Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Когда выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Если один из родителей не работает, будут ли выплачивать детское пособие? Платят ли пособие по уходу

    Когда выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Если один из родителей не работает, будут ли выплачивать детское пособие? Платят ли пособие по уходу

    Наиболее остро вопрос социальной поддержки стоит перед родителями до достижения детьми возраста 3 лет. Осуществление ухода за ребенком отнимает у мамы много сил и времени, в связи с чем она не имеет возможности для трудоустройства и оказывается полностью зависима от материальной поддержки со стороны государства и своего ближайшего окружения. Еще более злободневно эта проблема стоит в отношении матерей-одиночек .

    Работающие женщины (либо другие трудоустроенные родственники и опекуны ребенка) согласно ст. 256 Трудового кодекса (ТК) РФ могут оформить по месту работы отпуск по уходу до 3 лет . Однако ежемесячное пособие для осуществления этого ухода выплачивается в размере всего 40% от среднего заработка и только до достижения ребенком возраста 1.5 лет . После этого родителям положена только ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 руб .

    Для неработающих женщин это пособие можно получить через органы Соцзащиты населения, и его размер строго установлен федеральным законом (эти величины ежегодно подлежат индексации. Работающим пособие назначается не ниже данных сумм, в зависимости от очередности рождения ребенка:

    • на первого ребенка - 3065,69 руб.;
    • на второго последующих - 6131,37 руб.

    Поэтому для обеспечения семьи мамам зачастую приходится выходить на работу, не дожидаясь 3 лет, а ребенка определять в детский сад. Однако и тут существует ряд проблем, препятствующих этому:

    • небольшое количество организаций возьмет на работу женщину, имеющую детей до 3-х лет (в том числе из-за необходимости постоянно брать больничный по уходу за ребенком );
    • в детских садах России недостаточно ясельных групп , в связи с этим необходима предварительная запись, поэтому достаточно сложно определить туда ребенка.

    Итак, гражданам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, полагается два основных вида выплат:

    • Компенсационная выплата по уходу за ребенком до 3 лет - в 2017 году ее размер составляет 50 рублей.

    Пособие до 1.5 лет

    Получателей пособия до 1,5 лет можно разделить на две категории:

    1. К первой относятся граждане, которые подлежат обязательному социальному страхованию (официально трудоустроенные).
      • Трудоустроенные женщины по истечении отпуска по беременности и родам могут оформить у работодателя оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 (3-х) лет.
    2. Вторая группа - те, кто не относятся к такому виду соц. обеспечения (неработающие), но при этом фактически ухаживают за ребенком до полутора лет.
      • Неработающие граждане получают пособие в органе социальной защиты населения (ОСЗН) по собственному месту жительства с момента рождения ребенка.

    В обоих случаях обратиться с заявлением необходимо не позднее, чем через полгода после исполнения ребенку полутора лет. Несмотря на это пособие будет выплачено за весь полагающийся период в установленном размере.

    Работающим ежемесячная выплата будет составлять 40% от среднего заработка , но не ниже установленного минимального размера и не выше максимального. Безработным выплачивается фиксированная сумма пособия, которая зависит только от количества детей, рожденных ранее матерью данного ребенка. Эта сумма приравнивается к минимальной величине, выплачиваемой трудоустроенным. C 01 февраля 2017 она составляет:

    • 3065 руб. 69 коп. - на первого ребенка;
    • 6131 руб. 37 коп. - на второго и последующих.

    В период отпуска по уходу сразу за несколькими детьми в возрасте до полутора лет все пособия складываются , но сумма в общей сложности не может превышать 100% средней зарплаты. Выплата может быть назначено не только родителям, но и другому официально трудоустроенному родственнику по месту его работы, который действительно осуществляет уход за данным ребенком.

    Какие документы нужны для получения пособия на ребенка до 1.5 лет

    Для получения пособия у работодателя следует предоставить в бухгалтерию необходимый комплект документов:

    • заявление о назначении пособия;
    • копию свидетельства о рождении;
    • копия свидетельства предыдущего ребенка;
    • справку с места работы второго родителя о том, что пособие ему не назначалось (если он не работает, то копию трудовой книжки и справку из Соцзащиты (ОСЗН) о неполучении пособия);
    • копия паспорта заявителя.

    Если родители не трудоустроены , то пособие выплачивается в ОСЗН при предоставлении следующего пакета документов:

    • заявление с указанием номера счета для перечисления выплаты;
    • копии свидетельств, выданных при рождении в ЗАГСе на новорожденного и предыдущего ребенка;
    • справка о совместном проживании данного ребенка с родителем, который подает заявление на оформление выплаты;
    • трудовые книжки родителей, для тех, кто никогда не работал диплом либо военный билет (для мужчин);
    • справка с биржи труда о неполучении пособия по безработице;
    • для одинокой матери - справка из ЗАГСа формы 25 о том, что сведениях об отце были внесены в свидетельство ребенка со слов матери.

    Компенсационная выплата 50 рублей до 3 лет

    Если трудоустроенная мама либо другие родственники оформили отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, то на основании Указа Президента от 30.05.1994 № 1110 им предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 50 рублей . В районах с установленными коэффициентами данная величина пособия определяется с их применением. Эта сумма не подлежит ежегодной индексации и с 1994 не повышалась.

    За оформлением данного пособия необходимо обращаться с заявлением к работодателю не позднее 6 месяцев со дня оформления отпуска. При обращении по истечении этого срока величина доплаты не будет превышать полугодовой размер пособия. Финансирование данной выплаты осуществляется из средств, перечисляемых на оплату труда предприятием.

    При увольнении женщины, находящейся в отпуске по уходу, по причине ликвидации организации, за получением данной компенсации ей необходимо обращаться в районный отдел соцзащиты (при условии, что она не обратилась за получением пособия по безработице в центр занятости населения).

    Гражданам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет , которые постоянно проживают или работают на территории с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиационному воздействию после Чернобыльской катастрофы , в соответствии со ст. 18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. выплачивается ежемесячное чернобыльское пособие в размере 6000 рублей . Этой категории получателей также предоставляется доплата к пособию по уходу до 1,5 лет , которая составляет 3000 рублей .

    8 ноября 2016 года депутаты от партии ЛДПР внесли законопроект , предусматривающий продлить пособие по уходу до 3-х лет и увеличить его минимальные суммы:

    • до величины МРОТ (минимальный размер оплаты труда - 7500 руб.) - за первого ребенка;
    • до двух МРОТ (15000 руб.) - за второго и последующих детей.

    Правительство не поддержало данный законопроект, так как в нем не были указаны источники для дополнительного финансирования из федерального бюджета.

    Каждая семья, в которой воспитываются дети, имеет возможность получить социальную поддержку от государства. Разные виды материальной поддержки выплачиваются из регионального или федерального бюджета, либо из бюджета юридического лица в котором трудоустроена мать. В статье подробно описано, какие категории граждан могут претендовать на получение разных видов пособий, а также о том, какие документы для этого потребуются.

    Виды пособий на детей

    Семьям, которые воспитывают детей, положены несколько видов пособий или одно из них:

    • Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет . Денежные средства начисляются гражданам, воспитывающим ребенка до 1,5 лет. Если мать и отец по определенным причинам не занимаются воспитанием детей, такая поддержка назначается опекуну. Трудоустроенные граждане пишут заявление в отделе кадров своего предприятия. Безработные граждане обращаются в ОСЗН по месту регистрации. Сумма денежных средств, выплачиваемых ежемесячно, индивидуальна и равняется 40% от среднего заработка за предыдущие 24 месяца. Минимальный размер = 4465,20 руб. На сумму влияет также наличие больничных и отгулов в этот период . Если гражданин не был на больничных за это время, сумма ежемесячного пособия будет выше. Для неработающих граждан установлены минимальные суммы выплат, они индексируются каждый год.
    • Компенсационная денежная выплата на детей до трех лет . Такая компенсация оформляется на предприятии, в котором числится сотрудник, либо в отделе соцзащиты населения или МФЦ для других категорий граждан. Стоит отметить, что трудоустроенная у индивидуального предпринимателя мама, не может рассчитывать на данную выплату, ее выплачивают только при трудоустройстве у юридического лица. Сумма компенсации составляет 50 рублей, умноженные на региональный коэффициент в месяц.
    • Пособие на ребенка до 16 лет (выплаты продолжаются еще два года до совершеннолетия в случае учебы ребенка или посещения им дневного стационара). Данная материальная помощь оформляется в соцзащите по месту регистрации. Обратиться за получением материальной помощи могут семьи с доходом меньше прожиточного минимума на каждого члена семьи, а также другие категории семей.

    Стоит отметить, что одна семья может обратиться за назначением нескольких видов мер поддержки, или даже оформить все выплаты одновременно, если имеет на это право.

    Для оформления каждого вида материальной поддержки необходим определенный набор документов. Для оформления компенсации на ребенка от 1,5 до 3 лет нужно написать соответствующее заявление по месту трудоустройства. Так как при оформлении пособий до 1,5 лет прилагаются все требующиеся документы, повторное их приложение не требуется.

    Документы, необходимые для оформления пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет:

    • Заявление об отпуске по уходу за ребенком.
    • Заявление о выплате ежемесячных пособий (и первое, и второе заявление нужно писать на имя директора организации).
    • Копия паспорта обращающегося родителя.
    • Копия свидетельства о рождении, а также оригинал для сверки.
    • Обязательно нужно представить справку с места работы второго родителя. В справке должна содержаться информация о том, что родитель не ушел в отпуск по уходу за ребенком и не оформлял пособие на себя.

    Если родитель не работает, не стоит на бирже труда или является студентом очного образования, то для оформления пособия нужно обратиться в отдел соцзащиты по месту регистрации. При себе нужно иметь:

    • Паспорт и свидетельство о рождении.
    • Трудовую книжку с записью о последнем трудоустройстве. Если есть приказ о последнем увольнении, предоставить его копию.
    • Справки о среднем заработке за предыдущие 24 месяца.
    • Если мать получила пособие по беременности и родам, она должна заказать расчет того, как оно рассчитывалось, и предоставить этот расчет в соцзащиту.
    • Справка формы No40 «О составе семьи».

    Также в отделение социальной защиты нужно предоставить номер банковского счета, на который будут перечисляться денежные средства.

    Документы, необходимые для оформления пособия на ребенка до 16 (18) лет нужно оформлять в ОСЗН по месту регистрации. Полный пакет документов, который потребуется при обращении:

    • Заявление, на получение меры социальной поддержки.
    • Паспорт и свидетельство о рождении. Если обращается опекун, то необходимо подтвердить опекунство документами.
    • Справка формы No40 «О составе семьи», действует такая справка месяц от даты выдачи.
    • Заверенная работодателем копия трудовой книжки, либо ее оригинал.
    • Справка о среднемесячном заработке
    • Справка о доходах, взятая в Федеральной налоговой службе. Доходы должны быть отражены за последний год.
    • Документ, подтверждающий право на меры социальной поддержки.
    • Номер счета для перечисления денег.

    Для оформления пособий на детей до трех лет, чей родитель проходит службу в армии по призыву, нужно обращаться в соцзащиту по месту регистрации. Для этого потребуются следующие документы:

    • Заявление, его можно написать непосредственно в органе соцзащиты.
    • Документ, удостоверяющий личность и свидетельство о рождении.
    • Справка, которая подтвердит, что гражданин проходит военную службу.

    В ситуации, когда за несовершеннолетним ухаживает не мать, то необходимы дополнительные документы – выписка из решения суда о том, что гражданка числится пропавшей без вести или лишена родительских прав. Также подойдет документ, удостоверяющий ее смерть. Если мать по состоянию здоровья не может ухаживать за детьми, то необходимо представить соответствующую справку.

    Кто имеет право на получение

    Меры социальной поддержки могут получить разные категории граждан.

    • Пособие по уходу за детьми до 1,5 лет выплачивается одному из родителей. Назначение пособия не зависит ни от наличия официальной работы, ни от материального положения.
    • Компенсационная денежная выплата на детей до трех лет полагается матери, либо иному опекающему лицу, трудоустроенному на любом предприятии. Кроме этой категории граждан за получением материальной поддержки могут обратиться:
      • военнослужащие женщины, оставившие службу в связи с рождением;
      • женщины, трудоустроенные на предприятии, которое было ликвидировано во время их декретного отпуска (подать документы можно, например, в МФЦ).
    • Пособие на детей до 16 (18) лет полагается определенным категориям:
      • малоимущие;
      • неполные семьи;
      • семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми;
      • семьи военнослужащих и проходящих срочную службу военных;
      • материальная помощь полагается, если мать и (или) отец являются учащимися;
      • помощь полагается при уклонении матери или отца от уплаты алиментов.

    Такая компенсация не может быть назначена, если оба родителя лишены родительских прав, либо в случае полного содержания несовершеннолетнего государством. В случае воспитания опекуном, такая компенсация не полагается, в этом случае предусмотрены отдельные виды социальной поддержки. Сумма денежной поддержки определяется в каждом субъекте РФ индивидуально.

    • Пособие на детей до 3 лет, родитель которого призван в армию. Такую поддержку может получить мать, либо опекун, при условии, что гражданин, призванный на службу, вписан в свидетельство о рождении.

    В каких случаях прекращаются выплаты

    Назначенная мера социальной поддержки может быть прекращена по ряду причин.

    Выплаты по пособию до 1,5 лет прекращаются при достижении ребенком 1,5 лет . Выплата также прекращается в связи с выходом на работу, либо увольнением .

    Стоит отметить, что при выходе сотрудницы на удаленную работу или работу с частичной занятостью, денежные средства продолжают поступать.

    Причиной для прекращения начисления денег становится лишение родительских прав , либо полное государственное содержание опекаемого.

    Компенсационную выплату в сумме 50 рублей прекращают выплачивать по тем же причинам, что и предыдущую компенсацию, с разницей лишь в возрасте.

    Денежные выплаты на несовершеннолетнего до 16 (18) лет перестают поступать на счет при достижении им указанного возраста. Также причиной для прекращения начисления денежных средств является утрата права на получение меры социальной поддержки (например, восстановление полной семьи).

    В том случае, когда денежные выплаты назначены в связи с материальным положением семьи, начисления прекращаются через два года после оформления меры поддержки, если гражданин не представит справки о доходах для пролонгации статуса малоимущей семьи .

    Выплаты на детей военнослужащего прекращаются при достижении ими трехлетнего возраста, либо в случае потери права на меру социальной поддержки.

    В случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение начисления денежных средств, об этом необходимо сообщить по месту трудоустройства, либо в орган социальной защиты населения. Сообщать о достижении несовершеннолетним возраста, указанного в условиях, не нужно, эта дата известна из данных свидетельства о рождении. В остальных случаях гражданин обязан сообщить обо всех влияющих на выплаты пособий фактах в то учреждение, где оформлялась мера поддержки.

    Данное видео содержит дополнительную информацию о выплате пособия на содержание ребенка.

    3084

    Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2019 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий).

    В 2019 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет . Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей , никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).



    Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет :

    • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
    • женщинам-военнослужащим.

    Внимание

    Рассмотрение законопроекта после очередного переноса сроков было намечено на середину 2014 года, однако снова было перенесено - теперь на неопределенный срок .

    С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

    • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) - в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе - Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
    • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) - в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
    • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) - в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике - Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге - городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

    В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была .

    Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

    27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников , на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

    Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами: «Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

    С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода . Для этого было предложено:

    • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
    • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
    • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах» , в том числе с привлечением возможностей работодателей.

    В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

    • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день ;
    • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график .

    Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы , в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

    Внимание

    В июне 2015 года министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил по результатам работы правительственной экспертной группы о том, что установление полноценного ежемесячного пособия с 1.5 до 3 лет малообеспеченным семьям на основании адресных принципов потребует ежегодно не менее 50 млрд рублей федерального бюджета, что может быть затруднительно в условиях кризиса.

    Порядок оформления

    Одно из самых важных дел для любой мамы - это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.
    Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.
    Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

    1. Первый этап. Сбор документов
      Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске , имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
    2. Второй этап. Подача документов
      Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
    3. Третий этап. Ожидание выплаты
      В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.
    2019-08-15

    RedRocketMedia

    Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414


    Матерям*, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам - военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, положены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей.

    *Или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

    Данная норма установлена Указом Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» и действует начиная с 1 января 2001 года.

    Конечно, 50 рублей - это не слишком большая сумма, с другой стороны, за время отпуска по уходу за ребенком до трех лет «набежит» чуть больше 1500 руб. - сумма тоже не огромная, но и лишней для многих молодых мам она не будет.

    Несмотря на то, что выплата компенсации является обязательной, в настоящее время многие ее не получают, т.к. ими не соблюдается важное условия ее получения: компенсация выплачивается только по заявлению сотрудницы. Соответственно, если заявления сотрудницы на выплату компенсации нет, то работодатель компенсацию не выплачивает и при этом ничего не нарушает.

    В нашей статье будут рассмотрены:

    • Порядок назначения и выплаты компенсации в размере 50 рублей матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста,
    • Источник выплаты данной компенсации и порядок налогообложения НДФЛ.

    Порядок назначения и выплаты компенсации в размере 50 рублей

    Согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994г. №1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан», ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (далее - отпуск по уходу за ребенком):
    • матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм;
    • матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
    • матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;
    • нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.
    При этом не имеет значения, работает ли обращающийся за компенсацией сотрудник по основному месту работы или является совместителем.

    В соответствии с положениями ст.287 ТК РФ, совместители имеют право на те же гарантии и компенсации, что и основные работники. А законодательные акты, устанавливающие особенности назначения данной компенсации не устанавливают соответствующих ограничений (в отличие от пособия по уходу за ребенком, которое можно получать только по одному из мест работы).

    Для назначения (и последующей выплаты) компенсации, необходимо подать заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат по месту работы (службы). К заявлению необходимо приложить копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

    Заявление составляется в произвольной форме и может выглядеть следующим образом:

    «Генеральному директору ООО «Ромашка» Иванову М.М. от Петровой В.В.

    Заявление.

    На основании положений Указа Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», прошу назначить мне ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. в месяц, как матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.»

    В случае, если заявление подается с опозданием, его можно дополнить фразой «В том числе за 6 месяцев, предшествующих настоящему обращению».

    Обратите внимание: Нетрудоустроенные лица подают заявление в орган социальной защиты населения по месту жительства.

    Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается администрацией организации в 10-дневный срок со дня поступления документов. В случае отказа в назначении ежемесячных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

    Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются:

    • со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.
    При обращении за назначением ежемесячных компенсационных выплат по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев со дня подачи заявления о назначении этих выплат (п.15 Постановления №1206).

    Это означает, что если сотрудница, например, ушла в отпуск по уходу за ребенком с 01.01.2012г., а заявление о назначении и выплате компенсации написала 01.01.2013г., то ей выплатят компенсацию за предыдущие 6 месяцев (с 01.07.2012 по 31.12.2012г.) и далее будут выплачивать ежемесячно до достижения ребенком возраста 3х лет.

    Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет*.

    *В соответствии с п.51 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009г. №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

    В соответствии с п.4 ст.136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

    При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячных компенсационных выплат, в частности:

    • увольнение работника по собственному желанию,
    • назначение пособия по безработице,
    • нахождение ребенка на полном государственном обеспечении,
    • лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком, родительских прав,
    выплата ежемесячных компенсационных выплат прекращается начиная с месяца, следующего за тем месяцем , в котором наступили соответствующие обстоятельства (п.17 Постановления №1206).

    Так же, безусловно, основанием для прекращения компенсационных выплат является окончание отпуска по уходу за ребенком (достижение ребенком 3х летнего возраста, выход матери на работу и т.п.).

    При этом, если дата окончания отпуска по уходу за ребенком до 3х лет, приходится, например, на 2 января, выплата компенсации прекращается лишь с февраля месяца. А за январь она будет осуществляться в полном размере.

    В соответствии с п.18 Постановления №1206, получатели ежемесячных компенсационных выплат обязаны извещать администрацию организации обо всех изменениях, влияющих на их выплату.

    Согласно п.19 Постановления №1206, назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на каждый соответствующий период, если обращение за их получением последовало в течение трех лет со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком.

    Таким образом, мать может получить всю сумму назначенной компенсации в конце отпуска по уходу за ребенком до 3х лет.

    Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно по вине работодателя , их назначающего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком .

    Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм. То есть - за счет собственных средств работодателя.

    При этом, для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется:

    • с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.
    Споры по вопросам назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат разрешаются вышестоящим органом или судом в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

    Порядок учета компенсационных выплат в размере 50 руб. для целей бухгалтерского учета и налога на прибыль

    Так как согласно п.20 Постановления №1206, выплата компенсации производится за счет средств, направляемых на оплату труда, то в бухгалтерском учете расходы на ее выплату будут относиться к расходам по обычным видам деятельности.

    В соответствии с положениями п.5 и п.8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы на выплату компенсации в размере 50 рублей необходимо отражать:

    • по дебету соответствующего счета учета затрат на производство или расходов на продажу (например, по счетам 20, 23, 25, 26, 44) и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
    Что касается налога на прибыль, то для целей налогового учета компенсационные выплаты в ежемесячном размере 50 рублей, включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии с положениями ст.255 НК РФ и п.4 ст.272 НК РФ.

    Аналогичную позицию изложил Минфин в своем Письме от 15.09.2009г. №03-03-06/4/78:

    «В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.

    Так, п.15 Порядка предусмотрено, что ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.

    На основании п.20 Порядка ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм.

    В соответствии с положениями ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

    Пунктом 7 ст.255 Кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

    Учитывая изложенное, ежемесячные компенсационные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, состоящим в трудовых отношениях с организацией, назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, осуществляются за счет средств, направленных на оплату труда, и учитываются в составе налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст.255 Кодекса.»

    Аналогичной позиции Минфин придерживался и ранее. Например, в своем Письме от 16.05.2006г. №03-03-04/1/451.

    НДФЛ и страховые взносы с компенсационных выплат в размере 50 руб

    Так как ежемесячная компенсация в размере 50 рублей закреплена на законодательном уровне и является обязательной, данная выплата не облагается НДФЛ согласно положениям п.1 ст.217 НК РФ:
    • Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ следующие виды доходов физических лиц:
    1. Государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации , выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
    Компенсационные выплаты не облагаются страховыми взносами :
    • на обязательное пенсионное страхование,
    • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
    • на обязательное медицинское страхование,
    так как согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений гражданско-правовых договоров, предметом которых является:
    • выполнение работ,
    • оказание услуг,
    • и т.п.
    Такой вывод изложен в Письме Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2010 №2519-19:

    «На основании Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1994 №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (далее - Указ №1110) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, производится ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб.

    Указанную выплату работодатель производит в силу обязательного предписания, закрепленного в Указе №1110, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

    Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом №1110 не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст.7 Федерального закона №212-ФЗ.»

    При этом, в настоящее время нет четкого ответа на вопрос - следует ли облагать компенсационные выплаты в размере 50 руб. страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Согласно положениям ст.20.1 федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», объектом обложения страховыми взносами признаются:

    • выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
    При этом в законе №125-ФЗ не содержится определения «выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений».

    Соответственно, трактовать эту норму можно по разному. Если в качестве облагаемых страховыми взносами выплат рассматривать только те выплаты, которые напрямую связаны с выполнением работником его трудовой функции, то компенсационные выплаты по уходу за ребенком до 3х лет, безусловно, к таким выплатам не относятся. Соответственно, компенсация не является объектом для начисления страховых взносов на страхование от несчастных случаев.

    Такой же вывод можно сделать, проведя аналогию со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование.

    Однако вполне возможна (со стороны представителей ФСС) и другая позиция:

    • облагать страховыми взносами нужно все выплаты в пользу работников, кроме напрямую указанных в ст.20.2 Закона №125-ФЗ.
    Ведь согласно п.2 ст.20.1 закона №125-ФЗ, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.

    Сложность заключается в том, что компенсация в размере 50 рублей, выплачиваемая матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет в статье 20.2 закона №125-ФЗ не поименована.

    Соответственно, если исключить данную компенсацию из базы для расчета страховых взносов на страхование от несчастных случаев, то существуют определенные налоговые риски (не слишком значительные из-за размера компенсационной выплаты).

    В целях улучшения демографических показателей в стране предложено увеличить срок выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет до достижения ребенком 3 лет. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

    Что случилось?

    Государственная Дума планирует в ближайшее время рассмотреть в первом чтении законопроект № 478277-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет», авторами которого выступила группа депутатов Госдумы во главе с руководителем фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым. Они намерены улучшить демографические показатели в стране путем повышения реальных доходов населения, точно так же, как это происходило в последние годы. Депутаты отмечают, что именно такое направление имеет государственная политика последних лет в сфере социальной поддержки семей с детьми. А их предложение, помимо прочего, позволит повысить шансы женщин с детьми на трудоустройство.

    Новые принципы выплаты детских пособий

    В пояснительной записке к законопроекту его авторы обосновывают, почему является несправедливой выплата пособия на ребенка только до достижения им возраста 1,5 года. Они, в частности, отмечают:

    Проблема материального обеспечения семей с малолетними детьми до трех лет усугубляется тем, что в России число ясельных групп для детей младше 1,5 лет ничтожно мало, женщина с малолетним ребенком не может трудоустроиться и оказывается полностью зависима от поддержки семьи и окружения. По данным Контрольного управления Президента Российской Федерации, за последние двадцать лет количество дошкольных учреждений в целом по стране сократилось почти в два раза. Часть учреждений были закрыты и перепрофилированы, сданы в аренду коммерческим организациям. Повышение рождаемости в последние пять лет на фоне сокращения 5 количества детских садов привело к тому, что тысячи детей лишены возможности пользоваться услугами дошкольных учреждений. А при рождении или усыновлении второго ребенка малообеспеченные семьи могут получать ежемесячные дополнительные выплаты из средств материнского капитала. Эта мера также действует с начала этого года и распространяется на период, пока ребенку не исполнится полтора года.

    Повышение возраста выплаты детских пособий до достижения ребенком возраста 3 лет позволит повысить социальную защиту семей, в том числе тех, где несколько детей. Благодаря этой мере детей станет появляться в семьях больше, так как их родители не будут переживать о том, что не смогут достойно обеспечить ребенка, когда ему исполнится 1,5 года. Ведь пособие платить перестанут, а места в детском саду может не оказаться.

    Кроме того, парламентарии напомнили, что по Трудовому кодексу РФ каждой женщине в России предоставено право на получение отпуска по уходу за ребенком продолжительностью в 3 года. При этом после 1,5 лет такого отпуска пособие по уходу за ребенком становится чисто символическим — всего 50 рублей в месяц. В связи с этим путем продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет фактически будет исполнено требование действующего трудового законодательства.

    • студентками вузов;
    • учащимися профессиональных училищ;
    • слушательницами курсов дополнительного профобразования.

    Право на пособие, если законопроект будет одобрен, получат все женщины, которые работали в течение одного года за двухлетний период, предшествующий беременности и родам.