Войти
Образовательный портал. Образование
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Биография. Базаров Т. Ю., Еремин - Управление персоналом Тахир базаров управление персоналом
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Образование и право на образование (Козырин А.Н.). Значение право на образование в большом юридическом словаре

    Образование и право на образование (Козырин А.Н.). Значение право на образование в большом юридическом словаре

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917г., причем содержание этого права имеет тенденцию к расширению. В настоящее время в демократических государствах П.н.о. в широком смысле включает обычно целый прав: на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях, общедоступность образования, право на родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка, свобода преподавания, право на частных учебных заведений. Многие конституции подкрепляют П.н.о. обязанностью родителей (или лиц их заменяющих) обеспечить получение детьми начального (или общего основного) образования. В РФ П.н.о. закреплено в ст. 43 Конституции РФ 1993 г.

    Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

    Смотреть что такое "ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ" в других словарях:

      Одно из прав человека «второго поколения» (социально экономических и культурных; аспект недискриминации может рассматриваться также как гражданское право первого поколения). Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам… … Википедия

      ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ Юридическая энциклопедия

      Одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридический словарь

      ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, см. в ст. Конституция СССР … Демографический энциклопедический словарь

      ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает… … Профессиональное образование. Словарь

      Одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах.В демократических государствах П. на о, в широком … Энциклопедия юриста

      ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

      ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - – одно из основных прав граждан СССР (см. Основные права и обязанности граждан СССР), законодательно закреплённых Конституцией СССР. Это право обеспечивается всеобще обязательным начальным образованием, бесплатностью семилетнего образования,… … Советский юридический словарь

      ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из основных прав гражданина, закрепленное в ст. 43 действующей Конституции РФ. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или… … Энциклопедический словарь конституционного права

      право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Большой юридический словарь

    Книги

    • Право международных организаций. Учебник и практикум , . Рассматриваются вопросы организации и деятельности международных межправительственных организаций, в том числе история их создания, юридическая природа, компетенция, структура и виды…
    • Право Евразийского экономического союза. Учебное пособие , Бекяшев Камиль Абдулович, Моисеев Евгений Григорьевич. В учебном пособии изложены основные положения права Евразийского экономического союза, действующего на части территории бывшего Советского Союза - в Респу­бликеБеларусь, Республике Казахстан…

    Право на образование - конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя Право на образование, Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10--11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования -- индивидуальное право каждого. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.2010.

    Впервые в России Конституция 1993 года (ст.17 ч.2) закрепила положение: естественные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Ранее в нашем государственно-правовом механизме господствовала другая точка зрения о том, что права человеку принадлежат не от рождения, а предоставляются государством.

    Хотя права и свободы - это определяющий фактор при строительстве права и государства, они не только имеют естественные ограничения, но и регулируются правом. Об их регулировании прямо говорит пункт «в» ст.71 Конституции РФ.

    Право на образование принадлежит к совокупности основных прав и свобод человека. Оно закреплено во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) (ст. 26), в (1966 г.) (ст. 13, 14), в Конвенции о правах ребенка (1989 г.) (ст. 28, 29), в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.) (ст. 27). Право на образование относится к тем правам, которые находятся под защитой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) (Протокол № 1 (1952 г.) ст. 2). Право на образование закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 43) и «является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ» (преамбула Закона). Важно подчеркнуть, что в 1996 году Россия стала полноправным членом Совета Европы, подписав и ратифицировав (в 1998 г.) Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, а так же целый ряд других документов Совета Европы, касающихся образования. Дальман С.В., Развитие системы управления образованием в России, Нестор - История СПБ, 2011

    Право на образование не может быть передано другому лицу, группе лиц, обществу, государству ни по договору, ни в силу закона, ни на каком другом основании. По международным и российским стандартам основное общее образование является обязательным, поскольку без него невозможна нормальная социализация человека в современном обществе.

    Но может ли государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании.

    Право на образование, точнее, его реализация предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания.

    Право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те - к появлению других прав (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания).

    Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста, до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, частью 4 ст. 27 Конституции Испании, частью 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других - полное общее среднее образование (Украина), в третьих - начальное образование (Италия). А вот, например, по Конституции Польши обязательной является учеба для всех, не достигших 18 лет (часть 1 ст. 70). В той же части 2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции РФ.

    Анализ многочисленных текстов статей международных актов, конституционных актов различных государств, а также ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, изучение различных научных исследований и комментариев к законодательству, дают основания выделить, помимо сказанного, еще ряд важных черт этого права на образование.

    - Право на образование есть интегральное право, которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека - социальным, культурным, гражданским (личным). Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование, как уже было показано, есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.2010.

    Право на образование есть, наконец, и гражданское, личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Ведь человека, получившее общее образование, как известно, никто формально (юридически, в том числе Конституция РФ) не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования для продолжения учебы. Иное дело, что такое принуждение существует объективно в том смысле, что сама жизнь, потребности общества, потребности, наконец, самого человека, ставшим «зрелым», т.е. способным самостоятельно принимать социально значимые решения, гражданином после получения «аттестата зрелости», обусловливает необходимость выбора своего дальнейшего жизненного пути, а тем самым приобщения к конкретному виду профессиональной деятельности, ее критериями и требованиями См.: Сырых В.М. Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержания // Журнал российского права, 2010, №4..

    Второе. Право на образование есть конституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.

    Третье . Право на образование есть право относительное. В теории прав человека выделяются абсолютные (основные) права человека и права относительные. Критерием такого различения выступает возможность ограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).

    Четвертое . Право на образование - право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя экологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.

    Пятое. Право на образование предполагает доступность образования для каждого. Доступность образования - это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями См.: Русакова Е.М.Образовательное право в системе российского права//Юридическое образование и наука, 2010, №3.. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.

    Практически в каждом современном государстве право на образование имеют все граждане без исключения. Что подразумевает под собой данное выражение? То, что каждый вправе получить бесплатное начальное, основное общее, а заодно и образование. Оно должно быть общедоступным. Получить его можно в муниципальных либо государственных учреждениях.

    Право ребенка на образование закреплено в Конституции. В ней также сказано, что на конкурсной основе у каждого из нас есть возможность получить образование высшее.

    Обязательным в нашей стране является только Одна из наиболее важных родительских обязанностей заключается в контроле того, как ребенок его получает.

    В нашей стране установлены определенные федеральные гос. стандарты образования. Также установлены определенные минимумы. Формы образования допустимы различные. Не исключена и возможность самообразования.

    Человек имеет множество прав и свобод. Среди них право на образование занимает очень важное положение. Не стоит забывать, что именно за счет него можно сделать население страны интеллектуально развитым. Конституционное право на образование - одна из основ демократического строя.

    Основные принципы государственной политики, относящиеся к образованию, заключаются в следующем:

    Характер образования - гуманистический. Все должно строиться на уважении общечеловеческих ценностей, здоровья, а также жизни. Должны учитываться все интересы личности;

    Культурное и образовательное пространства должны быть едины. Интересы малых народов должны учитываться, ущемление в процессе образования по национальному признаку (в принципе, как и по любому другому) является недопустимым;

    Образование должно быть общедоступным;

    Характер образования может быть только светским. Навязывание детям тех или иных религиозных взглядов невозможно. Отметим, что данное правило в последнее время все чаще нарушается. Современные не упускают возможности провести ту или иную пропаганду среди учащихся;

    В образовании присутствует плюрализм (имеется в виду многоистинность);

    Образовательные а граждане страны имеют право принимать участие в их управлении.

    Право на образование не только существует, но оно еще и гарантируется. Законодательство гарантирует, что образование может быть получено любым человеком. При этом пол, национальность, религиозные взгляды и прочее никакого значения не имеют совершенно. Также на получение образования не влияет и место проживания.

    Действуют ли эти гарантии? Действуют, но не так, как хотелось бы. Дело в том, что качество преподавания в сельских школах до сих пор оставляет желать лучшего. В сельской местности всегда не хватает учителей, техническое обеспечение плохое, выпускников подобного рода учебных заведений не всегда охотно принимают в престижные университеты.

    Все мы имеем право на образование, но не все мы хотим реализовывать его в полной мере. Можно учиться хоть всю жизнь, но мы стремимся поскорее получить какой угодно диплом и начать зарабатывать деньги. Оглянувшись вокруг, несложно убедиться в том, что уровень образования падает. Людей, у которых действительно есть хоть какая-то мысль в глазах, становится меньше.

    Старается ли государство поднять уровень образования? К сожалению, нет. Наше правительство давно уже делает все возможное, чтобы ученых людей стало меньше. Положение учителей не улучшается, стандарты становятся все ниже и ниже.

    Да, право на определенный образовательный минимум у нас отобрать не могут, но зато могут этот «минимум» изменить. Право на бесплатное получение высшего образования тоже никто не отменит. Вместо этого сделают меньше университетов, отчего конкурс при поступлении будет очень высок.

    Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека (ст. 43 Конституции РФ). В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение.
    Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" провозгласило область образования приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то обстоятельство, что в России первым Указом Президента РСФСР стал Указ "О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации" от 11 июля 199 1г. В нем предусмотрен целый комплекс организационных и правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов.
    Учебная программа по курсу "Образовательное право" была впервые разработана в России в 1996 г. Такой курс ввела Академия труда и социальных отношений в программу обучения на юридическом факультете.
    Как известно, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом "Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого". Это право закреплено также в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989г.
    Развивая приведенное положение Декларации 1948 г., ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах 1952 г. устанавливает, что "Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями". Сама же Европейская конвенция 1950 г., кроме прочего, отмечает, что право на образование по своей природе и характеру требует государственного регулирования, а это - также важнейшая социально-политическая детерминанта системы образования любого государства.
    Право на образование, по мнению генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию - оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. Он называет великой задачей - максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека и отмечает, что в наше время в мире очень небольшому числу людей доступно его воплощение. Что же касается большинства, то его сначала нужно спасти от невежества, болезней, недоедания.
    Указанное обстоятельство позволяет рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие.
    14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования.


    • Согласно ст. 1 этой Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности:
      • закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;
      • ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;
      • создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу;
      • создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

    Российское законодательство практически не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст. 5 Закона РФ "Об образовании" гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
    Немаловажным в условиях многонационального Российского государства является и положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, руководствуясь при этом общими принципами языковой политики в этой сфере, закрепленными в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках народов РСФСР". Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования (ст. 6). Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

    • В ст. 43 Конституции РФ право на образование включает следующие полномочия:
      • право на дошкольное образование;
      • право на основное общее образование;
      • право на среднее профессиональное образование;
      • право на высшее образование.

    Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, и поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием. Важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
    В ч. 2 ст. 43 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона РФ "Об образовании" 1992 г.

    • В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование:
      • общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
      • бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях.

    Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения названных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. При этом, однако, следует учесть, что перечисленные виды образования граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, вправе неоднократно получать его бесплатно (п. 7 ст. 50).
    Для воспитания детей дошкольного возраста в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

    • В настоящее время государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
      • детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
      • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
      • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
      • детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;
      • центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

    Порядок деятельности этих дошкольных образовательных учреждений закреплен в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации 1 июля 1995 г. № 677.

    • Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
      • начальное общее образование;
      • основное общее образование;
      • среднее (полное) общее образование.

    Порядок его получения регламентирован в ст. 19 Закона РФ "Об образовании".
    Кроме того, существуют образовательные учреждения профессионального типа, которые осуществляют подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации на основе профессиональных образовательных программ. Так, начальное профессиональное образование можно получить в профессионально-технических и иных училищах, учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатах и т.п. Среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
    В системе образовательных учреждений страны существуют также учреждения специализированной направленности. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные учреждения имеются и для детей с общественно опасным поведением, которые функционируют на основании Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.
    Как уже отмечалось, в РФ государство гарантирует гражданам бесплатность высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
    Обучение на платной основе допускается и в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.д., при соблюдении учебным заведением требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации.

    • Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений:
      • университет;
      • академия;
      • институт;
      • колледж.
    • Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального образования на конкурсной основе производится по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня, с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя со студентом:
      • очная форма;
      • очно-заочная (вечерняя) форма;
      • заочная форма;
      • экстернат.

    Допускается сочетание этих форм.
    Высшее учебное заведение, аккредитованное федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образца, действующий на всей территории Российской Федерации. Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому.
    Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования с целью повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации, получения ученой степени.
    Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или иных их законных представителей.
    Вместе с тем ст. 19 Закона "Об образовании" устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" под основным общим образованием понимается окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу, образовательного учреждения. Лицу, получившему такое образование (при успешном окончании процесса обучения), выдается документ государственного образца об уровне образования. Этот документ является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования (ч. 2 и 4 ст. 27).
    Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен.

    Особо значимым в системе общепризнанных свобод и прав человека является право на образование. Это - основополагаю­щее право всех граждан. Ни один человек (ребенок, подросток, взрослый) не может быть лишен его по причине умственного или физического недостатка, равно как и по признаку пола или при­надлежности к этническому меньшинству.

    Право всех людей на образование закреплено в ряде важней­ших международных документов (Всеобщей декларации прав че­ловека, Конвенции о правах ребенка и др.), нашло отражение в законодательных актах Российской Федерации, гарантируется ее г лавным законом - Конституцией.

    Признание безусловной ценности для общества каждой чело­веческой личности, необходимости обеспечения гарантий ее права на развитие и реализацию своих потенциальных возможностей, права на достойное место в обществе и достойные условия жиз­ни - вот концептуальные основы реформирования правового поля современной России.

    Рассмотрим основные международные правовые документы по проблемам инвалидности. Важное место в формировании законодательной базы РФ в течение по­следних лет отводится федеральным законам, ориентированным на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу ко­торых относятся люди с ограниченными возможностями жизне­деятельности и трудоспособности - инвалиды. Среди них одной из самых уязвимых групп являются дети. Они особенно страдают от войн, от непосильного труда, от недоедания, отсутствия се­мейного окружения, плохого физического или морального обра­щения и т.д.

    Законодательство Российской Федерации о защите прав инва­лидов опирается на основополагающие принципы уважения прав и свобод человека, отраженные в международных документах Орга­низации Объединенных Наций.

    В течение длительного времени права инвалидов служат пред­метом пристального внимания со стороны международного сооб­щества и законодательно закреплены в ряде документов ООН, таких, как:

    «Всеобщая декларация прав человека»,

    «Конвенция о правах ребенка»,

    «Декларация о правах умственно отсталых лиц»,

    «Декларация о правах инвалидов»,

    «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

    Во всех этих документах отражен основополагающий принцип равенства, заключенный в самом понятии прав человека, предо­ставляющий инвалидам и людям с ограниченными возможностя­ми равные со всеми права. Это утверждение подкреплено поло­жениями Устава ООН, обязывающими государства (члены сооб­щества) содействовать повышению уровня жизни, полной заня­тости населения, а также социальной защите «на случай безрабо­тицы, болезни, инвалидности» 1 .

    «Всеобщая декларация прав человека» обеспечивает фундамен­тальную нормативную базу, ставшую основой для международ­ных правовых стандартов, касающихся инвалидов.

    В соответствии с принципами и целями, провозглашенными Уставом ООН и «Всеобщей декларацией прав человека», люди, имеющие какой-либо вид инвалидности, могут не только реализовывать весь комплекс гражданских, политических, экономи­ческих, социальных, культурных прав, закрепленных в этих до­кументах, но и пользоваться признанным за ними правом осуще­ствлять их на равных основаниях с другими людьми. Данное ут­верждение подкреплено положениями особого характера, содер­жащимися в статье 25 декларации, которые признают за каж­дым человеком «права на такой жизненный уровень... который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его само­го и его семьи». Кроме того, в этой же статье (п. 2) говорится, что «материнство и детство имеют право на особую заботу и содей­ствие. Все дети, рожденные в браке или вне его, имеют равное право на социальную защиту».

    1. Каждый человек имеет право на образование.

    2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности.

    3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образова­ния для своих малолетних детей.

    «Всеобщая декларация прав человека» имеет основополагаю­щее значение для защиты прав инвалидов, поскольку о них речь идет как о людях, равных по своим правам с другими. В статье 1 говорится: «...все люди рождаются свободными и равными в пра­вах и достоинстве», а статьи 2и6 устанавливают право каж­дого человека на «жизнь без всяких условий и ограничений».

    Этот важнейший документ послужил базовой основой и от­правной точкой для разработки многих принятых впоследствии международных актов и резолюций по данному вопросу.

    «Конвенция о правах ребенка» была утверждена органами ООН по правам человека 20 ноября 1989 г. как результат особого внима­ния и стремления обеспечить защиту всех детей, и детей-инвали­дов в частности. Генеральная Ассамблея ООН назвала этот доку­мент «великой хартией вольностей для детей, мировой конститу­цией прав ребенка».

    Главная цель Конвенции - максимальная защита интересов Детей. Ее положения, по сути, сводятся к четырем основным тре­бованиям, которые должны обеспечить им права на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Это - наиболее полный из когда-либо написанных документов о правах Детей и первый документ, который придает этим правам силу международного закона. Более того, Конвенция - первый между­народный договор, признающий права детей-инвалидов. В касающейся защиты прав детей-инвалидов и утверждены всеми государствами-участниками статье 23 говорится, что «ребенок-инвалид с физическими или умственными недостатками должен иметь возможность вести полноценную жизнь в ус­ловиях, обеспечивающих достоинство, самостоятельность и ак­тивное участие в общественной жизни». Фактически эта статья закрепляет права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка» на достойную жизнь в обществе.

    В первом пункте этой статьи предусмотрено приоритетное удов­летворение особых потребностей такого ребенка в области образо­вания, профессиональной подготовки, медицинском обслужива­нии, восстановлении здоровья, подготовке к трудовой деятельно­сти. Ее второй пункт провозглашает, что «государства-участники признают право детей-инвалидов на специальный уход и будут поощрять и содействовать, в соответствии с имеющимися ресурса­ми, предоставлению ребенку и лицам, ухаживающим за ним/ней, помощи, на предоставление которой подается прошение и которая соответствует положению ребенка и степени обеспеченности ро­дителей или опекунов».

    Далее третий пункт устанавливает, что такая «помощь предо­ставляется по возможности бесплатно, принимая во внимание финансовые ресурсы родителей или лиц, ухаживающих за ре­бенком. Эта помощь предназначена для того, чтобы ребенок-ин­валид имел доступ и мог получить образование, профессиональ­ное обучение, медицинские услуги и уход, реабилитацию, под­готовку к трудоустройству и рекреационные возможности таким образом, который способствовал бы наиболее полной социаль­ной интеграции и индивидуальному развитию, включая его или ее культурное или духовное развитие». Затем подчеркивается, что «государства-участники будут способствовать в духе междуна­родного сотрудничества обмену информацией в области про­филактики заболеваний и медицинского, психологического и функционального лечения детей-инвалидов, включая распрост­ранение информации, касающейся методов реабилитации, об­разования и профессиональной подготовки с тем, чтобы содей­ствовать совершенствованию имеющихся способностей и навы­ков и расширять накопленный опыт в этих областях. И в этих вопросах следует особо учитывать потребности развивающихся стран».

    Необходимо отметить и другие статьи Конвенции, также каса­ющиеся защиты прав детей-инвалидов:

    статья 24 - ребенок имеет право на максимально высокий уровень медицинского обслуживания;

    статья 32 - государства обязаны защищать ребенка от тру­довой эксплуатации и работы, которая может повредить его обу­чению или нанести ущерб его здоровью и благополучию;

    статья 19 - государства обязаны защищать ребенка от фи­зического или психического вреда или недосмотра, включая сек­суальное насилие и эксплуатацию.

    Страны, подписавшие Конвенцию, и в том числе Российская Федерация, приняли на себя обязательства использовать все име­ющиеся у них ресурсы для того, чтобы обеспечить детям-инвали­дам, детям с врожденными и рано приобретенными дефектами развития максимально высокий уровень независимой жизни в об­ществе.

    Генеральная Ассамблея ООН утвердила также документы, от­носящиеся исключительно к защите прав инвалидов. Это - «Дек­ларация о правах умственно отсталых лиц» (1971), «Декларация о правах инвалидов» (1975) и «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993).

    «Декларация о правах умственно отсталых лиц»"" принята Ге­неральной Ассамблеей ООН в 1971 г. Ее основные положения на­правлены на изменение отношения общества к людям с умствен­ной отсталостью. Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее и будущее этих людей основаны на соблюдении тех же самых прав человека, которыми обладают все люди на земле. Кро­ме того, статья 2 устанавливает, что умственно отсталый че­ловек имеет право на должное медицинское обслуживание и фи­зиотерапию (специфическая стимуляция развития двигательной сферы), а также на такое образование, подготовку, реабилита­цию и помощь, которые позволили бы ему достичь максимально­го развития своих способностей и потенциала.

    Подтверждено право умственно отсталых людей на экономи­ческую защищенность и достойный уровень жизни (ст. 3); на за­щиту от эксплуатации, оскорблений и унизительного обращения (ст. 6). Отдельное заявление Генеральной Ассамблеи ООН потре­бовало от стран, присоединившихся к Декларации, создания до­ступных для умственно отсталых людей юридических инстанций, которые могли бы защитить их от насилия.

    К сожалению, этот документ до сих пор не ратифицирован Россией. Известно, что после прений по обсуждению Декларации членами Генеральной Ассамблеи ООН представитель СССР воз­держался от голосования на фоне единодушного ее принятия ос­тальными членами.

    «Декларация о правах инвалидов» - еще один не менее значи­мый международный документ, утвержденный ООН в 1975 г., в котором отмечено, что инвалиды обладают теми же граждански-

    В тексте, связанном с описанием и анализом проблем теории и практики

    специальной педагогики (так же, как и в т. 1, посвященном ее истории), мы посчитали корректным использовать обозначение «люди» (человек, индивидуум.

    Ребенок, дети) по отношению к рассматриваемой категории населения. Однако при описании правовых, законодательных и юридических материалов допускаем использование принятого в этих документах обозначения «лица» (лицо).

    Политическими правами, что и другие люди. Вместе с тем в нем заявлено об особых правах инвалидов на получение специ­альных услуг, которые позволили бы им максимально проявить свои способности и ускорили процесс их интеграции в общество.

    Статья 1 Декларации содержит определение инвалидов как «...любых лиц, неспособных обеспечить самостоятельно, полно­стью или частично потребности нормальной личной и/или обще­ственной жизни в результате недостаточности, врожденной или нет, его или ее физических или умственных способностей». В пре­амбуле к документу Генеральная Ассамблея ООН призывает «к национальным и международным действиям, обеспечивающим, чтобы такое определение стало общей базой и точкой отсчета для защиты прав, упомянутых в Декларации».

    В Декларации также говорится, что «...инвалиды должны полу­чать равное обращение и быть обеспечены услугами, позволяю­щими им полностью интегрироваться в общество». В статье 4 утверждаются широкие социальные и экономические права инва­лидов; статья 5 предусматривает, что они «...вправе рассчиты­вать на меры, позволяющие им стать как можно более самостоя­тельными»; статья 6 устанавливает их «...право на медицин­ское, психологическое и функциональное лечение, на медицин­скую и социальную реабилитацию, образование, профессиональ­ную подготовку и профессиональную реабилитацию, содействие, консультирование, услуги по трудоустройству и другие услуги, позволяющие им максимально совершенствовать свои способно­сти и навыки, ускоряющие процесс их интеграции или реинте­грации». Статья 7 декларирует право инвалидов на экономи­ческую и социальную защищенность и на достойный уровень жизни. «Инвалиды имеют право рассчитывать, что их особые нужды бу­дут учитываться на всех стадиях экономического и социального планирования», - говорится в статье 8. Статья 9 подчер­кивает, что инвалиды имеют право «...жить в своих семьях или с приемными родителями и участвовать во всех видах социальной, творческой или рекреационной деятельности». Декларация запре­щает дискриминацию: «Инвалиды должны быть защищены от любой эксплуатации, любых правил и любого обращения дис­криминационного, оскорбительного или унизительного характе­ра» (ст. 10).

    Далее (ст. 11) указывается, что инвалиды «...должны быть обес­печены квалифицированной юридической помощью, когда тако­вая необходима для защиты самих инвалидов и их собственности». И наконец, «...инвалиды и их семьи имеют право получать ин­формацию о правах, содержащихся в данной Декларации» (ст. 13).

    «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. Этот документ не имеет полной силы закона, однако по существу яв­ляется первым универсальным правовым актом, содержащим мо­ральные и политические требования к присоединившимся госу­дарствам по принятию мер, направленных на выравнивание воз­можностей для инвалидов.

    В первой главе Стандартных правил упоминаются предпосыл­ки, содействующие их равному участию в жизни общества:

    1) широкое ознакомление общественности с проблемами ин­валидности;

    2) беспрепятственный доступ для инвалидов к медицинскому обслуживанию;

    3) полный комплекс услуг по реабилитации;

    4) обеспечение специальными услугами.

    Правило 1 указывает, что «государства должны предпри­нимать меры к расширению информированности общества об ин­валидах, их правах, нуждах, потенциале и созидательном вкладе». Важным элементом расширения информированности общества яв­ляется сосредоточение информационной компании на проблемах детей-инвалидов, что создаст предпосылки к формированию по­зитивного отношения к ним со стороны будущих поколений. Со­гласно правилу 2 государства должны обеспечить предостав­ление инвалидам эффективной помощи. А с целью достижения и поддержания инвалидами оптимального уровня независимо­сти, уточняется в правиле 3, необходимо предоставлять им полный комплекс социальных услуг.

    Эти правила нацелены на то, чтобы обеспечить инвалидам та­кой уровень жизнедеятельности, который позволил бы им актив­но жить и взаимодействовать в обществе.

    Правило 4 касается государственного обеспечения инвали­дов специальными услугами, включающими и технические сред­ства, и приспособления, что должно повысить уровень независи­мости этих людей в повседневной жизни и расширить для них возможности пользования своими правами.

    Во второй главе Стандартных правил речь идет о целевых обла­стях создания равных возможностей (правила 5 - 12). Здесь имеются в виду доступность всех сфер общественной жизни, обра­зование, занятость, обеспечение материального благосостояния, семейная жизнь, личностная независимость, культура, досуг, спорт, религия. Понятие «доступности» подразумевает создание безбарьерной среды обитания, приспособление градостроительной среды и инфраструктуры помещений к нуждам инвалидов, беспре­пятственный доступ к средствам информации и коммуникации.

    Одним из важнейших по значимости является правило 6, в котором указаны стандарты обеспечения доступа инвалидов к образованию, признанного обязательным условием будущего тру­доустройства и обретения жизненных навыков. Обращение к государствам-участникам требует «...признавать принцип равных воз­можностей начального, среднего и высшего образования для де­тей, молодежи и взрослых инвалидов в общеобразовательных си­стемах». Пункт 8 этого правила уточняет, что в странах, где обще­образовательная система «не удовлетворяет потребностям всех категорий инвалидов, может применяться система специального образования». Однако государства должны стремиться к тому, чтобы постепенно интегрировать специальное обучение в общую систе­му образования.

    Огромное значение для достижения инвалидами достаточного уровня независимой жизни имеет трудовая занятость. Правило 7 подчеркивает: «Государства должны признавать тот принцип, что инвалиды имеют право пользоваться своими особыми правами в области трудоустройства», а в его пункте 1 уточняется, что трудо­вое законодательство «не должно допускать дискриминации ин­валидов и не должно создавать препятствия к их трудоустройству». Государства обязаны поддерживать стремление инвалидов участво­вать в системе свободного трудоустройства (п. 2), но вместе с тем создавать и приспосабливать рабочие места и помещения так, чтобы они были им доступны (п. За), способствовать использованию новых технологий и производству вспомогательных приспособлений, инструментов и оборудования (п. Зв), обеспечивать на должном уровне трудовое обучение, трудоустройство и постоянную под­держку трудовой деятельности, осуществляя в случае необходи­мости трудовую деятельность, например, при содействии ассис­тента, пользуясь переводческими услугами и т.п. (п. Зс).

    Правило 8 касается достойного уровня материального и социального обеспечения. Его пункт 3 обращен к государствам с требованием предоставить достойное материальное и социальное обеспечение не только самим инвалидам, но и лицам, осуществ­ляющим уход за ними. Вместе с тем пункты 4 и 5 этого правила подчеркивают, что программы социального обеспечения инвали­дов должны быть структурированы таким образом, чтобы стиму­лировать людей с инвалидностью к самостоятельному поиску тру­доустройства, т.е. к необходимости самим искать и сохранять свое рабочее место.

    Правило 9 призывает государства способствовать полному участию инвалидов в семейной жизни. В частности, инвалидам не может быть отказано в праве на сексуальность и родительские чувства.

    В правилах 10-12 содержатся требования обеспечить ин­валидам равные возможности участия в культурной деятельно­сти, отдыхе и спорте, религиозной жизни.

    В третьей главе Стандартных правил перечисляются различные практические меры по реализации указанных стандартов с реко­мендациями по их внедрению. Государства обязаны:

    а) собирать и распространять информацию об условиях жизни инвалидов- правило 13;

    б) обеспечивать учет проблем инвалидов при разработке соот­ветствующей политики и национальном планировании - пра­вило 14;

    в) разрабатывать законодательную базу с учетом мер по дости­жению задач полного участия и равенства инвалидов - прави­ло 15;

    г) финансировать национальные программы и деятельность по созданию для инвалидов равных возможностей - правило 16;

    д) содействовать деятельности национальных координацион­ных комитетов по проблемам инвалидов - правило 17;

    е) признавать право общественных организаций инвалидов представлять свои интересы на национальном, региональном и местном уровнях - правило 18;

    ж) обеспечивать адекватную подготовку кадров, участвующих в планировании и осуществлении программ по созданию равных возможностей для инвалидов, - правило 19;

    з) осуществлять постоянный мониторинг и оценку реализации национальных программ и услуг, обеспечивающих равенство воз­можностей для инвалидов, - правило 20;

    и) принимать участие в сотрудничестве с развивающимися стра­нами по принятию мер, направленных на улучшение жилищных условий инвалидов, - правило 21;

    к) активно участвовать в международном сотрудничестве по разработке политики, нацеленной на достижение равенства воз­можностей для инвалидов, - правило 22.

    Заключительная, четвертая глава описывает механизм контро­ля, предназначенного способствовать практической реализации указанных норм и стандартов.

    На основе этих Стандартных правил разработаны дифферен­цированные рекомендации по созданию равных возможностей для людей с тем или иным видом инвалидности. Так, в документе «Принципы защиты умственно отсталых лиц и совершенствова­ние психиатрической помощи» заложены минимальные стандар­ты ООН по защите законных прав и свобод людей с интеллекту­альной недостаточностью. Он предназначен для использования в качестве руководства правительствам, специальным правозащит­ным агентствам, международным, национальным и региональ­ным организациям, действующим как в государственном, так и в неправительственном секторе. В частности, принцип 1 (п. 2) уста­навливает, что «...ко всем лицам, страдающим умственной отста­лостью или считающимся таковыми, следует относиться гуманно и уважать их человеческое достоинство». Другие перечисленные в документе принципы касаются защиты детей от избыточной диагностики умственной недостаточности, утверждения их прав на адекватное медицинское обследование, на конфиденциальность профессиональной информации, на комплекс мер, улучшающих условия их содержания в специальных учреждениях, а также ука­зывают на необходимость согласия на лечение.

    Зашите прав детей-инвалидов посвящены многие постоянно организуемые международные мероприятия (форумы, конферен­ции), на которых обобщаются исследования, связанные с поло­жением таких детей в современном мире.

    Особую значимость приобретают резолюции конференций по защите прав детей-инвалидов на образование. Поддержка свобод­ного развития «особого ребенка» предусматривает прежде всего восстановление его прав на наследование культурно-исторического опыта человечества, а это может быть осуществлено только сред­ствами образования и в сфере образования. Исключение человека (ребенка) из образовательного пространства равносильно приго­вору к пожизненной бедности и зависимости.