Войти
Образовательный портал. Образование
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Биография. Базаров Т. Ю., Еремин - Управление персоналом Тахир базаров управление персоналом
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Омбудсмен - кто это? Омбудсмен в России. История становления института уполномоченного по правам человека

    Омбудсмен - кто это? Омбудсмен в России. История становления института уполномоченного по правам человека

    Людям, которые далеки от законодательства и политики, неизвестно, кто такой омбудсмен и каковы его функции.

    Большинство граждан по своей неосведомленности даже не подозревают, что, обратившись к этому чиновнику, можно решить ряд вопросов, которые сложно урегулировать с другими органами (прокуратурой, судом, прочее).

    Кто такой омбудсмен

    Омбудсмен - это чиновник или назначенное на эту должность для совершения контроля над деятельностью министерств, ведомств и других правительственных органов. Он действует как по жалобам граждан, так и по собственной инициативе и руководствуется не только законодательством, но и справедливостью.

    Например, омбудсмен в России - это Уполномоченный по правам человека. В принципе, в любой стране, где предусмотрена такая должность, омбудсмен может решать вопросы, касающиеся невыполнения своих обязанностей или злоупотребления своими полномочиями должностными лицами, в результате чего возникают споры между гражданином и властями.

    История возникновения должности «омбудсмен»

    Согласно истории, впервые значение "омбудсмен" (слова) было расшифровано еще в XVI веке в Швеции. Чиновник, занимающий эту должность, контролировал работу суда:

    прозрачность проведения судебных заседаний, справедливость вынесения приговоров. После разгрома шведов под Полтавой компетенция омбудсмена была значительно расширена. Ввиду того, что король Швеции Карл Xll долгое время пребывал в Турции, система управления пришла в упадок и требовала капитального наведения порядков. На пост омбудсмена был назначен чиновник (Королевский омбудсмен юстиции), который контролировал деятельность правительственных чиновников. Второй омбудсмен, роль которого заключалась в контроле королевской администрации и органов правосудия, получил звание канцлера юстиции. В 1809 году в Швеции появился институт омбудсмена юстиции, который был отделен от того, что был подчинен королю.

    Таким образом, канцлер стоял на защите короля, а парламентский омбудсмен - на защите интересов крестьян и рабочих. На сегодняшний день значение слова "омбудсмен" не понаслышке знает население таких стран, как Дания, Россия, Украина, Швеция, Норвегия, Италия, Польша, Португалия, Великобритания, Франция, ЮАР и т. д.

    Кто может обращаться к омбудсмену?

    Омбудсмен по правам человека рассматривает жалобы от которые являются гражданами страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые имеют разрешение на жительство или просто находятся на территории государства. Принимаются жалобы людей, которые до этого обращались суд или административные органы, но не согласны с вынесением решения

    или же заметили какие-либо нарушения, подвергались дискриминации, недовольны полным бездействием.

    Основные задачи уполномоченного по правам человека

    Основные задачи омбудсмена, независимо от страны, в которой он занимает свою должность:

    • Восстановление справедливости и прав, которые были нарушены.
    • Ведение деятельности, направленной на развитие международных отношений в области прав человека.
    • Просвещение граждан относительно их прав.
    • Совершенствование правового законодательства страны относительно граждан.
    • Контроль над работой государственных структур.

    Институт омбудсмена в России

    Впервые должность уполномоченного по правам человека в России появилась в 1994 году. Первый омбудсмен РФ - Сергей Ковалев - был назначен Государственной Думой. В 1998-2004 годах эту должность занимал О. Миронов, а с 2004 года - В. Лукин. В России существует закон «Об Уполномоченном по правам человекам в РФ», на основе которого и выполняют свои обязанности эти специалисты.

    Что означает омбудсмен у россиян? Если говорить коротко, то это посредник между пострадавшей

    стороной (гражданином) и должностными лицами, который защищает права и интересы граждан. Но его деятельность не ограничивается одним лишь рассмотрением жалоб или заявлений. Омбудсмен по своей инициативе проводит расследование, собирая информацию о грубых нарушениях или полном бездействии каких-либо органов.

    Полномочия омбудсмена по правам человека в России

    Омбудсмен в России, который занимается защитой прав граждан, обладает рядом полномочий:

    • Защищает права граждан, а также следит за их соблюдением государственными органами и должностными лицами.
    • Выступает с докладом перед Государственной Думой с просьбой организовать парламентскую комиссию для расследования фактов массового нарушения прав граждан.
    • При выявлении фактов нарушения обращается с ходатайством о возбуждении уголовного дела или административного производства относительно должностного(ых) лица (лиц).
    • Обращается с ходатайством о проверке правильности принятого судом решения (постановления или приговора), вступившего в силу.
    • Обращается в суд с просьбой о защите прав и свобод граждан, которые были нарушены неправомерными действиями или бездействием госорганов или должностного лица.
    • Обращается в Конституционный Суд относительно нарушений конституционных прав граждан.

    Финансовый омбудсмен

    Кто такой омбудсмен финансовый? Это чиновник, который помогает урегулировать ряд спорных вопросов, возникших между гражданином и банком. Это может быть вопрос о возврате денег на кредитные карты, необоснованно завышенные пени и штрафы по долгосрочным кредитам, переоформление кредита из иностранной валюты в национальную. Также финансовые омбудсмены решают вопросы относительно неправомерных действий коллекторских контор и их сотрудников.

    Но наиболее частыми являются жалобы относительно отказа банков в Это связано с увеличением суммы задолженности вместе со штрафами и пеней, которую в результате практически невозможно выплатить. Задача омбудсмена - провести переговоры с банком и убедить его пойти на уступки в виде частичного снятия санкций при условии выплаты оставшейся суммы по согласованному графику.

    Страховой омбудсмен

    Не менее востребовано вмешательство омбудсмена (кто такой омбудсмен, мы рассмотрели выше) в сфере страхования. Некоторые страховые компании нарушают условия договора, если сумма страховки незначительная, надеясь, что клиент не начнет судебную волокиту. Страховые омбудсмены работают практически во всех странах, где предусмотрена эта должность. Например, европейские страховые компании относятся к ним уважительно, так как полномочия этих чиновников довольно широки, и они имеют достаточно прав. Более того, европейским компаниям невыгодно экономить на невыплатах страховок, так как услуги омбудсмена оплачивают они же, а не страхователи.

    Также хорошо развит институт омбудсмена в Германии. Единственным минусом системы является то, что пользоваться услугами чиновников могут только члены профсоюзов страховых организаций, и при передаче дела в прокуратуру влияние омбудсмена на исход дела завершается.

    Омбудсмен для предпринимателей

    Омбудсмен предпринимателей как отдельная самостоятельная должность появился не так давно. В перечень его обязанностей входит:

    • Подача исковых заявлений, направленных на защиту прав предпринимателей.
    • Выполнение функций защитника в суде по делам предпринимателей.
    • Оформление и подача запросов в органы власти на государственном и местном уровне по делам предпринимателей.
    • Посещение и консультации подозреваемых или осужденных граждан, дела которых связаны с предпринимательской деятельностью.

    Особенности института омбудсменов по защите прав населения

    Исходя из опыта европейских стран, становится ясно, что, прибегая к помощи омбудсмена, можно решить ряд мелких конфликтов. Но существуют и минусы в этой системе. Например, решение, которое принял омбудсмен Украины, в течение двух лет носит добровольный характер для страховых и кредитных организаций. И только по истечении этого времени оно становится обязательным для исполнения. Также омбудсмен не может рассматривать спорные вопросы, которые были переданы в суд или по которым уже вынесено решение арбитража. Плюсами системы является то, что потребителям больше не потребуется обращаться в суды и тратить свое время (и деньги на адвокатов).

    Детский омбудсмен

    Детские омбудсмены стоят на защите прав несовершеннолетних граждан страны. В их обязанности входит:

    • Защита и восстановление прав ребенка.
    • Консультации, просвещение, обучение детей относительно их прав.
    • Работа с федеральными органами, органами местной и государственной власти по запросам и получению необходимых сведений или документов.
    • Посещение организаций и органов власти для получения разъяснений, проверки их деятельности, связанной с правами и свободами детей.
    • Подготовка и направление в соответствующие органы рекомендации по улучшению их работы относительно соблюдения прав ребенка.
    • Привлечение специалистов для проведения аналитических работ, которые касаются защиты прав детей.

    В некоторых странах предусмотрена должность школьного омбудсмена. Он оказывает помощь всем участникам образовательного процесса: детям, преподавателям и родителям. К нему могут обращаться все, кто считает, что происходят нарушения в процессе обучения. Это может быть непонимание между преподавателем (администрацией школы, классным руководителем) и школьником, а также необходимость в консультации относительно прав ребенка в рамках школы, разъяснение организационных вопросов, гигиенических норм, нормативов, прочего. Также, обратившись к омбудсмену, можно вносить свои предложения относительно усовершенствования учебного процесса и заведения. Уполномоченный по правам в школе работает в таких направлениях:

    • Активное участие в Школьном совете, целью которого является улучшение работы органов управления.
    • Работа, направленная на профилактику вредных привычек школьников.
    • Контроль за соблюдением всех прав и свобод учеников.
    • Работа с родителями и родительским комитетом, направленная на улучшение отношений в семье.
    • Психологическая и правовая поддержка школьных сотрудников, направленная на профилактику

    Как работает эта система

    Независимо от направления, в котором работает омбудсмен, схема его действий практически стандартная. Как уже упоминалось выше, работает он на основании полученной от частного лица жалобы или же по своей инициативе. Уполномоченный не может разбирать дело, которое передано в суд. На период рассмотрения спорного вопроса омбудсменом заявитель обязуется не передавать дело в суд.

    Перед обращением к данному специалисту гражданин должен в письменном виде направить жалобу в банк или страховую компанию и подождать ответа в течение 30 дней. Жалоба, направляемая омбудсмену, должна быть оформлена в виде заявления с прикрепленными к нему копиями документов (договоры, переписка, квитанции, прочее). Специалистом рассматриваются споры относительно финансовых учреждений, присоединившихся к институту. При этом решение, вынесенное им, не обжалуется.

    А вот кредитным организациям омбудсмен может направлять предложения об урегулировании споров или же послать обращение в суд. Результатом рассмотрения споров является примирительное соглашение, подписанное сторонами, или же постановление, разрешающее их.

    Срок полномочий нынешнего омбудсмена Владимира Лукина истекает в феврале. Эту должность он занимает уже два срока (10 лет) и переизбираться по закону больше не может. Президент России Владимир Путин на встрече с представителями ведущих правозащитных организаций поддержал на этом посту кандидатуру Эллы Панфиловой.

    АиФ.ru расскажет, чем занимается омбудсмен в России и что входит в его полномочия.

    Омбудсмен - это должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств. В отличие от других чиновников, омбудсмен осуществляет контроль и ведёт расследование с точки зрения не только законности, но и справедливости.

    Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену, который, обнаружив злоупотребление, обращается к соответствующему органу или должностному лицу и предлагает его устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент.

    Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. В РФ омбудсмена также называют Уполномоченным по правам человека.

    Институт омбудсмена в России

    Впервые должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации нормативно установлена в статье 103 Конституции РФ. В 1994 году Государственная Дума назначила на эту должность Сергея Ковалева. С 22 марта 1998 года по 13 февраля 2004 года эту должность занимал Олег Миронов, а с 13 февраля 2004 года по настоящее время - Владимир Лукин.

    Правовой статус омбудсмена России закреплён в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Согласно документу, омбудсмен выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и должностными лицами. Уполномоченный защищает права и законные интересы граждан.

    Деятельность омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб и заявлений граждан. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях защиты интересов лиц, не способных самостоятельно отстоять свои права, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры.

    Основные задачи уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

    Восстановление нарушенных прав; - совершенствование законодательства Российской Федерации относительно прав человека и и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; - развитие международного сотрудничества в области прав человека; - правовое просвещение граждан.

    Какие полномочия у омбудсмена в России?

    Уполномоченный по правам человека в соответствии с федеральным законодательством обладает следующими полномочиями:

    Обеспечивает защиту прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами; - в случае массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный выступает с докладом на очередном заседании Государственной Думы о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний; - обращается в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействиями) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица; - обращается с ходатайством о возбуждении административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица; - обращается с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда либо постановления судьи; - обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан в конкретном деле.

    Омбудсмен не вправе принимать решения, отнесённые к компетенции других государственных органов автономного округа, органов местного самоуправления и должностных лиц.

    Кто может обратиться к омбудсмену?

    Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с принятыми решениями.

    Когда и где возникла должность омбудсмена?

    Должность омбудсмена впервые возникла в Швеции в XVI веке. Назначенный на эту должность человек контролировал судебных чиновников. Компетенции омбудсмена значительно расширили после разгрома шведов под Полтавой. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации. А в 1809 году в Швеции ввели институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделён от канцлера юстиции, подчинённого королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен - интересы простых людей.

    Официальным основателем института омбудсмена считается Швеция, где в 1809 г. впервые была учреждена должность особого парламентского комиссара (justitieombedsman) для надзора за соблюдением законодательных актов парламента судами и другими органами власти. Со временем омбудсмен был наделен функциями по осуществлению конституционного контроля за деятельностью исполнительной, а также других органов власти и способствовал защите прав граждан от произвола администрации.

    Почти полтора века он существовал только в скандинавских странах, но после второй мировой войны стал быстро распространяться по всему миру. Появившийся к концу XX в. уже более чем в ста государствах, институт омбудсмена в первую очередь направлен на защиту прав человека в случае нарушения их государственными чиновниками.

    С 1920 г. этот институт начал функционировать в Финляндии, с 1945 года - в Дании и Норвегии (в гражданских и военных областях). Помимо Скандинавии, родины омбудсменов, страной, где в 1962 году был назначен первый омбудсмен, стала Новая Зеландия; еще один был назначен в Гайане (бывшая Британская Гвиана) по рекомендации, содержавшейся в докладе, подготовленном Международной комиссией юристов.

    В Англии, хотя парламент оставался важнейшим органом, куда поступали представления в связи с жалобами на плохое управление со стороны исполнительной власти, в то же время в 1967 г. был принят Закон о парламентском уполномоченном. Первый уполномоченный вступил в должность в апреле 1967 г.

    В настоящее время, институт Уполномоченного по правам человека функционирует во многих странах Европы, Америки, Азии, Африки, Океании, хотя он обладает различной компетенцией, правовым статусом, организационными формами и возможностями воздействия. В частности, данная должность есть в таких государствах, как США, Канада, Великобритания, Франция, Португалия, Швейцария, Испания, Бельгия, Дания, Италия, Австралия, Гайана, Маврикий, острова Фиджи, Новая Зеландия, Польша.

    Создан также Европейский Омбудсмен как институт европейского права. Аналогом омбудсмена в России является Уполномоченный по правам человека, введение должности которого предусматривается Конституцией. Его статус регламентируется в настоящее время Федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

    Сама должность омбудсмена носит в разных странах различные наименования. Так, если в скандинавских странах это «омбудсмен», то в Англии это «парламентский комиссар», во Франции - «медиатор», в Португалии - проведор (поручитель) юстиции. В некоторых странах в названии этого института применяется также термин «защитник», подчеркивающий его направленность именно на защиту прав граждан (Испания). Иногда функцию института омбудсмена выполняет коллективный орган: коллегия народной правозащиты (Австрия), Парламентская комиссия по правам человека (Литва).

    При всех национальных отличиях основные функции омбудсмена состоят в том, что он принимает жалобы граждан на нарушения прав и свобод действиями (или бездействием) правительственных чиновников и ведомств, рассматривает их и выносит свои заключения. И хотя эти заключения носят рекомендательный характер, в подавляющем большинстве рекомендации омбудсмена принимаются к исполнению.

    Существует множество формулировок термина «омбудсмена». Международная Ассоциация адвокатов приняла следующее определение «омбудсмен»: «Служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады».

    В мировой практике известны три модели института омбудсмена, которые различаются его местом в государственно-правовой системе, порядком его назначения, подчиненностью (подотчетностью) той или иной ветви власти или отсутствием таковой, объемом полномочий и т. д. Эти три модели следующие:

    1. Исполнительный омбудсмен. Он является органом исполнительной власти, назначается правительством или президентом, ему подконтролен и подотчетен. Это довольно редко встречающийся вариант, который существует во Франции (Медиатор) и назначается Советом министров. Так же похожий институт действует в некоторых штатах США.

    2. Независимый омбудсмен. Он представляет собой особую и самостоятельную ветвь власти, уровень которой соответствует уровню законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом он может быть назначен президентом или парламентом, но после назначения не подчиняется назначившему его органу. Такая модель омбудсмена существует в Португалии (Проведор юстиции), Намибии и Нидерландах.

    3.Парламентский омбудсмен. Он находится в системе законодательной ветви власти, назначается (избирается) парламентом и подотчетен (или подконтролен) ему. Он выступает в качестве органа парламента, но обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную самостоятельность и независимость от самого парламента. Основной задачей парламентского омбудсмена является контроль над деятельностью администрации и ее должностных лиц (в отличие от двух других моделей, в которых его контроль распространяется как на исполнительную, так и на законодательную власть).

    Парламентская модель омбудсмена считается классической. В XIX в. первый шведский омбудсмен появился именно как парламентское учреждение. В Великобритании и в большинстве других стран функционирует эта модель конституционного института парламентского контроля. Польский опыт показывает, что Уполномоченный по правам человека относительно независим от парламента.

    Основной отличительной чертой института омбудсмена от других правозащитных учреждений является то, что он учреждается в качестве дополнительного механизма контроля за деятельностью администрации, когда традиционных инструментов оказывается недостаточно (либо когда таковые традиции попросту отсутствуют или существуют в зачаточной стадии). Он ни в коем случае не заменяет и не подменяет последние, а именно дополняет их, играет по отношению к ним субсидиарную роль.

    Как уже отмечалось, в большинстве случаев, омбудсмен назначается парламентом на определенный срок (процедура и сроки могут различаться).

    В национальных законодательствах содержатся нормы, закрепляющие определенные требования, предъявляемые претендентам на должность омбудсмена, которые неодинаковы в разных странах, но обычно относятся к профессиональным (юридическое образование), личным качествам (высокая репутация, моральные качества), возрасту лица.

    Как правило, законом устанавливается несовместимость поста омбудсмена с другими публичными должностями, с политической и коммерческой деятельностью.

    Наиболее важным элементом правового статуса омбудсмена является его компетенция. Несмотря на то, что в целом компетенция омбудсменов содержит ряд общих черт в различных странах, сфера ее распространения неодинакова. Это обуславливается национальными традициями и управленческо-правовыми особенностями государств.

    По критерию объема компетенции омбудсменов можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся омбудсмены, осуществляющие свои полномочия в отношении государственных органов, принадлежащих к различным ветвям власти. Во вторую группу входят омбудсмены, полномочия которых распространяются лишь на органы исполнительной власти. К третьей группе принадлежат омбудсмены, чья сфера контроля охватывает не только государственные органы, но распространяется и на негосударственные структуры. Кроме того, в каждой из этих групп имеется ряд исключений из сферы их компетенции. Наконец, компетенция специализированных омбудсменов охватывает один определенный аспект управления (доступ к информации, исполнение наказаний, полиция вооруженные силы и т. п.).

    В этом плане интересен, прежде всего, шведский опыт, где система омбудсменов выглядит следующим образом. Парламентом избирается представитель, не являющийся членом правительства, который следит за тем, чтобы чиновники исполняли свои обязанности. Вначале такими представителями были только мужчины, теперь среди них есть и женщины. Они являются парламентскими омбудсменами. Всего в Швеции четыре парламентских омбудсмена. Их обязанностью является контроль за каждым, кто исполняет государственные функции, т.е. за государственными агентствами, государственными органами. Таким образом, под контролем омбудсмена находятся не сами министерства, а их агентства и комитеты, которые занимаются ежедневной работой. Избираются омбудсмены на четыре года, но этот срок может продлеваться.

    В исключительных случаях шведский омбудсмен может выступать в качестве прокурора и выставить обвинение против того или иного чиновника. Но это происходит крайне редко. Чаще всего омбудсмен выносит консультативное, рекомендательное решение, а также предложение, как можно изменить процедуры, чтобы нарушение не повторялось.

    Кроме парламентских, в Швеции есть омбудсмены, назначаемые правительством. Они работают по конкретным вопросам. Это омбудсмены: по защите прав потребителей, по защите против этнической дискриминации, против дискриминации по причине половой ориентации, по защите прав ребенка, по защите прав лиц с ограниченными возможностями, по вопросам СМИ. Они должны обеспечить соблюдение прав определенной группы граждан.

    Америка и Канада пошли еще дальше, учредив не только классических омбудсменов, но и создав квазиомбудсменовские службы: исполнительных омбудсменов, подчиненных и назначаемых исполнительными органами власти, местных омбудсменов городов, населенных пунктов, омбудсменов больниц, школ и университетов, корпораций, фирм.

    Корпоративный омбудсмен предоставляет возможность: саморегуляции, самокоррекции внутренней деятельности; способствует выявлению тех сфер, где возникают конфликты, проблемы, жалобы; подготавливает рекомендации по разрешению и предотвращению конфликтов. Для работников фирмы этот институт предоставляет возможность обращаться с жалобами, заявлениями, предложениями не к администрации, а к независимому, нейтральному лицу, имеющему полномочия на проведение расследования и дачи рекомендаций соответствующим должностным лицам по урегулированию конфликтов.

    Широкое распространение корпоративных омбудсменов привело к образованию их отдельной профессиональной организации – Ассоциации омбудсменов, которая существует параллельно с Американской ассоциацией омбудсменов (1977), куда входят омбудсмены, работающие по классическим принципам.

    Должность омбудсмена учредили многие частные (например, Стэнфордский) и государственные (например, Вашингтонский) университеты США. Омбудсмены в сфере образования также объединились в общественную организацию, именуемую Ассоциацией омбудсменов университетов и колледжей.

    На практике корпоративный омбудсмен учреждается в двух основных видах: для урегулирования внутренних конфликтов с участием работников и управленческого персонала данной организации и для урегулирования внешних споров, возникающих с участием потребителей (покупателей или клиентов).

    Несмотря на отличительные черты омбудсменов можно выделить общую концепцию этого института:

    1. Институт омбудсмена представляет собой важное дополнение правозащитного механизма, действующего в государстве. Его введение является закономерным итогом демократизации общества.

    3. Главная задача деятельности омбудсмена - охрана прав граждан, что конкретизирует его позицию как элемента охраны правопорядка в широком смысле, существующей наряду с парламентским, административным, судебным и иными формами контроля и надзора.

    4. Должность омбудсмена относится к высшим должностям государства.

    5. Важнейшая черта института омбудсмена - его независимость, в большинстве стран он избирается парламентом, отчитываясь лишь перед ним.

    6. В основную функцию омбудсмена входит контроль за деятельностью исполнительных органов. Этот контроль является внешним и своего рода чрезвычайным. Он осуществляется по инициативе омбудсмена или по жалобам граждан.

    7. Контрольные мероприятия омбудсмена направлены, прежде всего, на реализацию прав граждан и исправление нарушений в функционировании государственной администрации. Он добивается этого, используя арсенал средств, специфичных только для него - методы убеждения, критику и гласность. В его распоряжении нет административных, императивных полномочий. Существование этого института направлено на развитие и совершенствование нетрадиционных способов воздействия на административное поведение.

    9. Основным в этой форме контроля является ее простой и понятный для граждан способ деятельности, связанный с непосредственным доступом населения к омбудсмену и подкрепленный принципом бесплатности производства. Гражданин видит в омбудсмене независимое должностное лицо, не связанного отношениями служебной или иной подчиненности с административными органами, нарушившими его права, лицо, обеспечивающее взаимосвязь гражданина с органами государства и стоящее на стороне интересов гражданина

    Таким образом, несмотря на отличительные особенности правовых статусов омбудсменов в зависимости от их принадлежности к определенному государству можно отметить его «универсальность», притом, что почти нигде не происходило прямого копирования. Данный институт нашел место в государствах с различными формами правления и оказался способным «вписываться» в самые различные правовые системы. Он был воспринят как в странах с республиканской формой правления (и в президентских и в парламентских республиках), так и в конституционных монархиях. Не стала препятствием для заимствования института омбудсмена и принадлежность государства к той или иной правовой семье - англосаксонского или континентального права.

    Ведение........................................................................................................... 3

    Глава 1. Институт омбудсмена..................................................................... 4

    Глава 2. Назначение и место......................................................................... 6

    Глава 3. Полномочия омбудсмена................................................................ 8

    Глава 4. Организация работы....................................................................... 10

    Заключение.................................................................................................... 14

    Список использованных источников и литературы.................................... 15

    Введение

    В процессе становления современных конституционных государств, который начался в ХІХ веке и который продолжается и по сей день, появляется необходимость в создании эффективных контрольных и правозащитных механизмов, которые гарантировали бы адекватное осуществление прав и основных свобод человека, провозглашенных как высшая ценность.

    В современном мире, при осуществлении государственной власти все больше возрастает влияние и сфера действия администрации на всех уровнях. Все большее число органов центрального и местного управления своими действиями каждый день ущемляет права частных лиц – физических и юридических. Существующие механизмы не всегда в состоянии обеспечить быструю, своевременную, эффективную и легко доступную защиту пострадавших от всевластия администрации, от действия или бездействия публичных властей. Этим и объясняется ориентация на новые, нетрадиционные механизмы, которые не дублируют функции существующих, а могут действовать параллельно с ними, дополнять их деятельность, инициировать прямо или косвенно их вмешательство, а в определенных случаях – и быть их альтернативой.

    Среди этих механизмов особо важное место занимает институт омбудсмена (со шведского языка – посланец, посредник, лицо, которому направляются жалобы и просьбы). Возникший более двух веков тому назад в Швеции и утвердившийся сначала в скандинавских странах, сегодня он введен или в процессе введения почти во всех европейских государствах, а постепенно – и во всем мире.

    Институт омбудсмена

    Для государств-членов и кандидатов в члены Европейского союза внимание заслуживает институт Европейского омбудсмена. Это наднациональный институт в рамках ЕС, который содействует осуществлению и гарантированию прав и свобод человека, а часто и прав и интересов юридических лиц.

    Омбудсмен – это личностный институт, независимо от числа лиц. Это его основное отличие от всех остальных правозащитных механизмов. Поэтому необходимо чтобы лицо, которое выполняет функцию омбудсмена, не только отвечало определенным требованиям, но и пользовалось доверием широких кругов общества и обладало качествами, которые позволяли бы ему сохранять и расширять это доверие.

    Европейский уполномоченный по правам человека или Европейский омбудсмен или Евроомбудсмен - уполномоченный по правам человека Европейского союза. Он уполномочен принимать жалобы от граждан Союза, физических или юридических лиц, резидентов государств-членов на неудовлетворительной качество деятельности институтов или учреждений Союза.

    Дожность Европейского Омбудсмена – независимого посредника в конфликтах между исполнительными и законодательными ветвями власти в ЕС, человека, которому любой гражданин Европы может пожаловаться на структуры ЕС, - была учреждена Договором о Европейском Союзе («Маастрихтский договор»). Первым омбудсменом Европы стал Якоб Сёдерман (Jacob Soderman), назначенный на эту должность Европейским Парламентом в июле 1995 года и переизбранный на второй срок в 1999 году. В 2003 году пост омбудсмена занял грек Никифорос Диамандоурос (Nikiforos Diamandouros). В 2010 году он был избран на третий срок .

    В соответствии с Договорами, статус и общие условия, на которых основано выполнение Омбудсменом его обязанностей, были с одобрения Совета ЕС и с учетом мнения Европейской Комиссии установлены Европейским Парламентом – решением от 9 марта 1994 года .

    Назначение и место

    Омбудсман назначается после каждых выборов в Европейский Парламент сроком на пять лет, то есть срок полномочий Омбудсмана соответствует сроку полномочий Парламента. Омбудсмана избирают депутаты Европарламента тайным голосованием. До этого они на специальном заседании заслушивают кандидатов.

    Резиденция Омбудсмана находится там же, где расположен Парламент, в Страсбурге. Ему помогает секретариат, директора которого назначает Омбудсман.

    Первым пунктом в уставе должности записана полная независимость омбудсмена от Еврокомиссии и всех остальных подразделений руководства Евросоюза. Таким образом, омбудсмен работает полностью независимо и беспристрастно. Он не просит и не принимает указаний и инструкций ни от каких правительств или организации. Кроме того, в течение всего срока полномочий Омбудсман не имеет права заниматься никакой другой профессиональной деятельностью, вне зависимости от того, оплачивается такая деятельность или нет.

    Решение Европейского Парламента от 9 марта 1994 года «О правилах и общих условиях, регулирующих осуществление обязанностей омбудсмена» предусматривает (ст. 7 и ст. 8) условия, по которым омбудсмен ЕС прекращает свою деятельность . Деятельность Омбудсмена прекращается либо по завершении срока его полномочий или же в результате отставки, добровольной или обязательной. Если должность Омбудсмана освобождается раньше истечения срока его полномочий, его преемник назначается в течение трех месяцев на то время, что остается до новых выборов в Парламент и, следовательно, до назначения нового Омбудсмена.

    Если Омбудсмен более не соответствует условиям, необходимым для выполнения его обязанностей, или виновен в серьезном проступке, он может быть по требованию Европейского Парламента смещен с должности Европейским Судом.

    Обычно каждый из омбудсменов несет определенную личную ответственность при исполнении своих обязанностей, которая наступает не только в случаях злоупотребления своим должностным положением или совершении уголовного преступления, но и при непрофессиональном исполнении своих обязанностей.

    Полномочия Омбудсмана

    Омбудсмен уполномочен получать жалобы от граждан ЕС, частных или юридических лиц, проживающих или имеющих законное постоянное место жительства в странах-членах ЕС. Он помогает вскрывать недостатки управления, например, в области административного нарушения, просчеты в работе учреждений и институтов Сообщества, нечестность, дискриминации, нарушения дисциплины, отсутствие ответа, отказываясь предоставлять информацию и избежать ненужных задержек. Только Европейский Суд и Суд первой инстанции, выполняющие миссию правосудия, не попадают под его юрисдикцию.

    При расследовании жалоб омбудсмен имеет право затребовать необходимые документы и допрашивать свидетелей. Если он устанавливает факты нарушений европейских законов, ошибок в процедурах и механизмах отдельных европейских инстанций, он ставит их об этом в известность. Крайнее средство в тех случаях, когда его указания игнорируют или не принимают адекватные меры – представление чрезвычайного отчета по делу. Права самостоятельно налагать какие-либо санкции у омбудсмена нет.

    Омбудсман, таким образом, действует как посредник между гражданином и властями Сообщества. Он имеет право давать рекомендации учреждениям ЕС и выносить вопрос на обсуждение Европейским Парламентом, чтобы последний мог в случае необходимости применить меры политического воздействия на виновных в просчетах и плохом управлении.

    Омбудсмен не может расследовать жалобы на национальном, региональном и местных органов власти в государствах-членах на действия национальных судов или омбудсмены и жалоб в отношении компаний или отдельных лиц.

    Важно заметить, что омбудсмен не обладает властными полномочиями, то есть его решения не носят обязательной силы. Методы и средства воздействия основываются на морали, авторитете и публичности. При установленных нарушениях прав человека и отклонениях от нормативных распоряжений самые часто использованные средства воздействия – это рекомендации, публичное объявление имеющих место нарушений и посреднические действия между гражданами и институтами, с целью нахождения взаимоприемлемого решения.

    Организация работы

    Жалоба Европейскому Омбудсману должна быть представлена в течение двух лет после даты, на которую приходятся основные факты, приводимые истцом в качестве доказательства его правоты. Кроме того, истец до подачи жалобы Омбудсману должен предпринять все соответствующие административные шаги относительно института или учреждения, на которое он жалуется. Жалоба считается безосновательной, если предполагаемый факт нарушения является на данный момент или ранее был предметом судебного разбирательства.

    В любой жалобе Омбудсмену должна быть четко и ясно изложена ее суть, указаны личные данные истца, который может, однако, просить о сохранении своей конфиденциальности. В случае необходимости Омбудсмен может посоветовать истцу обратиться к иному должностному лицу.

    Омбудсман может делать любые запросы, которые сочтет необходимыми, чтобы разобраться в ситуации. Затем он информирует о проблеме или конфликте имеющие отношение к разбирательству институт или учреждение ЕС, которые могут дать делу свою оценку. Институты и учреждения Сообщества обязаны снабдить Омбудсмана любой информацией, которую он у них запросит, и обеспечить ему доступ ко всем имеющим отношение к делу документам. Они могут отказаться сделать это только на основании юридически подтвержденного условия сохранения конфиденциальности данных документов или информации.

    Если Омбудсман обнаруживает случай плохого управления, он сообщает об этом виновному в ошибке или нарушении учреждению и дает предварительные рекомендации, как, с его точки зрения, надо устранить недостатки. Учреждение располагает тремя месяцами на то, чтобы представить детальный ответ. Омбудсман затем направляет свой рапорт в Европейский Парламент и вовлеченному в дело учреждению. Истцу, если разбирательство было начато по его жалобе, также сообщают о результатах расследования.

    Омбудсмен - кто это? Чьим интересам служит? Почему его роль так важна в современном мире? Омбудсмен – это лицо, которое не зависит от власти, принимает собственные решения и стоит на защите прав каждого человека и всего общества. Они защитники закона, способные повлиять на государственных служащих любого уровня и заставить их уважать права и свободы граждан.

    В России многие люди все еще не знают своих прав, а чиновники злоупотребляют властью и готовы пренебречь свободами простых людей. Многие страны уже прошли этап формирования и бурного развития института омбудсмена, в России демократические процессы начали развиваться недавно и сейчас происходит апробация новых механизмов взаимоотношений общества и власти.

    История возникновения «защитников общества»

    Как появился первый омбудсмен? Кто это придумал, первым высказал мысль наделить определенное лицо полномочиями защищать людей перед властью? Король Швеции Карл XII выдвинул эту идею и воплотил ее в жизнь в 1713 году. Поводом к этому послужило то, что в отсутствие правителя во время войны, королевская администрация погрязла в беззаконии, коррупции и прочих пороках властных структур.

    Тогда Карл расширил права сенешаля до возможности вмешательства в дела самых высоких чинов, приближенных к королю, и представителей правосудия. С 1719 года должность стала называться «канцлер юстиции».

    Развитие идеи омбудсмена в Швеции

    После смерти Карла XII обязанности и полномочия канцлера юстиции претерпевали различные изменения, он подчинялся и отчитывался сначала королю, потом Риксдагу. После принятия конституции 1809 года была учреждена новая должность – омбудсмен юстиции.

    С начала XX века, когда институт омбудсмена уже окончательно прижился в Швеции, появляются его новые представители, которые занимаются защитой прав гражданских и военных лиц перед прокуратурой, судебной властью, полицией, армией, налоговыми и социальными службами и т. д.

    Распространение идей «защитников прав и свобод»

    Омбудсмен: кто это, если не защитник прав всех без исключения людей в ситуациях, когда представителями власти, финансовых учреждений, руководства ущемляются их права? Конечно, для отстаивания интересов есть суды, полиция, прокуратура. Но что если и они нарушают права человека? Кому направлять жалобу в таком случае?

    Вот для таких целей и существуют организации, в которых трудятся омбудсмены, их представители и подчиненные. Во многих странах они распространяют свою деятельность на все сферы жизни и насчитывают десятки и сотни должностных лиц, внушительный штат юристов и консультантов.

    Институт омбудсмена получил большую популярность в таких странах, как Норвегия, Финляндия, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, Швейцария, Индия, Новая Зеландия, Испания и др.

    Функции омбудсмена

    До середины XX века омбудсмены служили скорее контролерами властных структур, чем защитниками прав людей. Жалобы населения рассматривались и могли удовлетворяться или нет. Но различного рода прецеденты служили индикаторами того, что либо чиновники работают не добросовестно, либо законы неэффективны. Таким образом, омбудсмены корректировали действия различных ветвей власти.

    И только после Второй мировой войны стало понятно, что деятельность государства должна быть подчинена основной цели – защите прав людей. Стало формироваться социально ориентированное общество.

    Основные функции омбудсмена сегодня:

    1. Улучшение работы власти.
    2. Восстановление нарушенных властью прав жителей определенной территории (государства).
    3. Осуществление посредничества между обществом и представителями власти.
    4. Проведение внесудебных расследований.

    Разновидности омбудсмена

    Кроме защиты социальных и гражданских прав людей перед чиновниками, появляются новые формы омбудсмена, такие как:

    • финансовый омбудсмен, обеспечивающий защиту физических лиц в спорных ситуациях с кредитно-финансовыми учреждениями;
    • защита прав потребителей, обеспечивающая должный уровень безопасности производства товаров и услуг;
    • бизнес-омбудсмен, обеспечивающий выполнение правил «честного предпринимательства»;
    • защитник прав студентов и учащихся различных учреждений;
    • уполномоченный по правам детей и т. д.

    Омбудсмен проникает во все сферы жизни общества.

    Причины популярности института омбудсмена среди населения

    Почему именно омбудсмен? Кто это решил, что один или несколько людей могут стать опорой общества и помощниками власти? Дело в том, что институту омбудсмена доверяют и простые люди, не видящие справедливости в действиях госслужащих, и чиновники, которым он дает сигнал к изменениям и усовершенствованию системы.

    Для простого человека омбудсмен - это:

    • лицо, которое быстро и конкретно реагирует на жалобу;
    • человек, к которому гораздо легче обратиться, чем к высшим чиновникам;
    • незаинтересованное лицо, которому можно доверять;
    • человек, который способен повлиять на правительство, судей, полицию, чего простой обыватель сделать не может.

    Причины доверия к омбудсмену со стороны власти

    Все ветви власти действуют обособленно, но вместе с тем имеют тесные связи. Как законодательному органу понять, какие поправки необходимо внести в законы, исполняются те или иные нормы или нет и почему? Как выявить коррупцию и недобросовестность чиновников? В этих и многих других вопросах им и помогают «уполномоченные защитники общества».

    Для чиновников омбудсмен – это:

    • лицо, которое способствует увеличению доверия к власти со стороны общества;
    • не оппозиция, а конструктивный критик;
    • человек, который выполняет функции судьи в более экономичном варианте;
    • лицо, которое поднимает и раскрывает новые проблемы, является индикатором настроений общества;
    • контроль над исполнительной ветвью власти на различных уровнях.

    Институт омбудсмена в России

    Главный омбудсмен в России – уполномоченный по правам человека. Первым, кто занимал эту должность, был Ковалев С.А., который и до назначения в 1994 году занимался защитой прав людей. С 1996 года в России начинают работать региональные уполномоченные.

    Институт омбудсмена в России имеет свои особенности на федеральном и региональном уровнях. Идеи и пример европейских стран не могут без изменений использоваться в особых политических, экономических и социальных условиях. В некоторых регионах России они сталкивались с полным отторжением, как, например, было в Архангельской и Мурманской областях, а также в Хабаровском крае.

    Медленно, но уверенно идет развитие института омбудсмена в России. Большой вклад в это дело внес В.П. Лукин, который занимал пост главного уполномоченного в течение 10 лет. В 2014 году его сменила Э.А. Панфилова, ранее занимавшая должность министра социальной политики.

    Также в России появляются и другие институты «защитников», такие как финансовый омбудсмен, уполномоченный по правам детей, омбудсмен в системе образования и бизнесе. Все это говорит о положительных тенденциях и росте общественного правосознания в России.