Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Объяснение принципов выделения крупных природных. Научное объяснение. Виды толкования уголовного закона

    Объяснение принципов выделения крупных природных. Научное объяснение. Виды толкования уголовного закона

    Задачи:

    Сделать описание природы одной из природных зон нашей страны ;

    Выявить, какими природными ресурсами богата данная зона;

    Составить прогноз изменения природной среды при интенсивном использовании ресурсов данной природной зоны.


    Задание 1. Составьте характеристику одной из природных зон (по вашему выбору), используя данный план:

    1. Географическое положение, границы.

    2. Рельеф.

    3. Климат.

    4. Внутренние воды.

    5. Почва.

    6. Растительный мир.

    7. Животный мир.


    Задание 2. По картам атласа определите, какими природными ресурсами богата данная природная зона. К ресурсам природной зоны относят минеральные ресурсы, добываемые в ее пределах , лесные (наличие большого количества промышленно пригодного леса), водные (наличие крупных рек, пригодных для использования в хозяйственной деятельности человека), биологические (наличие промысловых рыб, пушного зверя и т.д.), рекреационные (используемые для оздоровления и отдыха человека – теплый климат (курорты), целебные источники и грязи (оздоровление), крупные реки, горы (создание спортивных баз, баз отдыха, горнолыжных трасс).
    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 3. Составьте прогноз об изменении облика характеризуемой вами природной зоны, если ресурсы данной зоны начнут интенсивно использоваться человеком. Ответ обосновать. Предложите, каким образом можно использовать ресурсы природной зоны при наименьшем разрушительном воздействии на нее.
    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 4. По атласу Кемеровской области определите, какие природные зоны расположены на территории Кемеровской области. В пределах какой природной зоны располагается наш населенный пункт. Какими природными ресурсами она обеспечена? На основе собственных наблюдений опишите, как изменяется облик природной зоны под воздействием хозяйственной деятельности человека.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Практическая работа №13

    Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение внутри них более мелких составных частей на основе ярких, специфичных черт географического положения, природы, природных ресурсов и условий их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов

    Задачи:

    Выявить принципы, на основании которых составлено природное районирование нашей страны;

    Задание 1. На основании дополнительной информации и материалов учебника выделите, какие региональные единицы приняты в физико-географическом районировании. Выпишите их определения. Приведите примеры наиболее крупных природных комплексов, выделенных на территории нашей страны.
    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 2. Используя приведенный дополнительный материал, объясните, для каких целей используются знания о физико-географическом районировании страны.
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Задание 3. Используя материал учебника, приведите примеры антропогенных ПТК. Какие антропогенные ПТК можно выделить вблизи нашего населенного пункта?
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дополнительный материал
    Огромная протяженность России с севера на юг и с запада на восток обусловила большое разнообразие ее природы. При рассмотрении различных компонентов природы четко прослеживаются их пространственная неоднородность, взаимосвязи и взаимодействия между ними, следствием чего явилось обособление на территории России различных природных территориальных комплексов (ПТК). Поэтому для глубокого познания природы всей страны требуется изучение отдельных компонентов и их пространственных сочетаний, т. е. обязательное рассмотрение различных ПТК в сравнении .

    Основные таксономические единицы. До настоящего времени сложным остается вопрос о таксономическом положении страны и зоны.

    Зона в широком смысле представляет собой область преобладания ландшафтов одного типа (тундрового, лесного, лесостепного, пустынного и т. д.). Для того чтобы однотипные ландшафты сформировались на всем ее пространстве, зона должна обладать некоторыми общими чертами.

    Основным объектом изучения в курсе физической географии России является физико-географическая страна - крупный природный территориальный комплекс, занимающий узловое положение на стыке планетарного и регионального уровней дифференциации географической оболочки. Страна является самым мелким ПТК из рассматриваемых в курсе физической географии материков и самым крупным ПТК, изучаемым в физической географии России. Физико-географическая страна - это обширная часть мате рика, соответствующая крупной тектонической структуре и достаточно единая в орографическом отношении , характеризую щаяся общностью макроциркуляционных процессов и своеобраз ной структурой географической зональности (набором природных зон или спектром высотных поясов). Примерами физико-географических стран можно считать страны Балтийского кристаллического щита, Восточно-Европейской равнины; Крымско-Кавказская горная страна, страна Западно-Сибирской низменности, Саяно-Алтайская горная страна, Среднесибирская плоско-возвышенная страна, Кольско-Охотская горно-низменная страна, Корякско-Камчатская горная страна.

    Все страны объединяются в две группы: горные и равнинные, но некоторые из них не могут быть отнесены ни к той , ни к другой группе (Северо-Восток, Амурско-Сахалинская), так как включают наряду с горами и крупные равнинные участки.

    Следующей таксономической единицей является провинция - часть зоны или горной области, характеризующаяся общно стью рельефа и геологического строения, а также биоклима тическими особенностями. Обычно провинция территориально совпадает с крупной орографической единицей - возвышенностью, низменностью, группой хребтов или крупной межгорной котловиной. Примерами провинций являются Окско-Донская, Бугульмино-Белебеевская, Чулымо-Енисейская, Путорана, Центральный Алтай, Момско-Селенняхская и т.д. Горные провинции отличаются от соседних типом структуры высотной поясности.

    При районировании в среднем и крупном масштабе, которое производится уже не для всей территории, а для отдельных частей России, выделяют более мелкие единицы регионального уровня - районы. В некоторых схемах районирования эти единицы называются округами, в других округ выделяется как ПТК более высокого ранга, чем район. Физико-географический (ландшафтный) район - сравни тельно крупная геоморфологически обособленная часть провинции, в пределах которой сохраняется целостность и специфи ка ландшафтной структуры. Каждый район отличается определенным сочетанием форм мезорельефа с характерными для них микроклиматами, почвенными разностями и растительными сообществами. Район - низшая единица регионального уровня дифференциации географической оболочки.
    Прикладное значение работ по физико-географическому районированию заключается в том, что отдельные природные комплексы отличаются друг от друга своеобразием природных условий и естественных ресурсов, знание которых позволяет наметить пути их оптимального использования, обеспечивающего сохранение экологического равновесия. Этим целям служат и схемы прикладного районирования для сельского хозяйства, градостроительства, районной планировки, организации отдыха населения и т. д. Территориальные различия природы учитывались при определении очередности освоения территорий и установлении поясных коэффициентов заработной платы , при определении дифференцированных заготовительных цен на сельхозпродукты и зональных норм выработки сельскохозяйственных машин, для проведения профилактических медицинских мероприятий (например, противоэнцефалитных прививок) и определения районов различной категории сложности по условиям транспортного строительства и т. д.

    Практическая работа №14

    1)Как изменяются температура воздуха и атмосферное давление с высотой местности над уровнем моря?

    Температура воздуха и давления с высотой падают.

    2)Как изменяется последовательность зон при поднятии в горы: так же, как при движении по равнине - с севера на юг - или с юга на север?

    Последовательность зон при поднятии в горы изменяется так же, как при движении по равнине с юга на север.

    Вопросы в параграфе

    *Определите, в каких горах России наиболее полно представлены высотные пояса, объясните это.

    Наиболее полно представлены пояса в горах Кавказа, это объясняется их южным положением.

    * Что такое высотная поясность?

    Высотная поясность, высотная зональность - закономерная смена природных условий, природных зон и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над уровнем моря)Как вы думаете, высотная поясность - это отклонение от нормы или подтверждение закона широтной зональности?

    Вопросы в конце параграфа

    1. Почему смена природных условий в горах происходит по вертикали и проявляется более резко, чем па равнинах?

    Смена природных зон в горах происходит более резко, чем на равнинах, поскольку быстрее изменяются природные условия.

    2. Какие высотные зоны преобладают в горах России? С какими районами мира их можно сравнивать?

    В горах России преобладают таежные, тундровые зоны и зоны арктических пустынь. Их можно сравнить северными районами Евразии и Северной Америки.

    3. От чего зависит набор высотных поясов?

    Набор высотных поясов зависит от географического положения гор.

    4. Если бы на севере Русской равнины располагались горы выше Кавказа, были бы они богаче по количеству высотных поясов?

    Высокие горы на севере Русской равнине не были бы богаче по набору поясов Кавказа.

    5. Как влияют горы на жизнь и здоровье человека?

    С высотой гор меняются отдельные компоненты природы и весь природный комплекс. При подъеме вверх температура воздуха снижается, количество осадков увеличивается (особенно на наветренных склонах гор), изменяется влажность воздуха. Все это сказывается на особенностях почвенного покрова и органического мира. По сравнению с равнинами в горах свои «календари природы» - сроки развития растений, как культурных, так и дикорастущих. Жизнь в горах подчиняется ходу природных процессов. Иной здесь и быт людей, их одежда, традиционные занятия.

    «Пресс» природы в высокогорьях, то есть на самых высоких горных «этажах», чувствуют все: и постоянные жители, и наблюдатели на метеостанциях, и рабочие рудников, и альпинисты. Здесь холоднее, ниже давление атмосферы, меньше кислорода, больше ультрафиолетовых лучей. Специфику климата поднебесий ощущают даже машины: с высотой меняется температура кипения воды, пропорции горючей смеси в моторах, свойства смазочных масел.

    ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

    1. Докажите, что природная зона - это природный комплекс.

    И природные зоны и природные комплексы обладают единством природных компонентов. При смене природных условий сменяются как природные комплексы, так и природные зоны.

    2. Кто из русских ученых был основоположником учения о природных зонах?

    Василий Васильевич Докучаев

    3. Назовите все природные зоны России. Докажите, что они размещаются закономерно.

    На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь. очти все зоны нашей страны тянутся на тысячи километров с запада на восток, и тем не менее они на всем своем протяжении сохраняют существенные общие черты, обусловленные господствующими климатическими условиями, степенью увлажнения, типами почв, характером растительного покрова. Сходство прослеживается также в поверхностных водах и современных рельефообразующих процессах.

    4. Назовите безлесные зоны нашей страны. Где они расположены? В чем их сходство и в чем различие?

    Безлесные зоны – арктические пустыни, тундра, степи, пустыни и полупустыни. Арктические пустыни и тундра расположены в арктическом и субарктическом поясах, в северных районах. Степная зона, пустыни и полупустыни расположены в южных районах. Их сходство – отсутствие древесной растительности. Отличия заключаются в том, что причина безлесности в северных районах – суровый климат, в южных – недостаточное увлажнение.

    5. Какая природная зона нашей страны занимает наибольшую территорию? Найдите в ее пределах неодинаковые по условиям природы районы и подумайте, чем это объясняется.

    Зона тайги - самая большая по площади природная зона России. В разных районах обширной таежной зоны неодинаковы многие природные условия - общая суровость климата, степень увлажнения, горный или равнинный рельеф, количество солнечных дней, разнообразие почв. Поэтому различны и образующие тайгу хвойные деревья, что, в свою очередь, изменяет и внешний облик тайги в тех или иных районах. Темнохвойные елово-пихтовые леса преобладают в европейской части зоны и в Западной Сибири, где к ним присоединяются кедровники. Большая же часть Средней и Восточной Сибири покрыта лиственничными лесами. Повсюду на песчаных и щебнистых почвах произрастают сосновые леса. Совсем особый характер у лесов дальневосточного Приморья, где на хребте Сихотэ-Алинь к обычным хвойным - елям и пихтам - присоединяются такие южные виды, как амурский бархат, пробковый дуб и др.

    Наибольшей продуктивностью обладает зона смешанных и широколиственных лесов. Она обладает плодородными почвами, достаточным увлажнением, богатым растительным и животным миром.

    8. Определите, о какой природной зоне идет речь, если в ней растут:

    А)карликовая береза, кедровый стланик, ягель;

    Б)лиственница, кедр, береза, осина, ольха. Назовите характерные для обеих зон почвы и типичных животных.

    А)тундра. Животные – северный олень, песец, казарка, гусь.

    Б)смешанные леса. Животные – лось, косули, зайцы, лисицы, барсуки, рыси, тетерев, куропатки.

    9. Назовите оптимальные природные условия, необходимые для успешного занятия сельским хозяйством. В какой из известных вам природных зон есть такие условия?

    Благоприятный тепловой режим, достаточное увлажнение, плодородные почвы. Тепловой режим зоны смешанных и широколиственных лесов и степень ее увлажненности благоприятны для сельского хозяйства. Дерново-подзолистые и серые лесные почвы отличаются большим плодородием.

    11. Практическая работа № 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. Сравните картосхему (рис. 81) с физической и климатической картами России в атласе.

    С какими природными рубежами совпадают границы природных районов?

    Границы природных районов совпадают с границами крупных форм рельефа.

    Влияют ли климатические показатели на проведение границ?

    Климатические показатели так же оказывают влияние на проведение границ.

    Сделайте вывод о том, какие компоненты природы являются главными при районировании территории.

    Главными компонентами природы при районировании территории являются рельеф и климат.

    Даны две группы предложений:

    1. Бывший президент Ирана Мохаммад Хатами, желавший вновь баллотироваться на пост главы государства на июньских выборах, объявил о решении снять свою кандидатуру и поддержать «другого умеренного кандидата».

    2. В головной отряд были назначены Тетерин и Томка. Мария пробовала возражать, настаивая на своей кандидатуре , но Томка выдвинула как минимум два неопровержимых довода в свою пользу.

    3. Основным соперником действующего мэра называют депутата Госдумы Евгения Ищенко, который выставлял свою кандидатуру на прошлых выборах в муниципалитет.

    4. И тут мне звонит глава областной администрации и говорит, что у него есть своя кандидатура - Николай Иванович Рыжков, - и надо уступить ему место.

    5. Недавно Иркутский областной арбитраж по ходатайству службы принял решение об отстранении внешнего управляющего комбината Игоря Помельникова и рекомендовал свою кандидатуру .

    6. Обычно он называет свои кандидатуры , исходя из принципов: сколько эти люди сделали для хоккея, какой у них авторитет в Лиге, их репутация.

    Задание 1. Объясните принцип выделения групп.

    Задание 2. Распределите по этим группам следующие предложения / фрагменты текстов:

    7. -
    - Я свою кандидатуру снимаю, - солидно говорит Овечкин.

    8. Россия выдвинула свою кандидатуру в Совет ООН по правам человека.

    9. Анкета опускалась в металлический ящик, где имелись сведения о миллионах претендентов из разных концов света. Машина сопоставляла анкеты и предлагала свою кандидатуру .

    Задание 3. Что вы можете сказать о словосочетании свой кандидат ?

    Подсказка

    Попробуйте понять, к кому относится словосочетание своя кандидатура .

    Решение

    Задание 1. В примерах из группы А словосочетание своя кандитатура относится к подлежащему (то есть употребляется примерно с тем же значением, что местоимение себя ), в примерах из группы Б - к другому лицу, выдвинутому тем человеком, на которого указывает подлежащее.

    Задание 2.

    7. - Тогда Овечкина, - говорит Люська.
    - Я свою кандидатуру снимаю, - солидно говорит Овечкин.

    Группа А: Овечкин под своей кандидатурой имеет в виду себя самого.

    8. Россия выдвинула свою кандидатуру в Совет ООН по правам человека.

    Возможны оба ответа: группа А (если в Совет ООН входят государства) или группа Б (если в Совет ООН входят люди, представляющие государства). (На самом деле верно первое, но необходимо описать обе возможности).

    9. Анкета опускалась в металлический ящик, где имелись сведения о миллионах претендентов из разных концов света. Машина сопоставляла анкеты и предлагала свою кандидатуру.

    Группа Б: машина предлагала кандидатуру одного из претендентов.

    Задание 3. Словосочетание свой кандидат , хотя внешне очень похоже на словосочетание своя кандидатура , употребляется только так, как в группе Б, то есть не может относиться к подлежащему. Свойством употребляться так, как в примерах группы А, вообще обладает очень небольшое число слов.

    Послесловие

    Русское местоимение свой устроено особым образом. В большинстве случаев оно призвано указывать на принадлежность лицу или объекту, которые названы подлежащим предложения: Петя дал Ване свою ручку значит, что Петя дал Ване ручку Пети (а не Вани и не чью-то еще). Такие слова лингвисты называют рефлексивами . Рефлексивных притяжательных местоимений нет в некоторых знакомых нам европейских языках. Так, на английский язык слово свой может переводиться словами: my, your, his, her, its, our, their - которые не обязательно относятся к подлежащему. Фраза Peter gave John his pen может значить, что Питер дал Джону ручку Питера или ручку Джона.

    Однако и в поведении русского рефлексива свой встречаются исключения из этого правила. Так, когда мы говорим Петя был человек прямой и называл вещи своими именами , мы ведь не имеем в виду, что Петя называл вещи принадлежащим ему именем «Петя». Е. В. Падучева приводит и другие интересные примеры. Скажем, фраза Он не высказал за всю жизнь ни одной своей мысли может пониматься двояко: либо ‘Он высказывал мысли, но они были чужие’, либо ‘Он не высказывал мысли, держа их при себе’. Такие случаи упоминает и Я. Г. Тестелец в своем учебнике синтаксиса: «Особыми свойствами обладает притяжательный рефлексив свой, который может иметь неопределенную референцию либо особые лексические («несобственно притяжательные») значения, например дистрибутивное: Каждый узел обрабатывает своя программа ; или ‘свой в противоположность чужому’: Своя рубашка ближе к телу ; ‘относящийся к узкому кругу родственников или друзей’: Здесь собрался всё свой народ ; и т. п.».

    Еще одним любопытным исключением и является словосочетание своя кандидатура : здесь слово свой может указывать не на принадлежность говорящему, а на самого говорящего. Именно поэтому фразу Россия выдвинула свою кандидатуру в Совет ООН по правам человека можно понять двумя способами. По общим правилам поведения местоимения свой она должна означать ‘Россия выдвинула принадлежащую ей кандидатуру’ (например, своего представителя), однако в реальности она означает ‘Россия выдвинула Россию в Совет ООН’. Чтобы правильно интерпретировать эту фразу, нужно знать, что в советах ООН состоят государства, а не отдельные люди. Интересно, что с внешне очень похожим словосочетанием свой кандидат такая неоднозначность не возникает: Россия выдвинула своего кандидата не может значить, что Россия выдвинула себя.

    Это свойство слова кандидатура связано с его многозначностью: кандидатура может называть как человека, так и право или возможность рассматриваться в каком-либо качестве. Таким же образом неоднозначными окажутся и словосочетания типа кандидатура Иванова : они могут означать и ‘кандидатура, выдвинутая Ивановым’, и ‘возможность самого Иванова быть кандидатом’. Похожим образом себя ведут слова, обозначающие изображения (фотография, портрет, рисунок, скульптура и т. д.): мой портрет с равным успехом может означать и ‘портрет, написанный мной’, и ‘портрет, изображающий меня’. Большое количество материала на тему неоднозначностей такого рода собрано в работе [Иомдин, Иомдин 2011].

    Установление референтов местоимений играет очень важную роль в компьютерной лингвистике: для правильной интерпретации предложений, их автоматического перевода, построения баз знаний и других актуальных задач бывает необходимо определить, на какой именно элемент предшествующего текста указывает местоимение; сделать это, как мы видим, часто очень непросто - для этого требуются знания о мире, которые есть у носителя языка, но которые очень трудно формализовать.

    Литература:
    1) Иомдин Б. Л., Иомдин Л. Л. Интерпретация актантной неоднозначности: пределы возможного // Под общей редакцией: E. Quero Gervilla, B. Barros García, T. R. Kopylova, E. J. Vercher García, G. M. Kharnásova (eds.). Lengua Rusa, Visión del Mundo y Texto . Russian Language, World View and Text . Granada: Sección Departamental de Filología Eslava / Universidad de Granada. 2011, p. 612–619.
    2) Е. В. Падучева. Возвратное местоимение с косвенным антецедентом и семантика рефлексивности // Семиотика и информатика , 1983, №21.
    3) Я. Г. Тестелец. Введение в общий синтаксис . М., 2001.
    4) Референция ; Кореферентность // Лингвистический энциклопедический словарь.
    5) Я. Г. Тестелец и С. О. Толдова. Рефлексивные местоимения в дагестанских языках и типология рефлексива // Вопросы языкознания , 1998, №4.

    Задача использовалась на олимпиаде «Высшая проба» по русскому языку (2013/2014).

    Толкование - важнейшая составляющая процесса применения права, более того, без толкования нет и не может быть правоприменения.

    Толкование норм права — это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осозна-нию ими действительного содержания норм. В процессе толкования устанавливаются условия действия нормы, юридические права и обязан-ности участников правоотношений, а также меры юридической ответ-ственности за нарушение предписаний нормы права.

    Толкование призвано обеспечить полную и всестороннюю реали-зацию норм права в деятельности исполнительных органов, органов суда и прокуратуры при осуществлении гражданами и организациями своих юридических прав и обязанностей. Тем самым толкование содей-ствует единообразному пониманию и применению правовых норм на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок в различных сферах общественной жизни.

    Основания толкования.

    Основания заключены в особенностях непосредственного предмета толкования - формы права, правовых актов. В отношении нормативных юридических актов таким непосредственным предметом выступает нормативное юридическое предписание. Последнее представляет собой государственно-властное веление, существующее только в таком виде, когда оно формально выражено и закреплено в нормативном юридическом акте. Следовательно, для того чтобы практически реализовать нормы права, необходимо раскрыть содержание нормативного предписания.

    Уяснение любого документа требует определенной мыслительной деятельности, связанной с пониманием данной знаковой системы - слов, предложений, их логической связи и т.д. В указанном отношении толкование в значительной степени универсально; оно широко используется в литературоведении, истории, этнографии и других науках, имеющих дело с документами и иными формами письменной речи.

    Обусловленность толкования особым (нормативным, специально-юридическим) выражением правовых предписаний в нормативном акте. Так как в нормативном акте государственная воля выражена на языке права, то для обеспечения реального действия юридических норм нужен, условно говоря, обратный перевод. Ведь воля, содержащаяся в нормативном правовом акте, выражается с использованием средств и приемов юридической техники-терминологии, юридических конструкций и т.д. Полное и точное уяснение содержания правовых актов нуждается в применении юридических знаний, требует в ряде случаев разъяснения смысла терминов, своеобразия тех или иных норм, их специфического нормативного и системного построения и т.п.

    К рассмотренным основаниям надо добавить и такую причину толкования, как истечение подчас значительного времени после издания акта. Формулировки, выражающие нормативные предписания, нередко ориентированы на фактические ситуации, которые в той или иной степени конкретности может предвидеть законодатель. Между тем при длительном действии нормативного акта возникают новые факты и обстоятельства, которые хотя и охватываются предусмотренной нормой ситуацией и, следовательно, сообразовываются с волей законодателя, но не подпадают под буквальные формулировки акта.

    Толкование норм права имеет два направления (процесс): уяснение («для себя») и разъяснение («для других»). Уяснение смысла нормы права яв-ляется необходимой предпосылкой для правильного понимания и реали-зации ее требований. Разъяснение правовой нормы осуществляется тог-да, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержа-нии.

    В зависи-мости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное .

    Интерпретация права, как и любое юридическое явление, обязано иметь свои собственные принципы. Понятие “принцип” в общетеоретическом понимании означает основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.

    Можно выделить следующие принципы толкования:

    1) принцип законности представляет собой неукоснительное следование нормативно-правовым актам в процессе применения права (и духу, и букве). Этот принцип устанавливает для толкователя границы, в пределах которых он правомочен осуществлять интерпретационную деятельность. Занимаясь толкованием, интерпретатор должен соблюдать законы и подзаконные акты, не нарушать установленных ними норм. Это один из важнейших принципов не только интерпретационной, но и всей юридической деятельности.

    2) принцип добросовестности толкования выражается в проведении интерпретационной деятельности в соответствии с ценностными ориентирами общества, осознании человеком необходимости добросовестно относиться к любым процессам или явлениям. Понятие добросовестности является философской категорией, которая означает сознательное отношение к своим обязанностям.

    3) принцип обоснованности означает, что решение должно приниматься лишь на основании достоверных исходных данных. Для того чтобы толкователь получил правильный, логично последовательный результат, ему необходимо обратиться прежде всего ко всему массиву способов толкования права, как совокупности однородных приемов и правил толкования.

    4) принцип непредвзятости означает, что интерпретатор не должен проявлять заинтересованности сверх меры как в процессе толкования, так и в получении его результата. Непредвзятость - это отсутствие необъективности к какому-либо процессу, явлению; справедливость. Содержание этого принципа можно раскрыть так: если лицо имеет намерение проанализировать определенный нормативный акт, толкуя его, оно всегда должно брать во внимание не только языковую форму, генезис акта, его системные связи, цель принятия, но и основные моральные устои, такие как справедливость, безучастность, объективность.

    5) принцип точности и понятности правотолковательной деятельности представляет собой качество уяснения и разъяснения правовых норм субъектами интерпретации. Этот принцип имеет существенную функциональную нагрузку, так как слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово.

    6) принцип диалектической связи объективного с субъективным . Предметом познания в процессе толкования являются нормы права, их содержание. Но, чтобы они были предметом познания, они должны быть объективно реальными, чувственно воспринимаемыми, то есть выраженными в форме, доступной органам чувств, ведь мысли законодателя, которые не имеют материальной формы, не доступны субъектам права. Субъективный же характер толкования определяется тем, что оно осуществляется определенным субъектом, который является носителем различных личностных качеств (умственные способности, уровень правосознания, опыта), а также тем, что объект толкования выражается в мышлении разных субъектов в различных условиях, при различных обстоятельствах, с различной степенью проникновения в смысл нормы права.

    7) принцип детализирующей природы толкования - интерпретационная деятельность является посредником между обобщенной абстрактной нормой и определенной жизненной ситуацией, в которой эта норма реализуется. Конкретизация выступает особенной основой, при помощи которой абстрактная норма становится конкретной, а соответственно, более точным и понятным становится ее содержание в результате толкования.

    8) принцип целесообразности означает выбор оптимального варианта реализации правовых требований к конкретным обстоятельствам. Этот принцип выражается через такую категорию, как правоприменительное усмотрение, то есть возможность для правоприменителя выбрать для использования именно ту норму, которая, на его взгляд, будет наиболее верно регулировать общественные отношения и будет наиболее эффективной при определенных условиях.

    9) принцип единооборазия толкования. Понятие “единообразие” имеет 2 значения: во-первых, это устроенность чего-либо по единому образцу; во-вторых, это схожесть с чем-либо другим. Данный принцип раскрывается в использовании всего интерпретационного инструментария в одной площади при помощи одинаковых приемов и способов. В одинаковых условиях, по одному и тому же вопросу толкователю необходимо применять подобные методы для достижения цели. Чтобы построить качественно действующую систему толкования права, необходимо создать совокупность общерекомендательных основ, которые бы имели своим началом принцип единообразия толкования.

    Таким образом, принципы толкования права представляют собой целостную взаимосвязанную систему, применение которой в совокупности позволяет на высоком уровне осуществлять официальное и неофициальное толкование правовых норм

    Научное объяснение - это метод и основная функция науки, которые прuзваны вскрыть сущность явления или объекта средст­вами имеющегося научного знания и принятой в науке методологии научного исследования. Основой научного объяснения является науч­ная теория, поскольку она представляет собой систематизированную форму отражения различных существенных связей и отношений дей­ствительности языком различных утверждений, принципов, законов, понятий и категорий.

    В науке используются самые разнообразные способы объяснения. Первое обобщение видов научного объяснения в отечественной философии науки было осуществлено Е.П. Никитиным (см.: Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970), который ответил на такие вопросы, как сущность объяснения, его основные типы и струк­туры, характер соотношения объяснения с другими научно-­исследовательскими функциями, дал характеристики различным типам систем объяснения.

    Общая познавательная характеристика научного объяснения, предложенная Е.П. Никитиным, логически развертывается от наиболее общих положений (принципов) объяснения объекта к конкретно­-общему, механизмам и типам объяснения. Эта схема рассуждения о природе объяснения может быть представлена в следующей структуре:

    1. Объяснение есть раскрытие сущности объясняемого объекта. Раскрытие сущности выступает как конечная цель объяснительного процесс а, взятого во всем многообразии его исследовательских этапов.

    2. Раскрытие сущности объясняемого объекта может быть осуществлено лишь через познание ее, отношений и связей с другими сущностями или ее внутренних отношений и связей.

    3. Из 1 и 2 следует, что объяснение может быть осуществлено лишь через познание отношений и связей сущности объясняемого объекта с другими сущностями или ее внутренних отношений и свя­зей. Иными словами: объяснение устанавливает логическую связь между отображением объясняемого объекта в языке и языковыми отображениями других объектов (уже ранее установленными наукой или открываемыми в процессе самого объяснительного исследова­ния).

    4. Отношения и связи между сущностями и внутренние отноше­ния и связи сущности представляют собой закон.

    5. Объяснение может быть осуществлено лишь через познание законов объясняемого объекта. Объяснить объект - значит показать, что он подчиняется определенному объективному закону или сово­купности законов. Объяснение устанавливает логическую связь меж­ду отображением объясняемого объекта в языке и законом науки.

    6. Характер объяснения зависит от характера тех отношений и связей объясняемого объекта, которые отображаются посредством объясняющего закона науки. Законы науки могут отображать суб­станциальные, атрибутивные (связь объекта с определенным свойством, атрибутом), причинные, следственные (функциональные), струк­турные и др. отношения и связи объекта. Соответственно объяснения могут быть субстанциальными, атрибутивными, причинными, след­ственными (функциональными), структурными и т.д.


    Если категория «сущность» позволяет охарактеризовать объект объяснения, то категория «закон» раскрывает принципиальный меха­низм этой процедуры. В результате категориальный аппарат познава­тельной теории научного объяснения распадается на три уровня: 1) «сущность»; 2) «закон»; 3) «причина», «функция», «атрибут», «структура», «субстрат» и др. Эти уровни различаются не только по степени абстрактности, но и по содержанию этих характеристик: на первом уровне характеризуется объект объяснения, на втором - его общий механизм, на третьем - типы (подробнее см.: Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970. - С.11-31).

    Под сущностью имеют в виду все многообразие существенных, т.е. определяющих, обусловливающих, детерминирующих данное яв­ление, систему связей и отношений. Поэтому объяснение как раскры­тие сущности сводится к всестороннему анализу этих связей и отно­шений и на этой основе - к мысленному воспроизведению, синтезу объясняемых объектов. Сферу сущности можно представить как не­которую систему или иерархию «типичных» связей и отношений: причинных, закономерных, структурных, функциональных, генетиче­ских (исторических). На этой основе строится вариант наиболее популярной типологии научного объяснения (см.: Штофф В.А. Пробле­мы методологии научного познания. - М., 1978. - с. 250-254).

    1. Причинное, или каузальное (от лат. cause - причина), объяснение сводится к нахождению причин, обусловливающих или возникно­вение данного явления, или существование некоторого закона или вообще какой-нибудь существенной связи.

    Так, метеоролог объясняет определенное состояние погоды в данное время в конкретном районе земного шара путем указания метеорологических условий, имеющих место в этом и других районах в некоторый предыдущий период времени, используя при этом опреде­ленные законы метеорологии. Как видно, явление (состояние погоды в данном месте и в данное время) объясняется посредством указания его причины (состояние погоды в предшествующее время) и некоторых общих законов данной науки.

    2. Номологическое (от. греч. nomos - закон) объяснение, объяснение через закон. Объяснить объект или явление - значит, показать их подчиненность определенному объективному закону (законам), т.е. установить, по какому закону возникло или происходит объясняемое явление.

    Ранее биологи-исследователи иногда обнаруживали, что при моногибридном скрещивании растений в первом гибридном поколения у полученных особей проявляется только доминантный признак одно­го из родителей. Далее, при самоопылении гибридов, наряду с доми­нантным признаком, возникают рецессивные признаки другого роди­теля примерно в отношении 3:1. Ныне такое явление не удивляет, по­скольку первый и второй· случай объясняются, с одной стороны, действием закона единообразия гибридов первого поколения (первый за­кон Менделя), а с другой - подчинением закону расщепления гибри­дов второго поколения или второго закона Менделя.

    В технике, например, патентные организации не регистрируют заявки на самые остроумные, казалось бы, проекты устройств (меха­низмов), которые представляют по сути проекты «вечных двигате­лей». Мотивация отказа в регистрации - нарушение фундаментально­го закона сохранения энергии или закона сохранения момента количества движения.

    3. Структурное объяснение. структурное объяснение состоит в выяснении структуры, т.е. способа связи элементов некоторой систе­мы, который обусловливает объясняемые качественно-количественные свойства, поведение или результат функционирования системы. Эф­фективность структурного· анализа и объяснения зависит от установ­ления необходимых и достаточных связей, выяснения специфики и ха­рактера отношений субординации и координации, пространственных (архитектоники), временных (хроноструктуры), функциональных и других отношений и связей элементов системного объекта (подробнее см. тему «Структурный подход»).

    Например, антропологи, историки и философы без достаточных оснований утверждали, что неандерталец - это уже человек с члено­раздельной речью, но конкретное структурное объяснение приводит к другим выводам. Так, в своей работе «Эволюция звука» (1976), в ре­зультате исследования структуры ископаемого черепа неандертальца, А.А. Леонтьев пишет: «неандерталец «уже имел голосовой мускул, но его функции были ограничены; закрепление краев голосовых связок еще не завершилось; проход между гортанью и полостью рта был узок; небная занавеска отстояла дальше от задней стенки гортани, чем у современного человека. Все это означает, что произношение любого звука вызывало гласный звук». Но это также означает, что способ­ность неандертальца, по сути, только к мычанию не могла ему обес­печить членораздельной речи и отражения внешнего мира в человече­ском языке. Все минимально необходимые человеческие качества приобрели кроманьонцы, которые несколько тысячелетий сосущест­вовали с неандертальцами.

    4. Функциональное объяснение. Функциональное объяснение со­стоит в раскрытии функций, выполняемых некоторой частью целого в объяснении его существования или какой-либо формы проявления. Функции характеризуют активные, целевые системы, к которым относятся объекты организованной природы: живые организмы (растения и животные), люди, социальные организации, человеко­-машинные, технико-технологические объекты и их ассоциации. Наи­более важные задачи, решаемые функциональным объяснением, ка­саются проблем адаптации активных систем в среде, их организации и самоорганизации, передачи информации, управления и самоуправ­ления и т.д. (подробнее см. в теме «Функциональный подход»).

    Функциональное объяснение объектов техносферы заранее обу­словлено и детерминировано их целевым назначением. Что касается собственно социальных объектов (субъектов и социальных групп), то их функциональное объяснение состоит в том, чтобы раскрыть раз­личные механизмы их адаптации в социальной и природной среде. В живой природе, где ключевую роль играют борьба за выжива­ние в природной среде, естественный отбор, наследственность и из­менчивость, функциональное объяснение может быть сведено к вы­яснению различных функций компонентов сохранившихся живых систем. Так, например, различные формы мимикрии у животных и растений, т.е. подражательное сходство незащищенного организма с защищенным или с несъедобным, типы покровительственной окра­ски, формы и др. объясняют посредством апелляции к функции этого явления - спасать от врага.

    5. Генетическое (историческое) объяснение. Здесь объяснение идет путем выяснения всей совокупности условий, причин и законов, действие которых привело к превращению ранее существовавшей системы в систему, более позднюю во времени. При этом осмысление генезиса и истории объясняемой системы опирается на изучение со­бытий прошлого, повлиявших на ее нынешнее состояние. «Для выде­ления такого рода объяснения в самостоятельный тип основанием яв­ляется принцип развития и вытекающее из этого принципа методоло­гическое положение диалектики о соотношении логического и исто­рического метода, согласно которому логическая последовательность построения теории развивающихся объектов отражает ход их истори­ческого развития, но в форме, освобожденной от случайностей» (Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. - М., 1978. - С. 254). Так, например, геолог объясняет существование тех или иных горных пород в определенном районе путем построения мысленной картины состояния данного участка земной коры в прошлом и мыс­ленного восстановления процессов образования данной породы по аналогии с соответствующими современными геологическими про­цессами. Исследователь здесь обращается к установлению причин, генезиса объясняемого явления (горной породы) не непосредственно, а через посредство аналогии с другими (современными) процессами.