Войти
Образовательный портал. Образование
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Конституция российской федерации последняя редакция читать. Конституция российской федерации. Создание Конституции РФ

    Конституция российской федерации последняя редакция читать. Конституция российской федерации. Создание Конституции РФ

    Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы (определены ценности, занимающие ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция) и двух разделов, первый из которых включает в себя 9 глав (137 статей). Второй раздел закрепляет заключительные и переходные положения (9 частей). Положения главы 1 Конституции составляют основы конституционного строя РФ. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

    Российская Федерация (Россия; наименования равнозначны) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    Важное место Конституция РФ отводит человеку, его правам и свободам, которые являются высшей ценностью. Обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина закреплена в статье 2. Правам и свободам человека и гражданина (гражданским (личным), политическим, социальным, экономическим, культурным, экологическим) посвящена глава 2 Конституции.

    Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы МСУ. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

    РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Положения о федеративном устройстве РФ закреплены в главе 3 Конституции (состав РФ, территория РФ, денежная единица, государственные язык, флаг, герб и гимн, предметы ведения РФ, ее субъектов, совместного ведения и т.д.).

    РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (в т.ч. на землю и другие природные ресурсы).

    Закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ (глава 4), Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) (глава 5), Правительство РФ (глава 6) и суды РФ (7). В рамках соответствующих глав рассмотрены вопросы формирования органов власти, избрания лиц на соответствующие должности и освобождения лиц от соответствующих должностей, их полномочий и др. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

    В РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность (глава 8). МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

    В РФ признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

    Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Глава 9 Конституции закрепляет нормы о поправках и пересмотре ее положений.

    Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

    Основным государственным законом РФ, прямо воздействующим на абсолютно все сферы общественной жизни, устанавливающим базовые аспекты правового регулирования и регламентирующим незыблемые, основополагающие идеи и принципы всего отечественного законодательства, является Конституция Российской Федерации, полный текст которой вы можете скачать на нашем сайте.

    Данный документ определяет основы устройства государства и общества в целом, закрепляет их стратегические цели, регламентирует основы организации высших органов власти и территориального устройства РФ, закрепляет основы социальных систем государства, права и свободы личности и т.д.

    Основной закон закрепляет ряд незыблемых принципов – высшей ценности прав и свобод гражданина, верховенства закона, территориальной целостности, гарантий экономического пространства, политического плюрализма и идеологического многообразия, равенства, гуманизма и т.д.

    В целях реализации народовластия в РФ, Конституция была принята всем многонациональным народом России на государственном референдуме. В силу реализации народовластия, центральное место в основном законе отведено правам и свободам граждан РФ. Закрепляя равенство всех граждан, равенство их прав и свобод, вместе с тем допускается возможность их ограничения. Соблюдение конституционных норм обязательно для всех граждан, организаций, структур и ведомств, на всей территории РФ. Ответственность за несоблюдение ее положений содержится в каждой из отраслей права.

    главный нормативный правовой акт Российской Федерации, имеющий особый статус, определяющий основы политической, правовой, экономической, общественной и социальной систем государства, ключевые права и свободы личности и обладающий высшей юридической силой над остальными законами и нормативными правовыми актами. Закрепляет основы конституционного строя России, федеративное государственное устройство, образование представительных, исполнительных и судебных органов власти, а так же систему местного самоуправления.

    В настоящее время действующая Конституция Российской Федерации состоит из Преамбулы и двух разделов:

    Преамбула

    Раздел первый

    Глава 1. Основы конституционного строя (статьи с 1 по 16)

    Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи с 17 по 64)

    Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

    Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

    Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

    Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

    Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129)

    Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

    Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

    Раздел второй

    Заключительные и переходные положения

    Справочная информация:

    Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного голосования граждан Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

    Основанием для проведения всенародного голосования по проекту конституции Российской Федерации послужил указ президента Ельцин Б. Н. «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года», подписанный и утвержденный им 15 октября 1993 года.

    За принятие конституции проголосовало 58,43% голосовавших, против - 41,57% голосовавших. По итогам голосования путем победы простого большинства участвовавших в голосовании, новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в "Российской газете" - 25 декабря 1993 года.

    В настоящее время в действующую редакцию Конституции РФ внесено ряд изменений Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ; от 30.12.2008 № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2-ФКЗ и от 21.07.2014 № 11-ФКЗ

    На заметку:

    Отличие Конституции от законов:

    Конституция:
    является базовым нормативным актом для всего законодательства;
    обладает высшей юридической силой;
    обладает прямым действием (нормы конституции выполняются независимо от того, противоречат ли им другие законы и нормативные правовые акты);
    на высшем уровне закрепляет установленный государственный строй, форму государства, базовые права и свободы и систему высших органов государственной власти;
    подвержена существенно менее частым изменениям ввиду особого, усложненного порядка внесения таких изменений.

    В период с 7 октября 1977 года и до распада СССР в 1991 году, на всей территории страны действовала Конституция СССР образца 1977 года , последующий период до принятия новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года характеризуется в истории как Конституционный кризис в России.

    Выражение «всенародное голосование» (а не «референдум»!) был использован с целью обойти положение все еще действовавшего на тот момент Закона о референдуме РСФСР, согласно которому, в частности в соответствии со статьей 9 закона, назначение референдума находилось в исключительной компетенции Съезда народных депутатов или Верховного Совета РФ. Справедливости ради все же стоит отметить, что в статье 1 этого же документа оба эти термина являются равнозначными.

    В настоящее время 12 декабря является государственным праздником - Днем Конституции Российской Федерации, однако с 24 декабря 2004 года согласно внесенных Государственной Думой поправок в Трудовой Кодекс Российской Федерации этот день более не является выходным днем.

    Конституция – основной закон любого государства. В статье содержится множество полезной информации о истории создания и структуре Конституции РФ, а также детальный обзор поправок внесенных в документ по состоянию на 2019 год. Дополнительно, вы имеете возможность скачать самую актуальную редакцию с примечаниями.

    Конституцию Российской Федерации, в последней редакции и с изменениями на 2019 год, а также с примечаниями, вы можете скачать .

    Откуда берется закон? Как начинается законодательная деятельность любого молодого государства? Как народ, проживающий на определенной территории, передает бразды правления и собственные судьбы в руки нескольких людей? Что такое конституция РФ? Где начинаются права гражданина РФ, и каков их состав? Если вы задаетесь такими вопросами, то данная статья поможет получить необходимые ответы, а также даст возможность скачать текст основного закона России.

    Создание Конституции РФ

    После распада СССР в период с 1990 по 1991 год и принятии РСФСР Декларации о государственном суверенитете, произошедшем 12 июня 1990 года, возникла острая необходимость в создании основного закона – Конституции России.

    Для этого, уже 16 июня 1990 года была образована специальная Конституционная комиссия, которая состояла из 102 депутатов I Съезда народных депутатов РСФСР. Они приступили к созданию различных редакций текста закона, при этом, используя как основу, все еще действующую на то время, Конституцию РСФСР.

    Процесс создания был затяжным и очень тяжелым. Внося изменения в действующую Конституцию, новые нормы стали противоречить старым, был нарушен баланс между исполнительной и законодательной властью. Это привело к сильному конфликту внутри государственного аппарата и вылилось в события октября 1993 года. Этот конфликт был разрешен в процессе вооруженного столкновения между представителями действующей власти, а его результатом стал роспуск Верховного Совета и Съезда народных депутатов.

    В процессе отсеивания различных проектов закона, в результате осталось две редакции:

    • Проект Конституционного совещания , которое было образовано в соответствии с решением Президента РФ Ельцина Б. Н.;
    • Проект Конституционной комиссии ;

    Итогом длительной работы стало частичное объединение этих двух проектов, принятие образовавшегося текста за основу Конституции и привлечение специалистов из различных субъектов РФ, для окончательной доработки. Всего в данном процессе участвовали более 800 человек (депутаты, юристы, узкоспециализированные специалисты и так далее).

    После доработки, окончательная редакция Конституции была вынесена на всенародное голосование, которое фактически являлось референдумом, где гражданам РФ предлагалось ознакомиться с текстом и принять, либо не принять его как основной закон РФ, Таким образом, отдавая свой голос «за» или «против» Конституции, люди большинством определяли будущее собственной страны. Голосование проходило 12 декабря 1993 года, то есть более трех лет понадобилось для создания окончательного текста закона.

    За то, чтобы Конституция была принята, проголосовало 58,43% голосов, не понравился текст – 41,57% голосов. Она была опубликована в «Российской газете» и вступила в действие в день публикации – 25 декабря 1993 года.

    Структура документа

    В самом начале Конституции РФ содержится Преамбула, которая представляет собой своеобразное послание многонационального народа Российской Федерации к будущим поколениям.

    Основной текст главного закона России делится на 2 раздела. В первом разделе содержится 9 глав, разделенных на статьи. Второй раздел вместил в себя заключительные и переходные положения.

    1. Основы конституционного строя . Содержит статьи с 1 по 16. Вмещает в себя основополагающие нормы конституционного строя, структуру Российской Федерации, основы политической и идеологической структуры;
    2. Права и свободы человека и гражданина . Содержит статьи с 17 по 64. Исходя из названия главы, вмещает перечень основных прав и свобод, гарантии их исполнения и принцип неотъемлемости прав и свобод с рождения и до самой смерти;
    3. Федеративное устройство . Содержит статьи с 65 по 79. Вмещает исчерпывающий перечень всех субъектов РФ, правила принятия новых субъектов, раскрывает основы определения статуса республик и их символики, принципы взаимодействия государственных органов и политических образований различных республик;
    4. Президент РФ . Содержит статья с 80 по 93. Определяет основные полномочия Президента РФ, процедуру его избрания, срок действия полномочий, процедуру отставки и отрешения от должности;
    5. Федеральное Собрание . Содержит статьи с 94 по 109. Определяет состав и полномочия Федерального Собрания, состав и полномочия двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, процедуру роспуска Государственной Думы;
    6. Правительство РФ . Содержит статьи с 110 по 117. Определяет принципы формирования Правительства РФ, его полномочия, процедуру отставки и выражения недоверия;
    7. Судебная власть и прокуратура . Содержит статьи с 118 по 129 (статья 127 была исключена из текста Конституции РФ. Детальный обзор по всем изменениями вы найдете далее по тексту). Определяет основные принципы осуществления правосудия в РФ, принципы осуществления надзора и контроля за соблюдением законности, полномочия Конституционного и Верховного суда РФ, а также основные принципы назначения судей и прокуроров в РФ;
    8. Местное самоуправление . Содержит статьи с 130 по 133. Определяет основные полномочия и обязанности местного самоуправления;
    9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции . Содержит статьи с 134 по 137. Определяет основные правила внесения поправок и изменений в текст закона.

    Обзор поправок в Конституцию РФ

    С 1993 года и по нынешнее время в документ было внесено 4 поправки. Поправки вносятся различными Законами РФ о поправках к Конституции РФ (далее - Закон). Давайте рассмотрим каждый из них, а также поправки, которые были им внесены.

    • Закон от 30.12.2008 N 6-ФКЗ продлил сроки полномочий Президента РФ и Государственной думы. Были внесены поправки в ч.1 ст. 81 Конституции РФ, в соответствии с которой, срок полномочий Президента РФ составляет 6 лет, а также в ч. 1 ст. 96, в соответствии с которой, Государственная Дума избирается на 5 лет.
    • Закон от 30.12.2008 N 7-ФКЗ расширил полномочия Государственной Думы в отношении Правительства РФ. Была дополнена ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, в соответствии с которой, помимо прочих полномочий, теперь Государственная Дума заслушивает ежегодные отчеты Правительства РФ, которые связаны с показателями результатов деятельности Правительства РФ, а также вопросами, поставленными самой Государственной Думой.
    • Закон от 05.02.2014 N 2-ФКЗ внес несколько важных поправок касающихся деятельности Верховного суда и Прокуратуры РФ. Были расширены полномочия Президента РФ, теперь, согласно изменениям в пункт «е» ст. 83 Конституции, он вносит в Совет Федерации не только кандидатуры судей Верховного и Конституционного судов РФ, а также назначает федеральных судей, но и вносит кандидатуры Генерального прокурора, его заместителей и предложения по освобождению их от должности. Дополнительно, данным законом были внесены изменения в главу 7 Конституции РФ. Была исключена статья 127, а также изменены тексты ряда статей: 125, 126, 128, 129. Статья 125 определяет полномочия Конституционного суда РФ. Статья 126 определяет статус Верховного суда РФ. Статья 128 определяет порядок назначения судей. Статья 129 содержит основные положения относительно Прокуратуры РФ.
    • Закон от 21.07.2014 N 11-ФКЗ расширил полномочия Президента РФ, добавив в статью 83 Конституции пункт «е.2» который гласит, что Президент назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации. Статья 95 Конституции была изложена в новой редакции.

    Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме отдельные акты императорской власти, которыми учреждались новые порядки, именовались конституциями. Однако современное значение этому термину стали придавать лишь в период возникновения буржуазных государств, когда с помощью конституции учреждались буржуазные порядки в той или иной стране. Первой писаной конституцией (т. с. представляющей единый основной закон с внутренней структурой, которому должны были соответствовать все другие правовые акты в стране) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую до сих пор. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции 1791 г. и Конституция Польши 1791 г. В настоящее время конституция — не только правовой акт. В ее содержании присутствуют ориентиры справедливости для всего общества.

    В то же время конституции как любому нормативному правовому акту присущи следующие признаки: общеобязательность; формальная определенность; многократность применения ее норм к общественным отношениям определенного вида; защищенность принудительной силой государства.

    Конституция обладает и особыми юридическими свойствами , отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

    В отличие от обычных законов основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции имеют общий характер, а сама конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым конституционным собранием страны. Конституция может быть октроирована, т. е. введена в одностороннем порядке актом исполнительной власти — главы государства.

    Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РФ. принятая 12 апреля 1978 г. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.

    Но с принятием Конституции конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением являются принятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов (некоторые уже приняты, например о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции.

    Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

    Преамбула , т. е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции. Раздел 1, состоящий из девяти глав, является основной частью Конституции РФ. Раздел 2 включает заключительные и переходные положения.

    В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).

    В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.

    Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

    В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область). Субъектам РФ удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для полноценною развития.

    Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.

    Конституция РФ как Основной закон нашей страны обладает важными юридическими признаками.

    В отличие от других законодательных актов Конституция РФ имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

    Верховенство как юридическое свойство Конституции РФ означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе ее норм составляет вершину системы права и действует на всей территории РФ. Как основной источник права Конституция РФ содержит исходные начала всей системы права. Все законы и иные акты государственных органов издаются на ее основе и в соответствии с ней. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция РФ содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция РФ — центр правового пространства, она определяет согласованность развития и систематизации права.

    Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется с тепенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.

    Прямое действие Конституции РФ означает, что установленные ею нормы, принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений, не требуется принятия дополнительных нормативных актов. В применении Конституции РФ не может быть отказано под предлогом отсутствия федерального закона, иного нормативного акта, призванного определить порядок действия соответствующей конституционной нормы.

    Стабильность Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Конституция характеризуется устойчивостью и защищена от поспешных корректировок особым порядком внесения в нее поправок. Согласно нормам гл. 9 Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном Собрании. Поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовали две трети депутатов Государственной Думы и три четверти членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем двумя третями субъектов РФ. Предложения о новой редакции гл. 1, 2, 9 рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум; поправки в них не вносятся. Пересмотр гл. 1, 2, 9 Конституции РФ имеет принципиальное значение, которое влечет существенное изменение Конституции, почти равносильное принятию новой. Поэтому названные главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ч. 1 ст. 135).

    Юридические особенности Конституции РФ

    Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.

    Конституция РФ имеет прямое действие (ч. I ст. 15, ст. 18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на нормы экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и другого законодательства. Тем более что в отраслевом законодательстве могут отсутствовать необходимые правила.

    Конституция РФ обладает верховенством (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Названная обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (о государственных символах, о Правительстве, о Конституционном Суде и т. п.). Отраслевое законодательство должно максимально раскрывать содержание любых конституционных норм. В развитии конституционных норм особое значение принадлежит федеральным конституционным законам (ст. 108) — передаточному звену между Конституцией и обычным законодательством, детализирующему наиболее важные ее положения. Задача детализации конституционного содержания лежит и на правоприменительных органах, тех же судах.

    Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней.

    Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них. Так, на детализацию положений ст. 2 Конституции РФ о человеке, его правах и свободах как высшей ценности и об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина направлены нормы гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

    Еще одна особенность Конституции РФ — особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.

    К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями; учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Структура Конституции РФ включает преамбулу и два раздела. В первом из них девять глав, включающих 137 статей. Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из девяти пунктов.

    Одни положения российской Конституции могут быть квалифицированы как реальные (например, нормы о статусе Президента), другие остаются в значительной мере фиктивными (нормы о правах и свободах человека и гражданина).