Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • План самообразования воспитателя. План самообразования воспитателя доу

    План самообразования воспитателя. План самообразования воспитателя доу

    План работы по самообразованию педагога ДОУ

    Автор: Иванова Виктория Олеговна; воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №156" г.Саратов
    Описание работы: Предлагаю ознакомиться с моим первым индивидуальным планом самообразования воспитателя на тему «Раскрытие творческого потенциала личности ребенка путем его индивидуализации».
    Данный материал будет полезен педагогам и воспитателям ДОУ.
    Буду благодарна за конструктивную критику, так как работа выполняется мною впервые.
    Индивидуальный план самообразования 2016-2017учебный год
    Должность: воспитатель
    ФИО: Иванова Виктория Олеговна
    Образование: высшее, СГТУ имени Гагарина Ю.А., специальность – Психолог. Преподаватель психологии
    Курсы профессиональной переподготовки: «Воспитатель (Педагогика и психология. Воспитательная работа)», срок обучения - 3,5 месяца (504 часа)
    Срок обучения: Декабрь 2016 - Март 2017г
    Индивидуальная тема: Раскрытие творческого потенциала личности ребенка путем его индивидуализации.
    Когда начата работа над темой: Декабрь 2016 года
    Когда предполагается закончить работу над темой: Ноябрь 2017 года.
    Цель самообразования по теме: научиться создавать условия индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности; повысить свой научно-методический, теоретический уровень и профессиональное мастерство.
    Задачи:
    1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения различных тематических семинаров и вебинаров.
    2. Изучить психологические и возрастные особенности дошкольников.
    3. Изучить документ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155);
    4. Формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;
    5. Индивидуализация образования каждого ребенка;
    6. Стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;
    7. Создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;
    8. Своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы;
    9. Развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей;
    10. Повышение собственного общекультурного уровня.
    11. Тематические публикации в средствах массовой информации

    Основные вопросы, намеченные для изучения:
    - творческие методы работы с дошкольниками в различных видах деятельности,
    - интеграция педагогических и воспитательных методов, их включение в процесс индивидуализации,
    - раскрытие творческого потенциала личности каждого ребенка,
    - индивидуально-личностный подход, как перспективное направление современной педагогики и воспитательного процесса.
    Этапы проработки материала: диагностический.
    Какой предполагается результат: повышение собственного общекультурного уровня, развитие профессионально-педагогической компетентности, усовершенствование работы с детьми, рост профессионального мастерства.
    Форма предоставления результатов:
    - выступление (отчет) на заседании методического совета, педагогического совета с последующим представлением письменного текста выступления (отчета);
    - публикации в средствах массовой информации.
    Приложение № 1
    ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
    Раздел 1. Изучение методической литературы по теме.
    1. Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя, Просвещение, 1971.
    2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности.-М.:Смысл,2001.-416с
    3. Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте//Детский сад. Управление. 2001. № 1-3. с.2-3.
    4. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно – методический аспект.-М.: ТЦ Сфера, 2005.-57с.-(Библиотека руководителя ДОУ).
    5. Основы педагогического мастерства под ред. И.А.Зязюна. М., 1989.
    6. Петровский В. А. «Воспитатели и дети: источники роста.» - М-, 1994.
    7. Помоги мне сделать это самому, М.Монтессори./ Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. -М.:Издат. дом "Карапуз", 2000. - 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков
    8. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно – методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.-М.: Обруч, 2011.-240с.
    Раздел 2. Методическая работа по самообразованию.
    1. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада. (ДЕКАБРЬ-МАЙ)
    2. Участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ (уровень детского сада). (ФЕВРАЛЬ)
    3. Сообщение для педагогов ДОУ на тему: "Раскрытие творческого потенциала личности ребенка путем его индивидуализации". (МАРТ)
    Раздел 3. Работа с детьми
    1. Самоанализ педагогической деятельности. (СЕНТЯБРЬ-МАЙ)
    2. Помощь в подготовке и проведение праздника ко дню 23 февраля и 8 марта (ФЕВРАЛЬ-МАРТ)
    2. Помощь в подготовке и проведение праздника "Этот День Победы". (АПРЕЛЬ-МАЙ)
    3.Помощь в подготовке и проведении внутрисадовых и групповых мероприятий.
    Раздел 4. Работа с родителями.
    1. Разработка плана работы с родителями на год. (ЯНВАРЬ)
    2. Участие в подготовке и проведение итогового родительского собрания. (МАЙ)

    Показаны публикации 21-30 из 2008 .
    Все разделы | Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию

    План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» филиал «Быковский детский сад «Колосок» План по самообразованию Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» Сроки реализации проекта : сентябрь 2016 г....

    Программа самообразования на тему : «Развитие певческих навыков детей посредством использования игровых методов и приёмов» (2018 – 2019 г) Музыкальный руководитель : Гора Юлия Вадимовна Пояснительная записка. Данная программа направленна на самообразование педагога и поиск...

    Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - Отчет по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики рук через дидактическую игру»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Росинка» ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ» Выполнила: Лаврук Л.А. Гусиноозерск, 2017 Актуальность моей работы заключается в...

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»

    Актуальность Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для...

    План работы по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: - Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета. - Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их...

    Индивидуальный план работы по самообразованию «Движения в развитии ребенка» МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» Согласовано: Ст.воспитатель _ Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: "Движения в развитии ребенка" Панова Нина Петровна _ (Ф.И.О педагога) Инструктор по физкультуре _ (специальность)...

    Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - План работы по самообразованию: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (калмыцкого и русского)

    Тема самообразования: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (русского калмыцкого. Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагогов и родителей по развитию активной речи детей с помощью произведений...

    Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности детей. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей. Сюжетно – ролевая игра...


    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 215 г. Ижевск» План работы воспитателя по самообразованию на 2016-2017 уч. год Тема: «Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» Выполнил воспитатель: Матвеева...

    Как выбрать тему по самообразованию воспитателя по ФГОС?

    Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.

    Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования. Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию. Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.

    В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.

    Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.

    После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.

    Здесь отлично подойдёт технология SMART, по которой цели должны быть:

    • S (specific) - конкретными. Чем яснее вы представите себе конечный результат, тем легче его достичь.
    • M (measurable) - измеримыми. Подберите критерии достижения цели, показатели прогресса.
    • A (achievable) - достижимыми. Учитывайте свои возможности и реалии современного мира. Не стремитесь прыгнуть выше головы.
    • R (realistic) - актуальными, соответствующими реалиям современного мира. Задайте себе вопрос: зачем нужно выполнить эту задачу? Почему она важна?
    • T (Time- related) - ограниченными по времени. Укажите конкретный временной промежуток. Не торопитесь и ставьте реальные сроки.

    Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал. Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.

    Построение плана самообразования воспитателя

    Составить план и действовать по нему - значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.

    План по сообразованию воспитателя в ДОУ:

    1. Постановка цели и определение задач.
    2. Выбор темы.
    3. Учебная деятельность - изучение методической литературы по выбранной теме.
    4. Практическая деятельность - подготовка и проведение занятий с воспитанниками.
    5. Подведение итогов - заполнение отчётной папки данными о прогрессе, организация выставки детских работ, презентация итогового доклада на педсовете, методическом семинаре или педагогической конференции.

    Как выбрать тему для самообразования?

    Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС - профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи. Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.

    Перед выбором темы рекомендуется ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт - выявить сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности, осознать, чему стоит уделить больше внимания.

    При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОС дошкольного образования:

    • социально-коммуникативное;
    • познавательное;
    • речевое;
    • художественно-эстетическое;
    • физическое.

    Примерные темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ по ФГОС

    В основе этого списка примерных тем лежит игра - это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОС могут быть следующими:

    1. Социально-коммуникативное развитие:
    • Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
    • Игра как средство общения дошкольников.
    1. Познавательное развитие:
    • Обогащение сюжета детской игры путём знакомства с окружающим миром.
    • Дидактическая игра как форма обучения детей основам математики.
    • Игра как средство образовательной деятельности.
    1. Речевое развитие:
    • Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников.
    • Использование дидактических игрна занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте.
    1. Художественно-эстетическое развитие:
    • Дидактическая игра как средство художественно-эстетического воспитания.
    • Воспитание художественно-эстетическоговкуса детей через народные игры.
    1. Физическое развитие:
    • Подвижная игра как средство развития моторики у детей дошкольного возраста.
    • Роль подвижныхигр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка.

    Кроме тем по конкретному направлению, можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:

    • Организация сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями .

    Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором. Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе. Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.

    Возможные проблемы в самообразовании и пути решения

    1. Тяжело определить и сформулировать тему.

    Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.

    1. Трудно подобрать необходимую методическую литературу.

    Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.

    1. Трудно осмыслить прочитанный материал.

    Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия - это поможет систематизировать информацию.

    Ментальные карты или интеллект-карты - это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков.

    Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.

    Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция

    Приветствую моих уважаемых читателей. С вами Татьяна Сухих. Сегодня я продолжаю раскрывать темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ. Она является крайне актуальной темой. Форма самообразования может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Хочу ответить на вопрос читательницы, которая написала в комментарий к статье .

    Природный мир чрезвычайно разнообразен и богат. С детства любому ребенку необходимо привить любовь к природе. Главная роль в воспитании экологии ребят принадлежит развитию познавательного интереса ко всему окружающему. С удовольствием и интересом малыши наблюдают за домашними животными и растениями.


    План работы и темы по самообразованию для воспитателей, экологического воспитания детей в ДОУ можно приобрести на сайте My-Shop:

    • «Ознакомление с природой в детском саду» ;
    • « Войди в природу другом» ;
    • «Система экологического воспитания в ДОУ» .

    Дошколята с большим интересом смотрят на мир, окружающий их, но не все замечают. Поэтому с ними необходимо удивляться, побуждать их смотреть и видеть. В результате ребята пожелают узнать намного больше.

    Интересные наблюдения во время прогулок, первые опыты, развивающие уроки помогут деткам понять связи между живой и неживой природой.

    В таблице показаны цели, задачи, результаты самообразования.

    Цель Задачи Предусматриваемые результаты Вид отчетности

    1. Развитие у деток элементов экологии к природе.

    2. Формирование у малюток практических навыков и умений в различной деятельности в природном мире. Деятельность должна быть наделена природоохранительным характером.

    3. Развитие экологически воспитанного ребенка, сформировать человечное отношение к природному миру.

    4. Привлечение родителей в воспитании экологической культуры поведения у дошколят.

    1. Пополнение новыми сведениями и информацией в воспитательной копилке.

    2. Изготовление картотеки прогулок, картотеки поучительных игр, составление конспекта занятий, игр.

    3. Обеспечение собственного профессионального образования.

    5. Формирование знаний и навыков деток.

    6. Изучение нормативно- правовых документов по ФГОС.

    7. Изучение практического опыта.

    1. Пересмотр воспитательских ценностей, мастерства, желание улучшения образовательного процесса.

    2. Воспитание природных защитников.

    3. Созидательная активность дошколят.

    4. Положительное отношение воспитанников к природе.

    5. Проявление любознательности и стремления глубокого познания широкого круга объектов и природных явлений.

    1. Консультация для педагогов и воспитателей по экологическому развитию.

    2. Проведение анкетирования родителей.

    3. Изготовление экологических игр, пособий, картотек для прогулок.

    4. Составление конспектов уроков и развлечений.

    5. Участие в конференциях, семинарах, конкурсах, презентациях по теме.

    Пять этапов плана по самообразованию к теме экология


    I этап – информационно – аналитический. Подбор темы по самообразованию для воспитателей

    На этом этапе изучается психолого – методическая литература и подбираются экологические темы по самообразованию для воспитателей. Составляется перспективный план работы, организуются выставки игр и пособий, обобщаются опыты работы по экологическому воспитанию дошколят, вместе с родителями организуется выставка поделок из овощей, фруктов и листьев.

    II этап – внедрение в практическую деятельность

    На этом этапе разрабатывается программно – методическое обеспечение процесса образования. Формой распространения опыта является:

    • календарно-тематическое планирование;
    • наглядный материал;
    • просмотр педагогической деятельности;
    • подготовка памяток, анкет рекомендаций и советов для родителей, педагогов и детей;
    • подборка методического оснащения и пополнение методической копилки;
    • составление перспективного рабочего плана.

    III этап. План самообразования по экологии в ДОУ – это представление рабочего опыта по экологической теме.

    Составляются конспекты занятий, консультирования для родителей, педагогов, развлечения по воспитанию экологии. Далее проводится самоанализ воспитательной работы, диагностируются и отслеживаются результаты работы, оформляются отчеты в виде информационных листов в таблицах с результатами.

    IV этап – работа с семьей

    Оформляются родительские уголки по теме «Заучивание стихов о временах года». Изготавливаются папки-передвижки на следующие темы: «Лесные сокровища», «Птичья жизнь зимой», «Не причиняйте вред природе», «О чем говорят растения». Изготавливают семейные газеты, фотовыставки «Лучшие места отдыха в нашей деревне», а также читают «Изумительный книжный мир», как способ повышения культуры родителей по экологии.

    V этап – мероприятия для детей

    На данном этапе проводятся мероприятия для ребят «Осенние дары», «Природный мир глазами ребят», подготавливаются стенгазеты «Мир экологии в жизни малюток», «Берегите природные богатства», «Маленький эколог», «Зеленая аптечка». Загадываются загадки, декламируются стихи по экологии, проводятся наблюдения, тематические прогулки и изготавливаются плакаты в защиту природного мира.

    Для дошколят экология в Доу и самообразование педагогов направлено на создание и реализацию таких развлекательных замыслов, как:

    • обогащение и систематизирование знания дошколят об экологии, природном мире, предметах и явлениях внешнего мира;
    • развитие памяти, внимания, воображения, мышления, речи, сенсорики дошколят;
    • формирование желания действовать с различными игрушками и играми, побуждение к творчеству в игре, самостоятельности и инициативы;
    • воспитание творческой самостоятельности, формирование дружелюбия, дисциплинированности;
    • воспитание культуры честного соревнования в соревнованиях.

    Самообразование воспитателя в Доу по экологии возрастает вместе с размышлением над тем, чего не хватает нашим малышам. Многие педагоги занимаясь самообразованием, пришли к выводу, что дошколята являются равнодушными к окружающему миру, не замечают тот или иной природный объект, у них нет чувства единого целого с природой.

    По мнениям многих педагогов, для понимания экологии и природного мира, ребенку необходимо дать не только знания о ней, а научить слушать и сопереживать природным явлениям, научить видеть, как зеленеет травка, как поют птицы, какой звук издает ветер. Тогда обогатится и внутренний мир малышей. Но без обучения самого педагога и обогащения опыта работы не обойтись, поэтому для воспитателя будут полезны следующие вебинары:

    • «Как организовать зону природы в ДОО: методический инструментарий для воспитателей» ;
    • «Виртуальные экскурсии в ДОО как средство экологического воспитания дошкольников» .


    Как же их научить узнать и полюбить природу? Ответ прост: нам поможет игра и различные забавы. С помощью игр малютка учится общению с растениями, животными, а также взаимодействует с предметами неживой природы. Наблюдая за развлечениями, педагоги выявили, что детки не интересуются поучительными играми по экологическому содержанию. По анкетированию родителей, было обнаружено, что они не имеют знания об экологических играх. Это неправильно, они должны совершенствоваться и использовать систематически дидактические игры.

    Темы по самообразованию для воспитателей с учетом фгос по экологии направлено на повышение профессионального уровня, развитие творческой активности, инициативы в методической, инновационной деятельности в развитии детей. Над темой проводятся следующие мероприятия и действия:

    • изучение методического материала и нормативно-правовых документов;
    • реализация собственной программы;
    • проведение открытых мероприятий;
    • результаты и их обобщение на педсовете.

    Чтобы занятия с детьми были интереснее, купите компакт-диск «Исследовательская деятельность на прогулках» , a также электронное пособие «Программа для установки через Интернет» . Спешите, пока есть скидки.

    Надеюсь, уважаемая читательница, я постаралась ответить на ваш вопрос. Если что-то непонятно, напишите. А статьей поделитесь в соцсети с друзьями. Удачи!

    С уважением, Татьяна Сухих. До завтра!

    Темы по самообразованию для воспитателей: экология и экологическое воспитание в ДОУ

    4.5 (90%) 2 votes

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

    План работы по самообразованию на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

    Воспитатель:

    М. В. Орешкина

    Актуальность темы

    Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

    Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

    В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

    Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

    В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

    Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

    Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

    Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

    Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

    Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

    Гипотеза.

    Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приемов, направленных на анализ произведений художественной литературы создает условия для всестороннего развития детей, в частности: развития творческих способностей ребенка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.

    Цель работы по теме самообразования: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

    Задачи:

    Проанализировать методическую литературу по данной теме;

    Повысить своё профессиональное мастерство.

    Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

    Разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

    Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (уголок книги).

    Способствовать формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

    Способствовать приобщению детей к словесному искусству;

    Формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

    Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;

    Формировать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

    Предполагаемый результат:

    Составлен и проанализирован план изучение методической литературы;

    разработана серия наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов;

    составлена картотека игр-драматизаций;

    пополнена предметно-развивающей среды (уголок книги).

    интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;

    имеют представление о семье, о малой Родине, о гендерной принадлежности;

    самостоятельно составляют рассказы на определенные темы, сочиняют четверостишия, инсценируют отрывки из произведений.

    Родители:

    регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;

    проявляют интерес к взаимодействию с воспитателем, детьми.

    План

    работы над темой самообразования

    1 этап. Подготовительный (выявление)

    Сроки реализации

    Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

    сентябрь

    Постановка целей, задач работы

    сентябрь

    Выдвижение гипотезы

    сентябрь

    2 этап. Аналитический (изучение)

    Сроки реализации

    Составление плана работы по самообразованию

    сентябрь

    Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)

    сентябрь

    3 этап. Организационный (обобщение)

    Сроки реализации

    Теоретическая часть:

      Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

    В течение года

    Практическая часть:

      Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов, разработка серии наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, Изготовление пособий для пересказа текста, атрибутов для театральной деятельности, пополнение РППС.

      Проведение открытого мероприятия (НОД по развитию речи)

      Выступление на педагогическом совете

      Участие в работе творческих групп

    В теч. года

    В теч.года

    в теч. года

    4 этап. Завершающий (внедрение)

    Сроки реализации

    Оформление результатов обследования детей по проблеме

    В теч.года

    Оформление опыта работы:

      Систематизация теоретической части

      Систематизация практической материала

      Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

    в теч. года

    5 этап. Презентационный (распространение)

    Сроки реализации

    Выступление на педагогическом совете:

    Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи

    Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

    В теч. года

    Участие в дистанционных педагогических конкурсах

    В теч. года

    План работы на год

    Практические выходы

    Изучение методической литературы

    Сентябрь – май

    1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

    2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

    3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

    4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

    5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

    6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим

    дошкольников с литературой. – М., 1998.

    Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

    Работа с детьми

    Сентябрь-май

    Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

    Ежедневный вечер чтения.

    Чтение сказок А.С. Пушкина.

    Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

    Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

    Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

    Чтение любимых стихотворений.

    Развлечение «Расскажи стихи руками»

    Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

    Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

    Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

    Вечер памяти.

    Работа с семьёй

    Сентябрь

    Информация в уголке для родителей.

    Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.

    Фотовыставка «Наши юные таланты»

    Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

    Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

    Показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Мешок яблок»»

    Родительское собрание

    Самореализация

    Сентябрь

    Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

    Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

    Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

    Выступление на педагогическом совете.

    Обобщение работы «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

    Оформление работы.

    Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

    Выступление на педсовете.

    Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности.

    Изучение возрастных особенностей показывает, что у дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы, т.е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, сценическое творчество.