Войти
Образовательный портал. Образование
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Обучение чтению по методике надежды жуковой. Учимся читать. Первые игры для обучения чтению

    Обучение чтению по методике надежды жуковой. Учимся читать. Первые игры для обучения чтению

    Обучение чтению дошкольников в игровой форме - это увлекательный и необычный вариант проведения занятий. Дети на занимательных уроках не просто заучивают буквы и складывают их в слоги. Они целиком погружаются в процесс, старясь выполнить как можно больше интересных заданий, приобретают навык чтения без нажима со стороны родителей и педагога. Какие игры по обучению чтению для старших дошкольников выбрать, расскажем в нашей статье.

    Возрастные особенности дошкольников

    Будущие первоклассники в возрасте 5-7 лет - интересные создания. Им любопытно все новое, они хорошо усваивают информацию, но у этого периода есть свои особенности. Их стоит учитывать перед планированием нагрузки, составлением плана работы на уроке по чтению:

    • Детсадовцы хорошо говорят, постоянно пополняют словарный запас.
    • Внимание становится произвольным.
    • Малыши любят рассуждать, вникать в суть дела, вопроса.
    • Растет самооценка, осознание себя как личности.
    • Игра остается основной формой получения знаний.

    Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:

    1. Делайте занятия интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
    2. Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.
    3. Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
    4. Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
    5. Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
    6. Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
    7. Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.

    Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

    Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

    Преимущества метода:

    • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
    • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
    • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
    • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
    • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
    • Детский коллектив сплачивается.
    • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

    Недостатки метода:

    • У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
    • Игры, головоломки отнимают много времени.
    • Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.

    Это интересно! В Америке и Израиле игровой момент обязательно включается в каждый урок с детсадовцами и младшими школьниками. Педагоги даже сдают специальный экзамен на “умение” преподавать, играя.

    Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

    1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
    2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
    3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в , поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
    4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
    5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

    Важно! В 5-6 лет не требуйте от ребенка скорости чтения. Основная задача обучения в дошкольный период автоматизация навыка. Темп и техника придут самостоятельно или с помощью специальных уроков позже.

    Игры

    Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.

    Учим буквы

    Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.

    Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.

    Начать можно с таких:









    Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.

    Читай по первым буквам

    Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.

    Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

    Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.









    Найди букву

    Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.

    В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.










    Собири слова из букв

    Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
    Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.



    Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.

    В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.

    Настольные игры

    Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.

    Распечатайте для занятия такие ходилки:





    Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.

    Читаем вместе

    Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась. Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас.


    Задания

    Раскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания. У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность - они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь. Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно.

    Найди буквы и раскрась

    Выбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву “В”, разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д.



    Найди буквы на картинке



    Смотри на картинку и читай

    Это задание подходит для детей, изучающих буквы, чтение слогов. Картинки со знакомыми предметами можно показывать в большом количестве. Малыши хорошо запоминают слова, пользуются ассоциациями при чтении без изображений.

    После изучения слов и соотношения их с предметами, предложите дошкольнику читать слова без картинок. Знакомые слоги складываются быстрее.






    Читаем по слогам

    Для хорошо усвоивших слоги детей подойдут небольшие сказочные тексты. Их можно читать вместе с родителями или по очереди в классе. После прочтения обязательно спросите ребенка, что он понял, сможет ли пересказать текст.

    Очень важно не брать для урока нудные, серьезные произведения. Малышу будет интересно за 3-4 предложения узнать всю историю героев от начала и до конца. В процессе чтения таких сказок педагог формирует интерес к книгам у маленьких учеников, любовь к самостоятельному изучению литературы.





    Видео

    Игровые формы обучения детям нравятся гораздо больше, чем нудное сидение перед азбукой и прописывание начертаний русских букв в тетради. Если хотите научить ребенка читать быстро, получить от уроков максимум положительных эмоций и пользы, не пренебрегайте таким методом работы дома, на дополнительных занятиях по подготовке к школе.

    Анна Ровенская

    Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

    1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
    2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук , а где - том и люк .
    3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
    4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

    8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

    Подайте пример

    В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

    Читайте вместе и обсуждайте

    Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

    Идите от простого к сложному

    Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня . После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м .

    Покажите, что буквы есть везде

    Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный - «Ждите столько-то секунд».

    Играйте

    И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

    Используйте любую возможность для тренировки

    Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

    Закрепляйте успех

    Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

    Не заставляйте

    Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через и слёзы.

    6 методик, проверенных временем

    Азбуки и буквари

    katarina_rosh/livejournal.com

    Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю - юла. Азбука помогает запомнить буквы и - нередко - интересные стишки, но не научит читать.

    Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

    Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма , а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а .


    igrushkinadom.com

    Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

    Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими - металлом.

    Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких - мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) - губы в полуулыбке.

    В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

    Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

    «Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича


    igrushkinadom.com

    В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте - диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

    «Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них - повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

    Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимымВячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.


    igrushkinadom.com

    «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

    Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А - и получается первый слог ма . Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым .

    Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.


    umnitsa.ru

    Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары - согласной и гласной. Задача ребёнка - покрутить кубики и найти пару.

    На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба . Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

    Оптимальный возраст для занятий - 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.


    steshka.ru

    Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

    Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы . Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

    Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

    Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

    Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

    Гленн Доман

    Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

    Сегодня психологи, нейрофизиологиSteven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатрыAmerican Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

    Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.


    howwemontessori.com

    Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы - это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

    Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

    Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

    Сложность для родителей - покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

    Выводы

    В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

    Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

    Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка - через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении - любознательность самого ребёнка.

    Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

    В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы существенно возрастут.

    Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям - чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.

    Возрастные особенности дошкольников

    Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
    При подготовке к школе, родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

    • Основная потребность детсадовцев - общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
    • Ведущая психическая функция - воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
    • Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
    • Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
    • Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
    • Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

    Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.

    Как работать с текстами

    Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника - новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

    1. Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников - 4-5 предложений.
    2. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
    3. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
    4. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
    5. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.





    Тексты для детей 4-5 лет

    Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.

    Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.

    Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.

    • Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
    • В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
    • Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
    • Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.










    Задания

    После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:

    1. Короткий пересказ.
      Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
    2. Ответь на вопросы.
      Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
      Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
    3. Нарисуй картинку.
      Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
    4. Что было дальше?
      Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.

    Тексты чтения с картинками и заданиями:




















    Тексты для детей 6-7 лет

    Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.

    • Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
    • После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
    • Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.

    Тексты с хвостами:






    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    детский сад №19

    «Программа обучения чтению дошкольников в игровой форме»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    педагога дополнительного образования Казалиевой Д.Н.

    «АБВГДейка».

    Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.

    Срок освоения программы – 3 года.

    Санкт-Петербург 2015г

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    ГЛАВА I. Содержание программы по обучению чтению

    ГЛАВА II. Структура и основные направления реализации программы

    ГЛАВА III. Календарно-тематическое планирование занятий по обучению чтению

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    БИБЛИОГРАФИЯ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

    Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

    Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

    Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

    Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

    Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

    Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

    Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быкова с учетом возраста дошкольников, «Обучение грамоте детей 5-7 лет» М.Д. Маханева, «Обучение чтению грамоте детей 6-7 лет»О.М. Рыбникова, «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Е.В. Колесникова, «Развитие звуко- буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова, «Я начинаю читать» Е.В Колесникова, «Букварь» электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы А.Ф. Малышевский. А также учитываются положения общеразвивающей программы МДОУ № 19

    Целью данной Программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.

    Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:

    · Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.

    · Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.

    · Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

    · Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.

    · Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

    Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:

    1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

    2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников; использование интерактивной доски

    3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

    4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

    Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.

    Срок реализации данной программы рассчитан на три года обучения.

    ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

    Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

    В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

    Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

    При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

    Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

    Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

    Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

    Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

    Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

    ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Структурная организация совместной деятельности по реализации программы

    На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей:15 минут для детей4-5лет, 25 минут 5- 6 лет, 30минут для детей 6 - 7 лет.

    Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились,повторение характеристики звука, стихотворения про букву.Работа со звуком и буквой, прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Звоном и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

    Последовательность элементов занятия:

    1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

    2. Выполнение упражнений для губ или язычка,это элементы артикуляционной гимнастики. Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков.

    4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

    5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

    7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

    - «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

    Выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

    Выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

    Построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

    Игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

    Педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

    8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

    Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению.

    Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

    Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.

    На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения;

    Консультации для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

    1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

    2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

    3. Важна не длительность занятий, а их частота.

    4. Будьте последовательными в обучении чтению.

    5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

    6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

    7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

    8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

    9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

    10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

    ГЛАВА III КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

    Учебно-тематический план первого года обучения.

    Сроки

    Тема

    Задачи

    Количество часов

    Октябрь

    Что такое азбука? Для чего она нужна?

    Диагностика

    Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

    Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

    Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук.Закрепить знание о гласных звуках, познакомить с их характерными признаками.Научить выкладывать буквы из палочек.

    Какие звуки мы знаем?

    «Знакомство: Звон»

    Встреча, Звона и Буковки

    Звук А

    Звук У

    Звук О

    Закрепление А, У, О

    Ноябрь

    Звук Ы

    Воспитывать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых моментов.

    Формирование у детей стойких представлений о звуке. Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

    Подготовка к восприятию звуков русского языка; формирование мотивации к занятиям

    Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

    Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный, согласный звук.Закрепить знание о гласных звуках.

    Формировать представление о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие.

    Звук Э

    Звук И

    Закрепление Ы, Э, И,

    Звуки М - Мь

    Звуки Н - Нь

    Звуки Б - Бь

    Звуки П- Пь

    Декабрь

    Закрепление Б- Бь, П - Пь

    Развивать фонематический слух. Развивать навык языкового анализа слов с новыми звуками.развивать зрительное и слуховое внимание.развивать общую и мелкую артикулляционную моторику. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

    Развивать самоконтроль за речью детей. Закрепить знание о согласных звуках.

    Звуки Д-Дь

    Звуки Т - Ть

    Закрепление Д-Дь, Т- Ть

    Звук Г

    Звук К

    Закрепление Г, К

    Звуки В - Вь

    Январь

    Звуки Ф - Фь

    Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

    Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук.Закрепить знание о согласных звуках, познакомить с их характерными признаками. Закрепить умение выкладывать буквы из палочек. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

    Закрепление В- Вь, Ф - Фь

    Звук Х

    Звуки Л - Ль

    Звуки С- Сь

    Звуки З - Зь

    Закрепление С – Сь, З- Зь

    Звук Ц

    Февраль

    Закрепление гласные А, О, У, Ы, Э

    Способствовать развитию слухового внимания.закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие.закреплять умение называть первый звук в слове.развивать уммение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление. Закрепить знание о согласных звуках.

    Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Познакомить с простейшим моделированием – изображением слова в виде прямоугольника.

    Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий.

    Формировать навык самоконтроля и самооценки. Деление слов на слоги, нахождение различий на двух похожих рисунках.

    Закрепление согласные МЬ, ПЬ, БЬ, Н

    Закрепление согласные Г, К, С, Ц

    Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисованием коротких отрывистых линий

    Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках

    Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие)

    Знакомство с многообразием слов, звучанием звонко, громко, тихо

    Знакомство с многообразием слов

    Март

    Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко»

    Продолжать знакомить с разнообразием слов(слова звучат по – разному и похоже), знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).

    Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не только близкие по звучани, но и подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах.

    Развивать внимание и зрительную функции детей посредством нахождениянесоответствия в рисунке.

    Формировать интерес в речевой дяельности, самостоятельность, инициативу в решении позновательных задач.

    Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек

    Звуки С – Сь, З-Зь, твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках

    Звук Ц, рисование огурцов

    Звук Ш, «Песенка ветра», рисоввание шариков

    Звук Ж, «Песенка жука»

    Звуки Ш – Ж, моделирование рисование дорожек

    Звук Щ, моделирование рисование щеток

    Апрель

    Звук Ч, моделирование рисование предметов

    Способствовать развитию слухового внимания.закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие,закреплять умение называть первый звук в слове.Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление.

    Закрепить знание о согласных звуках,способствовать интанационному выделению твердых и мягких согласных звуков, продолжать знакомить с линейностью слов.

    Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий.

    Формировать интерес к речевой деятельностти, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач.

    Формировать навык самоконтроля и самооценки.

    Звуки «Ч – Щ», моделирование нахождение различий

    Звуки «Р – Рь», закрашивание предметов

    Звуки «Л – Ль», моделирование, рисование неваляшки

    Звуки «М – Мь», рисование мишки

    Звуки «Б – Бь» моделирование, рисование бус

    Звуки « К – Кь», закрашивание предметов

    Учебно-тематический план второго года обучения.

    Сроки

    Тема

    Задачи

    Количество часов

    Октябрь

    Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.

    Диагностика.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий.

    Формировать интерес к речевой деятельностти, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач.

    Формировать навык самоконтроля и самооценки.

    Диагностика. Повторениие гласных звуков.

    Диагностика. Повторение согласных звуков.

    Повторение. Характеристика твердых и мягких согласных звуков.

    Повторение.Сравнение слов по звучанию, протяженность слов (длинные и короткие)

    Повторение. Сравнение звучания слов(громко, тихо)

    Повторение. Деление слов на слоги

    Ноябрь

    Звук и буква А

    Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. Познакомить с гласным звуком и его условным обозначением – красный квадрат.закрепить зание гласных звуков, их характерные признаки.

    Познакомить с понятием «буква», указать отличительные признаки понятий «звук» и «буква».

    Выработать умение определять место звука в словах. Выработать умение внимательно слушать текст, выделяя в нем слова в которых есть изучаемый звук.Научить выкладывать новую букву из палочек.

    Звук и буква У

    Сочетание АУ,УА

    Закрепление пройденного материала

    Звук и буква О

    Звук и буква Ы

    Звук и буква Э

    Закрепление пройденного материала

    Декабрь

    Звук и буква Л.Чтение слогов.

    Деление слов на слоги, ударный слог и ударный гласный в слове.

    Чтение слогов, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изображение предложений.

    Фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.Научить «рисовать» в воздухе букву.научить детей читать слоги с новой буквой.

    Звук и буква М

    Звук и буква Н

    Звук и буква Р

    Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков).

    Закрепление пройденного материала

    Знакомство с предложением: Мама мыла раму.

    Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы.

    Январь

    Буква Я.

    Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой. Произношение согласных звуков, фонетический разбор, чтение слогов, слов, предложений.

    Место буквы в словах, сравнительное чтение слогов, произношение согласных звуков, Звуко-буквенный анализ. Закреплять понятие, что согласные звуки бывают твердые и мягкие, твердые обозначаются синим цветом, мягкие- зеленым. Научить выкладывать букву из палочек, природного материала, «рисовать» в воздухе. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

    Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

    Повторение пройденного материала. Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р,

    Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слова, чтение предложения.

    Буква Ю. Чтение слогов слов. Составление предложений

    Закрепление пройденного материала

    Буква Е.Чтение слогов слов. Составление предложений

    Буква Ё. Чтение слогов слов.

    Звук и буква И. Чтение слогов слов. Составление предложений.

    Февраль

    Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений

    Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух.

    Фонетический разбор слов.

    Графическое изображение мягких и твёрдых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов. Чтение слов и фонетический разбор слов, соотнесение схем слов, составление слов из слогов. Научить «рисовать» в воздухе букву, научить детей читать слоги с новой буквой. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

    Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

    Развивать самоконтроль за речью детей.

    Звуки Г и Гь, К и Кь

    Буквы Г, К

    Звуки Д и Дь, Т и Ть

    Буквы Д, Т

    Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В и Ф.

    Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С

    Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П

    Март

    Звуки Х и Хь, и буква Х

    Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. Работа с предложением чтение рассказа и поиск слов. . Научить выкладывать букву из палочек, природного материала, «рисовать» в воздухе.

    Закрепление пройденного материала.

    Звуки и буквы Ж и Ш

    Звуки и буквы Ч и Щ

    Звук и буква Ц

    Звук и буква Й

    Мягкий знак Ь

    Твёрдый знак Ъ

    Апрель

    Повторение пройденного материала.

    Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух, деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение. Предложение: составить по картинке. Научить «рисовать» в воздухе букву, развивать навык языкового анализа слов.Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

    Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

    Развивать самоконтроль за речью детей.

    Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы

    Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворений

    Ребусы, загадки, чтение стих-й.

    Мониторинг.

    Мониторинг.

    Викторина

    Учебно-тематический план третьего года обучения.

    Сроки

    Тема

    Задачи

    Количество часов

    Отябрь

    Новые встречи со старыми друзьями. Звон и буковка.

    Повторение. Деление слов на слоги.

    Диагностика. Повторение пройденного материала. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух, деление слов на слоги. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику.

    Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

    Развивать самоконтроль за речью детей.

    Диагностика. Повторениие гласных звуков. Ударные и безударные.

    Диагностика. Повторение согласных звуков. Характеристика твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

    Повторение. Количество звуков и букв.

    Чтение слогов и слов.

    Закрепление пройденного материала.

    Звук Н - Нь и буква Н

    Звук М - Мь и буква М

    Ноябрь

    Звуки j и буква Й

    Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

    Развивать самоконтроль за речью детей.

    Звуки j и буква Е

    Звуки j и буква Ё

    Закрепление пройденного материала

    Звуки j и буква Ю

    Звуки j и буква Я

    Закрепление пройденного материала

    Звук и буква Ц

    Декабрь

    Звук и буква Ч

    Развивать фонематические процессы. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать зрительное и слуховое внимание. Познакомить детей со звуком j. Закрепить понятие «гласный звук», «согласный звук». Познакомить с йодированными буквами, научить выкладывать их из палочек, природных материалов, «рисовать» в воздухе. Закрепить навык чтения слогов и слов с новой буквой.

    Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

    Развивать самоконтроль за речью детей.

    Звук и буква Щ

    Закрепление пройденного материала

    Звуки Л - Ль и букваЛ

    Звуки Р - Рь и буква Р

    Закрепление пройденного материала

    Итоговая игровая деятельность по всем пройденным звукам и буквам.

    Викторина

    Январь

    Звуки и буквы. Закрепление. «Буквы рассыпались»

    Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

    Звуки и буквы. Закрепление. «Буквы потерялись»

    Слова и слоги. Закрепление.

    Предложение.

    Зима.

    Новый год.

    В мире книг.

    Домашние животные.

    Февраль

    Дикие животные.

    Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Развивать самоконтроль за речью детей.

    Сказки.

    Транспорт.

    Профессии.

    Природные явления.

    Лес.

    Насекомые

    Март

    Весна.

    Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

    Развивать самоконтроль за речью детей.

    Птицы.

    Цветы.

    Овощи.

    Фрукты.

    Закрепление пройденного материала.

    «Скоро лето»

    Апрель

    «Скоро в школу»

    Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям. Развивать самоконтроль за речью детей.

    «День города»

    Ребусы.

    Кроссворды.

    Закрепление пройденного материала.

    «Брейн- ринг» по закреплению всех пройденных звуков и букв.

    Диагностика.

    Диагностика.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Реализация программы «Обучение чтению дошкольников в игровой форме» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений о всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками аналитического чтения.

    Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.

    Список дополнительных игр для совместной деятельности.

    1.Обучение грамотному вступлению в речевой контакт. Игра «Расскажи о себе».

    2.Построение вопросов. Обращения. Игра «Отгадай предмет по его частям».

    3.Что такое алфавит? Игра «Знакомство с буквами».

    4.Учимся сообщать о впечатлениях. Импровизация «Рассказ по очереди».

    5.Споем гласные буквы. Игра «Усложни предложение».

    6.Рассказывание на тему из личного опыта» Как договориться о совместной игре?» Повторение гласных букв.

    7.На какую букву начинается слово «Гласные буквы». Конкурс на внимание.

    9. Игра «Услышь знакомую букву». Повторение гласных букв.

    10.Учимся вежливому обращении с взрослыми, сверстниками.

    11.Согласные буквы. Как они произносятся? Игра «Исключи гласные».

    12.Какими звуками обозначаются буквы. Игра «Звук первый – звук последний».

    13.Понятие звук, буква, слово. Задание «Назови звук».

    14.Гласные и согласные звуки. Игра «Сравни слова».

    15.Видовые обобщения и их признаки (это игрушки – ими играют).

    16.Место звука в слове (первый, последний, в середине).

    17.Интуитивное чтение. Игра «Накорми зверей».

    18.Учимся грамоте по сказке «Гуси-лебеди».

    19.Графичесий диктант с использованием кратковременной памяти.

    20.Игра-задание «Найди слово с заданным звуком».

    21.Трудные свистящие звуки.

    22. Волшебство слияния букв в слоги.

    23.Тренинг воображения «Какая бывает собака?».

    24.Трудные шипящие звуки.

    25.Игра «Угадай, кто мой друг?» Гласные, согласные звуки.

    26.Обучение чтению по слогам. Игра-задание «Договори слово».

    27.Упражнение «Тренинг звуковой памяти».

    28.Звуковой анализ слова. Интуитивное чтение «Паспорт для животного».

    29.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

    30.Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

    31.Тренировочные задания «Игра в рифмы».

    32.Учимся звуковому анализу слова.

    33.Грамоте учиться всегда пригодится!

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Белоусова Л. Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

    3. Голубина Т. Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

    4. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.

    5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.

    6. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.

    7. Колесникова Е. В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.

    8. Савичев В. Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

    9. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.

    10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

    11. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

    12. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.

    13.Жукова Н.С. Букварь. М.: «Эксмо», 2014