Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Ответственность госслужбы. Порядок дисциплинарного взыскания государственных служащих

    Ответственность госслужбы. Порядок дисциплинарного взыскания государственных служащих

    К государственным служащим применяются все известные виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная. За материальные последствия иногда отвечает государственный орган, где состоит служащий. Случай, когда описано применение принципа внепартийности ответственности ""номенклатурных работников", приведен М. Восленским: председателя колхоза, растратчика, предают суду, только с предварительным исключением его из коммунистической партии".

    Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности государственных служащих в современном государственном аппарате Российской Федерации в силу ее непосредственности, оперативности и возможности учета конкретной обстановки правонарушения совершенно компетентным в ситуации лицом - вышестоящим начальником государственного служащего.

    В Федеральном законе от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ "О выборах президента РФ" в ст. 16 "Статус члена избирательной комиссии" давалось определение непосредственного подчинения: "Под непосредственным подчинением в настоящем Федеральном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий имеет право отдавать ему приказы, распоряжения, давать указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания". Пункт 8 статьи 23 в заменившем его Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" этого определения уже не содержит, а оно важно в плане выяснения иерархии органов и должностных лиц. для правильной организации разрешения споров.

    Вызывает научную дискуссию характер ответственности, если она применяется судом: трудовая, служебная или административная. Дисциплинарная ответственность - это ответственность по подчиненности. По существу, под дисциплиной понимают повиновение установленным порядкам. Сознательное выполнение своих обязанностей иногда предполагает неповиновение, например, при неправомерном приказе.

    Основанием ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок. Можно считать должностным упущением и некачественные акты управления, издаваемые должностными лицами. В дальнейшем они могут порождать иски граждан. Так. Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривался казус, когда территориальная Госналогинспекция № 2 города Костромы обратилась в Арбитражный суд Костромской области с иском к индивидуальному предпринимателю Скрынник С. А. о взыскании 10 тысяч рублей заниженного дохода, штрафа в размере заниженного дохода и недоимки по подоходному налогу. Местный арбитражный суд быстро все требования инспекции удовлетворил, а Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установил, что уже вступил в действие новый Налоговый кодекс, которым ответственность смягчена и применима к данному казусу, и что штраф признается не равным заниженной налогооблагаемой базе, а только 20% от ее величины, и другие обстоятельства не вполне судом изучены1. То есть государственным служащим тоже свойственно совершать ошибки, может быть, и не всегда по умыслу. Обычно такие последствия действий должностного лица не являются основанием для применения дисциплинарной ответственности.

    Кроме дисциплинарного проступка, особым основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, его заместителей является требование представительного органа работников. Оно регулируется ст. 195 Трудового кодекса РФ. Там предусмотрено: "Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения". Это либо широкая уступка профсоюзному движению, либо фикция, так как диспозиция статьи имеет совершенно безразмерные формулировки, легко подпадающие под субъективное толкование.

    Дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 192 Трудового кодекса РФ. отличаются большой лаконичностью: "За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    1) замечание;

    2) выговор;

    3) увольнение по соответствующим основаниям".

    Эта же статья ограничивает возможность установления иных взысканий: "Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине".

    Дисциплинарная ответственность государственного служащего определяется н. 1 ст. 57 ""Дисциплинарные взыскания" Федерального закона № 79-ФЗ. который предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    1) замечание;

    2) выговор;

    3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

    4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

    5) увольнение с гражданской службы по специальным основаниям. Причем за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

    В сравнении с видами взысканий, установленными в предыдущем Федеральном законе № 115-ФЗ 1995 г.. в числе наказаний отсутствует "строгий выговор", зато добавилось наказание в виде освобождения от замещаемой должности гражданской службы. Это совершенствование палитры наказаний представляется правильным. Одновременно необходимо отметить, что список взысканий за правонарушения, вытекающие из отношений государственной службы, не совпадает со списком дисциплинарных взысканий, закрепленных в ст. 192 ТК РФ. Это также говорит о разграничении отношений государственной службы и отношений трудового найма по Трудовому кодексу.

    Особенности административной процедуры применения и снятия дисциплинарного взыскания (статья 58 Федерального закона № 79-ФЗ) дополнительно говорят о самостоятельности служебного нрава в сравнении с трудовыми правоотношениями.

    Закон предусматривает, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме, а перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В любом случае дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

    Особенностью процедуры применения дисциплинарного взыскания к государственному служащему является проведение служебной проверки, которая регулируется статьей 59 Федерального закона № 79-ФЗ. Именно в силу ее специфичности она представляет специальный интерес.

    Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах, не может участвовать в проведении служебной проверки. Более того, гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Она заканчивается письменным заключением, в котором должны содержаться факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, а также предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Оно приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

    Положительным качеством дисциплинарной ответственности являются оперативный характер ее применения. Быстро, непосредственно, поучительно для работника. Сильно ее моральное влияние на сотрудника из-за огласки в коллективе. Недостатками является ее ведомственный характер, при котором, хотя служащий и приучается повиноваться своему начальнику и быть ему приятным, народ, ради которого и существует государственный аппарат, не осведомлен о справедливости дисциплинарных наказаний и даже о самом факте их существования, публичной регистрации дисциплинарной ответственности нет, она отсутствует. И даже хорошие предложения Ю. Н. Старилова о принятии Дисциплинарного кодекса всей государственной службы1, а не только дисциплинарных уставов в отдельных отраслях народного хозяйства, не изменяет таких ее качеств, если специально не заложить в проект кодекса обязанность публиковать сведения о дисциплинарных наказаниях государственных служащих. Надеяться же на такое развитие событий нет оснований, так как в открытой публикации нет сведений даже и о предприятиях на "свободном" рынке в России, нет фиксации движения капитала и возможности народу убедиться в непреступном его характере. При таких условиях надеяться на иное развитие событий в отношении дисциплинарной ответственности государственных служащих нет смысла.

    Дисциплинарная ответственность нехороша еще и тем. что часто правонарушение служащего остается незамеченным его руководителем, а иногда им и разделяемым. А ничто так не разлагает народ и служащих, как отсутствие последствий, наказания после правонарушения. Внешний по отношению к государственному служащему государственный орган административной юстиции в этом отношении более беспристрастен, проводит унифицированную правоприменительную практику и не может оставить без внимания или логического завершения поступившее дело.

    Некоторые замечания о дисциплинарной ответственности в зарубежных странах.

    В Японии предусмотрены только четыре вида дисциплинарных взысканий: увольнение, приостановка пребывания в должности, сокращение заработной платы, предупреждение (ст. 82). Дисциплинарные взыскания применяются тем же лицом, которое имело и право найма (ст. 84-1). Важной гарантией нрав служащего является требование Закона об обязательном представлении принимающим дисциплинарные меры лицом письменного объяснения лицу, подвергающемуся дисциплинарному наказанию, о причинах принятия серьезных дисциплинарных мер к нему вопреки его воле (ст. 89, п. 1). К серьезным мерам относятся, в частности, сокращение заработной платы, понижение, временное отстранение от должности, увольнение и подобные меры. Закон определяет также и некоторые реквизиты такого объяснения, такие как срок и место обжалования взыскания.

    Французский закон 1984 г. содержит широкий набор мер взыскания, позволяющий варьировать наказания без излишней жестокости, но с возможностью мягкой легализации их применения (ст. 66). отсрочки исполнения наказания. По французскому закону государственный служащий пенсии может быть лишен и после ухода на пенсию (ст. 72). Срок рецидива увеличен до 3 или 5 лет. Взыскания могут применяться как основные, так и дополнительное, каковым является исключение из списка повышения в должности. Среди взысканий варьируются меры экономического наказания (прекращение выплат всякого вознаграждения). Само назначение наказания обусловлено предварительным заключением дисциплинарного совета (ст. 67), что очевидно снижает субъективный характер применения наказания соответствующего органа, уполномоченного применять наказания.

    В Римской курии ответственность служащих, применение дисциплинарной ответственности производится Дисциплинарной комиссией Римской курии (ст. 45, параграф 4). Среди взысканий (ст. 65 Устава Римской курии) преобладают наказания, связанные с ограничениями в работе, как основном смысле служебной деятельности служащего. За нарушение без уважительной причины рабочего графика следует денежное взыскание в размере, не превышающем половины заработка за один день (ст. 67 Устава). Особо оговариваются нарушения, такие как "нарушения правил и порядков в частной жизни, которые наносят ущерб репутации ведомства" (ст. 69, и. 6), "уголовное преследование, что делает служащего не заслуживающим доверия" (ст. 69, п. 7). "Споры между двумя или более ведомствами, связанные с разграничением полномочий, рассматриваются Верховным трибуналом апостольской сигнатуры". - гласит ст. 113 Устава Римской курии. Трудовые споры "рассматриваются Службой труда Апостольского Престола" (параграф 5 ст. 120 Устава Римской курии).

    Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КАП РФ 2002 г.). Причем этот вид ответственности определяется той особенностью, что, как пишет Ю. Н. Старилов, "основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности"1. В связи с этим возникает проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение: в дисциплинарном и в административном порядке. Также возникает проблема реальности реакции общества на правонарушение, так как действиями (бездействием) государственного служащего в качестве должностного лица могут быть причинены такие убытки обществу (например, заражение природы радиоактивными отходами), которые он не в состоянии когда-либо компенсировать. И тогда встает проблема ответственности государственного органа, где данное лицо трудится, орган отвечает также. И перед лицом убытков возникает для общества проблема допуска отдельных граждан к тому или иному виду государственной службы, проблема учета его правонарушений, проблема соизмерения качеств служащего с риском для общества от выполнения обязанностей его должности, со средствами дублирующего контроля и резерва на опасных участках.

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ 2002 г.).

    Административная ответственность государственных служащих имеет выгодные черты по сравнению с дисциплинарной в том. что она внешняя но отношению к органу, где работает служащий. Кроме того, она сопровождается материальными убытками для нарушителя в виде штрафа, как преобладающего вида административных наказаний. Кроме того, хотя и келейно, ведомственно, но административная ответственность фиксируется или обязана быть фиксируема в государственных органах, но крайней мере, ее применивших, так как административная ответственность предполагает рецидив, и при повторном в течение года совершении аналогичного административного проступка нарушитель несет повышенную административную ответственность или даже уголовную. Это возможно, если правильно налажен учет совершенных административных правонарушений.

    Уголовная ответственность является наиболее тяжелой ответственностью в российском законодательстве, так как в большом числе своих составов предусматривает лишение свободы, штрафы очень большие, а исполнение ответственности оставляет порочащее свойство для индивида в виде судимости. Судимость в некоторых законодательно определенных случаях ограничивает возможности гражданина пользоваться некоторыми нравами человека и гражданина.

    Наиболее распространенное преступление - "злоупотребление должностными полномочиями" предусмотрено ст. 285 УК РФ.

    1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия. - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Предусмотрено уголовное наказание за служебный подлог, который статьей 292 УК РФ определяется следующим образом.

    Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет. либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. При существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства служебный подлог наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Не менее жестокие наказания установлены в Уголовном кодексе за получение взятки. Статья 290 УК РФ предусматривает, что получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям

    (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство но службе - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Указанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Те же деяния, если они совершены группой лиц но предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством взятки или в крупном размере - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. При этом крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

    Государственные служащие иногда игнорируют решения судов и арбитражей, не выплачивают присужденные суммы, не выполняют требуемые действия в натуре. Уголовный кодекс РФ содержит специальную статью 315 "Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта", которая гласит:

    "Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лег.

    Таким образом, законодательство содержит достаточно диспозиций, чтобы гарантировать правомерное поведение государственного служащего, однако коррумпированность государственного аппарата в период правления В. В. Путина достигла ужасающих размеров, когда даже должности в государственном аппарате для их занятия оценены на суммы взяток. Профессор В. В. Лунеев. констатируя, что все необходимые нормы для борьбы с коррупцией давно четко прописаны в трех конвенциях Совета Европы и ООН. сокрушается: "Мы их подписали, но, как видим, их никто не собирается выполнять". "Коррупция стала нашей конституцией, а безответственность за нее - повседневной практикой", - вполне объективно оценивает он ситуацию в Российской Федерации.

    Соглашаясь с оценочной констатацией В. В. Лунеевым фактов коррупции, не хочется воспринять захватившие его безнадежные пессимизм и уныние, выраженные в его словах: "все правильные слова о коррупции уже сказаны, необходимые документы многократно разработаны и переработаны, опыт других стран, где с успехом борются с коррупцией, изучен, и поэтому ничего нового сказать или предложить уже невозможно. Интеллектуальные возможности исчерпаны"4. Наука, действительно, не может подменить собой примитивного деятеля с государственной должностью, но выработать программу действий, чтобы "не тратить речи по-пустому, где нужно власть употребить", - мы можем.

    Законодательство зарубежных стран также регулирует некоторые правоотношения, связанные с привлечением государственного служащего к уголовной ответственности. Так. ст. 80 Устава Римской курии предусматривает, что порядок дисциплинарных взысканий не применяется при увольнении в связи с вынесением компетентными органами власти государства-города Ватикан или других государств обвинительного приговора за совершение умышленного преступления. То есть применяется один вид ответственности, или дисциплинарная, или уголовная. В Японии привлечение к уголовной ответственности (ст. 109-111) не препятствует применению и дисциплинарной ответственности, так следует из ст. 85 Закона Японии.

    Материальная ответственность государственного служащего - значительно менее ощутимый для него вид государственного воздействия. Никакой государственный служащий законно не может иметь такой уровень материального благосостояния, которое давало бы ему возможность в случае причинения ущерба государству рассчитаться с государством из своих собственных материальных запасов. Поэтому государственно организованный народ всегда очень рискует, давая согласие на занятие тем или иным лицом государственной должности, так как на должности от имени всего народа. СССР, недобросовестный М. С. Горбачев наделает столько долгов от внешних займов - никакой народ не рассчитается.

    В Великобритании этого и не пытаются достичь. "За соблюдение обязательств по договору, в который он вступил от имени Короны, личной ответственности гражданский служащий обычно не несет". - пишет Д. Гарнер. "Ему нельзя предъявить иск и о нарушении договорных гарантий, данных им от ее имени. Если он совершит правонарушение, находясь при исполнении должностных обязанностей, то в большинстве случаев отвечать за него будет его наниматель, т. е. Корона. Но. как правило, он не может избежать ответственности, сославшись в свое оправдание на приказ вышестоящего должностного лица или на государственную необходимость, если правонарушение совершено им не на службе ее величества и если истец не является британским подданным".

    В буржуазных странах среди мер ответственности государственных служащих распространены материальные взыскания: сокращение жалованья, отстранение от службы без сохранения жалованья и другие. В Российской Федерации такие наказания не распространены.

    Статья 25 швейцарского закона обязывает должностное лицо добросовестно и разумно выполнять служебные приказы своих начальников, ответственность за которые несет начальник. А вот в суд он может идти только по разрешению компетентного органа (ст. 28). Статья 29 Закона Швейцарии предусматривает, что Конфедерация отвечает перед третьими лицами за содержание специальных постановлений федерального права, но в этом случае она подает жалобу в суд против виновного должностного лица. Это право иска Конфедерация сохраняет и после прекращения служебных обязанностей должностного лица. С этим связаны и последствия ответственности государственных служащих. В Законе Швейцарии прямо закреплено, что ответственности государственный служащий может подвергаться дважды или трижды за одно и то же деяние. В 1958 г. именно эта статья была отменена. Статья 30 Закона гласит, что "дисциплинарная мера недействительна в отношении ответственности за причиненный ущерб и в отношении уголовной ответственности должностного лица". То есть за одно деяние могут быть применены три наказания. Третий абзац ст. 31 гласит: "в исключительных случаях могут одновременно налагаться несколько дисциплинарных взысканий". Но срок рецидива увеличен (ст. 32. ч. 4). нужно пять лет, чтобы считалось, что служащий не привлекался к дисциплинарной ответственности.

    Отметим симптоматическое для государственной службы правонарушение, наказываемое по Закону о реорганизации в Иране (ст. 26. п. 10). в соответствии с которым наказывается "активное участие в заключении при прежнем режиме грабительских или наносящих стране убытки договоров, как внутренних, так и внешних, военных и невоенных в форме внесения предложений, утверждения несправедливых цен, разработки и утверждения нереальных обоснований, вмешательства, руководство и участие в их парафировании, подписании и т. д.". Правда, наказанием там предусмотрено только увольнение со службы в государственных учреждениях без права приема на государственную службу в будущем. Вместе с тем содержание этой статьи имеет прямую проекцию и на российские реформы.

    В истории России применялись и другие способы ответственности государственных служащих. Так. Петр Шафиров. член Сената при Петре I. ослушался регламента, по которому полагалось выйти в определенный момент из Сената. Но когда возникла перепалка в Сенате и прокурор потребовал от Шафирова выйти, тот не вышел. За такое нарушение регламента Петр I предал Шафирова суду. Суд приговорил его к смертной казни. Казнь совершили в Москве. Палач поднял топор и в момент отрубания головы опустил топор рядом с головой. В этот момент Шафирову объявили, что он помилован. Так Петр I ценил, уважал параграф и шведский порядок государственной службы, сообщал 30 января 2002 г. на канале "Культура" центрального телевидения РФ Феликс Разумовский в программе "Кто мы?".

    Как и все граждане, госслужащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергается соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке.

    Нарушение госслужащим своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к госслужащим могут применяться следующие виды юридической ответственности:1)уголовная;2)административная;3)дисциплинарная;4)гражданско-правовая;5)иные правовые меры воздействия.

    1. Уголовная ответственность . Уголовные преступления госслужащих – это все деяния, состоящие в злоупотреблении власть с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.

    Виды преступлений против интересов ГС – (всего –14):

    Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) – признается уголовным преступлением использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законов интересов общества или государства.

    Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) - признается уголовным преступлением совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законов интересов общества или государства.

    Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате (ст. 287 УК РФ);

    Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ);

    Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 РФ);

    Получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ)(взятка – 5 МРОТ) ;

    Служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

    Халатность (ст. 293 УК РФ);

    Провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ).

    2. Административная ответственность . Противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие за которое предусмотрено АО. Объектом АО является нарушение установленного порядка управления, правил общественной организации жизни в соответствии с КоАП РСФСР.Меры АО – из 8 установленных видов административных взысканий к должностным лицам могут применяться всего два – предупреждение и штраф. Штраф – от 0,1 до 100 МРОТ.

    3. Дисциплинарная ответственность . Под ДО имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Должностным проступком признается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение госслужащим возложенных на него должностных обязанностей.


    В соответствии со ст. 14 ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение гос-ым служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на гос-го служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать гос-го служащего на гос-ую должность гос-ой службы, следующие дисциплинарные взыскания:1) замечание;2) выговор;3) строгий выговор;4) предупреждение о неполном служебном соответствии;5) увольнение.

    Гос-ый служащий, допустивший должностной проступок, м/б временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение гос-го служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя,

    ДО госслужащих регламентируется специальным законом, которого еще нет. Обычно регламентируется КЗОТом, где указаны некоторые другие должностные проступки – прогул, превышение должностных полномочий и т.д.

    4. Материальная ответственность . Поскольку в ФЗ о ГС нет указаний о мат. ответственности, она регулируется КЗОТ. Госслужащий не имеет права использовать средства не в интересах ГС, он должен в установленном порядке возмещать ущерб. Ответственность ограничивается частью денежного содержания, не превышая нанесенного ущерба.

    Современная жизнь рядовых граждан построена на различного рода взаимодействии с государственными учреждениями и их служащими. За долгие годы уже сформировалась целая система таких взаимоотношений, и значительную роль здесь играет то, насколько добросовестно госслужащие выполняют свои обязанности. Как известно, везде должны быть свои рычаги влияния, и этот случай не является исключением. Так что пришло время поговорить о таком понятии, как ответственность государственных гражданских служащих.

    Так в чем же заключается ответственность госслужащих, и какие существуют ее виды? Подразумевается принятие соответствующих мер и назначение различного рода наказаний.


    Вся эта система основывается на законе «О государственной гражданской службе РФ», принятом в далеком 2004 году. Все сферы законодательства обычно тесно переплетены, так что нет ничего удивительного, что в данном законопроекте неоднократно ссылаются на КоАП, Гражданский кодекс, а также на Уголовный и Трудовой кодексы.

    К подобным методам воздействия прибегают тогда, когда госслужащий пошел на серьезное нарушение, действовал вразрез с инструкциями и причинил вред своими действиями. Также существует и такое понятие, как преступное бездействие – за это тоже предусмотрены определенные меры.

    Существующие виды


    В наши дни сложно встретить четкое толкование понятия ответственности государственного служащего. Очень часто можно наткнуться на довольно-таки вольные трактовки данных терминов, которые могут ввести вас в заблуждение. Но в вышеупомянутом законопроекте есть четкое разграничение видов ответственности:
    • Дисциплинарная;
    • Гражданско-правовая;
    • Административная;
    • Уголовная.

    Особенности дисциплинарной ответственности

    Но обычно людям приходится сталкиваться с таким видом воздействия, как дисциплинарная ответственность. Именно ее всегда подразумевают в таких случаях. Когда у человека неприятности на работе, он всегда опасается именно дисциплинарного наказания, так как именно с этого обычно все и начинается. Виды дисциплинарной ответственности гражданского служащего тоже есть разные, и каждый из этих видов будет рассмотрен.

    Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это способы влияния за соответствующее нарушение, основанные на системе подчинения по долгу службы.

    Подразумевается действия и бездействия, которые не решаются на уголовном уровне, потому все и решается непосредственно на рабочем месте. Но как бы там ни было, речь идет о юридической ответственности государственных служащих, которая существенно влияет на дальнейшую судьбу людей. Так что все это контролируется соответствующими правовыми актами.

    Взыскания

    Обычно в подобных случаях люди сталкиваются с таким термином, как взыскание. Существуют различные виды взысканий, и все они прописаны в действующем законодательстве:
    • Замечание;
    • Выговор;
    • Должностное несоответствие;
    • Освобождение от определенной должности;
    • Увольнение.

    Очень часто возникает путаница с последними двумя пунктами. Когда человека освобождают от его должности, это еще не значит, что он уволен. Госслужащий по-прежнему будет числиться в учреждении и в порядке конкурса сможет претендовать на другой чин. А вот увольнение – это уже билет в один конец.




    В Трудовом кодексе есть свои правила и стандарты, согласно которым нарушитель подвергается наказанию. Рядовой работодатель должен строго следовать всем этим пунктам, но вот дисциплинарная ответственность государственных служащих, именно гражданских госслужащих, лежит в немного другой правовой плоскости. Здесь Трудовой кодекс бесполезен, так как необходимо следовать только вышеупомянутым видам взысканий, зафиксированным в соответствующем Федеральном законе. Также стоит отметить, что за одно дисциплинарное нарушение может быть назначено только одно наказание.

    Особо тяжкие нарушения

    Но какие дисциплинарные нарушения считаются наиболее серьезными? Согласно действующему законодательству, это:

    • Невыполнение положений законодательства и указов Президента РФ;
    • Нарушение или халатность по отношению к законодательству и указам Президента РФ.

    Неудивительно, что действия или бездействие подобного рода очень серьезно наказываются, и одними лишь замечаниями здесь не отделаешься. Очень часто дело доходит до освобождения от занимаемой должности и даже заявления по собственному желанию. Таким образом правительство защищает права и свободы граждан, а именно – реализацию их прав. И если госслужащий не выполняет свои прямые обязанности, ему гарантированно придется отвечать за это.

    Административная ответственность для госслужащих

    Еще один распространенный вид — административная ответственность государственных служащих. Данный тип балансирует между уголовщиной и дисциплинарными наказаниями. Обычно граждане РФ привыкли иметь дело с «административкой» при нарушениях правил дорожного движения, неправильной парковке, курении в неположенных местах и прочих подобных проступках. Но в случае с госслужащими все немного серьезнее.


    Административная ответственность государственных служащих назначается уже не работодателями, а судьями и другими уполномоченными лицами. И подчинение по долгу службы здесь уже не имеет значения – перед КоАП РФ все равны, и госслужащие несут ответственность так же, как и представители других профессий. Другими словами, за административное нарушение полагается административная ответственность согласно установленным нормам. Причем привлечь к ответу могут не только физические лица, но и юридические.

    Различают три метода воздействия:

    1. Административно-предупредительные;
    2. Меры пресечения;
    3. Непосредственно взыскания.

    Простыми словами, в случае нарушения вас ждет:

    • Предупреждение;
    • Денежный штраф;
    • Дисквалификация.

    Что стоит знать

    Штраф может достигать 25 МРОТ, но это касается только физлиц. А вот должностным лицам в случае нарушения придется заплатить до 50 МРОТ. Также существует и минимальная сумма взыскания – символические 0,1 МРОТ.

    Как можно избежать наказания? Наиболее эффективный способ – ничего не нарушать. Ваши поступки не должны нарушать административные законы, ваши указы и решения не должны идти в разрез с правилами, и все ваши прямые обязанности должны быть выполнены.

    Многих людей сбивает с толку формулировка «должностное лицо». Согласно действующему законодательству, это человек, представляющий власть в соответствующих учреждениях. Этот человек наделен соответствующими полномочиями, и по долгу службы занимается организационными вопросами и выдает распоряжения.

    В чем заключается материальная ответственность?


    В случае с гражданско-правовой ответственностью, государственный служащий должен будет возместить причиненные им убытки. Но здесь есть важная поправка – речь идет о потерях, которые понесло само госучреждение, в котором он работает. И даже если нарушитель уволится, по закону он обязан нести ответственность.

    Это не значит, что в случае причинения ущерба гражданину РФ (обычно это тот, кто обратился в государственное учреждение и пострадал от распоряжений госслужащего), данный ущерб не будет возмещен. Возмещение предусмотрено, но уже из государственной казны.

    Как вы уже поняли, речь идет о материальной ответственности. Подобные неприятности могут грозить вам в следующих случаях:

    • Недостаток имущества;
    • Повреждение имущества и неудовлетворительное состояние;
    • Излишние траты, которые были необходимы для восстановления данного имущества.

    Государственного служащего могут привлечь к материальной ответственности в полной или частичной мере – зависит от ситуации.

    Уголовные дела

    Уголовная ответственность – это крайние меры. Госслужащие могут проходить по уголовному делу как наравне с другими гражданами РФ, так и с учетом особенностей своей должности. То есть, если человек занимает определенную должность, его ждет гораздо более серьезное наказание за определенные поступки, нежели рядового гражданина.


    Обычно уголовная ответственность грозит за такие проступки:

    • Превышение полномочий и злоупотребление ими;
    • Непредставление сведений высшим инстанциям;
    • Присвоение полномочий;
    • Незаконное ведение бизнеса;
    • Взяточничество;
    • Подлог;
    • Халатное отношение.

    Как вы могли убедиться, для государственных служащих предусмотрено немало рычагов воздействия. Главное – знать их, чтобы избежать наказания или наоборот, чтобы использовать данную информацию в своих целях.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Федеральное государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    Северо-западная академия государственной службы

    Кафедра административного права

    реферат

    ответственность государственных гражданских служащих

    Научный руководитель

    кандидат юридических наук, доцент

    Соловьева Анна Константиновна

    Санкт-Петербург

    • ВВЕДЕНИЕ 3
    • Глава 1. Понятие ответственности государственного гражданского служащего. Виды ответственности 4
    • Глава 2. Дисциплинарная ответственность 6
      • 2.1 Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания 8
    • Глава 3. Административная ответственность 10
    • Глава 4. Гражданско-правовая, материальная ответственность 15
    • Глава 5. Уголовная ответственность 20
    • Глава 6. Конституционная (политико-социальная) ответственность 22
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
    • ЛИТЕРАТУРА 25
    • ВВЕДЕНИЕ
    • В процессе развития государственности в обществе складываются определенные отношения между людьми и публично-властными органами в виде взаимных прав и обязанностей в сфере государственно-служебной деятельности. Неисполнение такого рода прав и несоблюдение нормативно-установленных отношений в системе государственной власти рассматривается как нарушение интересов государства и общества и влечет за собой социально-политическую ответственность в различных формах ее проявления: в виде политической ответственности, общественной, нравственной (моральной) и юридической. Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. - М., 2005. - С. 398 Правда, о политической, общественной и моральной ответственности можно говорить применительно к лицам, осуществляющим политическую власть, а это уже категория государственных должностей, в структуру государственной службы не входящих. Поэтому для данной работы, темой которой является ответственность государственных гражданских служащих, основным предметом для рассмотрения будет являться юридическая ответственность.
    • В начале работы следует отметить, что нормы права, регулирующие ответственность гражданских служащих, централизованно нигде не представлены, общая масса правовых источников, посвященных этому вопросу, довольно велика. Так основополагающим актом является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который дает ссылки к иным различным законодательным актам, таким, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и др.

    Глава 1. Понятие ответственности государственного гражданского служащего. Виды ответственности

    ответственность государственная гражданская служащий

    Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения, т.е. такие действия (бездействие), которые законодательством признаны запрещенными и вредными. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. - М., 2007. - С. 214

    В законодательстве, регулирующем государственную гражданскую службу, нет пояснений относительно термина «ответственность государственного гражданского служащего», также как и нет четкого определения видов этой ответственности. В пункте 3 статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» приводится перечень видов ответственности, наступающих в случае исполнения служащим неправомерного поручения руководителя: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Именно эти виды ответственности приводятся специалистами по вопросам гражданской службы как основные. Так, В. Д. Граждан в учебнике «Государственная гражданская служба» выделяет четыре вида ответственности гражданского служащего: 1) дисциплинарная; 2) административная; 3) материальная; и 4) уголовная.

    Но некоторые исследователи выдвигают еще один вид ответственности - конституционную ответственность. В отличие от представленных четырех типов, нормы такой ответственности, также как и процедуры применения ее мер в явном виде не прописаны в каких-либо актах, что, однако, не может помешать нам уделить им немного внимания в конце работы.

    Возвращаясь к указанным четырем видам ответственности государственных гражданских служащих, нужно отметить, что все они являются разновидностями юридической ответственности.

    Правовая (юридическая) ответственность гражданского служащего представляет собой сложное многоаспектное явление и наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисциплины, за нарушение законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина и иным установленным законодательством основаниям. Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. - М., 2005. - С. 399

    Рассмотрим выделяемые в научной литературе виды юридической ответственности в их взаимосвязи со статусом государственного служащего, имея в виду, что каждый из них по-своему переплетается с его должностным положением. Особенно ярко это проявляется в сравнении должностного положения гражданского служащего и должностного лица - последнему, как будет показано ниже, свойственно не только наличие большего объема полномочий, но и больший вид ответственности.

    Наиболее распространенной и широко применяемой в силу ее прямой взаимосвязи с должностным статусом гражданского служащего является дисциплинарная ответственность.

    Глава 2. Дисциплинарная ответственность

    Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. - М., 2007. - С. 214 Привлечение к дисциплинарной ответственности существенно затрагивает права государственных служащих и влечет неблагоприятные для них правовые последствия. Поэтому оно строго регламентируется нормативными правовыми актами.

    Основы дисциплинарной ответственности гражданского служащего определяются статьей 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которая имеет соответствующее название - «Дисциплинарные взыскания» В ней указывается, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей (т.е. совершение дисциплинарного проступка), представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    1) замечание;

    2) выговор;

    3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

    4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы - его отличие от следующего пункта - увольнения - в том, что при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе;

    5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

    За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

    Здесь следует отметить, что предусмотренные Трудовым кодексом РФ дисциплинарные взыскания, которые работодатель вправе применить к работникам (статья 192), а именно: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям, на государственных гражданских служащих не распространяются, так как для них установлены вышеуказанные пять (а не три как в Трудовом кодексе РФ) видов дисциплинарных взысканий, закрепленных Федеральным законом о государственной гражданской службе. Последний, кстати, предусматривает возможность временного (но не более, чем на месяц) отстранения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы с сохранением денежного содержания на время проведения служебной проверки (пункт 7 статьи 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

    В соответствии с Указом Президента РФ от 6 июля 1996 г. «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и служащим федеральных и региональных органов исполнительной власти мер дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности, являются: Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. - М., 2005. - С. 402

    а) нарушение федеральных законов, указов Президента РФ;

    б) неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов.

    Чаще всего такие проступки выражаются в нарушении государственными служащими порядка реализации и сроков исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо их искажении.

    Дисциплинарная ответственность гражданских служащих имеет двоякий характер. Она устанавливается, во-первых, на общих основаниях с другими гражданами (например, равенство всех перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.д.), а во-вторых, с учетом специфики профессиональной деятельности (например, этот вид юридической ответственности в армии регулирует Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, в органах охраны общественного порядка - Положение о прохождении государственной службы в органах внутренних дел и т.п.).

    2.1 Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

    Порядок применения дисциплинарных взысканий к государственным служащим и их обжалования устанавливается статьей 58 Федерального закона о государственной гражданской службе, носящей аналогичное название.

    П. 1. ст. 58. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

    П. 2. ст. 58. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Она проводится с целью установления наличия или отсутствия самого факта противоправного деяния государственного служащего; установления вины сотрудника; установления обстоятельств, причин и условий нарушения сотрудником требований законодательства РФ; определения масштабов ущерба.

    П. 3. ст. 58. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

    П. 4 и 5. ст. 58. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Оно не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

    П. 6 и 7. ст. 58. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания акта. Он вправе обжаловать это взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

    П. 8 и 9. ст. 58. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

    Глава 3. Административная ответственность

    Другим видом юридической ответственности гражданского служащего является административная ответственность, которую он несет по общим правилам наравне с остальными гражданами России, как это предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и другими нормативными правовыми актами.

    Административная ответственность - это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. - М., 2007. - С. 227 Административная ответственность является комплексом административных взысканий, налагаемых на гражданских служащих за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами.

    Особенности административной ответственности и отличия от дисциплинарной ответственности: Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба: учебник. - М.: КНОРУС, 2007. - С. 172-173

    1. Административную ответственность могут устанавливать не только органы законодательной власти, но в пределах своей компетенции государственные органы всех ветвей власти.

    2. Если наложение дисциплинарных взысканий осуществляется в порядке служебной подчиненности, то наложение административных наказаний производится должностными лицами исполнительной власти, назначаемых Президентом РФ, и в некоторых случаях судами (судьями).

    3. Административная ответственность по сравнению с дисциплинарной в большей мере формализована, она наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет (достаточно самого факта нарушения).

    4. В отличие от дисциплинарной, административная ответственность распространяется не только на граждан и должностных лиц, но и на предприятия, организации, учреждения (например, в случаях экологических правонарушений).

    5. Административная ответственность отличается от дисциплинарной и мерами воздействия. Все меры административного принуждения обычно делятся на три группы: административно-предупредительные; меры административного пресечения; административные взыскания.

    Таким образом, административная ответственность занимает промежуточное положение между более мягкой дисциплинарной ответственностью и более строгой уголовной ответственностью. Она, как правило, наступает в тех случаях, если конкретные правонарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности.

    В то же время административная ответственность государственного гражданского служащего тесно связана с дисциплинарной ответственностью. Как отмечает В. А. Козбаненко: «Основанием административной ответственности государственных служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок». Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. - М., 2005. - С. 402-403

    Ю. Н. Старилов выделяет как минимум четыре важнейших условия, при которых для должностных лиц государственной службы может наступать административная ответственность: Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. - М., 2005. - С. 403

    1) совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил или правил поведения;

    2) издание приказов (распоряжений) и указаний, которые нарушают положения установленных общеобязательных правил, т. е. не соответствуют им;

    3) невыполнение присущих им обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил поведения или административных процедур;

    4) соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в соответствующих должностных инструкциях.

    В качестве оснований для привлечения к административной ответственности государственных служащих могут выступать специальные составы административных правонарушений, а также нарушений санитарно-эпидемиологического, природоохранного, таможенного, земельного, налогового и иного законодательства, за которые особенной частью КоАП РФ установлена административная ответственность в виде следующих административных наказаний:

    1. предупреждение;

    2. административный штраф;

    3. дисквалификация.

    Здесь у различных авторов возникают расхождения по поводу правомерности употребления дисквалификации в качестве административного наказания для гражданского служащего. Так Ю. Н. Старилов говорит о двух видах административных взысканий: предупреждение и штраф. Но мы согласимся с мнением В. Г. Игнатова, ссылающегося на нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Так, например, в круг физических лиц, которые в соответствии со статьей 3.11 КоАП РФ могут быть подвергнуты дисквалификации в виде лишения права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вполне вписываются и те гражданские служащие, которые в установленном законом порядке делегируются государственными органами в состав управленческих структур (коллегий представителей государства) соответствующих юридических лиц, пакетами акций или определенными долями в уставном капитале которых владеет государство, прямо заинтересованное в эффективности управления ими. Заметим, что КоАП РФ устанавливает возможные сроки дисквалификации, назначаемые судьей, от шести месяцев до трех лет.

    Что касается административного штрафа, то это денежное взыскание не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пяти минимальных размеров оплаты труда для физических лиц, а для должностных лиц - пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (пункт 3 статьи 3.5 КоАП РФ).

    Кстати, статья 2.4 КоАП РФ дает четкое обоснование административной ответственности должностных лиц, к которой они привлекаются в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

    В примечании к этой статье поясняется, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах (это прямо относится к государственным служащим - должностным лицам).

    Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители, состоящие на государственной гражданской службе, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

    Таким образом, Кодекс об административных правонарушениях регулирует исполнение постановлений о наложении административных взысканий. Его соблюдение является гарантией соблюдения прав гражданских служащих, привлекаемых к административной ответственности.

    Глава 4. Гражданско-правовая, материальная ответственность

    Гражданско-правовая (цивилистическая) ответственность государственного служащего выражается в том, что он обязан возместить вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей. Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. - М., 2005. - С. 406

    Причем гражданский служащий обязан возместить причиненный его действиями (бездействием) имущественный вред и после прекращения им государственной службы в установленном законом порядке.

    Обязанность гражданского служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа, если же вред причинен имуществу физического либо юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и предъявлен иск о возмещении, то согласно статье 1069 части второй Гражданского кодекса РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации.

    Кроме того, статьями 1099 и 1100 Гражданского кодекса РФ установлен порядок компенсации также и морального вреда, причиненного гражданину в результате действий (бездействия) государственного служащего в случаях, прямо предусмотренных законом, в том числе, когда:

    Вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

    Вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного наказания в виде ареста;

    Вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

    Применение мер гражданско-правовой ответственности самостоятельно или наряду с мерами дисциплинарной или административной, не освобождает его от обязанности возместить государству причиненный им имущественный вред, т.е. от материальной ответственности. Более того, привлечение государственного гражданского служащего к уголовной или административной ответственности выступает в качестве условия привлечения его и к материальной ответственности.

    Материальная ответственность наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. Наступает либо в административном порядке, либо по суду.

    Согласно Трудовому кодексу, под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества нанимателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя (нанимателя) произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

    Специального нормативного правового акта о материальной ответственности государственных гражданских служащих нет. В настоящее время они несут эту ответственность в таком же порядке, как и лица, к ним не относящиеся, в соответствии с главой 39 Трудового кодекса РФ. Отдельные моменты регулирует также Кодекс об административных правонарушениях РФ.

    Так, статья 4.7 КоАП РФ предусматривает возможность одновременно с назначением административного наказания решить при отсутствии спора вопрос о возмещении имущественного ущерба. При наличии спора этот вопрос разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иным уполномоченным органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением гражданского служащего, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

    По другим вопросам на гражданского служащего в полной мере распространяется действие норм, содержащихся в главе 39 «Материальная ответственность работника» (статьи 238 - 250) Трудового кодекса РФ.

    Государственный гражданский служащий может привлекаться к ограниченной либо полной материальной ответственности на условиях и в порядке, установленных трудовым законодательством.

    Ограниченную материальную ответственность несут гражданские служащие, допустившие по их вине причинение ущерба, в размере непосредственного (прямого) имущественного ущерба, но не свыше среднего месячного денежного заработка (размера оклада месячного денежного содержания).

    Полная материальная ответственность гражданского служащего состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (ст. 243 Трудового кодекса), а именно:

    1) когда на государственного гражданского служащего в соответствии с законом возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный государственному органу при исполнении им служебных обязанностей (письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности заключаются с гражданскими служащими, непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество, в устанавливаемом Правительством РФ порядке;

    2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

    3) умышленного причинения ущерба;

    4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

    5) причинения ущерба в результате его преступных действий, установленных приговором суда;

    6) причинения ущерба в результате административного правонарушения, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

    7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

    8) причинения ущерба не при исполнении гражданским служащим служебных обязанностей.

    Наконец, материальная ответственность в полном размере причиненного государственному органу ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем государственного органа, его заместителем, главным бухгалтером.

    Порядок взыскания ущерба закреплен в статье 248 Трудового кодекса РФ, согласно которой:

    Взыскание с виновного работника (гражданского служащего) суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного денежного содержания, производится по распоряжению работодателя (представителя нанимателя). Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного ущерба.

    Если месячный срок истек или работник (гражданский служащий) не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

    При несоблюдении государственным органом (его руководителем) установленного порядка взыскания ущерба гражданский служащий имеет право обжаловать эти действия в суде.

    Гражданский служащий, виновный в причинении ущерба, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае госслужащий представляет письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения гражданского служащего, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

    С согласия госоргана гражданский служащий может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

    Возмещение ущерба производится независимо от привлечения гражданского служащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб государственному органу.

    Гражданский служащий обязан возместить затраты, понесенные государственным органом при направлении его на обучение за счет бюджетных средств, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении гражданского служащего за счет средств государственного органа (статья 249 Трудового кодекса РФ).

    Глава 5. Уголовная ответственность

    Уголовная ответственность распространяется на государственных гражданских служащих как на общих основаниях (наравне со всеми гражданами), так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с определенными нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Составы уголовных преступлений, непосредственно зависящих от юридического статуса гражданского служащего, закреплены в главе 30 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»: ст. 285 - 293 УК РФ:

    ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»,

    ст. 286 «Превышение должностных полномочий»,

    ст. 287 «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ»,

    ст. 288 «Присвоение полномочий должностного лица»,

    ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»,

    ст. 290 «Получение взятки» и ст. 291 «Дача взятки»,

    ст. 292 «Служебный подлог»,

    ст. 293 «Халатность».

    Помимо указанных в главе 30 УК РФ составов государственные служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности и за такие виды преступлений, как отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ) должностным лицом, если эта информация непосредственно затрагивает права и свободы гражданина, а также в случае предоставления гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан; воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и некоторых других.

    За аналогичные правонарушения, не подпадающие под квалификацию уголовных преступлений, установлена административная ответственность государственных гражданских служащих (с. 538-540 и др. КоАП РФ).

    Как отмечает А. Ф. Ноздрачев, государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими служебных обязанностей подлежит уголовной ответственности. При этом речь идет о деяниях, за которые могут быть уголовно наказаны и недолжностные лица. Однако должностные лица за те же деяния подлежат более строгому наказанию. Это, например, в случае совершения ими преступлений против свободы, чести и достоинства личности на службе (ст. 127 - 130 УК РФ). Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. - М., 2005. - С. 405

    Прямое отношение к уголовной ответственности гражданских служащих имеется такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое в соответствии со статьей 47 УК РФ состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, устанавливаемом на срок от одного года до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

    При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить государственного служащего специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ).

    Глава 6. Конституционная (политико-социальная) ответственность

    Должностные лица государственной гражданской службы становятся субъектами конституционной ответственности, если их деяния (действия либо бездействие) нарушают нормы Конституции РФ, а также если они не исполняют свои конституционные обязанности или же злоупотребляют своими правами.

    Несмотря на недостаточную разработанность и пробелы в законодательстве, не позволяющие говорить о полноценном виде конституционной (политико-социальной) ответственности, можно говорить об этом относительно самостоятельном направлении ответственности гражданских служащих. Так, например, в случае отставки Правительства РФ (при негативной оценке его деятельности Президентом РФ) или же освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти зачастую увольняются и ответственные должностные лица аппарата Правительства РФ, и заместители федеральных министров и иные гражданские служащие, замещающие высшие государственные должности на службе в этих федеральных структурах. Это своего рода проявление опосредованной «солидарной» политико-социальной ответственности элиты государственной гражданской службы.

    Тесно взаимосвязана с конституционной ответственностью государственных гражданских служащих их ответственность за действия либо бездействия, нарушающие права и свободы граждан (можно сказать, гуманитарно-правовая ответственность). Согласно Федеральному закону от 27 апреля 1993 г. (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» ответственность гражданского служащего наступает в связи с его обязанностью соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций, что вытекает из буквы статьи 15 пункта 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    К действиям гражданских служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся их единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения юридически значимых действий (принятия решений), в результате которых нарушаются права и свободы граждан, создаются препятствия к осуществлению ими прав и свобод, незаконно возлагаются на граждан какие-либо обязанности либо они неправомерно привлекаются к ответственности. Такого рода действия (решения) должностных лиц, гражданских служащих, повлекшие за собой вышеуказанные последствия, могут быть обжалованы гражданами в суд, который в случае установления обоснованности жалобы гражданина привлекает к ответственности соответствующее должностное лицо (гражданского служащего).

    Порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определен главой 25 (статьи 254 - 258) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности должностного лица, гражданского служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст.. 258 ГПК РФ). Причем об исполнении решения суда гражданский служащий должен сообщить в суд и гражданину-истцу не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. В случае неисполнения решения суда без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении должностного лица, гражданского служащего меры, предусмотренные Федеральным законом (ст. 206 ГПК РФ).

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение работы можно констатировать, что ответственность государственного гражданского служащего представляет весьма обширное и сложное образование. Само функциональное предназначение государственной службы - быть аппаратом государственного управления и обеспечивать взаимодействие государственных органов и граждан - определяет большое количество общественных отношений, в которые гражданский служащий вступает по долгу службы. Каждое его действие или бездействие по поводу этих отношений несет серьезные юридические последствия для граждан и их различных объединений, что и налагает на него столь тяжелое бремя различных видов ответственности: дисциплинарной, материальной, административной и уголовной.

    В настоящее время становление новой российской государственности нередко тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц и работников федеральных и региональных органов исполнительной власти. Неисполнение или нарушение государственных нормативных актов не только дискредитирует государственную власть, создает условия для коррупции и злоупотреблений, но и нарушает права и свободы граждан, подрывает основы конституционного строя России. Поэтому в последние годы ведется работа по составлению и принятию различных нормативных актов, более тщательно прописывающих правовой статус государственных служащих (включающий в себя и их ответственность), как, например, проектирующийся «Кодекс государственных служащих».

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации № 146-ФЗ от 26 ноября 2001 г. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 384 с.

    2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 в редакции по состоянию на 3 октября 2005 г. - М.: ОМЕГА-Л, 2005. - 318 с.

    3. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.12.2001 в редакции по состоянию на 1 октября 2006 г. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 272 с.

    4. Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г. - ИПС «КонсультантПлюс» - www.consultant.ru

    5. Федеральный закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.) от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 - ИПС «Гарант» - www.garant.ru

    6. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ - www.rg.ru - официальный сайт «Российской газеты» - Федеральный выпуск № 103(3217) от 31 мая 2003 г.

    7. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. - www.rg.ru - официальный сайт «Российской газеты» - Федеральный выпуск № 3539 от 31 июля 2004 г.

    8. Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 512 с.

    9. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба: учебник / В. Д. Граждан. - М.: КНОРУС, 2007. - 496 с.

    10. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2007. - 301 с.

    11. Служебное право (Государственная гражданская служба): Учебное пособие / Общ. ред. Барциц И.Н. - М.: ИКЦ «МарТ», 2007. - 480 с.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие государственного служащего и особенности классификации госслужащих. Источники законодательства о государственной службе. Содержание дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности государственных служащих.

      курсовая работа , добавлен 01.04.2016

      Характеристика пяти видов юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой, уголовной. Обстоятельства привлечения к административной ответственности, виды наказаний, сроки, возраст и особые обстоятельства.

      курсовая работа , добавлен 04.04.2012

      Сущность юридической ответственности, ее признаки, ведущие цели и принципы. Характер и механизмы административной, дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой, материальной ответственности. Нормативное, фактическое, процессуальное их обоснование.

      презентация , добавлен 15.03.2015

      Понятие материальной ответственности государственного служащего. Ее пределы и определение размера ущерба, причиненного государственным служащим. Порядок взыскания ущерба. Полная и коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба.

      курсовая работа , добавлен 07.12.2011

      Понятия и признаки, цели и функции юридической ответственности. Принципы юридической, конституционно-правовой ответственности, их субъекты и основания. Основы гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной, материальной ответственности.

      курсовая работа , добавлен 27.12.2011

      Понятие дисциплины труда как правовой категории. Понятие и виды дисциплинарной ответственности. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий в отношении гражданских служащих в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

      контрольная работа , добавлен 04.09.2013

      Проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функций в системе государственного управления. Наложение дисциплинарной ответственности на государственных гражданских служащих и основные условия ее снятия.

      контрольная работа , добавлен 07.10.2009

      Юридическая ответственность. Особенности, функции и виды гражданско-правовой ответственности. Понятие и состав гражданского правонарушения. Противоправность как условие гражданско-правовой ответственности. Применение гражданско-правовой ответственности.

      реферат , добавлен 07.07.2008

      Система дисциплинарного производства, применяемая к государственным гражданским служащим России. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий. Проблема дисциплинарной ответственности за нарушение правовых запретов в государственной службе.

      дипломная работа , добавлен 24.09.2012

      Понятие и значение трудовой дисциплины. Виды дисциплинарной ответственности. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Особенности привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих. Меры дисциплинарного взыскания.