Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • График работы при судебно экономической экспертизе определяет. Экономические экспертизы в судебной практики

    График работы при судебно экономической экспертизе определяет. Экономические экспертизы в судебной практики

    * Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


    Как известно, своевременное назначение и проведение экспертиз экономической направленности имеет важное значение, т.к. в противном случае возможно не только затягивание сроков расследования, но и утрата самих будущих объектов экспертного исследования. Эффективное использование результатов специальных экономических знаний зависит от правильного выбора соответствующей формы их использования. В этой связи мы находим обоснованным и полностью разделяем мнение А.П. Резвана и Ф.В. Глазырина о том, что "тактически важным является вопрос о моменте назначения экспертизы", который определяется исходя из достаточности материалов, характера и состояния объектов.

    Учет тактических условий времени назначения экспертизы способствует экономии сил и средств предварительного исследования. "Решая вопрос о времени назначения экспертизы, не следует забывать, что ее осуществление - не последнее следственное действие, которое проводит следователь. От того, когда назначена экспертиза и получены ее результаты, зависят возможности и тактика проведения других не менее важных следственных действий", - подчеркивают авторы.

    Проводим судебные экспертизы. Аккредитация в судах, опыт.
    Стоимость от 25 тыс., срок от 2 дней

    Принятие решения о необходимости проведения судебной экономической экспертизы зависит от самого следователя или от инициативы заинтересованных лиц при наличии мотивированного ходатайства. При этом довольно часто следователь для уяснения необходимости назначения экспертизы обращается за консультацией к соответствующим специалистам-экономистам, которые могут, с одной стороны, высказать мнение о нецелесообразности назначения экспертизы на определенном этапе (например, привести доводы о том, что интересующие следствие вопросы в настоящий момент разрешены быть не могут).

    С другой стороны, ознакомившись с содержанием ходатайств, а также имеющимися в деле материалами, специалист может сообщить следователю, что их вполне достаточно для разрешения вопросов, указанных в ходатайстве и необходимости в сборе дополнительных материалов нет. Опираясь на мнение специалиста о перспективах проведения экспертизы, а также его оценку качества и количества материалов, которые могут быть предоставлены эксперту, следователь принимает решение о ее назначении.

    Следователь также вправе воспользоваться помощью специалиста при разрешении ходатайства заинтересованного лица, заявленного при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы. Здесь следует подчеркнуть, что все рекомендации специалиста при подготовке к назначению судебной экспертизы не имеют обязательного процессуального значения, хотя следователи при принятии решения о назначении экспертизы довольно часто опираются на консультационную помощь специалиста.

    При выборе эксперта и экспертного учреждения для производства судебной экономической экспертизы, на наш взгляд, следователю необходимо учитывать как сроки производства предварительного следствия, так и наличие экспертов соответствующих специальностей в экспертных учреждениях, а в некоторых случаях - наличие ходатайства заинтересованных лиц о поручении производства экспертизы конкретному экспертному учреждению или эксперту. Как правило, при выборе эксперта следователь исходит из того, консультировал его этот эксперт до назначения экспертизы ли нет, так как, если тот уже знакомился с материалами дела (пусть в статусе специалиста), он сможет быстрее провести экспертное исследование.

    По нашему мнению, целесообразнее поручать проведение экспертизы именно этому человеку еще и потому, что тем самым повышается его ответственность за рекомендации, которые он дает следователям до назначения экспертизы. Зная, что степень вероятности вовлечения его в процесс в статусе эксперта достаточно высока, специалист (особенно, когда речь идет о сотрудниках государственных судебно-экспертных учреждений) возможно, и перестрахуется в части советов следователю по сбору дополнительных материалов для проведения экспертизы, но уж точно не отмахнется от дополнительной нагрузки, а постарается вникнуть в суть дела.

    При вынесении постановления о назначении судебной экономической экспертизы следователи зачастую допускают одни и те же ошибки: - неверно формулируют или вовсе не указывают основания назначения экспертизы; - неверно или некорректно ставят вопросы (чаще всего в ситуации отсутствия предварительной консультации со специалистом или экспертом); - не индивидуализируют объекты исследования. Так, на практике нередки случаи, когда следователи ограничиваются в постановлении о назначении экспертизы следующей фразой: "В распоряжение эксперта предоставить материалы уголовного дела N..." В целях полноты экспертного исследования, а также исключения упущений со стороны эксперта, необходимо точно и полно перечислять в постановлении вид и количество предоставляемых для исследования объектов.

    Такого рода рекомендации важны также в контексте вопроса об определении пределов компетенции судебного эксперта при исследовании материалов уголовного дела, среди которых есть, к примеру, объяснения отдельных лиц, протоколы их допросов, к которым и сам следователь может относиться критично. Не углубляясь в дискуссию, мы находим правильным вывод Д.П.

    Чипуры о том, что эксперт-экономист вправе использовать материалы уголовного дела (включая объяснения и показания заинтересованных лиц, акты проверок и ревизий) только при соблюдении определенных условий: а) если факты, изложенные в этих материалах, приняты органом расследования как доказательства и указаны в постановлении о назначении экспертизы в качестве исходных данных; б) если эти данные относятся к предмету судебно-экономической экспертизы; в) если эти данные эксперт использует на основе своих специальных знаний.

    Таким образом, при правильной организации взаимодействия следователя и специалиста (или эксперта) до назначения судебной экономической экспертизы можно решить следующие задачи: - сократить сроки проведения судебных экономических экспертиз; - усилить наступательность деятельности следователя при расследовании дел экономической направленности; - повысить эффективность использования следователем знаний в непроцессуальной форме; - снизить расходы, связанные с проведением судебных экономических экспертиз. Как нам представляется, привлечение экспертов-экономистов к проведению методических занятий со следователями, специализирующимися на расследовании дел экономической направленности, могло бы не только способствовать повышению квалификации следователей, но и оптимизации процесса их взаимодействия с носителями специальных знаний.

    Основаниями производства СЭЭ являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора. СЭЭ считается назначенной со дня вынесения соответствующего постановления или определения.

    СЭЭ в стадии предварительного следствия может назначаться как органом дознания, так и следователем. Однако после возбуждения дела органы дознания обязаны провести лишь неотложные следственные действия по выявлению и закреплению следов преступления, после чего передают дело следователю. Поэтому в подавляющем числе случаев СЭЭ назначается именно следователем. На следователя в соответствии со ст. 69 УПК возлагается обязанность собирания доказательств, на основе которых устанавливаются наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются показаниями свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, заключением эксперта, вещественными доказательствами, протоколами следственных и судебных действий и иными документами.

    Согласно ст. 69 УПК заключение эксперта является доказательством, а СЭЭ - процессуальным действием по его получению. Имеющиеся в деле акты, справки, заключения о результатах ведомственного исследования какого-либо обстоятельства, именуемые СЭЭ (например, о недостаче ТМЦ и т.п.), хотя бы и полученные по запросу органов следствия или суда, но не отвечающие требованиям правил проведения СЭЭ, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении СЭЭ.

    Следователь может назначить СЭЭ, если при производстве предварительного расследования необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле и если возникает необходимость в более компетентном анализе и истолковании собранных фактических данных, характеристике хода определенных процессов, связанных с делами, по которым предварительно уже проведена ревизия (ст.78 УПК).

    Наиболее существенными основаниями для назначения судебной бухгалтерской экспертизы являются:

    • необходимость исследования вопросов, требующих применения специальных познаний эксперта-экономиста;
    • недоброкачественное проведение ревизии, выразившееся в наличии противоречий между актом ревизии и другими материалами дела, противоречий в выводах ревизоров при проведении первоначальной, повторной или дополнительной ревизий;
    • обоснованное ходатайство обвиняемого о назначении СЭЭ;
    • заключение экспертов других специальностей о необходимости проведения СЭЭ.

    Назначение СЭЭ в соответствии со ст. 79 УПК не является обязательным и отнесено на усмотрение следователя. Кроме того, следователь вправе приостановить или прекратить проведение СЭЭ по своей инициативе или на основании заявлений участников процесса (в том числе и эксперта) на любой стадии ее производства. Эти функции могут выполнить также руководители следственных подразделений и прокуроры, осуществляющие надзор за следствием.

    После принятия решения о проведении СЭЭ следователь оценивает с точки зрения достаточности и полноты материалы дела и собирает для СЭЭ дополнительные данные, без которых ее проведение невозможно. Собранный материал анализируется следователем и только после этого выносится постановление о назначении СЭЭ, в котором перечисляются вопросы, подлежащие разрешению экспертом. Следователь, суд не должны допускать постановку перед экспертом правовых вопросов, не входящих в его компетенцию (например, имело ли место хищение, недостача, кто виновен в растрате и т.п.). Материалы, необходимые эксперту-экономисту по каждому конкретному делу, устанавливает следователь. Однако представление дополнительных материалов может осуществляться и после назначения СЭЭ, если об этом ходатайствует эксперт.

    Признав собранные для производства СЭЭ материалы достаточными, следователь назначает СЭЭ.

    Процессуальным актом, реализующим это решение, является постановление следователя о назначении СЭЭ. Следователь, суд не вправе заменять постановление, определение о назначении СЭЭ другими документами, не предусмотренными законом (сопроводительным письмом, списком вопросов эксперту и т.п.).

    Постановление по своему содержанию состоит из вводно-описательной и резолютивной частей.

    Первая из них должна содержать следующие обязательные реквизиты: время и место составления постановления; классный чин или воинское звание следователя, его фамилию; наименование следственного органа; при назначении СЭЭ судом в определении указываются наименование суда, фамилии судьи и заседателей; № дела; указывается место и дата составления постановления.

    В резолютивной части объявляется решение следователя о назначении СЭЭ, фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена СЭЭ, излагаются вопросы, поставленные перед экспертом к разрешению в ходе исследования, и описываются предоставляемые в распоряжение эксперта материалы. В перечне материалов указываются: объекты исследования; образцы для сравнения; следственные материалы, знание которых необходимо эксперту. Указывается также местонахождение документов и объектов.

    Способы производства экспертизы определяются, как правило, экспертом. Однако следователь правомочен, исходя из обстоятельств дела, указать в постановлении на необходимость определенного способа исследования (например, встречной проверки документов).

    Предварительное следствие должно быть закончено в соответствии со ст. 133 УПК не позднее чем в двухмесячный срок. Поэтому если объем экспертной работы велик, то для ускорения проведения СЭЭ по инициативе следователя или руководителя экспертного учреждения к экспертизе привлекаются несколько экспертов одной специальности.

    Назначение СЭЭ судом - сложный процесс, который является результатом реализации как инициативы участвующих в деле лиц, так и правомочий суда.

    При назначении СЭЭ судом складывается комплекс процессуальных отношений: между судом и каждым из участвующих в деле лиц; между судом и экспертом. Эти отношения различаются по основаниям возникновения, содержанию, процессуальному значению. Отношения между судом и каждым из участвующих в деле лиц возникают по поводу ходатайства о назначении СЭЭ, о назначении конкретного эксперта, об отводе эксперта, о формировании круга вопросов.

    Указанные процессуальные отношения опосредуются в ходатайствах заинтересованных лиц и определениях суда об их удовлетворении или отклонении и характерны для самого процесса назначения СЭЭ; они как бы предваряют назначение.

    Результат действий по назначению СЭЭ отражается в особом процессуальном акте - определении суда о назначении судебной экспертизы. Именно оно вызывает к жизни систему отношений между судом и экспертом. Поэтому на его структуре следует остановиться подробнее.

    В определении суда о назначении СЭЭ (как и в постановлении следователя) по уголовным делам должны быть указаны конкретные основания назначения СЭЭ, вопросы, которые требуется разрешить, материалы и обстоятельства дела, подлежащие исследованию. В том случае, когда в стадии предварительного следствия по делу проводилась экспертиза, суд вправе поставить перед экспертом вопросы, аналогичные тем, которые он разрешал по заданию следователя, и определить тот же круг материалов для исследования. Но от этого СЭЭ по поручению суда не становится повторной. Принцип непосредственности исследования доказательств по делу означает, что суд не связан и не ограничен материалами предварительного следствия. Он самостоятельно назначает и проводит СЭЭ, предусмотренные законом, - первичные, дополнительные, повторные - и может допросить эксперта (в соответствии со ст. 289 УПК).

    Особенности назначения СЭЭ в судебном заседании обусловлены тем, что в формулировании вопросов, определении объема исследуемых обстоятельств принимают участие обвинитель, защитник, подсудимый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители; по всем поставленным эксперту вопросам заслушивается мнение участников судебного разбирательства, заключение прокурора.

    Какие вопросы следует поставить на разрешение эксперта, устанавливает в конечном счете суд, включая их в свое определение либо дополняя ими ранее вынесенное. ГПК, в отличие от УПК (ст. 184), не содержит четких правил на этот счет. Тем не менее судебными практикой и доктриной выработаны некоторые общие требования и правила по составлению данного определения. Определение о назначении СЭЭ должно содержать все реквизиты, свойственные судебному определению и перечисленные в ст. 224 ГПК.

    • указание на время и место вынесения;
    • наименование суда (его состав и секретарь судебного заседания);
    • наименование лиц, участвующих в деле, и предмета спора (краткая фабула дела);
    • указание на обстоятельства, имеющие значение для дела (факты предмета доказывания или доказательственные факты), для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза;
    • мотивы суда, по которым он пришел к выводу о потребности в СЭЭ, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался при назначении СЭЭ;
    • наименование частного предмета (вида) СЭЭ;
    • формулирование экспертной задачи - вопросы эксперту;
    • определение объекта исследования (или в отношении кого оно проводится);
    • кому поручается производство СЭЭ (наименование организации, лаборатории, фамилия, имя, отчество эксперта);
    • наименование материалов дела, передаваемых в распоряжение эксперту (например, протокола судебного заседания, протоколов допроса свидетелей, собственноручные записи испытуемого - перечисляются, какие именно);
    • описание сравнительных материалов (если таковые передаются в распоряжение эксперту);
    • срок, в течение которого должна быть проведена СЭЭ;
    • место проведения СЭЭ (в суде или вне суда);
    • предупреждение экспертов об ответственности, согласно действующему законодательству (ст. 307 УК РФ), за дачу заведомо ложного заключения;
    • подпись судьи (судей), вынесшего определение.

    Как видим, структурно определение включает три части:

    • подготовительную или вводную (место, время вынесения, состав суда, по какому делу, по ходатайству какой стороны, если таковое имело место);
    • описательную (краткая фабула дела - с выделением юридических обстоятельств, доказывание которых требует проведения экспертизы, а также поводов и оснований экспертизы);
    • постановляющую (объект и предмет исследования, вопросы эксперту, кому поручается, перечень передаваемых материалов).

    Описательная часть должна быть сформулирована таким образом, чтобы из нее было ясно, почему возникла потребность в данной СЭЭ, для установления судом какого юридически значимого обстоятельства могут быть пригодны ее результаты, какова специальная цель данного исследования.

    Учитывая необходимость усиления процессуальных гарантий прав сторон при назначении СЭЭ, постановляющую часть следует дополнить указанием на ознакомление сторон с определением о назначении СЭЭ.

    В определении о назначении СЭЭ не указываются порядок и сроки обжалования, поскольку закон не предусматривает такой возможности. Заинтересованное лицо, не согласное с определением о назначении СЭЭ (например, с кругом заданных эксперту вопросов или с самим фактом назначения экспертизы), не может обжаловать такое определение отдельно от обжалования судебного решения.

    Если вышестоящий суд признает назначение СЭЭ незаконным или необоснованным и отменит определение о назначении СЭЭ, то, соответственно, "аннулируются" все юридические последствия такого определения. Например, если суд уже успел получить заключение эксперта (в случае, когда обжалование определения происходит без приостановления производства СЭЭ), то отмена вышестоящим судом определения о назначении СЭЭ делает невозможным использование судом первой инстанции заключения эксперта в качестве доказательства.

    Так, назначая СЭЭ в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, нужно обращать внимание на сроки, установленные ст. 99 ГПК (подготовка дела совершается в пределах семидневного срока). Если производство СЭЭ требует большего времени, то по мотивированному определению судьи общий срок подготовки дела может быть продлен до 20 дней; однако данное полномочие судьи предусмотрено законом для исключительных случаев (ч. 1 ст. 99 ГПК).

    Поскольку СЭЭ чаще всего проводится вне суда (т.е. не в зале судебного заседания), то при ее назначении в стадии судебного разбирательства возникает необходимость предоставить эксперту время на специальное исследование. Поэтому в ГПК предусмотрено право суда приостановить производство по делу в случае назначения СЭЭ (п. 5 ст. 215 ГПК). Определение о приостановлении производства выносится судом по ходатайству заинтересованных лиц либо по своей инициативе.

    На необходимость комиссионной или комплексной СЭЭ указывается в постановлении (определении) о назначении СЭЭ. Руководитель экспертного учреждения вправе дать указание о проведении комиссионной или комплексной СЭЭ по своей инициативе или по инициативе эксперта. Эксперт, производящий СЭЭ вне экспертного учреждения, придя к выводу о необходимости комиссионной или комплексной СЭЭ, ставит об этом вопрос перед следователем (судом) в порядке, предусмотренном процессуальным законом.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-04-12

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

    Проведение экономической экспертизы подразумевает исследование финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе финансовых операций и показателей, а также процесса их формирования и отражения в учете. Исследования в рамках производства данного вида экономической экспертизы могут затрагивать финансовую, кредитную, налоговую и другие области деятельности.

    Несудебная и судебная экономическая экспертиза.

    Несудебная экономическая экспертиза - осуществляется в непроцессуальной форме. Она может проводиться по запросу адвоката (защитника), заявлению физических и юридических лиц. Итоговый документ оформляется как акт несудебной экспертизы (акт экспертного исследования). Дальнейшее использование ее результатов может быть в разных формах: экспертиза предъявляется второй стороне для возможного заключения мирового соглашения - тогда до суда дело не доходит, а может по ходатайству стороны и решению суда приобщаться в качестве иных документов. Кроме того, может составляться письменная консультация по так называемым справочным вопросам, для ответа на которые не требуется проведение экспертного исследования, но которые относятся к области специальных знаний бухгалтера или экономиста.

    Судебная экономическая экспертиза - носит процессуальный характер и проводится в рамках уголовного, гражданского, арбитражного дела. При этом ее субъект, то есть эксперт-экономист, специально назначенный органами суда или следствия, опирается на теоретическую базу, основу которой составляет комплекс экономических и юридических знаний, трансформированный и интегрированный для нужд правосудия. Итоговый документ - заключение эксперта - является самостоятельным видом судебного доказательства.

    В зависимости от направления исследования и решаемых вопросов экономические экспертизы принято подразделять на бухгалтерские и финансово-экономические .

    Бухгалтерская экспертиза - исследует правильность отражения в учете хозяйственных операций. Характерными для нее являются вопросы:

    В рамках производства бухгалтерской экспертизы могут выявляться факты (признаки) искажения учетных данных специфическими для бухгалтерского учета приемами, проводится диагностика обнаруженных искажений, определяется степень их влияния на показатели хозяйственной деятельности. Если на исследование представлены так называемые черновые записи, то устанавливается их тождество или различие с официальным бухгалтерским учетом. В ряде случаев может быть реконструирована (воссоздана) отсутствующая либо искаженная экономическая информация на основе более поздних или предыдущих записей, а также в силу существующих закономерных связей различных учетных и отчетных документов. Кроме того, в ходе экспертного исследования обращается внимание на нарушение хозяйствующим субъектом правил ведения бухгалтерского учета и отчетности, которые способствовали совершению злоупотреблений и вуалированию их последствий.

    Главной целью исследований, проводимых в рамках бухгалтерской экспертизы, становится установление наличия (отсутствия) фактов искажений экономически значимой информации на любой стадии процесса бухгалтерского учета, механизма их образования, места, времени, качественной и количественной характеристик, степени влияния на финансовые показатели деятельности хозяйствующего субъекта.

    Финансово-экономическая экспертиза - изучает документально зафиксированные сведения о финансовых операциях и финансовых показателях деятельности хозяйствующего субъекта, а также информация, характеризующая образование, распределение и использование предприятием (организацией, частным предпринимателем) доходов, денежных средств (фондов), негативные отклонения в этих процессах, повлиявшие на показатели хозяйственной деятельности или способствовавшие совершению преступлений, связанных с несоблюдением финансовой дисциплины.

    Необходимость в проведении финансово-кредитной экспертизы возникает в тех случаях, когда требуется установить факты отклонений, нарушений в сфере финансирования и кредитования, например при расследовании дел о хищении имущества, в том числе денежных средств. На основе исследования финансово-кредитных операций, отраженных в документах по учету и расходу, эксперт может установить обоснованность формирования денежных фондов, выявить признаки нарушений порядка их расходования. Также в рамках экспертизы определяются такие показатели, как кредитоспособность заемщика, полнота и своевременность возврата заемных средств. Нередко решаются вопросы по установлению направления расходования выделенных целевых средств.

    Экспертизы, связанные с определением налогооблагаемой базы, исчислением и уплатой налогов и других обязательных взносов и платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, как правило, проводятся по уголовным делам. В ходе исследования устанавливаются искажения в бухгалтерском и налоговом учете и выявляется их влияние на величину налогооблагаемой базы. При необходимости эксперт отвечает на вопрос о соответствии формирования налогооблагаемой базы и суммы налоговых отчислений нормам действующего законодательства.

    В рамках финансово-экономической экспертизы выполняются расчеты- долевого участия учредителей (акционеров) в имуществе хозяйствующего субъекта, суммы денежных средств, причитающейся участнику общества при выходе из его состава, дивидендов акционерам по итогам финансового года; проводится исследование показателей, характеризующих формирование размера (величины) оплаты труда.

    Экспертиза финансового состояния хозяйствующего субъекта - может осуществляться как при расследовании преступлений, связанных с лжепредпринимательством, злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности, так и при решении вопроса о признании организации банкротом.

    В рамках данной экспертизы возможно решение самых разнообразных вопросов. Так, эксперт проводит исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе платежеспособности, финансовой устойчивости, ликвидности, дает характеристику динамики финансового состояния предприятия, выявляет и анализирует, если позволяют представленные документы, факторы, вызвавшие ее изменение. И, конечно же, необходимой составляющей такого исследования является изучение признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, влияющих на финансовый результат и расчеты по обязательствам хозяйствующего субъекта, определение экономической обоснованности финансовых показателей организации в случае искажения данных о доходах и расходах.

    При производстве экономических экспертиз не подлежит разрешению:

    По общим правилам эксперт не может решать правовые вопросы, вопросы, связанные с оценкой действий других лиц, или вопросы о квалификации преступления, поскольку это относится к прерогативе органов суда и следствия. В нашем случае это формулировки вроде следующих: имело ли место хищение товарно-материальных ценностей на складе; имел ли право руководитель организации продавать имущество по цене ниже его балансовой стоимости; достаточно ли полно и правильно проведена ревизия; обоснованны ли выводы о причиненном ущербе и т.п.

    • Вопросы о соблюдении правил бухгалтерского (финансового, налогового) учета, которые приведены выше, имеют двойственный характер. Они формулируются как правовые, при ответе на них эксперт обращает внимание на выполнение предписаний действующего законодательства. Однако в данном случае решается вопрос не о наличии вины ответственного лица, а о соответствии или несоответствии какого-либо действия указанным правилам.
    • Полное восстановление бухгалтерского или налогового учета не относится к сфере деятельности эксперта-экономиста. Он может дать свое заключение по отдельным элементам финансово-хозяйственной деятельности, которые являются предметом следственного или судебного разбирательства.

    Предмет судебной экономической экспертизы – изучение особенностей предпринимательской деятельности и нюансов ее ведения.

    Во время процедуры удается получить максимум информации для ее дальнейшего использования. Но не обойтись без привлечения профессионалов к процессу.

    Предмет судебной экономической экспертизы и ее цели

    В качестве предмета выступают различные хозяйственные операции на предприятии. Они подвергаются тщательному изучению специалистами, собирается максимум информации для последующего применения.

    Для чего выполняется судебно-экономическая экспертиза?

    Перечислим основания для ее назначения:

    • Изучение финансовой отчетности.
    • Выявление недочетов при ведении документов.
    • Установление искажения данных.
    • Определение ведения двойной отчетности.
    • Выявление возможного вывода средств из компании.
    • Установление фактов занижения доходов.
    • Определение способов ухода от налогов.
    • Выявление схем, которые применялись компанией.
    • Установление признаков различных экономических преступлений.
    • Возможное использование компании для совершения незаконных операций.
    • Сбор доказательной базы для применения в рамках судебного процесса.
    • Выявление фактов корректировки записей.
    • Определение нецелевого использования средств и растраты.

    Это только ряд целей судебно-экономической экспертизы. Она осуществляется по различным делам, но потребуется правильно провести все этапы и предоставить объективный отчет.

    Назначение судебно-экономической экспертизы

    Как осуществляется назначение судебно-экономической экспертизы?

    • Она может быть инициирована правоохранительными органами или судом.
    • Запросить выполнение могут стороны процесса.
    • Судья устанавливает основания для судебно-экономической экспертизы, определяет необходимость проведения.
    • Составляется постановление.
    • В него вносится перечень вопросов для изучения.
    • Определяется компания для сотрудничества.
    • В нее поступает постановление.
    • Сотрудники изучают документы и приступают к процедуре.

    Эксперты судебных экономических экспертиз могут отказаться от проведения исследования в нескольких случаях:

    • В компании нет специалистов, способных справиться с поступившим запросом.
    • Фирма не обладает базой для подобного исследования.
    • Нет возможности выполнить процедуру.

    В случае обоснованного отказа, постановление передается иной компании. Отбираются надежные организации, которым можно доверить процедуру.

    Объекты судебно-экономической экспертизы

    В качестве объектов судебно-экономической экспертизы выступают:

    • Полученные материалы.
    • Отчетность компании.
    • Сопутствующие документы.
    • Нормативные акты и различные определения.

    Все материалы, которые используются во время процедуры, являются объектами исследования. Их изучению уделяется особенное внимание в рамках процесса.

    Судебно-экономическая экспертиза – определение правильности отчетности и других факторов

    Как проходит непосредственно исследование? Процедура состоит из следующих этапов:

    • Первоначально эксперт судебных экономических экспертиз принимает запрос.
    • Предоставляется полный перечень материалов, доступ к отчетности компании и различным документам.
    • Специалист проводит тщательное изучение. На проверку всех параметров потребуется время.
    • Сотрудник выявляет ошибки и искажения данных.
    • Он устанавливает реальные параметры.
    • Можно выявить нарушения при ведении отчетности, способы ухода от налогов, занижение прибыли и т. д.
    • Составляется заключение.
    • Оно высылается заказчику.

    В заключении есть вся информация, найденные недочеты, факторы, указывающие на совершение экономических преступлений. На его основании удается сформировать доказательную базу.

    Нюансы

    Какие факторы важны при финансово-экономической экспертизе?

    • Необходимо опираться только на те данные, которые были получены.
    • Специалисты должны провести независимую процедуру.
    • Они не имеют права отстаивать интересы сторон.
    • Важно добиться полной объективности заключения.
    • Предотвратить последующее искажение данных.
    • Специалисты должны иметь значительный опыт, чтобы успешно справиться со всеми этапами.

    У кого заказать?

    Нужно провести финансово-экономическую экспертизу? Обратитесь в нашу компанию за помощью! Фирма готова выполнить различные исследования в течение короткого времени. Мы не затягиваем сроки, процедура была оптимизирована.

    Причины для обращения к нам:

    • Значительный опыт в данной сфере.
    • Сотрудники готовы принять различные заказы.
    • Процедура проводится в соответствии со всеми правилами.
    • Данные будут приняты в суде.
    • Гарантирована полная независимость специалистов.
    • У нас положительная репутация на рынке.

    4. СООТНОШЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

    И СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

    Судебно-экономическая экспертиза - это деятельность компетентного специалиста по исследованию предъявленных ему материалов дела для разрешения вопросов, поставленных перед ним следователем или судом, которая заканчивается составлением письменного заключения эксперта.

    Следователь правомочен назначить судебно-экономическую экспертизу, если необходимы специальные познания в области бухгалтерского учета, кредитно-денежных отношений и финансов, которые образуют научную компетенцию эксперта-экономиста.

    Следует согласиться с позицией Следственного Управления ФСНП России о том, что одним из важнейших оснований для назначения судебно-экономической экспертизы являются обоснованные сомнения следователя в правильности выводов налоговой проверки, на основе которых было возбуждено уголовное дело. Однако, требуется напомнить, что сами сомнения должны касаться отдельных выводов, сформулированных в акте налоговой проверки и не требовать назначения новой (контрольной) проверки в целях восполнения материалов уголовного дела.

    Возможность процессуальной ошибки - возложение на эксперта функции ревизора - вытекает из несомненного сходства двух форм использования специальных экономических познаний по целому ряду признаков.

      Как специалист отдела налоговых проверок, так и эксперт-экономист обладают специальными познаниями в одних и тех же сферах экономической науки.

      Основывают свои выводы на исследовании документов, записей в учетных регистрах, в иной учетной документации.

      Применяют аналогичные методы исследования бухгалтерских документов.

    Отсюда во избежании ошибки необходимо помнить о существенных различиях между ревизией (документальной проверкой соблюдения налогового законодательства) и судебно-экономической экспертизой, которые принято подразделять на две группы.

    1.Процессуальные различия.

    А . Судебно-экономическая экспертиза проводится лишь по возбужденному уголовному делу на основании постановления следователя. Основанием для проведения документальной проверки служит направленное в отдел налоговых проверок предписание начальника (или заместителя) соответствующего органа. Проверка может назначаться и по требованию следователя, в том числе и до возбуждения уголовного дела.

    Б . В отношении ревизии (документальной проверки) УПК РСФСР регламентирует лишь право следователя требовать ее проведения. Процессуальная регламентация судебно-экономической экспертизы в целях обеспечения гарантий законности определяется многими нормами УПК РСФСР. Правовая основа назначения и проведения судебной экспертизы регламентирована ст.ст.78, 79, 81, 184 - 194, 288, 290 УПК РФ, правовое положение, права и обязанности эксперта регламентируются ст.ст.67, 82, 106, 192, 275, 289 УПК РСФСР. Правовая основа заключения эксперта регламентируется ст.ст.80, 191 УПК РСФСР. Таким образом, возложение на ревизора (в том числе и при проведении повторных проверок) функций эксперта-экономиста превращает налоговую проверку в экспертизу, лишенную своей процессуальной формы, что является бесспорным основанием для возвращения дела на доследование. Выполнение экспертом действий ревизионного характера также ставит его выводы под обоснованное сомнение.

    2. Методические различия.

    А. По содержанию деятельности. Ревизия представляет собой проверку хозяйственной деятельности за определенный (как правило, отчетный) период времени. Проверка осуществляется на основе документов, находящихся в соответствующей организации. Экспертиза не осуществляет проверку хозяйственной деятельности, а исследует документы, приобщенные к уголовному делу.

    Б . По предмету исследования и проверки. Документальной проверкой охватывается вся финансово-хозяйственная деятельность предприятия за определенный период времени с целью выявления фактов несоблюдения норм налогового законодательства. Судебно-экономическая экспертиза исследует на основе учетных документов лишь те обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности, которые имеют значение для правильного разрешения дела. Эти конкретные обстоятельства каждый раз определяются при постановке вопросов перед экспертом со стороны следствия и суда.

    В . По объектам исследования. В процессе проверки специалист отдела налоговых проверок сам подбирает необходимые ему документы, при необходимости самостоятельно изымает отдельные документы (или истребует их копии). Судебный эксперт-экономист основывает свои выводы на основе документов, приобщенных следователем к уголовному делу. Право самостоятельного изъятия документов эксперту-экономисту не предоставлено. При необходимости по его ходатайству дополнительные документы изымает следователь.

    Одним из объектов исследования эксперта-экономиста может стать акт документальной проверки. Это возможно в ситуациях, когда у следователя возникли сомнения в правильности примененной при проверке методике расчета и обоснования сумм доходов и стоимости других объектов налогообложения. В данном случае эксперт-экономист не повторяет ревизионную работу, а лишь анализирует научную обоснованность примененных ревизией методик расчета.

    Имеется и ряд других методических различий (по субъекту проведения проверки и экспертизы, по оформлению результатов исследования и т.п.). Однако, даже ссылка на основные различия показывает взаимную незаменимость документальной проверки и судебно-экономической экспертизы.

    Проверка назначается по инициативе оперативного работника или следователя в тех ситуациях, когда требуется впервые путем проведения официальных контрольных мероприятий выявить документы и иные учетные материалы, могущие служить доказательствами по уголовному делу. Судебно-экономическая экспертиза назначается для исследования уже выявленных документальных доказательств. Цель ее назначения - устранить возникшие в материалах дела противоречия путем получения нового доказательства - заключения эксперта-экономиста.

    Следует помнить, что заключение эксперта-экономиста не имеет предустановленной доказательственной силы и оценивается следователем и судом наравне с другими собранными по делу доказательствами. Естественно, что в ходе исследования представленных ему материалов эксперт-экономист может установить новые, ранее не известные следствию факты нарушений налогового законодательства. Однако, только для того, чтобы выявить такие ранее не известные факты, судебно-экономическая экспертиза не назначается.

    5. Организация назначения судебно-экономических

    экспертиз

    Назначая судебно-экономическую экспертизу следователь ставит определенную цель. Как правило, в качестве цели предполагается получение суждения независимого специалиста в области экономической науки и практики, и как частный случай - конкретно в области бухгалтерского учета и налогообложения, по таким вопросам, как:

    правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет;

    установление лиц, ответственных за нарушение налогового законодательства;

    определение суммы недоначисленных и недоплаченных в бюджет налогов;

    установление способа сокрытия налогов от уплаты в бюджет.

    В каждом частном случае вопросы, поставленные на разрешение экспертизы могут быть конкретизированы.

    Например, при расследовании уголовного по обвинению президента открытого акционерного общества было установлено, что в течение 1995 - 1996 года открытое акционерное общество «О.» приобретало в акционерном обществе «Х.» маргарин и масло крестьянское. В нарушение действующего законодательства ОАО «О.» начисляло в бухгалтерском учете по полученной продукции налог на добавленную стоимость (НДС) по ставкам, вдвое превышающим установленные. Затем начисленный в завышенном размере НДС по полученной продукции был списан в бухгалтерском учете в уменьшение НДС причитающегося от ОАО «О.» в доход бюджета и, соответственно, в налоговых декларациях по НДС сумма причитающегося в бюджет налога была занижена. Тем самым ОАО О. уклонилось от уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость в размерах, установленных законодательством.

    Испытывая потребность в специальных экономических познаниях при расследовании уголовного дела и руководствуясь ст. ст. 78, 184, 187 УПК РСФСР, следователь постановил назначить по этому уголовному делу судебно-бухгалтерскую экспертизу (приложение № 3).

    На разрешение экспертизы поставлены следующие вопросы:

      Оказывает ли влияние сумма НДС, полученная ОАО «О.» от покупателей продукции, ранее поставленной АО «Х.» на сумму НДС, предъявленную к возмещению из бюджета по этой же продукции при ее оплате поставщику?

      Какая сумма НДС по продукции, поступившей в ОАО «О.» от АО «Х.» могла быть предъявлена к возмещению из бюджета, и какая фактически сумма была предъявлена к возмещению из бюджета?

      Если к возмещению из бюджета была предъявлена необоснованно завышенная сумма НДС, то компенсирован ли впоследствии ОАО «О.» ущерб, нанесенный бюджету?

      Какую сумму НДС к возмещению из бюджета должен был указать в налоговый декларациях главный бухгалтер исходя из имеющихся в исследуемом периоде в ОАО «О.» первичных документов?

    Заключение эксперта по данному делу приведено в приложении № 4.

    Исходя из обстоятельств, подлежащих установлению по конкретному уголовному делу, могут быть сформулированы и другие вопросы, поставленные на разрешение экспертизы.

    Так например, при расследовании уголовного дела по обвинению директора товарищества с ограниченной ответственностью «Ж.» гр. К. было установлено, что ТОО «Ж.», занимаясь коммерческой деятельностью, получило доход, часть из которого, с целью уклонения от уплаты налогов, директор ТОО умышленно скрыла. С этой целью, по ее указанию, были занижены показатели валового дохода в отчете «О финансовых результатах» и их использовании за 2 и 3 кварталы 1996 года, что привело к сокрытию прибыли на сумму 864155,8 тыс. рублей и неуплате с нее налога в сумме 302454,5 тыс. рублей.

    В этом случае на разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы:

    1. Какая сумма дохода от реализации ценных бумаг получена ТОО «Ж.» за период с 1 января по 1 октября 1996 года и правильно ли она отражена на счетах бухгалтерского баланса?

    2. Правильно ли отражена сумма дохода от реализации ценных бумаг в отчете ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах» ТОО «Ж.» за период с 1 января 1996 года по 1 октября 1996 года?

    3. Какое влияние оказала сумма фактически полученного дохода от реализации ценных бумаг на величину налогооблагаемой прибыли ТОО «Ж.» за период с 1 января 1996 года по 1 октября 1996 года?

    4. Какая сумма налога на прибыль должна причитаться в бюджет с ТОО «Ж.» за 9 месяцев 1996 года и какая сумма налога на прибыль фактически начислена ТОО «Ж.» за этот период?

      За счет какого источника средств ТОО «Ж.» приобрело ценные бумаги, реализованные из ТОО за период с 1 января 1996 года по 1 октября 1996 года и на каких счетах бухгалтерского баланса отражено движение выручки от реализации ценных бумаг?

    Недопустимо ставить на разрешение судебно-экономической экспертизы вопросы, не относящиеся к компетенции эксперта по данной специальности. Так, например, иногда на разрешение судебно-бухгалтерской экспертизы следователь предполагает поставить такие вопросы, как:

    1. Подлинность представленных на экспертизу документов.