Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Коррупции федеральный закон российской федерации. Антикоррупционное законодательство российской федерации. Последняя редакция ФЗ «О противодействии коррупции»

    Коррупции федеральный закон российской федерации. Антикоррупционное законодательство российской федерации. Последняя редакция ФЗ «О противодействии коррупции»

    Коррупция в России является значительной системной проблемой. Ей может противодействовать только эффективное законодательство, роль которого пытается играть антикоррупционный 273 Федеральный закон о противодействии коррупции (а с целью защиты прав трудящихся был разработан другой ФЗ под номером 426 — « «).

    ФЗ 273 о противодействии коррупции с последними изменениями

    Дума длительный период работала над основой противокоррупционного законодательства (в частности, для руководства таких острых вопросов, как рассмотренный в «Об аудиторской деятельности», в последней редакции) и, наконец, в средине декабря 2008 г. был принят данный российский документ, дата вступления в силу — тот же декабрь. Впоследствии он активно дорабатывался, то есть было не одно дополнение, изменение, на сегодня действующая редакция от 2018 г.

    Краткое содержание

    Положения, текст 273 ФЗ о противодействии коррупции закрепляют все основные принципы, которые по мнению Думы должна содержать антикоррупция (по аналогии с , полностью контролирующим вопросы защиты прав и интересов юридических лиц и частных предпринимателей). Также заложены правовые, организационные основы борьбы с коррупцией, важно и то, что закон уделяет внимание и ее предупреждению, то есть российский Федеральный Закон №273 о противодействии коррупции говорит, что коррупционные факторы легче предотвращать, чем бороться с ними.

    Определение коррупции дается перечислением противоправных действий, они разные, единственное, что их объединяет, это характеристика, указывающая на использование каким-либо должностным лицом своего положения для личного незаконного обогащения.

    Также важными мерами являются:

    1. Выполнение антикоррупционной экспертизы для любых нормативно-правовых актов;
    2. Каждый государственный, муниципальный орган власти обязан периодически рассматривать судебную правоприменительную практику о признании прошедших утверждение в их органе любых правовых актов незаконными, неправильными. Чтобы принимать меры по предупреждению причин для незаконного документооборота. Например, это будет эффективная профилактика в таможенных органах, так как позволяет выполнять анализ, который помогает разбираться в серых схемах недобросовестных сотрудников, это приведет к тому, что они понесут наказание;
    3. Любое должностное лицо, которое не подало сведений об доходах, подало, но не правдивые должно быть уволено. Например, на основе этого создан отдельный новый документ, который требует выполнения таких норм от депутатов Думы, прочих.

    Также указано, что необходимо снимать необоснованные запреты в экономике, повышать оплату труда и тд.

    Понятие коррупции

    Данный российский правовой акт в новой редакции указывает, что коррупция — это получение любой взятки, дача взятки (обратите внимание), злоупотребление положением, коммерческий подкуп, получение какой-либо выгоды деньгами, ценностями, прочее. Настоящий федеральный закон о противодействии коррупции приводит еще существенный перечень правонарушений, которые считаются, как коррупционные.

    Федеральный закон 273 ФЗ о противодействии коррупции — перечень должностей

    Положение данного документа указывает ряд должностей, для занятия которых морально-деловые качества желающих людей должны быть в соответствии с требованиями. Противодействие коррупции подразумевает и проверку сведений, предоставленных людьми, только после чего их кандидатуры можно одобрять. Если выявится, что информация о своих доходах неправильная, то недобросовестный чиновник должен быть смещен. Также сегодня есть попытки предотвращать конфликт интересов ответственных лиц.

    Коррупционные факторы согласно ФЗ о противодействии коррупции

    Постановление Минюста РФ еще в 2009 году перечислило коррупционные факторы, все они относятся к различной нормативной, правовой документации, актам, прочему. Изучение, тестирование различных документов выявило два основных типа таких факторов, содержащихся в любых актах, это:

    1. Необоснованно широкие пределы правоприменения;

    2. Трудновыполнимые нормы, часто они могут быть неопределенными, обременительными.

    То есть вопрос, как выявить незаконные правовые акты, несложный, если тексты содержат такие моменты, тогда это коррупция. План методических мероприятий здесь несложный, нужно обращаться к правоохранителям или в суд для проведения экспертизы, так, как только она может вынести официальный вердикт, назвав все своими именами. Но в большинстве случаев сила данного ФЗ не может помочь, потому что есть методики, как выполнять контроль уже действующих документов, но нет законных процедур, как предотвращать издание незаконных документов.

    То есть не хватает подзаконных актов в разных сферах, например, какой-либо указ, приказ, внесение отраслевых норм могут предотвращать коррупционные практики, но необходимые акты вносят чаще всего после шума вокруг какого-то вопроса, поэтому та или иная служба может годами использовать неправильную документацию.

    Основные принципы противодействия коррупции

    Противодействие данной проблеме Российская Федерация проводит на основе таких принципов:

    1. Основные права, свободы человека должны быть защищены, признаны, обеспечены;
    2. Законность должна быть обеспечена;
    3. Правонарушители должны понимать неотвратимость наказания;
    4. Предупреждение таких деяний является приоритетом.

    Есть еще несколько пунктов, также нужно знать, что основные направления борьбы определяет Президент РФ. Большой плюс будет, если значительная часть граждан хотя бы кратко, тезисно, но изучит требования данного ФЗ. Это сделает закон более эффективным без наполнения его дополнениями, прочим, то есть, чтобы документ был действительно гарантом защиты от подобных деяний, то надо, чтобы борьба проводилась значительной частью сознательных граждан. Поэтому все чаще звучат призывы, сдавать зачеты на его знание в школе и тд.

    Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ


    Основные принципы противодействия коррупции , правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней закреплены на законодательном уровне
    Принятый Федеральный закон "О противодействии коррупции" дает определение коррупции , устанавливает основные принципы и организационные основы противодействия коррупции , определяет меры по ее профилактике, устанавливает специальные требования к государственным и муниципальным служащим, предусматривает ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения . В соответствии с Законом коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

    Федеральный закон Российской Федерации

    "О противодействии коррупции"

    Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года
    Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

    Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
    1) коррупция:
    а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

    б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
    2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
    а) по предупреждению коррупции , в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
    б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) ;
    в) по минимизации и (или) ликвидации последствий .

    Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
    Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

    Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
    Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
    1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
    2) законность;
    3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
    4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
    5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
    6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции ;
    7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

    Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
    1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:
    1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений , их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
    2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
    3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз ;
    4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции ;
    5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией .
    2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

    Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции
    1. Президент Российской Федерации:
    1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;
    2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
    2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции , а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
    3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
    4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
    5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции) . Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции . При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
    6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
    7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

    Статья 6. Меры по профилактике коррупции
    Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
    1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению ;
    2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов ;
    3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам , претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
    4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
    5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
    6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

    Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
    Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
    1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции ;
    2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции , а также с гражданами и институтами гражданского общества;
    3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
    4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
    5) введение антикоррупционных стандартов , то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов , ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
    6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
    7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
    8) обеспечение независимости средств массовой информации ;
    9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
    10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции ;
    11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы ;
    12) обеспечение добросовестности , открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
    13) устранение необоснованных запретов и ограничений , особенно в области экономической деятельности;
    14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
    15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
    16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
    17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
    18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
    19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
    20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти , органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции ;
    21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

    Статья 8. Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    1. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах , имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    2. Сведения о доходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
    3. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.
    4. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    5. Сведения о доходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    6. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации , запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
    7. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах , имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу .
    8. Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    9. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

    Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к
    1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений .
    2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
    3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    4. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения , о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений , перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

    Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
    1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
    2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

    Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
    1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
    2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
    3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
    4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
    5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора
    1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    2. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.
    3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.
    4. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    5. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
    1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение , по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

    Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
    1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений , к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо .
    3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации
    Д. Медведев

    Коррупционное правонарушение (простыми словами «взяточничество») является одним из самых распространенных преступлений в России среди чиновников, предусмотренных УК. И хотя в 2019 году зафиксировано снижение коррупции, ни законы, ни деятельность специальных органов нельзя назвать особо эффективными в решении данной проблемы. До сих пор предприниматели и простые граждане практически ежедневно сталкиваются с произволом и вымогательством со стороны власть имущих. Что можно сделать и куда идти жаловаться в такой ситуации?

    Общую информацию, в том числе основные принципы противодействия коррупции, имеет возможность найти любой человек: для этого достаточно заглянуть в ФЗ под №273 от 2008 года (с изменениями на 2019 г.). Но для того, чтобы проблема была решена максимально быстро, лучше обратиться к профессионалам.

    Оставив вопрос под статьей на сайте или заполнив специальную форму внизу страницы, можно быть уверенным, что опытные юристы подскажут решение любой проблемы в течение нескольких минут. А, главное – юридическая помощь является бесплатной и предоставляется круглосуточно.

    Официальное определение термина «коррупция» содержится в ФЗ РФ под №273, целью создания которого является профилактика и борьба с имущественными преступлениями чиновников. Этот российский закон так и называется: «О противодействии коррупции». Он принят еще в 2008 году, но в 2014 - 2019 годах в этот правовой акт были внесены значительные изменения.

    Так что же такое коррупция? Этим понятием охвачены преступления, совершаемые должностными лицами в период своей трудовой деятельности вследствие злоупотребления служебным положением.

    Российский УК в числе прочих содержит статьи, содержащие уголовную ответственность за следующие деяния:

    • получение взятки должностным лицом в любом виде (деньги, подарки, имущество, услуги и т.д.) за оказание услуг или содействие в определенном вопросе (ст. 290 УК РФ);
    • дача взятки – человек, предложивший взятку чиновнику или иному представителю государства, подлежит уголовному преследованию наравне с взяткополучателем (ст.291 УК РФ);
    • посредничество во взяточничестве – сама передача взятки взяткополучателю по его поручению или поручению взяткодателя (ст. 291.1 УК РФ).

    Основы в борьбе с вымогательством чиновников

    В 2019 году борьба со взяточничеством в РФ строится на положениях, которые отражают политику государства в этом вопросе.

    Основные принципы противодействия коррупции перечислены в статье 4 ФЗ РФ под №273:

    • законность;
    • признание прав и свобод граждан;
    • комплексное использование различных мер (правовых, организационных, политических, информационных и др.) в деятельности муниципальных органов, учреждений, инстанций;
    • важность предупреждения коррупционных преступлений;
    • тесное сотрудничество государства с гражданами, общественными организациями и объединениями, в том числе международными;
    • публичность деятельности государственных органов;
    • неизбежность уголовного наказания за нарушение УК РФ и других федеральных законов.

    Меры противодействия коррупции

    Политиками ведется очень много разговоров о деятельности по противодействию взяточничеству и другим коррупционным преступлениям. Между тем, по состоянию на 2019 год ни УК, ни ФЗ Российской Федерации №273 не содержит какой-либо конкретной статьи, раскрывающей суть этих мер на правовом уровне.

    Основываясь на тексте указанного закона №273, можно назвать следующие меры в борьбе с коррупцией:

    • анализ движения средств на счетах муниципальных учреждений;
    • мониторинг закупок для государственных нужд;
    • тщательный анализ доходов и расходов;
    • проверка достоверности сведений о доходах госслужащих;
    • выявление схем, созданных для обхода требований законодательства в сфере закупок.

    Ограничения для госслужащих

    Коррупционное правонарушение всегда связано с использованием чиновником своего служебного положения. Поэтому в статье 12.1 ФЗ №273 перечислены ограничения, которые призваны уменьшить риск возможного нарушения должностными лицами УК Российской Федерации.

    Итак, в 2019 году госслужащий не имеет права:

    • замещать другие должности, предоставляющие статус государственного служащего, кроме своей (п. 1, 2 ст. 12.1 ФЗ №273);
    • заниматься предпринимательством, а также участвовать в управлении хозяйствующих субъектов (п.п.2 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
    • заниматься любой другой возмездной деятельностью (за исключением научной и преподавательской) (п.п.3 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
    • быть доверенным лицом в органах государственной власти (п.п.4 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
    • использовать любую информацию и материально-техническую базу в неслужебных целях (п.п.5, 11 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
    • получать вознаграждение за выступления и публикации (п.п.6 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
    • получать подарки и вознаграждение в любом виде как от физических, так и юридических лиц (п.п.7 п.3 ст.12.1 ФЗ №273), а также выезжать в служебные командировки за счет указанных лиц (п.п.9 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
    • участвовать в управлении иностранными некоммерческими организациями (п.п.7 п.3 ст.12.1 ФЗ №273).

    Куда пожаловаться на коррупцию?

    Столкнувшись с произволом чиновников в любой сфере деятельности, человек растерян и не знает, куда идти жаловаться. А ведь стоит помнить, что УК Российской Федерации содержит специальные статьи, согласно которым взятки, злоупотребление и превышение должностных полномочий, растрата государственного имущества и схожие деяния рассматриваются не иначе как преступления, влекущие за собой уголовное наказание в соответствии с законом. Поэтому гражданин, узнавший о таком деянии, непременно должен сообщить о нем в специальные организации.

    По состоянию на 2019 год в России существуют следующие интернет-порталы и органы, в которые пострадавший может направить жалобу по факту коррупции:

    • Комитет по борьбе с коррупцией в Российской Федерации, являющийся общественной организацией. Принимает заявления о нарушении отдельным норм УК и других федеральных законов как в электронной форме на сайте http://com-cor.ru, так и в виде обычных писем.
    • Zastupnik(точка)org – российский ресурс, созданный в 2014 году при поддержке депутатов Госдумы РФ в целях борьбы со взяточничеством и другим произволом должностных лиц. Это эффективный проект, с помощью которого можно получить консультацию эксперта по любому правовому вопросу и пожаловаться на нарушение закона. Деятельность сотрудников Zastupnik(точка)org является правомерной и направлена на защиту интересов граждан.
    • Региональные подразделения специального отдела МВД Российской Федерации – ГУЭБиПК (Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции). Этот отдел создан в рамках реализации программы по борьбе с коррупцией должностных лиц, а также в целях пресечения попыток коммерческого подкупа чиновников. В данном случае к должностным лицам и чиновникам относятся:
      • сотрудники федеральных министерств, служб, агентств;
      • депутаты Госдумы;
      • сенаторы Совета Федерации;
      • руководители субъектов РФ;
      • иные высокопоставленные лица.

    В этот орган можно жаловаться и сообщать о фактах коррупции круглосуточно, поскольку сотрудники ГУЭБиПК РФ принимают заявления граждан 24 часа в сутки, однако на прием можно предварительно записаться и по телефону.

    • Региональные подразделения еще одного специального отдела в системе Министерства внутренних дел – Главное управление собственной безопасности (ГУСБ Российской Федерации). Целью деятельности указанного отдела является пресечение и борьба с коррупцией среди сотрудников полиции. Нередки случаи, когда лица, призванные защищать граждан от беззакония, сами вымогают деньги у потерпевших. При наличии достаточных оснований полагать, что полицейский нарушает закон и совершает коррупционное правонарушение, гражданину рекомендуется жаловаться в подразделение ГУСБ своего региона, поскольку, в случае оформления жалобы в дежурной части, есть вероятность, что информация попадет «не в те руки» и произойдет срыв операции. А, следовательно, доказать состав преступления и наказать «оборотня в погонах» будет очень сложно.
    • Телефон доверия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ – при денежном вымогательстве и превышении полномочий врачами муниципальных лечебных заведений.
    • Телефон доверия Министерства образования и науки Российской Федерации – при требовании взяток преподавателями учебных учреждений;
    • Отделение Генеральной прокуратуры по месту жительства – в случае произвола контролирующих инстанций в коммерческой деятельности и должностных лиц муниципальных органов. Жаловаться в этот орган можно разными способами:
      • телефон доверия;
      • оформление жалобы в электронной форме;
      • Почта России;
      • личный прием.

    Для ускорения рассмотрения жалобы необходимо помнить о зоне ответственности каждого органа и его территориальной принадлежности. Не стоит сразу писать гневные письма важнейшему руководству страны (Президенту, Генеральному прокурору и т.д.), не пройдя перед этим нижестоящие инстанции.

    Сравнительно недавно слово "коррупция" достаточно часто звучало по телевидению, появлялось в периодических печатных изданиях и в прочих СМИ. Многие люди имеют лишь отдаленное представление об этом явлении, понимая только, что оно связано с какими-то неправомерными действиями. Точно же определить, что такое коррупция, может далеко не каждый. Далее в статье рассмотрим это явление более подробно.

    Терминология

    Само слово имеет латинские корни. Что такое коррупция по латыни? В дословном переводе слово corrumpere означает "растлевать", а corruptio — "порча" или "подкуп". На основании этой трактовки было сформулировано общее определение. Говоря о том, что такое коррупция, в широком смысле под ней следует понимать использование должностными лицами вверенных им прав и властных полномочий, связанных с официальным их статусом возможностей, авторитета и имеющихся связей для личной выгоды. Такое поведение противоречит моральным устоям и юридическим нормам. Что такое коррупция, знают многие люди, проживающие в мафиозных странах. В них это понятие трактуется как подкуп должностного лица, его продажность. В европейских языках термин имеет более широкую семантику. Она исходит из дословной трактовки латинского понятия. Мировой банк, Transparency International и ряд других организаций также дают определение рассматриваемому явлению. Они трактуют понятие как злоупотребление вверенной властью в личных целях. В практике используются и другие определения того, что такое коррупция. Эти трактовки вносят те или иные уточнения или используют строгие юридические понятия.

    Отечественное право

    Коррупция в России - это злоупотребление должностным лицом служебным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп или иное неправомерное использование гражданином своего статуса, противоречащее интересам страны и общества. Такое поведение направлено на получение выгоды, которая может выражаться в виде ценностей, денег или иных вещей и объектов, услуг или прав имущественного характера для себя либо других лиц. Данные деяния могут также совершаться в интересах либо от имени юрлиц.

    Особенности явления

    В качестве одного из характерных признаков коррупции выступает конфликт между поведением должностных лиц и интересами их нанимателей либо между действиями выборного субъекта и свободами и правами общества. Большая часть таких деяний аналогична мошенничеству. Такое поведение относится к категории преступлений, направленных против государства. Вероятность злоупотребления существует в тех институтах, в которых должностные лица обладают дискреционной властью в области распределения тех или иных ресурсов, не принадлежащих им, по собственному усмотрению. К таким подверженным коррупции субъектам можно отнести администраторов, судей, депутатов, чиновников. Коррупция в органах власти обусловливается возможностью получить высокую экономическую прибыль. Однако данное явление сдерживается риском разоблачения и наказания.

    Общая характеристика

    Злоупотребление - это одна из форм, в которой выражается государственная коррупция. Однако это понятие недостаточно полно характеризует данное явление. Одна из ратифицированных в России конвенций признает коррупцию уголовным преступлением юрлиц и граждан. За одно и то же неправомерное деяние в РФ можно получить наказание по УК и КоАП. Коррупция в России отличается системным характером. Он обусловливается принудительной силой данного явления, действующей на тех, кто занимает властное положение в тех или иных институтах. По политэкономическим и макроэкономическим исследованиям коррупция причиняет существенный ущерб, формирует препятствия для роста хозяйственной и прочих систем страны, развития общества.

    Пути решения проблемы

    Сегодня не существует четких методов ни в менеджменте, ни в педагогике, используя которые можно было бы гарантировать "воспитание" идеальных чиновников. Однако в настоящее время существует достаточно много стран, в которых уровень коррупции довольно низок. Более того, в истории есть примеры, когда определенные действия способствовали достижению значительных успехов. Такая ситуация, например, характерна для Швеции, Португалии, Гонконга, Сингапура. Эти примеры доказывают, что существуют эффективные методы, посредством которых можно оказывать противодействие коррупции. Формально, если не будет власти, то не будет и этого явления. Однако многие государственные функции имеют достаточно веское обоснование, в связи с чем не могут быть аннулированы. К примеру, нельзя устранить неправомерное поведение в налоговых службах отменой всех обязательных отчислений в бюджет. Однако в условиях, когда коррупция достигает угрожающих масштабов, именно роспуск "особо опасных" органов можно считать одним из наиболее эффективных, хоть и радикальных, методов. Кроме этого, существуют и другие варианты устранения этого неблагоприятного явления. Рассмотрим их далее.

    Внутреннее противодействие коррупции

    Этот подход предусматривает усиление механизмов и стимулов, существующих непосредственно в самом административном аппарате. В частности, речь идет о формировании более четких стандартов исполнения обязанностей должностными лицами, строгом контроле над каждым сотрудником. Для обеспечения надзора выделяются особые управления, функционирующие автономно. К примеру, правоохранительные структуры зачастую находятся в подчинении главы исполнительной власти, равно как и бюрократический аппарат, существуя, однако, относительно независимо.

    Внешний контроль

    Борьба с коррупцией может осуществляться посредством механизмов, обладающих существенной независимостью от исполнительной власти. Многие из этих инструментов определяются в Конвенции ООН. В частности, формирование независимого судебного института, при котором бюрократ, нарушивший закон, может быть быстро признан виновным, значительно уменьшает потенциальную привлекательность коррупционной деятельности. В качестве одного из эффективных способов устранения явления выступает свобода СМИ и слова. Внешний контроль, как правило, используется в странах с либеральной демократией и рыночной экономикой. Вероятно, это обусловливается тем, что для обеспечения нормального товарооборота необходимо формирование жестких правил, создание четких механизмов реализации обязательств. В их числе и эффективная система права, обеспечивающая здоровые конкурентные условия.

    Общие меры

    Борьба с коррупцией предполагает ужесточение существующих и принятие новых нормативных актов, предусматривающих те или иные ограничения для граждан и юрлиц. Однако многие из них, напротив, вызывают сопротивление в обществе и провоцируют людей на совершение тех или других неправомерных действий. Исключением являются нормы, относящиеся к конституционным свободам и правам граждан. Они накладывают определенные ограничения не столько на обычных людей, сколько на институты власти. Конституционные нормы выступают в качестве гарантий против завышенных законодательных требований и наделения тех или иных органов дискреционными полномочиями.

    Закон "О коррупции"

    В нормативном акте установлены общие принципы, на основании которых осуществляется работа по устранению рассматриваемого явления. К ним относят следующие:


    Закон "О коррупции" предусматривает определенные меры международного взаимодействия РФ с прочими странами. Данная работа осуществляется на основании соответствующих соглашений или принципа взаимности. Главной целью является выявление лиц, совершивших коррупционные действия, имущества, ставшего предметом неправомерных сделок. Взаимодействие правительств, госструктур обеспечивает обмен информацией, координацию мероприятий по профилактике и устранению нарушений и их последствий.

    Антикоррупционное законодательство РФ представлено Законом о противодействии коррупции, Национальным планом противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденным указом Президента РФ от 11.04.2014 № 226, а также планами по противодействию коррупции, принятыми в федеральных и региональных органах исполнительной власти.

    В соответствии с российским законодательством мероприятия по противодействию коррупции подразделяются на три группы: профилактика коррупции, борьба с коррупцией и ликвидация ее последствий.

    Профилактика коррупции направлена на выявление и устранение ее причин, в том числе на совершенствование законодательства, исключающее пробелы и лакуны, потенциально способствующие злоупотреблениям. К ним относятся:

    • - организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в том числе с привлечением общественности;
    • - анализ правоприменительной практики, т.е. выявление нормативных правовых актов, которые способствуют принятию чиновниками незаконных решений, их бездействию или не обеспечивают соблюдение общественного интереса (например, ухудшают положение малообеспеченных граждан);
    • - внедрение институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

    Цели профилактики преследует также ужесточение законодательства, регулирующего деятельность государственных служащих. Именно эти мероприятия получили наивысшую оценку в обществе, так как соответствуют широко распространенным представлениям о предрасположенности чиновников к злоупотреблениям и мерам по противодействию им. К таким мерам можно отнести:

    • требования по проверке сведений, предоставляемых соискателями вакантных должностей в органах государственной власти, и установление дополнительных квалификационных требований к чиновникам, что призвано устранить фаворитизм;
    • ужесточение требований к открытости чиновников посредством установления обязанности предоставлять сведения не только о собственных доходах и имуществе, но также о доходах членов их семей (супруги и несовершеннолетних детях). За нарушение сроков предоставления сведений или за предоставление неверной информации государственный служащий может быть уволен;
    • запрет для граждан в течение двух лет после увольнения с государственной службы устраиваться на работу в организации, с которыми они были связаны, будучи чиновниками (например, бывшему сотруднику министерства образования поступать на должность директора школы), что должно устранить стремление служащих использовать свое служебное положение как трамплин для дальнейшего трудоустройства;
    • введение дополнительного основания для увольнения с государственной службы - "в связи с утратой доверия", вызванного нарушением чиновником запретов и ограничений, налагаемых на служащих;
    • введение критерия эффективности и безупречности как обязательного фактора карьерного продвижения, что должно сформировать у чиновников стремление добросовестно исполнять свои должностные обязанности и избегать коррупционного поведения, так как это может затруднить им дальнейшее продвижение.

    Законом предусмотрено формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, для чего в Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг. предусмотрено "антикоррупционное просвещение граждан". Международный опыт свидетельствует, что просвещение необходимо на всех уровнях: в школах, высших учебных заведениях, органах государственной власти и даже в коммерческих организациях. Но, к сожалению, в российской практике эти мероприятия не конкретизированы, отсутствует определение самого термина "антикоррупционное просвещение", а ответственность за их проведение возложена не на образовательные структуры, а на органы государственной власти, у которых нет соответствующей компетенции.

    Борьба с коррупцией предусматривает проведение следующих мероприятий:

    • - максимальная централизация системы управления государственной службой как единым институтом, что позволит исключить практику "двойных стандартов";
    • - создание механизма взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, а также специализированных комиссий представительных органов исполнительной власти по выявлению коррупции;
    • - введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
    • - укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
    • - обеспечение открытости государственной службы;
    • - обеспечение независимости СМИ;
    • - неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
    • - совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
    • - обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
    • - устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
    • - совершенствование порядка использования государственного имущества;
    • - повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
    • - передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям (аутсорсинг);
    • - сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
    • - повышение ответственности руководителей органов исполнительной власти за непринятие мер по устранению причин коррупции;
    • - оптимизация и конкретизация полномочий работников государственных органов, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

    Мероприятия но минимизации и ликвидации последствий коррупции в антикоррупционном законодательстве не обозначены, но в УК РФ содержатся положения о возможности по решению суда конфискации имущества, полученного преступным путем, а также возможность наложения штрафа:

    • - за коммерческий подкуп - в размере от 10- до 50-кратной суммы подкупа;
    • - за получение взятки - от 10- до 100-кратного размера взятки (в зависимости от квалифицирующих обстоятельств);
    • - за дачу взятки - штраф от 5- до 90-кратной суммы (в зависимости от квалифицирующих обстоятельств).

    В УК РФ введен новый состав преступления - посредничество (не только передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, но и способствование в достижении соглашения и получении взятки). В качестве наказания за него предлагается установить 20-90-кратный штраф с лишением права занимать определенные должности либо лишение свободы на срок от пяти до 12 лет.

    Таким образом, совершенствование антикоррупционного законодательства в Российской Федерации проводится в соответствии с международными нормами. Тем не менее по уровню восприятия коррупции, по оценкам Transparency International, Российская Федерация в 2013 г. находилась только на 28-м месте, пропустив вперед, в частности, Беларусь, Эфиопию и Мексику. Было зарегистрировано более 42,5 тыс. коррупционных преступлений, материальный ущерб составил порядка 21 млрд руб., из которых 11,4 млрд руб. возвращено в бюджет. К ответственности привлечено 11 тыс. чел. К сожалению, информация о борьбе с коррупцией и личностях коррупционеров является закрытой, что обусловлено как латентностью самой коррупции, так и стремлением представителей государственной власти отстраниться от ответственности за подобные деяния.