Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Организация аварийно спасательных и других неотложных работ. Организация аварийно-спасательных работ и разведка места проведения аср. Вопросы и задания

    Организация аварийно спасательных и других неотложных работ. Организация аварийно-спасательных работ и разведка места проведения аср. Вопросы и задания

    Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения. Все эти работы проводятся в максимально сжатые сроки.

    Неотложные работы проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

    В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.

    Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года.

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:

    начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;

    первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

    второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

    Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    МИНИСТЕРСТВО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    КАФЕДРА «ЗАЩИТА В ЧС»

    по дисциплине: ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

    «УТВЕРЖДАЮ»

    ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРЫ

    «ЗЧС» КРСУ и МЧС

    Б. Ордобаев

    Шамырканов Урматбек Муслинович

    «____»________________2014 год.

    Тема 2 . О сновы организации и проведения аварийно -спасательных и других неотложных работ

    аварийная спасательная неотложная работа

    Занятие 1. 1 Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.

    Учебная группа

    Дата проведения

    Учебные часы

    Место проведения

    Обсуждена на заседании кафедры

    «____»______________2014 г.

    протокол № _______

    БИШКЕК-2014 г.

    Учебные и воспитательные цели:

    Довести до студентов основные положения по организации спасательных и других неотложных работ.

    Научить студентов правильно в вопросах мероприятий по экстренной защите населения, ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий врезультатов применения противником современных средств поражения.

    Время 2 часа

    Расчет учебного времени:

    Литература для самостоятельной работы обучаемых

    Наставление по службе штабов ГО (республика, край, город и район). 1990 г. инв. 02780.

    «Организация и ведение спасательных работ при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах». Уч. пособие № 46. 868К.

    «Приложения к учебному пособию № 868К». Инв. № К - 734.

    Гражданская оборона области Инв. 02365.

    Организационно-методические указания

    Перед доведением содержания лекции преподавателю внимательно изучить рекомендованную литературу и определить основные положения лекции, которые необходимо дать студентам под запись и дать соответствующие пояснения.

    Акцент в изложении учебного материала сделать на последовательность работы преподавателя по уяснению задачи, оценке обстановки и выработке решения. После изложения содержания лекции ответить на вопросы студентов и дать задание на самостоятельную подготовку.

    1 . Учебный вопрос . Аварийно-спасательные и другие неотложные работы , цели и задачи АС иДН Р в очагах поражения

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на ликвидацию зон ЧС, прекращению действия характерных для них факторов.

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ является одной из основных задач РСЧС и ГО.

    Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на две группы работ:

    Аварийно-спасательные работы;

    Другие неотложные работы.

    Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

    Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

    Цели аварийно-спасательных работ:

    розыск и деблокирование пострадавших,

    оказание им первой медицинской помощи и эвакуация из опасной зоны.

    ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

    локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

    подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

    розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий,

    загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;

    вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них

    подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной

    фильтровентиляционной системой;

    оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в

    лечебные учреждения;

    вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

    санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных

    животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, воды и т. д.

    Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т. п.).

    В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход.

    Другие неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

    Цели других неотложных работ:

    обеспечение (создание условий для проведения) спасательных работ;

    предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;

    обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.

    прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и на зараженных участках;

    локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

    укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

    ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

    обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

    ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;

    санитарная очистка территории в зоне ЧC;

    создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.

    В реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем для значительной части работ различие оказывается чисто условным. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин - аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР).

    Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, а в военное время - вида применяемого оружия и масштабов военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материалами, средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

    АС и ДНР в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями. Они должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до их полного завершения.

    Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается:

    заблаговременной и целеустремленной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

    экстренным реагированием РСЧС на возникновение чрезвычайной ситуации, организацией эффективной разведки, приведением в готовность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону чрезвычайной ситуации, развертыванием систем управления, необходимых сил и средств;

    принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и последовательным претворением его в жизнь;

    непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами (их планирование, координация и контроль) и тесным взаимодействием участников в ходе работ;

    непрерывным ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с привлечением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований;

    неуклонным выполнением участниками работ установленных режимов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

    организацией бесперебойного и всестороннего материального обеспечения работ, жизнеобеспечения населения и участников работ, оказанием им психологической помощи;

    высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава.

    2 . У чебный вопрос . Этапы проведения аварийно- спасател ьных и других неотложных работ

    Организация и подготовка к проведению АС и ДНР проводится в несколько этапов, хотя, в зависимости от создавшейся ЧС конкретное содержание и последовательность проведения отдельных мероприятий может меняться.

    Наиболее приемлемой является универсальная схема организации, подготовки и проведения АС и ДНР.

    I этап - Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению полномасштабных (при необходимости) АС и ДНР.

    II этап - Проведение полномасштабных аварийно- спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.

    III этап - Ликвидации последствий ЧС.

    На первом этапе решаются три основных блока задач:

    1. Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим:

    оповещение об опасности;

    использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;

    эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где есть опасность поражения;

    соблюдение режимов поведения;

    розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи.

    2. Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС:

    локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений) ;

    приостановка или отключение технологических процессов;

    тушение пожаров;

    санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.

    3. Подготовка к проведению полномасштабных АС и ДНР:

    проведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;

    приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС;

    выдвижение ОГ и определение границ зоны ЧС;

    принятие решения на проведение АС и ДНР.

    Второй этап - этап полномасштабного проведения АС и ДНР в зонах ЧС, характерен, прежде всего, тем, что на этом этапе окончательно вырабатывается решение на проведение АСДНР, осуществляется постановка задач силам и средствам, организуется управление, взаимодействие, всестороннее обеспечение действий, проводится весь необходимый комплекс АС и ДНР, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач силами и средствами РСЧС, при этом продолжаются решаться задачи I этапа АС и ДНР.

    АС и ДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате последствий ЧС. После окончания этих работ основная часть сил РСЧС может выводиться из зоны ЧС, остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи.

    Третий этап - этап решения задач по ликвидации последствий ЧС. Работы третьего этапа условно подразделяются на две группы:

    1. Первая группа работ проводится в целях создания условий и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения:

    Дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов;

    Выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения;

    Перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района;

    Организация топливно-энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населения (ЖОН) ;

    Организация восстановления систем и объектов первоочередного ЖОН;

    Организация медико-санитарного обеспечения и др. необходимые меры;

    Реэвакуация населения (после создания необходимых условий).

    Мероприятия первой группы планируются и проводятся под руководством соответствующих КЧС и ПБ.

    Передача объектов и зоны ЧС для проведения восстановительных работ и вывод сил и средств РСЧС из зоны ЧС.

    После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС и ПБ, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи объектов и зоны ЧС.

    Комиссия оценивает объем выполненных АС и ДНР, готовит акт на передачу объектов и зоны ЧС соответствующим органам исполнительной власти или руководителям объектов социального и производственного назначения.

    2 Вторая группа работ проводятся в целях восстановления деятельности объектов, пострадавших при ЧС. К ним относятся:

    восстановление или строительство зданий,

    восстановление производственного оборудования или установка нового,

    восстановление энергоснабжения и транспорта,

    восполнение запасов материальных средств,

    восстановление плотин,

    восстановление хозяйственных связей и т. п.

    Мероприятия второй группы проводятся под руководством министерств и ведомств, к которым относятся пострадавшие объекты, и местных (районных, городских, областных) органов исполнительной власти. КЧС оказывает им помощь и контролирует выполнение мероприятий, проводимых силами строительных, монтажных и других специализированных организаций.

    Органы управления РСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, работают в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

    Режимы их работы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории ЧС.

    Своевременное и качественное организация и проведение АС и ДНР в значительной степени позволят снизить потери среди населения и предотвратить нанесение существенных ущербов.

    Все это будет зависеть как от самой организации работ, так и от взаимодействия всех сил и средств, участвующих от проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    3 . У чебный вопрос . Организация взаимодействия органов управления , сил и средств при проведении аварийно-спасательных работ в районе ЧС

    Под взаимодействием органов управления и сил РСЧС понимают согласованные по задачам, способам их выполнения, и времени действия органов управления и сил РСЧС, а также привлекаемых для ликвидации ЧС и воинских частей и подразделений в интересах достижения единой цели - ликвидации ЧС в возможно короткие сроки и с наименьшими потерями.

    Организация и поддержание взаимодействия является одной из основных задач руководящего состава и органов управления всех уровней РСЧС при планировании защиты населения, предупреждения и ликвидации ЧС, а также в ходе управления действиями сил при проведении АСДНР.

    Основной целью организации взаимодействия является достижение максимальной эффективности ведения АСДНР.

    Основные требования к взаимодействию

    Участие в предупреждении и ликвидации ЧС разнородных сил с различными возможностями, оснащенных разнообразными техническими средствами, предъявляют к взаимодействию высокие требования.

    Оно, прежде всего, должно быть 1) высокоэффективным, то есть иметь такую степень согласованности в действиях привлекаемых сил, при которых достигается максимальное использование их поисково-спасательных возможностей для спасения людей и выполнение других поставленных им задач.

    Взаимодействие должно быть 2) тесным, обеспечивающим четкую согласованность при проведении поиска и спасения разнородными силами в соответствии с их спасательными свойствами, своевременное использование результатов поиска взаимодействующих сил, а также взаимное содействие в выполнении поставленных им задач.

    Взаимодействие сил и средств в поисково-спасательной операции должно быть 3) непрерывным - только при этом условии возможно своевременное достижение целей операции.

    Одним из основных требований к взаимодействию является его 4) устойчивость, предполагающей сохранение способности созданной группировки сил функционировать автономно в любых, в т. ч. в случае условиях и выхода из строя отдельных взаимодействующих звеньев.

    В то же время оно должно быть 5) гибким, позволяющим видоизменять его, вносить коррективы в действия сил при резких изменениях погодных условий и обстановки.

    В зависимости от масштабов ЧС взаимодействие может быть оперативным, тактическим или оперативно-тактическим или оперативно-стратегическим.

    Отечественный и зарубежный опыт взаимодействия в поисково-спасательных операциях указывает на многообразие форм его проявления в конкретной обстановке.

    С учетом совершенствования поисково-спасательных технических средств взаимодействие наполняется новым содержанием.

    Важнейшее значение имеет согласование усилий наземных, воздушных, морских (речных) поисково-спасательных сил для совместного выполнения ими общей задачи.

    Согласованные усилия в этих случаях имеют целью достижение единства способов действий и обеспечение эффективного ведения ПСР в одном или нескольких районах.

    Важнейшим требованием взаимодействия является 6) обеспечение собственной безопасности поисково-спасательных сил в период проведения работ в сложных погодных условиях и при наличии различных поражающих факторов.

    Как известно, к ликвидации ЧС привлекаются органы управления и силы различных министерств, ведомств, организаций РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и других.

    Важным способом успешного руководства мероприятиями, проводимыми РСЧС, является организация взаимоотношений между вышестоящими (старшими), подчиненными, взаимодействующими и другими органами управления привлекаемыми для ликвидации ЧС.

    Основным вопросом взаимоотношения различных органов управления и сил является организация взаимодействия между ними. Взаимодействие организует старший орган управления (координирующий орган РСЧС) с органами и силами, расположенными на подведомственной ему территории (районе ЧС).

    Взаимодействие планируется и организуется заблаговременно при разработке и согласовании планов действий (взаимодействия), которые уточняются ежегодно, а также - при угрозе и возникновении ЧС и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Нормативно-правое регулирование по созданию и применению аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, их виды, организационная структура. Особенности ведения разведки в очагах и районах возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка обстановки.

      конспект урока , добавлен 24.11.2010

      Цели и организация проведения аварийно–спасательных и восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация управления, взаимодействия, обеспечения действий сил и средств. Особенности проведения спасательных работ в зимнее и ночное время.

      контрольная работа , добавлен 21.05.2013

      Методы тушения пожаров и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации аварий и ЧС на объектах с наличием химических веществ. Оценка обстановки на месте пожара. Команды, распоряжения, расчет сил и средств для ликвидации пожара.

      контрольная работа , добавлен 07.10.2010

      Организация связи и оповещения в ходе ведения аварийно-спасательных работ. Порядок действий дежурной смены при ликвидации ЧС. Охрана труда и требования безопасности при проведении аварийно-спасательных работ. Расчет сил и средств на тушение пожара.

      дипломная работа , добавлен 25.03.2019

      Основные требования к организации аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне прорыва плотины. Прогнозирование последствий воздействия факторов чрезвычайной ситуации. Организация инженерного обеспечения предупреждения и ликвидации ЧС.

      дипломная работа , добавлен 12.08.2010

      Основные задачи аварийно-спасательных служб. Организация аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф. Особенности ликвидации последствий аварий на воздушном транспорте. Причины аварийной разгерметизации.

      контрольная работа , добавлен 19.10.2013

      Аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации. Меры безопасности при работах на сетях электроснабжения. Спасение людей и имущества при наводнениях и катастрофических затоплениях. Особенности спасительных работ в зимних и ночных условиях.

      реферат , добавлен 20.05.2013

      курсовая работа , добавлен 17.02.2015

      Особенности организации и тушения пожаров на объектах энергетики. Действия работников органов подразделений по чрезвычайным ситуациям при тушении пожаров в электроустановках. Организация проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара.

      реферат , добавлен 13.02.2016

      Обзор состояния пожарной безопасности в музеях Российской Федерации. Оперативно-тактическая характеристика Новосибирского Художественного музея. Предложения по обеспечению пожарной безопасности и организации проведения аварийно-спасательных работ.

    Аварийно–спасательные работы включают в себя:

    Разведку маршрутов движения и участков работ;

    Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

    Устранение или доведение до минимально возможного уровня факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

    Поиск и извлечение пострадавших из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;

    Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

    Вывоз (вывод) населения из опасных зон;

    Санитарная обработка людей, ветеринарная обработка животных, дезактивация, дезинфекция и дегазация техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

    Аварийно–спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это объясняется необходимостью скорейшего оказания медицинской помощи пострадавшим, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т. п.).

    В целях создания условий для проведения аварийно–спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызываемых вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения проводятся неотложные работы. Эти работы включают в себя:

    Прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);

    Локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях с целью создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

    Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

    Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально–энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

    Обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов;

    Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения от возможного повторного воздействия поражающих факторов;

    Санитарная очистка территории в зоне чрезвычайной ситуации;

    Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

    В ходе аварийно–спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение. К основным видам обеспечения относятся:

    Техническое обеспечение, которое организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации чрезвычайной ситуации;


    Транспортное обеспечение, выполняющее задачи по вывозу эвакуируемого населения, доставке сил и средств РСЧС к местам работ, перевозке в безопасные районы материальных ценностей;

    Дорожное обеспечение, которое выполняет задачи по поддержанию дорог и дорожных сооружений в проезжем состоянии, строительству новых дорог, оборудованию колонных путей и переправ;

    Гидрометеорологическое обеспечение, организуемое с целью всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влияния на действия сил РСЧС и проведение мероприятий по защите населения;

    Метрологическое обеспечение, заключающееся в организации правильного применения и содержания измерительных приборов, создании их обменного фонда и резерва;

    Материальное обеспечение, организуемое для бесперебойного снабжения сил РСЧС материальными средствами, необходимыми для проведения аварийно–спасательных и других неотложных работ, а также для жизнеобеспечения населения и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Комендантская служба в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечивающая организованное и своевременное развертывание органов управления и сил РСЧС, выдвижение их в исходные районы и к местам проведения аварийно–восстановительных и других неотложных работ.

    В зависимости от физической природы поражающих факторов, характера чрезвычайной ситуации и ее масштаба некоторые виды обеспечения становятся основными видами аварийно–спасательных и других неотложных работ. Так, например, разведка во многих чрезвычайных ситуациях является составной частью аварийно–спасательных и других неотложных работ, инженерные мероприятия включаются в эти работы при масштабных разрушениях, обширных площадях загрязнений. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть аварийно–спасательных и других неотложных работ. В случае значительных санитарных потерь первостепенное значение в комплексе ликвидационных мер отводится мероприятиям медицинской защиты.

    Проведение аварийно–спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяется на три этапа. На начальном этапе выполняют экстренные мероприятия по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ. На следующем этапе (II этап) проводят непосредственно аварийно–спасательные и другие неотложные работы. На завершающем этапе (III этап) заканчивают аварийно–спасательные и другие неотложные работы, постепенно передают функции управления местным администрациям и осуществляют вывод группировок сил РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации.

    Оперативное построение группировки сил РСЧС должно позволять проводить аварийно–спасательные работы в возможно короткие сроки (1–3 суток), а их организация (эшелонирование) обеспечивать своевременное выполнение всего перечня работ.

    В первом эшелоне сил, выполняющих аварийно–спасательные и другие неотложные работы, как правило, принимают участие:

    Дежурные подразделения поисково–спасательных служб (отрядов);

    Ведомственные подразделения газо–и горноспасателей;

    Дежурные караулы противопожарных подразделений;

    Дежурные подразделения скорой медицинской помощи;

    Маневренные поисковые водолазные группы, постоянно действующие спасательные посты и другие подразделения Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России.

    Они прибывают в район бедствия в течение 30 минут. Основными задачами сил первого эшелона являются локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково–спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.

    Если силы первого эшелона не в состоянии выполнить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, в работу включается второй эшелон. В состав этого эшелона входят:

    Аварийно–спасательные подразделения поисково–спасательной службы и войск гражданской обороны;

    Подразделения Государственной противопожарной службы;

    Специализированные подразделения экстренной медицинской помощи;

    Ведомственные подразделения спасателей;

    Подразделения ГИМС МЧС России.

    Срок их прибытия в район бедствия не более 3 часов. Основными задачами этого эшелона являются проведение аварийно–спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание медицинской помощи.

    Если в течение 3 часов задачи не выполнены в полном объеме, то к работе приступает третий эшелон. Силы третьего эшелона включают в себя:

    Войска гражданской обороны, оснащенные тяжелой техникой;

    Соединения и воинские части Вооруженных Сил РФ;

    Специализированные части строительно–монтажных организаций.

    Срок их прибытия к месту бедствия от 3 часов до нескольких суток. Силы третьего эшелона осуществляют радиационный и химический контроль, проводят аварийно–спасательные и другие неотложные работы, восстанавливают первичное жизнеобеспечение в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой и т. п.).

    Для выполнения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях аварийно–спасательных и других неотложных работ в группировке сил предусматривается резерв сил и средств.

    Проведение аварийно–спасательных и других неотложных работ осуществляется силами и средствами той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия таковы, что самостоятельно эта подсистема справиться с ликвидацией его последствий не может, к аварийно–спасательным работам привлекаются силы и средства МЧС России центрального подчинения и федеральных органов исполнительной власти.

    На объектах аварийно–спасательные и другие неотложные работы, как правило, проводятся силами постоянной готовности объектового и местного уровней РСЧС, а также нештатными аварийно–спасательными формированиями.

    Порядок работы руководителей аварийно–спасательных формирований (далее – руководитель формирования) при организации аварийно–спасательных и других неотложных работ указан на схеме 7.

    Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.

    При возникновении производственной аварии немедленно проводится оповещение рабочих и служащих предприятия об опасности. Если на предприятии во время аварии произошла утечка (выброс) сильнодействующих ядовитых веществ, то оповещается также и население, проживающее в непосредственной близости от объекта и в направлениях возможного распространения ядовитых газов.

    Руководитель объекта - начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладывает об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненности и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует разведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и руководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

    Аварийно-спасательные работы приходится проводить при взрывах, пожарах, обрушениях, обвалах, после ураганов, смерчей, сильных бурь, при наводнениях и других бедствиях. Экстренная медицинская (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем -- первая врачебная и эвакуация в лечебные учреждения для специализированного лечения. Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными.

    Названный выше федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:

    • · приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, оказавшихся в опасности;
    • · единоначалие руководства;
    • · оправданность риска и обеспечение безопасности при проведении АСДНР;
    • · постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.

    В соответствии с положением о РСЧС руководство работами по ликвидации ЧС, т.е. прежде всего проведение АСДНР, является одной из основных задач КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, КЧС органов местного самоуправления и КЧС предприятий и организаций.

    Вместе с тем Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС, установленные в соответствии с Законодательством РФ .

    Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. Решения руководителя ликвидации ЧС в зоне ЧС являются обязательными для граждан и организаций, находящихся там.

    Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае -- это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом -- это необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем -- быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод).

    Не учитывать большое значение фактора времени при проведении неотложных работ также нельзя, в том числе, даже если нет пострадавших, нуждающихся в экстренной помощи.

    С целью обеспечения охраны общественного порядка и сохранности имущества выставляются комендантские посты, посты регулирования, охраны и оцепления, а также организуются контрольно-пропускные пункты и патрулирование.

    Для непосредственного руководства аварийно-спасательными и другими неотложными работами на каждом участке или объекте работ назначается руководитель участка из числа ответственных должностных лиц объекта специалистов служб ГО или работников органов управления по делам ГО и ЧС. Он ставит конкретные задачи формированиям, организует питание, смену и отдых личного состава. Командирам формирований руководитель напоминает основные приемы и способы выполнения работ, определяет меры по медицинскому и материально-техническому обеспечению, сроки начала и окончания работ.

    Объем и условия проведения АСНДР во многом зависят от масштабов чрезвычайных ситуаций, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСНДР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

    В зависимости от объема работ для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСНДР. Непрерывность работ достигается современным наращиванием усилий, умелым применением сил и средств, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

    | Организация и ведение аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

    Основы безопасности жизнедеятельности
    10 класс

    Урок 19
    Организация и ведение
    аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций




    Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.

    Для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, медицинской и других видов помощи, создания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности организуют и проводят неотложные работы.

    Обеспечение действий сил гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований достигается проведением комплекса мер, указанных на схеме 23.

    Разведка - это совокупность мероприятий по сбору данных, необходимых для оценки обстановки и принятия решения.

    Задачи разведки:

    Определение зоны и характера чрезвычайной ситуации;
    - определение мест нахождения пострадавших и их состояния;
    - установление степени радиоактивного, химического, биологического заражения;
    - оценка состояния объектов (строения, инженерные коммуникации, линии связи, источники воды) в зоне чрезвычайной ситуации;
    - выявление очагов пожаров;
    - определение подъездных путей к месту работ и путей эвакуации пострадавших и населения;
    - определение плана проведения поисково-спасательных работ.

    Разведку проводят наземным, воздушным, водным и подземным способами.

    Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения устанавливают специальные щиты со съемными карточками, на которые наносят информацию (рис. 41). Для этой же цели используют также стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки (рис. 42).

    Транспортное обеспечение включает в себя определение объема и характера перевозок, учет всех видов транспорта, определение сроков и мест погрузки и разгрузки, маршрутов, организацию контрольных пунктов и фиксацию сроков их прохождения, резерв транспортных средств.

    Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, применению средств механизации, оборудованию в местах ведения работ пунктов водоснабжения и обеспечения водой.

    Дорожное обеспечение возложено на отряды обеспечения движения, которые к указанному сроку готовят маршруты для пропуска транспорта и техники, поддерживают дороги в рабочем состоянии.

    Гидрометеорологическое обеспечение предусматривает передачу органам управления и командирам формирований сведений о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.

    На техническое обеспечение возложены проведение технического обслуживания машин и механизмов, ремонт их на месте и на ремонтных предприятиях, а также обеспечение запасными частями и агрегатами.

    В сферу материального обеспечения входят снабжение спасательных формирований продовольствием, питьевой водой, средствами и имуществом противохимической, противорадиационной и медицинской защиты, специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами, а также организация мест приема пищи, отдыха и специальной обработки.

    В задачи медицинского обеспечения входят конкретные меры по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний.

    Основное содержание аварийно-спасательных работ - действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа:

    Поиск и обнаружение пострадавших;
    обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию;
    оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
    эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора или в медицинские учреждения.

    Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения

    Под санитарной обработкой понимают удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление аварийно химически опасных веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых на них средств индивидуальной защиты, одежды и обуви при выходе из зоны заражения.

    Санитарная обработка может быть частичной (рис. 43) и полной.

    Частичную санитарную обработк у при загрязнении радиоактивными веществами по возможности проводят в течение первого часа после загрязнения непосредственно в зоне радиоактивного загрязнения или после выхода из нее (схема 24).

    Частичную санитарную обработку при заражении капельно-жидкими аварийно химически опасными веществами проводят немедленно. Для этого, не снимая противогаза, нужно вначале обработать раствором из индивидуального противохимического пакета открытые участки кожи, на которые попало аварийно химически опасное вещество, а затем зараженные места одежды и лицевую часть противогаза. Если такого пакета нет, то можно обезвредить капельно-жидкие отравляющие вещества бытовыми химическими средствами.

    Для проведения частичной санитарной обработки при загрязнении бактериальными (биологическими) средствами необходимо, не снимая противогаза, обметанием или отряхиванием удалить их с одежды, обуви и средств защиты, протереть дезинфицирующими средствами открытые участки тела, а при возможности обмыть их теплой водой с мылом.

    Обработку необходимо проводить так, чтобы открытые участки тела не соприкасались с наружной поверхностью одежды и обуви.

    При одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными, аварийно химически опасными веществами и бактериальными (биологическими) средствами сначала обезвреживают аварийно химически опасные вещества, а затем радиоактивные вещества и бактериальные средства.

    Полная санитарная обработка заключается в обмывании всего тела теплой водой с мылом и обязательной смене белья, а при необходимости и всей одежды.

    При загрязнении радиоактивными веществами люди подвергаются полной санитарной обработке в том случае, если после частичной санитарной обработки загрязнение кожных покровов и одежды продолжает оставаться выше допустимых величин. По возможности полную санитарную обработку надо провести не позднее 3-5 ч с момента загрязнения.

    При загрязнении аварийно химически опасными веществами достаточно провести тщательную и своевременную частичную санитарную обработку. Обмывание в этом случае можно проводить с гигиенической целью.

    При заражении бактериальными средствами полной санитарной обработке должны подвергаться все люди, находившиеся в очаге бактериологического поражения, независимо от того, были ли ими использованы средства защиты и проводилась ли частичная санитарная обработка.

    Жизнеобеспечение населения в ЧС. С целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении:

    Водой для медицинских, хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд;
    продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных;
    жильем: развертывание и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.);
    предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.);
    информацией о возможности и факте чрезвычайной ситуации и правилах поведения в ней;
    медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания: первая медицинская помощь населению, обеспечение его медикаментами и медицинским имуществом, сортировка пострадавших и оказание им квалифицированной и специализированной помощи, направление пострадавших на стационарное лечение, выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
    потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов;
    минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном и ритуальном обслуживании.

    Прежде всего обеспечивают людей продуктами питания, предметами первой необходимости, медицинским обслуживанием и средствами, транспортом и необходимой информацией.

    Большое значение имеет организация и проведение практической работы по морально-психологической поддержке пострадавшего населения. Она заключается главным образом в изучении настроений различных категорий населения, нейтрализации негативных слухов и проявлений паники, пресечении грабежей и мародерства.

    Вопросы и задания

    1. Какие работы называют аварийно-спасательными?

    2. С какими целями проводят неотложные работы?

    3. Расскажите о видах обеспечения аварийно-спасательных работ, их содержании и задачах.

    4. Назовите основные этапы аварийно-спасательных работ.

    5. Дайте определение санитарной обработки. В чем она заключается?

    6. Как и когда надо проводить частичную и полную санитарную обработку?

    7. Каким образом и в какой последовательности проводят частичную санитарную обработку при загрязнении радиоактивными веществами, заражении капельно-жидкими АХОВ и загрязнении бактериальными средствами?

    8. Как надо проводить частичную санитарную обработку при одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными веществами, АХОВ и бактериальными средствами?

    9. С какой целью проводят первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации?

    10. В удовлетворении каких жизненно важных потребностей людей заключаются первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению?

    11. От каких факторов зависит содержание мероприятий жизнеобеспечения населения в конкретной чрезвычайной ситуации?

    12. Каким образом проводится практическая работа по морально-психологической поддержке населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации?

    Задание 37

    Из приведенного ниже перечня видов обеспечения выберите те, которые характерны для аварийно-спасательных работ:

    а)транспортное;
    б) медицинское;
    в) материальное;
    г) разведка;
    д) продовольственное;
    е) санитарно-гигиеническое;
    ж) инженерное;
    з) гидрометеорологическое;
    и) геодезическое;
    к) техническое;
    л) дорожное;
    м)военное;
    н) информационное.

    Задание 38

    Из приведенного ниже перечня видов санитарной обработки выберите правильные:

    а) местная;
    б) общая;
    в) частичная;
    г) неполная;
    д) частная;
    е)полная;
    ж) индивидуальная