Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Когнитивные искажения. Психология RUS

    Когнитивные искажения. Психология RUS

    Когнитивные предубеждения - это склонность делать неоправданные выводы основываясь на недостаточном количестве данных.

    v Предубеждение относительно результата – это склонность оценивать решение по его результатам, а не по сути самого решения в момент его принятия. Жизнь состоит из неопределенностей. На многие вопросы, связанные с риском и неуверенностью, просто нет правильного ответа. По этой причине человек может принять решение, которое кажется ему рациональным и, скорее всего, правильным, но затем, вследствие непредвиденных и непредсказуемых обстоятельств, это решение не приводит к желаемому результату.

    Недовольство результатом заставляет людей оценивать лишь вызвавшие его реалии, а не качество принятого решения. В трейдинге даже правильный подход может привести к убыточной сделке, а может быть, и к целому ряду убыточных сделок. Эти потери заставляют трейдеров сомневаться в себе и своей способности к принятию решений, поэтому они начинают негативно оценивать собственный подход – только потому, что его результат был негативным. Повторная ситуация еще более обостряет проблему.

    v Предубеждение относительно новизны – склонность расценивать последние данные или опыт как наиболее важные. Сделка, проведенная накануне, значит для людей гораздо больше, чем сделка прошлой недели или прошлого года. Два последних месяца неудачных сделок столь же значимы, сколь предыдущие шесть месяцев успеха. Таким образом, результат серии недавних сделок может заставить большинство трейдеров сомневаться в своем методе и процессе принятия решений.

    v Привязывание – склонность привязываться к уже известной информации в случае принятия решений в условиях неопределенности. Игроки могут привязываться к последнему уровню цены и принимать решения в зависимости от соотношения текущей цены с этим уровнем

    v Эффект снежного кома (также называемый стадным чувством) заключается в том, что человек верит во что-то только потому, что в это верят многие другие. Эффект снежного кома является одной из причин непрекращающегося роста цен в конце «мыльного пузыря».

    v Люди, попадающие под воздействие закона малых чисел , верят, что небольшая выборка в точности соответствует характеристикам генеральной совокупности, из которой она была выбрана. Этот термин взят из статистического закона больших чисел, говорящего о том, что большая выборка из совокупности действительно сходна по характеристикам с самой совокупностью. Этот закон является основой выборного процесса. Выборка из пятисот человек, сделанная случайным образом, достаточно точно укажет характеристики 200 миллионов людей во всей совокупности.

    Напротив, малые числа немногое скажут обо всей популяции. Например, если стратегия работает в четырех случаях из шести, большинство сочтут такую стратегию хорошей. Однако со статистической точки зрения этой информации недостаточно для того, чтобы сделать сколько-нибудь достоверное заключение. Вера в закон малых чисел заставляет людей слишком быстро воодушевляться и отчаиваться. А вкупе с эффектами предубеждения относительно результата и новизны эта вера часто приводит к тому, что трейдеры отказываются от прежнего подхода за минуту до того, как этот подход начинает работать.

    Когнитивные предубеждения оказывают большое влияние на трейдеров, но каждое отсутствующее предубеждение представляет для них возможность заработать.

    Это лишь немного запутанный пример с трейдерами, он также тесно будет связан с многими сферами роботы, бизнеса, ведение дел и азартных игр...

    Эффект предубеждение относительно результата (на примере покера)

    Предположим, у меня карманная пара АА (два туза). С точки зрения рациональности и теории вероятности, у меня самая сильная рука за столом, и вероятность того что я выиграю этот стол выше 50%. Следовательно мне нужно поднимать ставку, вести агрессивный стиль игры, т.е. на момент принятия решения я делаю правильно все. Но потом оказывается, что я проигрываю какой-то 9-ке (флэш)

    И после того как я не выиграл, я делаю ложную оценку того что решения принятое мной об агрессивном стиле розыгрыша было неверное, хотя на тот момент оно было верное. И делаю я это только потому что результат не оправдал мои ожидания, вот это и есть эффект предубеждения относительно результата.

    Хотя с точки зрения статистики и вероятности, я делаю все правильно, даже если 5 раз подряд моя рука проигрывает, с таким же успехом она может начать выигрывать, когда я перестану увеличивать банк и вести агрессивную игру. Просто мне немного не везет...

    Потому что думать - трудно

    Проблема 4: Что нужно будет вспомнить?

    Информации во вселенной слишком много. Мы можем себе позволить помнить только то, что вероятнее всего пригодится нам в будущем. Нам приходится постоянно торговаться с самими собой и прогнозировать, что выгоднее помнить, а что забыть. Например, обобщения выгоднее конкретных примеров, потому что занимают меньше места в мозгу. Когда есть много частностей, которые невозможно обобщить, мы выбираем отдельные выдающиеся ключевые признаки и забываем всё остальное. Обычно мы сохраняем то, что нужно для фильтров информации, описанных в Проблеме 1, а также то, что требуется для построения догадок и умозаключений из Проблемы 2. Когнитивные искажения усиливают друг друга.

    • Мы редактируем и усиливаем воспоминания после случившихся событий. В ходе этого воспоминания могут закрепляться, но при этом некоторые детали отбрасываются и теряются. Иногда наши воспоминания обрастают деталями, которых в реальности не было.
      Примеры: Ошибка атрибуции воспоминания (en ), Криптомнезия , Парамнезия (ложная память) , Внушаемость , Эффект интервала (en )
    • Мы отбрасываем частности для построения и закрепления обобщений. Мы делаем это по необходимости, но воздействие скрытых ассоциаций, стереотипов и предрассудков приводит к одним из самых тяжёлых последствий из всего списка когнитивных искажений.
      Примеры: Неявные ассоциации и стереотипы (en ), Отклонение памяти в сторону стереотипов (en ) , Предрассудок , Феномен негативного восприятия (en ), Отклонение в сторону затухания аффекта (en )
    • Мы упрощаем события и списки до отдельных ключевых моментов и элементов. События и списки трудно сводить к обобщениям, поэтому мы запоминаем отдельные пункты, представляющие для нас целое.
      Примеры: Правило пика и завершения (en ), Выравнивание и заострение (), Эффект первенства (en

      Отлично, и как я теперь должен всё это запомнить?

      Ты не должен. Но можно начать запоминать с четырёх гигантских проблем, с которыми сталкиваются наши мозги на протяжении миллионов лет. И ещё можешь добавить статью в закладки, чтобы потом найти и сослаться на конкретное когнитивное искажение.

      1. Переизбыток информации - это отстойно, поэтому мы агрессивно отсекаем всё ненужное. Шум становится сигналом.
      2. Недопонимание нас путает, поэтому мы активно достраиваем картину. Сигнал становится историей.
      3. Нам приходится действовать быстро, чтобы не упустить шанс, поэтому мы сразу перепрыгиваем к заключениям. Истории становятся решениями.
      4. Проще нам от этого не становится, поэтому мы пытаемся запоминать самое важное. Решения дают нам информацию для корректировки моделей мира и себя.

      Чтобы не утонуть в переизбытке информации , мозгу приходится отсекать и фильтровать огромное количество информации и быстро, почти без усилий, решать, что из этого действительно важно и должно быть предъявлено нашему вниманию.

      Чтобы создавать смыслы из разрозненных кусочков информации, мы заполняем пустые места и соотносим данные с нашими ментальными моделями окружающего мира и самих себя. Одновременно мы контролируем, что это происходит настолько устойчиво и непротиворечиво, насколько возможно.

      Чтобы действовать быстро , нам приходится за доли секунды принимать решения, которые могут повлиять (или нам кажется, что могут повлиять) на наши шансы выжить, оказаться в безопасности, добиться успеха или почувствовать уверенность в своих силах.

      Чтобы это происходило наиболее эффективным образом, мозг должен запоминать самое важное из новой информации и информировать об этом другие системы организма. Ровно настолько, чтобы они могли адаптироваться и усилиться со временем, но не больше.

      Звучит полезно! А какие побочные эффекты?

      Вместе с четырьмя главными проблемами полезно помнить о четырёх проблемах-следствиях, которые вызваны нашими способами решения главных проблем:

      1. Мы не видим всего. Часть информации, которую мы отсекаем, на самом деле оказывается ценной и важной.
      2. Поиск смыслов приводит нас к галлюцинациям. Иногда мы придумываем несуществующие детали только из-за предположений и предубеждённости, а также достраиваем смыслы и истории, которых не было в реальности.
      3. Быстрые решения могут быть плохими. Некоторые из быстрых реакций и решений оказываются нечестными, корыстными и непродуктивными.
      4. Память усиливает ошибки. Некоторые вещи, которые мы запоминаем, усиливают когнитивные искажения и обусловленность, ухудшая мыслительные процессы.
      5. слепоте в отношении когнитивных искажений и наивному реализму .

        Мы ничего не можем сделать, чтобы полностью избавиться от четырёх главных проблем (до тех пор, пока не расширим вычислительные мощности и память мозгов до размеров вселенной). Зато когда мы примем как факт, что мы навсегда обусловлены своей биологией, но можем учиться эффективнее с этим жить, то склонность к подтверждению своей точки зрения поможет находить этому новые и новые свидетельства. Благодаря этому мы научимся лучше понимать себя.

        «Узнав о склонности к подтверждению своей точки зрения, я теперь постоянно вижу подтверждение её существования!»

        Когнитивные искажения - всего лишь инструменты. Они полезны в одних контекстах и вредны в других. Но это единственные инструменты, которые у нас есть, и они довольно неплохо справляются в тех ситуациях, для которых предназначены. С ними можно познакомиться поближе и оценить их - в конце концов, они позволяют нашим загадочным мозгам действовать во вселенной.

        Update: Через пару дней после публикации этой записи спросил, можно ли сделать постер с диаграммой из моего текста. Что я, конечно же, разрешил. Вот что в итоге получилось:

        (English Wiki)найдётся не всё )

    Когнитивные искажения - это ошибки мышления или шаблонные искажения в суждениях, которые систематически происходят в определённых ситуациях. Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального поведения.
    Некоторые из них выполняют адаптивную функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков мышления, или из-за неуместного применения навыков, бывших полезными ранее.

    Нет конца ошибкам, которые мы делаем, обрабатывая информацию, вот 10 наиболее распространенных из них.

    10. Эффект подтверждения

    Эффект подтверждения проявляется в склонности искать или толковать информацию так, чтобы подтвердить то, во что человек верит. Люди укрепляют свои идеи и мнения, выборочно собирая свидетельства или искажая воспоминания. Например, мне кажется, что в день полнолуния случается больше обращений за экстренной медицинской помощью. Я узнаю, что в день следующего полнолуние было 78 обращений, это подтверждает мою веру, и я не смотрю на число обращений в остальные дни месяца. Очевидная проблема тут в том, что эта ошибка позволяет выдать неточную информацию за истину.
    Возвращаясь к вышеупомянутому примеру, предположим, что в среднем, ежедневно наблюдается 90 обращений в скорую помощь. Мой вывод о том, что 78 выше нормы, неправилен, и все же я не в состоянии заметить это, и даже не обдумываю такую возможность. Эта ошибка очень распространена, и может иметь опасные последствия, если на основе ложной информации принимаются какие-либо решения.

    9 Эвристика доступности

    Эвристика доступности основана на ярких воспоминаниях. Проблема в том, что люди имеют тенденцию запоминать яркие или необычные события легче, чем каждодневные, обыденные. Например, авиакатастрофам уделяют много внимания в СМИ. Автокатастрофам нет. Однако, люди боятся летать на самолетах больше, чем ездить на машине, даже при том, что статистически самолет - более безопасный транспорт. Здесь играют свою роль СМИ, редкие или необычные события, типа медицинских ошибок, нападений животных и стихийных бедствий всегда вызывают много шума, в результате людям кажется, что эти события имеют более высокую вероятность произойти.

    8 Иллюзия контроля

    Иллюзия контроля - это тенденция людей полагать, что они могут управлять или по крайней мере оказывать влияние на события, которые они ни в коей мере не контролируют. Эта ошибка может выражаться в склонности к азартным играм и вере в паранормальные явления. В исследованиях, проводимых на психокинезе, участников просят предсказать результаты подбрасывания монеты.
    С обычной монетой, участники будут угадывать правильно в 50% случаях. Однако, они не понимают, что это результат вероятности или чистая удача и вместо этого воспринимают свои правильные ответы как подтверждение их контроля над внешними событиями.

    Интересный факт: играя в кости в казино, люди бросают кости сильнее, когда нужно высокое число и более мягко, когда низкое. В действительности, сила броска не определяет результат, но игрок верит, что он может управлять числом, которое выпадет.

    7 Ошибка планирования

    Ошибка планирования - это тенденция недооценивать время, нужное для завершения задачи. Ошибка планирования фактически происходит от другой ошибки, ошибки оптимизма , которая возникает, если человек чрезмерно уверен в результате запланированных действий. Люди более подвержены ошибке планирования, если ранее не решали подобных задач, потому что мы оцениваем, основываясь на прошлых событиях. Например, если спросить человека, сколько минут займет дорога пешком до магазин, он вспомнит и даст близкий к правде ответ. Если я спрошу, как долго займет что-то, чего вы никогда не делали прежде, например, написать диссертацию или взойти на гору Эверест, и вы не имеете такого опыта, из-за врожденного оптимизма, вам покажется, что нужно меньше времени, чем в действительности. Чтобы избежать этой ошибки, помните Закон Хофстадтера: всегда требуется больше времени, чем вы ожидаете, даже если вы принимаете во внимание Закон Хофстадтера.

    Интересный факт: «реалистический пессимизм» - это такое явление, когда люди, находящиеся в депрессии или чрезмерно пессимистические люди делают более точные прогнозы о результате завершения задачи.

    6 Ошибка сдержанности

    Ошибка сдержанности - тенденция к преувеличению способности устоять перед каким-либо искушением или “способности управлять импульсом”, обычно относится к голоду, наркотикам и сексу. Правда в том, что люди, не управляют интуитивными импульсами. Вы можете игнорировать голод, но вы не можете перестать ощущать его. Возможно, вам встречалось высказывание: «единственный способ избавиться от искушения - поддаться ему» звучит забавно, но это верно. Если вы хотите избавиться от голода, вы должны поесть. Сдерживать импульсы бывает невероятно трудно, требуется большое самообладание. Однако, большинство людей склонны преувеличивать свою способность контролировать себя. А большинство наркоманов говорят, что они могут «завязать в любое время, если захотят», но в действительности это не так.

    Интересный факт: к сожалению, это заблуждение часто имеет серьезные последствия. Когда человек слишком высоко оценивает способность контролировать свои импульсы, он часто стремится подвергнуть себя искушению в большей мере, чем это необходимо, что в свою очередь способствует импульсивному поведению.

    5. Феномен справедливого мира

    Феномен справедливого мира - это явление, когда свидетели несправедливости, чтобы рационализировать свое переживание, пытаются найти в поступках жертвы что-то, что могло спровоцировать эту несправедливость. Это ослабляет их беспокойство и позволяет им чувствовать себя в безопасности; если они избегают совершать подобные поступки, такого не случится с ними. Фактически это обретение душевного спокойствия за счет обвинения невинной жертвы. В качестве примера можно привести исследование, проведенное L. Carli из колледжа Wellesley. Участникам рассказывали две версии истории о мужчине и женщине. Обе версии были одинаковыми, но в самом конце, истории отличались: в одном окончании, человек изнасиловал женщину и в другом, он предложил выйти за него замуж. В обеих группах, участники охарактеризовали действия женщины как неизбежно предопределившие результат.

    Интересный факт: существует противоположное явление: Теория жестокого мира - при обилии насилия и агрессии в телевидении и СМИ, зрители склонны считать мир более опасным, чем в действительности, выказывая чрезмерное опасение и принимая различные защитные меры.

    4. Эффект вклада

    Эффект вклада предполагает, что люди будут требовать больше за какую-либо вещь, чем они заплатили бы, чтобы приобрести ее. Эта идея основана на гипотезе, что люди высоко оценивают свою собственность. Конечно, эта оценка не всегда ошибка; например, многие вещи имеют сентиментальную ценность или могут быть «бесценны» для человека, однако, если я покупаю кофейную чашку сегодня за один доллар, и завтра требую два, у меня нет на это никакой обоснованной причины. Часто так случается, когда люди продают автомобиль и хотят получить больше, чем он на самом деле стоит.

    Интересный факт: это заблуждение связано с двумя теориями: «отвращение потери» согласно которой люди предпочитают избегать потерь, а не получать прибыль, и идея «статус-кво» согласно которой люди не любят перемены и по возможности избегают их.

    3. Ошибка самооценки

    Ошибка самооценки происходит, когда человек приписывает положительные результаты внутренним факторам, а отрицательные - внешним. Хороший пример этому - школьные оценки, когда школьник получает хорошую оценку по контрольной, он считает это заслугой своего ума или своей прилежной учебы. Когда он получает плохую оценку, он приписывает ее плохому учителю или плохо составленным заданиям. Это очень распространено, люди регулярно приписывают себе успехи, отказываясь принять ответственность за неудачи.

    Интересный факт: если мы оцениваем достижения других людей, ситуация кардинально меняется. Когда мы узнаем, что человек, который сидит рядом с нами, провалил экзамен, мы ищем внутреннюю причину: он глуп или ленив. Аналогично, если они получили высшую оценку, им просто повезло, или учитель любит их больше. Это известно как фундаментальная ошибка атрибуций.

    2. Криптомнезия

    Криптомнезия - искажение, при котором человек ошибочно «вспоминает», что он придумал что-то - мысль, идею, шутку, стихотворение, песню. Воображаемое событие принимается за воспоминание. Есть много предполагаемых причин криптомнезии, включая расстройство когнитивной функции и слабую память. Однако, нужно отметить, что нет никакого научных подтверждений существования криптомнезии.
    Проблема в том, что сведения полученные от людей подверженных этому искажению с научной точки зрения ненадежны: возможно, это был осознанный плагиат, и жертва просто оправдывает себя.

    Интересный факт: синдром ложной памяти - противоречивое явление, при котором человек и его отношения с окружающим миром находятся под воздействием ложных воспоминаний, которые самим объектом воспринимаются как реально произошедшие события. Часто вину за возникновение таких ложных воспоминаний возлагают на различные терапии восстановления памяти, включая гипноз, и успокоительные средства.

    1. Заблуждение «слепое пятно»

    Заблуждение «слепое пятно» - тенденция не признавать собственные заблуждения. В исследовании, проводимом Эмилией Пронин Университета Принстона, участникам рассказывали о различных когнитивных искажениях. Когда их спросили, насколько они сами подвержены им, все они ответили, что меньше, чем люди в среднем.

    originally published at listverse.com

    Восприятие человека напрямую связано с тем, как он мыслит и какие суждения выносит по поводу того или иного факта или события. И далеко не всегда мышление и суждения человека отражают объективную действительность – в них могут наблюдаться систематические ошибки и отклонения. Именно в таких ситуациях следует говорить о когнитивных искажениях.

    Что такое когнитивные искажения?

    Когнитивными искажениями называют различного рода систематические ошибки в мышлении человека, а также шаблонные отклонения, происходящие в определённых ситуациях и основой которых служат искажённые убеждения. Каждый человек склонен к созданию собственной субъективной реальности, зависящей от его восприятия. И эта реальность, в свою очередь, определяет поведение человека в обществе. Из этого следует, что когнитивные искажения нередко являются причиной неверных или неточных суждений, искажённых интерпретаций и иррационального поведения.

    В особых случаях когнитивные искажения могут быть катализатором более эффективного функционирования личности в определённых условиях, например, позволяют человеку гораздо быстрее принимать решения или адаптироваться к ситуациям. Некоторые другие когнитивные искажения представляют собой прямое следствие ограниченности возможностей человека в плане обработки информации или же отсутствия необходимых психических механизмов. Для когнитивистики (научной области, исследующей разум и интеллект), и некоторых смежных наук изучение когнитивных искажений делает возможным выявлять психологические процессы, на которых зиждется восприятие и принятие человеком решений.

    Причинами возникновения когнитивных искажений могут быть:

    • Влияние социума
    • Моральные и эмоциональные факторы
    • Ограниченные возможности человеческого мозга в плане обработки информации
    • Нарушения в обработке информации
    • Неконтролируемый поток всевозможных мыслей в сознании (ментальный шум)

    Возникновение когнитивных искажений

    Впервые термин «когнитивные искажения» был употреблён в 1972 году пионером когнитивистики Амосом Тверски и психологом Даниелем Канеманом в процессе их исследований числовой грамотности людей. Учёные воспроизвели несколько поведенческих шаблонов, где принимаемые людьми решения отличались от рациональных, а также провели несколько экспериментов, в ходе которых было выявлено влияние на мышление людей и принятие ими решений навязанных стереотипов. Со временем изыскания Тверски и Канемана получили широкое развитие, став настоящими исследовательскими программами и выйдя за границы во многие другие дисциплины, среди которых присутствуют даже политология и медицина. Сами же когнитивные искажения в процессе исследований был разделены на категории.

    Категории когнитивных искажений

    Категории когнитивных искажений различают по разным принципам. Есть когнитивные искажения, которые в большей степени характерны для социальных групп, а есть те, что проявляются на личностном уровне. Одни искажения оказывают влияние на принятие решений, когда имеет место быть приоритетность выбора, другие проявляются благодаря неким причинно-следственным связям, третьи вообще связаны со свойствами человека. Определённые когнитивные искажения могут отражать человека. Существуют также искажения, связанные с индивидуальными особенностями мозга в плане восприятия, вспоминания и способности делать выводы.

    По причине того, что определённые когнитивные искажения представляют собой отражение мотивации человека, поддаются объяснению многие стереотипы и шаблоны массового сознания, а также конкретные групповые поведенческие паттерны. А посредством специальных опытов было доказано и существование когнитивных искажений, связанных с обострёнными реакциями людей на определённые раздражители. В действительности когнитивных искажений великое множество и ниже мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми наиболее распространёнными и изучаемыми из них.

    Самые распространённые когнитивные искажения

    • Эффект повального увлечения – повторение действий или вера в то, что делают или во что верят многие люди
    • Искажение в восприятии личного выбора – стремление помнить свои прошлые выборы в более положительном ключе, чем они были в действительности
    • Ошибка, связанная с подтверждением – стремление к поиску и интерпретации информации для подтверждения уже имеющихся данных
    • Эффект узких рамок – применение слишком узкого подхода в описании проблемы или ситуации
    • Иллюзия контроля – вера человека в то, что он способен контролировать или оказывать влияние на результаты событий, когда на самом деле это не так
    • Эффект знакомства – стремление человека необоснованно симпатизировать кому-то только по той причине, что он с ним знаком
    • Рационализация покупки – стремление искать рациональные аргументы, чтобы убедить себя, что покупка была сделана не зря
    • Ошибки в – недооценка времени, требуемого на выполнение поставленных задач
    • Сопротивление – желание человека делать что-то, противоположное тому, к чему его кто-то принуждает, как потребность противостоять мнимому ограничению свободы выбора
    • Ошибка атрибуции – стремление объяснять поведение другого человека его личностными качествами, пренебрегая ситуативными особенностями, и одновременное преувеличение влияния ситуативных особенностей на собственное поведение, недооценивая влияние личных качеств
    • Уклон в пользу положительного исхода – стремление к преувеличению и переоценке при предсказании благоприятных событий
    • Предвзятость подтверждения – стремление оценивать логику аргументации, зависимо от убеждённости в ложности или истинности заключения
    • Ретроспективное искажение – пропуск памяти о произошедших событиях сквозь призму нынешнего знания. Причём, события в настоящем выглядят более предсказуемыми, нежели были на самом деле

    Среди множества других когнитивных искажений можно выделить , эффект первого впечатления, эффект контраста, профессиональную деформацию, ошибки согласованности, ошибки различения, переоценку воздействия, иррациональное усиление, отвращение к потере, потребность в завершении, потребность в противоречии, недооценку бездействия, селективное восприятие, эффект привязки, каскад доступной информации, иллюзию кластеризации, ошибку игрока, ошибку совпадений, стереотипизацию, стадный инстинкт, иллюзию прозрачности, оправдание системы и многие-многие другие.

    Практическое значение когнитивных искажений

    В настоящее время во многих социальных институтах бытует мнение о том, что люди склонны принимать рациональные решения. Так, например, инвестиционными организациями предполагается, что инвесторы будут действовать рационально, однако сами инвесторы опираются в действиях на когнитивные искажения, такие как эмоциональные эффекты, стереотипы, предубеждения и т.п. Примерно та же ситуация наблюдается в судах присяжных, банках, государственных структурах, производственных предприятиях, семьях и т.д. Ко всему прочему, когнитивные искажения также выражаются в том, что в общественном сознании людей сохраняются различного рода суеверия, что препятствует привитию научного взгляда на мир, которое отличается от паттернов массового сознания. Есть и случаи, где ситуация проявляется с точностью до наоборот.

    Но можно ли каким-либо образом нейтрализовать или скорректировать когнитивные искажения? Следует сказать несколько слов и об этом.

    Коррекция когнитивных искажений

    По мнению некоторых учёных (Хезелтона, Гигеренцера и других) направление и содержание когнитивных искажений поддаётся контролю. Для этого применяются специальные методики, сокращающие имеющиеся искажения, стимулирующие человека применять особые контролируемые маневры, сходные с неконтролируемыми. Также к методикам коррекции когнитивных искажений относятся методы их модификации, а сам процесс коррекции можно отнести к области психологической терапии по снижению разнообразных зависимостей, депрессивных и тревожных состояний. Эту терапию называют «Cognitive Bias Modification Therapy» (CBMT) или «Applied Cognitive Processing Therapies» (ACPT). Применяемые в ней методы подразумевают использование новейших компьютерных технологий, как при непосредственном участии психотерапевта, так и без его участия. Базовыми концепциями, на которых основывается CBMT, являются когнитивная модель внимания, когнитивная модель тревоги и некоторые другие разработки нейронауки.

    Таковы основные особенности когнитивных искажений. Если у вас появилось желание разобраться в данной теме более детально, вы можете поискать нужную информацию на страницах Интернета – сегодня этой теме посвящено множество специализированных ресурсов.

    В продолжение изучения темы, связанной с особенностями восприятия и мышления человека, вы можете ознакомиться с представленным на нашем ресурсе материалом о .

    Когнитивные искажения могут быть представлены в виде четырёх категорий: когда много информации, когда не хватает смысла, когда быстро реагируем, когда вспоминаем и запоминаем.

    Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального поведения . Некоторые из них выполняют адаптивную функцию , поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков мышления или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.

    Разработка и применение методов коррекции когнитивных искажений, вызывающих проблемы эмоционального, личностного, социального характера, является предметом различных направлений психотерапии , в частности когнитивной психотерапии .

    Искажения, связанные с поведением и принятием решений [ | ]

    Излишнее беспокойство за успех [ | ]

    Преувеличение вероятности частных случаев [ | ]

    Переоценка значимости частных случаев [ | ]

    • - тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты («победителей не судят»).
    • - тенденция людей переоценивать длительность или интенсивность воздействия некого события на их будущие переживания.
    • - ошибка в предсказаниях, возникающая, когда люди уделяют слишком много внимания какому-то одному аспекту явления; вызывает ошибки в правильном предсказании полезности будущего исхода. Например, концентрация внимания на том, кто виноват в возможной ядерной войне, отвлекает внимание от того, что пострадают в ней все.

    Переоценка своих возможностей [ | ]

    Переоценка значимости собственного мнения/положения/выбора [ | ]

    Методами защиты своего мнения при таких искажениях обычно являются

    Другие искажения [ | ]

    • Противление - проявление ментальной инерции, неверие в угрозу, продолжение прежнего курса действий в условиях настоятельной необходимости переключиться: когда откладывание перехода чревато ухудшением состояния; когда проволочка может привести к потере возможности улучшить ситуацию; при столкновении с экстренными ситуациями, неожиданными возможностями и внезапными помехами.
    • Подчинение авторитету - склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия. См. также эксперимент Милгрэма .
    • Приукрашивание прошлого - тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили.
    • «Проклятие знания » - затруднения у информированных людей при попытке рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных.
    • Профессиональная деформация - психологическая дезориентация личности в ходе профессиональной деятельности. Тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения.
    • Эффект владения - завышение ценности покупки сразу после её приобретения. Его следствие - неприятие потери (англ.) - отрицательная полезность, связываемая с потерей объекта, оказывается больше, чем полезность, связанная с приобретением его. Люди, зная пользу от принадлежащей им вещи, больше огорчаются от её потери, чем они радовались бы её находке, до которой они не думали об этой вещи и соответственно не учитывали её пользу.
    • и предпочтение целостных предметов - потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот источник ошибок. Стремление к завершённости является одним из фундаментальных свойств гештальта, центрального понятия гештальтпсихологии , проявляющееся, в частности, в эффекте Зейгарник . Другой случай - эффект «меньше - лучше» , при котором в отсутствие прямого сравнения предметов предпочтение отдаётся тому, который ближе к своему идеалу, несмотря на то, что его ценность меньше.
    • Регулирование - ловушка непрерывных приказов себе делать что-то, вместо того, чтобы иногда действовать импульсивно, спонтанно, когда это более приемлемо, при поиске чего-то нового, во время отпуска, отдыха.
    • Отклонение в сторону статуса кво - тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.
    • Эффект повального увлечения, конформизм - боязнь выделяться из толпы, тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению , стадному поведению и маниям (см., например, эффект победившей стороны ).
    • Затягивание (прокрастинация) - систематическое неоправданное откладывание, оттягивание начала неизбежной работы.
    • Недооценка бездействия - предпочтение большего вреда из-за бездействия, чем вреда из-за действия, вследствие непризнания вины в бездействии.
    • Эффект фрейминга - наличие зависимости выбора варианта решения от формы представления исходной информации. Так, изменение вида формулировки вопроса, с семантически идентичным содержанием, может вызывать изменение процента положительных (отрицательных) ответов с 20 % до 80 % и более . Существенную часть формы представления информации может образовывать отбор слов. Для любой формулировки системы цен со скидками, для некоторых категорий покупателей, существует финансово эквивалентное представление цен с наценками, для дополнительных категорий покупателей, однако её использование может привести к значительному падению выручки и потому не применяется.
    • - тенденция принимать решения, направленные на то, чтобы избежать риска, если ожидаемый результат позитивный, однако принимать рискованные решения, чтобы избежать негативного исхода (проявляется как часть эффекта фрейминга) .
    • Разделение - попытка выполнять одновременно два и более дела, требующих сознательного внимания, которое принципиально неделимо.
    • Формулирование - беспрерывное проговаривание своих мыслей о том, что кажется истинным.
    • Реверсия - систематический возврат к мыслям о гипотетических действиях в прошлом по предотвращению потерь, являющихся результатом произошедших необратимых событий, исправлению неисправимого, изменению необратимого прошлого. Формами реверсии являются вина и стыд .
    • Предвзятость относительно экономии времени (англ. time-saving bias) - человеческая склонность к ошибочной оценке времени, которое может быть сэкономлено (или потеряно) в результате увеличения (или снижения) скорости.
    • Ошибка планирования - тенденция недооценивать время выполнения задач, стоимость и длительность реализации проектов, особенно новых, сложных, больших, уникальных. Частный случай ошибки планирования нашел выражение в законе Мёрфи : «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете».
    • Сопротивление - потребность человека делать нечто противоположное тому, что некто побуждает его делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить свободу выбора.
    • - попытки специально найти собеседника иного мнения для того, чтобы доказать ему своё.
    • Систематическая ошибка согласованности - тенденция проверять гипотезы исключительно путём прямого тестирования, пренебрегая косвенным или отвергая его.

    Социально обусловленные искажения [ | ]

    Большая группа искажений, связанных с поведением и принятием решений. Большинство из них связаны с ошибками атрибуции .

    Искажения в собственную пользу

    Другие искажения

    Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами [ | ]

    Многие из этих когнитивных искажений часто исследуются в связи с тем, как они влияют на бизнес и как они влияют на экспериментальные исследования.

    Общие ошибки вследствие непонимания сущности случайностей

    Переоценка вероятности состояния, в котором в данный момент находится человек

    Другие искажения

    Искажения, связанные с ошибками памяти [ | ]

    См. также [ | ]

    Примечания [ | ]

    1. Александров А. А. Интегративная психотерапия
    2. Explanations from changingminds.org (англ.) статьи по конкретным теориям и гипотезам снабжены ссылками на академические источники
    3. Кукла А. Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь / Андре Кукла; Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 146 с.
    4. Thompson, Suzanne C. (1999), "Illusions of Control: How We Overestimate Our Personal Influence", Current Directions in Psychological Science (Association for Psychological Science) . - Т. 8 (6): 187–190, ISSN 0963–7214
    5. Герд Гигеренцер. Понимать риски. Как выбирать правильный курс. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015
    6. Социологический энциклопедический англо-русский словарь
    7. Канеман, Даниэль . Думай медленно... решай быстро : [перевод с английского]/Даниэль Канеман. М.:АСТ, 2015. Стр.475-489. 653 с.
    8. Канеман, Даниэль . Думай медленно... решай быстро : [перевод с английского]/Даниэль Канеман. М.:АСТ, 2015. Стр.328-329. 653 с.
    9. The End of History Illusion (англ.) . Проверено 5 января 2017.
    10. “The illusion of transparency and the alleviation of speech anxiety” (PDF) . Journal of Experimental Social Psychology . 39 . 25 March 2003. Проверено 8 октября 2012 . Используется устаревший параметр |coauthors= (справка)
    11. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2011. - ISBN 978-5-4237-0138-3 .
    12. False Consensus & False Uniqueness (англ.) . Psychology Campus.com. Архивировано 19 апреля 2012 года.
    13. Сергей Степанов. Каждому - по заслугам? // Школьный психолог. - 2004. - № 25/26 (313/314) / 1-15 июля 2004 .
    14. Forer, B. R. The fallacy of personal validation: A classroom demonstration of gullibility // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1949. - № 44 . - С. 118-123 .
    15. Чалдини, Р . Кто кому и почему нравится
    16. Бодалев А. А. Личность и общение. - М. , 1983.
    17. , pp. 153-158.
    18. Роберт Т. Кэррол. Криптомнезия // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. - М. : , 2005. - С. 252. - ISBN 5-8459-0830-2 .
    19. Н. Е. Бачериков , К. В. Михайлова , В. Л. Гавенко , С. Л. Рак , Г. А. Самардакова , П. Г. Згонников , А. Н. Бачериков , Г. Л. Воронков . Клиническая психиатрия / Под ред. Н. Е. Бачерикова . - Киев : Здоровье, . - 512 с. - ISBN 5-311-00334-0 .