Войти
Образовательный портал. Образование
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Биография. Базаров Т. Ю., Еремин - Управление персоналом Тахир базаров управление персоналом
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Мелкое хулиганство. Общая характеристика и юридический состав правонарушений. Примерные фабулы административных правонарушений Рассматривает ст 20.1 коап

    Мелкое хулиганство. Общая характеристика и юридический состав правонарушений. Примерные фабулы административных правонарушений Рассматривает ст 20.1 коап

    Мелкое хулиганство – одно из наиболее распространенных правонарушений. Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

    Основным непосредственным объектом данного административного правонарушения является общественный порядок. Дополнительный объект – общественная нравственность, отношения собственности (в случае уничтожения или повреждения чужого имущества).

    С объективной стороны мелкое хулиганство характеризуется действиями, демонстративно нарушающими общественный порядок и спокойствие граждан.

    Такими действиями, совершенными из хулиганских побуждений, могут быть:

    Нецензурная брань в общественных местах;

    Оскорбительное приставание к гражданам;

    Уничтожение или повреждение чужого имущества.

    Характер указанных действий очевиден. Каждое из них может рассматриваться в качестве мелкого хулиганства, если оно нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу.

    Одним из наиболее распространенных проявлений мелкого хулиганства является оскорбительное приставание к гражданам. Термин «приставание» подразумевает навязчивое поведение, попытки навязать свое общество кому-то без встречного на то желания, стремление стеснить волю других, развязанное поведение и т.д.

    Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-досуговых организациях; в любом месте нахождения людей – в школе, на улице, в лесу и т.д.

    Под уничтожением имущества понимают внешнее воздействие на предметы материального мира, в результате которого они прекращают свое физическое существование или приводятся в полную непригодность для использования по целевому назначению.

    При этом имущество не может быть восстановлено путем ремонта или реставрации и полностью выводится из хозяйственного оборота.



    Под повреждением понимается такое изменение свойств имущества, при котором существенно ухудшается его состояние, утрачивается значительная часть полезных свойств и оно становится частично или полностью непригодным для хозяйственного или иного целевого использования. В отличие от уничтожения повреждение может быть устранено путем ремонта и т.п.

    Следует отграничивать состав мелкого хулиганства, выразившегося в уничтожении или повреждении чужого имущества, от смежных составов (статья 7.17 КоАП РФ) и от уголовно наказуемого уничтожения или повреждения чужого имущества из хулиганских побуждений (часть 2 статьи 167 УК РФ), а так же от вандализма (статья 214 УК РФ).

    Для анализа состава мелкого хулиганства особенно важен вопрос о насилии (физическом и психическом). Мало кто возразит, что для мелкого хулиганства более характерно психическое насилие из хулиганских побуждений.

    Следует подчеркнуть, что насилие, связанное с мелким хулиганством, должно иметь исключительно характер притеснения, но никак не физического воздействия. Мелкое хулиганство и физическое насилие несовместимы.

    В случае причинения потерпевшему физической боли либо вреда здоровью либо угрозы такого насилия наступает уголовная ответственность.

    Мелкое хулиганство характеризуется меньшей степенью нарушения общественного порядка. А грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, образует состав преступлений.

    Квалифицируя оскорбительное приставание, характеризующее объективную сторону мелкого хулиганства, следует отличать его от оскорбления (статья 5.61 КоАП РФ). Последнее направлено на умышленное унижение чести и достоинства личности, выражаемое в неприличной форме, то есть оно обусловлено личными, неприязненными отношениями (признаки оскорбления налицо только в тех случаях, когда они направлены против определенного человека, который назван по фамилии или имени, и нет сомнения, что речь идет именно о нем), тогда как в качестве мелкого хулиганства всегда квалифицируются действия, направленные против общественного порядка.

    Оскорбительное приставание к гражданам следует отличать от более мирного назойливого приставания в целях гадания, попрошайничества, проституции либо религиозной агитации (ответственность за данные действия предусмотрена ст.51 Кодекса Омской области об административных правонарушениях).

    Объективная сторона ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ связана с неповиновением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка, или лицу, пресекающему хулиганские действия, указанные в ч.1.

    К представителям власти , исполняющим обязанности по охране общественного порядка, относятся лица рядового и начальствующего состава полиции, состоящие на службе в штатах органов МВД России.

    Иные лица – граждане, члены добровольных общественных формирований, военнослужащие – лица рядового, сержантского и офицерского состава внутренних войск, армии и флота, исполняющие обязанности по охране общественного порядка.

    Лица, пресекающие нарушение общественного порядка, вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности по охране общественного порядка или нет.

    Исполняя обязанности по охране общественного порядка, они вправе давать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые для поддержания правопорядка требования.

    В случае отказа от обязательного исполнения настойчивых, неоднократно повторенных распоряжений или требований сотрудника полиции, дружинника или военнослужащего либо неповиновения, выраженного в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного пренебрежения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок, действия виновного образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ.

    Виновные привлекаются к ответственности по ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ, если распоряжения или требования сотрудника полиции, дружинника или военнослужащего были законными , то есть основанными на предписаниях закона, и отданы или предъявлены при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка.

    О нахождении сотрудника полиции или дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка должны свидетельствовать установленная форма одежды, нагрудный знак, нарукавная повязка дружинника или иная атрибутика, предъявление соответствующего удостоверения. В том случае если нарушение общественного порядка пресекает гражданин, его требование должно быть четко выраженным, свидетельствующем о том, что гражданин требует прекращения конкретного противоправного поведения.

    Правонарушение признается оконченным с момента оказания виновным неповиновения независимо от того, удалось ли ему этим воспрепятствовать сотруднику полиции, дружиннику или военнослужащему выполнить обязанности по охране общественного порядка или нет.

    Следует различать неповиновение и сопротивление. Сопротивление в отличие от неповиновения всегда выражается в активном физическом противодействии осуществлению сотрудником полиции или военнослужащим полномочий, которыми они наделены в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка. В этом случае возможно наступление уголовной ответственности, в частности по ст. 318 УК РФ.

    При наличии хулиганства, сопряженного с неповиновением, дополнительной квалификации по ст. 19.3КоАП РФ не требуется.

    Субъектом мелкого хулиганства может быть физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения данного правонарушения 16-летнего возраста.

    С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умышленной формой вины.

    Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив: удовлетворение индивидуалистических потребностей самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей (хулиганский).

    Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ), а в случае передачи дела на рассмотрение судье в связи с возможностью применения административного ареста – судьи (ч. ч. 2и3 ст. 23.1КоАП РФ).

    Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п.1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

    АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ,

    ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК

    И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

    Ст. 20.1 КоАП РФ. Мелкое хулиганство

    В том, что гражданин Иванов И.И. 03.03.11 года в 20 часов 45 минут, находясь в баре «Импульс», расположенном в п. Советский по ул. Октябрьская, в состоянии алкогольного опьянения в адрес бармена Петровой А.Н. выражался нецензурной бранью, на неоднократные требования граждан прекратить противоправные действия не реагировал.

    В том, что 21.03.11 около 19 часов 30 минут на крыльце ДК «Октябрь», расположенном в р.п. Советский гражданин Иванов И.И. выражался нецензурной бранью, оскорбительно приставал к гражданам, хватал за руки проходящих мимо молодых женщин, загораживал проход. На неоднократные требования граждан прекратить противоправные действия не реагировал.

    В том, что гражданин Иванов И.И. 21.03.11 в 19 часов 30 минут, находясь в баре «Импульс», расположенном в р.п. Советский по ул. Октябрьская, в состоянии алкогольного опьянения в адрес бармена Петровой А.Н. выражался нецензурной бранью, размахивая руками, разбил три бутылки пива, находящихся на прилавке, тем самым причинил материальный ущерб на сумму 123 рубля. На неоднократные требования граждан прекратить противоправные действия не реагировал.

    В том, что гражданин Иванов И.И. 20.03.11 в 17 00 часов на заборе домовладения № 34 по ул. Октябрьской в р.п. Советский написал непристойные надписи нецензурного содержания, краской черного цвета.

    В том, что 21.03.05 в 19 часов 30 минут на автобусной обстановке «Площадь Возрождения» в г. Йошкар-Ола гражданин Иванов И.И. выражался нецензурной бранью, оскорбительно приставал к гражданам, хватал за руки прохожих. На неоднократные требования сотрудника полиции прекратить противоправные действия ответил нецензурной бранью и продолжал выражаться нецензурной бранью,

    Оскорбительно приставать к гражданам, т.е. совершил правонарушение, предусмотренное ст. 20.1 ч.2 КРФоАП.

    Ст. 20.20 КоАП РФ. Распитие пива и напитков,

    Изготавливаемых на его основе, алкогольной и

    Наркотических средств или психотропных веществ

    В общественных местах

    В том, что 17.06.11 г. в 13 00 часов на детской площадке детского садика «Дельфиненок», расположенного в г. Йошкар-Ола по ул. Хорошева, гражданин Иванов НИ. распивал пиво «Волжанин» /ст. 20.20 ч.1 КоАП РФ/

    В том, что 19.03.05 в 11 часов 25 минут в парке отдыха, расположенном в п. Советский, гражданин Иванов И.И. на лавочке распивал алкогольную продукцию /водку/, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.20 ч.2 КоАП РФ.


    В том, что 19.03.05 в 11 часов 25 минут в парке отдыха, расположенном в п. Советский, гражданин Иванов И.И. на лавочке подготовил к распитию совместно с гражданкой Петровой А.Н. алкогольную продукцию /водку/. Ст. 20.20 ч. 2 КоАП РФ.

    В том, что 19.03.05 в 12 часов 15 минут на стадионе, расположенном в п. Советский, Иванов И.И. употребил одурманивающие вещество /путем вдыхания паров клея «Момент»/ ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ.

    Ст. 20.21 КоАП РФ. Появление в общественных местах

    В состоянии опьянения

    В том, что 12.03.05 в 17.45 минут на ул. Александрова около дома № 8 г. Волжск гражданин Иванов И.И. находился в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность /грязная, мокрая, расстегнутая одежда, внешний вид вызывает брезгливость и отвращение, нарушена координация движения, шаткая походка, бессвязная речь, резкий запах алкоголя изо рта/

    Ст. 20.22. КоАП РФ. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

    В том, что 19.03.11 в 12 часов 15 минут на лестничной площадке между 2 и 3 этажами в подъезде №2, дома 8 по ул. Александрова г. Волжск несовершеннолетний Иванов И.И. употребил одурманивающие вещество / путем вдыхания паров клея «Момент».

    В том, что 18.03.11 в 20 часов 05 минут в ДК «Октябрь», расположенном в п. Советский, несовершеннолетний Иванов И.И. находился в состоянии опьянения, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность /расстегнутая одежда, нарушена координация движения, шаткая походка, бессвязная речь, запах алкоголя изо рта/.

    Мелкое хулиганство – действия, нарушающие общественный порядок, выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Наказанием за данное деяние может быть штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. При этом если мелкое хулиганство было сопряжено с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, то штраф может быть от тысячи до двух тысяч пятисот рублей или может быть назначен административный арест на срок до пятнадцати суток.

    С точки зрения закона

    Объективной стороной мелкого хулиганство является действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. К таким действиям закон отнёс нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. Этот перечень является исчерпывающим и никакие иные действия не могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство.

    Из определения следует, что, согласно ст. 20.1 КоАП РФ, действия обязательно должны выражать явное неуважение к обществу. В протоколе об административном правонарушении должно быть указано, какие именно действия были направлены на нарушение общественного порядка и выражение неуважения к обществу.
    Так, например, лицо, использовавшее ненормативную лексику для оскорбления конкретного человека, может быть подвергнуто административному наказанию согласно ст. 5.61 КоАП РФ (размер штрафа для физических лиц может быть от одной до трёх тысяч рублей). Однако если использовавший нецензурную брань гражданин делал это в общественном месте громко, на замечания не реагировал, то такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ.
    Уничтожение или повреждение чужого имущества также может являться умышленным и направленным на нанесение вреда третьим лицам, при этом не образовывать состав мелкого хулиганства. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 КоАП РФ; если же был нанесён существенный ущерб, то образуется состав статьи 167 УК РФ.

    Общественное место

    Под общественным местом следует понимать улицы, парки, площади, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, подъезды и другие места нахождения людей, доступные для неопределённого круга лиц. Места, доступные для большого количества лиц лишь при покупке билета (например, театры, поезда), также являются общественными местами.
    Должностные лица нередко под мелким хулиганством признают семейные ссоры, происходящие дома, между супругами. Однако ст. 20.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за действия, направленные на нарушение общественного порядка, и действия, основанные на личной неприязни, не могут быть, таким образом, квалифицированы судами как хулиганство.

    Передача дела для рассмотрения в суд

    В случае если должностное лицо органов внутренних дел посчитает, что наказания в виде штрафа недостаточно, он может передать дело на рассмотрение судье (ст. 23.1 ч. 2 КоАП РФ). При этом ст. 29.9 ч. 2 п. 1 КоАП РФ устанавливает, что должно быть вынесено определение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Однако порой должностное лицо в определении указывает лишь факт передачи материалов дела в суд, при этом не указав причины и мотивацию такого действия. Суды в таком случае должны возвращать материалы органу, составившему протокол об административном правонарушении, на основании п. 4 ч. 1. Ст. 29.4 КоАП РФ (в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела).

    Мелкое хулиганство является одним из самых распространённых административных правонарушений, посягающих на общественный порядок. Нередко лиц привлекают к ответственности на основе только заявления и объяснения другого лица. Для того, чтобы защитить себя в суде обязательно требуется собрать любые доказательства своей невиновности, показания свидетелей, а также по возможности получить записи с городских камер видеонаблюдения.

    Статья 20.1. Мелкое хулиганство

    1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

    2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

    Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.1, является общественный порядок.

    Общий объект – совокупность всех общественных отношений, регулируемых нормами административного права.

    Родовой объект – общественные отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности.

    Видовой объект - в КоАП РФ видовой объект не выделяется.

    Непосредственный объект – отношения в сфере общественного порядка.

    Предмет – может отсутствовать, может быть в виде чужого имущества.

    Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный совершает мелкое хулиганство. В ст. 20.1дается легальное определение мелкого хулиганства. Оно существенно отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 213УК, которая устанавливает, что хулиганство есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия. Строже наказывается то же деяние, если оно:

    а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

    б) связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу (например, военнослужащему, судебному приставу и др.), исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. В отличие от этого в ч. 2 ст. 20.1 предусмотрена более строгая административная ответственность за неповиновение представителям власти. Отличия между ст. 213 УК и ст. 20.1 можно показать в виде таблицы.



    Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП) Хулиганство (ст. 213 УК)
    1. Обычно выражается в нецензурной брани, сквернословии в общественном месте. 1. Характеризуется и другими проявлениями явного неуважения к обществу, попранию общественного порядка.
    2. Виновный пристает к гражданам, но насилия при этом нет. 2. Виновный угрожает гражданам и должностным лицам насилием либо фактически его применяет.
    3. Виновный демонстрирует неуважение к обществу. 3. Неуважение к обществу сопровождается реальными действиями по применению оружия и т.п.
    4. Виновный нарушает спокойствие граждан именно сквернословием, бранью, приставанием к гражданам, допуская иногда неповиновение представителям власти... 4. Виновный при этом оказывает также сопротивление представителям власти, которые пресекают нарушение общественного порядка.
    5. Не играет роли, что хулиганство совершается несколькими лицами. 5. Если хулиганство совершено группой лиц, оно более опасно и карается строже.
    6. Налицо также уничтожение чужого имущества. 6. Может и не сопровождаться уничтожением чужого имущества.
    7. Не сопровождается применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия. 7. Совершается с применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

    Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий.

    Состав административного правонарушения – смешанный.

    В случае нецензурной брани и оскорбительного приставания к гражданам – формальный, в случае уничтожения или повреждения чужого имущества – материальный.

    Следовательно при квалификации мелкого хулиганства как повреждения или уничтожения чужого имущества обязательными или необходимыми признаками объективной стороны этого состава административного правонарушения будут являться вредные последствия (в виде повреждения или уничтожения собственности) и причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями.

    Субъект данного административного правонарушения общий (физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста привлечения к административной ответственности, т.е. 16 лет).

    Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом (см. коммент.к ст. 2.2).

    Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.1, показывает, что:

    1) виновному назначается или административный штраф, или административный арест;

    2) административный штраф может быть назначен и судьей, и органом внутренних дел (см. коммент. к ст. 23.1, 23.3);

    3) административный арест - только судьей. Причем судья рассматривает дело данной категории лишь в том случае, если орган внутренних дел сочтет нужным передать его судье (см. ч. 2 ст. 23.1).

    Квалификация нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также установленного порядка их организации и проведения (ст. 20.2. КоАП РФ).

    Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4настоящей статьи, -

    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2настоящей статьи, повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -

    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6настоящей статьи, -

    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -

    Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.2, является общественный порядок и общественная безопасность. При этом виновный нарушает правовые акты, посвященные порядку проведения митингов, собраний и т.д. (например, нормы главы 2 Закона о митингах о порядке уведомления органов исполнительной власти о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных общественных местах). См. об этом также коммент. к ст. 5.38.

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 20.2 , состоит в том, что виновный нарушает установленный порядок организации (т.е. проведения, подготовки, оповещения о дате, о времени начала и окончания, о маршруте движения и т.п. мероприятий организационного характера) собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

    Формы нарушения могут быть разнообразными: это и неуведомление госорганов о предстоящем митинге, и несвоевременное уведомление, и несообщение о цели собрания, о дате пикетирования и т.д. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения. Оно совершается как в форме действий (например, сообщения госоргану недостоверных сведений о характере демонстрации), так и путем бездействия (например, несообщение о собрании, которое будет проведено).

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 20.2 , состоит в организации либо проведении публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 20.2 , состоит в действиях (бездействиеях), предусмотренных частями 1 и 2настоящей статьи, повлекших создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения),

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 4 ст. 20.2., состоит в действиях (бездействиеях), предусмотренных частями 1 и 2настоящей статьи, повлекшими причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 5 ст. 20.2., состоит в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 6 ст. 20.2., состоит в действиях (бездействихя), предусмотренных частью 5 настоящей статьи, повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 7 ст. 20.2 , состоит в том, что виновный организует (т.е. проводит всю работу по подготовке митинга, шествия и т.п.) и проводит несанкционированное (т.е. без разрешения, полученного своевременно и в установленном порядке от полномочного госоргана) собрание, демонстрацию и т.п. в непосредственной близости (у запретной зоны, у ворот зоны отчуждения и т.п.) от территории ядерной установки (например, АЭС), радиационного источника (например, месторождения природного урана), пункта хранения ядерных материалов (например, завода по переработке отработанного ядерного топлива) либо принимает активное участие - выступает на митинге, скандирует лозунги, раздает листовки участникам демонстрации и т.п. - в упомянутых акциях.

    Объективная сторона данного административного правонарушения налицо в том случае, когда подобные действия осложнили (создали дополнительные нагрузки на персонал, препятствия к выполнению их функций и т.п.) выполнение персоналом указанных объектов их служебных обязанностей, создали угрозу безопасности населения и окружающей среде (например, из-за того, что может иметь место выброс радиации в атмосферу, заражение территории отходами ядерного топлива).

    В целом состав административного правонарушения смешанный .

    При этом налицо материальный состав в случаях, когда ответственность наступает, если имели место вредные последствия:

    Повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения),

    Повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния,

    Затруднена работа персонала ядерной установки, создана угроза безопасности населения и окружающей среде.

    В этих случаях необходимо устанавливать причинно-следственную связь между деянием и указанными в диспозиции статьи вредными последствиями.

    Субъект административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.2, - специальный. Это граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет):

    1) участники митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (по ч. 2 и 3 ст. 20.2);

    2) организаторы этих мероприятий (по ч. 1и 2 ст. 20.2).

    Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется прямым умыслом (см. коммент.к ст. 2.2).

    Ни мотивы, ни цели, ни иные побуждения виновного роли не играют: виновный в любом случае привлекается к административной ответственности.

    Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.2, показывает, что:

    1) по ч. 1 и 2 ст. 20.2 назначается только административный штраф (см. коммент.к ст. 3.5);

    2) по ч. 3 ст. 20.2 - либо административный штраф, либо административный арест на срок до 15 суток (см. коммент. к ст. 3.9);

    3) и административный штраф, и административный арест назначаются судьей (см. коммент. к ст. 23.1).

    Полный текст ст. 20.1 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 20.1 КОАП РФ.

    1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -
    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

    2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -
    влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

    (Статья в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ

    Комментарий к статье 20.1 КоАП РФ

    1. Данная статья изложена в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ. В ч. 1 статьи содержится новое понятие мелкого хулиганства. Основным признаком этого правонарушения является нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Без этого признака не может идти речь о хулиганстве, в том числе и мелком.

    Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

    2. С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, указанными в статье, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. В прежней редакции статьи не было прямого указания на то, что мелкое хулиганство может сопровождаться уничтожением или повреждением чужого имущества. Однако это компенсировалось тем, что перечень действий не рассматривался как исчерпывающий.

    Характер указанных действий очевиден. Каждое из них может рассматриваться в качестве мелкого хулиганства, если оно нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу. В иных случаях совершение указанных действий влечет административную ответственность, когда это является самостоятельным правонарушением, например образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества).

    Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей - на улице, в лесу и т.д.

    Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно. Например, мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей.

    3. С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Но возможны случаи его совершения с косвенным умыслом. Важным элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорирования достоинства других людей.

    4. Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

    5. Максимальный размер наказания в виде штрафа в настоящей редакции ч. 1 данной статьи - одна тысяча рублей. Наказание в виде административного ареста установлено, как и было, до пятнадцати суток.

    6. В новой редакции статьи есть ч. 2. Она предусматривает ответственность за хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию лиц, указанных в диспозиции этой части статьи.

    Конкретный круг лиц, неповиновение законным требованиям которых влечет административную ответственность по ч. 2 данной статьи, приводится в ст. ст. 19.3 и 19.4 Кодекса.

    При наличии хулиганства, сопряженного с указанными правонарушениями, дополнительной квалификации и по ст. 19.3 или ст. 19.4 не требуется.

    7. Субъект ответственности и субъективная сторона правонарушения, приведенного в ч. 2 статьи, те же, что и по ч. 1. Наказание - в виде штрафа до двух тысяч пятисот рублей. Наказание в виде административного ареста такое же, как и по ч. 1, - на срок до пятнадцати суток.

    8. Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста - мировые судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

    9. Ответственность за грубое нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 213 УК РФ , а при совершении того же деяния группой лиц по предварительному сговору либо если это связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, - по ч. 2 этой статьи УК РФ.

    Консультации и комментарии юристов по ст 20.1 КоАП РФ

    Если у вас остались вопросы по статье 20.1 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.