Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Орфографический диктант непроизносимые согласные. Написание слов с непроизносимыми согласными

    Орфографический диктант непроизносимые согласные. Написание слов с непроизносимыми согласными

    СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

    1. Записать слова. Подчеркнуть непроизносимые согласные. Выделенные слова перевести на украинский язык.

    Солнце , сердце , лестница, праздник, честный , радостный , звёздный, грустный, счастливый , здравствуй.

    2. Записать пары слов. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

    Сердечный - сердце, прелестный - прелесть, капуста - капустный, здравие - здравствуй, радостный - радость, известный - известие, свистать - свистнул, хрустеть - хрустнул, уста - устный, богатый - богатство.

    КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    1. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

    1. Здравствуй, праздник! 2. На сердце радостно. 3. В областном центре концерт. 4. Пастух громко свистнул. 5. В этом фильме снимается известный актёр. 6. Я сделал все устные задания. 7. В поле яростно дует ветер. 8. Я дал отцу честное слово. 9. Счастливая мать кормит ребёнка. 10. В воздухе чувствуется запах полыни.

    2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными. Рядом записать проверочные слова.

    1. У моряка храброе сердце. 2. Пёс радостно встречает меня у порога. 3. Под сосной хрустнула ветка. 4. Всем знакомо чувство обиды. 5. Здравствуйте, дети! 6. Я люблю фильмы о звёздных войнах. 7. На лестнице послышались шаги. 8. Выглянуло солнце. 9, Грустный котёнок сидит на крыльце. 10. Скоро праздник.

    ТВОРЧЕСКИЙ И ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТЫ

    1. Записать слова. Рядом записать проверочные слова.

    Доблестный, ненастный, счастливый, хрустнуть, звёздный, поздний, вестники, местность, областной, пастбище, сердце, грустный, честный.

    2. Прослушать словосочетания. Выбрать и записать словосочетания с непроизносимыми согласными.

    Вкусный пирог, прелестная мелодия, поздняя осень, интересный фильм, чудесный вечер, ненастная погода, радостная встреча, опасные приключения, ужасный конец, известный спортсмен, прекрасные люди.

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

    ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА

    Грустная осень. Поздний вечер. На небе грозные тучи. Но я не замечаю ненастной погоды. Я открываю интересную книгу. Доблестные рыцари, прелестные феи, прекрасные принцессы. Ужасные драконы, опасные приключения. Честные поединки. Открытые чувства волнуют сердце. Известный конец. Конечно, он счастливый!

    У бабушки заболело сердце. Она плохо себя чувствует. Мама принесла сильное лекарство. Бабушка почувствовала себя лучше, но у неё грустное лицо. Она должна лежать в постели несколько дней. Я принесла её любимую книжку и почитала ей. Бабушка счастливо улыбнулась и заснула. В доме стало радостней.

    ЛЕС ПРОСЫПАЕТСЯ

    Утренняя заря осветила местность. С восходом солнца лучики света пробились через густую зелень деревьев. Свистнула птица. Хрустнула ветка. Лес радостно просыпается. Он поёт свою счастливую песню. Здравствуй, солнце! Здравствуй, новый день!

    Поздний час. Ярко светит луна. На небе совсем нет облаков. Сегодня звёздная ночь. Мы с папой стоим и смотрим на звёзды. Он знает карту неба и много легенд о звёздах. Скоро и я буду знать все созвездия.

    ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

    СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Найти и обозначить корни в ряду данных однокоренных слов. Родина, родник, родители, родить, родственники. Учить, учёба, у...

    ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать слова. Выделенные слова перевести на украинский язык. Мышь, вещь, ночь, помощь, печь, тишь, глу...

    В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся. Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.

    Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась. Например: звёздный - звезда, местный - место, здравствуй - здравие, солнце - солнышко. Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

    Некоторые слова проверить нельзя. ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница.

    Тексты для диктантов и списывания на непроизносимые согласные

    Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было гигантского роста. Голова чудесного цветка напоминала солнце. Растение всегда поворачивалось к свету солнца. По дивному цветку узнавали время. Цветок назвали подсолнечником. По имени яркого солнца. (36)

    В джунглях живёт лягушка кокой. Так зовут её местные жители. А ужасным листолазом её называют учёные. Это прелестное маленькое существо золотистого цвета. Малютка умещается в чайной ложке. Но её яд в тридцать раз сильнее яда кобры. Это самый сильный из известных животных ядов. (43)

    Двенадцатого апреля мы празднуем день космонавтики. В этот день человек впервые оторвался от Земли и вышел в звёздный простор. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Доблестный сын русского народа. В этот день человечество сделало гигантский шаг в своём развитии. Оно вступило на лестницу, ведущую к звёздам. (46)

    Сок сахарного тростника был известен в Индии пять тысяч лет назад. Этот сладкий сок напоминал вкусный пчелиный мёд. Потом сахарный тростник стали выращивать на Кубе и на Гаити. Это гигантский злак до шести метров высотой. Срубают стебель одним ударом с помощью тяжёлого тесака. Чтобы не вытек сладкий сок, стебли тростника измельчают. Они служат прекрасным топливом для сахарных фабрик. (58)

    Стоит прекрасный зимний денёк. Солнце освещает всю окрестность. Радостные солнечные зайчики скачут по стволам деревьев. На берёзу опустилась стайка прелестных птичек. Это синички. Их много живёт в нашей местности. У синичек праздничный наряд. На головке чудесная шапочка. Спина, крылья и хвост - жёлтые. Одна из синичек радостно свистнула. Какое счастье! Она увидела на ветке соседнего дерева вкусное сало. Его привязал лесник. (60)

    Парусник шёл на всех парусах. Солнце сияло, и ничто не предвещало бурю. Однако капитан парусника заметил тёмное пятно на горизонте. Это - предвестник ненастья. Опасно встречать бурю с поднятыми парусами. Порывы ветра сломают мачты, как тростник. Капитан знал это и приказал убрать паруса. Яростный порыв ветра ударил по паруснику. Началась буря. Но ненастная погода не могла серьезно повредить корабль. Матросы успели подготовиться к шторму. (63)

    Солнце светит редко. Не жужжат мохнатые шмели. Не слышны радостные песни птиц. Стоят ненастные осенние дни. Грустно в эту пору в лесу. Увядает трава. Поникают прекрасные цветы. Опадают листья. Но не всё замирает в это время. Осенью поспевает брусника. В мягкой зелени краснеют поздние ягоды. Слышны радостные взрослые и детские голоса. Найден прекрасный брусничник! Счастливые люди с радостным чувством несут домой полные корзины этой чудесной ягоды. (65)

    Мы с Аллой и Эммой гуляем по окрестностям. Сегодня самый чудесный праздник поздней осени. Выпал первый снег. Всех охватило радостное чувство. Безобразные от грязи поля вдруг стали прекрасными. Они блестят на солнце, как алмазные. Группы деревьев под снегом могут показаться парусными судами. Грустная, пресная местность стала интересной. Но в тесных колхозных ангарах идёт работа. Там аккуратно чинят железных коней для весеннего сева. Опасно оставлять технику без серьёзного ремонта. (68)

    Поздней осенью часто стоит ненастная погода. Грустно гулять в такую пору. Сегодня небо счастливо прояснилось. Мы с Анной, Эммой и Геннадием радостные бродим по аллеям чудесного парка. Поднимаемся по железной лестнице в прелестную беседку. Здесь тесно вчетвером. Мы согласны были гулять до вечера. Но напрасно. Яростный ветер пригнал безобразные тучи. Тяжело стало на сердце. Так нечестно! Мы безрадостно побрели по шоссе к дому. Поиграем там в настольный теннис. (68)

    Наступила суббота. К сожалению, этот зимний день был ненастным. К вечеру яростный ветер утих. Небо стало ясным. Солнце на закате казалось красным. Мы вкусно поужинали и вышли на вечернюю прогулку. Наш путь лежал по шоссе, затем по аллее. Над головой раскинулось звёздное небо. Мы любовались алмазным блеском небесных сокровищ. Моё сердце радостно забилось при виде этого чудесного зрелища. Мне известно несколько созвездий. Интересно слушать рассказы о новых. Нам грустно идти домой. Но уже поздний вечер. (71)

    Новый год - чудесный праздник. Пусть даже за окном ненастная погода. Пусть яростный ветер властно гонит группы гигантских туч по небесному своду. Погода безобразничает напрасно. Нас наполняют радостные чувства. Мы счастливы. Чуть-чуть грустно провожать старый год. Но в новом году нас ждёт столько прекрасного. За вкусным ужином мы сидим до позднего вечера. Тесно у нас за столом. Сколько здесь добрых, честных людей! На столе лежат телеграммы от друзей. Жёлтые, красные, зелёные огоньки украшают ёлку. Здравствуй, Новый год! (77)

    Ночью была ужасная ненастная погода. По небесному своду неслись гигантские тучи с безобразными клочьями. Яростный ветер опасно качал вековые деревья. Но напрасно. Они доблестно выстояли. Утром всё счастливо закончилось. Окрестности покрылись прекрасным снежным покрывалом. Солнце появилось над полями. Они чудесно засверкали алмазным блеском. К вечеру небо прояснилось. Раскинулся звёздный купол. Как на небе тесно от звёзд! Кажется, что их миллион. Но видно всего несколько тысяч. Они составляют группы. Интересно находить известные созвездия и читать рассказы о них. (77)

    Вот и наступила поздняя осень. Солнце поднимается всё ниже. Лес без листвы выглядит грустным.. Как чудесно было гулять здесь ранней осенью! Каким прекрасным был тогда осенний лес! Юннаты из нашего класса собрали интересную коллекцию листьев. Теперь вся местность кажется посеревшей. Небесный свод затянули тучи. Редко можно увидеть синеву или звёздное небо. Часто стоит ненастная погода. Это праздник дождя и грязи. Порой яростный ветер опасно качает деревья. Тяжело на сердце в эту безрадостную пору. (73)

    Начался листопад. На аллеях группы людей сгребают гигантские охапки пожелтевшей и покрасневшей листвы. Часто случаются ночные заморозки - первые вестники близкой зимы. Наша местность кажется грустной поздней осенью. В окрестностях нашего дома чудесные краски ранней осени сменились пресным серым цветом. На сердце появилось чувство тоски. Но в начале ноября у нас был праздник. В наш областной центр приехал известный певец из Москвы со своей группой. Мы были счастливы попасть в субботу на его концерт. (73)

    Позади счастливое и радостное лето. Прошла чудесная золотая осень. Стоят ненастные дни поздней осени. На полях и в лесу, на тропках и аллеях ужасная грязь. Жёлтые и красные листья уже потемнели. Они лежат на земле безобразной скользкой массой. Ночью редко видно прекрасное звёздное небо. Небесный свод скрывают пресные серые тучи. Здравствуй, утреннее солнышко! Но напрасно низкое солнце хочет удержать тёплую погоду. Близко зима. Ударит русский мороз. Снег сделает всё чище и аккуратней. Мы сможем играть в хоккей. (77)

    Наступила поздняя осень. Солнце светит редко. Ранним утром густой туман окутал окрестность. Весь день стоит ненастная погода. Яростный ветер гонит над землёй тучи. Грустный стоит лес. Вот хрустнула ветка. Кто здесь? Это выбежал на полянку красавец лось. Мы затаились. Животное почуяло опасность и убежало. В нашей местности лоси - редкие гости. Мы отдохнули у гигантского дуба и пошли домой. Даже осенняя ненастная погода не испортила нам прекрасного настроения. Чудесно погулять в лесу, подышать свежим лесным воздухом. (75)

    На колхозных грядках осталось много вкусных капустных кочанов. Несколько зайцев радостно прибежали из близкого леска. У них сегодня праздник. Они счастливы. Поздней осенью трудно найти пищу. В частных огородах сейчас пусто. Лес без листьев стоит грустный. Не жужжат мошки, не ползут в травке букашки. Только миллионы листьев безобразной скользкой массой покрывают почву. Солнце низко поднимается над землёй. Его лучи плохо согревают нашу местность. Скоро зимние холода властно вступят в свои права. Ночные заморозки - их ранние вестники. (76)

    Поздней осенью мы приехали в наш областной центр. Здесь есть древний кремль. Это широко известный памятник старины. У громоздкой крепостной стены летом рос низкий тростник. Мы поднимаемся по длинной железной лестнице. Отсюда хорошо видны окрестности. Какой прекрасный вид! Вон группа прелестных сосенок у шоссе. А там виднеется чудесная аллея из гигантских дубов. В древности враги яростно атаковали эти стены. Но напрасно. Горожане доблестно защищались. Они отбили много опасных штурмов. Нам интересно изучать историю. (73)

    Мой дед разбил прекрасный сад. Аккуратно заботиться о нём - серьёзный труд. Но как радостно видеть прелестные цветы и гулять по чудесным длинным аллеям. Сад деда - лучший в нашей местности. Со всех окрестностей приходят люди взглянуть на него. Даже из областного центра приезжал известный профессор. Я люблю слушать интересные рассказы деда о растениях. В ненастные дни дед ужасно переживает. Мы все ему сочувствуем. Но напрасно дожди и яростные ветры атакуют сад. Потом появится солнце и властно разгонит безобразных врагов. (78)

    В окрестностях нашего села около пастбища растёт группа прелестных ёлочек. Они стоят на большой поляне, на территории чудесного соснового леса. Осень не властна над ёлочками. Ранняя осень золотит и делает красными лиственные деревья. Поздняя осень сбрасывает прекрасные цветные рубашки на землю. Стоит ненастная погода. Но напрасно ветер яростно нападает на ёлочки. Они остаются зелёными. Так радостно среди пресной осенней серости увидеть их зелень. Интересны они и под снегом. Пусть ёлочки счастливо растут и станут гигантскими елями. (76)

    Низкое зимнее солнце было чуть-чуть красноватым. Чудесная снежная скатерть на полях сверкала миллионами алмазных отблесков. Она походила на звёздный небесный свод. Гигантские тучи казались железными. Они складывались в картинки - прелестные и безобразные. Тучи властно заполонили зимний небосвод. Полетели вниз чудесные снежинки, похожие на прекрасные звёздочки. Наступила ненастная погода. Яростный ветер налетал на гигантские деревья. Но они доблестно выдерживали его атаки. Грустные деревья чувствуют ужасную тоску по весеннему теплу. (69)

    Я читаю книгу известного профессора астрономии. Она рассказывает о звёздном небе массу интересного. Звёзды на небесном своде разделены на группы - созвездия. Чудесные истории сложены о них. Истории полны приключений - радостных и счастливых, грустных и опасных, веселых и серьезных. В древности их рассказывали устно. Позднее они были записаны. Звёзды отделены от нас миллионами километров. Они весят миллионы тонн. Со временем доблестные земляне в космических аппаратах долетят до них. (67)

    Вокруг Солнца кружатся планеты. Есть среди них и гигантские. Это Юпитер, Сатурн, Уран. Марс, Венера, Меркурий, Плутон поменьше. Эти чудесные планеты нам известны. Мы их видим на звёздном небе как прелестные маленькие звёздочки. Очень маленькие планеты называют астероидами. Они располагаются в основном в окрестностях Юпитера и Марса. Но появляются у нас в солнечной системе и прекрасные звёздные странники. Это кометы. При приближении к Солнцу у них появляется ужасный хвост. И мы видим хвостатую звезду. В старину кометы считались вестниками несчастий. (80)

    Часы на лестнице гулко пробили двенадцать раз. В этот поздний час я вышел из дому полюбоваться звёздным небом. Оно было прекрасно! Весь небесный свод сверкал тысячами огоньков. Он походил на алмазные россыпи. Над крышей дома плавал лунный серп. Ясный свет луны освещал окрестности. Вся местность была видна, как на ладони. При виде этой чудесной картины сердце моё радостно забилось. Меня охватило чувство вечного праздника. Словно не было вокруг никаких опасностей, ничего безобразного. Тесные улицы нашего города казались мне просторными, дома - гигантскими. Долой пресную серьёзную жизнь! Радостный и счастливый, я долго бродил по пустым улицам. (94)

    Солнце взошло над тесными улицами нашего городка. Наступил праздничный день. Весь город ждал этого праздника. Вчерашний день был ненастным. Но сегодня у природы явно тоже праздничное настроение. Небесный свод ясный и безоблачный. Сегодня можно встать поздно. Радостные и счастливые горожане выходят на улицы только к полудню. Как все любезны вокруг! Мелькают красные, синие, зелёные воздушные шары. Сегодня всех ждёт вкусный обед. Потом интересный концерт и народное гуляние. Самые известные люди нашего города собрались на лестнице перед ратушей. По улицам гарцуют наездники из доблестной королевской гвардии. Здравствуй, прекрасный праздник! Какой чудесный день сегодня! (92)

    Поздним праздничным вечером в тесной комнатке сидел старый профессор. Это был честный и серьёзный человек. Немного властный, но добрый и любезный. Он изучал звёздное небо, рассчитывал движение небесных тел. Он был известным астрономом. Сегодня профессор сидел грустный. Ни праздничный салют, ни вкусный обед, ни интересный концерт не развеселили его. Профессор пытался сделать расчёт движения открытой им кометы. Но напрасно. Чудесная наука математика изменила своему доблестному рыцарю. Листы бумаги на столе исписаны гигантскими формулами. Честное слово, профессор сделал всё, что мог. Ужасно! И тут у старого учёного появилось странное чувство. Сердце профессора радостно забилось. Чудесное озарение! Он рванулся к столу и начал яростно писать» Счастливое выражение не сходило с его лица. Формула была готова. (114)

    Мама испекла вкусный капустный пирог. Вся семья радостно собралась вокруг праздничного стола. Бабушка спустилась по лестнице со второго этажа. По какому поводу праздник? Сегодня воскресный день. Чудесный вечер в тесном семейном кругу. На маме красный передник. Папа рассказывает местные новости. Интересно всё знать! А ему известно всё. С самым серьёзным видом папа так забавно шутит, что нам ужасно смешно. Наш папа тракторист. Он ездит на железном колхозном коне. Он хорошо знает все окрестности и часто водит нас гулять. После ужина мама предлагает поиграть в лото. Мы все согласны. Целый час мы играем в эту прекрасную игру. Каждый играет честно. Но уже становится поздно. Пора спать. (106)

    Вчера был ненастный день. Но сегодня с самого утра небо ясное. Ласково пригревает летнее солнце. Чудесный денёк! Мы решаем залезть на гору и посмотреть местную старинную крепость. Это очень интересно! Поздним утром мы вышли из дому и зашагали по широкой тропинке по направлению к крепости. Она стоит на вершине небольшой горы и видна издалека. Возникает такое чувство, что идти до неё недолго. Но нам потребовался целый час. Вот и крепостные стены. Прекрасный вид открывается сверху! Все окрестности как на ладони. Напрасно мы не взяли видеокамеру. Залезаем на стену. Мы, доблестные защитники крепости, отражаем атаки грозного врага. Положение серьёзное и опасное. Сквозь узкие, тесные бойницы мы стреляем из арбалетов. Яростный штурм окончен. Враг бежит. (113)

    Поздним воскресным утром я шагал по просёлочной дороге и пытался насвистеть один прелестный мотивчик. Но напрасно. Сегодня чудесная царица Музыка отвергала меня своей властной рукой. Свистнув последний раз, я умолк и производил звуков не больше, чем бессловесный камень. Я принялся созерцать окрестности. Местность была довольно холмистая. Вдалеке виднелись крепостные стены и красная крыша замка. Там жили когда-то доблестные рыцари и вели интересную и опасную жизнь, полную яростных битв. Теперь в замке живут их честные и серьёзные потомки. Они ходят по тесным коридорам, карабкаются по узким винтовым лестницам. Они едят вкусные обеды в парадном зале, где на стенах ещё висят железные доспехи. Та далёкая эпоха кажется этим людям ужасной и безобразной, а собственная пресная жизнь - прекрасной. (115)

    Поздним утром прекрасная принцесса гуляла по берегу реки и любовалась парусными лодками. Погода была чудесной. Лёгкие облачка бежали по небесной лазури. Юный паж любезно беседовал с принцессой. На лестнице собралась группа прелестных фрейлин, Вдруг раздался ужасный плеск. Из тростника вылезло безобразное чудовище. У него гигантское зелёное тело и красные лапы с алмазными когтями. Уши чудовища похожи на капустные листы. Оно взглянуло на принцессу яростным взглядом и облизнулось. Страшилище предвидело вкусный завтрак. Чувствительная принцесса упала в обморок. Тут в воротах появился молодой наездник. Это доблестный капитан королевской гвардии. Он громко свистнул и метнул в чудовище копьё. Враг был серьёзно ранен. Он атаковал храброго бойца, но напрасно. Скоро чудовище было повержено. Берег огласился радостными криками. В королевстве объявили большой праздник. (118)

    Правило

    В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.
    Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.

    Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
    Например: звёздный - звезда, местный - место, здравствуй - здравие, солнце - солнышко
    .

    Некоторые слова проверить нельзя.


    ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница, праздник.

    Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.
    Например: чудесно, любезный.


    ИСКЛЮЧЕНИЯ :
    Не чудесн о, не прекрасн о,
    А ужасн о и опасн о
    Букву Т писать напрасн о
    В словах вкусн ый, интересн ый.

    безгласный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чествовать, шествовать, яства.Пишется блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя стекло).

    Упражнения


    Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

    Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, калус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.

    В - чу...ство, здра...ствуй.
    Л - со...нце.

    СОЧЕТАНИЕ СН- ЗН


    СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте- рес.но, тес.ный, прес.ный, не- бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

    ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

    НАПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМОЙ СОГЛАСНОЙ И СОЧЕТАНИЯМИ СН- ЗН

    1. Звез...ный, поз...ний, праз...ничный, прекрас.ный, доблес.но, сер...це, ужас...ный, грус...но, серьёз...ный, чудес...ный, опас.ный, мес.ный, на- прасн...ый, ненас.но.

    2. Вкус...ный, радос.но, интерес...ный, ярое...но, счас.ливо, трос.никовый, радос.но, капус.ный, ненас.ный, доблес.ный, прес.но, парус...ный, тес...но.

    3. Соглас.ный, грус.ный, кос...ный, со...нце, бессловес.ный, мес.ность, напрас.но, влас...но, окрес.ность, лес.ница, свис.нул, извесный, ус..ный, вкус...но, прелес.ный.

    4. Ярос.ный, счас.ливый, прес.ный, небес... ный, чес.ный, алмаз...ный, поз...но, безобраз...ный, любез...ный, праз...ник, вес...ник, опас.но, интерес... но, бессловес... но.

    5. Чу....ствительный, трос...ник, радостный, час.ное, гиган...ский, желез...ный, колхоз...ный, облас.ной, влас...ный, крепос.ной, безобраз...но, чу...ство, здра...ствуй, любез...но.

    6. Чудес...но, прекрасно, ужас...но, тес... ный, серьёз... но, безгласный, припоз...ниться, ус...но, праз...новать, любез...ничать, крас...ный, наез...ник, безобраз.. .ничать.


    Запиши слова правильно .

    Текущая страница: 8 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

    Контрольное списывание

    Дивный цветок

    Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было гигантского роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными цветами. Цветок держался на прямом стебле. Его украшали широкие листья. На большой круглой голове был венец из нежных жёлтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминала солнце.

    Растение любило тепло и всегда поворачивалось к солнечному свету. По дивному цветку узнавали время. Цветок назвали подсолнечником. По имени яркого солнца. (71 слово)

    По Е. Пермяку

    Грамматические задания

    1. Выписать из текста три слова с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочные слова.

    2. Выписать из текста слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

    Письмо по памяти
    * * *

    Мороз и солнце. День чудесный!

    Ещё ты дремлешь, друг прелестный!

    А.С. Пушкин

    Грамматические задания

    1. Выписать два слова с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочные слова.

    2. Выписать слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

    * * *

    И шествуя важно, в спокойствии чинном,

    Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

    Н.А. Некрасов

    Грамматические задания

    1. Выписать слово с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочное слово.

    2. Написать слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

    Контрольные диктанты
    Праздник космонавтики

    Двенадцатого апреля мы празднуем День космонавтики. В этот день человек впервые оторвался от земли и вышел в звёздный простор. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Доблестный сын русского народа.

    В этот день человечество сделало гигантский шаг в своём развитии. Оно вступило на лестницу, ведущую к звёздам. (48 слов)


    Грамматические задания

    2. Выписать из диктанта два однокоренных слова.

    3. Составить и записать по одному слову с согласной В так, чтобы с помощью этой согласной получились слова с орфограммами:

    б) непроизносимая согласная.

    Золотая птица

    Иволга – одна из самых красивых птиц наших лесов. Песня её прелестная и немножко грустная. Она похожа на протяжный свист флейты. Песни иволги делают наши леса ещё прекраснее. И вдруг с того же места раздаётся ужасный кошачий вопль. На дерево забралась кошка? Нет. Так кричит иволга. Её кто-то сильно испугал. В августе родители и птенцы улетают. На родине они живут всего три месяца. (64 слова)


    Грамматические задания

    1. К двум словам диктанта с сочетаниями СН – ЗН приписать проверочные.

    2. Разобрать по составу слова: КРАСИВЫХ, ПРОТЯЖНЫЙ.

    3. Составить и записать по одному слову с согласной Т так, чтобы с помощью этой согласной получились слова с орфограммами:

    а) парная согласная в слабой позиции;

    б) непроизносимая согласная.

    Звёздные странники

    Вокруг Солнца кружатся планеты. Есть среди них и гигантские. Это Юпитер, Сатурн, Уран. Марс, Венера, Меркурий, Плутон поменьше. Эти чудесные планеты нам известны. Мы их видим на звёздном небе как прелестные маленькие звёздочки. Очень маленькие планеты называют астероидами. Они располагаются в основном в окрестностях Юпитера и Марса. Но появляются у нас в Солнечной системе и прекрасные звёздные странники. Это кометы. При приближении к солнцу у них появляется ужасный хвост. И мы видим хвостатую звезду. В старину кометы считались вестниками несчастий. (82 слова)


    Грамматические задания

    1. К двум словам диктанта с непроизносимыми согласными в корне приписать проверочные.

    2. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Я, И. Написать проверочные слова.

    3. Над именами собственными в диктанте поставить знак ударения.

    Контрольные работы за 2 четверть
    Луна-рыба

    Луна-рыба поражает своим чудесным обликом и размерами. Это самая тяжёлая из всех костных рыб. Вес её достигает двух тысяч килограммов. Это целых две тонны. Живут гигантские тяжеловесы в морях тропического пояса. Эта рыба – самая плодовитая в мире. (40 слов)


    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Е, Я, И, О. Написать проверочные слова.

    2. Выписать из диктанта два слова с непроизносимыми согласными. Написать проверочные слова.

    3. Написать два однокоренных слова к слову РЫБА.

    Молочное дерево

    Кто даёт молоко? Всем это известно. Корова. А может ли дерево заменить корову и давать молоко?

    Такое дерево растёт на территории Венесуэлы. Его сок напоминает по вкусу коровье молоко. Местные жители аккуратно надрезают кору дерева. Оттуда течёт сок. Жители подставляют чашки для этой вкусной жидкости. Она очень питательна и полезна. Так считают даже учёные. (56 слов)


    Грамматические задания

    2. Разделить на слоги для переноса слова: ЗАМЕНИТЬ, УЧЁНЫЕ.

    3. Выписать из первого предложения слово, в котором звуков больше, чем букв.

    Хвоинки

    Хвоя можжевельника – это тоже листья. Только они жёсткие. Форма у них особая. Она длинная и узкая. Такие листочки способны пережить зиму. Для этого они достаточно прочны. Восковая кожица не даёт им сохнуть. Хвоя живёт на дереве несколько лет. Потом она буреет и опадает. Но не вся сразу. Поэтому на дереве сохраняется листва круглый год. В осенние и зимние дни она радует нас зеленью. (63 слова)


    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с непроизносимой согласной; б) с парной согласной в слабой позиции; в) с безударной гласной, проверяемой ударением; г) с удвоенной согласной.

    2. Подобрать и записать три однокоренных слова к слову ЗИМА.

    3. Поставить знак ударения над словами первого предложения.

    Песчаная эфа

    Из пустынных гадюк больше известна песчаная эфа. В нашей стране она встречается в Азии. Встреча с ней опасна. Эта змея держит грустное первенство по количеству погибших от неё людей. Передвигается она очень интересно. Она ползёт не вперёд, а как бы боком. След бокового хода состоит из отдельных косых полосок с крючковатыми концами. Эти следы сразу выдают песчаную эфу. В такой местности следует быть осторожным. (66 слов)


    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с непроизносимой согласной; б) с парной согласной в слабой позиции; в) с безударной гласной, проверяемой ударением; г) с удвоенной согласной.

    2. Разобрать по составу слова: ПУСТЫННЫХ, БОКОВОГО.

    3. Подобрать и записать слово, близкое по значению слову ГРУСТНОЕ.

    Лакомка

    Мурка была странной кошкой. Любила она сладкий мёд. Раз Мурка грелась на утреннем солнце. Тут она почувствовала вкусный знакомый запах. Кошка радостно открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем лакомка аккуратно встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг окрестности огласил громкий кошачий визг. Несчастная Мурка бросилась в кусты. (56 слов)

    По А. Дорохову

    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта два слова с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочные слова.

    2. Продолжить ряд слов на данное правило:

    ВАННА, СУММА, …, …;

    ЧУДЕСНЫЙ, УЖАСНЫЙ, …, …;

    ЛЁГКИЙ, МЯГКИЙ, …, ….

    3. Последнее предложение разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания.

    Концерт

    Как готовятся лягушки к весенним концертам? Как и люди к праздникам. Лягушки наряжаются. У травяных голубеет горлышко. Остромордые с ног до головы становятся голубыми. Но особенно цветастые – тропические лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рёв, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус. (47 слов)

    По Н. Сладкову

    Грамматические задания

    1. В словах первого предложения подчеркнуть согласные.

    2. Написать два однокоренных слова к слову ТРАВА.

    3. Выписать из диктанта предложение, состоящее только из главных членов. Слова этого предложения разделить на слоги.

    Кактус

    Кактусы известны своим умением приспосабливаться к местным условиям. Кактусы растут в сухом и жарком климате и долгое время прекрасно обходятся без воды. Прошёл дождь. Кактус сразу всасывает воду. Хранит он её в стебле. Стебель похож на губку. Но его оболочка толстая. Поэтому вода не испаряется и при жарком солнце. Да и листья кактуса – иголки. Иголки спасают кактус от испарения и защищают его от местных животных. (66 слов)


    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

    2. Выписать из диктанта два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

    3. В последнем предложении подчеркнуть главные члены.

    Фламинго

    Фламинго – очень интересные птицы. Молодые фламинго серого цвета. Розовеют они позднее. Летают фламинго, вытянув длинную шею вперед, а ноги назад. Строят гнёзда по берегам морей. Там они выуживают вкусных рачков и улиток. На иле лежат перья, ракушки, мятые стебли. Материал они аккуратно скрепляют илом. Так появляется на вязкой грязи гнездо фламинго. (51 слово)


    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с непроизносимой согласной; б) с парной согласной в слабой позиции; в) с безударной гласной, проверяемой ударением; г) с удвоенной согласной.

    2. Выписать слова, в которых произношение не совпадает с написанием: НАЗАД, НОГИ, МОРЕЙ.

    3. Разобрать по составу слова: ДЛИННУЮ, ВКУСНЫХ.

    Червячок

    Самый длинный червь живёт у берегов Атлантики. В длину он достигает гигантских размеров. Известны особи до пятнадцати метров. Живут чудесные малютки целыми семьями. Окрашен червь в коричневый цвет. Но отливает прекрасным фиолетовым цветом. На спине у него тёмные и светлые полосы. Не любит он показывать солнцу свой наряд. Выходит червь на охоту по ночам. А ранним утром он прячется среди камней прибрежья. (63 слова)


    Грамматические задания

    3. Выписать из диктанта слово с разделительным Ь. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

    Акула

    Часто неаккуратный рыболов ухитряется даже о колючки ерша или о зубы щурёнка пальцы оцарапать до крови! Но есть рыбы действительно опасные.

    Очень опасны большие акулы. В акульей пасти зубы бывают в шесть рядов. Они острые, как пила. Но гигантские китовые акулы людей не трогают. Хотя аппетит у акул хороший. Они пасутся на своих пастбищах и едят мелких рачков. Акулы заглатывают их миллионами. (63 слова)

    По Н. Сладкову

    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Е, Я, И, О, А. Написать проверочные слова.

    2. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной. Разделить эти слова на слоги.

    3. Выписать из диктанта по одному слову с разделительным Ь и Ь – показателем мягкости.

    Изложение
    Наседка

    Я лежу на воде и держусь рукой за тростинку. Подо мной песчаная полянка подводная. На её краю лежит старое ведро.

    Из ведра выполз рак и стал водить усами и глазами. Потом он стал щупать песок клешнями. А от хвоста рачьего поползли рачата ростом с муравья. Они тоже деловито шевелили усами и щупали песок клешнями.

    Я засмеялся. Рачата сразу кинулись под широкий материнский хвост. А рачиха собрала семейство и ловко юркнула под ведро. Больше она не показалась. (77 слов)

    По Н. Сладкову

    Грамматические задания

    1. Составить план.

    2. Написать изложение текста, соблюдая красную строку.

    3 четверть
    Предлоги и приставки Словарь

    задумался допил надстройка облетел одарил сократил

    созрел поводок окружить состарился посмотрел обошёл

    отход осмелел подарить набег дополз дотащил

    отошёл оттянул захотеть подкоп надкусил постучал

    налетел обманул долечить заварил повертел наварил

    сослужил зашёл подарок пожар запах отвар

    Выборочный диктант

    Дошёл до дома, побежал по полянке, извлёк из избушки, оттянул от пропасти, загадать загадку, сбежал с собакой, наехать на гвоздь, влетел в окно, подставить подножку, надстроить над домом, прочитал про лётчиков, забежал за сарай, стянул с верёвки, входить в метро, закрыл за ним, посмотрел по сторонам, закрыл за собой.

    Обучающие диктанты
    Храбрый дрозд

    Отбился от дома кот, одичал и стал сам добывать себе пищу. Бегает кот по лесам и кустам. Ловит он птичек и разоряет гнёзда. Заметил кот в дупле дрозда. Из гнезда слышится писк птенчиков. Вот где пожива! Глаза у кота разгорелись. Подобрался он к дуплу и опустил туда лапу. Вдруг дрозд подлетел. Бросился дрозд на кота сзади и принялся клевать его. В голову, в нос и глаза. Струсил кот. Сполз он с дерева и бросился бежать. (77 слов)


    Грамматические задания

    1. В словах первого предложения подчеркнуть приставки.

    2. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой ПО-; б) с предлогом ПО.

    3. Записать по одному слову с приставками НАД-, ПРО-, ДО-.

    Бородач-ягнятник

    Ягнятник – это птица из семейства грифов. Под клювом у него пучок перьев. Он похож на бородку. Но почему ягнятник? Бородач-ягнятник часто ворует у пастухов малых ягнят. На опасных горных склонах он ударами крыльев толкает в пропасть овец, коз, собак. Бородачи очень любопытны. Они подлетают к человеку без агрессивных намерений. Бородачи просто хотят получше его рассмотреть. Но человеку от этого не легче. Несётся к тебе со свистом двухметровый любопытный. Страшно! (70 слов)


    Грамматические задания

    2. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой ПОД-; б) с предлогом ПОД.

    3. Записать по одному слову с приставками ЗА-, СО-, НА-.

    Лесные страхи

    Стоял тёплый день. Медведица с медвежонком ходили по редкому лесу за оврагом. На крутом склоне лежал обломок дерева. Малыш схватился за него лапами. Со страшным грохотом обломок вместе с медвежонком полетел вниз. Поднялась пыль. Затрещали кусты. Застучали лесные камешки. Малыш от страха и от боли заревел. Медведица быстро бросилась к нему. А перепуганный мишка уже тянулся к матери. Он тихонько скулил. (63 слова)

    По С. Устимову

    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой С-; б) с предлогом С.

    2. Разобрать по составу слова: ЗАХОД, ЗАЛ, ПОЛЁТ, ПОЛЕ.

    3. Записать по одному слову с приставками О-, ОБ-, ОТ-.

    Контрольные диктанты
    Соколы

    На сосне в гнезде хрустнула хрупкая скорлупка яйца. Появился первый черноглазый птенец. У малыша красивый наряд из белого пуха. За первым другие явились. У хищных птиц мать всегда сидит с птенцами. А отец ищет пищу. Мать встречает отца с охоты за много метров от гнезда. Отец замедляет полёт. Она в воздухе перевернулась спиной вниз. Так она приняла добычу из его когтей в свои. Добычу мать отдаёт птенцам. (68 слов)


    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой ЗА-; б) с предлогом ЗА.

    2. Написать по одному слову, где ДО: а) часть корня; б) приста– вка.

    3. Разобрать по составу слова: НАРЯД, ПОЛЁТ, СПИНОЙ.

    Фазан

    Фазан – это дикая курица. Фазаны селятся в тростниках по долинам рек и на окраинах полей. Ранней весной петухи ищут гнездовые территории. У каждого она своя. Фазаны охраняют свою территорию от чужих петухов. Фазанята сразу после рождения уходят за матерью из гнезда. Ночуют они первое время на земле, но под крылом у мамаши. На третий день уже порхать умеют. На тринадцатый день уже хорошо летают. Птенцы сами взлетают за матерью на ветки деревьев и там ночуют. (77 слов)


    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта пять разных предлогов.

    2. Выписать из диктанта по одному слову, где О: а) часть корня; б) приставка.

    3. Образовать от слова ХОД три однокоренных слова с помощью разных приставок.

    Разделительный твёрдый знак Словарь

    разъединить разъяснил подъезд въезжать съест отъезд

    предъюбилейный подъезжать съедобный объедки изъян въезд

    взъерошенный въедливый объёмный подъехал подъём объятия

    разъярённый предъявить инъекция объехал съёмка отъехал

    объявление объединить объедение съёжился съязвил объяснил

    Выборочный диктант

    Объяснить Марье, вьюн съёжился, съел с жадностью, оживление на съёмке, разъярённые братья, объедки печенья, Дарья съязвила, свинья съест, подъехать к подъёму, разъяснил объявление, предъявить сыновьям, предъюбилейное веселье, вьюга вьёт, взъерошенные воробьи, объятья гостьи.

    Обучающие диктанты
    Русские пословицы, поговорки, приметы

    Съесть не могу, а оставить жаль. Одним махом поля не объехать. Зимой бы съел грибок, да снег глубок. Счастье с несчастьем близко живут. Дрожжи хороши, да не подъёмчивы. И считанную овцу волк съедает. Горе в чужой стране безъязыкому. Не прикидывайся овцою: волк съест. Молод знал голод, а отъелся – позабыл. Друг верен во всём измерен. Не учи безделью, а учи рукоделью. А дело бывало – и коза волка съедала.

    На поле съезжаются, родством не считаются. Забота не съела, так скука одолела. Мой талант съел баран. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Худ пирог, да съелся. Будут голодные – съедят и холодное. Масленица объедуха, деньгам приберуха. Не радуйся под гору: подъём крут. Съешь и морковку, коли яблочка нет. На что спрос, на то и цена. На волка помолвка, а заяц кобылу съел. На всякое объявление есть объяснение. Было дело, да собака съела.

    Без костей и рыбки не съесть. Труд людей объединяет. Съел бы пирога, да мука дорога. И не так подъезжали, да ни с чем отъезжали. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. На безрыбье и рак рыба. Медведь по корове съедает, да голоден бывает, а курица по зёрнышку клюёт и сыта живёт. Был конь, да изъездился. Не балуйся с медведем – задавит в объятьях. Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки ястреба забьют. Сердцу разъярённому места мало, расходиться негде. У медведя в бурьяне шкура в изъяне. Одному пирога не съесть. Пусти козла в огород, он всю капусту съест. И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.

    Съедают долги и богатого. Был мешок с зерном, стоял пнём, а высыпали – съёжился. В чужую душу не влезай. В среду съедим, так в четверг не глядим. В лес не съездишь, так на печке замёрзнешь. Ешь не кроши, съешь не проси. Не изведан – друг, а изведан – два. Всего света не изъездить. Не гони коня плетью при подъёме в гору. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Не изъезжено поле – не изведано горе. Чует кошка, чьё мясо съела. Не гони под гору, так въедешь и на гору. Не мытьём, так катаньем. Савва съел сало, а сказал, что не видал. Ленивые дожили, что и ножки съёжили. Волк волка не съест. Во сне счастье, наяву ненастье. Кто смел, тот и съел.

    Не подливай масло в огонь. Не сули собаке объедки пирога, а кинь кусок хлеба. Хотя у кота спинка бита, а пирог съеден. На всякое хотенье есть терпенье. Не хвались отъездом, а хвались приездом. Кто пьёт, а кто слёзы льёт. Суда божьего околицей не объехать. На задорном буяне всё платье в изъяне. Что испекли, то и съедим, а завтра поглядим. Кручиною поля не изъездить, а врага слезами не утешить. Собака и хлеба не съест не порычав. Наш двор покрыт небом, а обнесён ветром. Что испекла, то и съела. Не объять необъятного.

    Одни сласти съедать – горести не узнать. Семена съедим, так по урожаю тужить не станем. Долог путь, да изъездчив. В кривом глазу и прямое с изъяном. Не разгрызя ореха, не съесть ядра. Ныне съедим, а завтра поглядим. В объезд, так к обеду, а прямо, так к ночи. Без терпенья нет уменья. Съел кусочек с птичий носочек. С горы-то съехали, а в гору-то как въехать? И сел бы и съел бы, кабы в гости позвали. Нашёл, да не объявил – всё равно что утаил. Мясо ешь, да мясника не съешь.

    Крокодиловы слёзы

    Плачут ли крокодилы? Что нам говорит старинная легенда? Что съевший свою жертву крокодил проливает горькие слёзы. Какое лицемерное сожаление! Но объяснять такое явление сочувствием хищника наивно. Съел и льёт слёзы? Это не серьёзно. Просто со слезами крокодилы выводят на организма излишки солей. Так что крокодилы не плачут. Просто они как бы потеют глазами. (54 слова)


    Грамматические задания

    2. Разделить на слоги для переноса слова: ГОРЬКИЕ, ОБЪЯСНЯТЬ.

    3. Написать слово с Ъ с корнем ЕРОШ.

    Белкин мухомор

    Сушит белочка осенью на сучках грибы. Вот сыроежки, опята, моховики. Знатное кушанье! Грибы все хорошие и съедобные. Но среди хороших и съедобных съёжился мухомор. Для чего белке ядовитый несъедобный мухомор? Разве в сухом мухоморе нет яда для белки? Мухомор – лекарство для белочки? Как объяснить это явление? Нет точной отгадки. (49 слов)

    До Н. Сладкову

    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта по два слова с разделительными Ь и Ъ.

    2. Вставить по две буквы в середину слов ПОЕХАТЬ, СЕЛ так, чтобы получились слова с Ъ.

    3. Написать два слова с Ъ с корнем ЁМ.

    Гришка

    Гришка не был взрослой птицей. Был он взъерошенным крикливым птенцом. Я нашёл его в лесу. Птенец съёжился. Он сидел на земле надутый и злой. Ещё утром проснулся он в тёплом гнезде. Гришка растолкал братьев и сестёр и уселся на краю гнезда. Потом махнул крылышками и свалился на землю. Я протянул птенцу червя. Червя воронёнок съел мгновенно.

    К нам в дом Гришка въехал на моём плече. А вечером птенчик ходил по моему столу и громко требовал новых угощений. (78 слов)

    По А. Онегову

    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта два слова с Ъ. Определить в этих словах количество букв и слогов.

    2. Выписать из диктанта два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Написать проверочные слова.

    3. Написать два слова с Ъ с корнем ЕД.

    Кукушка

    Это очень полезная птичка. Взрослая кукушка может съесть за час до ста волосатых и ядовитых гусениц. Таких гусениц другие птицы не съедают. Старые кукушки улетают а конце лета. А кукушата учатся жить самостоятельно. Заботливые маленькие птички высидели, вскормили кукушат и покинули их. Молодые кукушки сами отправляются в далёкий путь на юг. Кукушки не сбиваются в стаи. Но прилетают в свой срок в далёкие страны. Как находят дорогу молодые кукушки? Нет этому объяснения. Это загадка природы. (76 слов)


    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

    2. Написать по одному слову с буквосочетанием: ЬЮ, ЪЮ.

    3. Написать два слова с Ъ с корнем ЕЗД.

    Сегодня погода ненастная,

    И я такая несчастная.

    Сеет дождь совершенно ужасный.

    Скорей бы снова стало ясно,

    И засияло б солнце красное,

    И стало бы вокруг прекрасно!

    Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

    Правило

    Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

    Применим оно к словам из стихотворения:

    Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

    И я такая несчастная (несчаст ье).

    Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

    Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

    И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

    И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

    Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

    Подбери проверочное слово

    Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

    • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
    • грустный (грусть, грустить);
    • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
    • звёздный (звезда, звёздочка);
    • капустный (капуста);
    • местность (место, местечко);
    • ненастный (ненастье);
    • поздний (опоздать, опоздание);
    • радостный (радость);
    • свистнуть (свист, свистит);
    • сердце (сердечко, сердечный);
    • солнце (солнечный);
    • тростник (тростинка);
    • участник (участие);
    • честный (честь);
    • опасный (опасение);
    • чудесный (чудеса);
    • ужасный (ужасен);
    • интересный (интересен).

    Второклассники начинают изучать в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

    Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

    Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

    • лестница - ряд ступенек или перекладин;
    • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
    • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
    • сверстники - люди одного возраста;
    • ровесники - синоним слова "сверстники".

    Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

    Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


    В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

    Распредели слова на две группы

    Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

    Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

    Загадки

    Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

    • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
    • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
    • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
    • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

    Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

    Мини-диктанты

    А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

    Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

    Неудачная охота

    Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

    Весна пришла

    Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

    Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

    Вставьте слова в тексте

    Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

    Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

    Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

    Составим предложения из слов

    Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

    С этими словами можно составить, например, такие предложения:


    Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.