить вотум недоверия и будет в общем плохо всё... Так функционируют федеральные законодательные органы власти в РФ.

    Президент же назначает Председателя Правительства. Правительство законы НЕ принимает, оно их ИСПОЛНЯЕТ. Например, вот Парламент принял закон «О повышении минимального размера оплаты труда до 20 000 рублей» (к примеру, сегодня она составляет 4600, а минимальный прожиточный минимум — 7 500). Правительство должно его исполнить то есть Министр Финансов должен что хочет делать, но найти эти деньги! И обеспечить, чтобы закон исполнялся! Так функционирует исполнительные органы власти в России.

    Понятно, что судебная власть нужна для того, чтобы судить. Также судебная власть в лице Конституционного суда сверяет содержание принимаемых и действующих законов с Конституцией — основным законом страны — , чтобы они ей не противоречили. Верховный суд РФ — высшая судебная инстанция для большинства судебных дел. Высший арбитражный суд — решает дела, связанные с экономической и финансовой сферой.

    Какое же место занимает Президент в структуре органов государственной власти РФ? Президент РФ НЕ относится ни к одной ветви власти, а стоит над ними, координируя их функционирование! Это, дорогие абитуриенты, крайне важно понят и запомнить! В тестах ЕГЭ по обществознанию крайне много заданий на этот принцип! Как-то так! 🙂

    Далее, Россия — имеет республиканскую форму власти. Это означает, что высшие органы власти в РФ выбирает российский многонациональный суверенный (независимый) народ — то есть мы с вами, дорогие друзья (смотрите иллюстрацию).

    Народ избирает Президента и Государственную Думу (голубые стрелочки). По теории он ещё должен избирать губернаторов, местные парламенты и мэров городов! У нас в Перми, к сожалению, народ отстранен от избрания мэра и губернатора. А ведь если бы избирали — они наверное бы были более старательными — пришлось бы выполнять свои обещания, а иначе больше их не изберут! 🙂

    Белыми стрелочкам показаны те органы власти, которые назначает Президент РФ. Всё до жути просто!

    Далее Россия — федеративное государство (федерация). Что это означает. Есть две формы государственного устройства — унитарное и федеративное. При унитарном — все территории подчиняются центральной власти и не имеют никакой независимости от центра, послушно выполняя его распоряжения. При федеративном типе государственно-территориального устройства есть центральная (федеральная) власть и местная. Полномочия этих властей определяет договор. В РФ — это Федеративный договор 1992 года — федеральный конституционный закон.

    Местная власть обязана исполнять федеральные законы, но может и свои законы принимать, не противоречащие федеральным! Таким образом, по структуре органов государственной власти РФ, местные органы власти дублируют федеральные: губернатор — играет роль президента, в каждом субъекте Российской Федерации есть свой парламент (у нас в Перми — это Законодательное Собрание Пермского Края), и свои министерства.

    Важно понять, что в Федерации могут состоять и целые государства, имеющие своего Президента. Так есть республика Башкортостан, республика Татарстан и пр. Однако эти государства в государстве (России) не имеют внешней независимости. Однако имеют большую автономию внутри государства. Есть и другие виды субъектов РФ: автономные округа, области, края и пр. Всё это — субъекты Российской Федерации! Такова структура органов государственной власти РФ.

    О политических режимах поговорим в следующем посте — не пропустите и оформите подписку на новые статьи сайта!

    С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

    Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

    Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума

    ), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

    Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

    Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

    Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

    Суды Российской Федерации - Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

    В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.

    Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

    Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти - «президентской». Но это противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

    Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.


    Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

    Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

    Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.

    В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». «Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства.»

    По закону «О Правительстве» правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

    Задание 2. Провести сравнительный анализ функций, порядка создания, полномочий, издаваемых актов различных государственных органов РФ. Результаты исследования представить в виде таблицы.

    Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.
    Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.
    Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.
    Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства. Таким образом, орган государственной власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.
    Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.
    Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с нормами Конституции, законами или другими нормативными правовыми актами. Это означает, что вне установленного порядка образования органа государственной власти он не может быть создан и функционировать. Конституция РФ прямо гарантирует этот принцип, определяя в ст. 3 (ч. 4), что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
    Конституция определяет способ и порядок образования органов государственной власти. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Вместе с тем Конституция устанавливает, что образование этих органов должно осуществляться в соответствии со специально принятыми законами, поскольку в Конституции невозможно предусмотреть все детали и особенности формирования и функционирования органов государственной власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Президент РФ и Государственная дума, например, избираются непосредственно гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а судьи Конституционного суда, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ, как и Генеральный прокурор РФ. Председатель Правительства РФ назначается по представлению Президента Государственной Думой; члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства РФ. В создании органа могут участвовать не один, а несколько органов государственной власти. Так, например, Конституция РФ предусматривает, что половину состава аудиторов счетной палаты и ее председателя назначает Государственная дума, а вторую половину состава аудиторов и заместителя председателя Счетной палаты назначает Совет Федерации.
    Органы государственной власти могут быть созданы, преобразованы или ликвидированы не только законами, но и подзаконными актами, например указами Президента РФ или главы исполнительной власти субъекта РФ. Это касается, прежде всего, структуры и полномочий органов исполнительной власти.
    Для органа государственной власти характерно то, что он создается для осуществления задач государственной власти, осуществления деятельности российского государства. Так, например, Федеральное собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, Президент является главой государства, а Правительство осуществляет исполнительные функции. Задачи и функции органов государственной власти субъектов РФ определяются их Конституциями, уставами и другими законодательными актами.
    Признаком органа государственной власти являются его властные полномочия. Это означает, что его решения носят общеобязательный характер, и для их осуществления при необходимости может быть использовано государственное принуждение. Органы государственной власти издают нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок использования гражданами, общественными организациями и должностными лицами своих прав и выполнение обязанностей и регулирование отношений между государством и гражданином в установленной сфере государственной жизни.
    Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.
    Обычно объем компетенции органа государственной власти устанавливается при его создании нормативными правовыми актами - законами, указами, положениями и т.д., которые впоследствии законным порядком могут быть изменены или дополнены. Орган государственной власти обладает самостоятельной компетенцией, чего, как правило, лишены его внутренние подразделения и в силу чего они не могут рассматриваться как самостоятельные государственные органы.
    Для органа государственной власти характерен особый, как правило, установленный Конституцией порядок его деятельности. Он более детально регламентирован в отношении Государственной думы, Совета Федерации и судебных органов, причем последние действуют в рамках уголовного и гражданского судопроизводства, и менее четко - в отношении Президента, Правительства и других органов исполнительной власти, порядок деятельности которых устанавливается специальными конституционными законами.
    Характерным признаком органа государственной власти является установленная в правовых формах его структура, внутренняя организация данного органа, обычно закрепляемая Конституциями, уставами, законами, другими нормативными правовыми актами. Внутренняя структура органа государственной власти зависит от модификаций, объема компетенции, правового статуса. Она может быть очень простоя (прокурор субъекта Федерации) или сложной (двухпалатная структура Федерального собрания РФ).
    Органы государственной власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в установленном законом порядке государственных служащих, осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной власти может быть представлен и в лице одного человека. Это, например, Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституционных норм или на основе закона и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.
    В зависимости от порядка принятия властных решений органы государственной власти могут основываться на принципах единоначалия (Президент, министерство) или на принципах коллегиальности (Правительство РФ).
    Наряду с органами государственной власти, Конституция закрепляет создание и функционирование органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией не входят в систему органов государственной власти. Эти органы обладают особым правовым статусом, но для них также характерны основные признаки органа государственной власти - установленный законом порядок создания, структуры и функционирования этих органов, их властные полномочия.
    Местное самоуправление - это не государственная власть, но оно не может функционировать без соответствующих органов, наделенных своей компетенцией, объемом ответственности, правом прибегать к принуждению для обеспечения реализации своих властных полномочий и т.д. Особенностью органов местного самоуправления является то, что они формируются населением определенной территориальной единицы, прямо не подчинены органам государственной власти РФ или ее субъектов и занимаются в основном делами, имеющими местное значение (см. тему 27).
    Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.
    Другим важнейшим принципом системы органов государственной власти является принцип единства системы государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом Президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Но не все органы государственной власти субъектов РФ образуют единую, построенную на иерархической основе структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает в определенных пределах установление такой системы для судебных и исполнительных органов государственной власти. Но такая система, построенная на иерархической основе, совершенно исключена для органов законодательной власти, которые действуют на основе полной самостоятельности и решения которых не могут быть отменены или изменены соответствующим общефедеральным органом законодательной власти РФ. А такие органы государственной власти, например, как прокуратура, не могут в смысле полной самостоятельности быть разделены на органы общефедеральные и субъектов Федерации, имея в виду полную самостоятельность последних, так как система прокуратуры строится на основе строгой централизации и подчиненности нижестоящего прокурора вышестоящему, а всей системы прокуратуры - Генеральному прокурору РФ.
    Важнейшим принципом системы государственных органов Российской Федерации является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Как уже отмечалось, Конституция РФ определяет компетенцию самой Федерации и совместную компетенцию Федерации и ее субъектов. Так называемые "остаточные" полномочия входят в предмет ведения исключительно субъектов Федерации, и в данном случае субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Однако в вопросах распределения компетенции между самой Федерацией и ее субъектами остается много нерешенных проблем. В частности, нет четкого распределения полномочий в системе органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, распределения полномочий в других областях государственной жизни.
    Важнейший принцип системы органов государственной власти - принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов - Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации.
    С принципом выборности ряда органов государственной власти тесно связан и принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов государственной власти и в выборах органов местного самоуправления. Кроме того, законодательством субъектов Федерации может быть установлено формирование и других государственных органов. Следует отметить, что деятельность граждан в органах государственной власти оформляется как государственная служба со всеми присущими ей обязанностями, требованиями и привилегиями. Работать в органах государственной власти могут только граждане РФ. Ни министры, ни лица без гражданства не могут принимать участие в государственной службе, которая, помимо прочего, строится на принципах профессионализма.
    Принципом деятельности системы государственных органов является право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов государственной власти. Это конституционное право граждан на обжалование действий органов государственной власти и должностных лиц нацелено на усиление правомерности и эффективности деятельности органов государственной власти, защиты конституционных прав граждан и охраны конституционного строя РФ.
    Еще один принцип системы органов государственной власти - принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. Этот принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними. Принцип гласности предполагает более тесное взаимодействие органов государственной власти с населением, контроль общественности за порядком формирования и деятельности органов государственной власти.
    И наконец, важно выделить принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную). Эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства. При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы "сдержек и противовесов", отработанной мировым конституционным опытом. Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили. Важнейшая роль в деле защиты конституционных прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов государственной власти должна принадлежать Уполномоченному по правам человека РФ.
    Единая система государственных органов должна быть четко и повсеместно скоординирована.

    Прежде всего, эту сложную работу по координации деятельности органов государственной власти осуществляет Президент РФ как глава государства, например:

    Президент оказывает воздействие на законодательные органы власти путем осуществления права законодательной инициативы, права подписания принятых законов или права наложения на них вето;

    Президент оказывает воздействие на судебную власть (путем предоставления Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда, назначения судей других федеральных судов);

    Президент фактически направляет деятельность исполнительных органов власти в лице федерального Правительства, с которым Президент очень тесно связан и фактически направляет его деятельность, формально не являясь главой исполнительной власти.

    Конституция Российской Федерации, провозглашая принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, выводит Президента РФ за рамки этих отраслей власти, не относя его ни к одной из вышеперечисленных отраслей, хотя по тексту Конституции он провозглашается в качестве самостоятельного субъекта осуществления государственной власти. Это дало основание некоторым российским конституционалистам утверждать, что в России формируется отдельная самостоятельная Президентская отрасль власти или даже сверхпрезидентская. Видимо, такая точка зрения имеет право на существование, поскольку в установленной ныне форме принцип разделения властей в Российской Федерации носит довольно ограниченный характер, в то время, как в чисто президентской республике (например США) президент является главой исполнительной отрасли власти и несет ответственность за результаты работы кабинета министров, а в России Президент активно воздействует на законодательную отрасль власти, контролирует и фактически руководит действиями Правительства, а сам выведен из-под влияния этой системы, в том числе и из-под влияния какой-либо формы контроля со стороны органов государственной власти.
    За исключением института отрешения президента от должности по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (процедуры очень усложненной и практически неосуществимой) у Федерального собрания и судебной власти, равно как и у избирательного корпуса, нет реальных рычагов воздействия на деятельность президента или установление ответственности за последствия этой деятельности.
    Видимо, такая конституционная модель института президентства была установлена в силу особенностей переходного периода, переживаемого Россией, и во многом была приспособлена под Президента Ельцина. Не исключено, что в дальнейшем по мере стабилизации конституционного строя в России, принцип разделения властей будет приближаться к его классической форме при установлении чисто президентской республики.