Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Органы государственной власти как субъекты экспертной деятельности. Субъекты экспертизы. Субъекты судебно-экспертной деятельности

    Органы государственной власти как субъекты экспертной деятельности. Субъекты экспертизы. Субъекты судебно-экспертной деятельности

    В Пособии кратко изложены история развития судебной экспертизы, основные теоретические понятия судебной экспертизы, система государственных экспертных учреждений, правовые основы судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых в уголовном и гражданском судопроизводстве. Предназначено для обучающихся по специальности «Судебная экспертиза», может быть полезно следователям и судьям. Информационная поддержка СПС «КонсультантПлюс».

    * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судебная экспертиза. Введение в специальность (Т. Ф. Моисеева, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

    Система государственных экспертных учреждений и субъекты судебно-экспертной деятельности

    4.1. Система судебно-экспертных учреждений

    Судебные экспертизы проводятся, главным образом, в судебно-экспертных учреждениях, которые могут быть государственными или негосударственными.

    Государственные судебно-экспертные учреждения – специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»).

    Понятие негосударственных судебно-экспертных учреждений четко определено в Постановлении Пленума Верховного Суда от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам».

    Негосударственные судебно-экспертные учреждения – некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами (п. 2. Постановления Пленума Верховного Суда № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»).

    В настоящее время система государственных судебно-экспертных учреждений включает экспертные учреждения Министерства юстиции РФ, МВД России, Министерства здравоохранения, ФСБ России, а также экспертные учреждения Министерства обороны РФ, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной противопожарной службы МЧС России (см. табл. 3).

    Каждая система имеет свою специфику Основная масса проводимых экспертиз осуществляется в системе МВД и МЮ России.

    Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах областного значения, в городах, населенных пунктах районного значения, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях.

    Экспертно-криминалистические подразделения выполняют судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственных органам внутренних дел: дактилоскопические, трасологические, баллистические, почерковедческие, технические исследования документов, видеофоноскопические, портретные, холодного оружия, материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов, автотранспортные, пожарно-технические и взрывотехнические.

    В отличие от экспертных учреждений Министерства юстиции, в органах МВД дактилоскопическая экспертиза выделена в самостоятельную. В Минюсте России она проводится в рамках трасологической экспертизы.

    Кроме производства судебных экспертиз сотрудники экспертно-криминалистических подразделений выступают в качестве специалистов в уголовном процессе, принимая участие в проведении следственных действий и, прежде всего, в осмотрах мест происшествий. В установленном порядке они проводят экспертные исследования по заданиям подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; ведут экспертно-криминалистические картотеки и коллекции, разрабатывают совместно с другими подразделениями мероприятия по повышению эффективности их использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

    Важной функцией, входящей в деятельность экспертно-криминалистических подразделений, является оказание практической и методической помощи следственным, оперативным подразделениям, органам дознания в организации и использовании криминалистических средств и методов, обеспечении их сотрудников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью.

    В соответствии с ведомственными нормативными актами в органах внутренних дел функционируют три параллельных системы: экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП), которые организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на транспорте и в режимных населенных пунктах. Системы связаны между собой отношениями взаимодействия. Структура ЭКП соответствует структурам органов внутренних дел, в которые они входят.

    Головное экспертное учреждение по территориальному принципу экспертно-криминалистической службы – ФГУ Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. Средним уровнем территориальных подразделений является экспертно-криминалистическое управление или отдел в самостоятельном субъекте Российской Федерации – области или республике, к первичному или низшему звену относятся отделы, отделения, группы в районных (городских) отделах внутренних дел.

    Деятельность службы в целом основана на российском законодательстве, ведомственных нормативных актах МВД России.

    Приказы МВД Российской Федерации, приложенные к ним Наставление, Инструкция и другие нормативные акты, которые регулируют деятельность сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, имеют ведомственный характер и направлены на полное обеспечение обязательного исполнения требований уголовно-процессуального законодательства с учетом особенностей профессионально-служебных функций сотрудников ЭКП.

    Следователь, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, и другие полномочные лица имеют право обращаться к сведущему лицу любого ведомства при необходимости участия специалиста или эксперта в расследовании уголовного дела. Обязанность и право участвовать в уголовном процессе специально закреплены за сотрудниками полиции, которыми являются сотрудники ЭКП, в Законе о полиции. В частности, они обязаны проводить экспертизы и исследования по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также в качестве специалистов применять экспертно-криминалистические методы и средства по заданиям оперативных подразделений (ст. 12).

    Судебно-экспертные учреждения Минюста России. Формирование судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции России началось в 20-х гг. прошлого столетия. Система СЭУ была создана для обслуживания судов и органов прокуратуры.

    В 70-е гг. система экспертных учреждений имела достаточно разветвленную сеть, в настоящее время она включает региональные центры судебной экспертизы (в том числе Северо-Западный региональный центр (г. Санкт-Петербург) и Южный региональный центр (г. Ростов на Дону); Воронежский, Средневолжский, Сибирский и ряд лабораторий судебных экспертиз (41 ЛСЭ), а также отделения экспертных групп.

    Основное направление деятельности всех экспертных учреждений Минюста России – проведение судебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты.

    В экспертных учреждениях Минюста России, наряду с проведением большого количества экспертиз, осуществляется научно-исследовательская работа, разработка новых методов и методик экспертного исследования, подготовка научных и экспертных кадров.

    Учреждение в системе СЭУ МЮ. В нем проводятся все первичные экспертизы для судебно-следственных органов Москвы, Московской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской областей, если в их территориальных лабораториях судебной экспертизы (ЛСЭ) отсутствуют соответствующие специалисты; наиболее сложные и повторные экспертизы выполняются им по заданию любого следственного органа или суда Российской Федерации.

    Центр обеспечивает экспертные учреждения всех ведомств, а также правоохранительные органы, суды, юридические вузы методическими и информационными изданиями. Для каждого экспертного учреждения МЮ России установлена зона обслуживания следственных органов и судов. В основном это одна или более (2–4) областей, краев, республик в составе Российской Федерации. В целях производства экспертиз для судебно-следственных органов экспертной службы к судебно-следственным органамудалить в некоторых крупных городах образованы отделы либо экспертные группы, которые по мере развития преобразуются в самостоятельные ЛСЭ. Каждому экспертному учреждению определен перечень родов и видов судебных экспертиз, обязательных для производства.

    Система судебно-медицинских учреждений России. Судебно-медицинская экспертиза в России является государственной и входит в систему органов здравоохранения. В соответствии с законодательством и ведомственными нормативными актами в ее рамках проводятся: экспертиза трупов в случаях насильственной смерти; судебно-медицинское исследование трупов при подозрении на применение насилия или других обстоятельств, обусловливающих необходимость исследования трупа в судебно-медицинском порядке; экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести телесных повреждений, возраста и разрешения иных вопросов, требующих познаний в области судебной медицины; экспертиза вещественных доказательств; экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.

    Для осуществления судебно-медицинских экспертиз (СМЭ) созданы бюро судебно-медицинской экспертизы (областные, краевые и республиканские) и отделения (районные, межрайонные и городские).

    Российский центр судебной медицины экспертизы (РЦСМЭ) – головное судебно-медицинское учреждение Минздрава России. Начальник РЦСМЭ является одновременно Главным судебно-медицинским экспертом министерства.

    В бюро СМЭ имеются штатные дежурные группы, сотрудники которых в составе оперативно-следственных групп правоохранительных органов проводят осмотр трупов на месте их обнаружения. В подразделениях СМЭ, где такие группы отсутствуют, работу по первоначальному осмотру трупа выполняют штатные судебно-медицинские эксперты по специальному графику. Дежурные эксперты, помимо того, проводят освидетельствование живых лиц, преимущественно в целях экспресс-диагностики алкогольного опьянения и отбор тканей и выделений для последующего судебно-медицинского освидетельствования.

    Профессиональная подготовка судебно-медицинских экспертов осуществляется Российской медицинской академией последипломного образования в Москве, Государственным институтом усовершенствования врачей (ГИДУВ) в Санкт-Петербурге и факультетами усовершенствования врачей при некоторых медицинских вузах страны.

    Наряду с судебно-медицинскими экспертизами, в России функционирует государственная система судебно-психиатрической экспертизы. Для проведения их созданы судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК). Они организуются на правах структурных подразделений психиатрических учреждений общего профиля – психоневрологических диспансеров и психиатрических (психоневрологических) больниц. СПЭК проводят судебно-психиатрические экспертизы на регулярной основе по правилам производства судебных экспертиз в экспертном учреждении. Работа этих комиссий осуществляется амбулаторно и стационарно. В ряде случаев создаются «смешанные» судебно-психиатрические экспертные учреждения, правомочные проводить как амбулаторные, так и стационарные исследования. Работа СПЭК организована по зональному принципу: каждая комиссия обслуживает органы предварительного расследования и суды определенной территории. Большинство составляют так называемые областные комиссии, обслуживающие лишь одну область. Межобластные комиссии проводят экспертизы по поручению правоохранительных органов не только своей, но также близлежащих областей. По принципу межобластной комиссии могут функционировать, кроме собственных областных, также республиканские, краевые и городские экспертные учреждения.

    Наряду со СПЭК в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений сформированы региональные центры судебной психиатрии. Они являются не только экспертными, но также научно-методическими учреждениями для региона. В центре обязательно имеется экспертное отделение для лиц, содержащихся под стражей, амбулаторная экспертная комиссия и отделение для принудительного лечения психических больных, совершивших общественно опасные преступления. В задачи регионального центра помимо практической экспертной работы входит также научно-исследовательская деятельность, подготовка экспертных кадров, координация деятельности всех экспертных учреждений на обслуживаемой центром территории, консультативно-методическая помощь другим учреждениям.

    Головным экспертным учреждением в системе государственных судебно-психиатрических учреждений является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Минздрава России. В нем проводятся первичные судебно-психиатрические экспертизы (для г. Москвы), а также наиболее сложные и повторные исследования для остальных регионов России. Кроме того, он играет роль общероссийского научно-методического центра по судебной психиатрии, в частности, осуществляет принудительное лечение психических больных, которые совершили общественно опасные преступления, организует психиатрическую помощь в местах лишения свободы.

    Судебно-экспертные учреждения Минобороны России также проводят судебно-медицинские и некоторые виды криминалистических экспертиз.

    Центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Минобороны России – головное учреждение в этой системе.

    В регионах функционируют судебно-медицинские центры и судебно-медицинские лаборатории видов Вооруженных Сил РФ, округов, групп войск, флотов, армий, флотилий. В этой системе проводятся судебно-медицинские экспертизы и криминалистические (баллистические, трасологические, почерковедческие, технико-криминалистическое исследование документов, исследование уничтоженных маркировочных обозначений).

    Судебно-экспертные учреждения Федеральной таможенной службы. Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление – головное учреждение для региональных таможенных лабораторий, отделов и филиалов лабораторий при таможнях. Эта экспертная служба проводит экспертизы и исследования различных объектов, товаров, проводит их сертификацию, в том числе конфискованных и бесхозных товаров; формирует банк данных эталонных образцов товаров и т. п.

    Экспертно-криминалистическая служба ФСБ России. Подразделения проводят в основном криминалистические экспертизы, осуществляют методическую работу, совершенствуют имеющиеся и разрабатывают новые методики экспертных исследований.

    Экспертные учреждения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК). Головное учреждение – Экспертно-криминалистическое управление Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСНК.

    Судебно-экспертные учреждения и их подразделения в Федеральной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФПС МЧС России).


    Таблица 4. Система государственных судебно-экспертных учреждений

    4.2. Субъекты судебно-экспертной деятельности

    Субъектами судебно-экспертной деятельности, обладающими определенным процессуальным положением при ее осуществлении, являются лица и органы, назначающие судебную экспертизу (табл. 5); лица, осуществляющие организацию и производство судебной экспертизы (табл. 6).


    Таблица 5. Субъекты, которые имеют право назначать экспертизу


    Данные субъекты решают вопрос о назначении экспертизы, за исключением случаев ее обязательного назначения, определяют объем задания эксперту, определяют, в какое конкретно экспертное учреждение или какому конкретно эксперту поручить производство экспертизы, а после завершения экспертизы вправе провести допрос эксперта и назначить дополнительную или повторную экспертизы.

    Наиболее полно процессуальные права и обязанности при производстве судебной экспертизы регламентированы в УПК РФ применительно к следователю (ст. 195, 196, 197). Следователь вправе присутствовать при всех проводимых экспертом исследовательских действиях.

    Субъектами, осуществляющими производство судебной экспертизы, являются судебный эксперт и руководитель судебно-экспертного учреждения. Собственно субъектом производства судебной экспертизы является судебный эксперт, а руководитель экспертного учреждения осуществляет функцию организации судебной экспертизы. Он поручает экспертизу конкретному эксперту или экспертам, обеспечивает условия для ее проведения, осуществляет координацию действий между экспертом и субъектом назначения экспертизы.

    Судебный эксперт – сведущее в определенной области науки, техники, искусства или ремесла лицо, привлекаемое в установленном законе порядке для решения вопросов следствия и суда.

    Экспертом может быть любое компетентное и незаинтересованное в ходе дела лицо.


    Таблица 6. Субъекты производства судебной экспертизы


    Во всех видах судопроизводства эксперт в качестве процессуальной фигуры рассматривается как участник процесса, наделенный определенными правами и обязанностями.

    Права и обязанности эксперта определены наиболее полно в ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ст. 16, 17) и УПК РФ (ст. 57), но содержатся также и в ГПК РФ (ст. 85), АПК РФ (ст. 55), КоАП РФ (ст. 25.9) (табл. 7).


    Таблица 7. Права судебного эксперта

    Основная обязанность судебного эксперта – провести полное исследование представленных ему объектов, на основании которого дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

    За дачу заведомо ложного заключения эксперт может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ.

    Предыдущее участие эксперта в деле в качестве специалиста не является основанием его отвода в уголовном и гражданском процессах. В то же время в арбитражном процессе проведение экспертом предварительных исследований (ревизия, проверка), в которых он выступает в качестве специалиста (хотя такой процессуальной фигуры АПК не предусматривает), является основанием к его отводу.

    Статья 57 УПК РФ обязывает эксперта соблюдать конфиденциальность проводимых им исследований; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы и которые могут нанести ущерб правам граждан, ограничить их конституционные права, а также сведения, составляющие государственную или иную тайну охраняемую законом.

    Эксперту следует воздерживаться от неофициальных встреч и бесед с заинтересованными в исходе дела лицами; не вступать с ними в какие-либо контакты; находясь в служебной командировке, не принимать от них каких-либо услуг (например, по предоставлению транспорта, приобретению билетов и т. п.).

    Эксперт обязан соблюдать установленные сроки производства порученной ему экспертизы; должен стремиться к полному сохранению исследуемых объектов.

    Эксперт не имеет права самостоятельно привлекать других специалистов к порученной ему экспертизе, передавать объекты исследования другим, не включенным в состав комиссии экспертам.

    При этом эксперт свободен в выборе методики исследования, он может проводить научные и экспертные эксперименты для обеспечения объективности, всесторонности и полноты решения поставленных перед ним задач. Он может делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний.


    Схема 2. Обязанности судебного эксперта


    Схема 3. Основания для отвода эксперта (ст. 16 ФЗ ГСЭД; ст. 70 УПК РФ; ст. 18 ГПК РФ; ст. 23 АПК РФ; ст. 25.12 КоАП РФ)


    Эксперт должен отказаться от дачи заключения, если поставленный вопрос выходит за пределы его специальных знаний или представленные материалы недостаточны для дачи заключения, и в письменной форме сообщить об этом лицу или органу, назначившему экспертизу.

    Руководитель экспертного учреждения – процессуальное лицо, обладающее процессуальными и организационными функциями (табл. 8, схема 4).

    Организационные обязанности и полномочия руководителя экспертного учреждения заключаются, главным образом, в обеспечении необходимых условий для проведения судебной экспертизы (необходимых материалов и оборудования, обеспечение безопасности экспертов при проведении исследований), а также обеспечении качества заключений экспертов. Права и обязанности руководителя экспертного учреждения кратко определены в ст. 199 УПК РФ и дополнены ст. 14 и 15 ФЗ о ГСЭД.

    При организации производства экспертизы руководитель устанавливает срок ее проведения в зависимости от сложности исследования. В случае если экспертиза не может быть выполнена по объективным причинам в установленные сроки, руководитель учреждения сообщает об этом органу (лицу), назначившему экспертизу, и по согласованию с ним устанавливает дополнительный срок. Руководитель учреждения не нарушая принцип независимости эксперта, осуществляет контроль качества и полноты экспертных исследований. Если он обнаружит неполноту исследования, нарушение методики производства экспертизы, которое могло привести к неправильной оценке полученных результатов и соответственно к ошибочным выводам, он вправе вернуть заключение эксперту для устранения недостатков. На практике часто возникают разногласия с экспертом по поводу содержания, оформления и сделанных им выводов. В таких случаях руководитель вместе с заключением эксперта может направить свое особое мнение или создать комиссию экспертов, включив в нее и эксперта, давшего заключение.


    Схема 4. Обязанности руководителя экспертного учреждения


    В обязанности руководителя входит создание необходимых условий для производства экспертизы: обеспечение соответствующим оборудованием и техническими средствами, химическими и вспомогательными материалами; создание условий для хранения вещественных доказательств, в частности, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, огнестрельного оружия, драгоценностей и т. п. (схема 4).

    Важной является и обязанность руководителя, связанная с соблюдением правил техники безопасности и производственной санитарии. В соответствии с этой нормой руководитель обязан обеспечить структурные подразделения противопожарными средствами, спецодеждой, проведением инструктажей и т. п.

    Руководитель не может давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

    Федеральный закон закрепил ряд прав руководителя государственного экспертного учреждения. Так, например, он может передать часть своих полномочий другим должностным лицам, т. е. может поручить организацию производства экспертизы и назначение конкретного эксперта (комиссии) своему заместителю или руководителю структурного подразделения того учреждения, которое он возглавляет (ст. 15 ФЗ о ГСЭД).

    Не менее важным является и право руководителя требовать от органа или лица, назначивших экспертизу, возмещения расходов, если транспортная организация выставила счет экспертному учреждению за хранение габаритных объектов; если перевозка после исследования осуществлялась за счет экспертного учреждения; если объекты после окончания производства экспертизы длительное время хранятся в учреждении и др. (ст. 15 ФЗ о ГСЭД).


    Таблица 8. Права руководителя экспертного учреждения

    Отводы руководителя и эксперта осуществляются на общих основаниях, предусмотренных ст. 61, 62 УПК РФ и ст. 18 ФЗ о ГСЭД. Кроме того, в ст. 18 ФЗ о ГСЭД впервые говорится об основании отвода государственного экспертного учреждения – если выявлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения. Эта норма направлена на развитие принципа объективности и независимости.

    Субъектами судебно-экспертной деятельности являются органы и лица, назначающие экспертизу, судебно-экспертные учреждения в лице их руководителей, организующих производство судебной экспертизы, и судебные эксперты, производящие ее.

    Субъектом судебно-экспертной деятельности выступает государственное экспертное учреждение. Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

    Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

    Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

    Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

    Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

    Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

    Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой Материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

    Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Следующим субъектом судебно-экспертной деятельности выступает руководитель государственной судебно-экспертного учреждения. Который осуществляет общее руководство деятельностью экспертов.

    Последним субъектом судебно-экспертной деятельности выступает эксперт. В соответствии с УПК РФ эксперт - это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

    Большинство авторов дают определение объекта судебной экспертизы либо как материальных носителей обстоятельств дела, требующих экспертного исследования, либо как носителей информации о фактах и событиях, источниках фактических данных, получаемых путем использования специальных знаний.

    Объектами экспертизы являются материализованные, определенные уголовно-процессуальным законом источники информации -- материалы уголовного дела.

    Экспертному исследованию могут подвергаться не только конкретные предметы, но и различные процессы (события, явления, действия), на основании которых эксперт познает другие факты, являющиеся предметом экспертизы.

    Помимо общего понятия объекта экспертизы как носителя информации различаются понятия родового (видового), конкретного и непосредственного объектов.

    Родовой (видовой) объект -- совокупность объектов, обладающих общими признаками. Родовой (видовой) объект играет существенную роль при разграничении отдельных родов (видов) экспертиз.

    Конкретным объектом именуется индивидуальный и неповторимый объект, определяющий специфику конкретного экспертного исследования.

    Непосредственный объект исследования выделяется в связи с тем, что один и тот же материальный носитель информации может быть объектом различных видов экспертиз. В связи с этим представляется целесообразным определять те стороны, свойства объекта, которые подвергаются исследованию.

    Объекты дифференцируются по процессуальной форме (часть 1 ст. 248 УПК РК). По этому признаку они подразделяются на: вещественные доказательства; документы, живые лица (в данном случае могут исследоваться как тело, так и психические, психологические, физиологические и др. процессы человека); образцы для экспертного исследования; относящиеся к предмету экспертизы сведения, отраженные в материалах уголовного дела; объекты, не имеющие определенного процессуального статуса (т.е. объекты, не фигурирующие в уголовном деле в качестве вещественных доказательств либо по морально-этическим соображениям (трупы), либо ввиду фактической невозможности распространить на них режим вещественных доказательств (здания, сооружения).

    Поскольку эксперт дает заключение по результатам исследования материалов, предоставляемых в его распоряжение, качество экспертного исследования и заключения эксперта как доказательства по уголовному делу во многом определяются точным и добросовестным выполнением правил действий с объектами лицом (органом), назначившим экспертизу.

    В частности, указанное лицо (орган) гарантирует достоверность и допустимость объектов экспертного исследования. Для обеспечения гарантий достоверности материалов дела, предназначенных для экспертного исследования, а также во избежание их повреждения либо изменений их свойств объекты экспертного исследования, если их габариты и свойства это позволяют, передаются эксперту в упакованном и опечатанном виде.

    В иных случаях лицо, назначившее экспертизу, должно обеспечить доставку эксперта к месту нахождения объектов исследования, беспрепятственный доступ к ним, а также условия, необходимые для проведения исследования.

    В остальном обращение с объектами экспертного исследования осуществляется в соответствии с правилами изъятия, приобщения к делу, хранения и уничтожения вещественных доказательств, предусмотренными УПК РК.

    Довольно широко изучаются специалистами в области криминалистики. Опыт показывает, что действия, которые подразумеваются под данным термином, очень часто применяются в юридической практике. Как правило, они необходимы для установления какого-либо факта.

    Итак, рассмотрим более детально задачи, предмет и объект судебной экспертизы, а также те сферы, где данная процедура широко применяется.

    Общее понятие

    Итак, что такое судебная экспертиза? Данное понятие широко применяется на практике и в простой разговорной речи профессиональных юристов. Их деятельность, как правило, связана с установлением или опровержением определенного факта. Именно для таких целей обычно и назначается рассматриваемая процедура.

    Понятие, предмет и задачи судебной экспертизы представлены в законодательных актах, которые действуют в данный момент на территории России. В частности, они закреплены в статьях отраслевых законов РФ.

    Если говорить об общем понятии экспертизы, то под ним подразумевается определенный перечень взаимосвязанных между собой действий специалистов, которые направлены на какое-либо исследование. Что касается конкретно судебной экспертизы, то она имеет определенные признаки, которые выделяют ее на фоне всех остальных видов аналогичных процедур.

    Отличительные черты судебной экспертизы

    Рассматривая задачи, предмет и объект судебной экспертизы, можно заметить определенные отличительные черты, которые выделяют ее на общем фоне остальных процедур аналогичного характера. В первую очередь, следует понимать, что все процессы, именуемые таким названием, должны проводиться только на основании российского законодательства, которое, к тому же, является отраслевым. Более детально процедура судебной экспертизы прописана в Уголовно-процессуальном, а также в Арбитражном процессуальном кодексах РФ. Очень часто судебная экспертиза производится и в соответствии с положениями, прописанными в статьях Гражданского процессуального кодекса РФ. Именно в перечисленных нормативных актах содержится весь исчерпывающий перечень законных прав и обязанностей, которые имеют стороны производимой процедуры. Кроме этого, они также дают четкий регламент решения тех вопросов, которые могут возникнуть в ходе исследования предоставленных материалов. Все прописанные в этих законах процедуры должны быть очень строго соблюдены.

    Еще одна отличительная особенность судебной экспертизы - это то, что по результатам ее проведения обязательно должен быть выдан акт, составленный в ходе изучения поставленного вопроса. Именно он имеет статус источника доказательства.

    Сущность экспертизы

    Изучая предмет и задачи судебной экспертизы, следует понимать то, что именно в них кроется сущность данного понятия. Так, суть данной процедуры состоит в проведении объективного анализа предоставленных объектов по тем вопросам, которые были поставлены или вынесены на решение. Материалы на экспертное изучение в судебном порядке может направлять как сам суд, так и следователь, в производстве которого находится рассматриваемое дело. Следует отметить, что могут быть представлены не только вещественные доказательства, но и документы письменного, а также электронного характера.

    Целью проведения экспертизы является установление данных, которые имеют место быть, или опровержение предполагаемых сведений. На практике, экспертной оценке подвергаются исключительно те объекты, точные данные по которым имеют непосредственное отношение к рассматриваемому делу, а что касается выясняемых вопросов, то они должны иметь существенное значение для разрешения хода рассматриваемой в суде ситуации.

    Сущность экспертизы заключается также и в том, что по результатам ее проведения должен быть составлен специальный акт, в котором указывается точная информация относительно выясненных вопросов. Именно такой акт в судебном разбирательстве имеет статус источника доказательства, а все данные, что прописаны в нем и подтверждены подписью эксперта, являются ничем иным, как доказательствами, которые могут быть применены как в пользу, так и в ущерб сторонам.

    Предмет

    Если говорить о предмете судебной экспертизы, то данное понятие может быть рассмотрено с двух сторон: с практической и научной.

    Следует отметить, что данное понятие считается одним из основных в практике специалистов, деятельность которых связана с экспертной практикой. К категории таких лиц прежде всего относятся сотрудники органов внутренних дел и прокуратуры, которые занимаются проведением расследований и, в силу своей деятельности, нередко нуждаются в определении или опровержении каких-либо доказательств.

    Если рассматривать данное понятие с научной точки зрения, то оно может быть растолковано как определенная совокупность закономерностей свойств объектов, а также их преобразований, которые могут наблюдаться в процессе рассмотрения конкретного дела.

    Что касается рассмотрения понятия предмета судебной экспертизы с точки зрения практики, то оно может толковаться как процесс установления фактов или конкретных сведений об определенном обстоятельстве, которое было или имеет место быть. Данные обстоятельства обязательно должны иметь непосредственное отношение к рассматриваемому делу, которое может быть как гражданским, так и уголовным, административными или, например, арбитражным.

    Наряду с понятием и предметом судебной экспертизы, необходимо рассматривать и то, что означает в юридическом понимании значимое обстоятельство или, как его называют на практике, факт. Оно означает определенное событие, результат, какое-либо знание, а также истину, достоверность которых была доказана следственным путем.

    Если говорить более простым языком, то предметом судебной экспертизы является определенная задача, которую ставит перед собой специалист, проводящий экспертное исследование. Именно ее ему необходимо решить, используя имеющийся багаж знаний по необходимой специальности.

    Объекты

    Многие люди ошибочно считают, что понятия предмета и объекта судебной экспертизы тождественны между собой. На самом деле это совсем не так. Что касается объекта, то им является тот материал, который подлежит изучению экспертом. Что касается предмета, то, как уже указывалось выше, в качестве него выступает определенная задача, поставленная перед специалистом.

    Говоря об объектах проводимых исследований, следует знать о том, что ими могут быть все те вещественные доказательства, которые были представлены на рассмотрение в суде. Кроме этого, к их числу относятся те материалы, которые изучаются следственными органами в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей. К категориям таковых относятся найденные трупы, улики, предметы, оружие, животные, отдельные образцы и т. п. Если говорить более простым языком, то в уголовной практике объектами экспертизы называются следы преступления, представленные в материальной форме или, как их еще принято называть, вещественные доказательства.

    Документы являются особенным объектом для изучения специалистов в области криминалистики и в других сферах. Это связано с тем, что их доказательственное значение прежде всего заключается в самом содержании. К перечню документов могут быть отнесены все акты, отчеты, справки и т. п. Все перечисленные материалы относятся к категории официальных, их основной отличительной особенностью является наличие необходимых реквизитов, перечень которых устанавливается специальными требованиями. Кроме официальных, также существуют и неофициальные документы, в числе которых можно выделить дневники и письма. Однако следует понимать, что для использования таких материалов в качестве объектов для экспертизы обязательно должна быть проведена процедура установления автора.

    Что касается образцов, то они также считаются особенным объектом для проведения экспертных исследований. Они представляют собой определенные образцы, которые имеют свойство отображать особенности животных, людей, веществ, материалов или каких-либо предметов. Такие объекты используются для проведения экспертизы. Для того, чтобы их получить, следователь органов полиции или иное официальное лицо, которое занимается проведением расследований, для получения таких образцов должен вынести постановление о данном действии.

    Методы

    Говоря о предмете судебной экспертизы и рассматривая перечень ее возможных объектов, не стоит упускать из виду такое понятие, как метод. Что это такое? Предмет и метод судебной экспертизы - понятия взаимосвязанные, так как из особенностей первого вытекает второе. подразумевает под собой те действия, с помощью которых эксперты выполняют свои профессиональные обязанности, а также устанавливают истину в заданных вопросах. Проводимые операции могут быть как логическими, так и инструментальными. На практике нередко случается так, что указанные методы проведения исследований совмещаются. Очень часто определенный комплекс операций представляет собой своеобразную закономерность, которая может быть использована в аналогичных случаях.

    На деле следует отличать методику проведения рассматриваемой процедуры от метода, как и предмет от объекта судебной экспертизы. Если говорить о методике, то она подразумевает под собой определенный комплекс методов, которые используются для изучения конкретного объекта экспертизы. Все такие системы формируются на определенных научных методах, на особенных свойствах и характере проводимой процедуры исследования, а также на более раннем опыте, который имелся в процессе решения поставленных задач. Кстати, в число последнего входят также и правила, которые были разработаны отдельным экспертом или специалистом в определенной отрасли самостоятельно.

    Что касается основных характеристик, которые свойственны методам проведения экспертизы, то всем им присущ научный характер. Это означает, что каждый метод, который применяется на практике, должен иметь некое научное обоснование. Все они когда-либо были созданы и создаются с помощью правильного сочетания достижений и знаний, полученных в технике и науке. Именно благодаря подобной обоснованности обеспечивается его надежность.

    Любые методы исследования предмета судебной экспертизы предусматривают возможность сохранности рассматриваемого объекта в первоначальном виде. В некоторых случаях, конечно, может быть произведено и разрушение исследуемого объекта, однако, как правило, это делается на основании письменного разрешения лица, которое проводит следственные мероприятия.

    Все методы, с помощью которых производится судебная экспертиза, должны быть полностью рентабельными. Это означает, что стоимость, которая затрачивается на сам процесс исследования, не должна быть более ценной результата, который необходимо получить в ходе процедуры.

    Существует определенная научная классификация методов, которые используются для исследования, предоставленного на судебную экспертизу предмета. Она подразумевает разделение всех приемов на общие и специальные.

    К числу общих методов относятся все те, которые имеют универсальный характер. К таковым можно причислить наблюдение, измерение, описание, моделирование, эксперименты и т. п. В последнее время к их числу были добавлены дополнительные методы - кибернетические. В основе их осуществления лежат современные информационные технологии.

    В перечне следует выделить все те, которые разрабатывают специально для проведения определенного характера экспертизы. Большая их часть разрабатывается специально для проведения баллистических, почерковедческих, портретных, технических и других видов экспертиз.

    Если говорить о методиках, то они также подразделяются на несколько видов: типовые, частные и конкретные. Что касается первого вида, то они направлены на выражение опыта решения поставленных задач в обобщенном смысле. Практика показывает, что данный вид методик может быть применен специалистом в области экспертной деятельности без каких-либо изменений или адаптаций. Что касается методик частного или конкретного характера, то они, как правило, являются результатом особенного, творческого подхода к достижению надлежащих результатов по поставленным задачам.

    Виды экспертиз

    В юридической практике встречается большой перечень видов экспертиз, которые могут быть применены в деятельности сотрудников следственных органов. Все они подразделяются в зависимости от предмета и объекта судебной экспертизы. В рамках каждого из этих видов могут быть выделены и подвиды. Рассмотрим каждую группу экспертиз далее более детально.

    Криминалистическая

    Понятие, предмет, задачи и объект судебной экспертизы данного вида четко определены в статьях Уголовно-процессуального кодекса, который действует на территории России в настоящий момент. Именно в них говорится о том, что она может быть назначена в том случае, когда требуется установление прямого контакта потерпевшего с подозреваемым, в результате которого было совершено преступление. Как правило, это делается путем исследования оставленных на месте совершения опасного деяния улик, а также иных микрочастиц, которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемой ситуации.

    Следует отметить то, что именно криминалистическая экспертиза является очень важной в судебной практике, ведь именно она позволяет узнать о мельчайших деталях любого преступления.

    К группе криминалистических экспертиз могут быть отнесены и некоторые другие, которые касаются изучения определенной категории объектов: баллистическая, дактилоскопическая, одорологическая и т. п. Они также могут решать вопросы относительно наличия определенной привычки у человека, особенностей материалов и орудий, с помощью которых, например, было совершено убийство, а также принадлежности запаха тому или иному лицу и т. д. Очень часто применяется судебно-медицинская экспертиза при повреждениях тупыми предметами, а также острыми. Как правило, ее проводят в ходе рассмотрения дел, в которых фигурирует бытовое насилие и, в некоторых случаях, убийство. Следует отметить, что такая экспертиза также очень часто относится и к группе медицинских, которая более детально будет рассмотрена далее.

    Если говорить отдельно о предмете такого вида экспертизы, то таковым являются все случившиеся обстоятельства и факты, которые относятся к материалам уголовного дела (или, в некоторых случаях, гражданского). Все эти факты должны быть доказаны путем применения методов специальных познаний.

    Психиатрические и медицинские

    Предметом как правило, являются живые люди. В некоторых случаях в его роли также выступают трупы или животные, а также факты, которые связаны с ними. Специалисты проводят исследования в данной сфере исключительно для того, чтобы определить тяжесть нанесенных повреждений (часто встречается в процессе проведения судебно-медицинской экспертизы повреждений острыми предметами), состояние здоровья пострадавшего или виновного лица (например, на предмет симуляции болезни), способность к половому сношению и т. п.

    Как правило, для проведения такого вида экспертизы требуется осуществление дополнительных действий, которые имеют иной характер. Примером тому могут быть проведенные лабораторные исследования или рентгенография, вскрытие места захоронения человека и т. д. Как правило, осуществление действий специалистами производится в лабораторных условиях или в стационарных медицинских учреждениях.

    Как показывает практика, в отношении повреждений, сделанных острыми предметами, судебно-медицинская экспертиза проводится наиболее часто. Это связано с тем, что наибольшее количество убийств и повреждений производится именно ножами, заточками и иными предметами аналогичного типа.

    Что касается предмета судебно-психиатрической экспертизы, то им является определенный перечень психических расстройств человека, а также характерные особенности его психики и поведения. Практика показывает, что он ничем не отличается от того, который предусматривается в общей психиатрии. Проведение судебно-психологической экспертизы, предметом которой, в некоторых случаях, является изучение способности человека отвечать за свои поступки, очень часто осуществляется для определения дееспособности лица, что важно во всех видах судебного процесса.

    Инженерные

    Очень часто в процессе судебного разбирательства и расследования дела возникает необходимость в установлении того, надлежащим ли образом использовались определенные объекты, были ли они сооружены без нарушения установленных норм, а также то, являются ли рассматриваемые в процессе следствия объекты подлинными. Для проведения всех необходимых мероприятий специалисты могут использовать различные знания из других сфер: биологии, химии, физики и т. д.

    В отличие от рассмотренной выше судебно-психологической экспертизы, предметом инженерной являются не люди, а неживые объекты, а также определенные документы и правила. Практика показывает, что очень часто они проводятся в процессах расследования дел о пожарах. В такой ситуации параллельно с ней могут быть осуществлены и другие экспертизы: психологическая, электротехническая, по изучению ГСМ или нефтепродуктов и т. п.

    В рамках проведения такой экспертизы производится изучение закономерностей самого механизма совершения преступления, а также сведений, которые известны о нем отдельным лицам. Если брать в пример случай с расследованием факта пожара, то нужно понимать, что экспертиза, проведенная при таких обстоятельствах, должна найти ответы на вопросы, связанные с причинами возгорания, следах горения материального вида, а также определить условия, при которых происходило распространение пламени.

    Экономические

    Очень часто на практике производится судебно-экономическая экспертиза. Предметом ее являются все материалы, которые отражены в документах определенного предприятия или организации, содержащие в себе сведения относительно деятельности данных лиц, связанной с хозяйственными операциями, проводимыми по счетам, а также ведением совместной деятельности с другими юридическими или физическими лицами. Нередко такая экспертиза назначается в процессе рассмотрения дел относительно совершенных хищений или иных финансовые проблем, которые внезапно возникли на предприятии.

    Эксперт, который проводит процедуру исследования, как правило, должен провести анализ предоставленных ему сведений и дать свою профессиональную оценку тому, были ли определенные операции, проведенные через счета предприятия, обоснованными, а траты соразмерными и целевыми, правильно ли оформлена документация, какие требования нормативных актов, регламентирующих финансовую деятельность, были нарушены и т. п.

    В результате исследования предмета и объекта судебной экономической экспертизы, специалист обязан предоставить постановление, в котором должны быть отражены все полученные результаты. Также необходимо зафиксировать выводы относительно проделанной работы.

    В современный век высоких технологий нередко предметом судебно-экономической экспертизы становятся электронные счета, а также все расчеты и поступления средств, которые производятся через них. Для проведения таких исследований всегда используются автоматизированные системы и компьютеры, а также небольшие носители информации. Именно поэтому очень часто экономическая экспертиза тесно сочетается с компьютерно-технической.

    Экологическая

    Предметом судебной экспертизы данного типа являются те обстоятельства, которые могут быть установлены специалистом, имеющим знания в области охраны почвы, использования не только ее непосредственно, но также и ресурсов, которые в ней имеются, а также использования леса, его охраны. Ее предметом также может быть и процедура исследования радиоэкологической ситуации в определенной местности.

    Несмотря на то, что экологическая экспертиза является одним из видов судебной, чаще всего она проводится вне рассмотрения обстоятельств дела. Ярким примером этого является тот случай, когда проведение экологической экспертизы необходимо при создании новой застройки площади города. В этом случае требуется акт, в котором определены сведения о наличии насаждений на данной площади. В некоторых случаях данное действие проводится для того, чтобы подтвердить обоснование поданного в суд заявления.

    В отношении чего может быть произведена экологическая экспертиза? В первую очередь, под нее могут попадать исследования почвенных или водных объектов, леса, состояния атмосферы и воздуха. К данной группе также относятся исследования в области определения состояния биогеоценозов, а также радиационной обстановки. На практике очень часто проводятся такие исследования, которые определяют уровень воздействия определенного предприятия или иного хозяйствующего субъекта на окружающую среду.

    Другие виды экспертиз

    Все вышеперечисленные судебные экспертизы являются таковыми, которые наиболее часто встречаются в практике рассмотрения дел, а также их расследования. Конечно, могут производиться исследования и в различных других сферах, в зависимости от того, что является объектом проведения расследования.

    Практика показывает, что специалисты, имеющие особые знания, могут проводить исследования в области искусствоведения, сельского хозяйства, лингвистики, биологии, пищевых продуктов и т. п.

    Все они могут быть проведены в виде основной экспертизы, дополнительной (если надо уточнить определенные сведения, которые составляют отдельный объект из представленных ранее исследований), а также повторной (когда возникает сомнение в правильности вывода или требуется перепроверка полученных данных, что нередко происходит в связи с вновь открывшимися обстоятельствами по рассматриваемому делу).

    1. Субъекты судебно-экспертной деятельности

    2. Судебный эксперт, его процессуальный статус. Права и обязанности руководителя экспертного учреждения

    3. Оптимизация формы и содержания экспертных заключений. Использование содержания заключения

    Список использованной литературы

    1. Субъекты судебно-экспертной деятельности

    Субъектами судебно-экспертной деятельности являются органы и лица, назначающие экспертизу, судебно-экспертные учреждения в лице их руководителей, организующих производство судебной экспертизы, и судебные эксперты, производящие ее.

    Субъектом судебно-экспертной деятельности выступает государственное экспертное учреждение. Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

    Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

    Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

    Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

    Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

    Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

    Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой Материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

    Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Следующим субъектом судебно-экспертной деятельности выступает руководитель государственной судебно-экспертного учреждения. Который осуществляет общее руководство деятельностью экспертов.

    Последним субъектом судебно-экспертной деятельности выступает эксперт. В соответствии с УПК РФ эксперт – это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

    2. Судебный эксперт, его процессуальный статус. Права и обязанности руководителя экспертного учреждения

    В настоящее время судебный эксперт выступает в качестве самостоятельного, независимого субъекта процесса, обладающего специфическими процессуальными обязанностями и правами, отличающими его от иных субъектов. Независимое положение эксперта среди других субъектов процесса, содействующих осуществлению правосудия, обеспечивается его функцией предоставления доказательств в виде заключения и особой процессуальной формой реализации этой функции. Причем УПК РФ, КоАП РФ и АПК РФ не допускают смешения процессуальных функций между различными участниками процесса (например, эксперта и свидетеля).

    Эксперт, не обладая заранее какой-либо доказательственной информацией, изыскивает ее сам, проводя с этой целью специальные экспертные действия, результаты которых оформляет в форме письменного заключения. Дача экспертом заключения по поставленным следствием (судом) вопросам - главная обязанность этого субъекта процесса при производстве экспертизы, установленная Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о судебно - экспертной деятельности), УПК РФ, ГПК РСФСР, КоАП РФ и АПК РФ.

    Помимо этого, Закон о судебно - экспертной деятельности в ст. 16 закрепляет следующие обязанности эксперта:

    Принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно - экспертного учреждения судебную экспертизу;

    Провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела;

    Составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если: поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта; объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении; современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

    Не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

    Обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

    Эксперт исполняет и те обязанности, которые предусмотрены действующим процессуальным законодательством.

    Указанная статья названного Закона устанавливает ограничения деятельности эксперта, который не вправе:

    Принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно - экспертного учреждения;

    Осуществлять судебно - экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

    Вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

    Самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

    Сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

    Уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

    В соответствии с ч. 4. ст. 57 УПК РФ эксперт также не вправе:

    Без ведома следователя и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы;

    Давать заведомо ложное заключение;

    Разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

    В силу важности соблюдения законности при учете судом результатов экспертизы председательствующий судья в соответствии со ст. 269 УПК РФ обязан разъяснить эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, о чем тот дает подписку, приобщаемую к протоколу судебного заседания.

    Между тем в юридической литературе отмечено наличие и иных процессуальных обязанностей, производных от главной, многие из которых нашли отражение в УПК РФ и в Законе о судебно - экспертной деятельности. Однако отдельные положения доктрины пока нельзя отнести к процессуальным обязанностям эксперта, поскольку Закон не предусматривает их в таком качестве. Например, Закон не относит к процессуальным обязанностям проведение экспертом исследования в полном соответствии с возможностями применяемых им специальных знаний для обоснования своих выводов, хотя это требование и вытекает из характера судебной экспертизы как формы использования специальных знаний. Здесь можно говорить о реализации обязанности дать заключение по делу, к которому Закон (ст. 204 УПК РФ) предъявляет, в том числе требование обоснованности выводов по поставленным перед экспертом вопросам. К порядку реализации обязанности эксперта дать заключение следовало бы отнести и требования о проведении исследования, даче подробного описания и выводов по этому исследованию, а также о даче обоснованных ответов на вопросы следователя и суда.

    Необходимость дальнейшего развития представлений о предмете судебной экспертизы в условиях формирования к рыночных отношений показана в работах ведущих ученых и специалистов в данной области, о которых уже говорилось выше. В них рассмотрены также и научные основы для современной интерпретации содержания всех классов, родов и видов судебной экспертизы. Основное внимание при разработке научных основ предмета судебной экспертизы традиционно уделяется объектам, задачам и методам проведения судебных экспертиз. На наш взгляд, не менее серьезное внимание необходимо уделить и разработке роли субъектов судебно-оценочных экспертиз.

    Развитие этих подходов поможет не только найти способы решения практических задач судебно-оценочной экспертизы, но и существенно повысить правовую культуру всего оценочного сообщества. На этой основе можно обеспечить и его успешное реформирование и переход на принципы саморегулирования, а также усилить профилактику возможных правонарушений в данной области. Немаловажно и обеспечение научной поддержки деятельности правоохранительной и судебной системы в этой, достаточно новой для них, сфере.

    При этом необходимо учитывать, что положения Гражданского кодекса РФ не всегда корректно развиваются в оценочном законодательстве. К примеру, в ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» имеется положение о том, что проведение оценки объектов оценки является обязательным «при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям». Но в ГК РФ такой вид сделки, как «переуступка» не предусмотрен. Что же касается «уступки», то можно уступить «право требования», а не «долговое обязательство». При этом предусмотрена «замена должника» с соблюдением определенных условий.

    Наличие подобных правовых «погрешностей» на уровне федеральных законов и подзаконных актов, ведомственной и местной нормативной базы, существенно осложняет работу по созданию научных основ для описания предмета судебно-оценочной экспертизы, а также практической работы судебных экспертов-оценщиков.

    Необходимо специально подчеркнуть, что проведенное в настоящей работе описание объекта судебно-оценочной экспертизы не следует отождествлять с описанием объекта оценки в представленном на экспертизу отчете об оценке. Не следует отождествлять объект судебной экспертизы и с самим текстом отчета об оценке, а также и с комплектом иных документов, представленных на экспертизу. При таком упрощенном подходе возникает угроза выхолащивания предмета судебной экспертизы и нанесения ущерба надлежащему отправлению правосудия.

    Исследование особенностей предмета судебно-оценочных экспертиз на основе обобщения практического опыта показывает, что кроме объектов, задач и методов судебной экспертизы отчетливо проявляется роль субъектов судебно-экспертной деятельности. К примеру, большая часть сотрудников государственных судебно-экспертных учреждений имеет высшее образование по специальности 030502 «Судебная экспертиза». В то же время, законодательство не ограничивает возможности следователя (дознавателя), прокурора или суда назначения судебного эксперта из числа лиц, не имеющих образования и специальных знаний по данной специальности. То есть, по совершенно аналогичным делам могут быть назначены экспертами сведущие лица, обладающие принципиально различными специальными знаниями и практическим опытом. Вполне естественно, что и заключения таких экспертов могут существенно различаться.

    Такая ситуация оказывает негативное влияние на отправление правосудия. Несмотря на важность данной проблемы, ее исследованию и разработке научно обоснованных способов решения пока еще уделяется недостаточное внимание.

    Что касается специфики объектов судебно-оценочных экспертиз различного вида, то проведенные исследования позволили сделать следующие выводы. Применение сложившихся правил судебноэкономической экспертизы к результатам оценочной деятельности на практике означает исследование экспертом определенного комплекта документации, подготовка и выпуск которой оценщиком предусмотрена действующим законодательством. В большинстве случаев рассматриваются договор на выполнение оценочных работ и отчет об оценке конкретного объекта. При этом судебный эксперт очень быстро убеждается, что общие положения ГК РФ, устанавливающие порядок подготовки и заключения договора, оценщиком не нарушались. Но тогда каким же образом можно доказать, что результат проведенной оценки получен ненадлежащим образом и скорее всего, существенно отличается от истинного? Да еще и в таких условиях, когда накопленный опыт ученых и специалистов в традиционных родах и видах судебно-экономической экспертизы для оценочной деятельности оказывается бесполезным?

    Для ответа на этот и ряд других актуальных вопросов необходимо, прежде всего, определить, что же является объектом судебной экспертизы применительно к сфере оценочной деятельности и бизнес- планированию деятельности хозяйствующих субъектов. Многие исследования и разработки в этой области опираются на выводы Р.С. Белкина о том, что объектами судебной экспертизы могут быть как материальные объекты, так и процессы. Другие авторитетные ученые в этой области дополняют характеристики объекта судебной экспертизы совокупностью носителей информации различного рода, которые используются в ходе производства судебных экспертиз. При этом единого определения родового и конкретного объектов судебной экспертизы для судебно-экономической экспертизы и для уголовного, и для гражданского судопроизводства пока еще нет.

    Предмет судебной экспертизы любого класса, рода и вида определяется содержанием решаемых ею задач. Применительно к экспертизе оценки имущества - это установление с помощью специальных знаний судебных экспертов-оценщиков фактов и обстоятельств, характеризующих процесс и результаты оценки в его взаимосвязи с противоправными действиями субъектов возникших в этой связи правоотношений. Такие факты могут касаться содержания и полноты использованных данных, характеризующих состояние объекта оценки, его правовое положение, особенностей использованных подходов, моделей и методов оценки, алгоритмов расчетов и т.д.

    Развивая положение об объектах судебной экспертизы, как сложном комплексе определенных материальных объектов и процессов, а также источников информации, имеющей необходимый правовой статус, можно выделить несколько видов таких процессов, в наибольшей степени влияющих на результат оценки. Для их систематизации можно использовать различные способы и классифицирующие признаки.

    В первом варианте классификации можно предложить использование системы количественных характеристик процесса оценки в целом, с постепенным выделением элементарных процессов и их связей. Затем возможно провести классификацию элементарных процессов как таковых, а также их «коротких» и «длинных» цепочек и более сложных алгоритмов обработки статусной информации для различных видов оценки. Это позволит уточнить характер и причины возникновения неопределенностей различного вида, чтобы найти способы минимизации их влияния на результаты экспертизы.

    Очевидно, что все элементарные процессы должны полностью соответствовать положениям действующего законодательства. Тогда любое отличие какого-либо из описанных элементарных процессов может стать основанием для надлежащих действий судебного эксперта по выявлению причин такого отличия и возможных последствий как для следующих звеньев цепочки действий оценщика, так и для результатов оценки в целом. Вся совокупность выявленных отличий позволит, прежде всего, правильно поставить вопросы к судебному эксперту, а затем и подготовить надлежащее обоснование экспертного заключения.

    При использовании описанных принципов классификации возможно создать детализированное формализованное описание элементарных процессов, характеризующих работу специалиста-оценщика и других субъектов оценочной деятельности на каждом из трех этапов постановки задачи оценки, ее решения, а также архивирования промежуточных и итоговых результатов оценки и оформления отчета об оценке.

    На всех перечисленных стадиях экспертных работ проверяется не только соответствие действий оценщика, зафиксированных в представленных на экспертизу документах, требованиям уголовного, гражданского и специального законодательства, законодательства об оценочной деятельности, а также законам естественных и гуманитарных наук, лежащих в основе всей оценочной деятельности. Достаточно часто выявляются ошибки расчетов, необоснованный выбор определенных формул и коэффициентов. Во многих случаях оценщики используют неудачные модели и алгоритмы оценки, способствующие накоплению погрешностей до уровня нескольких десятков процентов и даже больше.

    Еще одной особенностью исследования надлежащего выполнения оценщиком своих действий является «фигура умолчания», то есть отсутствие в отчете об оценке не только развернутого описания, но даже и упоминания о выполнении ряда обязательных действий.

    Разработка способов идентификации подобных сложных объектов судебной экспертизы с многоуровневой системой динамических характеристик и связей всей совокупности элементарных процессов можно отнести к предмету судебной экспертизы в сфере оценочной деятельности. Развивая представления о предмете судебной экспертизы, можно указать на существенно иные способы классификации объектов судебной экспертизы для сферы оценки предприятия (бизнеса), нематериальных активов, таможенной или кадастровой оценки и других видов оценочной деятельности и объектов оценки. Развитие подобных систем формализованного описания предмета судебной экспертизы позволяет также значительно точнее и конкретнее формулировать вопросы к судебному эксперту, что способствует и более высокому качеству проведения судебно-оценочной экспертизы в целом.

    Для того чтобы дать строгое научное обоснование основных составляющих структуры предмета судебно-оценочной экспертизы - объектов, задач и методов экспертных исследований, а также их взаимосвязей и особенностей, необходимо структурировать сам процесс оценки. Варианты такого структурирования должны опираться на фундаментальные принципы процессуального законодательства и математической логики. Это позволит разработать количественное описание важнейших процессов оценки объектов любой степени сложности, на основании которого возможно создание и современных информационных технологий для обеспечения судебно-оценочной экспертизы. Кроме того, в структуре предмета судебно-оценочной экспертизы необходимо учитывать его важную составляющую, связанную с неоднозначно сформулированными требованиями к субъектам экспертной деятельности, о чем уже говорилось выше.

    Первый, самый общий уровень структурирования объектов судебно-оценочной экспертизы на основе описанной выше классификации процессов оценки, можно представить в следующем виде.

    Процесс максимальной длительности, сложности и с максимальным количеством неопределенностей. Он начинается с заключения договора на проведение оценки и заканчивается выпуском отчета об оценке. Эти два документа, соединенные системой действий оценщика в рамках процесса оценки и являются самоочевидным объектом судебной экспертизы.

    Схематически этот сложный динамический процесс судебнооценочной экспертизы, отражающий особенности предмета для рассматриваемой сферы деятельности проиллюстрирован на рис. 1.

    При переходе ко второму, более детальному уровню классификации процессов преобразования статусной информации в ходе оценочных работ, можно выделить следующую структуру из нескольких групп элементарных процессов.

    Выделение групп элементарных процессов преобразования документированной информации на уровне основных этапов постановки задачи оценки, ее решения, архивирования документации с исходными данными для оценки, ее промежуточными и итоговыми результатами и оформления отчета об оценке.

    • 1. Процесс постановки задачи оценки, с которого начинается работа оценщика. Он начинается с отработки текста договора на проведение оценки и его необъемлемой части - задания на оценку. Заканчивается этот процесс подготовкой комплекта документации с системой исходных данных для проведения оценки. Система действий, соединяющей эти два комплекта документов, включает в себя действия заказчика оценки, совместные действия заказчика оценки и оценщика, действия оценщика либо совместные действия нескольких оценщиков, а также совместные действия оценщика с представителями различных организаций, располагающих сведениями, необходимыми для надлежащей постановки задачи оценки.
    • 2. Процесс решения задачи оценки начинается с аналитической работы по комплекту документации с исходными данными для проведения оценки и заканчивается формированием комплекта собственной документации оценщика, отражающей особенности процесса оценки и ее результаты. Система действий по решению задачи оценки включает в себя как индивидуальные действия оценщика, так и его коллективные действия с другими оценщиками и иными субъектами, располагающими информацией, необходимой для решения задачи оценки.

    Рис. 1. Схематическое представление предмета судебно-оценочной экспертизы и получения итогового документа по результатам экспертизы: I - объект судебной экспертизы,

    II - процесс судебной экспертизы, III - результат судебной экспертизы является редактирование важнейших частей текста отчета и формирование комплекта необходимых приложений.

    Проведение даже такой простейшей, «одно» и «трехзвенной» классификации всей системы элементарных процессов преобразования документированной информации, определяющих содержание входящих в общий процесс оценки действий надлежащего оценщика, позволяет снять ряд отмеченных выше неопределенностей по объекту судебной экспертизы, а также методам и процедурам ее проведения.

    Очевидно, что все элементарные процессы преобразования документированной информации должны полностью соответствовать положениям действующего законодательства. Тогда любое отличие какого-либо из описанных элементарных процессов в реальном отчете об оценке от «эталонного» элементарного процесса может стать основанием для надлежащих действий судебного эксперта по выявлению причин такого отличия и возможных последствий как для следующих звеньев цепочки действий оценщика, так и для результатов оценки в целом. Примерно по такой же схеме может проводиться анализ заключения эксперта лицом, назначившим судебную экспертизу, в ходе его оценки.

    Вся совокупность выявленных структурных особенностей предмета и объектов судебно-оценочной экспертизы позволит повысить качество экспертных работ, начиная от четкого формулирования задач экспертизы, правильной постановки вопросов к судебному эксперту, методов выполнения необходимых экспертных работ, а затем и подготовки надлежащего обоснования по всем разделам экспертного заключения.

    На третьем уровне классификации возможно создать детализированное формализованное описание предмета судебно-оценочной экспертизы, включая объекты, задачи и методы экспертизы, на основе более подробного исследования элементарных процессов на каждом из трех этапов постановки задачи оценки, ее решения, а также архивирования промежуточных и итоговых результатов оценки и оформления отчета об оценке. Описание всех деталей данного процесса можно прочитать в других наших работах. Приведенные примеры классификации элементарных процессов оценки для структурирования предмета судебно-оценочной экспертизы не исчерпывают возможные направления работ для решения описанных проблем, поскольку научные исследования в этой области только начинают развиваться.