Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • По мнению автора связаны деятельность. Деятельность — способ существования людей — Гипермаркет знаний. Вопросы и задания к документу

    По мнению автора связаны деятельность. Деятельность — способ существования людей — Гипермаркет знаний. Вопросы и задания к документу

    Правопорядок и правоотношения

    Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов…

    В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

    Нормы права – это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

    Правоотношения – элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

    Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок…

    Правопорядок есть реализованная система права. Он включает в себя конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права…

    Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государства. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

    Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права; норм морали; норм общественных организаций; норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

    21. Какое определение общественного порядка содержится в тексте? В чем, по мнению автора, заключается специфика правопорядка? Приведите любую особенность правопорядка, отмеченную автором.

    22. Какие два элемента системы права названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите еще один любой элемент системы права.

    23. Какие три предпосылки правопорядка названы в тексте? Покажите каждую из них на примере имущественных отношений.

    24. Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения мнения автора: «Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов».

    Правосознание

    «Поскольку право представляет собой социальное явление, у людей, живущих в одном обществе, формируются определенные представления о нем. Их совокупность и образует отношение людей к этому общественному институту. В одних случаях люди доверяют праву, возлагая именно на него решение жизненных проблем. В других, напротив, право не приемлют, доказывая его ненужность, неэффективность. В таких условиях развивается правосознание, которое, по мнению современных юристов, включает такие элементы, как правовая психология и правовая идеология.

    Человек в своих поступках руководствуется определенными чувствами, на его поведение оказывает влияние настроение, переживания, формируя определенное отношения к праву. Современный законодатель придает юридическое значение душевным волнениям и настроениям людей при совершении определенных поступков… Правовой психологии свойственна стихийность, связь с личными интересами и ценностями.

    У людей существуют определенные убеждения, принципы, влияющие на их отношение к праву. Этот элемент правосознания называют главным, так как он связан с рациональным мышлением, на базе которого вырабатывается осмысление правовых явлений. В правовой идеологии заключаются требования общества и социальных групп, предъявляемые к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности, разделении властей, многопартийности и идеологического многообразия, деятельности суда.

    В формировании правовой идеологии и распространении ее в обществе принимают участие юристы, политологи, государственные и политические деятели, представители средств массовой информации.

    Правовая идеология и правовая психологии тесно взаимодействуют.

    Правомерное поведение во многом определяется уровнем правосознания членов общества. Отрицая право как важную ценность общества, проявляя нигилистическое отношение к нему, человек лишает себя основы, на которой только и возможны правопорядок, государственное и общественное развитие. Правосознание играет регулирующую роль и в процессе законотворчества и в процессе реализации права, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов.

    Знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним позволило юристам сформировать еще одно юридическое понятие, которое назвали правовая культура. Это понятие более широкое, так как включает в себя не только представления о праве. Но и правомерное поведение. Человек должен не только знать право, но и уметь пользоваться им при совершении поступков.

    22. В чем, по мнению автора, состоит нравственный потенциал правовой идеологии в демократическом обществе? Кто, по мнению автора, оказывает влияние на формирование правовой идеологии? Проиллюстрируйте влияние одного из этих субъектов конкретным примером.

    23. Каким образом, по мнению автора, связаны между собой правосознание и правомерное поведение? Используя обществоведческие знание, охарактеризуйте понятие «правовой нигилизм» и укажите в чем состоит его негативное влияние на личность и общество в целом.

    24. Привлекая обществоведческие знания, назовите любые три фактора, влияющие на правовую культуру общества.

    Главное противоречие, с которым столкнулся современный человек, это резкое несоответствие между биологическими и социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный по последним достижениям науки и техники. В силу чего возникает проблема: к какому состоянию идёт мир? Первый вариант: это может быть более развитый, прогрессирующий в экономическом, политическом, нравственном и ином отношении мир. Но может быть и иной вариант: мир, деградирующий по некоторым из этих отношений или по всем сразу. Но пока ясно только одно: человечество... получило к началу XXI в. в своё распоряжение очень мощные средства влияния как на природу, так и на общество...

    Человек как социально-биологическое существо функционирует на стыке двух противоположных типов необходимостей. Необходимости первого типа - это совокупность биологических, социальных и иных потребностей. Среди них ведущими являются потребности, идущие от человеческого тела. Человеку необходимо есть, пить, отдыхать, нужен какой-то минимальный уровень комфорта, какой-то личностный круг общения и т.п. Всё это в определённом контексте может послужить основой для эгоистических стратегий человеческого существования. Так, в центр таких стратегий может быть поставлено благополучие одной конкретной личности, одной семьи, (какого-то круга людей, связанных между собой кровнородственными или деловыми связями, и т.п. ...

    Необходимости второго типа связаны с социально-духовным содержанием человеческого сознания и, в первую очередь, с морально-этическими нормами, среди которых на первое место выходит человеческая совесть, понимаемая различными философскими школами по-разному. Но все эти школы сходятся в одном: именно совесть является неотъемлемым компонентом таких переживаний, как сострадание, альтруизм, героизм и т.п. Совесть также является одним из компонентов духовности... Ситуация современной жизни такова, что... бездуховность начинает пронизывать всё общество, и одним из наиболее опасных его следствий является понижение чувства ответственности личности. Такое понижение ответственности личности может осуществляться в некоем «коридоре» - от невнимания к объекту общения или управления и т.п. до полного игнорирования его потребностей и интересов. Если же бездуховная личность окажется в жизненно важных точках государственного, экономического, политического и т.д. механизма, то её неадекватные действия могут привести к различного рода катаклизмам.

    (Т.Д. Стерледева, Р.К. Стерледев)


    Показать ответ

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

    1) ответ на вопрос : одним из самых опасных следствий бездуховности является понижение чувства ответственности личности;

    (Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

    2) суждение , раскрывающее противоречивое влияние массовой культуры на духовность личности, например: произведения массовой культуры нередко пропагандируют насилие, что негативно сказывается на духовности личности; при этом массовая культура (в рамках просветительских программ) даёт возможность рядовому зрителю приобщиться к шедеврам мировой культуры. Может быть высказано иное суждение.

    Суждение, раскрывающее не противоречивое влияние массовой культуры, а лишь любой из аспектов влияния, не засчитывается при оценивании

    Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?

    👩 Опытные преподаватели
    🖥 Современная цифровая платформа
    📈 Отслеживание прогресса
    И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
    → Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!

    Итоговая контрольная работа по обществознанию. 11 класс .

      Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Как вид духовного __(А) наука включает в себя особую деятельность человека по приращению существующего и получению нового __(Б). Результатом данной деятельности становится __(В) научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития знания. Согласно __(Г) модели наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно __(Д) модели наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс __(Е)».

    Список терминов:

    1) знание

      эволюционная

      производство

      познание

      теория

      потребление

      образование

      революционная

      система

      Окончив эстрадно-цирковое училище, Пётр и его друзья создали музыкальную группу: они зарегистрировали её в установленном законом порядке, записали альбом и отправились в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.

      малая группа

      референтная группа

      неформальная группа

      профессиональная группа

      большая группа

      формальная группа

      В семье гражданки РФ и гражданина страны Z , проживающих на территории РФ, родился сын. Используя обществоведческие знания, объясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына. Приведите три объяснения.

      Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца -

      СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

      А) премьера телесериала 1) массовая

      Б) фестиваль фольклорных коллективов 2) народная

      В) празднование дня Ивана Купалы

      Г) скандал с участием поп-звезды

      Д) переиздание детектива-бестселлера

      Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.

      Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».

      1) Образность; 2) эмоциональность; 3) фантазия; 4) обоснованность; 5) субъективность; 6) гипотеза.

      Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.

      Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ, и одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.

      Прочитайте фрагмент научного текста: «Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие». Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию.

      Прочитайте текст и выполните задания

      Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале...

      Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

      Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

      Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

      (Д. А. Лалетин)

      Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

    Название документа в 1.doc

    Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 1. 10 класс.

    О том, как, в силу каких причин и условий возник­ло общество, в научных представлениях прошлого и на­стоящего нет однозначного решения. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак общества - совокупность инди­видов, обладающих сознанием и волей.

    Что же придаёт совокупности индивидов характер общества? Как подтверждают историческая и социоло­гическая науки, объединение индивидов в человече­ское общество происходит лишь на основе общего инте­реса. Без общих интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обсто­ятельство, что в одном и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу... главное состоит в том, какие из интересов преобладают. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных ин­тересов его членов. Несовместимость этих интересов ве­дёт к дестабилизации общественной жизни.

    Общество создаётся на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного со­трудничества его индивидов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижи­мы для отдельного человека<...>

    Но не всякая совокупность людей, объединённых общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес - но это не общество. <...> Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие.

    Общество - не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одарённого волей и сознанием<...>

    Человек - первичная клеточка общества. Но обще­ство не есть механический конгломерат индивидов. Это сложное социальное образование, состоящее из много­образных связей и отношений, складывающихся меж­ду членами общества и их различными объединениями.

    Для общества как объединения взаимодействую­щих индивидов характерен организующий фактор, ко­торый определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет са­мо общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного пове­дения (В.Н. Хропанюк).

    С 1. Какие основные элементы - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.

    С3. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, укажите, что понимается под вырабатываемыми обществом «правилами обще­обязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?

    С4.Автор утверждает, что «общество не есть механи­ческий конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, под­тверждающих точку зрения автора.

    С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в по­нятие «мировоззрение»? Привлекая знания общество­ведческого курса, составьте два предложения, содержа­щие информацию о мировоззрении.

    С 5. Назовите любые три характерные особенности научного познания.

    С6 . Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Укажите любые три черты человеческой деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.

    С7. Описывая человеческие потребности, американский социолог А. Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает со­стояния полного, завершённого удовлетворения. Объ­ясните, что имел в виду учёный, когда называл челове­ка «желающим существом»? Сформулируйте своё отно­шение к затронутой проблеме и подтвердите его двумя аргументами.

    С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности научного мышления». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунк­тах.

    ‹ ›

    Название документа в 2.doc

    Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 2. 10 класс.

    Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

    «Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы самого челове­ка как личности, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, соци­альные институты, поддерживающие отношения, - главные, хотя и не единственные, его элементы.

    Понятие общества следует отличать от других близ­ких понятий: «государство», «народ», «нация». Госу­дарство - это основанная на праве и законе форма ор­ганизации жизни народов и наций как сообществ. Го­сударство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ - преимущественно социальная форма общности людей, связанных язы­ком, культурой, происхождением. Нация - этносоци­альная форма общности людей, связанная с государст­венностью, экономическими, политическими, духов­ными отношениями. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим поня­тием является понятие общества.

    Специфика общества связана с признаком самодос­таточности. Самодостаточной называют систему, спо­собную своей собственной деятельностью (функциони­рованием) создавать и воссоздавать необходимые усло­вия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает спо­собность производить всё необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями вы­ступают экономические, политико-правовые, нрав­ственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной де­ятельности, являющейся основной субстанцией, спосо­бом существования людей в мире» (Б.И Каверин, И.В.Демидов).

    С3. В тексте упоминаются социальные институты. Дайте определение понятия «социальный институт». Охарактеризуйте любые два социальных института.

    С4. Автор утверждает, что совместная деятельность является «основной субстанцией существования лю­дей». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приве­дите три аргумента, подтверждающие точку зрения ав­тора.

    С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в по­нятие «народная культура»? Привлекая знания обще­ствоведческого курса, составьте два предложения, со­держащие информацию о народной культуре.

    С 5. Назовите любые три характерных признака религии.

    С6 . С помощью трёх примеров проиллюстрируйте основные положения этики современного учёного. Сначала сформулируйте этическое правило, затем приведите пример.

    С7. Отечественная наука выработала учение о де­ятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека, потому что она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. Назовите ведущие виды деятельности дошкольника, подростка и взрослого человека. Какие черты личности могут сформироваться на школьном этапе социализации?

    С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Многовариантность общественного развития». Составьте план, в соответствии с которым вы будете ос­вещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    ‹ ›

    Название документа в 3.doc

    Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 3. 10 класс.

    Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

    «Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социаль­ных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные ми­ры называют субкультурами.

    У одного языка - несколько диалектов. Группы, го­ворящие на разных диалектах, - субкультуры; груп­пы, говорящие на разных языках, - различные куль­туры. Когда люди из двух групп, несмотря на несход­ство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры - всего лишь варианты одной, господст­вующей культуры. Романские языки произошли от ла­тинского благодаря изменению количества гласных и согласных. Они являются новыми языками, но не ди­алектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры.

    Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоя­щая целому, но в главных чертах согласующаяся и про­должающая культуру нации, которая получила назва­ние доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причёской, одеждой, обы­чаями. Различия могут быть очень сильными, но суб­культура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для неё.

    <...>У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детишки, постоян­но общающиеся во дворе, создают своеобразную суб­культуру, понятную только им. Но шимпанзе и горил­лы, сколько бы они не взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка - этой праматери культуры.

    Контркультура обозначает такую субкультуру, ко­торая не просто отличается от доминирующей культу­ры, но противостоит, находиться в конфликте с господ­ствующими ценностями.

    <...>Возникновение контркультуры на самом деле - явление вполне обычное и распространённое. Домини­рующая культура... не способна охватить всё многооб­разие явлений. Оставшиеся делят между собой суб- и контркультуры (А.И. Кравченко).

    С 3. Дайте одно из определений термина «культура», известных вам из курса обществознания. Сформули­руйте три тезиса о роли культуры для общества.

    С4. Исходя из определения контркультуры, данного автором, приведите два примера контркультуры

    и по­ясните, почему вы их отнесли к контркультуре, а не субкультуре.

    С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществовед­ческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.

    С5. Назовите любые три характерных признака мо­рали.

    С6. Сформулируйте две общие характеристики, ко­торые могут быть свойственны элитарной и массовой культуре, и проиллюстрируйте их примерами.

    С7. Обществоведам известны разные классифика ции наук. О. Конт построил пирамиду фундаменталь­ных наук человечества, на вершине которой находятся учения об обществе и человеке. Назовите два отличия социальных знаний от гуманитарных. К какому виду знаний относится философия? Приведите два аргумен­та, подтверждающих ваш ответ.

    С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Образование и его значение для личности и об­щества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детали­зированы в подпунктах.

    ‹ ›

    Название документа отв. 1.doc

    Ответы Вариант 1.

    С1.

    Какие основные элемен­ты - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.

    1) совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей;

    2) объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общих интересов;

    3) общество создаётся на основе взаимных интере­сов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов;

    4) общество вырабатывает правила общеобязатель­ного поведения.

    С2.

    «Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов».

    Введение права частной собственности в российское за­конодательство легализовало начало развития рыноч­ных отношений в России, при этом эта мера во многом соответствовала личным интересам россиян.

    С3. Опираясь на знание обще­ствоведческого курса, других учебных дисциплин, ука жите, что понимается под вырабатываемыми обще­ством «правилами общеобязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?

    «Вырабатывае­мые обществом правила общеобязательного поведения представляют собой право (нормы права)».

    Устанавливаются государством;

    Носят общеобязательный характер;

    Закреплены законодательно;

    Их реализация гарантирована государством через государственное принуждение.

    С4. Автор утверждает, что «об­щество не есть механический конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

    1) общество представляет собой систему взаимодей­ствующих элементов;

    2) основой любого общества является совместная де­ятельность;

    3) многообразные связи, возникающие в обществе, представляют разные формы общественных отношений.

    С5.1. Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, которое находит отра­жение в системе ценностей и идеалов личности, соци­альной группы, общества.

    Примеры предложений:

    1. Мировоззрение современного человека существен­но отличается от мировоззрения средневекового чело­века.

    2. Мировоззрение человека может сформироваться только в обществе.

    С5.2. Могут быть приведены следующие характер­ные особенности научного познания:

    1) принцип объективности;

    2) рационалистическая обоснованность;

    3) проверяемость;

    4) системность.

    С6. Сознательность.

    Пример: зная об угрозе жиз­ни, спасатели вели работу по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

    2. Орудийный характер.

    Пример: в Москве развер­нулось строительство жилья, в ходе которого использу­ются новейшее оборудование и искусственные материалы.

    3. Преобразующий характер.

    Пример: в ходе неоли­тической революции человечество перешло от собира­тельства и охоты к земледелию и скотоводству, от при­сваивающего хозяйства и к производящему, которое изменило планету Земля.

    С7. Объяснение: А. Маслоу называл человека «желающим существом », потому что в основе деятельности любого человека лежат неудовлетворённые потребнос­ти (физиологические, социальные, духовные).

    Отношение: с мнением Маслоу можно согласиться/ несогласиться.

    Аргументы:

    1. Схематически иерархию потребностей Маслоу часто изображают в виде пирамиды, основанием кото­рой являются физиологические потребности, а верши­ной - потребности в самоактуализации.

    2. Потребности в самоактуализации безграничны, потому что нет пределов творческим силам человека.

    3. Процесс самоактуализации требует от человека постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказы­ваться от старых привычек и установленных правил. А это может увеличить тревогу и страх человека, что возвращает его к необходимости удовлетворения по­требностей в безопасности и стабильности существова­ния (экзистенциальных потребностей) и т.д.

    4. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Одна потребность удов­летворена, другая всплывает на поверхность и направ­ляет внимание и усилия человека.

    С8. 1. Что такое наука? Признаки научного познания:

    а) принцип объективности;

    б) рационалистическая обоснованность;

    в) системность знания;

    г) принципиальная проверяемость;

    д) прогностичность, предсказательная сила.

    2. Уровни научного знания: эмпирический и теорети­ческий.

    3. Методы эмпирического познания:

    а) наблюдение и эксперимент;

    б) измерение и классификация;

    в) систематизация и описание.

    4. Методы теоретического познания:

    а) восхождение от абстрактного к конкретному;

    б) формализация;

    в) моделирование.

    5. Универсальные методы научного познания:

    а) анализ и синтез;

    б) индукция и дедукция;

    в) аналогия и моделирование;

    г) абстрагирование и идеализация.

    6. Особенности мышления в области общественных наук:

    а) субъект и объект познания совпадают;

    б) социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

    в) сложность объекта познания - общества;

    г) вероятностный характер закономерностей;

    д) ограниченность применения эксперимента как ме­тода познания.

    7. Отличительные характеристики социального и гу­манитарного мышления:

    а) изучение фактов, законов, зависимостей обще­ственно-исторического процесса;

    б) изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия;

    в) понимание, обращение к текстам;

    г) невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям.

    ‹ ›

    Название документа отв. 2.doc

    Ответы Вариант 2.

    С1. Самодостаточность общества автор видит в том, что общество способно «своей собственной деятельно­стью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и са­мостоятельности... это означает способность произво­дить всё необходимое для совместной жизни людей».

    С2. Автор считает, что понятие «государство» и понятие «общество» «пересекаются: нет государства вне общества». Понятие общества является всеохватываю­щим понятием. «Государство - главный аппарат уп­равления страной (обществом) и сама страна».

    СЗ. Социальный институт - это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, ре­гулируемая нормами, традициями, обычаями, и на­правленная на удовлетворение потребностей.

    1. Социальным институтом является семья, форма совместной деятельности, которая регулируется как за­конодательно, так и традициями и направлена на по­требность в продолжении рода.

    2. Религия - социальный институт, направленный на удовлетворение духовных потребностей общества, поиск смысла жизни.

    С4. Могут быть приведены следующие аргументы, подтверждающие точку зрения автора:

    1. Человека делает человеком общение. Общение - это особый вид деятельности.

    2. В процессе деятельности человек осознаёт цели, прогнозирует результат.

    3. Только в процессе деятельности могут быть созда­ны условия для функционирования общества.

    С5.1. Народная культура - особый вид культуры, создаваемый народом, пласт национальной культуры.

    Примеры предложений:

    1. Произведения народной культуры передаются «из уст в уста».

    2. Народная культура живёт в фольклоре, народных танцах, музыке.

    С5.2. Могут быть приведены следующие признаки религии:

    1) форма мировоззрения;

    2) основана на вере в сверхъестественные силы;

    3) предписывает определённое поведение верующим;

    4) содержит систему обрядов, ритуалов.

    С6. 1. Правило: учёный должен быть честен и объ­ективен, добросовестно проверяя результаты своего от­крытия.

    2. Правило: учёный должен проявлять уважение к творцам науки прошлого, к своим коллегам, для учёно­го недопустим плагиат.

    Пример: в статье учёного М. со­держатся ссылки на работы других исследователей, его предшественников.

      Правило: учёный должен думать о социальных последствиях своих открытий, следуя принципу, впер­вые сформулированному Гиппократом: «не навреди».

    Пример: академик А.Д. Сахаров, которого называют «отцом водородной бомбы», активно выступал за не­распространение ядерного оружия и получил Нобелев­скую премию мира.

    Пример: учёные первые выразили тревогу за последствия НТП и включились в профес­сиональные и массовые экологические движения.

    При­мер: учёный Н. Бехтерева заявила о прекращении ряда экспериментов по расширению возможностей человече­ского мозга из-за непредсказуемости последствий.

    С7. Виды деятельности:

    У ребёнка до поступления в школу ведущий вид де­ятельности - игра, познание мира.

    У подростка - общение со сверстниками, учёба.

    У взрослого человека - труд.

    Черты личности, которые формируются у школь­ника:

    1. Любознательность, освоение норм и ценностей, освоение ролей, правил поведения в обществе (общи­тельность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.).

    2. Адекватная самооценка, образ себя, умение уп­равлять собой (скромность - самовлюблённость, само­критичность - самоуверенность и т.д.).

    3. Отношение к делу (ответственность, добросовест­ность, целеустремленность или лень, умение планиро­вать перспективные цели и др.).

    4. Отношение к собственности (щедрость - жад­ность, бережливость - расточительность, аккурат­ность - неряшливость и т.д.).

    Следует отметить опре­делённую условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных лично­стных черт.

    С8. 1. Общество как сложноорганизованная саморазвиваю­щаяся открытая система.

    2. Пути общественного развития:

    а) понятия «реформа» и «революция»:

    б) понятия «инновация» и «модернизация».

    3. Формационный и цивилизационный подходы к изу­чению общества:

    а) ступени развития человеческого общества (перво­бытное, рабовладельческое, феодальное, капита­листическое, коммунистическое);

    б) характеристика аграрного, индустриального, пост­индустриального обществ.

    4. Сущность понятий «прогресс», «регресс», цикличе­ское развитие.

    5. Критерии прогрессивного развития общества:

    а) средняя продолжительность жизни человека;

    б) состояние здоровья;

    в) уровень образования, развитие различных сфер культуры;

    г) отношение к природе;

    д) степень соблюдения прав человека и др.

    6. Противоречивость общественного прогресса.

    7. Взгляды мыслителей на направленность обществен­ного развития:

    С3. Может быть дано одно из определений культуры:

    Культура - совокупность духовных и материаль­ных ценностей общества.

    Культура - вторая природа и т.д. Роль культуры для общества:

    1. Культура позволяет общаться как отдельным лю­дям, так и разным народам.

    2. Культура делает общество духовно богатым.

    С4. Могут быть названы такие примеры конткультуры:

    1) религиозные секты;

    2) скинхэды в современной России.

    И религиозные секты и скинхеды, безусловно, обла­дают своей культурой. Но ценности, ими провозгла­шаемые, общество отторгает. Это отражено, например, в действующем законодательстве.

    С5.1. Образование - целенаправленный процесс вос­питания и обучения человека. Примеры предложения:

    1. Без образования невозможно ничего достичь в современном мире.

    2. Образование тесно связано с наукой и научными достижениями.

    С5.2. Могут быть приведены следующие характер ные признаки морали:

    1) представляет совокупность общественных цен­ностей;

    2) содержит образцы поведения в обществе;

    3) подвержена изменениям;

    4) в качестве санкции использует общественное по­рицание;

    5) нормы морали могут существовать в устной и письменной формах.

    С6. 1. Характеристика: обе культуры нуждаются в распространении и тиражировании.

    Пример: стихи А. Пушкина, А. Блока и других классиков (элитарная культура) издаются массовыми тиражами.

    2. Характеристика: произведения массовой и эли­тарной культуры могут приносить авторам существен­ный доход.

    Пример: романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и П. Пикассо, фильмы А. А. Тар­ковского и А. Куросавы имеют высокую коммерческую ценность.

    3. Характеристика: могут содержать одинаковые идеи, общие ценности.

    Пример: эстрадная певица А. Пугачёва исполняет песни, ставшие шлягерами мас­совой культуры, на стихи поэтов Б. Пастернака, М. Цветаевой, творчество которых относится к элитар­ной культуре.

    С7. Отличия:

    Социальное знание - это знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отно­шениях между народами, классами, другими социаль­ными группами (демографическими, профессиональ­ными).

    Гуманитарное знание рассматривает внутренний мир человека, цели и мотивы его деятельности, духов­ные ценности.

    Ответ на вопрос: философия относится к гуманитар­ным знаниям.

    Аргументы:

    1. Частью философии являются этика, аксиология, религоведение, а это науки, объектом которых являют­ся духовные ценности человеке и человечества.

    2. Философия формулирует так называемые «веч­ные вопросы», ответ на которые важен каждому чело­веку.

    С8.

    1. Образование как социальный институт общества.

    2. Образование как основной фактор первичной соци­ализации личности.

    3. Общая структура системы образования РФ:

    а) дошкольное образование;

    б) среднее (школьное) образование;

    в) среднее профессиональное образование;

    г) высшее профессиональное образование.

    4. Государственная общенациональная образователь­ная политика:

    а) Закон РФ «Об образовании» о проблемах и направ­лениях развития российской системы образова­ния;

    б) принцип непрерывности и преемственности про­цесса образования.

    5. Функции непрерывного образования:

    а) компенсирующая (восполняющая пробелы в обра­зовании);

    б) адаптивная (оперативная переподготовка в усло­виях быстро меняющейся экономической и соци­альной ситуации);

    в) развивающая (удовлетворение потребностей твор­ческого роста).

    6. Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности.

    7. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информа­ционного общества.

    8. Почему образование является национальным богат­ством страны?

    Необходимость фундаментально подготовленных людей:

    а) для обеспечения потребностей модернизации;

    б) для разработки и реализации принципов новой экономики;

    в) для развития гражданского общества и правового государства;

    г) для формирования духовности и культуры, чувст­ва любви к Родине, ответственности за её судьбу.

    ‹ ›

    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку