Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Неправомерное отклонение заявки на электронный аукцион. Жалоба в фас на отклонение заявки Необоснованное отклонение заявок на участие в аукционе

    Неправомерное отклонение заявки на электронный аукцион. Жалоба в фас на отклонение заявки Необоснованное отклонение заявок на участие в аукционе

    В соответствии с Федеральным законом223-ФЗ , заказчик определяет минимальные требования к участникам закупок , а также к их документам. Эти требования должны содержаться в закупочной документации. Далее заказчик смотрит, соответствует ли потенциальный исполнитель заявленным требованиям, и в зависимости от этого рассматривает или отклоняет его заявку.

    Часто заказчики отвергают заявки участников считая минимальные требования невыполненными. Иногда выясняется, что в закупочной документации эти требования могут вовсе отсутствовать. В этом случае отказ заказчика считается необоснованным, а отвергнутые исполнители могут обратиться в Федеральную антимонопольную службу и обжаловать его решение. За время действия законодательства о закупках ФАС наработала определенную статистику жалоб.

    Рассмотрим три примера необоснованного отклонения заказчиками заявок исполнителей из практики Московского Управления ФАС России.

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    Отсутствие коммерческого предложения и отзывов

    Заказчик Сбербанк России отклонил заявку участника закупок «Ремотделстрой-М» по причине отсутствия в его документах коммерческого предложения, а также положительных отзывов о работе. Компания посчитала действия заказчика неправомерными и обратилась в ФАС.

    Комиссия рассмотрела жалобу и пришла к выводу, что Сбербанк нарушил часть 6 статьи 3 закона № 223-ФЗ. Заявка участника была отвергнута неправомерно, поскольку закупочная документация на разработку проекта, сметы и выполнение работ по реконструкции не содержала требований о необходимости представления заявителем коммерческого предложения. Формы этого документа в закупочной документации также не было. Что же касается положительных отзывов, то их предлагалось представить для дальнейшей оценки. Однако их отсутствие не могло стать основанием для отказа исполнителю.

    В результате комиссия обязала заказчика рассмотреть заявку исполнителя повторно, а также оплатить административный штраф в размере 5 тыс. рублей. Штраф был наложен в соответствии с частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

    Отсутствие справки из ФССП

    Ситуация, аналогичная описанной выше, произошла и между заказчиком ГУП ДЕЗ района Хорошевский и участником закупок УК «Регион-климат». С той лишь разницей, что в этом случае заказчик отверг заявку по причине непредставления участником справки об отсутствии в его отношении исполнительного производства, выданной Федеральной службой судебных приставов.

    Однако, как указала Управляющая компания в своей жалобе в ФАС, аукционная документация на техобслуживание оборудования приточно-вытяжной вентиляции жилого дома не предусматривала наличие такого документы.

    Комиссия посчитала требования этой справки неправомерным, а действия заказчика – необоснованным. Ему было выдано предписание рассмотреть отвергнутые на указанном основании заявки заново, а также выписан штраф в размере 5 тыс. рублей.

    Неисполнение дополнительных требований к документации

    Формируя закупочную документацию, заказчик устанавливает определенные критерии для отбора исполнителей самостоятельно. Однако определиться с требованиями нужно до того, как заявки начнут поступать – делать это на этапе их рассмотрения запрещено. Тем не менее иногда заказчики пренебрегают этим правилом. Именно так поступило ПАО «Туполев» в отношении заявки ФГУП «Ростехинвентаризация».

    Заказчик осуществлял закупку работ по разграничению участков, на которую исполнитель подал заявку. Однако ему было отказано по причине того, что смета на работы была представлена в виде календарного плана с указанием стоимости каждого из этапов.

    Исполнитель посчитал отказ необоснованным и обратился в ФАС. Там его мнение поддержали, поскольку в закупочной документации отсутствовали какие-либо конкретные требования к форме сметы. Следовательно, заказчик неправомерно лишил исполнителя возможности стать претендентом на заключение договора. В итоге решение ФАС было таким же, как и в указанных выше случаях.

    Организация подала заявки на участие в трех аукционах. Их отклонили, поскольку не были подтверждены полномочия лица, действующего от имени участника. По третьей по счету заявке площадка перечислила заказчику денежные средства, внесенные в качестве обеспечения.

    Можно ли отклонить заявку за недостоверность, если представленные в ней сведения не соответствуют информации на сайте производителя?

    В ходе рассмотрения первых частей заявок на электронном аукционе обнаружили, что показатели в заявке отличаются от показателей на сайте производителя. Можно ли отклонить заявку за недостоверность?

    Незаконно отклоненный победитель закупки может требовать с заказчика упущенную выгоду

    Участник аукциона обратился в суд, считая заявку победителя не соответствующей документации. Истец требовал отменить решение комиссии и перезаключить госконтракт с ним. Суд признал заявку победителя не соответствующей документации о закупке, однако положения сторон оставил без изменений, так как контракт уже был исполнен.

    Имеет ли право заказчик по 223-ФЗ отклонить заявку, если она была подана на фирменном бланке?

    Мы подали заявку на закупку, проводящуюся по 223-ФЗ на фирменном бланке, заявка была отклонена. Правомерно ли это?

    Правомерно ли отклонение котировочной заявки если в ней указана общая цена, но нет детализации по товарам?

    Правомерно ли Комиссия отклонила нашу заявку на запрос котировок, которая содержала общую стоимость товаров(канцелярия), но стоимость каждого отдельного товара не была обозначена?

    Во избежание отклонения в заявке надо явно указывать принадлежность к субъектам малого предпринимательства

    Участник указал в заявке, что он соответствует условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Комиссия отклонила заявку, так как из декларации не понятно, малым или средним предпринимателем является участник.

    Правомерно ли отклонение заявки, если срок полномочия директора закончился?

    Правомерно ли отклонение заявки, если срок полномочия директора закончился до момента рассмотрения заявок?

    Не отклоняйте участника госзакупки, если полномочия директора истекли

    Чтобы подтвердить полномочия гендиректора, участник госзакупки представил протокол общего собрания участников общества. Согласно документу срок полномочий заканчивался в день объявления закупки. Комиссия отклонила заявку, решив, что полномочия не подтверждены на дату подачи заявки.

    При рассмотрении 2-х частей заявок на участие в электронном аукционе, аукционная комиссия заказчика, помимо вторых частей, должна проверять и полученные документы по ч. 19 ст. 68 (ч. 1 ст. 69). ч. 19 ст. 68 ссылается на документы, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 (в т.ч. в п. 2 ч. 11 ст. 24.1 указаны паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица).

    Правомерно ли отклонение заявки, если участник указал большее количество товара, но с другими характеристиками?

    В техническом задании на электронный аукцион было указано необходимое Заказчику кол-во картриджей: Картридж №3 кол-во 20 шт. и характеристика: минимальное значение ресурса 6500. Участник подал заявку и указал кол-во картриджей 21 шт, но с ресурсом 6400. Получается потребности Заказчика перекроются в общем, но по характеристикам он не подходит... Правомерно ли отклонение в данном случае? Ответ: Считаю действия заказчика правомерными, т.к. предложение участника не соответствует требованиям заказчика к характеристикам товара. В данном случае закупочная комиссия заказчика обязана отклонить заявку участника за несоответствие информации указанной в первой части заявки требованиям документации.

    Можно ли отклонить заявку если участник указал страну происхождения, но в документации ограничения не установлены?

    Объявили аукцион на поставку товаров, просматриваю первые части заявок. В документации указала что ст. 14 не применяется (про страну происхождения). Участники указали страну, это считается ошибкой?

    Должен ли заказчик отклонить участника, если в заявке указана страна происхождения товара с 01.07.2018?

    Должен ли заказчик отклонить участника, если в заявке указана страна происхождения товара, с 01.07.2018 г.?

    Отклонение заявки из-за несоответствия наименования товара в заявке участника требованиям документации неправомерно

    Комиссия отклонила заявку участника: наименования ряда товаров отличались от наименований в документации. Требование об их соответствии содержала инструкция по заполнению заявки.

    Какое решение следует принять комиссии заказчика в случае отсутствия паспортных данных в заявке участника закупки?

    При рассмотрении 2-х частей заявок на участие в электронном аукционе, аукционная комиссия заказчика, помимо вторых частей, должна проверять и полученные документы по ч. 19 ст. 68 (ч. 1 ст. 69). ч. 19 ст. 68 ссылается на документы, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 (в т.ч. в п. 2 ч. 11 ст. 24.1 указаны паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица).

    Имеет ли право заказчик отклонить заявку, если решение о крупной сделке подписано директором?

    Решение о крупной сделке подписано не учредителем, а директором не является ли данный факт причиной для отклонения 2 части заявки?

    Правомерно ли отклонение из-за даты на декларации соответствия единым требованиям?

    Нужно ли в декларации о соответствии требованиям пунктов ст. 31 44-ФЗ обязательно прописывать, что участник соответствует на дату подачи заявки?

    Обязан ли второй участник заключать контракт если участник предложивший наименьшую цену отклонен?

    Победитель аукциона отклонён после рассмотрения вторых частей заявок в связи с тем, что он оказался в реестре. Обязан ли второй участник заключать контракт?

    Обязан ли участник закупки недвижимости указывать страну происхождения товара?

    Государственный заказчик приобретает объект недвижимости. Заявка участника была отклонена, т.к. не указано страна происхождения товара, но на сколько я понимаю у объекта недвижимости не может быть страны происхождения товара поскольку объект как таковой к товару не относится, имеет ли смысл подавать жалобу в ФАС?

    • On 13.10.2018
    • 0 Комментарии
    • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Нарушения в закупках, НМЦК, РНП, СМП, Статьи

    Закон 44-ФЗ весьма строго регламентирует все действия заказчиков. За его нарушение грозит административная ответственность. А некоторые действия должностных лиц могут повлечь преследование по статьям Уголовного кодекса. Рассмотрим, какая ответственность наступит в разных ситуациях.

    Нарушения при планировании

    Если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 КоАП . Так, если он ошибется при составлении или плана закупок, то уплатит штраф 20 000-50 000 рублей .

    Под неправильным составлением плановых документов подразумевается включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности либо нормативно-правовым актам. Или же указание необоснованной начальной цены контракта. А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей .

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    Также в части планирования предусмотрены такие штрафы:

    • за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки - 30 000 рублей ;
    • за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС - 5 000-30 000 рублей .

    Нарушения при определении способ проведения закупки

    Если заказчик допустит нарушение при выборе способа определения поставщика, это грозит ответственностью по статье 7.29 КоАП . Штраф составит:

    Например, такая ответственность наступит, если заказчик проведет при НМЦК более полумиллиона рублей. Или же если вопреки требованиям 44-ФЗ вместо конкурентной закупки он решит заключить договор с единственным поставщиком. То же самое грозит за проведение закрытых процедур вместо открытых или двухэтапного конкурса вместо обычного.

    Аналогичное наказание последует и в том случае, если заказчик допустит нарушение при передаче документов в уполномоченный орган для согласования.

    Нарушения при проведении закупок

    За нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам налагаются такие штрафы (статья 7.30 КоАП ):

    1. По открытому конкурсу и аукциону:
      1. Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
        • 5 000 рублей ;
        • для самого заказчика - 15 000 рублей .
      2. Срок размещения нарушен на 2 и более дня:
        • ответственность должностного лица составит 30 000 рублей ;
        • юридического - 100 000 рублей .
    2. По закупке у единственного поставщика, запросу котировок и запросу предложений:
      1. При задержке публикации не более чем на один день:
        • 3 000 рублей ;
        • для самого заказчика - 10 000 рублей .
      2. При задержке более чем на день:
        • штраф для должностного лица составить 15 000 рублей ;
        • для заказчика - 50 000 рублей .

    Если в ходе аукциона или открытого конкурса размещались в или направлялись недостоверные данные или документы, штраф для должностного лица составит 15 000 рублей , а для заказчика - 50 000 рублей . Аналогичное наказание последует и за нарушение при приеме заявок от участников и запросов на разъяснения по этим процедурам.

    Если по закупке вынесено предписание, но оно не исполнено, должностное лицо поплатиться суммой 30 000 рублей . Такой же штраф будет наложен за невключение закупки в план-график и за то, что приглашение к процедуре размещено в ЕИС ранее, чем по прошествии 10 дней после внесения изменения в этот документ.

    Существуют штрафы и за нарушения в части рассмотрения заявок. За неправомерное отклонение заявки участника либо, наоборот, за допущение участника, который не соответствует требованиям 44-ФЗ, штраф составит 1% от НМЦК . При этом минимальная сумма - 5 000 рублей , а максимальная - 30 000 рублей . Аналогичное наказание наступит и вследствие нарушения заказчиком порядка открытия доступа к заявкам, их рассмотрения, установление неправомерных требований, неверного размера обеспечения заявки или контракта.

    Если протокол закупки составлен с нарушениями, будет наложен штраф в размере 10 000 рублей .

    За неразмещение в ЕИС информации и документов о процедуре полагаются такие санкции:

    • для специалиста заказчика - 50 000 рублей ;
    • для него самого - 500 000 рублей .

    Отдельно предусмотрены штрафы за нарушения при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок и предложений . Если такие заявки будут неправомерно отклонены или, наоборот, будут допущены участники, не соответствующие требованиям закона, штраф составит 5% от НМЦК , но не менее 30 000 рублей . Аналогичное наказание последует и за допущение нарушений при рассмотрении заявок на эти процедуры.

    Если заказчик установил в документации , которые ограничивают конкуренцию, или включил в один лот несвязные объекты, то штраф составит 1% от НМЦК . При этом минимальная его сумма - 10 000 рублей , а максимальная - 50 000 рублей .

    Если документация по закупке содержала нарушение, а заказчик ее утвердил, штраф для него составит 3 000 рублей .

    Протоколы закупки нужно подписывать вовремя, иначе штраф составит:

    • при задержке менее 2 рабочих дней - 3 000 рублей ;
    • при боле длительной задержке - 30 000 рублей .

    Ну и, наконец, суммой в 50 000 рублей заказчик поплатится, если проведет меньше закупок у СМП и СОНО, чем ему положено законодательством.

    Нарушения при заключении контракта и его изменении

    Довольно крупные штрафы грозят заказчику по статье 7.32 КоАП за нарушения, связанные с порядком заключения контракта и внесения в него изменений. Так, если заключить контракт на условиях, отличных от проекта, то штраф составит 1% от НМЦК , а его предельные значения будут таковы:

    • для должностного лица 5 000-30 000 рублей ;
    • для юридического лица 50 000-300 000 рублей .

    Если же из-за этого возникнут дополнительные расходы либо это приведет к уменьшению объема товаров (услуг), поставленных по контракту, то штраф будет равен двойному размеру этих расходов .

    Есть штраф и за нарушение срока заключения контракта - 50 000 рублей .

    Теперь что касается изменения и расторжения контракта:

    1. Если изменения внесены в обход 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц соответственно составит 20 000 и 200 000 рублей соответственно.
    2. Если контракт расторгнут сторонами или в одностороннем порядке с нарушением норм закона, то сумма штрафа для должностного лица составить 50 000 рублей , от юридического - 200 000 рублей .

    За действия или бездействие заказчика, в результате которых контракт не был исполнен либо был причинен вред, будет наложен такой штраф:

    1. Для должностного лица - 5-15% от суммы неисполненных обязательств , но не менее 30 000 рублей . В качестве альтернативного варианта может быть назначена дисквалификация сроком до двух лет.
    2. Для заказчика - штраф в размере от однократной до трехкратной стоимости невыполненных обязательств . Минимальный штраф - 300 000 рублей .

    При приемке товара заказчик проводит экспертизу, составляет документ о приемке либо об отказе. Если эти процедуры нарушены, то штраф составит 20 000 рублей . А вот если заказчик примет объект, который не соответствует требованиям контракта, сумма штрафа составит 20 000-50 000 рублей.

    Иные правонарушения

    Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП. Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей . Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.

    Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

    • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
      • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
      • штраф для заказчика - 30 000 рублей;
    • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
      • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
      • штраф для заказчика - 90 000 рублей .


    Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.

    Например, за определенное вознаграждение специалист заказчика предоставляет участнику закупки преференции, и тот получает контракт. Или же осуществляется приемка услуги, которая не была оказана. Бюджетные средства переводятся поставщику, а затем делятся между ним и заказчиком. Это уже не просто нарушения в процессе закупок, а настоящие преступления .

    Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:

    1. Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
    2. Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку .
    3. Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве» . Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф - 30-кратный размер взятки .
    4. Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП - дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей .

    Самый важный шаг на этапе участия в электронном аукционе - подготовка заявки. Чтобы ее не отклонили, нужно верно отразить всю необходимую информацию. Но если это все же произошло - проверьте, нет ли нарушений в действиях самого заказчика.

    Что должно быть в заявке

    В заявке должны быть указаны реквизиты организации - наименование, ИНН, фактический и почтовый адреса, телефон, данные об учредителях. Кроме того, в ней должна содержаться следующая информация:

    • наименование предлагаемого товара, работы или услуги, товарный знак (если есть) и количество;
    • точные параметры продукции в соответствии с требованиями заказчика;
    • согласие поставить продукцию на условиях, которые отражены в документации электронного аукциона;
    • если заказчик выдвигает дополнительные требования - документальное подтверждение соответствия этим требованиям.

    Отклонение заявки

    Заказчик может отклонить заявку на том основании, что в ней содержатся недостоверные данные либо она не соответствует требованиям законодательства. Порой возникают споры из-за того, какая информация считается недостоверной.

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    Иногда по указанным выше основаниям отвергается несколько заявок, и это приводит к срыву аукциона. Причиной тому являются и невнимательность самих участников, и излишняя запутанность документации, причем иногда умышленно задуманная заказчиками.

    Если к аукциону допущена лишь одна заявка, закупка должна быть осуществлена у единственного поставщика. Об этом оповещаются контролирующие органы, которые однако могут усомниться в правомерности оценки заявок участников. И если ФАС посчитает, что заявки были отклонены неправомерно, заказчик будет оштрафован.

    Заявка содержит противоречивые сведения

    В уставе участника фигурируют одни учредители, а в выписке из реестр юридических лиц - полностью или частично иные. Всегда ли это свидетельствует о недостоверности сведений? Нет, поскольку это бывает вызвано вполне объективными причинами. Состав учредителей (акционеров) компании мог измениться со времени ее основания, что и было отражено в ЕГРЮЛ. Кроме того, иногда при внесении данных в реестр случаются ошибки, в результате чего в нем отражается неверная информация. Отметим, что при разборе подобных споров в судах арбитры зачастую поддерживают поставщиков.

    Безусловно, заказчик обязан отклонить заявку, которая содержит недостоверные сведения. Но перед этим ему следует убедиться, что они действительно являются таковыми. В указанном случае следует удостовериться, что разная информация в уставе и реестре отражена не по объективным причинам. Иначе отклонять заявку только лишь на основании недостоверности данных достаточно рискованно.

    Технические ошибки

    Заявка участника содержит техническую ошибку. По такому довольно формальному поводу заказчики зачастую отклоняют заявки. Однако правомерно ли это?

    При рассмотрении этого вопроса нужно учитывать, где именно содержалась техническая ошибка и могла ли она помешать идентифицировать участника. Например, ошибка в ИНН вряд ли станет подробной помехой, а значит, и отклонять заявку на ее основании неправомерно. Это подтверждается практикой ФАС и арбитражных судов - в подобных случаях они поддерживают участников.

    В выписке из реестра содержатся неполные сведения

    У участника есть лицензия, которую он приложил к заявке. Однако в выписке из ЕГРЮЛ данных об этой лицензии нет. Заказчик видит, что информация в двух документах не совпадает, и отклоняет заявку. Правомерны ли его действия?

    Если объектом закупки является товар, работа или услуга, которые требуют от участника наличия лицензии, то в соответствии с законом о контрактной системе он должен в состав заявки включить ее копию. Именно этот документ, а не выписка из ЕГРЮЛ, подтверждает, что компания имеет право поставлять объект закупки. Что касается выписки, то она лишь подтверждает факт государственной регистрации участника в качестве юридического лица.

    Таким образом, если в выписке из реестра отсутствуют сведения о лицензии участника, то это не говорит о недостоверности представленных данных и не является поводом отклонять заявку на электронный аукцион. Практика показывает, что у участника, чью заявку отклонили в подобной ситуации, есть высокий шанс (примерно 85%) признать действия заказчика неправомерными. Для этого нужно обратиться с жалобой в ФАС или суд.

    Выводы

    Избежать рассмотренных в статье ситуаций поможет внимательная работа с аукционной документацией со стороны поставщика, а со стороны заказчика - более тщательная работа с поступившими заявками. Стоит помнить о том, что конфронтация невыгодна никому. И для поставщика, и для заказчика жалобы и судебные споры являются дополнительным расходом времени и финансов. Конструктивный диалог между заказчиком и поставщиком по всем возникающим вопросам поможет сделать закупки более эффективными для обеих сторон.