Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Исполнительные и иные органы местного самоуправления. Полномочия и структура исполнительного органа местного самоуправления

    Исполнительные и иные органы местного самоуправления. Полномочия и структура исполнительного органа местного самоуправления

    Муниципальные образования в структуре органов местного самоуправления создают кроме представительного органа и иные органы. К иным органам относятся исполнительные органы местного самоуправления. Это соответствует положениям ст.3 Европейской Хартии местного самоуправления, согласно которой представительные органы местного самоуправления, избранные путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования, «могут иметь подотчетные им исполнительные органы». Наиболее распространенным наименованием исполнительного органа местного самоуправления в России является «администрация муниципального образования» или «местная администрация». Опираясь на федеральное законодательство и законы субъектов Федерации муниципальные образования самостоятельно выбирают и устанавливают организационную схему исполнительного органа.

    Факторами, влияющими на выбор организационной структуры исполнительных и иных органов местного самоуправления являются: размер и уровень социально-экономического развития территории, численность населения, финансовые возможности, национальные и иные местные традиции и др. В крупных муниципальных образованиях исполнительные органы имеют разветвленную структуру и относительно большой штат. Устанавливая штатное расписание исполнительного органа, муниципальное образование руководствуется реестром муниципальных должностей муниципальной службы, который утвержден законом субъекта Федерации.

    В Законе об общих принципах организации местного самоуправления предлагаются возможные варианты образования исполнительных органов. Может предусматриваться должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, который возглавляет исполнительный орган местного самоуправления. Он может именоваться главой, мэром города, района и т.п. Руководство исполнительным органом он осуществляет на принципе единоначалия. Глава муниципального образования может избираться населением или представительным органом из числа его депутатов. Это высшее должностное лицо муниципального образования.

    Другой возможный вариант организации руководства исполнительным органом местного самоуправления предусматривает учреждение должности главы администрации . В отличие от главы муниципального образования он не может возглавлять деятельность по осуществлению местного самоуправления, не входит в состав представительного органа и не может председательствовать на его заседаниях, а является только руководителем администрации муниципального образования и замещает эту должность на контрактной основе (трудового договора).

    Закон об общих принципах организации местного самоуправления не исключает возможности образования коллегиального органа управления в системе местного самоуправления.

    В соответствии с уставом муниципального образования руководитель исполнительного органа либо самостоятельно, либо с согласия представительного органа назначает своих заместителей и распределяет между ними обязанности. Обычно в сфере финансово-экономической деятельности, социальной защиты населения и социальной политики, коммунально-бытового обслуживания и др.

    Структура исполнительного органа местного самоуправления включает различные подразделения отраслевого и функционального назначения: отделы, управления, комитеты (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и др.). Имеется и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др.

    Структурные подразделения исполнительного органа создаются в соответствии со схемой управления конкретным муниципальным образованием, возглавляются руководителем и имеют соответствующие полномочия по осуществлению исполнительной и распорядительной деятельности в определенной сфере согласно уставу муниципального образования и законодательству. Структурные подразделения в соответствии с уставом могут наделяться правами юридического лица.

    Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа, организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями, которые утверждаются в порядке, установленном уставом муниципального образования. Сотрудники структурных подразделений исполнительного органа действуют на основании должностных инструкций, утверждаемых, как правило, руководителем соответствующего подразделения по согласованию с руководителем исполнительного органа местного самоуправления.

    Управления и отделы исполнительного органа самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями. При структурных подразделениях в качестве совещательных органов могут создаваться коллегии или консультативные общественные советы, рекомендации которых, в случае необходимости, могут оформляться в форме приказов соответствующих руководителей исполнительного органа.

    Для того чтобы народ мог управлять своей страной, демократическая система власти включает в себя местное самоуправление. Таковое наблюдается в любых муниципальных образованиях. Это могут быть села, города, а если населенные пункты очень большие, тогда только части городов - например, кварталы. Логика следующая: имеется государственная власть - это управление, далекое от народа, а вот муниципальная - это (в идеале) сам народ, работающий на пользу себе самому. Правда, полномочия исполнительных органов местного самоуправления распространяются только на территорию своей местности, а решения подчиняются действующим для всех правилам и законам.

    Решаем, управляем, контролируем

    Местное самоуправление ответственно за решение довольно широкого спектра вопросов, связанных с собственностью муниципалитета. Представителей выбирает самостоятельно, изъявляя волю напрямую. Для этого предусмотрены различные органы самоуправления в конкретной местности.

    Таким образом можно решить следующие вопросы:

    • обеспечение всем необходимым для корректной работы детских садов, заведений здравоохранения, образовательных, связанных с общественным порядком;
    • использование, содержание нежилого, жилого фонда во владении муниципалитета;
    • поддержка работоспособности коммунальных сетей;
    • строительство дорог и содержание их в адекватном состоянии;
    • озеленение территорий, благоустройство населённого пункта.

    Собственность и деньги

    Исходя из вышесказанного, понятно, что у муниципалов есть в собственности различные объекты. Наиболее значимы дома, строения, земельные участки. Это все то жилье, которое еще не приватизировано, а также используемое для образовательных, культурных учреждений, больниц, иных объектов промышленности.

    Деньги также важны для муниципалитета, поэтому регулярно формируют бюджет, прописывая, какие доходы запланированы, расходы возможны. В бюджет средства поступают за счет введенных на территории налоговых и прочих сборов, штрафных санкций, сдачи объектов в аренду, получения части прибыли местных предприятий. Муниципальные бюджеты питаются в том числе и за счет дотаций.

    Как это структурировано?

    Публичная власть - это структура из двух уровней: государственный, местный. Следующая ступень иерархии - негосударственные исполнительные органы местного самоуправления в РФ. К таковым принято относить все те органы, в чьей зоне ответственности функции, связанные с управлением территорией, распоряжением, исполнением установленного законами. Наиболее значимая деятельность исполнительных органов местного самоуправления - это гарантия соблюдения на подведомственной территории федеральных законов, а также нормативных актов, принятых на более низком уровне. Это местные документы, устанавливающие правила и порядки на территории, а также действующие на уровне субъекта РФ.

    Исполнительные власти и местного самоуправления имеют компетенцию, устав, функциональность. Словом, это полностью сформированные структуры для обеспечения исполнительной власти на местности. Обычно в качестве такой власти выступает мэрия города или администрация.

    Что почем и как работает?

    Обеспечивается взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления через иерархическую структуру власти. При этом основополагающим является тот факт, что исполнительная власть сконцентрирована в руках главы администрации города - этакого избранника народа, выбранного, чтобы изъявить волю населения.

    Местная администрация призвана следить за тем, чтобы соблюдались федеральные законы. Ее же задача - сформировать бюджет, утвердить его и реализовать. Занимаются власти местного самоуправления собственностью муниципалитета, управляя ею в идеале так, чтобы строения поддерживались в корректном состоянии, регулярно обслуживались и ремонтировались. Наконец, в зоне ответственности - программы экономического, социального развития подведомственной территории. Несомненно, сформировав подобные программы, органы исполнительной власти местного самоуправления должны предпринять все возможное, чтобы воплотить их в жизнь. Наибольшая ответственность ложится на главу этого органа, то есть на главу администрации.

    А что внутри?

    Внутренняя организация исполнительных органов местного самоуправления - это иерархия, в которой практически всегда есть следующие ступени:

    • глава, то есть тот, кто руководит работой органа, а также заместители, назначенные чиновнику;
    • административный аппарат, включающий в себя основной персонал, составляющий акты исполнительных органов местного самоуправления;
    • комитеты, иные подразделения;
    • единицы структуры исполнительной власти, ответственные за отдельные районы, таковые обычно именуются территориальными.

    Всему голова!

    Итак, есть федеральный исполнительный орган местного самоуправления, и есть самый главный человек здесь. Именно он отвечает за то, как власть работает, контролирует ее, обеспечивает урегулирование разнообразных вопросов, подписывает бюджет и утверждает различные программы.

    В нашей стране широко применимо единоличное управление, не будут исключением и представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Есть глава, которому все подчинены и перед которым обязаны регулярно отчитываться: как, что, насколько сделано, эффективно ли. С другой стороны, глава администрации не просто контролирует, хорошо ли работают представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Если что-то идет не так, спрашивают с него лично: по законам, ответственность возлагается на управленца персонально.

    И что можно сделать?

    О том, за что и каким образом будет отвечать главный человек в администрации населённого пункта, рассказывает принятый в этой местности устав. Обычно в нем указывают, что глава должен формировать бюджет и контролировать, чтобы финансовая программа воплотилась в жизнь. Кроме того, именно он руководит всеми объектами в муниципальной собственности. Делать это можно через подчиненные органы, а можно и самостоятельно, напрямую. Между прочим, это не так и мало. В муниципальной собственности обычно достаточно много разнообразных учреждений, предприятий. Словом, найдется, где разгуляться.

    Дополнительно к указанному ранее, глава администрации следит за тем, насколько соблюдаются на подведомственной территории права граждан и их свободы. Он контролирует законность происходящего в доверенной ему зоне. При необходимости глава может отменить тот или иной акт, изданный подчиненным органом, а также инициировать работы над какой-нибудь программой или документом на пользу муниципальному образованию. В зоне ведомства главы администрации - заключение соглашений, договоренностей, направленных на благо доверенной территории. Наконец глава исполнительного органа местного самоуправления награждает подчиненных ему лиц, наказывает, призывает к ответственности. К числу таковых принадлежат муниципальные работники.

    Законы и назначения

    О том, кем может управляться исполнительный орган местного самоуправления, рассказывает принятый в 2003 году закон, посвященный вопросам местного самоуправления. В частности, именно вопросу выбора главы посвящена 37-я статья. В ней говорится, что глава образования может быть также и главой администрации, а также, что это может быть человек, с которым заключили контракт. Второй вариант возможен, если должность была вакантна, на ее замещение провели конкурс и выбрали в результате лучшего из претендентов.

    Когда организуется конкурс, задача проведения процедуры по закону ложится на исполнительный орган местного самоуправления. Необходимо сперва задокументировать то, каков конкурсный порядок, то есть каким образом допустимо проводить это мероприятие. Обычно утверждают специальное положение. Далее необходимо подобрать персонал для комиссии, предварительно определив, насколько много человек нужно для корректной работы.

    Следует помнить, что далеко не все участники комиссии назначаются муниципальным исполнительным органом, некоторых предоставляют по выбору законодательного органа того субъекта, где проводится мероприятие. Это происходит на основании решения высшего должностного лица территории. Далее комиссия анализирует претендентов и выбирает лучшего, утверждает, какие условия нужно прописать в договоре с будущим управленцем и принимает примерный контракт. Глава администрации формирует свое представление о структуре подчинённого ему органа, а комиссия вправе утвердить проект или отправить на переработку. Также именно такая комиссия имеет право инициировать расторжение заключенного с управленцем контракта.

    Глава: кто он такой

    Как уже было упомянуто, исполнительный орган местного самоуправления подчиняется главе. Такового можно избрать в ходе муниципальных выборов, о чем гласит 36-я статья принятого в 2003 году закона о местном самоуправлении. В качестве альтернативы выборам - принятие решение в пользу одного из членов администрации.

    Если были организованы выборы, в ходе которых некоторый чиновник занял место главы администрации, тогда его голос в будущем будет решающим на проводимых властью собраниях. Этот управленец может возглавить администрацию или занять пост председателя представительного органа. А вот разделиться на два кресла нельзя: или глава администрации, или председатель. И ту, и другую должность одному и тому же человеку по закону занимать запрещено.

    Разделяй и властвуй

    Описанная система стала наилучшим на данный момент воплощением представления о справедливом разделе власти. Впрочем, если речь идет о небольших населенных пунктах - например сельских поселениях, то тут ситуация особенная. В таких местах проживает довольно мало человек, поэтому две головы совершено ни к чему. Достаточно выбрать одного управленца, который будет совмещать две должности, являясь как председателем, так и главой.

    Прочно утвердившись на новом стуле, глава может:

    • Представлять местность в других регионах, муниципалитетах, в государственных инстанциях, предприятиях, а также перед гражданами. Такому начальнику не нужна доверенность, поскольку представительская функция предполагает наличие всех прав и полномочий. Это означает, что глава сможет подписывать бумаги и оглашать позиции по разнообразным вопросам. Исключение - это такие случаи, которые были отмечены в законе как специальные.
    • Подписывать правовые акты, принимаемые подведомственными структурами, а также заниматься их обнародованием, подчиняясь при этом уставу подвластной территории.
    • Издавать акты, но не нарушая границ полномочий.
    • Созывать заседания не в установленные сроки, а раньше, если в этом возникла необходимость.

    Кому и как?

    Следует обратить внимание, что указанные полномочия распространяются на всех без исключения глав муниципалитетов. Не играет роли, каким методом пришел к власти конкретный управленец, не имеет значения, какой именно возглавляется чиновником орган.

    В каждом отдельно взятом муниципальном образовании действует свой собственный, оригинальный устав. В нем могут быть прописаны такие условия и возможности, которые расширяют полномочия чиновника, управляющего территорией. При этом расширения могут распространяться только на тех, кому вверена исполнительная власть, на тех, кому вверена представительная, а также на всех сразу.

    Дополнительно нужно отметить, что чиновник, возглавляющий муниципальное образование, должен отчитываться населению, проживающему на вверенной ему территории, и контролироваться народом. Кроме того, также вправе требовать перед собой от исполнительной местной власти отчета.

    Законы не случайны

    Законы нашей страны последовательны и логичны. Уже из того, каково устройство государства в целом, какие нормативные акты действуют на территории всей России, логично следует, что на местах управление должно осуществляться раздельно с ограничениями функционала каждого из элементов правительственной иерархии.

    Главное предназначение существующего управленческого аппарата - обеспечение корректной деятельности муниципалитета. Именно с целью достижения эффективного управления и были введены местные органы исполнительной власти. В то же время ученые в области права доказывают, что и по сей в России развито недостаточно эффективно, система нуждается в существенной доработке. Впрочем, действующий аппарат, пусть он и работает (временами, нужно признать, через пень-колоду), наукой изучен довольно неполно. Фактически говорят только о том, что местная власть исполнительная, распорядительная, имеет определенные полномочия. Крайне редко можно видеть научные работы, посвященные развитию этого аппарата, совершенствованию.

    Полномочия и вектор развития

    Необходимо помнить, что один из самых важных нормативных актов в нашей стране - это Конституция. Это означает, что местная исполнительная власть должна строго подчиняться этому документу. Особенности управления в муниципалитетах прописаны в 132-й статье. Там перечислено, что именно может взять на себя глава муниципалитета. Это означает, что никакие сверх этого полномочия, кроме установленных дополнительно местными правовыми актами, недопустимы. В противном случае речь пойдет о превышении полномочий, что на территории России является нарушением закона.

    Еще один важный аспект заключается в том, что местное самоуправление - это власть, выбираемая народом, из народа и для народа. Это означает, что главная задача чиновников - отстаивать интересы тех, кто привел их к власти. Даже если на практике так происходит далеко не всегда, необходимо стремиться к этому. Во многом принципы местного самоуправления продиктованы идеологией демократии, что для нашего государства - ключевое направление развития, равно как и стремление к справедливости. А для того чтобы народ правил через избранных представителей, уже можно в пределах закона распоряжаться предприятиями, учреждениями образования и здравоохранения, порядком таким образом, чтобы добиться процветания подведомственной территории.

    Согласно ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления представительные органы местного самоуправления, избранные на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании "могут иметь подотчетные им исполнительные органы". Наиболее распространенное наименование исполнительных органов местного самоуправления в Российской Федерации: администрация муниципального образования или местная администрация.

    В разных субъектах РФ и муниципальных образованиях в зависимости от того, является ли оно городским или сельским поселением, с учетом его особенностей, экономического развития, численности жителей и др. факторов система органов, осуществляющих исполнительскую деятельность, их наименование и само содержание деятельности существенно отличаются.

    Исполнительные органы местного самоуправления состоят из главы муниципального образования или главы администрации и возглавляемой ими администрации. Статья 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепила положения о главе муниципального образования. Так, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

    Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. При этом Законом установлен запрет на совмещение должностей главы представительного и исполнительного органов муниципального образования.

    Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. Одновременно, право инициирования вопроса об отрешении от должности главы муниципального образования имеет высшее должностное лицо субъекта РФ, что направлено на укрепление "вертикали власти" и внутренней подотчетности публичного управления. В различных субъектах РФ при формировании местной администрации используются несколько механизмов. Местная администрация может формироваться представительным органом местного самоуправления; самостоятельно создаваться главой местного самоуправления; организовываться с согласия представительного органа местного самоуправления главой местного самоуправления. Возможен вариант, когда главные должностные лица назначаются с согласия представительного органа местного самоуправления, а остальные - самостоятельно главой местного самоуправления.

    Для организации работы администрации муниципального образования необходимо создание структурных подразделений. Ими могут быть различные подразделения отраслевого и функционального назначения: комитеты, департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.) и др. структурные органы. Кроме того, имеется вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др. Перечень подразделений исполнительного органа определяется либо его главой единолично, либо по согласованию с представительными органами местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какой порядок закреплен в уставе муниципального образования. Структурные подразделения исполнительного органа находятся в подчинении его руководителя. Они создаются в соответствии со схемой управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, уставом муниципального образования, осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере местного самоуправления и финансируются в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат из местного бюджета. Имущество этих органов входит в состав муниципальной собственности и закрепляется за ними на правах оперативного управления. Управления и отделы самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями. Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а также организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями об этих органах.

    Исполнительные органы подотчетны представительным органам местного самоуправления. Исполнительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. В законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительных органов местного самоуправления. Институт прекращения полномочий предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в том числе глав администраций.

    Решения, принимаемые исполнительным органом в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми юридическими лицами и гражданами. Они действуют в пределах границ муниципального образования. Полномочия исполнительных органов муниципальных образований включают: владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью, а также формирование и исполнение местного бюджета; охрану общественного порядка и пожарную безопасность;

    торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание, культуру, физическую культуру и спорт;

    Социальную поддержку населения;

    муниципальные информационные системы, местные СМИ.

    В ст. 3 п. 1 «Европейской Хартии местного самоуправления» сказано, что «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». «Европейская Хартия местного самоуправления» 1.09.1998 г. ст. 3 п.1

    Конституция ст.32 ч.1,2 гласит:

    Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

    Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

    В Конституции РФ нет прямого упоминания об исполнительных органах местного самоуправления. Но это не означает, что их не должно быть. Наряду с выборными органами местного самоуправления в ч. 2 ст. 130 Конституция РФ называет другие органы местного самоуправления, т.е. перечень органов местного самоуправления носит открытый характер. Если в специальных Федеральных Законах, регулирующих отношения в системе местного самоуправления, не упоминается вообще об исполнительных органах местного самоуправления, то в нормативных актах субъектов РФ они не только обозначаются, но и наделены значительными полномочиями по решению задач местного значения и осуществлению части государственных функций. Постовой Н. В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. - М.: Юриспруденция, 2009. С. 89-90

    В разных субъектах Федерации и муниципальных образованиях в зависимости от того, является ли оно городским или сельским поселением, с учетом его особенностей, экономического развития, численности жителей и других факторов система органов, осуществляющих исполнительскую деятельность, их наименование и само содержание деятельности сильно различаются.

    Исполнительные органы местного самоуправления состоят из главы муниципального образования или главы администрации и возглавляемой ими администрации. Ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепила положения о Главе муниципального образования. Так, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

    Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2007. С.169. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

    Наименование главы муниципального образования и сроки полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

    В различных субъектах Федерации при формировании местной администрации используются несколько механизмов. Местная администрация:

    · формируется представительным органом местного самоуправления;

    · создается главой местного самоуправления самостоятельно;

    · формируется главой местного самоуправления с согласия представительного органа местного самоуправления;

    · главные должностные лица назначаются с согласия представительного органа местного самоуправления, а остальные - главой местного самоуправления самостоятельно. Бондарь Н.С, Авсеенко В. И., Бочаров С. Н. Муниципальное право Российской Федерации. М. :ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. С. 128

    Для организации работы исполнительных органов (администрации) необходимо создание структурных подразделений. Ими могут быть различные подразделения отраслевого и функционального назначения: комитеты, департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.) и другие структурные подразделения. Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др. Перечень подразделений исполнительного органа (администрации) определяется либо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительными органами местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какой порядок закреплен в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципального образования. Структурные подразделения исполнительного органа находятся в подчинении его руководителя. Они создаются в соответствии со схемой управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, уставом муниципального образования, и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере местного самоуправления и состоят на местном бюджете (в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат), могут обладать правами юридического лица. Имущество этих органов входит в состав муниципальной собственности и закрепляется за ними на правах оперативного управления. Управления и отделы самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями. Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а также организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями об этих органах, утвержденными в порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования (либо главой администрации, либо по его представлению представительным органом местного самоуправления).

    Вся деятельность исполнительного органа строится на основе принципов законности (т. е. все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции РФ, законам и другим нормативно-правовым актам Российской Федерации, субъектов РФ, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления) и гласности, а также на принципах коллегиальности или единоначалия Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.- М.: Юристъ, 2007. С. 277. В законах о местном самоуправлении многих субъектов РФ содержатся нормы о подотчетности исполнительных органов представительным органам местного самоуправления. Исполнительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. В законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительных органов местного самоуправления. Институт прекращения полномочия предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. и глав администраций.

    Муниципальная служба основана на принципах:

    1) верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

    2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

    3) самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

    4) профессионализма и компетентности муниципальных служащих;

    5) ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

    6) равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

    7) единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

    8) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

    9) внепартийности муниципальной службы Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование. М.: Юристъ, 2007. С.95.

    Статья 6. ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» определяет источник финансирование муниципальной службы.

    1. Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.

    2. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении минимальных местных бюджетов Федеральный закон от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131 - ФЗ // СЗ РФ. 06.10.2003. № 40. Ст.3822..