Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Ответственность за копание с металлоискателем. Где можно копать с металлоискателем по новому закону. Разрешает ли закон кладоискательство в принципе

    Ответственность за копание с металлоискателем. Где можно копать с металлоискателем по новому закону. Разрешает ли закон кладоискательство в принципе

    Есть такая национальная русская забава – искать под толщей земли предметы, которые кто-то когда-то обронил. Этой народной затее наш уголовный кодекс даже название придумал и определил для нее соответствующую статью. Вот так и появился юридический термин — «кладоискательство». Все мы в детстве с увлечением читали приключенческую литературу и знаем, что для того, чтобы найти клад, необходимо иметь карту, лопату и мешок, в который можно будет сложить найденное. В наше время экипировка искателей скрытых под землей сокровищ несколько изменилась – появились специальные технические приспособления с загадочным названием «металлодетекторы». Это устройство реагирует на металлические предметы и передает сигнал о их наличии на наушники. Вид у нынешнего кладоискателя вполне современный – в руках, сверкающий на солнце металлоискатель, на голове дорогие наушники, саперная лопатка в фирменном рюкзаке. Одним словом – есть на что посмотреть и чему позавидовать. Вот только со времен Марка Твена и Жюля Верна, в нашей стране изменились законы, и теперь современные последователи кладоискателей XIX века со всей своей амуницией и найденными артефактами рискуют оказаться за решеткой. Российское уголовное законодательство довольно пристально следит за проведением подобных раскопок, поэтому, отправляясь на поиски клада, стоит тщательно изучить уголовный кодекс и оценить возможные последствия предстоящих приключений. В том, где можно копать с металлоискателем по новому закону, мы сегодня и попытаемся разобраться.

    Как относится российское законодательство к кладоискательству?

    Этот вопрос довольно серьезный и несколько запутанный. В принципе, кладоискательство в нашей стране не запрещено. Можно заниматься этим делом вполне легально и безбоязненно. С другой стороны, ограничительные нормы для любителей поорудовать лопатой таковы, что каждый гражданин, приобретший этот безобидный инструмент и металлодетектор, уже является потенциальным нарушителем закона.

    Для начала разберемся, какие нормы нашего законодательства регулируют этот вопрос. В уголовном кодексе есть статья No243 ч. 2, в которой очень подробно описано, что можно делать, вооружившись металлоискателем, и чего делать нельзя. Так вот эта статья гласит, что если человек не является профессиональным археологом и не имеет специального разрешения на проведение раскопок, то права нарушать девственность культурного слоя государственных земельных угодий, у него нет.

    Теперь давайте поищем информацию о том, что в нашей стране считается культурным слоем. Российское законодательство относит к этому определению почвенный слой, находящийся в земле или на дне водоема, в котором содержатся предметы человеческой жизнедеятельности возрастом не менее ста лет.

    Все четко и конкретно, я вот только не понимаю, как с помощью металлодетектора можно определить возраст металлического предмета. Конечно, идти в ногу с современными технологиями трудно, может быть уже и появились какие-то для этого приспособления.

    Судя по приведенным юридическим трактовкам, поиском кладов в наше время можно заниматься только в местах, где нога человека ступила не ранее 1919 года. По всей видимости, список таких уникальных территорий не столь велик, поэтому рассматриваемый законодательный акт приводит их подробный перечень. Давайте с ним ознакомимся. Итак, заниматься кладоискательством можно:

    • на землях, используемых для сельскохозяйственных нужд, которые регулярно вспахиваются, и культурного слоя не могут содержать по определению;
    • на пляжах общественного пользования, где присутствие предметов человеческой жизнедеятельности столетней давности маловероятно;
    • на иных участках земли, в которых археологами не зафиксировано наличие культурного слоя, относящегося к этому сроку давности.

    По поводу последнего пункта стоит иметь в виду, что в случае, если вам посчастливится стать обладателем артефакта, которому более ста лет, найденного на такой территории, то в соответствии с нашими законодательными нормами, его придется вернуть государству, поскольку все содержимое культурного слоя почвы является его собственностью.

    Какие юридические санкции предусмотрены в отношении лиц, нарушивших закон о кладоискательстве

    Рассматриваемой нами статьей УК РФ (ст. 243 ч.2), предусмотрены довольно серьезные меры наказания за повреждение культурного слоя и за раскопки на территориях, попавших под запрет для этого вида деятельности. Наличие металлодетектора, может в этом случае являться отягчающим обстоятельством. Нарушителям 243-й статьи УК РФ грозят следующие санкции:

    • наложение штрафа в размере 1-го млн. руб.;
    • штраф в размере пятилетних доходов человека, производившего незаконные раскопки;
    • ограничение на занимание определенных должностей, сроком до пяти лет;
    • назначение работ принудительного характера на срок до 5-ти лет;
    • заключение под стражу с ограничением свободы на срок до 6-ти лет.

    В текущем году в России будет отмечаться столетие со дня начала Гражданской войны в нашей стране. Так вот, все, что будет найдено кладоискателями до этой прискорбной даты, сможет подвести их под уголовную статью, все же артефакты, которые относятся к этому и более поздним периодам нашей истории, будет считаться их законным приобретением или находкой.

    У людей, которые заражены манией поиска скрытых сокровищ, теперь будет возможность подумать и определиться, где можно копать с металлоискателем по новому закону, а где этого делать не стоит. Поверьте, что потерянная сто лет назад лошадью подкова, которую вы найдете с помощью этого приспособления и прибьете над входными дверями вашего дома, может стать поводом для вашего ареста и привлечь на вашу голову еще массу неприятностей. Так что будьте осторожны.

    В последнее время мы получаем много вопросов о законности использования металлоискателей . Нас спрашивают о запрете на металлодетекторы, о штрафах и наказаниях за их использование. Десятки тысяч людей по всей России пребывают в недоумении после некоторых нововведений в закон. В чём суть новых поправок в законодательстве? Чем вы рискуете, выходя с металлоискателем в поле, в лес, исследуя заброшенную деревню? Чтобы разрешить этот вопрос, наша компания обратилась в юридический центр. Ниже мы приводим официальное юридическое заключение по поводу закона о металлоискателях .

    Правовое юридическое заключение по поводу закона о металлоискателях

    В настоящее время действующим законодательством предусмотрены следующие санкции по использованию металлоискателей:

    Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» были внесены изменения и действуют нормы следующего содержания:

    Статья 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения.

    • 1. Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.
    • 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц - от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.
    • 3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.
    • Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    Комментарий

    Важным моментом в данной статье является то, что для привлечения к ответственности необходимо наличие прямого умысла.
    Если нет умысла вести археологическую разведку или раскопки, то к ответственности по данной статье привлечь нельзя.
    Поиск и (или) изъятие предметов из земли не является умыслом вести археологическую разведку или раскопки.
    Необходимо доказать, что ведется именно археологическая разведка, а не производится поиск монеток времен СССР с помощью металлоискателя и лопаты.

    Статья 243.2 Уголовного кодекса РФ. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания.

    • 1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
    • 2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
    • 3. Те же деяния, совершенные:

    а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;
    б) лицом с использованием своего служебного положения;
    в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
    наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Примечания

    • 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
    • 2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    Комментарий

    Важным моментом в данной статье является то, что поиск и (или) изъятие археологических предметов должен повлечь повреждение или уничтожение культурного слоя.
    В примечании 1 дается расшифровка, что является культурным слоем.
    Культурный слой - слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает 100 лет, включающий археологические предметы.

    Если ведется поиск и изъятие предметов на лугу или пашне, не являющимся зарегистрированным или выявленным археологическим объектом, и ищем и (или) изымаем только предметы, которым менее 100 лет, то законодательство не нарушается, так как не нарушается культурный слой.

    Статья 243 Уголовного кодекса РФ. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

    • 1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей - наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
    • 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, - наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    guduna | 1.04.2019 15:04

    Законом установлен порядок и правила выдачи открытого листа, мы его вкратце приведем здесь.

    Но, на наш взгляд, самым тяжелым для получения разрешения (открытого листа) на проведения раскопок является выполнение данных трех пунктов.

    1. Государтсву необходимо предоставить научное обоснование полевых работ. То есть почему вы решили, что тут нужно копать. Это обоснование может выглядеть например так: «Из архивных записей про историю Поволжья и карт 1865 года, я выяснил, что в данном месте распологалась кузница, которая славилась на весь регион своими новшествами и неординарными техническими решениями того времени. Целью раскопок в данном месте является обнаружение предметов производства этой кузницы и донесение до общественности новой информации про историю в данном направлении.»

    2. Второй пункт это то, что у вас должно быть высшее образование по специальности «история», «музейное дело и охрана памятников». Тут как мы понимаем большая часть любителей копа уже не попадают под критерии.

    3. Ну и третье — уже существующее археологоческое сообщество должно походатайствовать за вас у Министертсва культуры о выдаче разрешения. И с этим сообществом вы должны состоять в трудовых отношениях, то есть работать у них или выполнять для них какие-то функции.

    Плюс этот открытый лист выдается на определенный период и дает право заниматься копом на определенной территории. Если вы захотите на законных основниях покопать еще в каком-либо месте то данное разрешение нужно будет получать еще раз.

    Ниже приведу основные пункты правил получения открытого листа.

    Открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (далее — Академия) о целесообразности проведения археологических полевых работ.

    Для получения открытого листа физические лица (далее — заявители) представляют в Министерство культуры Российской Федерации заявление о выдаче открытого листа (далее — заявление) по форме согласно приложению.

    К заявлению прилагаются следующие документы:

    а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи, объем их проведения и методы исследования;

    б) ходатайство юридического лица, уставными целями деятельности которого являются проведение археологических полевых работ, и (или) осуществление связанных с ними научных исследований, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности (далее — работодатель), с которым заявитель состоит в трудовых отношениях, о выдаче заявителю открытого листа;

    в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем;

    г) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;

    д) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» или послевузовского профессионального образования в аспирантуре (подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) по указанным специальностям, а также по специальности «археология»;

    е) сведения о ранее выданных заявителю открытых листах;

    ж) справка, подтверждающая принятие Академией научных отчетов о проведении заявителем археологических полевых работ на основании ранее выданных открытых листов, а в случае получения открытого листа впервые — справка Академии, подтверждающая непосредственное участие заявителя в проведении археологических полевых работ в составе археологической экспедиции, а также в подготовке научного отчета;

    з) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа (полное и краткое наименование организации, место нахождения и фактический адрес организации, телефон или в случае, если заказчик является физическим лицом, его фамилия, имя и (при наличии) отчество, данные документа, удостоверяющего личность, телефон);

    и) копии документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, — плана работ работодателя, проводящего плановые научно-исследовательские работы, договора (оферты) о проведении спасательных археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа.

    Министерство культуры Российской Федерации при поступлении заявления и прилагаемых к нему в соответствии с настоящими Правилами документов (далее — документы) проводит проверку их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

    После принятия заявления и документов Министерство культуры Российской Федерации проводит проверку:

    а) полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в заявлении и документах;
    б) соответствия документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, законодательству Российской Федерации.

    10.12.2018

    Закон о металлоискателях. Как не нарушить?

    Вы решились купить металлоискатель. Отлично, приборный поиск - это то хобби, которое дарит множество положительных эмоций. Остается выяснить последний вопрос: «Какие существуют законодательные ограничения на поиск кладов с металлоискателем?»


    Пугающие в СМИ заголовки, что где-то задержали копателей, могут оттолкнуть от идеи покупки детектора. Но давайте разберемся, как не нарушить закон, копая с металлоискателем.

    Законы о кладоискательстве

    В России деятельность копателей регламентирует закон №245-ФЗ от 23.07.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». Новый закон появился на основе закона N 4804-1 от 15 апреля 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Рассмотрим сначала точные определения понятий, приводимые в новом законе.


    Культурный слой - слой, несущий следы деятельности человека старше 100 лет, включающий археологические артефакты.


    Археологические предметы - движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.


    Специальные технические средства - средства, позволяющие обнаружить археологические предметы (металлодетекторы, радары, магнитные приборы).

    Суть закона о кладоискательстве

    Мы не будем дословно приводить текст закона, многие пункты не касаются деятельности копателей. Они устанавливают требования к строителям, археологам в отношении памятников культуры и истории.


    Приведём лишь те нововведения, которые важны для нас:

    Все предметы археологии, изъятые из земли, принадлежат государству.


    В законе более подробно раскрыто значение «Археологические объекты». Под этим словом подразумеваются: городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.


    В закон добавлена статья 242.2 (Незаконный поиск и изъятие археологических предметов из мест залегания). Статья устанавливает уголовную ответственность за поиск на объектах археологии. Обобщенно, наказания можно показать, используя таблицу:



    Статья 8 данного закона запрещает отчуждать предметы археологии (за исключением случаев передачи государству). За нарушение грозит штраф до 5000 рублей.

    Пояснение закона

    Как видим, закон ужесточил наказание за незаконные изыскания и оборот предметов.

    Из текста закона ясно, что предметы археологии определены возрастом в 100 лет. Уже этот момент позволяет вести поиск предметов в местах, где люди жили только последний век. Закон не запрещает использование, покупку, продажу металлоискателей и не требует специальной лицензии. Запрет на использование установлен лишь в отношении памятников археологии.

    Можно ли искать с металлоискателем военные реликвии?

    Вести поиски можно на местах, имеющих следы ВОВ. Не запрещено искать деньги, жетоны, пуговицы, предметы быта и др., относящиеся к этому периоду. Но помните, что хранение взрывоопасных предметов и оружия регулируется статьей 222 УК РФ, по которой «незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, …, взрывчатых веществ или взрывных устройств» грозит лишением свободы на 4 года. При случайном обнаружении «эха войны» нужно незамедлительно сообщить в соответствующие органы с указанием точных координат.

    Можно ли искать с металлоискателем на пляже?

    Вести поиск можно и на пляжах, но только на муниципальных. На частных пляжах нужно получить разрешение собственника, желательно, в письменной форме.


    Если не уверены, принадлежит этот пляж государству или частному лицу, то лучше спросите у кого-то из местных.


    Итак, мы выяснили, что поиск в местах, не относящихся к местам археологии разрешен.

    Можно ли искать с металлоискателем предметы старше 100 лет?

    Ещё раз обратим внимание, что изъятие предметов старше 100 лет из земли запрещено, но закон не даёт пояснения на следующие парадоксы. Почему «потеряшки» обычного крестьянина и украшения скифского воина приравнивают к одному и тому же понятию «предметы археологии»?

    По закону, сельхоз техника, распахивающая поля, нарушает культурный слой, если в нем присутствуют предметы старше 100 лет?

    По сути, закон не изменил проблему разорения археологических объектов, а лишь поставил в неловкое положение законопослушных граждан. Доказать причастность к разрушению культурного слоя почти невозможно, если только не поймали на месте.

    Если же к вам на копе приближается полицейский, то объясните, что потеряли ключи от машины или копаете металлолом.

    А если вы ещё волнуетесь, что на хуторе 19 века искать опасно, то предлагаем вам следующие действия. Найдя очередную имперскую монетку, принесите её в ближайший краеведческий музей и сообщите, что случайно обнаружили на месте старой деревни николаевскую копейку.

    Сообщите точные координаты и наблюдайте, как «быстро» на место выедут археологи, чтобы зафиксировать ценную для истории находку и провести археологические раскопки. А если серьезно, то сами понимаете, как на вас посмотрят…

    Вывод

    Давайте попробуем подвести итоги и ответить на вопрос, как не нарушить закон с металлоискателем:

    • Не копайте на объектах археологии.
    • Не тащите домой найденные оружия и взрывоопасные предметы.
    • Старайтесь искать подальше от дорог.
    • Не ищите на частной собственности без разрешения собственника.
    • Не оставляйте за собой «лунный пейзаж».

    Соблюдая эти правила, вы в 99.9% случаев обезопасите себя от проблем с законом.

    234

    "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ)

    От 30.11.1994 N 51-ФЗ

    (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

    (действующая редакция от 23.05.2015)

    Статья 227. Находка

    1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

    Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

    2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

    3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

    (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

    Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

    4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

    Статья 228. Приобретение права собственности на находку

    1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

    (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

    2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

    Статья 233. Клад

    1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

    2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада.

    Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

    3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ

    ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

    К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

    Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

    (часть вторая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

    (часть третья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    (часть четвертая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

    Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

    (в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

    (часть шестая введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УК РФ)

    От 13.06.1996 N 63-ФЗ

    (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

    Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -

    Наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, -

    Наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Статья 243.1. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

    Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -

    Наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.

    Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

    (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, -

    Наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, -

    Наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    3. Те же деяния, совершенные:

    А) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

    Б) лицом с использованием своего служебного положения;

    В) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

    Наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    Статья 7.15 КоАП РФ Проведение археологических полевых работ без разрешения

    1. Проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), -

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

    (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (часть 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 96-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    (примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    КоАП РФ, Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов

    (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

    P.S. Законы о кладоискательстве по состоянию на 2019 год.