Войти
Образовательный портал. Образование
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Каких случаях подается административное исковое заявление. Образец форма административного искового заявления

    Каких случаях подается административное исковое заявление. Образец форма административного искового заявления

    Административный иск на действия должностного лица может помочь решить проблемы с оформлением и получением необходимых документов, защитить нарушенные права.

    Административный иск на действия должностного лица может подать любой гражданин или организация, в случае нарушения или наличия препятствий в реализации прав. Административное исковое заявление подается в порядке административного судопроизводства, порядок которого регламентирован главой 22 КАС РФ. При подготовке жалобы лучше воспользоваться представленным образцом, наполнив его своим содержанием.

    Пример административного иска на действия должностного лица

    В Харабалинский районный суд

    Астраханской области

    Административный истец: ООО «Бригантина»,

    адрес: 416010, г. Харабали, ул. Н. Данченко, д. 714

    Административный ответчик: заместитель начальника

    Управления МВД России по Астраханской области,

    Административный ответчик: Управление МВД России

    по Астраханской области,

    адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 71

    Административный иск на действия должностного лица

    17 сентября 2016 г. Василенко Ю.Б., генеральный директор ООО «Бригантина», обратилась в Управление МВД по Астраханской области с целью оформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке). Для получения указанной лицензии мною представлены документы, указанные в перечне Административного регламента МВД, а именно: заявление, копия документа о наличии образования и др. Должностное лицо, осуществляющее прием документов, затребовала у меня предоставить копии учредительных документов на фирму. Я ответила отказом, поскольку в перечень обязательных документов такие материалы не входят, следовательно, отказ в приеме документов на лицензию будет нарушать мои права и законные интересы. Обратившись к начальнику отдела по вопросам осуществления охранной деятельности, документы на лицензию были приняты. 30 октября 2015 г. я получила письменный отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в предоставлении лицензии в связи с «наличием в документах заявителя неполной информации». Считая такой отказ необоснованным, я обратилась к начальнику Управления МВД по Астраханской области, однако мне также было отказано со ссылкой на не предоставление учредительных документов и неисполнение межведомственного запроса в ФНС.

    Руководствуясь статьями 218-220 КАС РФ,

    1. Признать незаконным отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в выдаче лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
    2. Обязать Управление МВД России по Астраханской области выдать ООО «Бригантина» лицензию на осуществление частной охранной деятельности

    Приложение:

    1. Копия жалобы на действия должностного лица
    2. Квитанция
    3. Копия письма с отказом
    4. Копия ответа на жалобу
    5. Копии документов, приложенные к заявлению на получение лицензии

    Василенко Ю.Б. 20.11.2016 г.

    Должностные лица

    К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.

    К должностным лицам, в частности, относятся:

    • лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, лица, замещающие муниципальные должности;
    • должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
    • должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
    • должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

    Нельзя в таком порядке обжаловать действия руководителей и работников коммерческих организаций, работников государственных учреждений и других лиц, чьи действия не носят властно-распорядительного характера. Нельзя в этом порядке оспаривать действия вышестоящего руководства. Для перечисленных случаев необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.

    Как подготовить административный иск на действия должностного лица

    Перед подачей административного искового заявления на руках у заявителя должны быть документы, подтверждающие, что он обращался к данному должностному лицу. Следует учитывать, что в большинстве случаев срок ответа на обращение граждан составляет 1 месяц, однако может быть и сокращенным. Если в установленный срок ответ на обращение не получен, то обжалуется бездействие должностного лица. Если по данному обращению принято какое-то решение, то обжаловать нужно именно этот документ. В этом случае требования будут звучать так:

    • признать действия должностного лица незаконными
    • признать бездействие должностного лица незаконным
    • признать решение должностного лица незаконным

    Не пишите в тексте фамилию должностного лица, действия которого Вы обжалуете. За то время, пока готовиться и подается в суд жалоба, он может быть уволен, переведен на другую работу, могут измениться его должностные обязанности. Заинтересованным лицом нужно указывать именно наименование должности того должностного лица, действия которого обжалуются.

    В тексте жалобы подробно опишите для чего обращались к этому должностному лицу, какой вопрос нужно было решить, какие документы получить. Укажите, какие документы представлялись, на чем основано нарушенное право.

    Рекомендуем указывать в качестве 2 административного ответчика и орган власти, в котором выполняет свои обязанности должностное лицо. Статьей 221 КАС РФ предусмотрена обязанность суда привлекать этот орган в качестве 2 ответчика, поэтому указание его в административном иске ускорит рассмотрение дела.

    Подача и рассмотрение административного иска на действия должностного лица

    Административный иск на действия должностного лица подается в районный суд. Заявитель может подать жалобу по своему месту жительства или по месту нахождения должностного лица, чьи действия он обжалует.

    При подаче административного искового заявления следует учитывать, что срок обжалования ограничен 3 месяцами. Этот срок исчисляется c того момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права. То есть с момент получения письменного отказа или истечения срока для получения такого ответа.

    Пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении требований. Пропущенный срок можно восстановить: заявление о восстановлении срока .

    Сроки рассмотрения административного иска на действия должностного лица — 2 месяца.

    Особенностями рассмотрения административного иска на действия должностного лица является то, что заявитель должен доказать только наличие права на получение того, зачем обращался к должностному лицу и сам факт обращения.

    Должностное лицо должно доказать, что оно действовало в соответствии с законом, как по существу принятого решения или действия, так и по процедуре.

    Суд не связан с доводами административного иска. Он будет проверять все действия должностного лица на соответствие закону, независимо от того ссылался ли на них заявитель. Однако суд связан предметом заявленных требований. То есть суд не вправе принять другое решение, о котором не просил его заявитель. Кроме признания действий незаконными суд должен в решении указать, как устранить допущенные нарушения. Вместе с тем суд не вправе подменять собой должностное лицо.

    При несогласии с решением суда заявитель или заинтересованное лицо вправе подать апелляционную жалобу по административному делу. Повторная подача административного иска на действия должностного лица законом не предусмотрена.

    В соответствии со ст. 22 КАС РФ подача административного искового заявления осуществляется по месту жительства, месту нахождения административного ответчика в следующем порядке:
    1. Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
    2. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
    3. Административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено КАС РФ.
    Статьей 23 КАС РФ предусмотрена исключительная подсудность:
    1. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
    2. Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской организации, в которую помещен гражданин.
    3. Административное исковое заявление о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подается в суд по месту жительства гражданина.
    4. Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением.
    5. Административное исковое заявление о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица, подается в суд по месту нахождения медицинской организации, обратившейся с таким административным исковым заявлением.
    В то же время, как прямо указано в статье 24 КАС РФ, у административного истца существует право выбора суда, в который подается административный иск в определенных законом случаях (подсудность по выбору административного истца):
    1. Административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.
    2. Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.
    3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
    Право выбора между несколькими судами, которым согласно статье 24 КАС РФ подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
    Статья 25 КАС РФ определяет правила подсудности административных дел с участием иностранных лиц: подсудность административных дел с участием иностранных лиц определяется по общим правилам, установленным КАС РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
    Административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или месту нахождения одного из них по выбору административного истца.
    Встречный административный иск о зачете излишне уплаченных ранее сумм, вытекающий из административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального административного искового заявления.

    Указанная консультация может быть полезна при подготовке иска в суд общей юрисдикции по любому из шаблонов с аббревиатурой "КАС", например:

    (исковое заявление)

    Тематика вопросов

    Ответы на распространенные вопросы по работе с Конструктором исковых заявлений и жалоб Административные споры. Консультации юриста Обращаемся в арбитражный суд. Консультации юриста Обращаемся в мировой суд. Консультации юриста Обращаемся в суд общей юрисдикции (районный, городской, областной). Консультации юриста Калькуляторы госпошлины, пени, процентов, компенсаций Авторское право. Консультации юриста Административная ответственность. Консультации юриста Алименты.Консультации юриста Аренда. Консультации юриста Банкротство. Консультации Юриста Взыскание убытков, неосновательного обогащения. Возмещение вреда. Консультации юриста Военная служба. Консультации юриста Госпошлина. Консультации юриста Государственные (муниципальные) закупки. Консультации юриста Договор долевого участия. Консультации юриста Договор:заключение, расторжение, изменение,оспаривание. Консультации юриста Досудебное урегулирование спора. Консультации юриста Жилищные вопросы. Консультации юриста Займы и кредиты. Консультации юриста Защита прав потребителей. Консультации юриста Защита чести, достоинства, деловой репутации. Консультации юриста Здоровье. Оплата больничных листов. Консультации юриста Земельное законодательство. Консультации юриста Иностранные граждане. Вступление и отказ от гражданства. Консультации юриста

    СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    Образец административного искового заявления (КАС РФ)

    15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), при этом подраздел 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ – производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, утратил силу.

    На основании изложенного, при подаче заявлений об оспаривании действий должностных лиц, Вам необходимо обратить внимание на введенные КАС РФ особенности и требования, предъявляемые к форме и содержанию заявлений, подаваемых в суд.

    С текстом КАС РФ Вы можете ознакомиться на сайте суда, в разделе "ПРАВОВАЯ ОСНОВА".

    Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что КАС РФ введены новые требования к оформлению полномочий представителя заявителя.

    Так, согласно ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование .

    При этом при подаче административного искового заявления в суд наряду с документами, удостоверяющими статус и полномочия представителя, представители должны представить документы о своем образовании .

    ОБРАЗЕЦ

    АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

    В Королёвский городской суд

    Московской области

    Административный истец:

    _____

    Наименование или Ф.И.О. (полностью). Дата и место рождения. Адрес места жительства или нахождения (полностью). Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты.

    Представитель административного истца:

    _________________________________________

    Ф.И.О. (полностью). Дата и место рождения. Почтовый адрес (полностью). Сведения о высшем юридическом образовании. Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты.

    Административный ответчик:

    ___________________________________

    Орган. Место нахождения. Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты, если известны.

    Административный ответчик:

    ___________________________________

    Должностное лицо. Место нахождения. Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты, если известны.

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

    Наименование оспариваемого решения (действия (бездействия), орган (должностное лицо), принявший это решение (совершивший это действие (бездействие), номер, дата принятия решения (дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия).

    При оспаривании бездействия указываются сведения о том, в чем оно заключается (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган (лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями).

    Иные данные в отношении оспариваемых решений, действий (бездействия).

    Сведения о правах, свободах законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием).

    Нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым следует проверить оспариваемые решения, действия (бездействия).

    Сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения.

    Сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов, указанных в ч.1 ст. 126 КАС РФ, а именно:

    Уведомлений о вручении или иных документов, подтверждающих вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;

    Документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

    Документов, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;

    Доверенности или иных документов, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документов, подтверждающих наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;

    Документов, содержащих сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась.

    ПРОШУ:

    Требование о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа (должностного лица).

    Приложение:

    1. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).

    2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины либо право на получение льготы по ее оплате либо являющиеся основанием для отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или уменьшения ее размера.

    3. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).

    4. Доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.

    5. Документы, содержащие сведения о жалобе по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении,

    поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, а также копия ответа при условии, что она была рассмотрена.

    • об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
    • об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
    • об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
    • Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

    Административный иск по кас рф — образец

    Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц. 6. Суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц.
    7. В случаях, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, суд рассматривает административное дело по существу. Комментируемой статьей отдельно от положений ст. 45 Кодекса закреплены некоторые права сторон в административном деле, а именно право на изменение основания или предмета административного иска, на отказ от административного иска, на признание административного иска и на заключение сторонами соглашения о примирении.

    Как внести исправления в административное исковое заявление?

    Как следует из содержания приведенного и оспариваемого в жалобе законоположения, право изменить основание или предмет иска предоставлено только истцу, но не суду. Такое нормативное регулирование вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П и от 26 мая 2011 года N 10-П).

    КАС РФ, оно должно отвечать нормам, изложенным в ст. 209 КАС РФ. В нем должны указываться:

    • данные об органах или лицах, принявших оспариваемый акт;
    • регистрационные данные оспариваемого акта;
    • данные о применении оспариваемого акта к истцу;
    • данные о действующих правовых нормах, имеющих большую юридическую значимость, которым противоречит оспариваемый акт;
    • сведения о документах, подтверждающих обоснованность иска, или об обстоятельствах, по которым они не могут быть представлены суду;
    • ходатайства, связанные с необходимостью получения документов, подтверждающих обоснованность исковых требований;
    • требование о признании акта недействительным с отсылкой к действующему нормативному акту, которому он противоречит.

    Дополнение исковых требований по кас рф образец

    В него включены прокуроры, следователи, судьи и прочие граждане, участие в процессе которых не предусмотрено. Представители предъявляют документы, подтверждающие наличие надлежащего образования, полномочий.

    Результаты рассмотрения После изучения претензий и документов, должно быть принято решение по административному исковому заявлению. Основания для него регламентируются в 127-130 статьях Кодекса.

    Инфо

    Суд может принять иск к своему производству или отказать в этом, оставить его без движения. Принять к рассмотрению документы необходимо в трехдневный срок.

    После этого на протяжении 2-х мес. суд изучает иск и приложения к нему. По результатам рассмотрения выносится соответствующее определение.

    В случае принятия иска стороны оповещаются о времени, дате и месте проведения заседания. Инстанция вправе привлечь к разбирательству и других лиц, если спор затрагивает их интересы.

    Сокращенные сроки направления претензий Выше говорилось о том, что, при оспаривании решений административный иск можно предъявить в течение 2-х мес. с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение. Однако для некоторых категорий дел законодательство предусматривает сокращенные сроки.

    Например:

    1. Исковое заявление об обжаловании решения представительного муниципального органа о самороспуске, отправке в отставку главы МО направляется в десятидневный срок. Исчисление осуществляется с даты принятия соответствующего постановления.
    2. Заявление об оспаривании решений, бездействий/действий исполнительной структуры региональной, территориальной власти по вопросам, касающимся согласования времени и места проведения собрания, демонстрации, пикетирования, шествия и пр., предъявляется также в течение 10 дней.

    Согласно части 1 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска. Право увеличить или уменьшить размер исковых требований в указанной норме КАС РФ по аналогии с ч.1 ст.39 ГПК РФ не отражено.Отсюда вопрос: вправе ли административный истец при рассмотрении иска о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета увеличить исковые требования, заявив дополнительное требование о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятого в связи с истечением 3-х месячного срока приостановления.

    При необходимости стороны дают пояснения. Прения В ходе них ссылаться на доказательства, не изученные судом. Вместе с тем законодательство допускает отступление от данного правила. При необходимости судья может вынести определение о возобновлении рассмотрения материалов дела. В прениях последнее слово всегда остается за ответчиком.


    После их завершения суд удаляется в специальную комнату, где выносит постановление по существу рассмотренного дела. Отложение разбирательства Предусмотренный в законодательстве порядок рассмотрения административных исков считается весьма эффективным и оперативным способом восстановления нарушенных интересов и прав. Между тем, в некоторых случаях разбирательство может быть отложено. Основаниями для такого решения может быть:

    1. Необходимость в производстве дополнительных процессуальных действий.

    К ходатайству должны прилагаться документы, подтверждающие наличие оснований для уменьшения размера пошлины, предоставления отсрочки/рассрочки.

    • Доверенность или другие бумаги, в соответствии с которыми к делу привлекается представитель. Кроме этого, предъявляется документ, удостоверяющий наличие у него высшего юр. образования.
    • Бумаги, подтверждающие соблюдение досудебного (претензионного) порядка или содержащие информацию о жалобе, направленной в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения.
    • Другие документы, приложение которых в соответствии с КАС, является обязательным.
    • Законодательство допускает возможность предоставления бумаг в электронном виде. Особенности представительства Законодательство закрепляет перечень субъектов, которые не могут выступать в качестве доверенных лиц.

    Административный иск и административное исковое заявление Содержание административного искового заявления в 2018 году Особенности искового заявления об оспаривании и признании незаконными решений органов или лиц, наделенных публичными полномочиями Особенности содержания административного иска об оспаривании нормативного акта Административный иск и административное исковое заявление Правом на административный иск субъект обладает в следующих случаях:

    • его право нарушено;
    • его право не может быть реализовано в силу незаконно созданных препятствий;
    • на него незаконно возложена обязанность;
    • ему специальной нормой предоставлена возможность защищать публичные интересы или права других лиц.

    Приложения Как выше говорилось, образец административного искового заявления содержит перечень документов, подтверждающих обстоятельства, о которых говорится в тексте. В число приложений входят:

    1. Уведомление о вручении либо иной документ, доказывающий получение другими лицами, привлеченными к спору, копий материалов дела.

      Если другим сторонам не были направлены экземпляры претензий и документов, прилагаемых к ним, они предоставляются в суд истцом. Их количество должно соответствовать числу участников.

      При необходимости экземпляры направляются и прокурору.

    2. Квитанция об уплате пошлины, ходатайство о предоставлении рассрочки/отсрочки в ее оплате, уменьшении размера или документ, подтверждающий право на льготу. Сумма отчисления устанавливается законодательством.

    Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту. Обращение в суд связано с подготовкой процессуальных документов, на основании которых будет инициировано судебное разбирательство. Согласно Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) таким процессуальным документом выступает административное исковое заявление.

    Обратиться в суд с таким исковым заявлением можно как для защиты своих прав, свобод и законных интересов, которые нарушены или оспариваются, так и для защиты чужих. Также обратиться в суд возможно, если лицо считает, что созданы какие-либо препятствия для осуществления его права и свобод, либо на лицо возложена какая-либо обязанность. КАС РФ связывает обращение в суд также и с защитой публичных интересов в установленных законом случаях.

    Важно помнить, что закон установил для некоторых категорий споров (например, споры о взыскании недоимок по налогам с физических лиц (часть 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), споры по обжалованию решений (требований, актов) налогового органа (часть 2 статьи 138 НК РФ) обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора. В случае несоблюдения данной процедуры суд осуществит возврат иска по статье 129 КАС РФ.

    Административное исковое заявление подается либо в письменной форме либо путем заполнения специальной формы через сеть Интернет. В заявлении должны быть обязательно дата подписания и непосредственно сама подпись истца или уполномоченного представителя.

    В статье 125 КАС РФ закреплены требования к содержанию искового заявления. Так в последнем должно быть:

    • наименование и реквизиты суда, куда подается заявление;
    • наименование и реквизиты административного истца;
    • наименование и реквизиты административного ответчика;
    • сведения о нарушении прав, свобод и законных интересов;
    • непосредственно требования к ответчику;
    • информация о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора (если данный спор требует такой процедуры);
    • приложение к административному иску;
    • иные сведения.

    Истец в исковом заявлении должен ссылаться на имеющиеся у него доказательства, а также на известные ему доказательства. В случае если какие-то доказательства отсутствуют у истца и не могут быть им получены самостоятельно, то последний вправе в исковом заявлении сразу заявить ходатайство об истребовании таких доказательств. Также истцом могут быть заявлены и иные ходатайства.

    Административное исковое заявление может содержать следующие требования:

    1. О признании недействующим полностью (в части) нормативного правого акта.
    2. О признании незаконным полностью (в части) решения, действия (бездействия) ответчика.
    3. Об обязании воздержаться от каких-либо действий.
    4. Иные требования.

    Законодатель особое внимание уделяет приложению к иску, так как отсутствие некоторых документов в приложении может явиться основанием для возврата искового заявления. Среди таких документов необходимо назвать:

    Документ, который подтверждает оплату государственной пошлины;

    Документ, подтверждающий высшее юридическое образование представителя;

    Доверенность на представителя;

    Уведомление или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов;

    Документы, подтверждающие соблюдение досудебного урегулирования спора.

    Все вышеперечисленные документы могут быть представлены в суд также и в электронной форме.

    После поступления административного искового заявления в суд у судьи есть три дня на его принятие к производству. В случае принятия искового заявления к производству судья выносит определение об этом.

    Однако судья может вынести и отказ в принятии искового заявления. Так, согласно статье 128 КАС РФ основаниями для отказа в принятии административного иска будут являться:

    Если поданное заявление рассматривается не в административном порядке;

    Если административный иск подан публично-правовым образованием, должностным лицом или гражданином в защиту прав и свобод другого лица или лиц, однако законом ему не представлено такое право;

    Если будет установлено, что административное исковое заявление оспаривает нормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) должностного лица, которые не затрагивают и не нарушают права и свободы административного истца;

    Иные основания для отказа.

    Отказ можно обжаловать в вышестоящую инстанцию путем подачи частной жалобы. В случае если определение об отказ в принятии административного искового заявления будет оставлен в силе, то повторно обратиться с аналогичным административным исковым заявлением будет нельзя.

    Помимо определения об отказе в принятии, суде может возвратить административное исковое заявление или оставить его без движения.

    Возвращение искового заявления согласно статье 129 КАС РФ возможно, если:

    1. Если при подаче иска не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора;
    2. Неподсудности спора суду.
    3. Если лицо, подавшее иск, не обладает административной процессуальной дееспособностью.
    4. Если в производстве суда, а также иного суда или арбитражного суда уже имеется ранее возбужденное дело по аналогичному спору между теми же сторонами.
    5. При иных основаниях, предусмотренных законом.

    На определение о возврате искового заявления может быть подана частная жалоба. Однако, в отличие от отказа в принятии иска, возврат иска не препятствует повторному обращению с аналогичными требованиями. Для повторного обращения необходимо устранить основания, послужившие причиной для возврата. Такие основания перечислены в определении суда о возврате.

    Если же на стадии принятия решения о принятии к производству административного искового заявления суд установит нарушения по форме, содержанию или в приложении к исковому заявлению, то такое исковое заявление будет оставлено без рассмотрения. Вынося определение об оставлении заявления без движения, суд предоставляет время на исправление оснований, послуживших причиной для оставления без движения. Если истец не устранит данные основания, то иск считается неподанным и возвращается лицу, его подавшему. На определение об оставлении административного искового заявления без движения можно подать частную жалобу.