Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Из нашей практики. По каким причинам могут перевести осужденого из одной колонии в другую Судебное решение перевод осужденного в другой отряд

    Из нашей практики. По каким причинам могут перевести осужденого из одной колонии в другую Судебное решение перевод осужденного в другой отряд

    ПРАВОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНА.

    Приказ Минюста России от 01.12.2005 N 235 (ред. от 28.06.2013) "Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2005 N 7249)

    В соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) «перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении».

    Такой перевод допускается:

    1. в случае болезни осужденного (перевод для стационарного лечения и оказания специализированной медицинской помощи в лечебные заведения уголовно-исполнительной системы, расположенные, как правило, в другой климатической зоне);
    2. для обеспечения личной безопасности осужденных (в случае реальной угрозы жизни осужденного, исходящей от других осужденных);
    3. при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный;
    4. при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном ИУ (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных администрации учреждения, эпидемии).

    Следует учитывать, что такие обстоятельства, как затруднительное материальное положение родственников, тяжелое состояние здоровья родных и близких, а также иные социально-бытовые и семейные проблемы осужденных не являются «исключительными обстоятельствами» и не рассматриваются как основание для перевода осужденного в другое исправительное учреждение. Порядок переводов осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется Министерством юстиции Российской Федерации (в настоящее время действует Приказ Минюста России от 01.12.2005 № 235 «Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения»). Инициатива перевода может исходить согласно пункту 11 вышеназванного приказа от осужденного и (или) его родственника либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, по рапорту начальника исправительного учреждения.

    При каждом обращении с просьбой о переводе проверяется его обоснованность, после чего уполномоченными сотрудниками территориального органа УИС составляется необходимый пакет документов с выводами о целесообразности (нецелесообразности) перевода осужденного. Перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное в пределах одного субъекта Российской Федерации осуществляется по указанию начальника территориального органа управления уголовно-исполнительной системы. Перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное в другом субъекте Российской Федерации осуществляется по указанию руководства Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН РФ, г. Москва) на основании мотивированного заключения. С письменным заявлением о переводе с указанием оснований для перевода можно обратиться в администрацию ИУ, где содержится осужденный. При получении отрицательного ответа и несогласии с ним, такие ответы могут быть обжалованы в органах прокуратуры, в вышестоящее инстанции (например, если решение было принято региональным органом федеральной службы исполнения наказаний, то оно может быть обжаловано непосредственно во ФСИН РФ).

    Или оспорить в суде, это более эффективный инструмент.

    Дело 2-4167/2013

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    председательствующего Милошенко Н.В.,

    при секретаре Кошелевой Т.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Копаревой О.Н. об оспаривании решения начальника управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний С.А. Есипова,

    УСТАНОВИЛ:

    Копарева О.Н. обратилась в суд с заявлением о признании решения начальника управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) С.А. Есипова нарушением ее гражданского права, просила вынести частное определение на имя директора УФСИН об устранении допущенного нарушения и удовлетворении ходатайства. В обоснование требований указала, что она обратилась с ходатайством о переводе для дальнейшего отбытия наказания по месту жительства сына Копарева Д.Б., который в связи с реорганизацией ФКУ ИК-... Алтайского края по распоряжению ФСИН России был этапирован в ФКУ ИК-... г. Абакана Республики Хакасия, тогда как ее сын - осужденный Копарев Д.Б. должен отбывать наказание в пределах своего региона. Отбытие наказания в отдаленном регионе противоречит принципу института уголовно-исполнительной системы. Кроме того, ходатайство о переводе сына по месту жительства она аргументировала невозможностью поддерживать связь с сыном путем краткосрочных и длительных свиданий, поскольку ввиду возраста и состояния здоровья (наличия хронических заболеваний) поездки на столь длительные расстояние невозможны. Данные аргументы были подтверждены надлежащими документами. Однако на ходатайство и просьбы о переводе начальник управления Есипов С.А. не дал аргументированного ответа по существу и отказывает в удовлетворении прошения. Единоличное решение должностного лица ограничивает осуществление гражданских прав в части поддерживания связи со своим сыном путем краткосрочных и длительных свиданий ввиду отдаленности места отбытия наказания и налагает на нее обязанности материальных издержек на оплату посылок и проезда для осуществления свидания с сыном.

    В судебном заседании заявитель Копарева О.Н., действующая в своих интересах и в интересах Копарева Д.Б. в соответствии с заявленным им ходатайством о ее участии, требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

    Представитель заявителя Копаревой О.Н. - Мальцева Т.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении. Указав, что Копарев Д.Б. осужденный приговором Рубцовского городского суда от *** отбывал наказание в ИК - ... г. Рубцовска строгого режима. В связи с изменением режима данной исправительной колонии, осужденные были переведены в другие колонии. Копарев Д.Б. был переведен в исправительное учреждение, расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в ИК - ... республики Хакасия, г. Абакан. В соответствии со статьей 81 УИК РФ, осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Родственники Копарева Д.Б. обратились в ФСИН о переводе сына Копарева Д.Б., для дальнейшего отбывания наказания в ИК расположенную в другом регионе, а именно в Алтайском крае. Письмом ФСИН России от *** за № в данном обращении было отказано, что и послужило поводом к обращению в суд. Полный перечень иных исключительных обстоятельствах, предусмотренных ст. 81 УИК РФ в законе отсутствует, поскольку практически невозможно предусмотреть все жизненные ситуации, при которых может появиться необходимость перевода осужденного, однако такими основаниями могут быть - невозможность со стороны осужденного использовать право на свидание в силу удаленности исправительного учреждения, в котором он отбывает наказание, тяжелое материальное положение родственников - отсутствие денежных средств на проезд, утрата ими возможности прибытия на свидания, проживание нетрудоспособной супруги с малолетними детьми по месту отбывания наказания, состояние здоровья осужденного, иные обстоятельства препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Более детально основания и порядок перевода осужденных из одних исправительных учреждений в другие регламентированы Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое; а также направление осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.1 2.2005 № 235. В соответствии с пунктами 11, 13 Инструкции Минюста России от 1 декабря 2005 года № 235 установлено, что вопрос о переводе осужденных при наличии оснований, указанных в статье 81 УИК РФ, рассматривается по обращениям заинтересованных лиц. В качестве заинтересованных лиц выступают граждане (сам осужденный, его родственники, законные представители), наличие письменного согласия осужденного на перевод является обязательным. Несмотря на то, что установленный законодательством Российской Федерации перечень оснований перевода осужденных носит открытый характер, следует иметь в виду, что данная мера является исключительной. Часть 1 статьи 73 УИК РФ закрепляет положение о том, что осужденные к лишению свободы, кроме указанных в ч. 4 данной статьи, отбывают наказание в ИУ в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. От реализации этого положения во многом зависят возможности привлечения общественности к исправлению осужденных, поддержания их социально полезных связей. Территориальный принцип отбывания наказания создает предпосылки для ориентирования на более гуманное отношение к осужденным, обеспечение их прав на свидания с родственниками, успешную адаптацию в обществе после освобождения от наказания. Его осуществление позволяет повысить ответственность органов представительной власти субъектов РФ за организацию исполнения наказания на их территории.Реализация данных положений на практике подтвердила правильность территориального принципа отбывания наказания в виде лишения свободы, что привело к повышению статуса территориальных систем исполнения наказания и позволило организовать исправительное воздействие на осужденных с учетом региональных особенностей, а также облегчить их адаптацию после освобождения от наказания.Закон, определяя общее правило относительно места отбывания наказания в виде лишения свободы, вместе с тем делает из него исключения. Так, согласно ч. 1 комментируемой статьи осужденные могут быть направлены в соответствующие ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ: 1) по состоянию здоровья осужденных; 2) для обеспечения их личной безопасности. С учетом вышеизложенного считала требования Копаревой О.Н. подлежащими удовлетворению.

    Заинтересованное лицо Копарев Д.Б. в судебном заседании отсутствовал, находится в местах лишения свободы, ходатайствовал о рассмотрении дела с участием его представителя Копаревой О.Н.

    Представитель заинтересованного лица Копарева Д.Б. - Копарев Б.Ф., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования Копаревой О.Н. считал обоснованными.

    Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказания в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представил письменный отзыв по заявленным требованиям, в котором указал, что с доводами, изложенными в заявлении Копаревой О.Н. не согласны в полном объеме, указав, что Приказом Минюста России от 17.04.2012 № 162 «Об изменении вида режима и лимита наполнения исправительных учреждений, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, создании и ликвидации в исправительных колониях, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений изолированных участков с различными видами режима» в ИК-9 изменен вид режима со строгого на особый. Согласно п. 10 приказа Минюста России от 1 декабря 2005 года N 235 «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения» в соответствии со ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Таким образом перечень оснований для перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое того же вида не является исчерпывающим. В пункте 6 вышеуказанного приказа Минюста России от 01.12.2005 № 235 определено, что при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения. Таким образом, для перевода осужденного из одного субъекта РФ в другой требуется согласование с ФСИН России. В рассматриваемой ситуации перевод осужденных обусловлен принятием приказа Минюста России от 17.04.2012 №162 «Об изменении вида режима и лимита наполнения исправительных учреждений...», после которого в УФСИН России по Алтайскому краю из ФСИН России поступила телеграмма № от *** о том, что в связи с изменением вида режима в ИК-... разрешено перевести из указанного учреждения осужденных строгого режима, к которым относится Копарев Д.Б. Меры по переводу осужденных необходимо было завершить до ***, перевести осужденных в различные субъекты РФ, в том числе и 2 жителя республики Хакасия и 200 жителей Алтайского края в распоряжение УФСИН России по Республике Хакасия. Кроме того, в соответствии с ч 2. ст. 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения. Полагает, что перевод осужденных для дальнейшего отбывания наказания именно в ближайший регион не является обязанностью УФСИН.

    Представитель заинтересованного лица ФСИН России, ФКУ ИК... УФСИН России по Алтайскому краю Вигель Е.А. в судебном заседании указала, что с заявленными требованиями Копаревой О.Н. не согласны, поскольку в соответствии с приказом Минюста России № 235 от 01.12.2005 направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения, их перевод в другие исправительные учреждения осуществляются на основании приговоров либо изменяющихся их определений или постановлений судов, вступивших в законную силу. Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. Направление осужденных осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены. Отправка осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов Российской Федерации (по месту жительства) производится администрацией. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных, в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службойисполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения. В соответствии со ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осуществляется: в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации - по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России; в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации - по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. Осужденные, направленные для отбывания наказания или переведенные по персональным нарядам ФСИН России, не могут быть в дальнейшем направлены в другие исправительные учреждения такого же вида без его разрешения. В соответствии со ст. 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения. Поэтому заявление Копаревой О.Н., что уголовно-исправительное законодательство устанавливает обязанностью УФСИН при переводе осужденных, направлять их для дальнейшего отбытия наказания в ближайший регион от его места жительства, основано только на ее желании и домыслах. Согласно справке и.о. начальника отдела специального учета УФСИН России по Алтайскому краю подполковника внутренней службы Т.А.Титовой во исполнение указания ФСИН России от *** № , около 500 осужденных, в том числе и Копарев Д.Б., были этапированы в распоряжение УФСИН других субъектов Российской Федерации для дальнейшего отбывания наказания, так как в Алтайском крае не имелось возможности размещения осужденных данной категории.

    Суд, выслушав заявителя, представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

    Также на основании ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы, и вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности органу или должностному лицу. В соответствии с ч. 2 данной же статьи, заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

    Согласно абз. 7 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» дела по жалобам лиц, осужденных к лишению свободы на действия и решения должностных лиц и администрации исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания рассматриваются по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    В судебном заседании установлено, что согласно приговору Рубцовского городского суда Алтайского края от *** Копарев Д.Б. осужден по УК РФ к... годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии режима. Содержался в ПФРСИ при ФКУ ИК-... УФСИН России по Алтайскому краю, после вступления в законную силу приговора *** был переведен в исправительную колонию строгого режима ФКУ ИК-..., предназначенную для отбывания наказания мужчинам ранее, отбывающими наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч. 2 ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и приказом Минюста России от 17.08.2012 № 162 «Об изменении вида режима и лимитов наполнения исправительных учреждений, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, создании и ликвидации в исправительных колониях, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений изолированных участков с различными видами режима», в связи с изменением вида режима ФКУ ИК-... УФСИН России по Алтайскому краю со строгого на особый, все осужденные строгого режима были этапированы в другие исправительные колонии строгого режима, в том числе и других субъектов РФ, предназначенные для отбывания наказания мужчинам, ранее отбывающими наказание в виде лишения свободы. Во исполнение указания ФСИН России от *** № , около 500 осужденных, в том числе и Копарев Д.Б. (***), были этапированы в распоряжение УФСИН России по Республике Хакасия для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы, так как в Алтайском крае не имелось возможности размещения осужденных указанной категории.

    Согласно письму № от ***, начальник управления исполнения приговоров и специального учета указывает, что заявление Копаревой О.Н. о переводе из исправительного учреждения УФСИН России по Республике Хакасия для дальнейшего отбывания наказания рассмотрено. По информации УФСИН России по Республики Хакасии оснований, указанных в ч. 2 ст. 81 УИК РФ, таких, как болезнь осужденного либо обеспечение его личной безопасности, реорганизация или ликвидация исправительного учреждения, а также иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению Копарева Д.Б. в исправительном учреждении Республики Хакасия не имеется.

    В соответствии со ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

    В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

    На основании ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

    В соответствии с п. 10 Инструкции «О порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения», утвержденной приказом Министра юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 235, в соответствии со ст. 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

    В п. 11 и 12 Инструкции указано, что вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, по заявлению осужденных и (или) их родственников, либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.

    На основании п. п. 13, 14 Инструкции, перевод осужденных в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации осуществляется по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе.

    Согласно п. 6 указанной Инструкции при отсутствии в субъекте РФ по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

    В заключении на перевод должны содержаться следующие сведения: полные установочные данные осужденного, где он был зарегистрирован по месту проживания до ареста, гражданство, когда, каким судом, по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации и к какой мере наказания осужден, начало и окончание срока наказания, конец срока тюремного заключения, номер учреждения и вид режима, в котором содержится осужденный, на основании какого наряда с указанием номера и даты подписания и когда прибыл в территориальный орган ФСИН России, места отбывания наказания до прибытия в данное учреждение (движение по личному делу), мотив и основание перевода, на каком виде оперативно-профилактического учета состоит или состоял.

    К заключению прилагаются характеристика, справка о поощрениях и взысканиях, письменное согласие осужденного на перевод в установленных законом случаях, справка начальника оперативного управления (отдела) о целесообразности перевода осужденного. Один экземпляр заключения вкладывается в личное дело.

    В соответствии со ст. 258 ч. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

    Суд полагает, что доводы заявителя о нарушении ее конституционного права на общение с сыном, а именно удаленность исправительного учреждения от места проживания заявителя, состояние здоровья заявителя, заинтересованного лица Копарева Д.Б., его близких родственников, не влияет на законность рассмотрения ее обращения должностным лицом ФСИН России, поскольку обстоятельств, предусмотренных ст. 81 УИК РФ, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания осужденного Копарева Д.Б. в исправительном учреждении Республики Хакасия, не имеется, заявителем суду не представлено.

    Право лиц, отбывающих наказание, иметь свидания с родственниками, получать почтовые отправления, вести телефонные переговоры, регламентировано нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и не зависит от места нахождения исправительного учреждения.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответ начальника управления исполнения приговоров и специального учета об отказе в удовлетворении заявления Копаревой О.Н. не нарушает ее права и законные интересы и в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. - Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

    РЕШИЛ:

    В удовлетворении требований Копаревой О.Н. отказать в полном объеме.

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Ответил адвокат - Королева С.О.:

    Здравствуйте Ольга!
    Согласно ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
    При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
    В соответствии со статьей 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.
    Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 УИК РФ, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
    Конституционный суд РФ рассматривал схожую с вашей ситуацию. По мнению подателя жалобы в КС РФ, нормы закона допускают этапирование осужденных по приговору суда в исправительные колонии, находящиеся на расстоянии более тысячи километров от места проживания этих осужденных, их семей и родственников, и позволяют не принимать решения о переводе таких осужденных в исправительные учреждения, находящиеся на расстоянии менее одной тысячи километров от их места проживания. Суд жалобой не согласился, нарушений конституционных норм не установил (Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 757-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Саидова Руслана Саидовича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 73 и частями первой и второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации").
    Порядок перевода осужденных определяется Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной Приказом Минюста России от 01.12.2005 N 235 (далее - Инструкция).
    Вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 81 УИК РФ, по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.
    В соответствии с пунктом 13 Инструкции перевод осуществляется:
    в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России;
    в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае если это связано с болезнью осужденного, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых соответственно медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного.

    Светлана,вопрос перевода решается Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) на федеральном уровне.

    Решается трудно, т.к. по закону положено отбывать в одной колонии, кроме исключительных обстоятельств. Нужны веские причины для перевода.

    МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

    О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ

    СВОБОДЫ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, ИХ ПЕРЕВОДА ИЗ ОДНОГО

    ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ДРУГОЕ, А ТАКЖЕ НАПРАВЛЕНИЯ

    ОСУЖДЕННЫХ НА ЛЕЧЕНИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ

    В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ

    ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

    10. В соответствии со ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

    11. Вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.

    (п. 11 в ред. Приказа Минюста РФ от 03.02.2011 N 33)

    12. Исключен. - Приказ Минюста РФ от 03.02.2011 N 33.

    13. Перевод осуществляется:

    в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России;

    в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых соответственно медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного.

    14. В заключении на перевод должны содержаться следующие сведения: полные установочные данные осужденного, где он был зарегистрирован по месту проживания до ареста, гражданство, когда, каким судом, по каким и к какой мере наказания осужден, начало и окончание срока наказания, конец срока тюремного заключения, номер учреждения и вид режима, в котором содержится осужденный, на основании какого наряда с указанием номера и даты подписания и когда прибыл в территориальный орган ФСИН России, места отбывания наказания до прибытия в данное учреждение (движение по личному делу), на каком виде оперативно-профилактического учета состоит или состоял, основание (мотив) перевода с указанием мер, принятых территориальным органом ФСИН России для устранения обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

    (в ред. Приказа Минюста РФ от 03.02.2011 N 33)

    К заключению прилагаются характеристика, справка о поощрениях и взысканиях, рапорт начальника исправительного учреждения при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, письменное заявление осужденного на перевод в установленных уголовно-исполнительным законодательством случаях, кроме случаев реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, справка начальника оперативного управления (отдела) территориального органа ФСИН России о целесообразности перевода осужденного. Для рассмотрения вопроса о переводе осужденного в другое исправительное учреждение с целью обеспечения его личной безопасности к заключению дополнительно прилагаются объяснения лиц, проходящих по материалам проверки (в случае отказа от дачи объяснений - акты), другие материалы, послужившие основанием для перевода осужденного. При необходимости к заключению приобщаются материалы оперативной проверки.

    Пургина О.В., главный специалист-эксперт отдела анализа и координации деятельности территориальных органов подведомственных федеральных служб Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

    Работа по переводу осужденных из одного исправительного учреждения в другое в территориальных органах и учреждениях ФСИН России осуществляется в соответствии с требованиями ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.12.2005 N 235 "Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения" (далее - Приказ Минюста России N 235). Перевод осужденных к лишению свободы из воспитательных колоний в исправительные колонии общего режима осуществляется в соответствии с требованиями ст. 140 УИК РФ.

    В соответствии с ч. 2 ст. 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

    Перевод на основании заявлений родственников или законных представителей осужденных, а также по ходатайству заинтересованных лиц осуществляется только при наличии письменного согласия осужденного.

    В исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, перевод осужденных осуществляется по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате) и территориальных органов ФСИН России.

    В исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, перевод осужденных осуществляется по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае если это связано с болезнью осужденного, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых соответственно медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного.

    В заключении на перевод должны содержаться следующие сведения: полные установочные данные осужденного; где он был зарегистрирован по месту проживания до ареста; гражданство; когда, каким судом, по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации и к какой мере наказания осужден; начало и окончание срока наказания, конец срока тюремного заключения; номер учреждения и вид режима, в котором содержится осужденный; на основании какого наряда с указанием номера и даты подписания и когда прибыл в территориальный орган ФСИН России; места отбывания наказания до прибытия в данное учреждение; мотив и основание перевода; на каком виде оперативно-профилактического учета состоит или состоял.

    К заключению прилагаются характеристика, справка о поощрениях и взысканиях, письменное согласие осужденного на перевод в установленных законом случаях, справка начальника оперативного управления (отдела) о целесообразности перевода осужденного. Один экземпляр заключения приобщается к личному делу осужденного.

    Осужденные, являющиеся лидерами преступной среды, лица, состоящие на оперативном учете в оперативных управлениях, отделах территориальных органов ФСИН России, а также лица, осужденные за преступления, предусмотренные ст. 126, ч. 2 и 3 ст. 127.1, ст. 205 - 206, ч. 1 ст. 208, ст. 209 - 211, 275, 277 - 279, 281, 317, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, переводятся или направляются только по персональным нарядам ФСИН России, подготовленным оперативным управлением. В целях отличия вышеуказанных лиц от других категорий спецконтингента на справке по личному делу по диагонали наносится полоса зеленого цвета. О планируемых перемещениях за пределы субъекта Российской Федерации осужденных, состоящих на оперативном учете, оперативное управление информирует управление конвоирования и специальных перевозок.

    В соответствии с требованиями Приказа Минюста России N 235 лица из числа спецконтингента, направленные для отбывания наказания или переведенные по персональным нарядам ФСИН России, в дальнейшем не направляются в другие исправительные учреждения такого же вида без разрешения ФСИН России.

    Для решения вопроса о направлении осужденного в лечебно-профилактическое или лечебное исправительное учреждение по плановым медицинским показаниям начальником учреждения, где содержится осужденный, по представлению начальника медицинской части, согласованному с оперативным управлением, отделом территориального органа ФСИН России, направляется запрос в учреждение, в которое предполагается поместить больного на обследование или лечение. К данному запросу прилагается подробная выписка из медицинской амбулаторной карты или карты стационарного больного, в которой отражаются состояние больного, данные анамнеза, объективного исследования, дополнительных и в том числе лабораторных исследований, а также заключения консультировавших специалистов. В выписке формулируется развернутый клинический диагноз - основной и сопутствующий, результаты проведенного лечения. Также к материалам прилагается письменное согласие больного или его законных представителей на предполагаемое обследование и лечение, в том числе оперативное.

    По экстренным медицинским показаниям направление осужденных на лечение осуществляется без предварительного письменного согласования с начальником лечебно-профилактического учреждения, но с обязательным уведомлением администрации лечебно-профилактического учреждения и оперативных служб территориальных органов ФСИН России по месту лечения и отбывания наказания.

    После получения согласия на прием осужденного на лечение начальник территориального органа ФСИН России по месту отбывания наказания осужденным принимает решение о его направлении в лечебно-профилактическое или лечебное исправительное учреждение, туда же направляются его личное дело, медицинская амбулаторная карта и подробная выписка из карты стационарного больного при проведении стационарного лечения. К личному делу оперативным подразделением учреждения приобщаются материалы, в полном объеме характеризующие осужденного.

    Осужденные, больные активной формой туберкулеза, после окончания курса стационарного лечения в лечебно-профилактическом учреждении направляются для дальнейшего лечения в лечебные исправительные учреждения в соответствии с решениями ФСИН России.

    Осужденные, прошедшие курс лечения в условиях лечебно-профилактических или лечебных исправительных учреждений, возвращаются в те исправительные учреждения, где они ранее отбывали наказание.

    Направление на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, расположенные в другом субъекте Российской Федерации, осужденных, являющихся лидерами преступной среды, состоящих на оперативном учете в оперативных аппаратах территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также лиц, осужденных за преступления, предусмотренные ст. 126, ч. 2 и 3 ст. 127.1, ст. 205 - 206, ч. 1 ст. 208, ст. 209 - 211, 275, 277 - 279, 281, 317, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осуществляются по персональным нарядам ФСИН России.

    Наряды на указанных лиц готовятся оперативным управлением ФСИН России на основании заключений медицинской службы о необходимости лечения или обследования. Основанием для этого являются заключение территориального органа ФСИН России, медицинское заключение, подготовленное медицинским отделом территориального органа ФСИН России, и письменное согласие осужденного.

    Перевод из одного вида учреждения в другой предусмотрен ст. 78 УИК РФ как средство, работающее на исправление осужденного. В зависимости от поведения и отношения осужденного к труду суд по представлению администрации исправительного учреждения может принять решение об изменении вида исправительного учреждения.

    Закон допускает возможность перевода осужденного на менее строгий режим отбывания наказания в виде лишения свободы при наличии двух условий:

    • положительной характеристики осужденного;
    • только по отбытии указанной в законе части срока назначенного наказания.

    Не могут быть переведены в колонию-поселение (ч. 3 ст. 78 УИК РФ):

    • осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
    • осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
    • осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
    • осужденные, не прошедшие обязательного курса назначенного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;
    • осужденные, не давшие согласия в письменной форме на их перевод в колонию-поселение.

    В соответствии с требованиями ст. 140 УИК РФ отрицательно характеризующиеся осужденные, отбывающие наказание в воспитательной колонии, по достижении возраста 18 лет переводятся для дальнейшего отбывания наказания в изолированный участок, функционирующий как исправительная колония общего режима на территории данной воспитательной колонии.

    Основанием для перевода осужденных в такой изолированный участок является их отрицательная характеристика, а именно: негативное поведение, отношение к учебе, труду, несоблюдение дисциплины и правил внутреннего распорядка.

    В случае отсутствия изолированного участка на территории воспитательной колонии осужденные, достигшие 18 лет и являющиеся злостными нарушителями режима содержания, переводятся в исправительную колонию общего режима.

    Решение о переводе осужденного в изолированный участок воспитательной колонии или в исправительную колонию принимается судом.

    Все осужденные, достигшие возраста 19 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии либо из изолированного участка воспитательной колонии, функционирующего как исправительная колония общего режима, в исправительную колонию общего режима по постановлению начальника воспитательной колонии.