Войти
Образовательный портал. Образование
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Методы финансового права как учебной дисциплины. Финансовое право как наука. Финансовое право как наука и учебная дисциплина

    Методы финансового права как учебной дисциплины. Финансовое право как наука. Финансовое право как наука и учебная дисциплина

    Наука финансового права - часть юридической науки. В Большой советской энциклопедии (третье издание) дается следующее определение науки: «Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности». Из этого определения можно сделать вывод о том, что любая наука есть:

    • 1 Определённая сумма накопленных, осмысленных и систематизированных знаний о какой-либо области действитель-ности;
    • 2) познавательная деятельность специалистов в этой области. Говоря по-другому в любой науке находим направленность на нечто, что в силу этой направленности является для этой науки её предметом. Как считал ещё Аристотель, каждая наука имеет (дело с тем или другим специальным бытием, и, отводя себе какую-нибудь (отдельную) область, она занимается этой областью). Отметим, что наука финансового права соответствует аристотелевским словам, она имеет своё специальное бытиё, свой предмет исследования. Именно предметом исследования наука финансового права отличается от других юридических наук.

    Предметом науки финансового права является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Думается, что можно говорить о трёх направленностях этих знаний:

    Во-первых, эти знания воплощаются в форме финансово-Правовых категорий (понятий). Наука финансового права характерзуется тем, что её содержание образует система связанных и скоординированных основных категорий типа «государственные финансы», «финансовая деятельность государства», «финансовые акты», «финансово-правовые нормы» и т.д. В этих понятиях выражено главное, существенное, что характеризует финансово-правовую действительность.

    Во-вторых, эти знания воплощаются в форме исследований о финансово-правовых нормах и их институтах - бюджетном, налоговом, эмиссионном праве. Эти знания классифицируются, систематезируются и обобщаются. При этом финансово-правовые нормы изучаются как явления одного порядка, составляющие самостоятельную отрасль в праве, имеющие свою область правового регулирования в их непрерывном развитии и совершенствовании. На базе такого изучения разрабатываются теоретические проблемы, необходимые для правильного применения норм финансового права в практической деятельности финансовых и кредитных работников, налоговых инспекторов.

    В-третьих, эти знания воплощаются в форме «опытного знания» (Кант). Наука финансового права изучает финансовое право, обосновывает его как самостоятельную отрасль права в юриспруденции, но изучает его не догматически, а в тесной связи с жизнью, с правоприменительной деятельностью финансовых органов, обобщает опыт развития финансового права в цивилизованных странах Европы и Америки, анализирует финансово-правовые модели, которые можно заимствовать и использовать в нашей стране. Иначе говоря, наука финансового права изучает практику применения финансовых законов путём её анализа и синтеза.

    Отдельно необходимо сказать об исследовании действующих норм финансового права. Можно назвать три функции, выполняемые наукой финансового права по отношению к действующему финансовому закону, - аналитическую, критическую, конструктивную. Аналитическая функция состоит в комментировании, классификации финансово-правовых норм, в приведении всех этих норм в стройную и понятную систему. Критическая функция заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем финансовом законодательстве, фиксации несоответствий правовой нормы требованиям жизни. Конструктивная функция способствует образованию новых финансово - правовых норм и институтов. По словам О.С. Иоффе данная функция предшествует изданию нового закона и используется в процессе нормотворческой деятельности государства. Анализ действующих финансово-правовых норм и практики их применения позволяет науке финансового права выполнять активную роль в совершенствовании финансового законодательства. Характеристика предмета науки финансового права позволяет дать ее краткое определение. Наука финансового права представляет собой систему специфических знаний о финансовом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизации и обобщения. Хотя в этих знаниях были обобщены три направленности, в целом их характеризует единство, которое обусловлено тем, что они группируются вокруг ряда основных базисных понятий типа «гос. финансы «, «бюджет», «налоговая система», «банковская система», и т.п.

    Особенности науки финансового права состоят в том, что она является:

    • 1) общественной наукой, предмет которой составляют социальные категории - гос. финансы, правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, налоги с юридических и физических лиц. Этой особенностью наука финансового права отличается как от естественных, так и от других юридических наук;
    • 2) наукой, изучающей такие финансово-правовые явления, которые по юридической природе являются публично-правовыми, имеющими место в сфере гос. (публичных) финансов. В области частных финансов, где имеют место отношения, обеспечивающие финансовую автономию индивидуальных собственников и корпораций, действуют нормы гражданского права;
    • 3) юридической наукой, изучающей такие финансово правовые категории и явления, из которых многие являются двойственными по своей природе, т.е. представляют собой органическое соединение правовой и экономической «материи». Так, денежные средстваявляются и продуктом экономического закона стоимости, и творением гос. власти. Во всяком случае, наука финансового права не может обходиться без экономических понятий, которые составляют как бы обязательный фундамент многих финансово - правовых явлений. На «двухслойный» характер финансово- правовых категорий в императорской России обратил внимание известный специалист по финансовому праву В.А. Лебедев, а в советское время эту черту финансово-правовых явлений постоянно подчеркивал Е.А. Ровинский;
    • 4) наукой, призванной не только объяснить финансово-правовые явления, но служить базой для решения практических вопросов финансовых органов.

    Наука финансового права - необходимая составная часть российской юридической науки. Вместе с тем, что по отношению к другим отраслевым и наиболее фундаментальным юридическим наукам она занимает место во втором эшелоне и идёт вслед за науками госуд., административного, гражданского и уголовного права. Это объясняется как объёмом изучаемых этой наукой финансово-правовых норм и категорий, так и тем, что данная наука образовалась позднее вследствие отпочкования от науки гос. и административного права.

    Поэтому наиболее тесно эта наука связана с двумя последними. Недаром у источников науки финансового права стояли крупнейшие государствоведы и административисты: Ш.Боден, Ш. Монтескье, К.Юсти, И.Зоннефельс, М.М.Сперанский.

    Науки финансового и гос. права совместно разрабатывают основные теоретические положения, связанные с бюджетным правом, бюджетным устройством, бюджетными функциями представительных органов. Например, положения науки гос. права о федеративном устройстве Российского государства служат теоретической основой для разработки таких вопросов науки финансового права, как бюджетные права субъектов Федерации, их бюджетное устройство. Вместе с тем, наука госуд. права пользуется достижениями науки финансового права, её фактическим материалом и обобщениями. Таким образом, связь двух наук - финансового и госуд. права - является взаимной, двухсторонней.

    Вплотную наука финансового права примыкает к науке административного права, представляя собой в аспекте своей родословной её своеобразное ответвление. По существу, обе науки имеют много общего в предмете исследования, т. е. изучают госуд. управление. Иначе говоря, у обеих наук имеется общая познавательная зона, но наука финансового права в области госуд. управления имеет свои аспекты изучения, а именно управление госуд. финансами. Она конкретизирует внимание на финансовой деятельности госуд. органов (Федерального Собрания, Совета министров РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ), определяет финансовые обязанности граждан и юридических лиц.

    Наука финансового права находится в тесных (родственных связях) политэкономией финансовой наукой. Великий английский политэконом Адам Смит обосновал правовую природу налога и дал один из самых сильных толчков для развития науки финансового права.

    ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

    отрасль права, совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.

    Ф.п. имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права. Оно регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы Ф.п. всегда\" связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

    По методу правового регулирования Ф.п. на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Они связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности.Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении.В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства.

    В нормах Ф.п. жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается на уровне как закона, так и таких подзаконных актов, как инструкции Минфина, налоговых органов, инструктивные указания ЦБ.

    Ф.п. не выделилось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль наряду и одновременно с государственным и административным правом. Такие финансовые институты, как налоги и займы, возникли одновременно с государством, так как были объективно необходимы для содержания и функционирования публичной власти.

    Финансово-правовой аспект регулирования части этих отношений определяется следующими обстоятельствами:

    а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств; б) на основании нормативных актов направляют эти средства на выполнение задач и функций государства; в) определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения; г) определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчет-ной сфере по обеспечению повседневного финансового контроля - "контроля рублем" за всей деятельностью государства. Эта область деятельности государства не может быть обеспечена без применения и совершенствования норм Ф.п.

    Ф.п. базируется на нормах Конституции РФ, в соответствующих статьях которой закреплены основы финансовой деятельности государства (п. "ж", "з" ст.71;п."и" ст. 72; п. 3 ст.104;п.3, ст. 106 и др.).

    Конституционные нормы, устанавливающие компетенцию органов представительной и исполнительной власти в области бюджета, налогов и доходов, государственного кредита,страхования, денежно-кредитной системы, закрепляют общие принципы и положения, относящиеся к финансовой деятельности государства. В Ф.п. они являются отправной базой для конкретизации и развития возникающих в процессе финансовой деятельности отношений. Так, вопросы бюджета и налогов, кредита, денежного обращения, закрепленные в соответствующих статьях Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие в довольно обширном действующем финансовом законодательстве. Финансово-правовые нормы в той или иной степени выражают всеобщность конституционных принципов государственного и общественного устройства. Финансовая деятельность государства является деятельностью управленческой, и нормы Ф.п., регулирующие эту деятельность, относятся к отраслям права государст-воведческим. обеспечивающим реальное осуществление публичной власти как РФ в целом, так и всех ее субъектов.

    Ф.п. состоит из двух частей - Общей и Особенной.

    К Общей части относятся нормы, регулирующие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов - участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, вопросы зарубежного Ф.п.

    Особенная часть включает расположенные в логической последовательности институты Ф.п., связь между которыми объективно обусловлена. Основным. несомненно, является институт бюджетного права, так как в бюджетной системе аккумулируются основные финансовые ресурсы, К ним относятся

    также централизованные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.

    Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды,но и верно их направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов. Сюда относится бюджетное финансирование,банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует сказать о банковском кредите,который может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве. Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.

    Поскольку финансовая деятельность основана на деньгах и денежном обращении, то в систему Ф.п. входит институт денег и денежного обращения, а также валютного законодательства.

    В основе финансовой деятельности лежат определенные принципы. Это прежде всего приоритет в области финансовой деятельности.государства представительных органов власти перед исполнительными.

    Вторым является принцип федерализма. Он состоит в том,что в государстве теперь принимается не один бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти территорий всех уровней,вплоть до бюджетов местного самоуправления.

    Один из основных принципов финансовой деятельности государства и Ф.п. - общеправовой принцип законности.

    Источниками Ф.п. являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции. В совокупности все эти акты являются финансовым законодательством. Основа всех источников Ф.п. - Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, уставы субъектов РФ. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются оазои для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства. Кодификация норм Ф.п.только разрабатывается.

    Большое значение в регулировании финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ и указы президентов республик, входящих в состав РФ. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на изменения в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д. Нормы Ф.п. содержатся и в актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства выполняют такие подзаконные акты, как инструкции Минфина, МИС, таможни, письма и телеграммы ЦБ. Эти акты также содержат нормы Ф.п. и подлежат безусловному исполнению.

    Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.

    Горбунова О. Н.

    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое "ФИНАНСОВОЕ ПРАВО" в других словарях:

      Отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности. В широком смысле охватывает банковское право, налоговое право, кредитные отношения и др … Большой Энциклопедический словарь

      Отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности. В широком смысле охватывает банковское право, налоговое право, кредитные отношения и др. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

      Одна из отраслей права, совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления,… … Юридический словарь

      Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь

      финансовое право - — EN financial law Тематики охрана окружающей среды EN financial law DE Finanzrecht FR loi de finances … Справочник технического переводчика

      Финансовое право - отрасль публичного права представленная совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределение и использование денежных фондов государства. В отличие от административно… … Элементарные начала общей теории права

      Финансовое право - (англ. financial law) отрасль права, совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства (РФ и ее субъектов), а также субъектов местного самоуправления. Предмет Ф.п.… … Энциклопедия права

      ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, юридических и физических лиц. Большое место в Ф.п. занимает регулирование формирования… … Юридическая энциклопедия

    Наука финансового права представляет собой систему специфических знаний, которые группируются вокруг понятий: бюджет, государственные финансы, налоговая система, банковская система и некоторые другие.

    Элементы:

    Предмет науки

    Совокупность используемых данной наукой методов

    Библиографии (к примеру, Бельский)

    Предметом науки ФП является система знаний о ФП и управлении гос. финансами.

    Три направления знаний:

    1. Эти знания воплощаются в форме фин. Правовых категорий (понятий).

    2. Эти знания воплощаются в форме исследований о ФП нормах, подотраслях и его институтах. Эти знания классифицируются, систематизируются и обобщаются.

    3. Эти знания воплощаются в форме опытного знания.

    Особенности науки ФП

    Это общественная наука, предмет которой составляют социальные категории (пример: налоги с физ. И юр. лиц)

    Это наука, которая изучает такие финансово-правовые явления, которые по юридической природе являются публично-правовыми, имеющими место в сфере государственных публичных финансов (общественный договор вторгается и в науку ФП).

    Это юридическая наука, которая изучает финансово-правовые категории и явления, которые являются двойственными по своей природе (соединение правовой и экономической материи)

    ФП наука призвана не только объяснять фп явления, но и служить базой для решения практических вопросов финансовых органов.

    1) общетеоретические проблемы (общетеоретическая часть, где изучаются вопросы науковедении, догме ФП)

    2) Специальные проблемы, относящиеся в широком плане к бюджетному праву (гос. доходы и расходы)

    3) Специальные проблемы в области налогового права (+ страхование, гос. кредит и др.)

    4) Специальные проблемы в широком плане относящиеся к банковскому праву (+ валютное право)

    5) Проблемы, не относящиеся к вышеперечисленным группам, но тяготеющие к ним.

    Метод и методология науки ФП

    Метод правовой науки – система методов познания, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

    Формально-догматический метод (исследует догму права, является специально юридическим. Примеры: описание и анализ финансово- правовой нормы, ее толкование, классификация и систематизация норм)

    С помощью этого метода нормы финансового права изучаются в трех аспектах:

    Какими они являются в законе

    Применимы ли они в таком виде жизненной ситуации

    Каковы они должны быть в идеале

    Метод обращения к другим наукам (при анализе широко используются выводы и других наук)

    Метод сравнительно-правового исследования (способ исследования двух или более финансово-правовых подотраслей, который решает задачу их сравнения на предмет выявления общего и различающегося)

    Метод конкретно социологического исследования (включает в себя приемы: личное наблюдение за деятельностью финансовых органов, анкетирование, собеседование, опрос финансовых работников)

    Метод сравнительно исторический

    Метод живого познания (предполагает процедуру, при которой материал получается по средством свободного погружения субъекта в познаваемый объект, объединения с познаваемым объектом, осмысления его с тех позиций, которые представляются наиболее удобными для постижения истины).

    Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

    Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.

    От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе этой деятельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.

    Осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, бюджетные средства по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются представительными органами, а финансовые ресурсы внутри отраслей народного хозяйства - в порядке государственного управления органами исполнительной власти.

    Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

    Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

    По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.

    Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

    Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К ним относятся: основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; сметы учреждений, организаций, обеспечиваемых из государственного и местного бюджетов.

    Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформ­ление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается феде­ральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном по­рядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отноше­ния и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

    Система налогов и сборов РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, обладающих организационно-правовым и экономическим единством, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Пошлина - это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).

    В Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ взимаются следующие виды налогов и сборов:

    Федеральные;

    Региональные (налоги и сборы субъектов РФ);

    Местные.

    Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации.

    Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ.

    Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

    Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством.

    Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

    К федеральным налогам и сборам относятся следующие 16 видов налогов и сборов:

    Налог на добавленную стоимость;

    Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

    Налог на прибыль (доход) организаций;

    Налог на доходы от капитала;

    Подоходный налог с физических лиц;

    Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

    Государственная пошлина;

    Таможенная пошлина и таможенные сборы;

    Налог на пользование недрами;

    Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

    Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

    Лесной налог;

    Водный налог;

    Экологический налог;

    Федеральные лицензионные сборы.

    К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов:

    Налог на имущество организаций;

    Налог на недвижимость;

    Дорожный налог;

    Транспортный налог;

    Налог с продаж;

    Налог на игорный бизнес;

    Региональные лицензионные сборы.

    В соответствии со ст. 14 (п.2) Налогового кодекса РФ при введении в действие налога на недвижимость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

    В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся 5 видов налогов и сборов:

    Земельный налог;

    Налог на имущество физических лиц;

    Налог на наследование или дарение;

    Местные лицензионные сборы.

    Классификация налогов по объектам налогообложения образует пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

    В первую очередь налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество), косвенные - в результате их расходования (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

    Прямые налоги подразделяются в свою очередь на:

    Реальные - взимаемые с действительно полученной налогоплательщиком прибыли, или дохода (налог на прибыль предприятий);

    Финансовое право в современных условиях - одна из основных отраслей права, представляющая собой упорядоченную совокупность правовых норм , регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований , для обеспечения реализации соответствующих задач государства. В общественной жизни финансовое право рассматривается также как вид отраслевой юридической науки и учебная дисциплина.

    Финансовое право происходит от категории «финансы ». Как отмечает И.И. Янжул в своей работе «Основные начала финансовой науки » Слово « финансы» ведет свое происхождение от средневекового латинского термина finatio, financia, financia pecuniaria , употреблявшегося в смысле обязательной уплаты денег, а затем вообще в смысле денежной суммы . Н.И. Химичева в учебнике «Финансовое право » (изд. 3-е, перераб и доп., 2004 г. Отв. ред. - Н.И. Химичева) определяет « финансы» как одну из сторон экономических отношений общества , развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач .

    Финансовое право как отрасль права. Предмет и метод финансового права

    Основными критериями для разграничения отраслей права являются предмет и метод правового регулирования. Предметом финансового права является круг общественных отношений , регулируемых нормами финансового права. Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов в целях реализации задач публичного характера. Большое внимание исследованию предмету финансового права уделял А.И. Худяков . В частности, одной из последних работ автора, посвященных исследованию предмета финансового права, является работа «Дискуссионные вопросы предмета финансового права » (2009 год). Основным методом финансового права является императивный метод, метод властных предписаний. Императивный метод правового регулирования в финансовом праве предполагает детальную правовую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. Исследованию метода финансового права в научной литературе уделяется большое значение. Большое внимание исследованию метода финансового права уделяется, в частности, в работе И.В. Рукавишниковой «Метод финансового права » (2004 год).

    Система финансового права

    Система финансового права - внутренняя структура финансового права как отрасли права, представляющая собой упорядоченную совокупность финансово-правовых норм , регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и , для обеспечения реализации соответствующих задач государства, сгруппированных внутри отрасли финансового права в институты и разделы финансового права.

    Наука финансового права

    Существование и развитие финансового права как отрасли права обусловило возникновение и развитие одноименной правовой науки. Наука финансового права изучает и объясняет нормы, которыми определяется публичная финансовая деятельность, а также правоотношения, возникающие между государством, организациями и гражданами.

    Одним из предметов исследования науки финансового права являются финансово-правовые нормы. Развитие финансового законодательства должно опираться на науку финансового права. При этом наука финансового права, как теория, должна представлять собой нечто постоянное, твердо установившееся, хотя и не лишенное тех элементов развития, которые необходимы каждой науке.

    Наука финансового права оказывает свое влияние не только на развитие финансового законодательства, но и на финансово-правовые отношения. Т.С. Ермакова указывала, что наука финансового права не только призвана исследовать различные группы экономических отношений в области финансовой деятельности государства, но и активно способствовать их постоянному совершенствованию . К.Т. Эеберг в этом отношении подчеркивал, что « наука и практическая жизнь должны дополнять друг друга; было бы заблуждением думать, что одна может обходиться без другой… Задача практики состоит в применении общих принципов, признанных за верные, к конкретным случаям и в указании теории пределов возможного и достижимого» .

    Финансово-правовая наука за долгий период своего развития выработала понятия, выражающие наиболее существенные свойства юридической деятельности в области публичных финансов . Эти понятия - категории вошли неотъемлемой частью в систему знаний, составляющих финансово - правовую науку. Они образуют ее основное теоретическое ядро, основу науки финансового права.

    К важнейшим категориям финансового права можно отнести также понятия бюджет (составление проекта федерального бюджета осуществляется Министерством Финансов РФ), бюджетный процесс , финансовый контроль и другие.

    Исследованию важнейших категорий финансового права, в частности, категорий « финансы» и «финансовая деятельность государства» уделяет внимание и М.Ф. Ивлиева в работе «Категория «финансы» и «финансовая деятельность государства » в науке финансового права».

    Без правильного и основательного знания науки финансового права и финансового права невозможно рациональное ведение финансового хозяйства. Для финансового управления недостаточно одних практических знаний, а необходимо обратиться к общим научно-финансовым положениям. Этим и определяется значение науки финансового права в системе других наук.

    Финансовое право как учебная дисциплина

    Финансовое право как учебная дисциплина - это обязательный предмет в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью ознакомление обучающихся с системой финансового права. Финансовое право как учебная дисциплина представляет собой систематизированное изложение важнейших категорий науки финансового права. В процессе ее изучения студенты знакомятся с основными категориями данной науки

    Рекомендуемая литература

    1. Бельский К.С., Финансовое право: наука, история, библиография, М., 1995;

    2. Ермакова Т.С., Финансовое правоотношение, Л., 1985;

    4. Рукавишникова И.В. Метод финансового права. М., Олма-Пресс, 2004.

    5. Финансовое право Российской Федерации. Под редакцией М.В.Карасевой. Москва, Юрист, 2002;

    6. Финансовое право. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп/Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2007;

    7. Финансовое право. Учебник/ К.С. Бельский и другие. Под редакцией С.В. Запольского. М., 2006;

    8. Финансовое право. Учебник. 3е изд., перераб. и доп. Под редакцией Н.И. Химичевой. М., 2004;

    9. Дискуссионные вопросы предмета финансового права//Финансовое право. 2009. №3.

    10. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы, 2001;

    11. Эеберг К.Т., Курс финансовой науки, СПб., 1913;

    12. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Москва, Статут, 2002.