Войти
Образовательный портал. Образование
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Плановые проверки ГИТ: частота и сроки проведения. Выездные проверки ГИТ: как подготовиться работодателю? Права работодателей при проверках Проверочный лист при проведении плановой проверки гит

    Плановые проверки ГИТ: частота и сроки проведения. Выездные проверки ГИТ: как подготовиться работодателю? Права работодателей при проверках Проверочный лист при проведении плановой проверки гит

    Проверки трудовых инспекторов, которые осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, затрагивают всех работодателей — как организации (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), так и физических лиц.

    Предприниматель может постараться предварительно выяснить, что проверяет ГИТ при внеплановой проверке, но, как правило, предметом проверки является не только общее соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе предыдущих проверок нарушений, а также контроль за проведением мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

    Что нового предлагают?

    До конца июля 2019 года депутаты Госдумы обещают рассмотреть законопроект , который уточнит сроки проведения проверок юридических лиц, у которых имеются филиалы, представительства и обособленные структурные подразделения. Авторы инициативы предлагают дополнить ч.4 ст.13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» правилом, что общий срок плановой проверки не может превышать 60 рабочих дней в течение трех лет.

    Отметим, что в законодательстве подобную норму в отношении некоторых видов государственного и муниципального контроля ввели еще в 2011 году. Но из-за расплавчатости формулировок ситуация, когда компанию с обособленными подразделениями в разных регионах проверяют несколько раз и с превышением установленного срока в 60 дней, не изменилась. Чаще всего нарушают правило Россельхознадзор, Роспотребнадзор, МЧС, иногда затягивает сроки и Роструд, выяснили в Госдуме.

    Чтобы снизить административную нагрузку на организации, которые имеют филиалы в различных субъектах РФ, в законе № 294-ФЗ предлагается четко указать, какие предусмотрены сроки проверки трудовой инспекции: в новом варианте они не могут превышать 60 рабочих дней независимо от наличия обособленных подразделений. И эта норма будет распространяться на все без исключения виды муниципального и государственного планового контроля.

    Виды проверок

    По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.

    Плановая проверка

    Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня:

    • государственной регистрации юридического лица;
    • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
    • начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности, связанной с выполнением работ или предоставлением услуг, требующих предоставления уведомления о начале такой деятельности. В частности, речь идет о гостиничных и бытовых услугах, сервисах общественного питания, розничной и оптовой торговле, некоторых видах услуг по перевозке пассажиров и грузов. Подробный список этих видов деятельности можно найти в утвержденном Правительством РФ Перечне работ и услуг (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

    Кроме того, Правительством установлен перечень организаций, в отношении которых проверка может осуществляться чаще, чем раз в три года. К ним относятся компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    До 31 декабря федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля, составляют план проведения плановых проверок на следующий год и размещают его на своих официальных сайтах в сети Интернет. Найти списки проверок можно по адресам: http://git78.rostrud.ru/plan/ , https://proverki.gov.ru , http://plan.genproc.gov.ru/ . Это единственно достоверный способ, как узнать о проверке трудовой инспекции и неспешно подготовиться к ней.

    Если вашу компанию включили в план проверки, то первое, что необходимо проверить, — законно ли это включение.

    В соответствии со статьей 26.1 , с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2018 № 480-ФЗ, мораторий на проверки продлили до 31.12.2020, хотя есть и некоторые особенности. В частности, проверки, организованные надзорными органами, перешедшими на риск-ориентированный контроль, не запрещены.

    Исключения остались те же: компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    Кроме того, надзорные каникулы не распространяются на организации, совершившие грубые нарушения или лишившиеся лицензий в течение трех лет до наступления момента плановых проверок.

    Компания вправе подать в орган государственного контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагает, что проверка включена в план в нарушение положений указанной статьи. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления определен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.

    Внеплановая проверка

    Внеплановая проверка трудовой инспекции — это способ органов контроля «потушить пожар», быстро отреагировать на проблему, на нарушение закона. Поэтому надзорные каникулы на внеплановые проверки не распространяются.

    Внеплановая проверка осуществляется:

    • если истек срок исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
    • если в инспекцию труда поступили соответствующие обращения и заявления о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
    • если в инспекцию труда поступили:
      • обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;
      • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ ;
    • если руководителем инспекции труда издан приказ (распоряжение) в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, а также на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

    ВАЖНО!

    С 01.01.2017 при рассмотрении указанных обращений и заявлений, информации о фактах должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. На практике это должно означать, что при регулярных жалобах на компанию либо если ранее уже были вынесены предписания или привлечены к ответственности компания или руководитель, по отношению к этому работодателю пропадет понятие презумпции невиновности. Однако механизм еще не разработан, и как это будет происходить в реальности, сейчас сказать затруднительно.

    Что проверяет инспекция по труду при внеплановой проверке? В первую очередь, инспекторы должны найти подтверждение нарушения прав работников или в целом трудового законодательства. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение законодательства о труде, должностным лицом трудовой инспекции может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но предоставление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

    При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение, должностное лицо трудовой инспекции подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

    Как узнать о внеплановой проверке трудовой инспекции? Самостоятельно найти такую информацию невозможно. Но в законе указано, что о проведении проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом:

    • о плановой проверке — не позднее чем за три рабочих дня до ее начала;
    • о внеплановой проверке — не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

    Документарные проверки

    Документарная проверка может быть как плановой, так и внеплановой, и проводиться по месту нахождения территориального органа государственной инспекции труда. В ходе данной проверки инспектор по труду имеет право запросить документы, подтверждающие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

    При этом если он сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес организации-работодателя может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации с приложением заверенной копии распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) инспекции. Работодатель в ответ на письмо обязан в течение десяти рабочих дней направить указанные в запросе документы в виде заверенных копий либо в электронной форме.

    Выездные проверки

    При выездной проверке, которая также может оказаться как плановой, так и внеплановой, проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных работодателем документах по месту нахождения организации-работодателя. Важно отметить, что в рамках внеплановой выездной проверки государственные инспекторы труда при наличии служебного удостоверения установленного образца вправе беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей.

    Предварительное уведомление работодателя о проведении в отношении него Федеральной инспекцией труда внеплановой выездной проверки запрещено законом в следующих ситуациях:

    • когда внеплановая выездная проверка проводится в связи с поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений о фактах нарушений, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
    • когда такая проверка организуется на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

    ВАЖНО!

    С 01.01.2017 при проведении выездной проверки запрещается требовать от проверяемых предоставления документов и информации, которые были предоставлены ими в ходе проведения документарной проверки. На практике это означает, что после проведенной документарной проверки трудовая инспекция должна опираться на документы, предоставленные ей ранее, а не требовать их снова и снова.

    Срок проведения проверки трудовой инспекцией

    Срок проверки трудовой инспекцией не должен превышать 20 рабочих дней. При этом для микропредприятия такой срок установлен в 15 часов, а для малого предприятия — 50 часов. Однако на сроки проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией, если речь идет о выездных и документарных проверках, такое исключение не действует: их срок строго ограничен 20 днями.

    При необходимости инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.

    Если решение о продлении сроков проверки принято, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.

    Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

    Что проверяет трудовая инспекция

    Какие документы и за какой период вправе проверять инспекция по труду?

    В ст. 357 ТК РФ указано, что в ходе проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.

    Инспекторы вправе запросить все обязательные кадровые документы и документы по охране труда. В первую очередь проверке подвергнутся трудовые договоры с работниками. Правильность их оформления, содержание, оформление всех произошедших изменений — все это будет внимательнейшим образом проверяться.

    Также будут проверяться приказы по кадрам: прием, перевод, увольнение, отпуска. Все приказы должны иметь номер, документальное основание, подпись работника об ознакомлении.

    Обязательно инспектор запросит штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, локальные положения (например о материальном стимулировании сотрудников), журналы ознакомления с локальными актами, журналы по охране труда, журнал учета и движения трудовых книжек.

    Причем закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Что касается глубины проверки, то ограничения могут быть лишь в отношении сроков хранения документов. Следовательно, работодатель не обязан предоставлять документы, срок хранения которых истек.

    Кадровые документы должны храниться в организации в соответствии со сроками, которые установлены в утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности (п. 1.2 Перечня, Решение ВАС РФ от 21.02.2012 № 14589/11).

    Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

    Работодатель имеет право:

    • быть уведомленным в установленные сроки о предстоящей проверке;
    • потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;
    • получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) инспекции труда о проведении проверки;
    • потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, требующим такого согласования;
    • запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;
    • присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам;
    • обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения проверки и порядком ее проведения;
    • отказаться от оплаты проверки;
    • ознакомиться с результатами проверки;
    • предоставить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения вместе с заверенными копиями обосновывающих документов предоставляются в соответствующую инспекцию труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки;
    • обжаловать в административном и(или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя;
    • оспорить применение административного наказания по результатам проверки.

    При выездной проверке работодатель обязан:

    • предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки;
    • организовать личное присутствие руководителя при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда;
    • обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту;
    • вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития № 141.

    Результат проверки

    Как оформляют результаты проверок, если нарушений нет? Закон обязывает инспекторов по окончании проверки составлять акт по установленной форме (утв. Приказом Минэкономразвития № 141) в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под личную подпись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. При этом руководитель (или уполномоченный представитель) организации вправе отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.

    В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо предоставить в соответствующий орган, указанный в акте, письменные возражения.

    Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении. В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к ответственности и т. д.

    Если работодателю необходимо устранить нарушения, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

    Кроме того, работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

    Штрафы по результатам проверки

    Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.

    Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один. Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два. То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).

    Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.

    Практически при любой проверке инспекторы ГИТ могут обнаружить те или иные нарушения трудового законодательства, допускаемые работодателями. О том, на какие моменты при подготовке к проверке стоит обратить особенно пристальное внимание, читайте в этой статье.

    Вы узнаете:

    • Какие виды проверок ГИТ существуют;
    • Какие документы надо подготовить для проверки ГИТ;
    • Самые распространенные нарушения, выявляемые трудовыми инспекторами в ходе проверки.

    Трудовое законодательство предусматривает следующие виды проверок:

    • плановая проверка ГИТ;
    • внеплановая проверка ГИТ.

    Как плановые, так и внеплановые проверки ГИТ могут быть документарными или выездными.

    Чтобы плановая проверка ГИТ в 2015 году не стала для вас неожиданностью, рекомендуем изучить план проверок ГИТ в 2015 году.

    Вместе с тем предупреждаем, что даже если, изучив план проверок ГИТ, не нашли в списке свою компанию, это не означает, что в этом году к вам не нагрянут трудовые инспекторы. В отношении работодателя может быть проведена внеплановая проверка ГИТ. Чаще всего основанием для внеплановой проверки ГИТ является обращение работника в трудовую инспекцию по поводу нарушения его прав работодателем.

    Полагаем, что проверка ГИТ в 2015 году может быть сконцентрирована на инспекции порядка проведения специальной оценки рабочих мест.

    Проверка ГИТ, как правило, проводятся по двум направлениям:

    • проверяются кадровые документы (то есть документы, связанные с оформлением и прекращением трудовых отношений, порядком выплаты заработной платы, оформлением командировок и отпусков, локальные нормативные акты и прочее);
    • трудовые инспекторы проверяют документы и условия охраны труда.

    Порядок выплаты заработной платы

    Практически каждая проверка ГИТ обращает внимание на порядок выплаты зарплаты. Отметим, что поводом для внеплановой проверки чаще всего являются жалобы работников на несвоевременную выплату заработной платы.

    Самое частое правонарушение, выявляемое трудовыми инспекторами, - невыплата работникам заработной платы в установленные сроки.

    Напоминаем, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца (ч.6 ст. 136 ТК РФ). Выплата зарплаты один раз в месяц - одно из самых распространенных правонарушений.

    Дни выплаты зарплаты должны быть прописаны в трех документах (ч.6 ст. 136 ТК РФ):

    • в трудовом договоре;
    • в правилах внутреннего трудового распорядка;
    • в коллективном договоре (если он имеется в организации).

    В этих документах должны быть установлены определенные даты выплаты зарплаты, а не период времени.

    Довольно часто трудовые инспекторы выявляют нарушения выплаты заработной платы при увольнении. Помните, что произвести окончательный расчет с работником при увольнении работодатель должен в последний день работы (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).

    Если работодатель по каким-то причинам не выплатил работника заработную плату в срок, трудовые инспекторы проверяют, были ли начислены на несвоевременно выплаченную зарплату проценты, предусмотренные ст. 236 ТК РФ.

    Нарушения порядка составления и заключения трудовых договоров

    Трудовые договоры проверяет каждая проверка ГИТ и очень часто выявляет нарушения, связанные с их оформлением. Основные нарушения таковы:

    1. Работодатели по-прежнему нередко игнорируют обязанность по заключению трудовых договоров в письменной форме;

    2. Экземпляр трудового договора не выдается работнику.

    Отметим, что для трудовой инспекции важен не сам факт выдачи трудового договора, а документальное подтверждение этого факта.

    Напоминаем, что получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя (ст. 67 ТК РФ). Поэтому на экземпляре трудового договора работодателя работник должен написать «Экземпляр трудового договора получил», поставить дату и подпись.

    3. Довольно часто трудовой договор не содержит все обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ. Работодатель не вправе по своему усмотрению не включать в трудовой договор какие-либо условия, относящиеся к обязательным. Если по каким-то причинам при составлении трудового договора в его тексте не отражены все обязательные условия, необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.

    Правила внутреннего трудового распорядка

    Одно из самых частых правонарушений, которые фиксируют трудовые инспекторы, - отсутствие в компании правил внутреннего трудового распорядка (далее - ПВТР).

    ПВТР - обязательный локальный акт, который должен быть у каждого работодателя, в том числе у индивидуального предпринимателя. Все работники при приеме на работу должны быть под расписку ознакомлены с этими Правилами.

    Обращаем внимание, что и в этом случае для трудовой инспекции важно документальное подтверждение факта ознакомления работника с ПВТР. Поэтому у работодателя либо должен быть журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами, либо к ПВТР можно сделать специальный листок ознакомления, в котором работник будет ставить свою подпись.

    Нарушения, связанные с предоставление отпусков

    Одним из распространенных нарушений является отсутствие в организации графика отпусков, который обязателен и для работодателя, и для работника.

    О времени начала отпуска работник должен быть извещен под расписку не позднее чем за две недели до его начала. Подтверждение такого извещения часто отсутствует у работодателя.

    Нередко работодатели нарушают сроки оплаты предстоящего отпуска. Напомним, что ст. 136 ТК РФ предусмотрено, что оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

    Нарушение порядка применения дисциплинарных взысканий

    Трудовые инспекторы внимательно проверяют порядок применения работодателями дисциплинарных взысканий. Часто несправедливое по мнению работника наложение дисциплинарного взыскания является основанием для проведения внеплановой проверки ГИТ.

    Вот основные моменты, о которых должен помнить работодатель, привлекая работника к дисциплинарной ответственности:

    • работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности только не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (ч. 3 ст. 193 ТК РФ);
    • до применения дисциплинарного взыскания у работника надо истребовать письменное объяснение;
    • трудовое законодательство предоставляет работнику два рабочих дня для подготовки письменного объяснения и работодатель не вправе этот срок сократить. Привлечение работника к дисциплинарной ответственности до истечения этого срока является нарушением трудового законодательства;
    • если работник отказывается написать объяснение, работодатель должен составить соответствующий акт.

    Нарушения правил выдачи трудовых книжек

    Довольно частое нарушение, выявляемое инспекторами ГИТ, - невыдача работникам трудовой книжки при увольнении. Напоминаем, что в день прекращения трудового договора (последний день работы сотрудника) работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).

    Если работник по каким либо причинам отказался получить трудовую книжку, надо составит соответствующий акт. Помимо составления акта следует направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. И со дня направления такого уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки (ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ).

    Нарушения в сфере охраны труда

    Многие организации не уделяют должного внимания соблюдению требований по охране труда, и, как следствие, большинство нарушений, выявленных в результате проверок, связано с нарушением именно этих правил.

    Самые частые нарушения:

    • в организации отсутствуют журналы регистрации инструктажа по охране труда;
    • руководители организаций не проходят обязательное обучение по охране труда;
    • отсутствуют инструкции об охране труда;
    • не проводится специальная оценка условий труда;
    • работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты.

    Что чаще всего проверяют трудовые инспекторы

    По обобщенной Рострудом информации наибольшее число составляли следующие проверки:

    • оплаты труда - 42,9%;
    • трудового договора - 30,0%;
    • обучения и инструктирования работников по охране труда - 20,2%;
    • проведения специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) - 16,9%;
    • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты - 13,5%;
    • рабочего времени и времени отдыха - 13,8%;
    • проведения медицинских осмотров работников - 9,8%;
    • гарантий и компенсаций - 9,6%;
    • материальной ответственности сторон трудового договора - 8,5%;
    • дисциплины труда и трудового распорядка - 8,0%;
    • соблюдения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве - 6,0%;
    • санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников - 4,7%;
    • регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями - 4,0%;
    • коллективных договоров и соглашений - 4,2%;
    • целевого использования средств на мероприятия по охране труда - 4,0%;
    • особенностей регулирования труда других категорий работников - 3,3%;
    • обеспечения работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами - 3,0%;
    • регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет - 2,2%.

    ГИТ уже сформировала план проверок на 2019 год. Среди проверяемых компаний вы можете увидеть и свою организацию. Что нужно знать кадровику о плановых проверках ГИТ? Скачайте план для своего округа.

    В статье:

    Скачайте документы по теме:

    Как определить периодичность плановых проверок для своей компании

    Введение риск-ориентированного подхода позволяет работодателям самостоятельно просчитать, как часто их будут проверять в плановом порядке. В этом нам поможет «Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, с изменениями 2017 года).

    Положение определяет критерии, по которым всем работодателям присваивается категория риска нарушения трудовых прав. Критериев три:

    1. Устойчивость добросовестного поведения работодателя . Если ГИТ не имеет сведений о нарушениях в вашей компании, то этот показатель равен нулю. Он увеличивается, если в организации задерживали зарплату, были случаи травматизма в предыдущем году или постановление об административном наказании (штрафы или предупреждения) в трех предыдущих годах.
    2. Потенциальный вред . На этот показатель работодатель повлиять не может. Он зависит от численности пострадавших работников в отрасли в целом и рассчитывается Рострудом статистически. Раз в три года этот показатель пересматривается.
    3. Масштаб распространения негативных последствий . Этот показатель зависит от размера компании. Чем больше численность работников, тем выше указанный коэффициент.

    Частота плановых проверок напрямую зависит от присвоенной категории:

    Периодичность плановых проверок гит на 2019

    Высокий риск

    1 раз в 2 года

    Главный инспектор ГИТ РФ

    Значительный риск

    1 раз в 3 года

    Главный инспектор ГИТ в субъекте РФ

    Средний риск

    1 раз в 5 лет

    Умеренный риск

    1 раз в 6 лет

    Низкий риск

    Проверки не проводятся

    Если не уверены в своих знаниях, пройдите курс в Высшей Школе Кадровика:

    Скачать план проверок ГИТ на 2019 в своем регионе

    На сайтах территориальных ГИТ публикуются в открытом доступе планы проверок юридических лиц и ИП. Чтобы не искать на сайте свой регион, воспользуйтесь сводной таблицей от редакции.

    Если вашу организацию неправомерно включили в план проверок, работодатель имеет право написать заявление об исключении из реестра проверок.

    Одного заявления недостаточно. Если работодатель считает, что его необоснованно включили в ежегодный план проверок гит на 2019 год, ему нужно собрать целый пакет документов. Эксперт «Системы Кадры» расскажет, какие бумаги необходимы и что делать после подачи документов

    Если вы не согласны с присвоенной категорией риска, можно подать заявление об изменении категории. Более того, если в текущем году вашу компанию не наказывали за нарушения ТК РФ, то можно ходатайствовать о понижении группы риска на одну категорию.

    Характеристики плановой проверки

    Первая плановая проверка может случиться не раньше чем через три года после регистрации юридического лица или ИП (либо через три года после уведомления о начале новой деятельности).

    Плановая проверка гит в 2019 может быть выездная, когда инспектор приезжает в офис компании, или документарная, когда вы привозите в ГИТ необходимые документы. Второй вариант более щадящий.

    Характеристика плановой проверки

    Документарная проверка

    Выездная проверка

    Место проведения

    По местонахождению ГИТ

    По месту нахождения организации или месту фактического осуществления деятельности

    Срок проведения

    Общее правило: Не более 20 рабочих дней

    Срок проверки по каждому филиалу, представительству или обособленному подразделению организации устанавливается отдельно, но не более 60 рабочих дней

    Для малого предприятия - не более 50 часов в год

    Для микропредприятия - не более 15 часов в год

    Документы - основания проверки, которые предъявляет инспектор

    Запрос о предоставлении документов для проверки

    Служебное удостоверение инспектора

    Заверенная копия распоряжения о проведении проверки

    Порядок проведения мероприятия по контролю (по просьбе проверяемого лица)

    В «Системе Кадры» вы найдете список проверочных листов, и описание всех важных моментов – от периодичности до обязательных документов. Загляните в материал , чтобы подготовиться к проверкам в 2019 году.

    Как узнаеть о начале проверки?

    В плане проверки ГИТ на 2019 год не указываются конкретные даты проверки. Определен только месяц, на который проверка запланирована. Как же узнать точную дату?

    О точном дне проведения проверки ГИТ должна известить работодателя за три дня до начала проверочных мероприятий путем направления в адрес организации распоряжения о проведении плановой проверки.

    Обычно копия распоряжения высылается по почте письмом с уведомлением о вручении. И тут хитрость «не получу письмо - избегу проверки» не проходит. Потому что «…лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение, в судебной практике признаются извещенными надлежащим образом».

    Надлежащим извещением считается и направление электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, если адрес электронной почты проверяемого лица содержится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

    Пункт 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ допускает иные доступные способы уведомления. В качестве таких способов может рассматриваться вручение копии распоряжения непосредственно представителю организации с получением расписки, а также направление письма по каналу факсимильной связи.

    Бывает, что проверка гит в 2019 проводится позже, чем указано в плане. Если это происходит в том же году, а уведомление пришло вовремя, то такая проверка законна.

    К сожалению, ответ неверный. Ищите подсказки в готовом решении Как трудовая инспекция проводит плановую проверку.

    Инспекторы могут прийти к вам в гости в трех случаях: в рамках плановой, внеплановой проверки (например, после жалобы сотрудника на работодателя), а также в ходе расследования несчастного случая с работником компании. О дате проведения плановой проверки можно узнать на сайтах соответствующих надзорных ведомств (ГИТ соответствующего региона, Генеральной прокуратуры РФ).

    Если посмотреть поэтапно, проверка проходит по следующему алгоритму: организация получает уведомление от ГИТ о предоставлении документов, затем – сама проверка, после нее составляется акт и предписания по ее итогам и происходит привлечение к административной ответственности в случае нарушений.

    В каких случаях ГИТ откажет в рассмотрении жалобы работника? Узнайте ответ экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право" .

    Безусловно, на каждом этапе могут быть свои тонкости. Например, список запрашиваемых документов обязательно будет расширен: у вас в гостях инспекторы в любом случае попросит показать что-то дополнительно. И к этому надо быть готовым. С другой стороны, увидев в календаре дату визита в вашу компанию, не надо сразу впадать в уныние. Если в назначенный день компании по объективным причинам не получается принять "гостей", с ГИТ обязательно стоит обговорить возможность переноса. С датой связан и еще один момент, важный после завершения проверки. Обжаловать акт и предписание в суде можно лишь в течение 10 календарных дней со дня вручения или получения копии документа. Не забывайте об этом, если визит ГИТ в компанию намечен в преддверии праздников.

    Какие же темы и документы интересуют инспекторов, прежде всего?

    Начну с главного лица компании – генерального директора. Как вы знаете, при нарушениях ответственность может быть возложена на организацию и отдельно на должностное лицо, которым является руководитель предприятия. В этой связи особенно рискует директор-экспат. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ " " после двух административных штрафов, его могут просто не пустить на территорию России. В этой связи я рекомендую документально перенести ответственность с генерального директора на HR-руководителя или функционального менеджера. Для этого нужно будет издать приказ о возложении на него обязанности по ведению кадрового делопроизводства и ответственности за нарушения, внести соответствующие изменения в трудовой договор и должностную инструкцию, а также выдать ему доверенность на представление интересов, на право подписи в кадровых вопросах.

    Столь же интересен ГИТ трудовой договор руководителя. Практика BLS показывает, что в этом документе всегда есть ошибки: не указаны функционал и ответственность, неправильно указано место работы, условия труда и другие условия, в том числе обязательные ().

    Сразу же советую подготовить учредительные документы компании (как правило, ГИТ запрашивает копии, заверенные нотариально или печатью компании).

    В ходе проверки обязательно будет изучено штатное расписание компании. Именно в нем можно увидеть разные оклады на одинаковых должностях, что, в соответствии с законодательством, является нарушением (). Проще говоря, у одинаковых должностей должен быть одинаковый оклад. Если у вас не так, будьте готовы, что, помимо собственно штрафа за нарушение в соответствии с , придется доплатить тем, у кого зарплата была меньше (минимум за три года (срок исковой давности), а, возможно, и за весь период, если так решит инспектор ГИТ). Выход из такой ситуации есть, например, во введении уникальных должностей с разделением функционала и уникальными должностными инструкциями. Но это нужно сделать прямо сейчас, не дожидаясь плановой или чего хуже – внеплановой проверки, так как этот проект достаточно объемный и трудозатратный.

    Столь же интересны инспекторам будут документы, касающиеся зарплаты: расчетные и платежные ведомости, справки о различных выплатах и т.п. Обращу ваше внимание на то, что в документах даты выплат должны быть точными, а не плавающими "до такого-то числа". Естественно, что и начислять зарплату необходимо день в день: ни раньше, ни позже, за исключением выходных дней, в этом случае зарплата выплачивается накануне ().

    Отдельного внимания заслуживает индексация заработной платы. Она обязательно должна быть (). Следовательно, у вас запросят отдельный локальный нормативный акт, регулирующий ее проведение. Порядок ее проведения, как правило, прописывается в Положении об оплате труда или Правилах внутреннего трудового распорядка. Если его еще нет, рекомендую прямо сейчас приступать к его разработке. Напомню, что индексацию проводят на одинаковую величину и в отношении абсолютно всех сотрудников. Если у вас в ЛНА указано на 2% в год, значит, именно на этот уровень у каждого сотрудника индексируется зарплата.

    Еще один предмет анализа – табель учета рабочего времени. Этот документ – основной источник информации по охране труда. Представьте, у вас указано: инструктаж проведен и имеются подписи всех сотрудников, а табель покажет, что один из работников был в отпуске, еще двое – в командировке и т.д. А ведь именно охрана труда несет самые большие риски бизнесу. Непроведение вводного инструктажа, периодических инструктажей, медосмотров (для обязательных случаев) и многое другое – все это чревато огромными рисками. Просто скажу, если в организации нет системы охраны труда, совокупный штраф по нарушениям на одного сотрудника может достигать 600 тыс. рублей.

    Здесь добавлю еще один риск: он связан со специальной оценкой условий труда. Закон требует размещать ее результаты на корпоративном сайте (п.6 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "). У кого-то, даже сегодня, его может не быть, у иностранных представительств, возможно, нет доступа к корпоративному сайту. Уверена, проще и дешевле сделать отдельный простой сайт, чем потом доказывать в суде, что у вас не было возможности опубликовать эту информацию. Кроме того, спецоценку надо проводить не только в отношении вновь созданных рабочих мест, но и в случае переименования должностей. Об этом помнят далеко не все.

    Серьезные риски несет бизнесу система отпусков. ГИТ в ходе каждой плановой проверки проверяет график отпусков. Само отсутствие графика влечет штраф в размере до 50 тыс. руб. (), а вот непредоставление отпуска грозит таким же штрафом, но за каждый случай, то есть за каждого работника. К тому же, появилась и еще более серьезная опасность из-за неиспользованных отпусков. По результатам одной из недавних проверок столичная ГИТ озвучила новую "трактовку" нарушения. Инспекторы усмотрели признаки ("Использование рабского труда"). Возможное наказание за это – вплоть до лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.

    Очень внимательно отнеситесь к теме корпоративного автопарка: выдаче служебных автомобилей или компенсации за использование личного авто. ГИТ настойчиво пытается признать водителями всех сотрудников, использующих автомобили компании. Даже если это, например, региональный менеджер по продажам, который не выполняет функции водителя, а только перемещается между клиентами. Если эта тема затрагивает вас, будьте готовы предоставить максимум документов: от справок о прохождении медосмотров до документов, подтверждающих техническую исправность транспорта.

    Конечно, это не весь перечень запросов и документов, интересующих ГИТ. Но все они напрямую связаны с соблюдением законодательства, а значит, в ваших силах своевременно и тщательно анализировать его, следить за изменениями и судебной практикой.

    Ежегодно Роструд составляет план, определяющий работодателей, которых будут проверять в следующем году. Этот план согласуется с прокуратурой и находится в свободном доступе. Для того чтобы проверить, включена ли ваша организация в план проверок, необходимо посетить сайт инспекции по труду http://git78.rostrud.ru/plan/ или сайт прокуратуры http://procspb.ru/plan-proverok . В информации, размещенной на этих сайтах, кроме прочего, будет указан месяц проведения проверки, основания ее проведения, вид проверки (В - выездная или Д - документарная), а также название органа государственного контроля (надзора), с которым совместно данная проверка будет проводиться. Утвержденный план в течение года не корректируется.

    Заглянуть в этот план будет нелишним перед тем, как утверждается график отпусков на следующий год с тем, чтобы в указанный в графике месяц проверки ключевые сотрудники не оказались в отпуске. А если вы уже график утвердили, то, при необходимости, его придется скорректировать. Извлечение из плана проверок на 2016 год приведено в таблице 1.

    Кроме того, если в плане проверок вы видите неправомочное основание ее проведения (например, не прошло 3 года с даты государственной регистрации юрлица), то вам следует написать об этом письмо в государственную инспекцию труда, приложить копии подтверждающих документов, и тогда проверка не состоится. Как показывает практика, около 10% компаний, попадающих в план проверок, оказываются в нем без законных оснований.

    Таблица 1

    План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год (извлечение)

    Характер, виды, основания, сроки и цели проведения проверок приведены в таблице 2.

    Таблица 2

    Проверки ГИТ: виды, основания, сроки проведения

    Характер проверок

    Плановые

    Внеплановые

    Предмет проверки

    • Ø Соблюдение организацией обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами;
    • Ø соответствуют ли обязательным требованиям сведения, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
    • Ø Соблюдение организацией обязательных требований нормативных правовых актов;
    • Ø выполнение предписаний компетентных органов;
    • Ø проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.

    Основания для проведения

    Проводится по истечении трех лет со дня:

    1) государственной регистрации юрлица;

    2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;

    3) начала осуществления предпринимательской деятельности юридическим лицом.

    1) Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;

    2) поступление в инспекцию труда обращения и заявления о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

    Если в федеральную инспекцию труда поступили:

    а) обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;

    б) запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте (ст. 219 ТК РФ);

    Издание руководителем инспекции труда приказа (распоряжения) по поручениям Президента РФ, Правительства РФ, либо на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

    Срок уведомления

    Не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала любым доступным способом.

    Не позднее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.

    В случае, когда уведомление о проверке может нанести ущерб ее эффективности и позволит скрыть факт нарушения - уведомление работодателя о предстоящей проверке не допускается.

    Полученное от ГИТ уведомление следует зарегистрировать в регистрационном журнале для входящей корреспонденции в целях фиксации срока уведомления.

    Сроки проведения

    Общее правило - срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

    Для субъектов малого предпринимательства срок проведения плановой проверки составляет:

    • 50 часов - для малого предприятия;
    • 15 часов - для микропредприятия.

    При проведении внеплановой выездной проверки, а также документарной проверки субъектов малого предпринимательства применяется общеустановленное правило - 20 рабочих дней.

    При необходимости трудовая инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов.

    Если инспекция труда приняла решение о продлении сроков проверки, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за 3 рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.

    Для юрлица, которое ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ одновременно, сроки проверки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, обособленному подразделению, представительству, но при этом общий срок не может превышать шестьдесят рабочих дней.

    Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

    Виды проверок

    Выездные

    Документарные

    Место проведения

    На территории работодателя.

    На территории проверяющего органа власти.

    Плюсы и минусы видов проверок

    Плюсы - не нужно копировать, заверять, сшивать и передавать для проверки большое количество документов.

    Минусы - проверяющие могут запросить любой документ. Также инспекторы могут проверить помещения, занимаемые компанией, задавать вопросы персоналу.

    Плюсы - документы для проверки запрашиваются заранее, есть возможность их подготовить.

    Если контролирующему органу будет недостаточно предоставленных документов для проведения проверки в полном объеме, то в адрес работодателя может быть направлен запрос о предоставлении дополнительной информации.

    Работодатель обязан предоставить указанные в запросе документы или иную информацию в течение десяти рабочих дней.

    Минусы - при большом документообороте придется готовить большое кол-во документов, составлять описи и передавать документы по акту.

    Правительство России внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект № 983383-6 , которым предлагается установить специальные штрафы за задержку выплаты заработной платы, повысить проценты, предусмотренные статьей 236 Трудового кодекса, увеличить срок обращения работников в суд, разрешить инспекторам ГИТ проводить внеплановые проверки без согласования с органами прокуратуры.

    В проекте предполагается, что в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже МРОТ инспекторы ГИТ получат право на проведение внеплановой проверки работодателя. Сейчас для проведения такой проверки требуется наличие жалоб и согласие органов прокуратуры.

    Автором законопроекта является Правительство России, поэтому вероятность того, что в ближайшее время Госдума рассмотрит и примет этот законопроект, весьма высока. Таким образом, в ближайшем будущем, количество внеплановых проверок может существенно увеличиться.

    Согласно информации, размещенной на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу, за 2015 год было проведено 7153 проверки, из них всего 1170 проверок выездных, остальные 5983 - документарные (см. диаграмму 1).

    Диаграмма 1

    По проведенным проверкам за 2015 год можно сделать вывод, что в 78% случаях проведения проверок ГИТ основанием для проведения являлись обращения граждан и только 16% - были плановыми проверками (см. диаграмму 2).

    Диаграмма 2

    По еженедельным отчетам, размещаемым на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу за 2016 год, можно сделать следующие выводы:

    1) в 85 случаях из 100 проверки заканчиваются выявлением правонарушений;

    2) из выявленных нарушений более половины касаются охраны труда на предприятии;

    3) средний размер административного штрафа составляет 50 000 руб.

    Права работодателя при проведении выездной проверки

    По требованию работодателя проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения.

    Перед началом проверки руководитель организации (представитель) должен получить под роспись копию распоряжения (приказа) руководителя ГИТ, ее обязаны предоставить лица, проводящие проверку.

    Работодатель наделен правом запрашивать у должностных лиц всю информацию о том органе, который направил их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней ч. 3 ст. 14 .

    Руководитель проверяемой организации или его уполномоченное лицо имеют право присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения п. 1 ст. 21 , абз. 2 п. 8 и проверяющие не имеют права этому препятствовать.

    Работодатель имеет право на ознакомление со всеми административными регламентами мероприятий по контролю и порядку их проведения на тех объектах, которые юридическое лицо использует при ведении своей деятельности.

    Если руководитель организации (уполномоченный представитель) отсутствует при проведении проверки - выездная проверка (плановая, внеплановая) не может проводиться. Исключением являются случаи, когда проводится проверка по таким основаниям как: причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия.

    По окончании проверки инспектор должен составить акт, в котором руководитель (уполномоченное лицо) ставит свою подпись, тем самым подтверждая, что ознакомлен с результатами проведенных мероприятий ч. 1 ст. 16 , абз. 1 п. 61 .

    Если работодатель не согласен с выводами или фактами, изложенными в акте по результатам проверки (либо в предписании об устранении выявленных нарушений), он может представить свои возражения в письменной форме. Возражения представляются в орган, производивший мероприятия по контролю в течение 15 дней, с даты получения акта проверки ч. 12 ст.16 , абз. 1 п. 63 .

    Если у организации есть документы, которые могут подтвердить обоснованность возражений, то к акту прикладывают заверенные копии таких документов.

    Работодатель обладает правом обжаловать в административном или судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, в результате которых были нарушены его права ст. 254 ГПК РФ .

    Если к работодателю было применено административное наказание по результатам проверки - его тоже можно оспорить. Для этого следует представить документы, свидетельства или иные аргументы, которые могут подтвердить вашу правоту.

    Работодатель также имеет право обратиться с иском в суд о взыскании вреда или упущенной выгоды, которые были причинены действиями (бездействием) должностных лиц органа государственного контроля, и которые были признаны неправомерными ст. 22 .

    Обязанности работодателя при выездной проверке

    Работодатель обязан предоставлять для проверки документы только в том случае, если до выездной не была проведена документарная проверка ч. 5 ст. 12 , абз. 7 п. 8 .

    Если передаются оригиналы документов, то лучше всего оформлять такую передачу письменно. Сделать это можно в виде акта приема-передачи или описи.

    При подготовке документов работодатель должен руководствоваться порядком передачи персональных данных работников, который предусмотрен ст. 88 ТК РФ . А именно: в акте нужно указать, что передаваемые данные могут быть использованы только для процедур по контролю.

    Руководитель проверяемой организации обязан лично присутствовать при проведении проверки, либо обеспечить присутствие уполномоченных представителей, которые отвечают за организацию и проведение мероприятий по выполнению всех обязательных требований в сфере труда и его охраны ч. 1 ст. 25 , абз. 9 п. 8 .

    Кроме того, работодатель обязан обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, а также в здания, строения, и помещения, которые используются организацией при осуществлении ее хозяйственной деятельности, а также к оборудованию и транспорту.

    Оформление результатов проверки

    По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах, типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 .

    Один экземпляр вручают руководителю (уполномоченному лицу) проверяемой организации под роспись. Если руководитель отказывается ставить свою подпись - на акте делается соответствующая запись.

    Все юридические лица и предприниматели должны вести журнал учета проверок согласно ч. 8 ст. 16 и, в свою очередь, работодатель вправе потребовать от проверяющих произвести запись в таком журнале.

    В случае выявления правонарушений по результатам проведенной проверки государственные инспекторы труда одновременно с актом имеют право предъявлять работодателям либо их представителям предписание об устранении нарушений трудового законодательства ч. 3. ст. 16 , абз. 4 п. 60 .

    Предъявленные предписания являются обязательными для исполнения ст. 357 ТК РФ .

    Срок обжалования предписания не должен превышать:

    • 15 дней, если обжалование производится вышестоящему руководителю или Главному государственному инспектору труда РФ п. 12 ст. 16 .
    • 10 дней при обжаловании в суд ч. 2 ст. 357 ТК РФ .

    Срок обжалования начинает исчисляться с даты получения работодателем предписания, приложенного к акту проверки.

    Если в ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства и сроки привлечения к ответственности, которые установлены ст. 4.5 КоАП РФ , еще не истекли, инспектор в дополнение к акту составляет протокол об административном правонарушении абз. 6 п. 60 Регламента , п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ .

    Может случиться, что в ходе проверки будут допущены грубые нарушения установленных требований к организации и проведению проверок, тогда, согласно ч. 1 ст. 20 , ее результаты не могут являться доказательствами нарушения работодателем обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Результаты таких проверок подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) либо судом на основании заявления работодателя.

    Грубыми нарушениями при проведении проверок являются (ч. 2 ст. 20 ):

    • отсутствие оснований для проведения плановой проверки;
    • несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
    • несоблюдение сроков проведения плановых проверок;
    • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также не прошедших аттестацию граждан;
    • отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
    • несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя;
    • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
    • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля;
    • затребование документов, не относящихся к предмету проверки;
    • превышение установленных сроков проведения проверки;
    • непредставление акта проверки;
    • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план;
    • проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка.

    Глубина проведения проверки

    В статье 357 ТК РФ указано, что при проведении проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций. При этом закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Однако работодатель не обязан представлять документы, срок хранения которых истек.

    Все кадровые документы должны храниться в организации в соответствии с установленными сроками их хранения. Существует Перечень, регламентирующий сроки хранения кадровых документов, утвержден он приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 . Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности.

    Обратите внимание на Федеральный закон от 02.03.2016 N 43-ФЗ , согласно которому документы по личному составу, созданные после 2003 года необходимо хранить 50 лет. Для документов по личному составу, которые касаются прохождения госслужбы (кроме государственной гражданской) этим законом предусмотрены специальные правила.

    Какие документы запрашивают проверяющие

    До настоящего времени нет законодательно закрепленного единого перечня документов, который должна иметь в наличии каждая организация. Анализ различных нормативно-правовых актов показывает, что организации должны формировать отдельные локально-нормативные акты, вести те или иные журналы, издавать приказы и другие документы, а также соблюдать сроки их хранения. Каждая организация может составить свой перечень документов, которые должны быть именно в этой компании. В таком перечне необходимо указать не только наименования документов, но и основания их ведения, а также журналы учета документов.

    Примерный список документов, который может затребовать при проверке трудовая инспекция, приведен в таблице 3.

    Таблица 3

    № п\п

    Наименование документа

    Трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним

    Договоры о полной индивидуальной материальной ответственности и договоры о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности

    Ученические договоры

    Трудовые книжки

    Книга учета движения и приходно-расходная книга по учету трудовых книжек и вкладышей к ним

    Личные карточки работников

    Штатное расписание

    График отпусков и извещение о начале отпуска

    Табель учета рабочего времени

    Расчетные листы и приказ об утверждении формы расчетного листка

    Локальные акты. К обязательным локальным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ) и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ)

    Документы по охране труда

    Приказы (распоряжения) работодателя

    Документы воинского учета граждан

    Положение о филиале, представительстве

    Положение об аттестации

    Положение об охране коммерческой тайны

    График сменности

    Результаты медицинских обследований работников, если необходимо (ст. 212 ТК РФ)

    Иные документы (должны быть в наличии только в тех случаях, когда какие-либо действия работодателя зависят от волеизъявления работника или предусмотрены законодательством РФ)

    Трудовые инспекторы имеют право осуществлять надзор и контроль над реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (ст. 356 ТК РФ ). Кроме документов, подтверждающих выплату пособий, трудовые инспекторы могут проверить наличие аптечки, поскольку статья 223 ТК РФ обязывает работодателей создавать санитарные посты с аптечками. Аптечку иметь обязаны все организации независимо от того, относится их деятельность к производственной или нет. Инспекторы могут проверить не только само наличие аптечки в организации, но и ее комплектацию.

    Срок давности привлечения к ответственности и размеры штрафов за нарушение трудового законодательства

    Затрагивая тему проверок, невозможно обойти стороной информацию о сроке давности привлечения к ответственности за нарушения трудового законодательства. По истечении этого срока работодатель не может быть привлечен к ответственности за совершенное правонарушение независимо от наличия вины в совершении правонарушения.

    Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения ст. 4.5 КоАП РФ .

    Если же срок давности привлечения к ответственности истек - дело об административном правонарушении должно быть прекращено п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ .

    Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает истекать с момента наступления указанного срока.

    Размер административной ответственности приведен в таблице 4.

    Таблица 4.

    Ответственность за «трудовые» нарушения

    Норма

    КоАП РФ

    Правонарушение

    Ответственность

    должностных лиц

    ИП

    организаций

    ч. 2 ст. 5.27

    Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, если последний отказывается заключить трудовой договор с человеком, допущенным к работе

    ч. 3 ст. 5.27

    Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора

    5 000 - 10 000 руб.

    50 000 - 100 000 руб.

    Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения

    ч. 5 ст. 5.27

    Совершение правонарушения по ч. 2 или 3 ст. 5.27 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

    Дисквалификация на 1-3 года

    30 000 - 40 000 руб.

    100 000-200 000 руб.

    ч. 1 ст. 5.27

    Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде

    Предупреждение или 1 000 - 5000 руб.

    Предупреждение или 30 000 - 50 000 руб.

    ч. 4 ст. 5.27

    Совершение правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

    20 000 руб. или дисквалификация на 1-3 года

    10 000 - 20 000 руб.

    50 000 - 70 000 руб.

    ч. 3 ст. 5.27.1

    Допуск к труду работника, не прошедшего:

    • обучение требованиям охраны труда и проверку знаний по ним;
    • обязательный предварительный либо периодический медосмотр;
    • обязательный медосмотр в начале рабочего дня (смены);
    • обязательное психиатрическое освидетельствование

    15 000 - 25 000 руб.

    110 000 - 130 000 руб.

    Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний

    ч. 4 ст. 5.27.1

    Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

    20 000 - 30 000 руб.

    130 000 - 150 000 руб.

    ч. 1 ст. 5.27.1

    Нарушение иных государственных нормативных требований охраны труда

    Предупреждение или 2 000 - 5 000 руб.

    Предупреждение или 50 000 - 80 000 руб.

    ч. 5 ст. 5.27.1

    Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

    30 000 - 40 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года

    30 000 - 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

    100 000 - 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

    ч. 23 ст. 19.5

    Невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда

    30 000 - 50 000 руб. или дисквалификация на 1-3 года

    30 000 - 50 000 руб.

    100 000 - 200 000 руб.

    Наиболее часто встречавшиеся нарушения трудового законодательства по результатам проверок ГИТ по г. Санкт-Петербургу за 2015 год, количество вынесенных решений о назначении административной ответственности и суммы штрафов приведены в диаграммах 3, 4 и 5.

    Диаграмма 3

    Диаграмма 4

    Диаграмма 5

    Список литературы
    1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
    2. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
    3. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н.
    4. Методические рекомендации по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные Приказом Роструда от 28.10.2010 N 455
    5. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
    6. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
    7. Конвенция N 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле». Заключена в г. Женеве 11.07.1947.
    8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
    9. Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
    10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
    11. Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации (вместе с «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).
    12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
    13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
    14. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
    15. Проект Федерального закона N 983383-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.01.2016).
    16. Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»
    17. Федеральный закон от 02.03.2016 N 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации».