Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Не является правоохранительной. Образовательный портал - все для студента юриста

    Не является правоохранительной. Образовательный портал - все для студента юриста
    К содержанию

    Правоохранительные органы - это государственные органы и общественные организации, которые на основе закона, в установленном им порядке призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

    Признаки правоохранительных органов

    1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

    2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

    3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

    4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

    Функции правоохранительных органов

    Функции правоохранительных органов - это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции:

    • Конституционный контроль;
    • Прокурорский надзор;
    • Расследование правонарушений;
    • Обеспечение безопасности;
    • Исполнение судебных решений;
    • Оперативно-розыскная деятельность;
    • Охрана общественного порядка;
    • Оказание юридической помощи;
    • Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

    Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность. Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

    Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

    Система правоохранительных органов Российской Федерации

    В законодательных актах в составе правоохранительных органов традиционно называются:

    • суды,
    • прокуратуры,
    • адвокатуры,
    • органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
    • органы дознания и следствия,
    • таможенные органы,
    • органы обеспечения безопасности,
    • общественные организации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью.

    Таким образом, в настоящее время в систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

    • Суды (конституционные, общей юрисдикции и арбитражные);
    • Органы прокуратуры (территориальные, военные и специализированные прокуратуры);
    • Министерство внутренних дел и его органы и подразделения;
    • Министерство юстиции и его органы;
    • Министерство чрезвычайных ситуаций и его органы;
    • Федеральная служба безопасности;
    • Следственный комитет РФ;
    • Федеральная таможенная служба;
    • Органы адвокатуры;
    • Нотариат;
    • Общественные организации.

    В результате изучения данной главы студент должен:

    знать

    • – систему правоохранительных органов;
    • – смысл судебной защиты;

    уметь охарактеризовать задачи Конституционного Суда РФ, общих и арбитражных судов;

    владеть навыками правильной оценки роли прокурора, нотариата и помощи адвоката в правоохранительной деятельности.

    Правоохранительная система и ее задачи

    Бесполезна власть, которая никогда не употребляется.

    Латинская формула

    Право без принуждения – ничто. Это аксиома. Вот почему в системе государственного аппарата, наряду с органами законодательными и исполнительными, выделяется особая группа органов: правоохранительные. Их насчитывается десять: Конституционный Суд, общие суды, арбитражные суды, прокуратура, полиция, уголовно-исполнительные органы, органы государственной безопасности, внешняя разведка, нотариат, таможенные органы. Их работе помогает адвокатура.

    Правоохранительные органы также образуют систему, и эффективность их работы зависит от слаженности действий между ними.

    Правоохранительная система – это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.

    Особую группу органов в этой системе составляют судебные органы (судебная власть). К ним относятся Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды (рис. 4.1).

    Рис. 4.1.

    Конституционный Суд РФ занимает особое место в структуре судебной власти. Он решает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов федеральной власти и власти субъектов РФ. Предметом его рассмотрения являются документы, а не люди и их судьбы. Кроме того, Конституционный Суд РФ занимается толкованием Конституции РФ. Решения Конституционного Суда РФ обязательны для всех, в том числе и для любых государственных органов, обжалованию и пересмотру не подлежат.

    Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют правоохранительные функции только в той части, когда они защищают права человека от противоправных посягательств. Однако круг их задач значительно более широкий. Суды рассматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия, контролируют исполнительную власть, когда рассматривают жалобы на незаконные действия государственных органов.

    В отличие от законодательных органов суды не создают новых правил. Они также не управляют обществом, как исполнительные органы. Судебная власть осуществляет правосудие, т.е. занимается разрешением споров на основе действующего законодательства, рассматривает уголовные, административные, гражданские дела. Главным принципом, на основе которого суд применяет общие нормы к конкретным ситуациям, является принцип справедливости. Можно сказать, что суд и справедливость – понятия неразделимые. Этот принцип означает, что человек должен получить от общества (быть наказан) то, что он ему дал (совершил).

    Существует и другие правоохранительные органы. Рассмотрим их.

    Прокуратура – это орган, который осуществляет надзор за исполнением законов всеми государственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями, гражданами. Раньше прокуратуру называли "око государево". Возможно, это было справедливо. Сейчас перед прокуратурой поставлена задача в равной мере защищать интересы как государства, так и граждан, организаций.

    Следственный комитет регистрирует, проверяет сообщения о преступлениях, возбуждает уголовные дела и ведет расследование преступлений.

    Полиция – это орган, который призван охранять законность и общественный правопорядок. На нее возлагаются также обязанности по пресечению и предупреждению преступлений, розыску скрывшихся лиц, производству дознания и расследования некоторых преступлений. Практически все имущественные преступления или преступления против собственности относятся к компетенции полиции, и она проводит но ним следствие

    Уголовно-исполнительные учреждения могут быть выделены в особую группу. К ним относятся различные виды колоний, тюрьмы, следственные изоляторы и т.п. Они выполняют специфические задачи: организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содержанию лиц, находящихся под следствием.

    Органы государственной безопасности, объединенные в Федеральную службу безопасности РФ, стоят на страже национальной безопасности страны: выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность России. В определенных случаях злоупотребление такими конституционными правами и свободами со стороны граждан, как право частной собственности, право на занятие предпринимательской деятельностью, может затрагивать государственные интересы и по этой причине попасть в их ноле зрения. В основном органы государственной безопасности используют негласные методы работы, и это является их особенностью. Гласные методы выявления правонарушений не всегда способны дать нужный эффект.

    Внешняя разведка – государственный орган, который совсем недавно стал самостоятельным. Его задача – обеспечение безопасности России и, соответственно, с этой целью выявление информации, затрагивающей жизненно важные интересы страны, а также информации о реальных и потенциальных возможностях и намерениях иностранных государств.

    Нотариат – это система нотариальных учреждений, в задачу которых входит придание законной формы различным фактическим обстоятельствам, например наследованию, купле-продаже дома (квартиры) и т.п. Совершая эти действия от имени государства, нотариусы, таким образом, содействуют утверждению правового порядка в общественной жизни.

    Таможенные органы – это органы, которые в определенной мере ответственны за экономическую безопасность страны, с одной стороны, и, с другой, органы, способствующие пополнению государственной казны. Их эффективная работа по контролю за перевозкой товаров через границу и сбору таможенных пошлин способна принести стране ощутимую пользу. Чтобы лучше оценить их необходимость, представьте себе, как бы решалась проблема с сохранностью вашего личного имущества, если бы в квартире не было надежного замка.

    Адвокатура – это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. Хотя адвокатура и не является государственным органом, без нее бывает трудно обеспечить законность в работе других правоохранительных органов.

    Должностные лица и работники правоохранительного аппарата – это люди, которые, хотя непосредственно и не заняты в производстве материальных благ, выполняют важные социальные функции. Однако, осуществляя деятельность по защите прав и свобод граждан и организаций, государственные служащие требуют на свое содержание немалых финансовых средств.

    Однако существует еще большая опасность. Общепризнано, что, если правоохранительные органы бездействуют или работают не в полную силу, общество может погрязнуть в анархии и коррупции. Когда у них много работы, это также говорит о неполадках, имеющих место в социальном организме: это свидетельствует о том, что законодательство не отражает потребности людей, а навязывает им неприемлемые правила поведения. Как правило, такая ситуация складывается в тоталитарном государстве. В либеральном государстве правоохранительные органы не доминируют над обществом, не внушают страх людям, а, напротив, защищают их права и свободы, в том числе и право на частную собственность, на занятие предпринимательской деятельностью.

    Одним словом, мера нужна во всем, и в деле определения объема правоохранительного аппарата в том числе.

    Это надо запомнить

    • 1. Насчитывается 11 правоохранительных органов: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, прокуратура, следственный комитет, полиция, уголовно-исполнительные органы, органы государственной безопасности, внешняя разведка, нотариат, таможенные органы. Их работе помогает адвокатура.
    • 2. Правоохранительная система – это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.
    • 3. Судебная власть в России имеет три ветви: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
    • 4. Конституционный Суд решает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов федеральной власти и власти субъектов РФ.
    • 5. Прокуратура – это орган, который осуществляет надзор за исполнением законов всеми государственными органами, организациями и гражданами.
    • 6. Следственный комитет ведет расследование преступлений.
    • 7. Полиция – это орган, предназначенный для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
    • 8. Уголовно-исполнительные органы организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содержанию лиц, находящихся под следствием.
    • 9. Внешняя разведка имеет своей целью выявление информации, затрагивающей жизненно важные интересы России, а также информации о реальных и потенциальных возможностях и намерениях иностранных государств.
    • 10. Органы государственной безопасности выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность.
    • 11. Нотариат – это система нотариальных учреждений, в задачу которых входит придание законной формы различным фактическим обстоятельствам, например наследованию, купле-продаже дома (квартиры) и т.п.
    • 12. Таможенные органы осуществляют контроль за перевозкой товаров через границу и уплатой таможенных пошлин.

    Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан, принимать меры для поддержания законности и правопорядка. Однако это не единственная сторона деятельности государственных органов. В основном они решают конкретные задачи, для достижения которых они и созданы. А для постоянной охраны права от нарушений, для применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы и называются правоохранительными.

    Правоохранительные органы - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К правоохранительным органам относятся : суды общей юрисдикции, арбитражный суд , конституционный суд , прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, органы таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции, пограничной охраны, ФСБ . Правоохранительной деятельностью занимаются также органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС), инспектора по охране детства, комиссии по делам несовершеннолетних. К негосударственным институтам по правовому обеспечению и правовой помощи относятся нотариат, адвокатура, уполномоченные по правам человека.

    К функциям правоохранительных органов относятся: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование правонарушений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор, профилактика правонарушений. Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет только функцию конституционного контроля. Других органы выполняют несколько функций.

    Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность. Некоторые конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Поэтому суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суд имеет право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам.

    Гарантированность прав и свобод человека и гражданина выражается в том, что:

    1) в России установлена система судов;

    2) чётко определены компетенции судов по защите прав и свобод граждан и других лиц;

    3) установлены гарантии самостоятельности и независимости судов;

    4) определены виды судопроизводства и его принципы;

    5) каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь.

    Правоохранительная система весьма сложна и многогранна. Её цель - это обеспечение безопасности и сохранения прав всех субъектов Российской Федерации. Каждый гражданин должен знать, что такое правоохранительные органы, как они функционируют, и на каких принципах базируется их деятельность.

    Терминология

    Давайте ознакомимся с несколькими определениями:

    1. Правоохранительными называют органы, которые осуществляют необходимую деятельность, обладая соответствующей компетенцией, а также нужными для этого материальными ресурсами. Более детально о задачах каждого из них мы поговорим далее.
    2. Правоохранительной называется деятельность, которая осуществляется упомянутыми ранее органами, которые уполномочены рядом прав для охраны и защиты общества благодаря применению юридических мер влияния.

    Классификация

    Какими же бывают правоохранительные органы? И какой деятельностью они занимаются? Разобраться с этим вам поможет следующий список:

    1. Конституционный суд Российской Федерации. Занимается контролем соответствия правовых процессов в государстве главному закону страны.
    2. Суды общей юрисдикции. Осуществляют правосудие на территории страны согласно действующему законодательству.
    3. Министерство юстиции Российской Федерации. Занимается организационным обеспечением деятельности судов.
    4. Прокуратура Российской Федерации. В её ведении находится надзор, а также выявление и расследование преступлений.
    5. Занимаются выявлением и расследованием преступлений.
    6. Адвокатура. Оказывает юридическую помощь, а также защиту в уголовных делах.
    7. МВД РФ. Занимается непосредственным обеспечением правопорядка в стране.

    Функции

    Мы уже разобрались, что такое правоохранительные органы. Теперь давайте рассмотрим их функции. Они такие:

    1. Охранять государственный и общественный строй.
    2. Укреплять законность и правопорядок.
    3. Защищать права и свободы гражданина и человека.
    4. Бороться с преступностью.
    5. Охрана законных прав, интересов и слежение за исполнением своих обязанностей.

    Вот главные функции правоохранительных органов.

    Основные субъекты системы

    Мы знаем, что такое правоохранительные органы, и какие функции они исполняют. Но не могут они все иметь одинаковую важность. Давайте рассмотрим основные субъекты действия, которые имеет система правоохранительных органов в Российской Федерации:

    1. Прокуратура.
    2. Министерство юстиции.

    Прокуратура

    Является единой централизованной системой федеральных органов, которые осуществляют надзор за тем, чтобы точно и единообразно исполнялись законы. Здесь есть прокуратуры субъектов Российской федерации, военные и специализированные, а также территориальные. Всё это управляется ГП РФ. В качестве можно привести следующее:

    1. Надзор за выполнением законов.
    2. Уголовное преследование, которое осуществляется согласно закону.
    3. Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина и человека.
    4. Координация работы правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с преступностью.
    5. Прокуроры участвуют во время рассмотрения судами различных гражданских, административных и уголовных дел как государственные обвинители.
    6. Занимаются опротестованием решений, приговоров, постановлений и определений суда, которые противоречат закону.
    7. Осуществляют расследование преступлений, которые предусмотрены законом.

    Эти государственные правоохранительные органы мог видеть в деятельности каждый, кто был хотя бы на одном заседании суда.

    Министерство внутренних дел

    Является Оно обеспечивает защиту свобод и прав гражданина и человека. Также занимается охраной порядка и обеспечением общественной безопасности. Оно заведует криминальными, экономическими и общественными преступлениями. выполняет такие задачи правоохранительных органов:

    1. Разрабатывает и принимает меры, направленные на защиту свобод и прав людей (в пределах своей компетенции).
    2. Целая система правоохранительных органов работает на то, чтобы предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения. А если это не удалось, то они занимаются выявлением, раскрытием и их расследованием.
    3. Следит за миграционными потоками.
    4. Обеспечивает исполнение уголовных наказаний.
    5. Занимается руководством внутренними войсками.
    6. Развивает и укрепляет собственную материально-техническую базу.
    7. Занимается подготовкой и совершенствованием нормативно-правовой основы для своей деятельности.

    Как видите, функции правоохранительных органов весьма разносторонние.

    Министерство юстиции

    Так называется федеральный орган исполнительной власти, который занимается сферой юридических отношений. Также он координирует деятельность других веток исполнительной власти, чтобы она отвечала закону. Министерство юстиции выполняет следующие задачи правоохранительных органов:

    1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности.
    2. Создание условий для функционирования судов.
    3. Государственная регистрация всех нормативных актов, которые издаются центральными органами федеральной исполнительной власти.
    4. Развитие системы предоставления юридических услуг.
    5. Повышение квалификации кадров организаций и учреждений юстиции.
    6. Осуществление международно-правовой деятельности в сфере охраны прав и интересов граждан.
    7. Обеспечение организации уголовно-исполнительной системы.

    Судебная власть

    Она существует независимо от исполнительной и законодательной. На данный момент действует такая система правоохранительных органов:

    1. Конституционный суд. Является органом контроля, который независимо осуществляет свою власть.
    2. Суд общей юрисдикции. Осуществляет гражданское, административное, уголовное и другие виды производств.
    3. Арбитражный суд. Занимается рассмотрением экономических споров. В данном типе судов в качестве сторон могут выступать только те граждане, которые являются предпринимателями.

    Проблемы правоохранительных органов

    Самым главным является наличие отчуждения между народом и властью. Если есть правильно налаженное взаимодействие, то тогда можно получить устойчивое развитие (даже при наличии внутренних проблем и внешних конфликтов). Поэтому выстраивается саморазвивающаяся система, которая вовлекает граждан для решения широкого спектра вопросов, начиная от местного самоуправления до государственного уровня. В неё на данный момент времени входят такие направления:

    1. Выборы.
    2. Деятельность общественных структур (среди которых наиболее весомыми являются общественные палаты).
    3. Инициативы граждан.

    Деятельность правоохранительных органов имеет определённые проблемы. Если ознакомиться с отзывами людей, часто можно встретить нарекания на низкую внутреннюю организацию и медленность реагирования. Справедливости ради следует отметить, что представители структур, которые готовы даже пожертвовать своей жизнью или просто отнестись со всем возможным вниманием к проблеме, - тоже не редкость.

    Существуют значительные проблемы с Так, в Российской Федерации один из самых низких процентов в мире. Поэтому широко применяется инструмент амнистии для освобождения людей, которые содержатся за решеткой за незначительные правонарушения или имеют облегчающие обстоятельства. Второй стороной медали является то, что благодаря такой системе часто на свободу выходят преступники, место которых - в тюрьме.

    Заключение

    Конечно, система безопасности нашего государства не универсальна, а права правоохранительных органов постоянно выступают объектом общественных дискуссий. Но постепенно во время эволюционного развития любая организация совершенствуется (если она хочет существовать). Нам же нужно проявить свою гражданскую позицию, чтобы поспособствовать улучшению правоохранительных органов. Сделать это можно, сообщая в соответствующие инстанции о ненадлежащей работе определённых структур. Тогда вы будете не только знать, что такое правоохранительные органы, но и сможете влиять на качество их функционирования.

    В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

    Из серии: Конспект лекций

    * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы (П. Ю. Петров, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

    © П. Ю. Петров, составление, 2011

    © ООО «Издательство “Сова”», 2011

    Система правоохранительных органов РФ

    Признаки и понятие правоохранительных органов

    Полномочия по охране прав и свобод граждан возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

    Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

    Назовем ряд признаков правоохранительных органов, которые выделяют их из общей массы социальных образований.

    Признаки первой очереди

    1. Первый признак. Цель деятельности – охрана права.

    Охрана права подразумевает:

    а) восстановление нарушенного права;

    б) наказание правонарушителя;

    в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

    Охрана права осуществляется вслед за нарушением права, однако одной из основных задач также является создание условий, препятствующих нарушению права.

    Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства.

    Право государства на санкции возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения, чем и занимаются правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

    2. Второй признак. Правоохранительные органы – это государственные органы. Они создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Требования к ним, как и пределы их полномочий, закреплены в законе.

    3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др.

    4. Четвертый признак. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Дело в том, что для нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.

    Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

    Признаки второй очереди

    1. Право применения норм уголовного закона.

    2. Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

    При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.


    Квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

    К квазиправоохранительным органам можно отнести адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

    Состав системы правоохранительных органов

    Система правоохранительных органов состоит из судебных органов (судов) и иных правоохранительных органов.

    Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные/уставные суды) субъектов РФ.

    Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

    Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

    Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы общих судов и системы военных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий органВерховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

    Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

    Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

    Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.


    Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

    Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции РФ или уставу субъекта.

    Иные правоохранительные органы также образуют систему, в которую входят:

    – органы прокуратуры;

    – органы внутренних дел;

    – федеральная служба безопасности;

    – органы государственной охраны;

    – органы государственной налоговой службы;

    – таможенные органы;

    – органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

    – органы предварительного расследования;

    – органы юстиции.


    Функции системы правоохранительных органов:

    – конституционный контроль;

    – отправление правосудия;

    – прокурорский надзор;

    – расследование преступлений;

    – оперативно-розыскная функция;

    – исполнение судебных решений;

    – оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

    – предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

    Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.

    Правоохранительные органы обязаны исполнять законы. Они не вправе критиковать их, давать им политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

    Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями.

    Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Для упорядочения этой деятельности разрабатываются также соответствующие договоры.

    Нормативная база деятельности правоохранительных органов

    Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.

    Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ – основной закон нашей страны. Она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция РФ обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ.

    Федеральные конституционные законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы.

    Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ».

    Федеральные законы играют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Почти каждому органу соответствует определенный закон, например: «О прокуратуре РФ», «О полиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

    Подзаконные нормативные акты: постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

    Постановления органов законодательной власти: постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности, порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

    Указы Президента РФ устанавливают структуру отдельных правоохранительных органов, например, органов федеральной службы безопасности, а также регламентируют вопросы функционирования отдельных подразделений.

    Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

    Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

    Межведомственные приказы и инструкции: Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

    Международные правовые акты: различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.