Войти
Образовательный портал. Образование
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Биография. Базаров Т. Ю., Еремин - Управление персоналом Тахир базаров управление персоналом
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • О закупках коммунальных услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Договор на тепло- и энергоснабжение Бухгалтерский учет обязательств и расчетов

    О закупках коммунальных услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Договор на тепло- и энергоснабжение Бухгалтерский учет обязательств и расчетов

    Пошагово разберемся что нужно для заключения контракта с единственным поставщиков по ФЗ 44, когда необходимо публиковать извещение, когда необходим отчет - обоснование. Обязательные правила, которые необходимо учитывать при закупки у единственного поставщика, как заказчику так и поставщику или исполнителю.
    Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком только по основаниям предусмотренным в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Прежде чем подписать контракт, независимо от выбранного пункта статьи 93 ФЗ 44, закупки необходимо включить в план закупок и план график.

    В каких случаях заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком?

    Заключение контракта с единственным поставщиком это право, а не обязанность заказчика, но есть исключение. Согласно частей 1 и 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в случаи, если не состоялась открытая конкурентная закупка и есть одна заявка, которая отвечает требованиям документации, заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком. Позицию подтверждают Минфин в письме от 12.09.2017 № 24-02-08/58934 и Минэкономразвития в письме от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021


    Как провести закупку у единственного поставщика?


    1. Внесение закупки в план закупок и в план-график

    Единое правила для всех закупок по ФЗ 44: нельзя проводить закупки, которые не внесли в план закупок и в план-график. Данное правило распространяется в том числе и на закупки у единственного поставщика, согласно части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021.
    Если заключен контракт, которого нет в плане-графике, работник контрактной службы или контрактный управляющий заплатит штраф 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 1.6 статьи 7.30 КоАП.
    Выделяют особые закупки, для которых предусмотрено упрощенное планирование: в плане-графике пишут не каждый контракт, а общую годовую сумму закупок по видам расходов (подпункт «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика из постановления Правительства от 05.06.2015 № 553 и в подпункте «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика, которые Правительство утвердило постановлением от 05.06.2015 № 554).
    К таким особым закупкам относиться, информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44 в отношении каждого из следующих объектов закупок:

    • лекарственные препараты, закупаемые в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона;
    • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
    • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (пункт 5 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
    • услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (пункт 26 части 1 статьи 93 ФЗ 44), а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
    • преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами;
    • услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами;
    • услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов в случае, если такие услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
    • работы, связанные со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (пункт 42 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
    • услуги по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (пункт 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44);

    Срок внесения изменения в план закупок и план - график

    Здесь тоже есть свои особенности для закупок у единственного поставщика. С июля 2018 года, отменен срок 10 календарных дней для закупок у единственного поставщика и установлен, новый. С 01 июля 2018 года изменять план-график по закупкам у единственного поставщика, минимум за один календарный день до того, как опубликуете извещение о закупке. При этом публикуйте извещение не ранее дня, когда разместите измененный план-график в ЕИС.
    В Законе № 44-ФЗ не указано, в какой срок вносить изменения в план-график, если публиковать извещение о закупке у единственного поставщика не нужно. В этом случае лучше воспользоваться общим правилом внести изменения за 10 календарных дней до того, как заключите контракт, а не за один календарный день. Исключение - закупки по пунктам 9 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, когда изменения вносят за один день до заключения контракта, согласно пунктов 9 и 10 Правил из постановления № 553, пунктов 11 и 12 Требований из постановления № 554.

    2. Расчет цены контракта с единственным поставщиком

    Для расчета цены контракта используйте один или несколько методов:

    • метод анализа рынка;
    • нормативный метод;
    • тарифный метод;
    • проектно-сметный метод;
    • затратный метод.

    Заказчик вправе применять другие методы расчета цены контракта с едпоставщиком, если перечисленные методы использовать невозможно. В этом случае в обоснование цены включите обоснование невозможности применять основные методы, согласно в частях 1 и 12 статьи 22 Закона № 44-ФЗ и в письме Минэкономразвития от 13.10.2014 № ОГ-Д28-7883.
    Е сли неверно выберете метод расчета НМЦК, работник контрактной службы заплатит штраф от 20 000 до 50 000 руб. по части 1 статьи 7.29.3 КоАП.

    3. Составление контракта

    При составлении контракта укажите существенные условия согласно Закону № 44-ФЗ. Но при закупке у единственного поставщика предусмотрены следующие исключения:

    • ответственность заказчика и контрагента;
    • график исполнения контракта, даже если контракт заключаете на срок более чем три года и цена составляет более 100 млн руб.;
    • порядок и срок оплаты товара, работы или услуги, порядок и срок приемки;
    • условие, что уменьшите цену контракта с физическим или юридическим лицом на размер налогов и других обязательных платежей в бюджеты.

    Кроме этого, заказчик не обязан использовать типовые контракты.
    Перечисленные выше исключения действуют только при закупках по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44-46 и 51-53 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
    При закупках у единственного поставщика по другим основаниям включайте все существенные условия, согласно части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
    Обязательно необходимо включать в контракт расчет и обоснование цены. Исключение - закупки, при которых не готовите обоснование невозможности проводить конкурентную закупку, а именно на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 - 48, 50 - 54 части 1.
    При таких сделках расчет и обоснование цены включать в контракт не обязательно. Однако если включить, нарушения закона не будет - часть 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и решения Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2016 № А36-2054/2016.
    Рассчитывать и обосновывать цену заказчик обязан, когда формирует план-график, поэтому расчет и обоснование необходимо подготовить, даже если нет обязаности включать сведения в контракт. (пункт 1 части 3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ и пиьсма Минэкономразвития от 11.02.2017 № Д28и-142 и от 26.04.2017 № Д28и-1859)

    4. Подготовка отчета - обоснования

    Чтобы закупить товары, работы, услуги у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать в отчете:

    • невозможность или нецелесообразность других способов закупки;
    • цену контракта;
    • другие существенные условия контракта.

    Отчет-обоснование формируйте не при всех сделках с едпоставщиком.

    Отчет-обоснование нужен

    Пункты 3, 6, 9, 10-14, 17-18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

    Отчет-обоснование не нужен

    Пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50-54 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

    Правила установлены в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    5. Согласование закупки с контрольным органом

    Когда не состоялась конкурентная закупка и заключаете контракт с единственным поставщиком, согласуйте сделку с контрольным органом. Контракт с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся закрытой закупки согласуйте в любом случае. Согласовывать сделку с единственным поставщиком по результатам открытой закупки нужно также всегда, кроме трех исключений:

    • автономное учреждение проводит закупку по части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
    • юрлицо проводит закупку по части 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
    • не состоялся запрос котировок.

    Контракты с единственными поставщиками по результатам электронных закупок согласовывать не нужно. (пункт 24-25.3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)

    6. Опубликование извещения

    При закупке у единственного поставщика опубликуйте в ЕИС извещение. Обязанность предусмотрена только при сделках по пунктам 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При закупках по другим основаниям извещение публиковать не нужно.
    Обязательные сведения указываются в извещении:

    Информация о заказчике

    Наименование, местонахождение, почтовый адрес.
    Номер телефона и e-mail.
    Ответственный сотрудник

    Условия контракта

    Наименование и описание объекта закупки.
    Количество и место поставки товара (при закупке товара).
    Место, где контрагент выполнит работы или окажет услуги (при закупке работ или услуг).
    Сроки, в которые контрагент обязан поставить товар или завершить работу, либо график услуг.
    Цена контракта.
    Источник финансирования

    Ограничения

    Ограничения при закупке только среди СМП и СОНО

    Обеспечение контракта

    Размер обеспечения исполнения контракта.
    Порядок, в котором контрагент предоставит обеспечение.
    Требования к обеспечению.
    Включите сведения в извещение, если предусмотрели обеспечение контракта

    Банковское сопровождение

    Напишите сведения о банковском сопровождении контракта либо укажите, что банковское сопровождение не предусмотрено

    Разместите извещение в ЕИС необходимо минимум за пять календарных дней до даты, когда заключите контракт. При закупке с гостайной публиковать извещение не нужно. Требование публиковать вместе с извещением проект контракта с единственным поставщиком в Законе № 44-ФЗ не установлено. (пункт 1, 2, 4, 8 статьи 42 и в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)
    Если нарушите срок публикации извещения на один рабочий день, работник контрактной службы заплатит штраф 3000 руб., организация - 10 000 руб. При нарушении более одного рабочего дня штраф для должностного лица - 15 000 руб., для организации - 50 000 руб. Если нарушите порядок публикации извещения, штраф также составит 15 000 и 50 000 руб. Наказание предусмотрено частями 1.2-1.4 статьи 7.30 КоАП. Кроме того, контролеры могут оштрафовать за нарушение сроков заключения контракта.

    7. Заключение контракта

    Заключайте контракт с едпоставщиком в сроки по плану-графику. При этом соблюдайте ограничения, которые указаны в таблице.

    Случай

    Срок для заключения контракта

    Не ранее пяти календарных дней с даты публикации извещения

    Не состоялась электронная закупка

    Не ранее чем через 10 календарных дней с даты, когда опубликовали в ЕИС итоговые протоколы электронных конкурсов или аукциона. При запросе котировок и запросе предложений срок - семь календарных дней

    Получили согласование ФАС на сделку с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закрытой закупки или открытой бумажной закупки

    Не позднее 20 календарных дней с даты, когда получили согласование

    Открытая бумажная закупка не состоялась и сделку с едпоставщиком не нужно согласовывать (кроме запроса котировок)

    Не позднее 20 календарных дней с даты публикации протокола о несостоявшейся конкурентной закупке

    Не состоялся запрос котировок

    Не ранее семи календарных дней с даты, когда разместили в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок, и не позднее 20 календарных дней с даты, когда подписали этот протокол

    Сроки перечислены в части 10 статьи 83.2, пунктах 24-25.3 части 1, части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
    Если заключите контракт с нарушением сроков, ответственный сотрудник заплатит штраф 50 000 руб. по части 3 статьи 7.32 КоАП.

    8. Уведомление ФАС

    Если заключили контракт с единственным поставщиком по пунктам 6, 9, 34 или 50 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, сообщите об этом контрольному органу в сфере закупок. Для этого направьте уведомление в одну из организаций:

    К уведомлению приложите копию контракта и обоснование его заключения. Направьте документы в контрольный орган не позднее одного рабочего дня с момента заключения контракта. Такие правила установлены в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
    Если не вовремя направите документы контролерам, работника контрактной службы оштрафуют на 15 000 руб., а организацию - на 100 00 руб. по части 1 статьи 19.7.2 КоАП.

    • Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
    • Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
    • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
    • Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
    • Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?

    Вопрос

    Попадает ли договор на возмещение (по аренде) коммунальных услуг под действие 44 ФЗ.

    Ответ

    Нет, не подпадает.

    Возмещение коммунальных платежей осуществляется в рамках заключенного договора аренды. Даже если стороны заключают отдельное соглашение, оно является частью договорных отношений.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

    «По общему правилу при заключении договора аренды обязанность по содержанию имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором. То есть именно арендатор должен оплачивать коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду. Это следует из пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ.

    Теперь попробуем разобраться, как правильно организовать расчеты по коммунальным услугам учреждениям, применяющим для ведения закупочной деятельности:

    • Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ;
    • Закон от 19 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

    Отметим, что аренда жилого и нежилого недвижимого имущества подпадает под действие Закона о контрактной системе (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В связи с этим возникает вопрос: как в этом случае учреждениям, применяющим данный порядок, организовать расчеты за арендованную недвижимость с коммунальными службами - поставщиками коммунальных услуг.

    Учреждениям же, применяющим Закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, организовать расчеты намного проще. Они могут применять нормы гражданского законодательства и прописать их в своем положении о закупке.

    Перечень коммунальных услуг

    К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:

    • электроснабжения;
    • снабжения тепловой энергией (для отопления и горячей воды);
    • водоснабжения и канализации;
    • газоснабжения.

    Подробный перечень коммунальных ресурсов приведен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

    Абонент коммунальных услуг

    Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.

    В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).

    Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).

    Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Также и Закон о контрактной системе не устанавливает порядок оформления данных отношений между арендатором и арендодателем. Это позволяет сторонам самостоятельно выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.

    Оформление расчетов по 44-ФЗ

    Ситуация: как организовать расчеты с арендодателем по коммунальным расходам за арендованное имущество, если учреждение проводит закупки по Закону № 44-ФЗ

    В настоящее время не выработан единый подход к оформлению отношений по оплате коммунальных расходов арендодателю. Официальных разъяснений контролирующих ведомств по этому вопросу также нет.

    Закон о контрактной системе не устанавливает порядок оформления данных отношений между арендатором и арендодателем. Это позволяет сторонам самостоятельно выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате. В частности:

    • оплачивать коммунальные расходы в составе арендной платы;
    • заключить отдельные договоры с коммунальными службами;
    • возмещать стоимость услуг отдельным платежом.

    Вариант 1. Арендатор оплачивает коммунальные услуги в составе арендной платы

    Из буквального толкования положений закона следует, что цена должна быть твердой на весь период действия договора. При этом условие о цене должно быть сформулировано таким образом, чтобы от заказчика не требовалось никаких дополнительных расходов. Соблюсти это требование можно, включив сумму коммунальных услуг в состав арендной платы. Подтверждают такой вывод письма Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1757 и от 29 января 2015 г. № Д28и-210, в которых сказано, что возмещение затрат на коммунальные услуги может быть предусмотрено в рамках договора аренды.

    Но в этом случае могут возникнуть некоторые сложности. Они связаны с тем, что размер коммунальных расходов нельзя предугадать заранее. Поэтому может возникнуть ситуация, когда учреждение потребит больше или меньше услуг, чем установлено в договоре. По итогам года цену такого договора придется корректировать. А в случае применения Закона о контрактной системе скорректировать цену можно не более чем на десять процентов (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

    Вариант 2. Арендатор сам заключает контракты с поставщиками коммунальных услуг

    Этот вариант организации расчетов является самым оптимальным с точки зрения контролирующих ведомств. При этом учреждение в общем порядке заключает контракты с поставщиками услуг как с единственными поставщиками. Но, к сожалению, его можно применять только в части услуг энергоснабжения.

    Вариант 3. Арендатор возмещает арендодателю коммунальные расходы отдельным платежом

    И последний вариант - это возмещать расходы на основании данных, которые предоставляет арендодатель. То есть расчеты в этом случае происходят по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей. Как правило, условие об этом устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ). Но может быть оформлено и отдельным соглашением, например договором о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ). В этом случае оплата коммунальных услуг за арендованное имущество не подпадает по действие Закона о контрактной системе. Потому что арендатор фактически не приобретает услуги, а возмещает расходы арендодателю. Специалисты контролирующих ведомств в частных разъяснениях подтверждают возможность оформить отношения таким образом. Кроме того, готовится законопроект, который узаконит такую практику.

    Тем не менее до появления официальных разъяснений учреждение должно само принять решение о том, как оформить отношения с арендодателем в части оплаты коммунальных услуг*.

    Оформление расчетов по 223-ФЗ

    Учреждения, которые ведут свою закупочную деятельность по Закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, порядок оформления расчетов по коммунальным услугам за арендованное имущество должны прописать в своем положении о закупке. При этом надо руководствоваться нормами гражданского законодательства.

    Расчеты по коммунальным услугам можно организовать следующими способами:

    • арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы;
    • арендатор отдельным платежом (по отдельному счету) компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг;
    • арендатор напрямую заключает договоры с коммунальными службами. В отношении услуг по оплате водоснабжения такой вариант расчетов неприменим.

    Вариант 1. Оплата услуг в составе арендной платы

    В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы. Возможность применения данного способа вытекает из норм законодательства, регулирующих арендные отношения.

    Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ арендатор должен оплачивать расходы на содержание арендованного имущества, если законом или договором не установлен другой порядок. При этом за арендатором не закреплена обязанность оплачивать коммунальные услуги непосредственно их поставщикам. В данной ситуации арендодатель, который является абонентом по договору с коммунальными службами, вправе разрешить арендатору (субабоненту) пользоваться своими сетями. За это арендатор должен не только оплатить арендную плату, но и компенсировать стоимость потребляемых им коммунальных услуг.

    Включить сумму компенсации коммунальных услуг в состав арендной платы можно двумя способами:

    • сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг отдельно в договоре не выделяется;
    • сумма арендной платы в договоре складывается из двух частей: фиксированный платеж (собственно плата за аренду) и переменный платеж (расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде).

    Использование первого способа не всегда оправданно. Дело в том, что фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы в общем случае стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ). При этом величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы, что невыгодно арендодателю. Возможна и обратная ситуация - потребленные услуги окажутся меньше предусмотренных в договоре, что будет невыгодно арендатору.

    При использовании второго способа переменная часть, то есть стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг. При этом положения пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются. Неизменным должно быть условие о сумме арендной платы, устанавливающее способ ее расчета, а не размер (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Общая сумма коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов компенсируемых арендатором по договору аренды (переменная часть арендной платы), может определяться следующими способами:

    Методику расчетов закрепите в договоре аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

    При включении компенсации коммунальных расходов в состав арендных платежей отдельно первичные документы на коммунальные платежи не оформляются. Арендодателю достаточно оформить документы по аренде и приложить копии документов коммунальных служб (счета, расчеты), если такое условие предусмотрено договором аренды.

    Вариант 2. Компенсация стоимости услуг отдельным платежом

    В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг не входит в состав арендной платы. Арендатор компенсирует их арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.

    Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

    При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является коммунальной службой (например, энергоснабжающей организацией). По этому договору арендатор возмещает часть стоимости услуг, которые за него оплатил арендодатель.

    Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).

    Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:

    • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
    • по показаниям отдельных счетчиков;
    • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

    Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 614, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

    При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

    Договор арендатора с коммунальными службами

    Ситуация: может ли арендатор напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа и т. д.)

    Да, может, но только на услуги электроснабжения и с согласия арендодателя.

    В отношении поставки электроэнергии арендатор вправе заключить отдельный договор с энергоснабжающими организациями. Дело в том, что субабонент (арендатор), получивший доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это, в свою очередь, позволяет ему заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору. Тогда он сам может вести необходимые расчеты за коммунальные услуги, минуя арендодателя. Это следует из норм статьи 539Гражданского кодекса РФ. В рамках Закона о контрактной системе заключить такой договор можно с гарантирующим поставщиком электроэнергии без проведения конкурентных процедур (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

    Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Ряд арбитражных судов признает законность подобных действий субабонента, объясняя это так. Для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией неважно, через какие именно сети - собственные или принадлежащие другим лицам - арендатор-субабонент потребляет электроэнергию (тепловую энергию). Подобные выводы приведены, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9 и Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24.

    В то же время согласно нормам Гражданского кодекса РФ именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними. Следовательно, прежде чем арендатору заключать отдельное субабонентское соглашение с коммунальными службами, нужно получить согласие арендодателя на такой способ взаиморасчетов. Об этом говорится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 31 октября 2002 г. № А12-1988/2002-18 и Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02.

    По Гражданскому кодексу РФ данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг (поставка тепловой энергии, воды и газа), если специальными правилами для них не установлено другого (п. 2 ст. 548 ГК РФ). При этом если оформление правоотношений с коммунальными службами напрямую возможно, то у арендатора есть возможность заключить с ними контракты как с единственными поставщиками по пункту 8 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1757).

    Следует отметить, что к услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов неприменим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не имеет возможности.

    Таким образом, способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам может иметь место, но не по всем видам потребляемых услуг. В связи с этим данный способ нельзя отнести к оптимальному варианту расчета за коммунальные услуги по арендованному имуществу. Однако специалисты контролирующих ведомств считают его самым оптимальным для учреждений, которые проводят закупки по Закону о контрактной системе.

    О том, как отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество, см.: Как арендатору отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество.»

    Какими нормативными документами регулируется заключение договоров на тепло- и энергоснабжение? Каковы обязанности заказчика при заключении договора с единственным поставщиком? Что делать, если контракт закончился? Как изменился порядок уплаты авансовых платежей по таким договорам? Как отражаются в учете операции по оплате обязательств по контрактам?

    Договор тепло- или энергоснабжения – основа обеспечения нормальной деятельности учреждения. О том, как заключаются подобные договоры в свете последних изменений законодательства, об их отражении в бухгалтерском учете расскажем в статье.

    Нормативное регулирование закупки

    Казенные и бюджетные учреждения в части расходования средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, производят закупки товаров, работ, услуг в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ).

    Автономные учреждения при осуществлении закупок руководствуются Федеральным законом № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ). Этим же законом регулируются закупки бюджетных учреждений в части расходования средств от приносящей доход деятельности и грантов .

    Новостью 2016 года стало появление проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подготовленного во исполнение Поручения Правительства РФ от 09.04.2016 № ДМ-П13-2934.

    В случае принятия законопроекта и автономные учреждения, производя закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, с 1 января 2017 года должны будут руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ.

    Заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, а также договора на оказание услуг по теплоснабжению может производиться без применения конкурентных способов, то есть с единственным поставщиком. Такие виды закупок прямо поименованы в Законе № 44-ФЗ: в пп. 8 п. 1 ст. 93 – для услуг теплоснабжения, в пп. 29 п. 1 ст. 93 – для электроэнергии. Этот же порядок могут применять автономные учреждения, описав его предварительно в положении о закупках.

    Вывод

    Вне зависимости от нормативного акта, регулирующего закупки учреждения, закупка тепло- или электроэнергии производится у единственного поставщика.

    Обязанности заказчика при заключении договора с единственным поставщиком

    Закупка у единственного поставщика существенно упрощает, но не отменяет регламентные процедуры, установленные Законом № 44-ФЗ. В представленной таблице перечислены действия заказчика, которые он обязан совершить, причем именно в связи с контрактами на тепло- и энергоснабжение.

    Поскольку на 2016 год все необходимые контракты уже заключены, имеет смысл уточнить, что эти действия будут совершаться учреждениями-заказчиками при планировании и осуществлении закупок 2017 года.

    Действие согласно Закону № 44-ФЗ

    Контракт на энергоснабжение

    Контракт на теплоснабжение

    Составление, утверждение и размещение плана закупок (ст. 17)

    Составление, утверждение и размещение плана-графика (ст. 21)

    Обоснование НМЦК (п. 4 ст. 93)

    Отчет-обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (п. 3 ст. 93)

    Размещение извещения о закупке (п. 2 ст. 93)

    Включение в реестр контрактов (п. 1 ст. 103)

    Информирование об исполнении контракта в ЕИС (п. 3 ст. 103)

    Отчет об исполнении контракта в ЕИС (п. 9 ст. 94)

    Более подробное описание перечисленных процедур можно найти в специализированных изданиях. Мы остановимся только на изменениях, ожидающих заказчиков в 2017 году.

    1. С 1 января будет невозможно осуществлять закупки, которые не включены в планы-графики (п. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

    2. С этой же даты изменяется функционал единой информационной системы: к техническим функциям среды размещения добавляются функции обеспечения контроля (пп. 2 п. 1 ст. 4 данного нормативного акта). Например, контроль соответствия информации об объеме финансового обеспечения согласно планам закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика.

    Сегодня информация об объеме финансового обеспечения деятельности заказчика в виде плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) или сведения о показателях бюджетной сметы публикуются на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (http://bus.gov.ru).

    Можно предположить, что в ближайшее время появятся законодательно установленные регламенты увязки информации, отраженной в этих двух системах (http://bus.gov.ru и http://zakupki.gov.ru). Вполне возможен вариант добавления недостающей информации непосредственно в ЕИС.

    Следует отметить, что план ФХД на 2017 год будет составляться учреждениями с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина РФ № 140н . Согласно этим изменениям в состав таблиц плана включена таблица 2.1 показателей выплат по расходам на закупку товаров, работ и услуг, планируемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ.

    Таким образом, план ФХД уже содержит информацию о закупках, и первичная проверка указанного соответствия производится на этапе составления плана самим учреждением.

    3. С 1 января 2017 года вступает в силу ст. 20 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая необходимость общественного обсуждения отдельных видов закупок. Регламент общественного обсуждения определен Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    В случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта более 1 млрд руб. с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) будет проводиться обязательное общественное обсуждение. По его результатам могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

    4. У заказчика появится обязанность указывать наименование объекта закупки при ее планировании и осуществлении в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 23 Закона 44-ФЗ).

    Формирование, заполнение и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд возложено на федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, то есть Минэкономразвития. Сам же порядок формирования и ведения в ЕИС названного каталога и правила его использования должен быть утвержден соответствующим постановлением Правительства РФ. В настоящее время его издание ожидается.

    5. Еще одним нововведением стали положения о нормировании в сфере закупок.

    Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам (работам, услугам) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (п. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ). К числу указанных требований относятся требования к количеству, потребительским свойствам и иным характеристикам (в частности, предельной цене) товаров (работ, услуг) (п. 1 и 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

    Строго говоря, данная норма вступила в силу с 2016 года, но составление планов закупок с применением нормативных затрат возможно только для планов 2017 года, поскольку они формируются в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ (Письмо Минфина РФ от 17.02.2016 № 02-02-06/8815).

    Обоснование закупки (количество, цена, качество) производится не только при составлении планов закупок, но и при составлении плана ФХД 2017 года. Соответствующие формы для обоснования показателей выплат добавлены в структуру плана ФХД Приказом Минфина РФ № 142н .

    Расходы учреждения на оплату тепловой и/или электроэнергии расшифровываются в таблице 6.3 «Расчет (обоснование) расходов на оплату коммунальных услуг» (приложение к этому приказу).

    Вывод

    Информация (нормативы) о планируемых закупках тепло- и электроэнергии (об объеме, цене) включается в планы закупок и планы-графики и подтверждается расчетами плана ФХД. Сумма общего объема закупок, указанных в планах, подтверждается показателями плана ФХД или бюджетной сметы.

    Согласование крупных сделок

    Перед заключением контрактов на услуги теплоснабжения и поставки электроэнергии бюджетному и автономному учреждениям следует убедиться, что суммы сделок не превышают порога, по достижении которого необходимо согласовать такие сделки с учредителем (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») или наблюдательным советом (ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Сразу отметим, что для казенных учреждений особого порядка совершения крупных сделок не установлено.

    Сделка является крупной и требует согласования, если ее величина превышает 10% от балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

    Для сделок 2017 года последней отчетной датой будет 01.01.2017. Но поскольку планируются такие закупки до момента составления и представления отчетности за 2016 год, следует опираться на показатель строки 410 графы 10 баланса (ф. 0503730) по состоянию на 01.01.2016 с учетом предполагаемых изменений величины активов за 2016 год.

    Порядок согласования (состав представляемых документов, сроки и т. п.) определяется у бюджетного учреждения учредителем, у автономного – его наблюдательным советом.

    Если контракт закончился

    Ближе к концу года учреждение может столкнуться с ситуацией, когда контракт, заключенный до 31.12.2016, исполнен текущей датой: услуги оказаны в полном количественном и суммовом объеме, указанном в контракте. Что необходимо предпринять учреждению для обеспечения услугами тепло- или электроэнергии до конца года?

    Если требуемый объем энергии и, соответственно, цены не превышает 10% от первоначальной цены контракта, то стороны вправе увеличить контракт на недостающее количество и сумму (ч. «б» пп. 1 п. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Условиями контракта возможность такого увеличения (уменьшения) должна быть предусмотрена. При этом в плане-графике, размещенном в ЕИС, изменятся сведения о совокупном годовом объеме закупок. Также поправки необходимо будет отразить в реестре контрактов.

    Если недостающий объем закупки превышает 10% цены контракта, то эту закупку следует произвести на основании нового контракта, заключаемого до конца года с соблюдением необходимого регламента.

    Ранее заключенный контракт надо считать исполненным, поскольку заказчик приобрел и оплатил установленный объем услуг (п. 1 ст. 408 ГК РФ) несмотря на то, что срок исполнения контракта не истек. Информация об исполнении контракта в течение семи рабочих дней со дня оплаты обязательств и подписания документа о приемке результатов исполнения контракта по итогам соответствующего расчетного периода размещается в ЕИС в виде отчета об исполнении контракта (п. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, Положение № 1093). Кроме этого, информация об исполнении контракта направляется в Федеральное казначейство для внесения в реестр контрактов (пп. 10 п. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, Правила ведения реестра контрактов).

    Изменения в порядке авансирования

    Постановлением Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» установлена возможность осуществлять авансовые платежи получателям средств федерального бюджета в размере до 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. Это же ограничение размера авансовых платежей действует и в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений (п. 36(1)).

    Исключения из этого правила могут устанавливать федеральные законы и иные нормативные правовые акты Правительства РФ. Например, Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Постановление № 442) предусмотрен следующий порядок оплаты электрической энергии:

    • 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносятся до 10-го числа этого месяца;
    • 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносятся до 25-го числа этого месяца;
    • стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

    Никаких исключений для государственных и муниципальных учреждений в применении рассмотренного порядка Постановлением № 442 не установлено, и учреждения могут его включать в условия контрактов.

    С авансовыми расчетами за теплоэнергию ситуация иная. Вплоть до 2016 года Правила организации теплоснабжения выделяли казенные и бюджетные учреждения в отдельную группу и устанавливали для нее свой порядок оплаты тепловой энергии: расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Следовательно, заключаемые контракты не должны были содержать условия авансовых платежей.

    Постановлением Правительства РФ от 23.05.2016 № 452 в Правила организации теплоснабжения введен п. 34 (1) следующего содержания.

    Бюджетные, казенные и автономные учреждения, казенные предприятия оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:

    30 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца;

    оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных бюджетными, казенными и автономными учреждениями, казенными предприятиями в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

    Таким образом, вновь заключаемые контракты на теплоснабжение, в том числе на 2017 год, могут содержать условия расчетов авансом.

    Бухгалтерский учет обязательств и расчетов

    При наличии у учреждения разных источников финансирования оплата коммунальных услуг должна производиться пропорционально доле каждого источника (п. 1 ст. 272 НК РФ, письма Минфина РФ от 16.03.2015 № 03-03-10/13805 и от 25.06.2015 № 03-03-10/36660). Расчет затрат на коммунальные услуги по каждому источнику финансового обеспечения следует отразить непосредственно в плане ФХД учреждения.

    Бухгалтерские записи, соответствующие этапам принятия и исполнения обязательств по услугам тепло- и электроснабжения, рассмотрим на примере.

    Пример

    Бюджетное образовательное учреждение является получателем субсидии на выполнение государственного задания. Объем финансового обеспечения – 25 млн руб.

    Учреждение осуществляет приносящую доход деятельность. Плановый годовой объем доходов – 2,5 млн руб.

    Учреждение заключило контракт на теплоснабжение с единственным поставщиком на 1 млн руб. В месяцы потребления услуг теплоснабжения их плановая стоимость принимается в размере 100 000,00 руб. в месяц.

    В рассматриваемом периоде фактическая стоимость потребленных услуг составила 100 000,00 руб.

    В таблице мы рассмотрим бухгалтерские записи, необходимые для отражения расчетов по оплате услуг тепло- и электроснабжения.

    Сумма, руб.

    Первичный документ

    Утверждены плановые назначения по доходам от субсидии на выполнение ГМЗ

    00 00 0000000000130

    00 00 0000000000130

    Утверждены плановые назначения по доходам от приносящей доход деятельности

    00 00 0000000000130

    00 00 0000000000130

    Утверждены плановые назначения по расходам на коммунальные услуги за счет субсидии на выполнение ГМЗ в доле 90%, за счет приносящей доход деятельности – в доле 10%

    00 00 0000000000244

    00 00 0000000000244

    План закупок, план-график, план ФХД

    00 00 0000000000244

    00 00 0000000000244

    Приняты обязательства в объеме заключенного контракта с единственным поставщиком

    00 00 0000000000244

    00 00 0000000000244

    Контракт на тепло-, энергоснабжение

    00 00 0000000000244

    00 00 0000000000244

    Уплачен аванс в соответствии с условиями контракта в размере 30% плановой месячной стоимости

    00 00 0000000000244

    00 00 0000000000610

    (244 4 18 КОСГУ 223)*

    Контракт, счет на оплату

    Приняты к учету акты выполненных работ по коммунальным услугам за счет субсидии на выполнение ГМЗ в доле 90%, за счет приносящей доход деятельности – в доле 10%

    00 00 0000000000244

    00 00 0000000000244

    Акт выполненных работ

    00 00 0000000000244

    00 00 0000000000244

    Произведен зачет аванса

    00 00 0000000000244

    00 00 0000000000244

    Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

    Произведен расчет с поставщиком за потребленные услуги

    00 00 0000000000244

    00 00 0000000000610

    (244 4 18 КОСГУ 223)*

    Акт выполненных работ, счет на оплату

    00 00 0000000000244

    00 00 0000000000610

    (244 2 18 КОСГУ 223)*

    * Отражение операций на забалансовом счете.

    ------------------

    В рассмотренном примере авансовые платежи производятся за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; средства от приносящей доход деятельности не авансируются. Учреждение может установить иной порядок авансовых платежей в соответствии с общими условиями контракта и закрепить его в учетной политике. Приведем пример.

    Учетная политика для целей бухгалтерского учета

    Методологическая часть

    Учет расчетов по обязательствам

    Авансовые платежи по договору, оплачиваемому из нескольких источников, производятся за счет источника, имеющего в оплате большую долю, с последующей корректировкой при необходимости. В случае равных долей предоплата осуществляется из всех используемых источников.

    В заключение хотелось бы еще раз отметить сближение нормативных актов, регулирующих финансовую и закупочную деятельность учреждения. Так, нормативные затраты, на основании которых рассчитывается объем субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, должны лечь в основу расчета объема и цены производимых учреждением закупок, а информация об объеме доведенных до учреждения средств должна соответствовать его объему закупок.

    По нашему мнению, эта тенденция скорее положительная, поскольку исключает возможность расхождений показателей деятельности, размещенных на разных ресурсах. И логичным развитием тенденции могло бы стать объединение множества ресурсов в действительно единую информационную систему.

    Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    При наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пп. 4. п. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).

    Приказ Минфина РФ от 24.09.2015 № 140н «О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 81н».

    Приказ Минфина РФ от 29.08.2016 № 142н «О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 81н».

    Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (вместе с Положением о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения).

    Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (вместе с Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, Правилами ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну).

    Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации).

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

    Согласно части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

    Таким образом, закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводятся в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ (за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 44-ФЗ).

    При этом согласно пункту 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренды жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.

    В этой связи следует отметить, что возмещение затрат на коммунальные услуги в помещениях, арендуемых заказчиком на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, может быть предусмотрено в рамках заключенного договора аренды.

    Кроме того, согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при заключении контракта на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

    В случае если заказчик пользуется нежилым помещением (помещениями), переданным ему в безвозмездное пользование или оперативное управление, то такой заказчик вправе заключить контракт на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на оказание услуг по содержанию и ремонту указанного нежилого помещения, услуг по водо-, тепло-, газо — и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположено помещение, переданное заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

    При этом отмечаем, что в объеме закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ учитываются только закупки, осуществленные на основании указанной нормы. Закупки, осуществленные на основании других пунктов части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в том числе до 100 тыс. рублей, в объеме закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не учитываются.

    Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

    О закупках коммунальных услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

    Аренда нежилых помещений включает в себя не только ежемесячную фиксированную оплату сумм за само помещение. Арендаторы также должны возмещать расходы на водоснабжение, тепло и электроэнергию, уплаченные арендодателем.

    Поэтому часто встает вопрос о приеме к вычету суммы НДС, входящих в затраты арендодателя на оплату коммунальных услуг. Давайте разберемся что такое возмещение коммунальных услуг по 44 ФЗ и как происходит данная финансовая операция.

    Варианты компенсации

    Взяв в аренду нежилое помещение, арендодатель пользуется обычно всеми видами коммунальных услуг:

    • Электроэнергия;
    • Водоснабжение;
    • Водоотведение;
    • Газоснабжение;
    • Вывоз мусора.

    За все эти услуги оплату производит собственник имущества (арендодатель), а арендатор возмещает ему потраченные суммы. Компенсация за коммунальные услуги может быть отражена документально двумя способами:

    • В составе договора аренды;
    • Отдельным договором или соглашением.

    В первом случае оплата за водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, включена ежемесячную сумму за аренду помещения.

    Но здесь могут возникнуть определенные неточности. Ведь размеры потребления коммунальных услуг могут изменяться, также как и тарифы. Определить сумму, потраченную именно на это, не получится. Возникает необходимость в корректировке договора. Но ФЗ 44 допускает корректировку не более чем на 10%.

    Во втором случае условия о выплате коммунальных прочих услугах закрепляются отдельным договором. Это юридический документ, который должен грамотно быть составлен.

    Как составить договор

    В начале договора указываются стороны, между которыми заключен договор. Затем оказывается предмет договора, которым и является возмещение услуг арендатором за коммунальные услуги. В целях избежания спорных вопрос, лучше перечислить все виду услуг, за которые будет происходить возмещение. Договор должен содержать права и обязанности сторон.

    Для арендатора должны быть обозначены даты внесения ежемесячной платы, обязательство не выполнять без ведома арендодателя перепланировок и внесения изменения в коммуникационные системы помещения.

    Арендодатель, в свою очередь должен своевременно выставлять счета на оплату коммунальных услуг, информировать об изменении тарифов. К его же обязанностям может относиться и мероприятия по устранению предписаний контролирующих органов, а проведению ремонтных работ. Кроме этих условий, в договоре должны быть прописан период, в течении которого будет действовать договор.

    Указывается порядок внесения изменений в договор – обычно это делается при помощи соглашения, которое будет являться приложением к основному договору. Необходимо также и прописать, как будут решать конфликтный ситуации – путем переговоров. Возможно какие-то моменты в суде.

    Что может стать причиной досрочного расторжения документа. В конце документа ставятся реквизиты обеих сторон договора, подпись руководителей и печать организаций. Договор составляется в двух экземплярах и имеет юридическую силу для сторон с даты его подписания.

    Такой договор составляется на основании ГК РФ и не попадает под действие 44 ФЗ, так как арендатор не приобретает услуги, а лишь компенсирует расходы по уплате.

    Кроме всего, арендатор может заключить самостоятельный договор на поставку электроэнергии. В таком случае арендатор расплачивается с поставщиком электроэнергии без участия арендодателя.

    Но Гражданский кодекс говорит о том, что отношения арендатора и компании, поставляющей электричество, носят вторичный характер. Так как электроустановки принадлежат арендодателю, его разрешение – это необходимое условие заключение договора между арендатором и поставщиком электроэнергии.

    Это закреплено в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 31.10.2002 и ФАС Центрального округа от 21.01.2003.

    Возможные риски

    Налоговое законодательство России обуславливает некоторые налоговое риски, возникающие при действиях по компенсации коммунальных услуг арендатором.

    Суммы, уплаченные как компенсация понимаются органами налоговой службы как выручка от коммерческой деятельности бюджетных учреждений и подлежит НДС. В данном случае налоговая использует следующий метод в части снижения доходов на суммы, равные затратам по оплате коммунальных услуг.

    Суммы, уплаченные арендодателями из бюджета, не подлежат понижению облагаемой базы по налогу на доход. Если коммунальные платежи производятся через внебюджетный счет, то они снижаются.

    Система государственных закупок была введена совершенно недавно. Этот механизм предназначен для борьбы с коррупционными преступлениями в нашей стране. В советские времена в этом не было острой необходимости. А законодательная база тех лет значительно отличалась от сегодняшней.

    Читайте и другие полезные материалы на нашем сайте.