Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Панфиловцы. Подвиг героев-панфиловцев в годы Великой Отечественной войны

      Панфиловцы. Подвиг героев-панфиловцев в годы Великой Отечественной войны

    16 ноября 1941 года войска вермахта перешли ко второй - решающей - стадии наступления на Москву. Они находились примерно в 80 км от столицы - еще в октябре были взяты Калуга, Можайск и подмосковный Боровск. Для решающего наступления на Москву была развернута 51-я дивизия - эти части должны были разбить фланги советской обороны и окружить город. Под Волоколамском 16 ноября перешла в наступление 2-я танковая дивизия немецкой группы армий «Центр». На пути у нее оказался разъезд Дубосеково, который защищали бойцы 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии, которая очень скоро станет известна как панфиловская.

    В этот день бойцы дивизии примут бой, который положит начало истории 28 героев-панфиловцев - впервые описанная на страницах «Красной Звезды», их история впоследствии не раз сыграет свою роль в подъеме боевого духа солдат. В том числе в дни немецкого наступления под Сталинградом. Позднее часть информации, сообщенной журналистами «Красной Звезды» в своей передовице, будет оспорена, а история о подвиге 28 героев-панфиловцев станет одним из самых обсуждаемых эпизодов Великой Отечественной войны. Однако сколько бы ни велись споры вокруг первых публикаций, поставить под сомнение сам факт подвига бойцов-панфиловцев в бою у разъезда Дубосеково - нельзя. Можно лишь предположить, что героев в тот день могло оказаться много больше известных 28.

    Решающий удар

    В конце октября был завершен второй этап немецкого наступления на Москву - советские части были разбиты под Вязьмой, немцы вышли к Москве, 15 октября столица была объявлена на осадном положении, 7 ноября на Красной площади состоялся военный парад, который по своей значимости был приравнен к военной операции, - большая часть соединений прямо с площади ушла на фронт. Немцы к тому моменту находились на расстоянии 80–100 км от Москвы, бои велись на ближних подступах к столице.

    После небольшой передышки вермахт вновь перешел в наступление 15, 16 и 17 ноября, чтобы прорваться к Москве и закончить кампанию до конца 1941 года. Двумя ударами - на Клин–Рогачево и Тулу–Каширу - планировалось рассечь фланги советской обороны. Москву обороняли резервные части, дивизии, уже измотанные в боях, и сводные соединения выпускников военных училищ - в это же время к столице для планировавшегося в начале декабря контрнаступления уже стягивались новые резервы. Но бросить их в бой до начала контрнаступления командование не могло.

    16 ноября немецкая 2-я танковая дивизия перешла в наступление под Волоколамском, чтобы расчистить путь для намеченного на 18 ноября наступления 5-го армейского корпуса. Одним из первых на ее пути оказался разъезд Дубосеково, который обороняла растянутая почти на 20 км, только оправившаяся от боев 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Ивана Панфилова.

    Очерк «Красной Звезды»

    27 ноября 1941 года в газете «Красная Звезда» появился очерк военного корреспондента Коротеева, в котором рассказывалось о подвиге бойцов, принявших бой у разъезда Дубосеково: погибших, но не пропустивших немцев к Москве. На следующий день, 28 ноября, в газете им была посвящена передовица «Завещание 28 павших героев», написанная литературным секретарем газеты Кривицким - впервые в печати было упомянуто, что речь идет о панфиловцах и указано их число - 28 человек. Однако фамилий погибших бойцов названо не было. Они были указаны в очерке Кривицкого «О 28 павших героях», опубликованном «Красной Звездой» 22 января 1942 года - к этому моменту войска Калининского фронта после ряда одержанных в начале месяца успехов остановились подо Ржевом, столкнувшись с ожесточенным сопротивлением немецких частей. Упорные, кровопролитные и изматывающие бои здесь продлятся до марта следующего года.

    По сведениям журналистов, после начала наступления немецких войск 16 ноября бойцы 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка в течение четырех часов вели бой с вражескими танками, уничтожив при этом 18 машин. Все они погибли. Именно благодаря этим публикациям получила широкую известность фраза погибшего в тот день политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва». После публикаций в «Красной Звезде» все 28 человек были представлены к званию Героя Советского Союза, об их подвиге была издана книга. По воспоминаниям многих фронтовиков подвиг 28 бойцов сыграл «исключительную мобилизующую» роль в целом ряде крупных сражений Великой Отечественной - включая Сталинград и Курскую дугу.

    Неожиданный арест

    Однако уже после войны, в 1948 году, в Харьковской области был арестован попавший во время войны в немецкий плен бывший военнослужащий Добробабин. В ходе ареста при нем была обнаружена книга, в которой описывался подвиг панфиловцев и, в частности, указывалось и его имя как одного из погибших участников боя. По инициативе Главной военной прокуратуры СССР было проведено расследование, в ходе которого выяснилось, что еще несколько человек, считавшихся погибшими в бою у разъезда Дубосеково, на самом деле выжили, а описание столкновения, приведенное журналистами, не имеет прямых документальных подтверждений - при этом сам факт боя под сомнение не ставился.

    Кривицкий и Коротеев, авторы материалов в «Красной Звезде», в ходе проверки сначала заявили, что основывались только на устных рассказах однополчан погибших и своих коллег, военных корреспондентов, но ни с кем, кто мог наверняка знать о подробностях боя, знакомы не были. Позднее Кривицкий заявил, что был вынужден дать эти показания под давлением. Военная прокуратура заключила, что история в том виде, в каком она была представлена в «Красной Звезде», является художественным вымыслом журналистов - однако как именно в тот день бойцы панфиловской дивизии остановили наступление немецких танков, еще предстояло установить.

    «Героями были тысячи»

    Сам факт ведения тяжелых оборонительных боев на участке обороны 4-й роты во время немецкого наступления на Москву ни до, ни после этой проверки под сомнение не ставился. Напротив, история бойцов панфиловской дивизии - редкий случай, когда число героев могло только увеличиваться.

    Так, многие из тех, кто в тот или иной момент оспаривали общеизвестную версию описания подвига панфиловцев, указывали на то, что журналисты недооценили мужество других бойцов того же соединения.

    «Массовый героизм, проявленный у разъезда Дубосеково, подменен стойкостью лишь «группы» или «взвода». Существование такого подразделения документы военных архивов не подтверждают. Они свидетельствуют об ином - героями были тысячи», - отмечает исследователь подвига генерал-майор в отставке Василий Максимович Малкин.

    Тем не менее в бою 16 ноября, если верить воспоминаниям участников, именно та самая, 4-я рота, которой, согласно материалам «Красной Звезды», принадлежали бойцы, действительно приняла на себя наибольший удар. Об этом в том числе заявил полковник Илья Васильевич Капров, командовавший 1075-м полком в дни немецкого наступления под Москвой. Однако, по его словам, рота к началу боя была укомплектована полностью, а значит, навстречу смерти пошли более чем 28 бойцов.

    «В бою больше всех пострадала 4-я рота Гундиловича. Уцелело всего 20–25 человек во главе с ротным из 140 человек. Остальные роты пострадали меньше. В 4-й стрелковой роте погибло больше 100 человек. Рота дралась героически», - вспоминал позднее полковник Илья Васильевич Капров.

    «Отступать некуда»

    Когда прокуратура после войны начала проверку сведений, указанных в «Красной Звезде», литературный секретарь газеты Кривицкий заявил, что вошедшая в историю фраза «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва» не имеет документального подтверждения и является плодом его художественного вымысла.

    Однако целый ряд свидетелей - включая бойцов панфиловской дивизии - и документальных источников (в первую очередь писем, адресованных жене) подтверждают, что вошедшая в историю фраза или, по крайней мере, очень ей созвучная в тот день политруком Клочковым, скорее всего, действительно была произнесена.

    30-летний Василий Клочков, осенью 1941 года неоднократно писавший родным об особом чувстве ответственности за Москву и обращавшийся к бойцам с похожими словами со страниц дивизионной газеты, оказался среди тех героев первых публикаций о подвиге панфиловцев, чья гибель в бою с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года не подвергалась сомнению никогда. Его тело после боя было опознано бойцами дивизии и предано земле местными жителями. Как и остальные, он был награжден званием Героя Советского Союза посмертно.

    У деревни Крюково

    И как бы ни сложилась на самом деле история панфиловских бойцов - было ли их 28, 100 или тысячи, - именно силами в том числе измотанной в боях панфиловской дивизии к 20 ноября на Волоколамском направлении было остановлено наступление двух танковых и одной пехотной дивизии вермахта.

    Бойцы знаменитой 4-й роты и их однополчане вмешались в планы командующего наступавшей на Москву группой армий «Центр» Фон Бока. Столкнувшись с их упорным сопротивлением, он вынужден был перебросить всю 4-ю танковую группу на Ленинградское шоссе. Где, по иронии фронтовой судьбы, в районе деревни Крюково ее части вновь встретились с оттянутыми в этом направлении силами панфиловской дивизии и ее 4-й роты. Наступление в районе Крюково советскими войсками было остановлено.

    Всероссийская государственная (!) телевизионная и радиовещательная компания с радостью, как будто нашла потерянный пенсионеркой кошелёк, сообщила об очередном разоблачении советских мифов. На этот раз выяснилось, что подвиг 28 героев-панфиловцев был выдуман советскими журналистами. Новость тут же подхватили, разнесли по всему интернету и принялись смачно обсуждать. В общем, у некоторых ребят сегодня очередной праздник.

    А дело всё в том, что Государственный архив России опубликовал справку-доклад о подвиге 28 героев-панфиловцев. Доклад подготовлен Главным военным прокурором ВС СССР генералом-лейтенантом юстиции Н. Афанасьевым 10 мая 1948 г. Почему понадобилось публиковать этот доклад именно сейчас, ещё предстоит выяснить. А пока просто полюбопытствуем, что же содержится в докладе и зачем вообще понадобилась такая справка.

    Оказывается, началось всё с того, что в 1947 г. за измену Родине был арестован некто И.Е. Добробабин. Выяснилось, что гр. Добробабин участвовал в боях в районе Дубосеково, за что был награждён звездой Героя Советского Союза и где сдался в плен немцам.

    Далее выяснилось, что кроме Добробабина в живых из 28 погибших героев-панфиловцев остались ещё несколько человек, в связи с чем и решено было организовать проверку обстоятельств того знаменитого боя. В результате проверки оказалось, что впервые о бое гвардейцев дивизии им. Панфилова сообщалось в газете «Красная Звезда» от 27 ноября 1941 г. При этом в статье журналиста Коротеева говорилось, что все панфиловцы-участники боя погибли и что из пятидесяти четырёх немецких танков были уничтожены восемнадцать. На следующий день, то есть 28 ноября, в «Красной Звезде» появилась передовица литературного секретаря газеты Кривицкого под названием «Завещание 28 павших героев». Кривицкий писал, что бойцов было двадцать девять, но один из них сдался в плен, и был застрелен товарищами. Остальные двадцать восемь «погибли, но не пропустили врага». Позднее, уже в январе 1942 г., Кривицкий снова вернулся к этой теме, и «Красная Звезда» подробно рассказала о бое, о переживаниях бойцов, названных при этом поименно. И в июле 1942 г. всем перечисленным бойцам были присвоены звания Героев Советского Союза.

    Далее в справке-докладе говорится, что все художественные произведения, посвящённые 28 героям-панфиловцам, основаны на статьях «Красной Звезды». Тайны, кстати, из этого никто и не делал. Так, Н. Тихонов, автор поэмы «Слово о 28 гвардейцах» сообщал, что основывался исключительно на статье Кривицкого и что других материалов у него не было.

    А что же происходило на самом деле близ Дубосеково? Был ли подвиг? Или, может быть, немцы не рассматривали Москву в бинокли, а советский солдат не отстоял свою столицу, и как-то так, незаметно для всех Москву сдали Гитлеру?

    Главное политическое управление РККА провело в 1942 г. свою проверку обстоятельств того боя, и вот, что было установлено. 4 рота 1075 стрелкового полка занимала оборону Нелидово - Дубосеково - Петелино. В результате боёв с наступающим противником полк понёс большие потери и отошёл на новый оборонительный рубеж. «Легенда о 28 героически сражавшихся и погибших героях началась статьёй О. Огнева ("Казахстанская Правда" от 2.4.42.), а затем статьями Кривицкого и других».

    Как видим, ошибаются все, даже Главпуркка: статья Кривицкого появилась много раньше статьи Огнева.

    Были опрошены и местные жители, показавшие, что бой панфиловской дивизии у села Нелидово и разъезда Дубосеково состоялся, немцы в результате этого боя были отбиты, а политрук Клочков действительно погиб в этом бою.

    Коротеев, впервые написавший о 28 героях, поведал, что о героических боях под Москвой, в частности, о бое одной роты с немецкими танками, ему рассказал комиссар панфиловской дивизии Егоров. Комиссар порекомендовал ему ознакомиться с политдонесением и написать об этом бое. «В полидонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника» , о том, что рота стояла насмерть, и что два человека сдались в плен. Но ни фамилии бойцов, ни их число не назывались. Когда же готовилась публикация в газете, журналисты решили исходить из того, что в роте на тот момент было человек тридцать-сорок, минус два предателя. Так и появились 28 героев-панфиловцев.

    Что же касается самих военных и командования 1075 стрелкового полка, то командир полка И.В. Капров показал буквально следующее: «Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. не было - это сплошной вымысел». И далее: «...В этот день у разъезда Дубосеково, в составе 2-го батальона дралась 4-я рота и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах...»

    Что же получается? Была панфиловская дивизия? Была. Приняла бой у разъезда Дубосеково? Приняла. Отбила немцев? Отбила. Подвиг это или... так себе? Пожалуй, что всё-таки подвиг. Так в чём же ложь? Оказывается, в цифре 28. Но, простите, государственный телеканал сообщил: «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов, подтвердили в Госархиве России. Рассекречен документ, автор которого - главный военный прокурор СССР Николай Афанасьев. Еще в 48-м он доложил Андрею Жданову, что история о героизме 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова выдумана». Целиком и полностью - это значит, что не было ни дивизии, ни подвига. Однако в опубликованных документах ничего похожего не значится. Из документов следует, что героев было не 28, а значительно больше. Всё остальное опровергнуть не получилось. Выходит, что число героев выросло, а подвиг оказался вымыслом? То есть подвиг засчитывается только при числе героев равном двадцати восьми?

    Нет. Просто это не подвиг панфиловцев - вымысел советских журналистов, а разоблачение подвига панфиловцев - «целиком и полностью» вымысел журналистов России, а точнее - ВГТРК. Другими словами, в год семидесятилетия Победы Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания взяла на себя роль фальсификатора и очернителя. А если ещё более узко, то государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения.

    Конечно, любой народ и любое государство имеют свои мифы. Миф формирует отношение человека к окружающему миру, объясняет этот мир и придает ему смысл. При этом миф - это вовсе не обязательно выдумка. Исследователь мифа, философ А.М. Пятигорский определял миф как историю о «не-обыкновенной» личности с «не-обыкновенным поведением». Миф никогда не создается нарочно, он всегда рядом с человеком. Все, чем человек окружает себя и есть миф, поскольку все вещи всегда нагружены смыслом.

    Подвиг панфиловцев - это тоже миф, потому что это и есть история о необыкновенных людях и необыкновенном поведении. Но это не значит, что подвига не было, что он - выдумка. Этот подвиг иллюстрирует народный героизм и отношение людей к войне и противнику. И неважно, говорил или нет Клочков свои знаменитые слова. Слова Клочкова-Кривицкого в любом случае объясняют действия тех, кто погибал под вражескими танками.

    Суть происходившего семьдесят лет назад не в том, кто что сказал, дралась ли четвёртая или пятая рота и где сколько было человек - двадцать восемь или тридцать пять. И если у разъезда Дубосеково погибло не двадцать восемь советских солдат, а шесть или сто пятьдесят три, это ровным счётом ничего не изменит и ни на что не повлияет. «28» стали символом. Как Брестская крепость, как моряки-черноморцы. Эти символы обозначают стойкость и верность долгу; за ними стоят люди, которые умирают, но не сдаются. Оспаривать эти символы не просто кощунственно, но и так же нелепо, как пытаться выяснить: правда ли, что «нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» и «в живых осталось только семеро молодых солдат»? Жил ли Серёжка на Малой Бронной, а Витька на Моховой?

    Ну давайте отныне будем говорить не «28 героев-панфиловцев», а «128 героев-панфиловцев». Легче нам от этого станет? Перестанем мы себя чувствовать обманутыми тоталитарным режимом?

    Во время военных действий, во время любого хаоса вполне естественны путаница и неразбериха. Иногда сложно получить точные данные и тогда приходится довольствоваться примерными. Журналист Коротеев и редактор «Красной Звезды» генерал-майор Ортенберг остановились на двадцати восьми бойцах. Ну и что?

    В том, что подвиг был, нет никаких сомнений, и никто опровергнуть этого не смог. Пусть даже советские журналисты навязали на этот подвиг розовый бантик, пусть назвали неточное число сражавшихся и погибших, но суть происходившего никоим образом не пошатнулась. И утверждать на этом основании, что «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов» значит попросту расписаться не то в профнепригодности, не то в ангажированности. А может, и в том, и в другом единовременно.

    Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

    Другие способы помощи

    Комментариев 22

    Комментарии

    22. Лебядкин : Re: Так был ли подвиг?..
    2015-07-25 в 10:56

    Иогу лично засвидетельствовать то, что случацно стало известно мне. Панфиловская дивизия - была, и часть её приняла бой, ибо приказ об отступлении на заранее подготовленные позиции дивизия то ли не получила своевременно, то ли не "захотела отступать". Это мне извастно ещё с 80-х годов прошого века от тогда ещё живого участника обороны Москвы.
    То есть - повторю - дивизия такая была, и её часть сражалась под Дубосеково. Это - истина. Остальное - в деталях - мне неведомо.

    21. Владимир Петрович : Re: Так был ли подвиг?..
    2015-07-24 в 14:37

    В чем истинная цель тех, кто под видом установления истины развенчивает былины о подвигах наших солдат. Я не случайно обозначил их как былины, потому что в каждом таком событии совершенно логично могут присутствовать неточности и это совершенно не подрывает доверие к первичной информации. Военный репортер был впечатлен событиями благодаря которым горстка людей остановила мощный моторизованный кулак направленный на Москву. Многое ли он мог выяснить тогда, в условиях продолжающегося боевого взаимодействия? О какой точности может идти речь? Зачем ловить кого-то на слове? Все мы знаем подвиг был, пусть не двадцать восемь (пусть больше или меньше) пусть умело или не очень, но эти люди остановили фашистскую машину под Москвой. Честь им и хвала. А копаться в телах и судьбах людей что бы уличить неточности- грязное и недостойное дело. Так вот все же о том, кому и для чего это надо. Это надо обслуживающим иностранные интересы либералам, нужно им это для того чтобы понизить возможную самооценку Россиян. Заставить их усомниться и разувериться в величии побед и свершений которые совершили наши деды. Делается это последовательно и неуклонно. Делается с высоких ученых трибун. И вот уже только кислой ухмылки удостаиваются те кто вспоминает ледовое побоище, Святой князь позиционируется как бандит и рэкетир. Это реально происходит в нашей науки, потому, что мы не смотрим- кому мы доверяем. Кому мы доверяем нашу память и нашу историю, нельзя быть в этом вопросе простодушным.

    20. Олег Московский : Русскому сталинисту, на 17
    2015-07-24 в 09:05

    //А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).//

    Совершенно согласен. Например кантата Сергея Прокофьева "Александр Невский" вошла в современный репертуар самых известных мировых симфонических оркестров! Причем в исполнении итальянского симфонического оркестра сопровождается кадрами из этого великого фильма с субтитрами. А сколько таких шедевров нам подарила сталинская эпоха в искусстве? И не сосчитать. А что сейчас? Полная творческая импотенция современных "деятелей культуры". Причем именно Сталин повернул искусство лицом к народу, сделал его патриотическим по содержанию, безжалостно избавился от либерально-иудейского духа и антирусской направленности, характерной для ленинского этапа. И что мы видим на экранах сейчас? Тот же самый либерально-иудейский дух и русофобию. Какова эпоха, таково и искусство.

    19. Алёша :
    2015-07-24 в 04:22

    Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет - это сильно!


    "28 панфиловцев" - станет вторым. И пока на этом видимо всё. Фильм о Евпатии Коловрате - очер. комикс а-ля Голливуд. С Пересветом видимо всё заглохло ибо ни слуху, ни духу.

    18. Коротков А. В. : Ответ на 17., Русский Сталинист:
    2015-07-23 в 23:02

    сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).


    Кстати, прошла новость, что его отреставрировали (наконец-то!), и покажут на Венецианском фестивале.

    Надеюсь, выпустят полученный результат и на носителях. И хорошо бы не испорченный (с оригинальными титрами и фонограммой) вариант.

    17. Русский Сталинист : Ответ на 16., Туляк:
    2015-07-23 в 20:50

    Абсолютно верно.
    С начала 30-х годов Советская Власть (т.е. лично Сталин) взяла твёрдый курс на возрождение Русской Истории, о чём Вы справедливо написали, приведя массу конкретных примеров из всех сфер искусства и культуры. Отрицать такие факты невозможно, только лишь забалтывать.
    Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет- это сильно!
    А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).

    16. Туляк : Ответ на 11., Сергей Владимирович:
    2015-07-23 в 19:49

    Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней.

    Тут я с Вами решительно не соглашусь! И в школе учили этому и фильмы есть и про А.Невского и про Суворова и про Ушакова и про Нахимова и про Минина и Пожарского и про Петра Первого и про Ивана Грозного и про Михайло Ломоносова и про Ярослава Мудрого и про Вс Руднева и крейсер "Варяг" и про Емельяна Пугачёва и про Андреева, создателя Русского Ансамбля Русской Балалайки и про Пятницкого с его знаменитым на весь мир Русским Народным Хором и многих прочих и прочих других исторических личностях ДО советской эпохи! А уж про ВОВ фильмов просто не счесть! А сколько фильмов, стихов, песен было сложено про простого Человека Труда! Вы не найдёте НИ ОДНОЙ профессии, про которую не было бы снято, хотя бы одного фильма, не сложено стихов, песен, не написано кртин и т.д. и т.п...... И тысячи книг писались про всё это! Если привести ВЕСЬ СПИСОК того, что было показано на кино и телеэкранах, написано в книгах, сложено в стихах и песнях, изображено в живописи, и даже отснято в мультиках для детей, то этот СПИСОК, не просто с лихвой перекроет ВСЁ что в этом плане сделано при нынешней власти, но и получиться (если это мереть в процентном выражении) что за 25 лет "демократии" в России ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАНО!!! А если ещё взять и посмотреть на то, что сделано, то окажется, что больше половины, это ВРАНЬЁ и ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ИСТОРИИ!!! Эти два документальных фильма, по нашим временам - РЕДКОСТЬ! В основном, это бред о "Сталинграде" Бондарчука, ложь о "Цитаделе" МиГалкова, "Сволочи", 4 дня в мае", "Штрафбат" и прочая мерзость, на которой НЕ ДАЙ БОГ учить истории России наших детей!

    15. Сергей Владимирович : Ответ на 13., Алёша:
    2015-07-23 в 18:45

    Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846


    Спасибо и Вам, Алексей!

    14. Сергей Владимирович : 28 панфиловцев
    2015-07-23 в 18:33

    Читал книгу, я об этом уже писал, назыаалась она "Красный дым". Сборник повестей о пограничниках. ... Отступающй полк и 28 пограничников, присоединившихся к полку, которых оставили прикрыть отход полка...Покинуть позицию они могли после того, когда увидели бы "ракету красного дыма". Скорее всего, они понимали, что ракеты не будет - полку надо оторваться. За день боя, имея стрелковое вооружение и гранаты, они перемолотили батальон пехоты, несколько танков и БТР. Об этом, в послесловии, как о доказанном факте, сообщал архив ВС СССР.

    13. Алёша : Ответ на 7., Сергей Владимирович:
    2015-07-23 в 18:24

    Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"


    Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846

    12. Сергей Абачиев : Великолепно, Светлана!
    2015-07-23 в 18:22

    Беда только в несоизмеримости количества зрителей ВГТРК и количества посетителей портала . Ну да ничего! Господь правду видит и "малое стадо" у Него на виду и даже на особом почёте!

    11. Сергей Владимирович : Ответ на 8., Туляк:
    2015-07-23 в 17:56

    "И один в поле воин, коль по-русски скроен." Про подвиг Н.Сиротина есть отличный документальный фильм:http://goo.gl/c54BBT Вот ещё один Подвиг Русских Солдат в начале войны, не менее показательный:http://goo.gl/SjQz19


    Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней. "Молодечная битва", в которой полегли, защищая Русь, опричники... После этого их, вроде, уже и не было - все полегли. Суворов, не проигравший ни одного из сражений; Ушаков, не потерявший ни одного корабля, да и погибших моряков не так уж много было. Надо бы начинать обучение школьников вот с таких примеров.

    9. Леонид Болотин : Бои за оборону Москвы - как будто это было вчера
    2015-07-23 в 17:13

    Мой Отец в 1964 году работал собственным корреспондентом «Известий» по Узбекистану, и при его корпункте в Ташкенте была общественная приемная, которой руководил отставной полковник, родом из Казахстана. К сожалению, я не помню, как его звали, но думаю, в архиве Отца как-нибудь найду его имя и фамилию. В Июне 1964 года отец доставил меня в Москву, чтобы вместе со мной отдохнуть в «известинском» доме отдыха «Пахра» для моей психологической реабилитации после тяжелой операции, которые я перенес в Апреле. Но поехал отец не только в отпуск, а совместил его с делами. Мы прилетели в Москву вместе с руководителем общественной приемной – отставным полковником. Разместились в старой части гостиницы «Москва» - в бывшем «Гранд-отеле», окна наших номеров как раз выходили на музей Ленина, похожий на сказочный дворец. И вот утром следующего дня я проснулся один в номере, однако услышал голос Отца за стенкой и отправился в номер, где остановился полковник… Пришел туда и потихоньку уселся в большое кресло, чтобы не прервать разговор.
    В начале войны полковник служил в дивизии генерала Панфилова, конечно, в ином - более младшем звании, и вот он рассказывал Отцу, а потом стал обращаться и ко мне. Рассказывал он очень буднично боях под Москвой в Октябре и снежном Ноябре 1941 года.
    Сперва я ничего не понимал, поскольку не застал начала разговора: скупые слова рассказчика были так сильны и точны, хотя и без малейшей цветистости, от чего первым моим впечатлением от рассказа, что это происходило несколько месяцев назад - осенью 1963 года. И меня охватил ужас оттого, что Москве недавно угрожала такая напасть… И только потом из «будничного», без малейшего пафоса рассказа я понял, что речь идет об осени 1941 года, и успокоился, стал внимательнее вслушиваться. Полковник называл номера больших и малых частей и населенных пунктов, километраж до окраин Москвы, и потери, потери, потери - половина личного состава, две трети, три четверти. В основном большие потери были уже после смерти гвардии генерал-майора Панфилова, генерал умер беречь своих солдат. А потерибыли среди тех, кто оказался на передовой всего за несколько недель до боев. До этого дивизия прибыла из Казахстана сначала под Новгород, а потом была переброшена под Москву… Но перед тем бойцы Панфилова ещё на учениях в Казахстане прошли занятия против «танкобоязни» с помощью наездов на учебные окопы тракторов и бульдозеров… Этим и отличается их успешность в борьбе с немецкой техникой во время последней попытки нацистов атаковать и захватить Москву.
    Полковник почти ничего не говорил о самом себе, только упоминал себя в связи с какими-то моментами, которым он был свидетелем, например, когда говорил что-то о генерале Панфилове…
    И хотя мне было всего шесть с половиной лет, я уже тогда что-то слышал о подвиге «28 панфиловцев». В стране шла подготовка к празднованию ХХ-летия Победы, и в телепередачах, по радио, в газетах и журналах (Мама научила меня читать в начале шестого года моей жизни, и тогда я уже просматривал «Пионерскую правду», которую выписывали для сестры, любил листать «Неделю» - приложение к «Известиям», журнал «Пионер»), много рассказывали о войне. И в моих любимых книгах - Детской Энциклопедии в желтом переплете, в двухтомник Вершигоры о Ковпаке с множеством фотографий, тоже было много о войне. Но о самом генерале Панфилове я тогда слышал впервые, и о его дивизии, и о его смерти. Потому и слушал полковника, затаив дыхание с широко раскрытыми глазами.
    И только многие годы спустя, когда мне самому перевалило за сорок, я понял, откуда было мое чувство от рассказа полковника, как о чем-то происходившем совсем недавно. Именно так чувствовал своё недавнее прошлое ветеран войны, для него это было будто вчера. И его чувство через рассказ передавалось мне.
    Так и сейчас происходившее в 1992 году, я воспринимаю, как совсем недавнее прошлое, хотя за этот срок родилось и выросло целое поколение людей. Но мне памятны картины, которые возникали в моем сознание, в моем внутреннем взоре от простых слов полковника: я видел эти колонны немецких танков и другой вражеской бронетехники, видел форму немецких солдат и офицеров, слышал их гортанную речь, которые когда-то видел и слышал рассказчик-полковник, видел эшелоны и моих земляков из Средней Азии, и эшелоны сибиряков
    Меня резанула по сердцу попытка принизить подвиг всех панфиловцев. Подобная информационная атака была и в 2011 году, когда отмечалось 70 битвы под Москвой. Мерзавцы от историографии никак не могут уняться. Им надо научно бить по сусалам, по сусалам, по сусалам!!!
    http://www.sovross.r...s.php?name=News& ;file=article&sid=588848

    8. Туляк : Ответ на 5., Сергей Владимирович:
    2015-07-23 в 17:09

    6. Алёша : Re: Подвиг был
    2015-07-23 в 16:34

    С рассветом, из-за горизонта,
    Пришли они в моторном рёве
    Прицелами дырявя мир.
    Две роты чёрных мастодонтов,
    Давно привычных к вкусу крови,
    А в главном танке - командир.
    Упрятав ястребиность взора
    За толстой, башенной бронёю,
    Гонимый в битву силой древней,
    Он наблюдал зрачком прибора
    Как его танки шли свиньёю
    Давя чужую, для них, землю
    Слоновьей, многотонной тяжестью,
    Купая траки в белом снеге
    И копотью поганя высь...

    А в головах у экипажей,
    Оглохших в гусеничном беге
    Навязчивая билась мысль:
    Прорваться с грохотом и блеском
    К Москве, покуда длится осень,
    Сломив заслоны и преграды.
    Но ждали их за перелеском.
    В два раза меньше - двадцать восемь.
    Правда не танки, а солдаты.
    И дождались. И крепко слились
    Со сталью крупповской брони
    В объятиях огня и смерти.
    И танки намертво застыли,
    Среди заснеженной земли...

    Кто мёртв душою, что ж, не верьте.

    5. Сергей Владимирович : И один в поле воин...
    2015-07-23 в 15:22

    "И один в поле воин, коль по-русски скроен."

    Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. Та самая дивизия, части которой стояли в Брестской крепости и возле неё.
    Противотанковая пушка, калибр - 76 миллиметров, вес в боевом положении полторы тонны. Шестьдесят снарядов. Карабин, патроны. Вес снаряда - девять килограмм. Наиболее действительный огонь по бронированным целям - 600 метров, прямая наводка. Направление обороны простое - за Родину.

    Противник: вторая танковая группа любимца фюрера Гудериана. Четвёртая танковая дивизия вермахта, авангард. Колонна из 59 немецких танков.

    Основной немецкий боевой танк Т-III: вес - 20 тонн, двигатель Maybach мощностью 250 л.с., скорость 32 км/ч. Экипаж -5 человек. Габариты: 5,69х2,81х2,335м. Вооружение: 37-мм пушка и три пулемета MG34.

    Двести танкистов, 150 пулемётов, 59 пушек, 1200 тонн немецкого железа.

    Танковый батальон прикрывала рота пехоты в грузовиках, пешком и на лошадях с велосипедами. А именно: четыре офицера, 26 унтер-офицеров, 161 солдат. Вооружение: 47 пистолетов, 16 шмайссеров,132 карабина, 12 ручных пулемётов, 3 противотанковых ружья, три 50-мм миномёта. 22 лошади, 9 пароконных повозок, 1 полевая кухня, 9 велосипедов. Гусенично-колёсные бронемашины. Мотоциклисты.

    Направление движения, важнее не придумаешь - Москва.

    17 июля 1941 года. Маленькая белорусская деревня Сокольничи. Мост через неширокую речушку Добрысть. Заболоченные берега. За речкой, в зелени второго месяца лета затерялась в маскировке единственная пушка и солдат. Арьергард артиллерийской батареи стрелкового полка. Перед мостом, с другой стороны реки, забитая немецкими танками дорога - Варшавка. Сзади, лихорадочно спешащий на новый рубеж обороны, реку Сож, родной стрелковый полк.

    Главное - время, чтоб они успели занять рубеж и окопаться.

    Думаю, они тебе больше тридцати раз пальнуть не дадут, - сказал командир батареи, - заткнёшь мост и отходи. Замок от пушки - с собой в вещмешок. Лошадь за сарайчиком. Догонишь.
    - Ничо, таварищ старший лейтенант, я всё сделаю. Я деревенский, вы мене токо оставьте ещё снарядов, и вам быстрее ехать будет и лошадям проще, не так тяжельше, - маленький сержант смотрел снизу вверх спокойно и уверенно, как будто перед тем, как сделать привычную и тяжёлую сельскую работу на своей земле в деревне на орловщине. От деревни Сокольничи до районного центра Кричева - пять километров. Несколько минут езды. Но 17 июля 1941 года, чтобы преодолеть это расстояние гитлеровцам понадобилось два с половиной часа.

    Очевидцы говорят, что командир вначале боя был где-то рядом - корректировал, но как только Сиротинин первым выстрелом подбил перед въёздом на мост головной танк, а затем последний, который попал в сектор обстрела пушки на дороге, то он ушёл за батареей. Мост был закупорен. Задача выполнена. Но вторую половину командирского приказа на отход Сиротинини не выполнил. У него было шестьдесят снарядов. И десять немецких танков, застрявших в болоте при попытке съехать с дороги. И еще танки на подходе. И бронемашины. И пехота, гитлеровская спесь, захватчики, оккупанты в серых мундирах в секторе обстрела орудия.

    И начался бой. А когда в руках у тебя оружие, полно боеприпасов, а впереди враг, а позади..., а они едут, как на параде, как у себя дома и отступать не в радость, то наплевать с какой стороны пушки механизмы вертикальной и горизонтальной наводки. Извернулся, наизнанку, но навёл. Было бы желание. Навёл, выстрелил, засёк попадание, принёс снаряд, навёл, выстрелил, снаряд...

    Цивилизованная, упорядоченная, правильная Европа, павшая к ногам фашистов почти без боя, закончилась ещё в Бресте, но они пока этого не поняли. И старший сержант объяснял им эту истину прилежно, на понятном для них языке и не жалея себя. Преподаватель валил свою аудиторию железными доводами наповал, жалел только об одном, что мог не успеть довести эту истину до каждого солдата в немецкой колонне и тем, кто следует за ними. Ученики, старшему сержанту, попались неважные, тему так и не усвоили. Кроме тех самых рьяных, кто остался с ним изучать учебный материал навсегда. И даже немцы оценили совершенство и простоту изложения материала в исполнении сержанта и его учебно-боевого пособия.

    Обер-лейтенант Фридрих Хёнфельд. Цитата из дневника: "Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он вёл бой в одиночку. Бил из пушки по нашим танкам и пехоте. Казалось, бою не будет конца. Храбрость его была поразительна.

    Это был настоящий ад. Танки загорались один за другим. Пехота, прятавшаяся за бронёй, залегла. Командиры в растерянности. Не могут понять источник шквального огня. Кажется, бьёт целая батарея. Огонь прицельный. Откуда взялась эта батарея? В колонне 59 танков, рота пехоты, бронемашины. И вся наша мощь бессильна перед огнём русских. Разведка докладывала, что путь свободен. Больше всего нас изумило то, что против нас бился один единственный боец. А мы думали, что в нас стреляет целая артиллерийская батарея".

    Поняв, что атакой в лоб они русских артиллеристов не сломят фашисты пошли в обход. Окружив позицию Сиротинина, они открыли ураганный огонь. И только после этого замолчала пушка, и перестал бить карабин. Больше всего немцев изумило то, что против них сражался один единственный боец.

    "Всех поразило, что герой был юнцом, почти мальчишкой. В строю немецких солдат, он стоял бы последним на правом фланге. Он произвёл по нам пятьдесят семь выстрелов из орудия и потом, ещё бил и бил по нам из карабина. Рассеял лобовую атаку пехоты. Уничтожил десять танков и бронемашин. Рядом с его могилой осталось целое кладбище наших солдат".

    Полковник оказался мудрее своего младшего офицера. И ещё известно: немцы настолько были поражены мужеством русского солдата, что похоронили его с воинскими почестями.

    "Все удивлялись его храбрости. Полковник перед могилой говорил: "Если бы такими как он были бы все солдаты фюрера, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Всё-таки он русский. Надо ли такое преклонение?"

    Обер-лейтенант Хёнфельд так и не понял, в какую войну и с кем ввязалась Германия. Обер- лейтенант Хёнфельд убит под Тулой летом 1942 года. Советские солдаты обнаружили его дневник и передали военному журналисту Фёдору Селиванову.

    Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. И, пятьсот фашистов, двести пулеметов, пятьдесят девять пушек. Тысяча двести тонн немецкого железа.

    Старший сержант Сиротинин Николай Владимирович, командир орудия противотанковой батареи похоронен со всеми воинскими почестями солдатами и офицерами четвёртой танковой дивизии вермахта на берегу реки Добрысть, у села Сокольничи.

    Неизвестный подвиг тысяча девятьсот сорок первого года. За который он награждён Орденом Отечественной Войны Первой Степени, посмертно, через девятнадцать лет, в 1960 году.
    http://tvspas.ru/pub...pole_voin/16-1-0-597

    4. Русский Сталинист : Ответ на 2., рудовский:
    2015-07-23 в 14:53

    Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

    Абсолютно верно.
    Но дело в том, что некоторым субъектам очень чешется развенчать "советские мифы", обмакнуть нас в унитаз, вот они и цепляются к цифрам и второстепенным деталям.
    Ага, там было не 28 панфиловцев, а 128- значит, коммуняки как всегда насвистели. Не было подвига!
    Там подбили не 100, а 25 танков- не было подвига!
    В тот день толщина снежного покрова была 5 см, а не 7 см- не было подвига!
    В тот день солнце вышло из-за туч в 13.25, а не в 13.15- не было подвига!
    Клочков не произнёс слова про Москву, а просто матерился- не было подвига!
    И во на такой ублюдочно-ущербной логике они и "развенчивают" мифы.

    3. Вятчанин : Легенда, а не миф
    2015-07-23 в 12:48

    Да, НЕВОЗМОЖНО БЫЛО в суровом 1941 году журналисту провести подробное расследование подвига героев-панфиловцев, остановивших колонну танков под Москвой. Статья в газету была написана по горячим следам, участники боя погибли, опрашивать было некого. Поэтому журналисту пришлось пользоваться в деталях художественным вымыслом. Тем более что главная задача фронтовой газеты была пропагандистская: вдохновлять на битву с фашистами.
    Вправе ли журналист пользоваться художественным вымыслом? Все пособия по журналистике скажут: художественный вымысел при создании журналистского произведения допустим, если он не искажает сути события. Борис Полевой взял историю одноногого летчика Маресьева и на документальной основе написал замечательную повесть. Но один факт он все-таки "приукрасил", чтобы усилить образ героя. Во время операции литературный Мересьев просит хирурга ампутировать ему гангренозную ногу без наркоза, а настоящий Маресьев после выхода в свет повести признавался, что такой просьбы он не высказывал. Впрочем, фактов ампутации конечностей без наркоза за отсутствием такого на фронте можно найти немало. Но ведь эта деталь не отменяет подвиг реального Маресьева.
    Что касается определения мифа, то лучше было бы назвать подвиг 28 героев-панфиловцем легендой, так как миф в обиходе все-таки понимается как сказка. Легенда - это устный жанр о подвигах героев, передающийся из уст в уста, которая имеет под собой документальную основу, но обрастает в ходе пересказывания додуманными подробностями. Так, рассказ С.С.Смирнова о подвиге бессменного часового, который 9 лет простоял на часах в городе Осиновец, имеет подзаголовок "Почти легенда". Писатель долго собирал из разных источников сведения о бессменном часовом, но так и не узнал его точную фамилию и имя, его возраст и дальнейшую судьбу.

    2. рудовский : Re: Так был ли подвиг?..
    2015-07-23 в 11:14

    Бред какой-то.
    Ездил я к этому мемориалу с июне (опосля И-В монастыря) с небольшой группой путешественников. И там несколько десятков человек было - очевидно, те, кто решил посетить это место из уважения к памяти погибших. Причем люди сплошь в 2, 3 и даже 4 семейных поколения.
    Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?
    Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

    1. Алёша : Re:Так был ли подвиг?..
    2015-07-23 в 04:53

    "...государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения."

    Если два-три человека в государстве озвучивают какие-то правильные вещи, это совсем не означает, что все остальные принимают их как руководство к действию.
    Как раз наоборот. Таковы правила игры. И волки сыты и овцы целы.

    Дубосеково, немецкий взгляд: "Не слишком сильный противник упорно обороняется" November 17th, 2016

    Оригинал взят у afirsov в Дубосеково, немецкий взгляд: "Не слишком сильный противник упорно обороняется"

    Ровно 75 лет назад, 16 ноября 1941 г. у разъезда Дубосеково прошел бой, хорошо известный советским людям. В постсоветский период в рамках «борьбы с мифами» стали «складываться» мнения, что никакого боя у Дубосеково не было вообще, а немцы его «проехали и не заметили» (с). Да, и в наших документах (которые известны, на минуточку!) боевых частей нет никого упоминания о бое у Дубосеково...

    Однако, в последнее время стали вводиться в оборот немецкие документы, связанные со сражением на этом направлении, в частности журналы боевых действий дивизий (ЖБД) непосредственно ведших бой в районе разъезда. Предлагается немецкий взгляд, в основном со стороны 2-й тд - противника 1075-го стрелкового полка, оборонявшегося у разъезда, к которому и принадлежала 4-я рота политрука Василия Клочкова.

    Почему Дубосеково? Дело в том, что тут железная дорога идет по довольно пересеченной местности - то по насыпи, то в выемке (см. карту), которые образуют естественные препятствия для движения бронетехники врага. Среди немногих «ровных мест», на которых танки могут пересечь «железку», и был разъезд Дубосеково. Да, на немецких картах такое название действительно отсутствует: там просто нет никого населенного пункта - два ряда рельс, две стрелки и станция 3-го класса на 1908 год, чего там отмечать?

    Из ЖБД 2-й тд немцев за 16.11.1941:
    6.30 Начало наступления.
    С 7.00 поддержка штурмовой авиации.
    ...
    8.00 Донесение 74-го артполка (A.R.74): Морозово и Ширяево заняты боевой группой 1. Сопротивление противника довольно слабое.

    У Ширяево было только боевое охранение, так что занять его было не трудно. Во 2-й тд немцев перед наступлением были сформированы три «боевые группы». Из них первая была основной ударной силой и имела в своем составе в том числе батальон танков 3-го танкового полка.


    Из ЖБД 2-й тд:
    9.13 Боевая группа 1 достигает Петелинки.
    10.12 Боевая группа 1 достигает окраины леса 1 км севернее Петелинки.

    Теперь, если взглянуть на карту, то кажется действительно, что немцы проехали Дубосеково и не заметили,


    Однако читаем дальше ЖБД:

    13.30 промежуточная сводка в V армейский корпус: Боевая группа 1 ведет бой с противником, который упорно обороняется на лесных опушках южнее шоссе, по линии севернее Ширяево-1,5 км южнее Петелинки .

    Та самая запись в ЖБД:



    Оказывается после пяти часов боя немцы так и не преодолели позиций 4-й и 5-й рот 1075-го СП, а «1,5 км южнее Петелино (Петелинки)» - это и есть разъезд Дубосеково, которого, как помним, нет на немецкой карте. Более того в промежуточных выводах далее в ЖБД написано:

    Впечатление: южнее шоссе не слишком сильный противник упорно обороняется , используя лесные массивы.

    То есть вопреки современным мифами, о том, что никакого подвига у Дубосеково не было, немцы заметили там «панфиловцев», причем еще как!

    Что же произошло, и почему продвинувшись уже за Петелино (Петелинки) справа от 4-й роты противник застревает перед «линией Ширяево - 1,5 км южнее Петелинки»?

    Ответ частично дает беседа с одним из «панфиловцев», участником боя - Б.Джетпысбаевым (стенограмма 2 января 1947 года). Почему его мнение нам интересно? Джетпысбаев был неграмотным, газет не читал, о том, что писали про «подвиг 28 панфиловцев», ничего не знал, - фактически его воспоминания оказались свободны от «фантомов» пропаганды и мнения других участников боя.

    Джетпысбаев: «Моя рота стояла метрах в 500 от Клочкова. Клочков стоял со своей ротой у самой железной дороги, я стоял левее. С утра 16 ноября начали бой. К нам подошли 4 немецких танка. Два из них подбили, два вырвались. Атака была отбита. Большинство танков пошло к разъезду Дубосекова... Мы видели: поворачиваются, и туда идут танки. Там шел бой…»

    То есть, столкнувшись с обороной 5-й роты вдоль опушки леса, усиленной завалами и минно-взрывными заграждениями (опять из ЖБД - «10.30 Донесение 74-го артполка (A.R.74): Передовая линия боевой группы 1 по окраине леса 300 м севернее Ширяево. В лесу неприятель. Дозоры разведывают дорогу » ), немцы из 1-й БГ стали постепенно «сдвигать» свои усилия все левее - сначала к разъезду («к Клочкову» - 4-й роте). А прорыв обороны немцам удалось сделать на участке 6-й роты, - ее позиции были фактически в чистом поле уже за железной дорогой, - просто идеальное место для основной массы танков 1-й БГ немцев. Остатки 6-й роты после атаки по свидетельству командира 1075-го СП Карпова отошли за насыпь железной дороги.


    После этого три роты 2-го батальона фактически оказались в «мешке», имея в тылу только лес без дорог, трудно проходимый зимой. Такая изоляция от основных сил, по-видимому, и привела к тому, что в наших документах - в дивизии и выше, какие-либо данные о бое у Дубосеково отсутствуют. Информацию просто невозможно было «подать на верх». А потом будет просто некому...

    Далее в дело вступает 3-я боевая группа 2-й тд немцев. В ее составе рота танков, а также артиллерия, в том числе «новинка сезона» - шестиствольные реактивные минометы Цитата из ЖБД за 14.11.1941 о постановке задачи:
    Боевая группа 3 следует за боевой группой 2 и зачищает местность до расположения боевой группы 1.

    То есть, БГ 3 наносит удар вдоль оставшейся обороны 1075-го полка, «зачищая» тех, кто выжил.
    Из ЖБД 2-й тд:
    13.30 промежуточная сводка в V армейский корпус: ... Боевая группа 3 своим правым флангом зачищает местность западнее Нелидово-Никольское.


    Далее 3-я БГ должна была ударить по остаткам 2-го батальона 1075-го полка.
    Вот как это вспоминает Джетпысбаев: «Перед заходом солнца подбегает один боец связной: — Клочков погиб, туда просят помощь. У нас людей мало осталось. Много убитых и раненых. Мы впереди отбиваем атаки, сзади, прямо к нам идет немецкий танк. Танки обошли и появились сзади …»

    Действительно, 3-я БГ наносила удар уже в тыл 5-й роты Джетпысбаев, а позиции 4-й роты, видно, «сворачивались».

    До какого времени еще держались «панфиловцы» у Дубосеково? Джетпысбаев говорит, до «захода солнца». Косвенно это подтверждают соседи «панфиловцев» слева - 50 конная дивизия корпуса Доватора. Вот цитата из воспоминаний о ее боевом пути (бой идет за уже знакомое нам село Морозово, которое немцы якобы заняли еще утром):
    «Несмотря на то, что уже почти стемнело , атаки продолжались с неослабевающей силой. Вражеские цепи надвигались на наши позиции, откатывались назад, перестраивались, пополнялись и снова устремлялись вперед. К грохоту артиллерийской канонады присоединились новые, еще не знакомые конникам звуки — гитлеровцы ввели в действие шестиствольные минометы » * .


    Батарея шестиствольных минометов где-то зимой

    Дело в том, что шестиствольные минометы у 2-й тд были только в составе 3-й БГ, а 5-я тд немцев, с которой в основном сражались конники Доватора, их не применяла - такое (шум стрельбы «скрипух»), видать, не забудешь!

    Из этих фактов можно сделать вывод, что сопротивление у Дубосеково продолжалось практически весь световой день и только к заходу солнца немцам удалось «свернуть» там оборону 2-го батальона 1075-го полка. Фактически бой закончился гибелью всех трех рот: по свидетельству Капрова в 4-й роте из 140 человек погибли 100, по свидетельству Джетпысбаева из 75 человек его 5-й роты из боя вышли только 15.

    В результате, в 19.00 вынужден был оставить свой КП за Дубосеково командир 1075-го сп Капров, успев только передать по радио: «Окружен. Обороняют только КП»!


    Через несколько дней от всего полка останется всего 120 человек...

    PS . Сейчас «разоблачители мифа о 28» отошли на запасные позиции: теперь бой описывается одной фразой: «Немцы задачу дня выполнили». Типа, «чихали все губернии на твою музыку»(с)

    В советское время был такой детский анекдот:
    Солдат молится в окопе: «Господи, сделай из меня Героя Советского Союза».
    - ОК! - сказал Господь. И оказался солдат один с двумя гранатами против трех танков!

    О ком был этот анекдот - тогда было ясно. Вот также и полк Капрова со средствами усиления - две пушки, которые нельзя даже перевозить - их сгрузили и оставили у следующей за Дубосеков станцией, да выделили аж 20 бронебойных снарядов (этак на штук 80 немецких танков), да дали аж взвод противотанковых ружей с коэффициентом стойкости, ну, по максимому - 0,3, и со всем этим «богатством» оставили под танковой дивизией немцев, под бомбежки полсотни «юнкерсов» и обстрелы «скрипух». На целый день.

    А потом скажут: «Ну, какой это подвиг? Немцы-то задачу выполнили».

    PSS. Фактура честно сперта с ЖЖ dms_mk1 .
    ________
    * - О 50-й квд (Севрюгов Сергей Николаевич, Так это было... Записки кавалериста (1941-1945)

    Спасибо автору за детальный (с картой) разбор боя. Правда, автору кажется, что он подтвердил "подвиг 28 панфиловцев". А на самом деле приведенные им факты полностью опровергают миф. Не было некакого "беспримерного подвига", когда 28 человек только с противотанковыми ружьями и гранатами остановили наступление 50 танков, поддержанных пехотой и артогнем. Не было, потому что такое просто физически невозможно. Это - миф. Во время ожесточенных боев за Москву в конце 1941-го его появление может быть оправдано стремлением психологически поддержать наши отступающие части. Но не удивительно, что после войны, армия, отвоевавшая четыре тяжелейших года, от него отказалась. То, что выглядело правдоподобным в пятый месяц войны, не могло представляться таковым после окончания этой, самой тяжелой войны.

    А в реальной боевой обстановке 16 ноября 1941 года был другой подвиг. Не "беспримерный", но настоящий. Было героическое исполнение воинского долга тремя ротами 1075 стрелкового полка, большая часть личного состава которых погибла или пропала без вести. Три роты ценой жизни большей части солдат задержали натиск врага на день и это было очень важно - мы выигрывали время. Немцы свою боевую задачу тоже выполнили, но в перспективе - проиграли. Из тысяч таких вот кровавых боев, когда ценой своей жизни наши солдаты выигрывали для страны время, и складывалась будущая победа. И вот этот подвиг солдат и офицеров и надо чтить. А миф - это для пропагандистов того сурового времени. Сустя 70 лет пора чтить правду.

    История ВОВ полна героических страниц. Однако за 70 лет, прошедших со дня Победы, было выявлено и немало фальсификаций, а также рассказов о том, как происходили некоторые события, вызывающие сомнения в своей достоверности. В их числе подвиг 28 панфиловцев, который упоминается в гимне Москвы и который не раз становился основой для сценариев художественных фильмов.

    Предыстория

    В первые месяцы после в городах Фрунзе и Алма-Ата была сформирована 316-я стрелковая дивизия, командование которой поручили тогдашнему военкому генерал-майору И. В. Панфилову. В конце августа 1945-го это военное формирование вошло в состав действующей армии и было направленно на фронт под Новгород. Спустя два месяца его перебросили в район Волоколамска и приказали занять полосу обороны протяженностью в 40 км. Солдатам дивизии Панфилова пришлось постоянно вести изнуряющие бои. Причем только за последнюю неделю октября 1941 года ими было подбито и сожжено 80 единиц вражеской техники, а потери противника в живой силе составили более 9 тысяч офицеров и солдат.

    Дивизия под командованием Панфилова имела в своем составе 2 артиллерийских полка. Кроме того, в подчинении у неё находилась одна танковая рота. Однако один из ее стрелковых полков был плохо подготовлен, так как его сформировали незадолго до отправления на фронт. Панфиловцам, как их позже стали называть в советской печати, противостояли три танковые и одна стрелковая дивизии Вермахта. Враги перешли в наступление 15 октября.

    Одна из самых известных советских патриотических легенд, зародившихся в период Великой Отечественной войны, рассказывает о событиях у разъезда Дубосеково, которые якобы происходили 16 ноября 1941 года. Впервые она появилась в газете “Красная звезда”, в очерке фронткорра В. Коротеева. Согласно этому первоисточнику, 28 человек, числившихся в составе четвертой роты второго батальона 1075-го полка, которыми командовал политрук В. Клочков, в ходе ожесточенного 4-часового боя уничтожили 18 танков врага. При этом почти все они погибли в неравной схватке. В статье была также приведена фраза, которую, по утверждению Коротеева, перед смертью произнес Клочков: “Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!”

    Подвиг 28 панфиловцев: история одной фальсификации

    На следующий день после первой статьи в “Красной звезде” был опубликован материал под авторством А. Ю. Кривицкого, озаглавленный как “Завещание 28 павших героев”, которых журналист называл не иначе, как панфиловцы. Подвиг солдат и их политрука был описан во всех деталях, однако в публикации не упоминались имена участников событий. Они впервые попали в прессу лишь 22 января, когда все тот же Кривицкий представил подвиг панфиловцев в развернутом очерке, выступая в качестве очевидца тех событий. Интересно, что “Известия” писали о боях под Волоколамском еще 19 ноября и сообщали всего о 9 подбитых танках и 3 сожженных.

    Рассказ о героях, ценою жизни защитивших столицу, потряс советских людей и воинов, сражавшихся на всех фронтах, а командование Западного фронта подготовило ходатайство, обращенное к Наркому обороны, о том, чтобы присвоить 28-ми отважным воинам, указанным в статье А. Кривицкого, звания Героев Советского Союза. В результате уже 21 июля 1942 года Президиум Верховного Совета подписал соответствующий указ.

    Официальное разоблачение

    Уже в 1948 году было проведено масштабное расследование, имеющее целью установить, действительно ли имел место подвиг 28 панфиловцев. Причиной стало то, что за год до этого в Харькове был арестован некто И. Е. Добробабин. Его привлекли к ответственности с формулировкой “за измену Родине”, так как следователи обнаружили неопровержимые факты, подтверждавшие, что в годы войны он добровольно сдался в плен и поступил на службу к оккупантам. В частности, удалось установить, что этот бывший полицай в 1941 году был участником боя под разъездом Дубосеково. Более того, оказалось, что он и Добробабин, упоминавшийся в статье Кривицкого, - одно и то же лицо, и ему посмертно присвоено звание Героя. Дальнейшее расследование позволило считать все изложенное в статьях, в которых был описан подвиг панфиловцев под Москвой, фальсификацией. Выявленные факты легли в основу справки за подписью тогдашнего Генпрокурора СССР Г. Сафонова, которую представили 11 июня 1948 года.

    Критика в прессе

    Результаты расследования, поставившего под сомнение факт, что подвиг панфиловцев в виде, описанном в публикациях “Красной звезды”, имел место на самом деле, так и не попали в советскую прессу. Лишь в 1966 году в “Новом мире” появилась первая статья, касающаяся ноябрьских боев у Дубосеково. В ней автор призывал изучить факты, касающиеся того, кем были панфиловцы, подвиг которых описывался во всех учебниках истории. Однако дальнейшего развития эта тема в советской прессе так и не получила вплоть до начала перестройки, когда были рассекречены тысячи архивных документов, в том числе и результаты расследования 1948 года, установившие, что подвиг героев панфиловцев — это всего лишь литературный вымысел.

    Откуда взялось число 28

    Свет на то, как и почему в 1941 году произошло искажение фактов, касающихся воинов-панфиловцев, проливает стенограмма допроса корреспондента Коротеева. В частности, он указывает, что по возвращении с фронта изложил информацию о бое 5-й роты 316-й стрелковой дивизии, которая полегла на поле битвы, так и не сдав своих позиций, редактору “Красной звезды”. Тот его спросил, сколько всего было бойцов, и Коротеев, который знал, что она была недоукомплектованной, ответил, что 30-40, добавив, что сам в 1075-м стрелковом полку не был, так как пробраться на его позиции оказалось невозможным. Кроме того, он сообщил, что, согласно политдонесению из полка, двое солдат пытались сдаться, но были застрелены своими товарищами. Таким образом, было решено опубликовать цифру 28 и написать только об одном смалодушничавшем бойце. Так появилась легенда и вымышленные “погибшие, все как один, панфиловцы”, подвиг которых воспевали в стихах и песнях.

    Отношение к подвигу

    Сегодня кощунственно спорить о том, были ли героями панфиловцы. Подвиг всех тех солдат честно выполнивших свой долг в ноябре 1941-го, несомненен, как и их огромная заслуга в том, что советские войска не допустили фашистских захватчиков в столицу нашей Родины. Другое дело, что факт того, что в числе награжденных оказались предатели, является оскорблением памяти настоящих героев, не пощадивших своих жизней ради достижения Великой Победы, 70-ю годовщину которой вскоре будет праздновать все человечество, не страдающее исторической амнезией.

    История о 28 панфиловцах, защищавших Москву, известна почти каждому. При этом постоянно возникают споры вокруг достоверности этих событий, впервые описанных в газете «Красная звезда». В Кремле, например, считают, что «история в том или ином виде с героями-панфиловцами действительно имела место». Об этом сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Министр культуры Владимир Мединский и вовсе заявил, что никто не должен ставить под сомнение достоверность и подлинность подвига солдат на подступах к Москве. Правдива ли история о 28 панфиловцах, обсудили эксперты .

    Вопросы:

    На чем основывается история о 28 панфиловцах?

    Никита Петров

    Рассказ о подвиге гвардейцев-панфиловцев опубликовал в газете «Красная звезда» 28 ноября 1941-го литературный секретарь газеты Кривицкий. Уже в названии его статьи - «Завещание 28 павших героев» - содержалось как будто бы точное число героев, а в самом тексте вполне категорично утверждалось: «Сложили свои головы - все двадцать восемь. Погибли, но не пропустили врага». Позднее сам Кривицкий признал, что написал статью по поручению редактора «Красной звезды», который и назвал ему вымышленное число погибших.

    Михаил Мягков

    История основывается на реальном бое, который произошёл в один из самых критических моментов обороны Москвы. Первыми, кто его описал, были военные корреспонденты «Красной звезды». Их источник - рассказы очевидцев, записанные в конце ноября 1941 г. Именно тогда появилась цифра 28 панфиловцев. Существуют также стенограммы бесед с другими военнослужащими 316-й стрелковой (Панфиловской) дивизии, которые хранятся в научном архиве Института российской истории РАН.

    Почему возникают споры о правдивости истории о 28 панфиловцах?

    Никита Петров

    Сомнения в достоверности этой истории возникли уже в 1942-м, и причина была в том, что не все награжденные погибли, а выжившие, как оказалось, побывали в плену, а кое-кто даже служил у немцев. Выводы Военной прокуратуры 1948-го, проверявшей все эти обстоятельства, не были обнародованы, но частично просочились наружу. В дальнейшем слухи о том, что этот подвиг выдуман и нереален, только росли и множились. К середине 1960-х голоса сомневающихся стали столь заметны, что мимо этого уже не могло пройти Политбюро ЦК КПСС. На одном из заседаний 10 ноября 1966-го Леонид Брежнев с возмущением говорил: «Подвергается критике в некоторых произведениях, в журналах и других изданиях то, что в сердцах нашего народа является святым, самым дорогим. Ведь договариваются же некоторые наши писатели, а их публикуют, до того, что якобы не было залпа Авроры, что это, мол, был холостой выстрел и так далее, что не было 28 панфиловцев, что их было меньше, чуть ли не выдуман этот факт, что не было Клочкова и его призыва, что "за нами Москва и отступать нам некуда"». Но если в условиях советской цензуры можно было запретить обсуждение этой темы, то после августа 1991-го в условиях свободной печати были обнародованы документы, не оставлявшие сомнений в том, что это миф.

    Михаил Мягков

    Суть спора в том, что одни (и в их числе бывший директор Государственного архива РФ С.В. Мироненко) стоят на позиции, что фамилии 28 панфиловцев были взяты с потолка, такого боя не было. Они ссылаются на доклад главного военного прокурора Н. Афанасьева от 1948 года, где говорится, что подвиг 28 панфиловцев - выдумка военных журналистов. Их цель - разоблачить миф. Но не будем наивными. Цель разоблачителей - показать несостоятельным весь смысл жертвенной борьбы за свою родину. Раз не было подвигов, не было и людей, которые были готовы на них идти, и сегодня не будет. То есть лучше бы нас освободили американцы, так бы хоть демократию навязали. Другие говорят, что бой был и в нём участвовали эти 28, хотя отличившихся в Панфиловской дивизии было намного больше. Мне близка позиция академика РАН Г.А. Куманёва, который пишет: «Оказалось, что не все "двадцать восемь" оказались погибшими. Что из этого? То, что шестеро из двадцати восьми названных героев, будучи ранеными, контуженными, вопреки всему выжили в бою 16 ноября 1941 года, опровергает тот факт, что у разъезда Дубосеково была остановлена танковая колонна врага, рвавшаяся к Москве? Не опровергает».

    Был ли бой под Дубосеково?

    Никита Петров

    Согласно научным публикациям, основанным на материалах архивов, в том числе и немецких, установлено, что 16 ноября 1941-го 1-я и 2-я немецкие танковые группы начали наступление утром в 07:40 и, пройдя село Нелидово и платформу Дубосеково, уже к 9 часам утра заняли Большое Никольское и Петелино. То есть танки не были остановлены. А к исходу дня танковые группы захватили Рождествено и Лысцево, продвинувшись за день на десять с лишним километров. Позднее на территории Нелидовского сельсовета жители нашли сначала тела трёх погибших бойцов Красной Армии, потом по весне ещё троих, в их числе политрука Клочкова. Все они похоронены в братской могиле на окраине села Нелидово. То есть, реальная картина событий 16 ноября совершенно не соответствует запущенному Кривицким мифу.

    Михаил Мягков

    Да, был. В день начала нового германского натиска на Москву - 16 ноября 1941 года - 316-я стрелковая дивизия генерала Панфилова была атакована одной пехотной и двумя танковыми дивизиями вермахта. Но в два-три прыжка достигнуть столицы не получилось. Танки врага завязли в нашей обороне. Факт, что тогда героически сражались вся 316-я Панфиловская дивизия, весь 1075-й полк и вся её 4-я рота, в состав которой и входили легендарные 28 панфиловцев. После войны командир полка И.В. Карпов отмечал: «В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах». Уже 18 ноября 1941 г. 316-я дивизия была переименована в 8-ю гвардейскую и награждена орденом Красного Знамени. В этот день погиб в бою её легендарный командир генерал-майор Иван Васильевич Панфилов.

    Являются ли панфиловцы реальными людьми?

    Никита Петров

    Все награжденные Указом Президиума Верховного совета СССР от 21 июля 1942 года были реальными людьми, но не совершавшими того, что им приписывалось. История возникновения списка для представления к награждению сама по себе свидетельствует о случайном характере его формирования и о заведомой подгонке числа награжденных к заданной газетными очерками цифре 28.

    Михаил Мягков

    Реальный политрук Клочков сражался и погиб под Дубосеково. Именно там сражались и остальные 28 героев. Есть их имена, фотографии, послужные списки. Они не были инопланетянами, как сегодня нам пытаются представить. Счастье, что кто-то из этих 28-ми остался жив. Кстати, сам генерал И.В. Панфилов, который служил ещё с Первой мировой, знал, что солдат надо обучать не погибать, а уничтожать противника. Артиллерийские засады, специальные тройки бойцов, вооружённые гранатами и «коктейлями Молотова», - это его заслуга и его тактика. Результат - признание немецких генералов: «316-я русская дивизия имеет в своем составе много хорошо обученных солдат и ведет поразительно упорную борьбу».

    В чем историческое значение истории о 28 панфиловцах?

    Никита Петров

    Можно с уверенностью говорить, что история возникновения и развенчания любого исторического мифа поучительна и важна. Никогда не стоит забывать, что истина всегда конкретна. И в данном случае и очерк Кривицкого в «Красной звезде», и многочисленные книжные публикации его и других авторов не выдержали проверку на конкретность и на соответствие данным исторических источников. Важен и второй урок, обозначающийся в сегодняшней полемике вокруг 28 панфиловцев. Нельзя строить воспитание патриотических чувств на лжи или «нас возвышающем обмане». Правда всегда рано или поздно открывается. И результатом многолетнего обмана и идеологического оболванивания будут цинизм подрастающего поколения и неверие уже ни во что.

    Михаил Мягков

    Это бой-символ. И этот символ помог нам победить в 1945-м. Сегодня память о 28 панфиловцах - это часть нашей большой правды о войне. Правды, которая вошла в наш генофонд, формирует наше историческое сознание. Тот, кто сегодня не верит, что эти 28 могли остановить 18 немецких танков, тот, возможно, первым побежал бы с поля боя у Дубосеково в морозный ноябрьский день 1941-го. И ещё: кто-нибудь считается сегодня с тем, что спартанцев, остановивших персов в V веке до н.э., было не триста, а, может быть, больше или меньше? Нет. Цифра триста вошла в историю, культуру, стала легендой. Так и подвиг 28-ми стал легендарным, когда легенда сложена из были.