Войти
Образовательный портал. Образование
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Можно ли копать с металлоискателями в россии. Где можно копать с металлоискателем по закону? Лицензия на копание с металлоискателем

    Можно ли копать с металлоискателями в россии. Где можно копать с металлоискателем по закону? Лицензия на копание с металлоискателем

    Вопрос по поводу использования металлоискателя

    Если человек ходит в лесу с металлоискателем (это законом не запрещено?) и нашел монеты старше 100 лет что ему необходимо делать, чтобы не попасть под уголовные или административные статьи?

    Какой порядок действия? Можно ли не являясь историком получить открытый лист? или открытый лист надо только для земель которые отнесены к памятникам истории, земель признанных объектами культурного наследия?

    Если монетам меньше 100 лет что необходимо делать? можно ли их оставить себе?

    Если человек нашел любые непонятные ему предметы ножики, кресты, плуги, тяпки итп? что с ними надо делать? сообщать ли куда-то чтобы помочь государству? или оставить их там же?

    Можно ли забирать себе любые вещи (даже старше 100 лет) найденные на землях сельхоз назначения(земли которые постоянно возделываются, и на них что-либо выращивают? если владелец данной земли не против?
    Согласно Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

    То есть согласно данной норме заниматься метало поискам можно в любых местах которые не отнесены к объектам археологического наследия? И соответственно можно свободно ходить с металлоискателем вне данных земель?

    5)Из закона:
    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    Закон распространяется только на земли которые установлены законом как объекты культурного наследия? или на все земли?

    Прошу разъяснить как определить что предмет который я нашел в поле имеет возраст более 100 лет? Можно ли его куда либо отнести? или необходимо оставить его лежать в земле?

    Прошу дать максимально расширенные ответы на мои вопросы, в целях соблюдения мной действующего законодательства.






    Ваши обращения от 23.04.2017 и 04.05.2017 по вопросу изъятия археологических предметов из мест залегания с помощью металлоискателя в Департаменте культурного наследия рассмотрены.

    Информируем, что в соответствии с п.1 ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее _ Федеральный закон) под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет‚ включающий археологические предметы.

    Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона установлено, что объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

    Согласно ст.45.2 Федерального закона использование специальных технических средств поиска (в том числе металлоискателей, радаров, магнитов) и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно

    исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа). Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения

    Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ (п.2 ст.45.1 Федерального закона).

    В соответствии с п.4 ст. 45.1 Федерального закона разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам — гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, И (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

    Порядок выдачи разрешений (открытых листов) установлен Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 127.

    Любые раскопки и разведки с последующим изъятием археологических предметов без выданного в установленном порядке разрешения (открытого листа) считаются в соответствии с действующим законодательством НЕЗАНКОННЫМИ.

    Поиск археологических предметов непрофессионалами влечет уничтожение объектов археологического наследия и препятствует выявлению новых объектов археологического наследия, так как утрачивается научная ценность обнаруженных археологических предметов без их взаимосвязи с местом обнаружения, а сами напластования, представляющие историко культурную ценность, уничтожаются в виду того, что непрофессионалы не обладают сведениями о методике изъятия археологических предметов при

    проведении археологических полевых работ. Порядок передачи археологических предметов определен приказом Минкультуры России от 27.11.2015 № 2877 «О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ», зарегистрирован вМинюсте России 31.12.2015 № 40437.

    Порядок
    передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ

    1. Археологические предметы, обнаруженные физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 27, ст. 3213; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5554; 2008, N 20, ст. 2251; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 51, ст. 6150; 2010, N 43, ст. 5450, N 49, ст. 6424, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563, N 45, ст. 6331, N 47, ст. 6606, N 49 (ч. I), ст. 7015, ст. 7026; 2012, N 31, ст. 4322, N 47, ст. 6390, N 50 (ч. V), ст. 6960; 2013, N 17, ст. 2030, N 19, ст. 2331, N 30 (ч. I), ст. 4078; 2014, N 43, ст. 5799, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1420; N 29 (ч. I), ст. 4359) (далее — Закон N 73-ФЗ) работ по использованию лесов и иных работ, подлежат передаче государству для последующего включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

    2. В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.

    3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.

    4. Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания в соответствии с нормами статей 36 и 45.1 Закона N 73-ФЗ:

    4.1. Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.

    4.2. Исполнитель археологических полевых работ — физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать все изъятые предметы, обладающие историко-культурной ценностью, в государственный музей для последующего включения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2591; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 9, ст. 1206).

    5. В случае, если исполнителем археологических полевых работ, указанным в подпункте 4.2 Порядка, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.

    6. Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, указанным в пункте 1 Порядка.

    7. Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко-культурной ценности, подлежат возврату лицам, указанным в пункте 1 Порядка, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.

    В целях противодействия лицам, проводящим несанкционированные археологические раскопки и усиления ответственности за повреждение и уничтожение объектов археологического наследия и незаконный оборот археологических предметов, был принят Федеральный закон от 23.07.2013

    № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», внесший изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс (дополнен некоторыми статьями, в том числе ст. 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из

    мест залегания), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 73-ФЗ, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от. 7.151. Незаконный оборот археологических предметов).

    Статьей 7.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконный оборот археологических предметов.

    Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов. Необходимо отметить, что в соответствии с распределением полномочий в области сохранения, использования, популяризации и

    государственной охраны объектов культурного наследия, установленного статьями 9.1, 9.2 Федерального закона, государственная охрана объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственный учет объектов, обладающих

    признаками объекта культурного наследия, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, отнесены к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Для сведения сообщаем, что Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с производством сельхоз работ на личных приусадебных участках, за исключением случаев, когда такие работы сопряжены с обнаружением археологических предметов.

    Обращаем внимание, что несанкционированный поиск археологических предметов вне зависимости от места его осуществления запрещен в Российской Федерации под угрозой привлечения к административной ответственности согласно ст. 7.15 Кодекса Российской

    Федерации об административных правонарушениях или уголовной ответственности в соответствии со ст. 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от характера противоправных деяний. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской

    Федерации, утвержценным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России не наделено полномочиями по официальному толкованию норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем, разъяснения Минкультуры России по

    вопросу реализации норм закона не влекут последствий для правоприменительной практики И не носят характер общеобязательных.

    Получил ответ на свое предыдущее обращение. Но по сути оно было в форме отписки. И не каких конкретных ответов на свои вопросы я не получил.

    1) Везде говорится про «археологические предметы» но определения данного понятия нет. И нет понимания как на месте человек должен определить является ли предмет археологическим. Поэтому прошу дать разъяснение.
    2)Порядок передачи как я понял допускает 3 дня на информировании органов гос власти? то есть если я найду любой предмет то должен сообщить в ближайшие 3 дня? нет обязанности вызывать органы гос власти на место нахождения предмета?
    Выдержка из закона
    «В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее - предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.
    3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения. »

    3)Есть сайт:
    http://wolmar.ru/
    http://ucoins.ru/
    Они продают монеты подпадают ли 7.15.1 коап рф? многим монетам которые там продают больше 100 лет, и явно имеют историческую ценность. Можно ли мне там покупать монеты, книги, ложки?

    4)Относятся ли монеты к предметам археологической ценности ведь по определению 233 ГК РФ это деньги? по сути они утеряны или зарыты прежним владельцем.
    Объясните грань между поиском денег и археологических предметов?

    1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

    Если вы не можете ответить на данные вопросы сообщите кто может на них ответить, и разъяснить по пунктам, для всего огромного сообщества владельцев металлоискателей которые занимаются поиском монет, и хотят это делать по закону.

    совсем запутали)))

    Ну а если серьезно то:

    В августе 2013 г. вступил в силу «Закон о металлоискателях» или закон о "запрете металлоискателей", породивший у любителей приборного поиска - металлоискателей, множество вопросов относительно своего хобби. Вашему вниманию предлагается краткий обзор законодательства по данному вопросу, а также обобщенные мнения по теме:

    «можно ли копать с металлоискателем, как это теперь делать, и что за это будет».

    I. Обзор законодательства

    «Закон о металлоискателях» - это Федеральный закон №245-ФЗ от 23.07.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». С полным текстом этого документа можно ознакомиться в интернете, в частности на сайте Российской газеты.

    Здесь же рассмотрю лишь основные его положения, а также новшества, им вводимые.

    1. Ничейных предметов на ничейной земле (в полях, лесах, по берегам) теперь нет. Законом определена собственность государства над любыми находками - «Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности».

    2. Уголовный кодекс теперь дополнен статьей 243.2 «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания», согласно которой:
    - «Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой,… повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя» - штраф до 500 тысяч руб., исправительные работы до года, или лишение свободы до 2 лет.
    - «Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия,… или выявленного объекта культурного наследия, - штраф до 700 тысяч руб. или лишение свободы до 4 лет.
    - «Те же деяния, совершенные… с использованием специальных технических средств поиска …; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой» - штраф до 1 миллиона руб., исправительные работы до 5 лет, или лишение свободы до 6 лет.

    Основанием для привлечения к уголовной ответственности является факт повреждения или уничтожения культурного слоя.

    Культурный слой - «слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы».

    Археологические предметы «движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок».

    Специальные технические средства - «металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания».

    3. Кодекс об административных правонарушениях теперь содержит статью 7.151. «Незаконный оборот археологических предметов», по которой совершение сделок с археологическими предметами чревато штрафом до 5 тысяч рублей с граждан, с конфискацией археологических предметов.

    4. Законом вводится Статья 8, по которой «физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству » или в музейный фонд.

    5. Помимо указанных нововведений, по-прежнему действует статья 222 УК РФ, по которой «незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, …, взрывчатых веществ или взрывных устройств» чревато лишением свободы до 4 лет.

    6. Однозначно нельзя копать не территориях культурного наследия, памятниках, некрополях, обозначенных городищах и урочищах, на территориях церквей, храмов и т.п. Перечень объектов культурного наследия приводится в тексте Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 20.02.95 N 176.
    Данный перечень не является исчерпывающим, потому как рассматриваемым Законом вводится формулировка «объект культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия …, или выявленного объекта культурного наследия» - то есть место раскопок может быть признано объектом культурного наследия на основании ваших же находок.

    7. Любые раскопки на лоне природы – штраф с граждан в размере 1000-1500 руб. за «самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы», статья 8.6 Порча земель Административного Кодекса.

    «Что за это будет?»

    Рассматривая вопрос, «что за это будет» можно создать примерную таблицу штрафов :

    II . Обзор мнений о законе "о запрете поиска с металлоискателем в России"

    Гипотетически, под формулировку «Закона о металлоискателях» не попадают предметы времен Великой Отечественной войны и современные «потеряшки», а также (по мнению форумчан) предметы, обнаруженные «над поверхностью земли» (т.е. в конструкциях зданий и на чердаках).

    Не запрещается перевозка, ношение и хранение металлоискателей. Не запрещается использование металлоискателей для других целей.

    С другой стороны, у нашей страны настолько богатая история, что на любом участке земли можно обнаружить предметы если не «совсем древнего человека», то уж просто «древнего человека» точно, а потому любое копание ямок вне границ своего (бабушкиного/дедушкиного) участка может быть отнесено к «нарушению культурного слоя».

    Что касается поиска на чердаках, здесь действуют другие статьи УК РФ, касающиеся незаконного проникновения и кражи.
    Носить и перевозить прибор не возбраняется, однако его наличие в случае «копания ямок» или при наличии археологических предметов послужит доказательством умысла и серьезным отягчающим обстоятельством («использование специальных средств»).

    Можно использовать «специальные технические средства» для других целей, например, для поиска домашней электропроводки (в 30 км от ближайшего жилья), металлолома в нехоженой тайге, или мест посадок НЛО, в доказательство чего будьте готовы предоставить подтверждение оного от местного отшельника, именной заказ-наряд с пункта приема втормета, или справку от инопланетян, или липовое разрешение о поиске метеоритов.

    Если говорить серьезно, на вопрос «можно ли копать с металлоискателем», существует несколько вариантов ответа:

    а) нельзя (за исключением случаев наличия Открытого листа на раскопки, выдаваемого лицам с высшим историческим образованием и опытом археологических работ в экспедициях, имеющим договорные либо трудовые отношения с юридическим лицом, имеющим право на проведение арх. работ, на основании решения по выдаче открытого листа специальной комиссией РАН);

    Б) можно, если коп производится на собственном (бабушкином/дедушкином) участке (при этом в случае обнаружения на своих 6 соток скифского захоронения или объектов любого другого культурного наследия Вы обязаны прекратить раскопки и уведомить уполномоченные органы);

    В) теоретически можно, если вы готовы доказать, что объектом вашего интереса не являются арх. предметы, а действия не затрагивают культурный слой (т.е. за все время существования человечества древние люди обходили вашу полянку стороной).

    Г) «нельзя, но все равно буду» (частое мнение на тематических форумах).

    Если с первыми двумя пунктами все более или менее ясно, интересно рассмотреть мнения копарей по последним пунктам, а точнее, обсуждаемые методы, «как теперь копать».

    «Как теперь копать».

    Встреча копарей уполномоченными на то лицами чаще всего возможна:
    - Целенаправленно на копе. Если местные власти устраивают плановый рейд, будьте готовы к тому, что вас неожиданно окружат человек 20 сотрудников ОМОН и покажут занимательное видео, на котором кто-то очень похожий на вас машет прибором и копает ямки. Этого вполне достаточно для схлопотания очень больших неприятностей.

    Случайно на копе. Если встретились с егерем или лесником, обходящем свою территорию. В случае попыток отбрехаться он просто организует «буханку» или воронок и отправит в ближайший райцентр для составления протокола.

    После копа. Обычно желающих бегать за копарем по лесам и полям очень мало, потому проще расположиться у оставленной машины и ждать, когда копарь сам придет с лопатой, прибором и полным мешком хабара.

    На пути следования. Обычная проверка сотрудниками ДПС может грозить неприятностями, если в машине будут замечены лопата или прибор, что, естественно, может повлечь повышенный интерес к содержимому багажника и «вон того покрытого землей мешка».

    По месту хранения хабара. Слухами земля полнится, а потому местный участковый может зайти с несколькими товарищами и поинтересоваться, что хранится в подвале, потому как какая-то бабушка видела, как «этот снова приволок полный мешок чегой-то».

    Сейчас, кстати, по подмосковью развешивают фотоловушки, призванные незаметно запечатлеть дачников в момент выброса ими мусора по обочинам. Было бы, наверное, глупо увидеть у участкового фотки процесса погрузки хабара в багажник, или же, например, фотку отряда поисковиков в полной выкладке, с интересом изучающих диковинный прибор на дереве…

    Предлагаемые копарями меры можно свести к нескольким основным пунктам:

    1. Не болтай!

    2. Не афишируй свою принадлежность к копарям.

    3. Не имей при себе археологических предметов (!!!).

    Наличие при себе археологических предметов однозначно подразумевает, что вы их нашли и изъяли (вариант «нашел эту потеряшку вон там на дороге» не прокатит, см. определение).

    4. Маскируйся.

    Средства передвижения убрать вне поля зрения. Не прочесывать открытую местность в прямой видимости потенциальных любопытствующих. Продумать вариант замены лопаты на саперную лопатку. Продумать вариант укорачивания прибора (замена полевой катушки на моно-узконаправленную, замена раздвижной штанги на короткую пластиковую или деревянную, снятие подлокотника, обертывание мешковиной; некоторые умельцы вообще выкидывают штангу и вешают катушку себе на руку). Быть готовым быстро и незаметно избавиться от лопаты и прибора. Не надевать наушники, чтобы слышать, что происходит вокруг; с другой стороны, минимизировать звук прибора – работающую Аську слышно за добрую сотню метров, потому либо закрывать динамик изолентой, либо вешать наушники на шею.

    5. Подстраховывайся.

    Обеспечь обзор и связь в группе (бинокли, рации, очередность дежурства).
    Продумать легенду своего пребывания на месте, обеспечить ее реалистичность. Если ищешь червячков, будь добр иметь при себе удочку и знать местные водоемы (согласитесь, рыбак в казахской степи – очень колоритный персонаж). Если ищешь металлолом – нагрузи в багажник чермета. Ищешь в апреле-мае грибы – будь готов предъявить корзинку и справку от психиатра. Ищешь в тайге потерянную серёжку подруги – будь готов на месте предъявить вторую серёжку, пару свидетелей потери и саму расстроенную подругу.

    В случае наличия на руках лопаты и прибора все гораздо усложняется, т.к. никакие сережки не могут сами зарыться на 20 см в землю, и никто не будет покупать прибор за 20-50 тыс. для поиска чермета «на опохмел».

    И имейте в виду, что даже за сам факт копания ямок (по научному – «повреждение плодородного слоя почвы», статья 8.6) вполне могут оформить протокол на 1-1,5 тыс. рублей, но прецедентов пока не было.

    6. Действуй исходя из здравого смысла и своей совести.

    В связи с отсутствием судебной практики по новому закону пока неясно, что будет приниматься во внимание, а что – нет. С другой стороны есть опыт применения закона о культурном наследии, слабым местом которого было определение границ объектов культурного наследия. В новом законе этот пробел учтен, закон принят, должно последовать его исполнение и, как минимум, несколько показательных процессов в следующем сезоне. Потому совет может быть только один – не нарушай.

    Если вашим хобби является приборный поиск, то вы знаете, что данная деятельность с 2013 года регулируется новым законом. В народе он называется «Закон о металлоискателях», №245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». Он не запрещает использование металлоискателя, а ужесточает ответственность за разрушение культурных слоев и бесконтрольное изъятие археологических ценностей.

    Фактически закон определяет штрафы за металлоискатели и вообще за «черную археологию», и конкретизирует ранее весьма размытое понятие «культурный слой». Ранее наказание предусматривалось за изъятие «следов существования человека в предыдущих эпохах». Теперь же места, где можно и нельзя копать строго определены: нельзя там, где культурный слой насчитывает «более ста лет». Это значит, что искать и изымать предметы на пляже, на поле и пр. можно. Теоретически не возбраняется делать это и в других местах, где нет следов жизнедеятельности людей. Но если выкопанный вами предмет имеет археологическую значимость, его нужно сдать государству.

    Наказания, предусмотренные «Законом о металлоискателях»


      Уничтожение или повреждение вещей, являющихся особо ценными памятниками истории и культуры народов России, может окончиться уголовным сроком в 6 лет лишения свободы или выплатой штрафа в 5 млн. рублей. Или придется выплатить сумму дохода за 5 лет, или отработать 480 часов обязательных работ. УК РФ ст. 243.

      Уничтожение культурного слоя «старше 100 лет» при поиске и выемке ценных предметов (менее ценных памятников культуры) грозит сроком в 3 года, либо штрафом в 3 млн. руб. Также может быть присуждена выплата в пользу государства дохода за 3 года, принудительные работы на 400 часов. УК РФ ст. 243.

      Повреждение или нарушение объектов культурного наследия, произошедшее по неосторожности, влечет за собой штраф в 1 млн. руб. либо обязательные работы на 360 часов. Возможно также лишение свободы на 1 год. УК РФ ст.243 п.1.

      Незаконная (без разрешения) археологическая разведка, и последующие раскопки с применением металлоискателей и прочих приборов – штраф в 500 тыс. руб. (или доходы за 18 месяцев), конфискация всех изъятых из земли или воды предметов. Либо ограничение свободы до 2 лет, исправительные работы на 1 год. УК РФ ст.243 п.2.

      То же, что в предыдущем пункте, но на территории зарегистрированного объекта культурного наследия – 700 тыс. руб. штрафа или лишение свободы до 4 лет. УК РФ ст.243 п.2

      То же, но в группе, с применением спецтехники (землеройных машин, радаров, металлоискателей) - наказание в 1 млн. руб. штрафа, или изъятием дохода за 5 лет в пользу государства, или тюремным сроком на 6 лет. УК РФ ст.243 п.2.

    Штраф за металлоискатели - как его избежать

    Закон ФЗ №245, несмотря на его строгость, является довольно сырым. Чтобы привлечь человека к ответственности по нему, следует доказать что вы умышленно использовали металлоискатель для предметного поиска археологических находок. Если вы попали в затруднительную ситуацию при использовании металлоискателя, обратитесь к юристам нашей компании за эффективной правовой защитой.

    Маршрутки до Ларса ходят не так часто, как хотелось бы, раза 2 в день, что-то типа 6 утра и 16:00, цены за машину до Тбилиси стартуют от бесконечности (чуть ли не по 200 долларов) до 1500 рублей, меньше не хотят. В самом городе толком никто и не знает где та Грузия, так что интуитивно от автовокзала, который находиться с другого конца города от железнодорожного, направляемся в сторону гор, ближе в пригороду люди уже могут показать дорогу. Когда начинается уже непосредственно военно-грузинская дорога, остаются только едущие на Грузию. Армян больше чем всех остальных вместе взятых, так что можно доехать до Еревана, а оттуда на обратном пути уже смотреть Армению и Грузию.
    Можно пересечь границу, и остановиться в Степанцминде, подняться повыше и посмотреть на Казбек. А уже с городка довольно регулярно ходят автобусы, эмпирически интервал, где-то 1.5-2 часа.
    На военно-грузинской дороге сплошная стройка, грейдера, асфальтоукладчики, цементовозы. Говорят, пообещали сделать нормальную асфальтированную дорогу по всему маршруту, ибо трафик увеличивается в геометрической прогрессии, и на некоторых участках, там, где и легковушке нелегко проехать, скапливаются фуры.
    В самой Степанцминде можно насладиться видом Казбека. Если захотите, можно подняться повыше, но для восхождения на саму гору, конечно же, необходимы некоторые навыки и снаряжение, а вот до метеостанции сможет дойти каждый. Для начала перейдите речку, деревню и поднимитесь к монастырю Гергети, который смотрится довольно колоритно на фоне ледников все того же Казбека. Много людей устраивается здесь на ночевку, для акклиматизации, ведь здесь уже больше 2000 метров, но можно и отправиться дальше сразу. По тропе, которая, слегка не доходя до церкви, поворачивает направо вы выйдите к месту, где откроется хороший вид на гору. А слева будет гора поменьше, направляемся в ее сторону, переходим небольшой ледник и попадаем на метеостанцию, на которой можно заночевать. Вся прогулка занимает примерно часов шесть. По тропам регулярно ходят местные и туристы, так что не заблудитесь.
    Едем дальше, по дороге до Тбилиси, прямо из окон автобуса можно увидеть также замок Ананури. Это один из прекрасно сохранившихся замков на территории Грузии. Стоит прямо у берегов Жинвальского водохранилища, образованного одноименной дамбой. До городка Жинвали отсюда примерно 12 км, а до Тбилиси 70. Все проезжающие военно-грузинской дорогой просто обречены созерцать этот замок, т. к. находится он прямо у дороги. Остальные же путешественники, смогут с легкостью добраться сюда из Тбилиси маршрутками до Гудаури, Пасанаури и Степанцминды. На территории замка также расположились Успенский храм – построен он был в 1689 году, что уже является редким случаем, и, собственно, таких храмов на всю страну всего парочка.
    Намного проще купить тур в

    Итак, относительно недавно, а именно 23 июля 2013 года, в силу вступили изменения в отдельные законодательные акты РФ в части пресечения незаконной деятельности в области археологии. Всем кладоискателям эти поправки больше известны как «закон об использовании металлоискателей» или Федеральный Закон от 23/07/2013 №245-ФЗ.

    Прошло уже три года, а до сих многие искатели кладов задаются вопросом, какие же ограничения накладывает на их деятельность данный законодательный акт? Где теперь можно копать или можно вообще? Какая ответственность предусмотрена и как не перейти черту? Были ли какие-то изменения в последующие годы (2014-2016)? Попытаемся разобраться вместе с этими и другими вопросами.

    Можно ли заниматься поиском артефактов?

    На сегодняшний день, в России наше хобби – кладоискательство регламентируется/оценивается/наказывается (нужное подчеркнуть) с точки зрения статьи 243-2 УК РФ «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания».

    Согласно этой статье заниматься поиском и копать могут только люди, имеющие специальное разрешение (открытый лист) на проведение подобных работ:

    «Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа) , повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя , наказывается… ».

    Следовательно, по закону получается, что копать вы можете, но нужно разрешение и нельзя повреждать культурный слой. Что же такое культурный слой? Определение культурного слоя предлагает нам все тот же самый Федеральный закон №245-ФЗ:

    «Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. »

    Пример простой. Вышли вы в чисто поле с металлоискателем на прогулку. В поле этом ни деревень, ни сел, никаких других объектов отродясь не было. Скажем, была там всегда пашня. Идете себе, позваниваете прибором, сигнал. Выкапываете, шестеренка от дореволюционного трактора, возрастом 101 год. Всё, вы повредили культурный слой, который «образовался» внезапно вокруг места залегания ржавой шестерни, вы нарушили закон и за это вам полагается:

    «…наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. »

    Хотя нет! Вы же злостный нарушитель, вы пошли копать с металлоискателем. А это уже немного другой пункт:

    «3. Те же деяния, совершенные:
    а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;…
    …наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет. »

    И для полноты понимания, рассмотрим, что же понимается под специальными техническими средствами поиска:

    «Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания. »

    Т.е. и металлоискатели, и , и глубинники и т.п. все это является специальными средствами поиска, а значит только усугубляет вашу вину.

    В сухом остатке мы имеем, что копать вы можете только там, где попадаются находки возрастом не более 100 лет. Нашел гнилую полушку, неважно где. На пляже, на поле, в лесу, где угодно. Ты – преступник! Нашел с металлоискателем, преступник вдвойне.

    Объект археологического наследия

    Кроме этого, Федеральный закон №245-ФЗ подразумевает внесение правок в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и вводит такое определение как объект археологического наследия:

    «Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои. »

    И опять, мы сталкиваемся с тем факт, что, по сути Россия – это один огромный объект археологического наследия. Где прошел сто лет назад человек, где обронил пуговицу, там и вырос культурный слой.

    Оборот археологических предметов

    В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появляется новая статья 7.15-1. «Незаконный оборот археологических предметов», которая гласит:

    «Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, наказывается… »

    В свою очередь, «Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. »

    Итак, друзья-кладоискатели, кто в детстве начитался книжек про пиратов, теперь вы все потенциальные преступники, джентльмены удачи. По сути, мы уже не только искать и копать не можем, но и даже коллекционировать. Нет, конечно, коллекционировать то можно, но по установленным правилам.