Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Понятие и особенности юридической ответственности. IV. Список использованной литературы

    Понятие и особенности юридической ответственности.  IV. Список использованной литературы

    Лекция:

    Понятие, принципы и функции юридической ответственности


    Поведение человека может быть правомерным и неправомерным. Неправомерное поведение нарушает нормы права и является правонарушением.


    Правонарушение – это противоправное виновное деяние гражданина или должностного лица, влекущее за собой юридическую ответственность.

    Противоправное деяние может быть в форме действия (активное поведение) либо бездействия (пассивное поведение). Пример действия: избиение, кража, проезд на красный свет светофора, наезд на пешехода и др. Пример бездействия: неуплата налогов, неоказание врачом помощи больному и др.

    Признаками правонарушения являются:

      действие или бездействие;

      причинение вреда;

      наличие вины (психического отношения лица к совершаемому правонарушению, выражающееся в форме неосторожности или умысла);

      общественная опасность.

    Виды правонарушений:

      проступки (административные, дисциплинарные, гражданские правонарушения);

      преступления (уголовные правонарушения).

    Правонарушение влечёт за собой юридическую ответственность.

    Государственное принуждение строго регламентировано законом и связано с принуждением к исполнению норм права. Органами государственного принуждения являются полиция, прокуратура, суд, администрации государственных учреждений. Юридическая ответственность возникает как реакция на вред, причинённый правонарушителем, и приводит к определённым лишениям виновного, ущемлением или ограничением его личных и имущественных прав.

    Признаки юридической ответственности:

      наступает за совершение противоправного деяния;

      закреплена в нормах права в форме санкций;

      приводит к неблагоприятным последствиям для виновного лица;

      виновные привлекаются к ответственности только компетентными государственными органами;

      осуществляется в процессуальных формах.

    Юридическая ответственность имеет целью наказание виновного и предупреждение совершения правонарушений. Она основана на принципах:

      законности – точное и неуклонное исполнение закона;

      справедливости – виновный несёт ответственность только за своё собственное поведение;

      целесообразности – мера наказания должна соответствовать цели юридической ответственности;

      неотвратимости – ни одно правонарушение или преступление не должно остаться нераскрытым, ни один правонарушитель или преступник не должен уйти от наказания;

      гуманности – не допускаются меры наказания, причиняющие физические страдания или унижающие человеческое достоинство.

    Как социальный институт юридическая ответственность выполняет следующие функции:

      Карательная – наказание виновного, совершившего правонарушение;

      Правовосстановительная – восстановление нарушенного права либо возмещение причиненного действиями виновного лица вреда;

      Превентивная – предупреждение всего общества о наказуемости противоправного поведения;

      Воспитательная – воспитание всего общества в духе уважения к закону и перевоспитание преступника.

      Регулятивная – санкции, как и право в целом, регулируют отношения людей, организуют их деятельность.

    Общественная значимость юридической ответственности заключается в том, что:

      Во – первых, она карает тех, кто преступил закон.

      Во – вторых, восстанавливает права лиц, нарушенных действиями виновного.

      В – третьих, предупреждает совершение новых правонарушений, преступлений.

      В – четвертых, перевоспитывает правонарушителя, преступника.

    Виды юридической ответственности

    К видам юридической ответственности относятся уголовная, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная и материальная.

    • Дисциплинарная ответственность – меры дисциплинарного взыскания, применяемые администрацией учреждения к сотруднику, совершившему дисциплинарный проступок, закреплённые в Трудовом Кодексе РФ. Примеры привлечения: опоздание на работу или прогул, использование нецензурной лексики, неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей. К дисциплинарным взысканиям относятся замечание, выговор, увольнение.
    • Материальная ответственность – меры наказания, применяемые за материальный ущерб, причинённый действиями сотрудников учреждения физическому лицу или организации, закреплённые в Трудовом Кодексе РФ. Примеры привлечения: порча оборудования, недостача имущественных ценностей. Материальное возмещение ущерба может быть в полном объёме либо в его части.
    • Гражданско – правовая ответственность – меры воздействия, применяемые за нарушения имущественных и личных неимущественных прав, закреплённые в Гражданском Кодексе РФ. По общему правилу наступает с 18 лет, а в случае эмансипации с 16 лет. Если человеку, совершившему гражданско - правовой проступок нет 14 лет, то ответственность несут родители или другие законные представители. Особенностью гражданско - правовой ответственности является то, что наличие вины не является обязательным условием её наступления. К примеру, сотрудники полиции взломали дверь квартиры гражданина А., чтобы поймать преступника. Вины полиции в порче имущества гражданина А. нет, они совершали необходимые процессуальные действия, но тем не менее нанесённый вред должен быть возмещён. Другой пример, должник не выполнил договорное обязательство в срок из-за того, что сильно заболел, то есть из-за независящих от него обстоятельств. Вины должника в просрочке нет, но гражданско - правовая ответственность возникнет, если кредитор подаст на него исковое заявление в суд. Примеры привлечения: неуплата алиментов, неисполнение договора поставки груза, несоблюдение срока погашения кредита, клевета, нарушение авторских прав и др. Мерами гражданско-правовой ответственности являются : возмещение вреда, взыскание неустойки, конфискация, ограничение дееспособности в результате злоупотребления спиртными напитками и др.
    • Административная ответственность – меры воздействия, применяемые государственными органами исполнительной власти и органами МСУ, закрепленные в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Наступает с 16 лет. Примеры привлечения: превышение скорости, уничтожение знаков дорожного движения, самовольное занятие земельного участка, распитие спиртных напитков в общественном месте и др. К административным наказаниям относятся: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, лишение права занимать руководящую должность и др.
    • Уголовная ответственность – меры воздействия, применяемые за совершение преступлений, закреплённые в Уголовном Кодексе РФ. Наступает с 16 лет, а за тяжкие и особо тяжкие преступления с 14 лет. Если человек, совершивший преступление моложе 14 лет, к нему наказание по уголовному закону не применяется. Он помещается в специализированное учреждение, осуществляющее меры воспитательного воздействия, на срок не более трёх лет. Примеры привлечения: кража, убийство, порча чужого имущества, мошенничество, угон автомобиля и др. К мерам уголовного наказания относятся: штраф, лишение права занимать определенные должности, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы, смертная казнь и др.

    Заключение

    Рассмотрев таким образом понятие, признаки и виды юридической ответственности, еще раз хочется указать на актуальность изучения данной проблемы: «Сама юридическая ответственность является продуктом общественного развития. Она порождается необходимостью регулирования, охраны правопорядка, восстановления общественных отношений, вытеснения социально вредных отношений. Являясь производным от общественного развития, юридическая ответственность сама начинает оказывать прогрессивное воздействие. Функции юридической ответственности обусловлены ее исторической целью и служебной ролью в жизни общества, а также объективными закономерностями общественного развития, теми целями и задачами, которые ставит перед собой общество, государство. Трудный переходный период, который переживает наше общество и государство, характеризуется не только утверждением общечеловеческих ценностей, но и разгулом правонарушаемости, злоупотреблением правом, безответственностью, падением общей культуры, правовой культуры, разрушением моральных норм и другими негативными явлениями. Регулирующее, превентивное, карательное, восстановительное, воспитательное воздействие юридической ответственности обусловлено необходимостью утверждения общечеловеческих ценностей, вытеснением вредных для общества отношений, сокращением правонарушений, построением гражданского общества и правового государства, повышением культурного, морального облика нации. Историческая цель юридической ответственности обусловлена необходимостью прогрессивного развития общества и государства».

    «Причиной возрастающего количества совершаемых ежегодно правонарушений стала не только неоднозначность трактовки общего понятия юридической ответственности, но и возникающие вследствие этого определенные трудности в избрании конкретных ее мер, а также в целом и в неоднозначном толковании законодательных актов. Такое положение явилось следствием отсутствия четкого определения принципов юридической ответственности».

    Уяснение и изучение проблемы юридической ответственности имеет очень важное познавательное значение, поскольку их совокупность дает обобщенную характеристику ответственности в праве, позволяет раскрыть сущность института юридической ответственности. В этом отражаются глубокие, устойчивые связи, с помощью которых институт ответственности в праве существует и функционирует в рамках правовой системы. В юридической ответственности находит свое выражение Право в целом, в соответствии с которой строится правовое регулирование в обществе.

    Список использованной литературы

    1. Алексеев, И.А. К вопросу о понятии ответственности в системе права // Государство и право. - 2009. - №2. - С.83 - 87.

    2. Иванов, А.А. Цели юридической ответственности, её функции и принципы // Государство и право. - 2003. - №6. - С.66 - 69.

    3. Игбаева, Г.Р. Принципы юридической ответственности // Вестник Уфимского юридического института МВД России.-2002.-№2.-С.109 - 113.

    4. Калинкин, С.В. Обратная сила уголовного закона и принцип неотвратимости уголовной ответственности / Журнал Российского права. - 2008. - №1. - С.71 - 72.

    5. Каплунов, А.И. О классификации мер государственного принуждения // Государство и право. - 2006. - №3. - С.5 - 13.

    6. Липинский, Д.А. Понятие и виды функций юридической ответственности // Право и политика. - 2003. - №10. - С.11 - 16.

    7. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2004. - С.504 - 526.

    8. Теория государства и права. Учебник для юридических факультетов и вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998. - С.415 - 436.

    Нормативные акты.

    • 1. Конституция РФ от 25.12.1993. // Российская газета. №7.
    • 2. Гражданский кодекс РФ от 13.06.1996 (ред. от 30.11.1994). // Российская газете. №-238-239.
    • 3. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001, (ред. от 21.12.2009). // Собрание законодательства РФ. №-1 (ч. 1).
    • 4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 (ред. от 25.11.2009). // Российская газета. №-256.
    • 5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 (ред. от 29.12.2009) // Российская газете. №-63.
    • 6. ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994, (ред. от 25.11.2009). //Собрание законодательства РФ. №-35, ст. 3649.
    • 7. ФЗ " О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998, (ред. 17.07.2007.) // Собрание законодательства РФ. №-2, ст. 219
    • 8. ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" от 14.04.1998, (ред. от 08.12.2003). // Российская газета. №-78.
    • 9. ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000, (ред. от 26.06.2007). // Собрание законодательства. №-16, ст. 1639.
    • 10. ФЗ "О государственной службе Российской федерации" от 27.07.2004, (ред.17.12.2009). // Парламентская газета. №-79, - Ст.57.
    • 11. ФЗ "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006, (ред. от 24.07.2009). // Собрание законодательства РФ. №-1, ст. 27.
    • 12. ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007, (ред. от 25.11.2009). // Собрание законодательства РФ. №-50, ст. 6242.
    • 13. ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" от 29.04.2008. // Собрание законодательства РФ. №-18, ст. 1940.
    • 14. ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009. // Собрание законодательства. №-1, ст. 5.
    • 15. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами", вместе с "Положением о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств", "Положением о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств", "Положением о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации", "Положением о лицензировании разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищены" от 29.12.2007. // Собрание законодательства РФ. №-2, ст. 86.
    • 16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" от 19.06.2006. // Бюллетень Верховного Суда РФ. №-8, август, 2006.

    Научная литература.

    • 17. Бессонова А. А. Процессуальные нормы российского права. - М., 2003.
    • 18. Епанешников В. С. Юридическая ответственность лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. - М., 2000.
    • 19. Зражевская Т. Д. Ответственность по советскому государственному праву // Правоведение. - 1975.
    • 20. Колюшина Л. Ю. Теория государства и права: экзаменационные ответы
    • 21. Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. - М., 2001.
    • 22. Кузин А. А. " Гражданско-правовая ответственность Российской Федерации; наступающая в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств". // Российское право. - 2007. - №7.
    • 23. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. - СПб., - 2003.
    • 24. Ломакина В. Ф., Хаманева Н. Ю. "Юридическая ответственность государственных служащих: правовое регулирование дисциплинарной ответственности". // Государство и право. - 2008. - №9.
    • 25. Малаков В. В. Конституции зарубежных государств. - М., 2002.
    • 26. Мицкевич Л. А. Классическая теория административных правоотношений: современное наполнение. // Государство и право. - 2009.
    • 27. Общая теория государства и права. / Под ред. Лазарева В. В. - М., 2004.
    • 28. Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства - М., 2001.
    • 29. Радько Т. Н. Функции социалистического общенародного права. - М., 1998 - С. 13.
    • 30. Стребков Ю. С. Нравственная ответственность и ее роль в регуляции поведения. - М., 1989.
    • 31. Теория государства и права. / Под ред. Матузова Н. И. и Малько А. В. - М.,2004.
    • 32. Филатова Т. И. Социальная ответственность как фактор преодоления отчуждения. - М., 1990.
    • 33. Хачатуров Р. Л., Липинский Д. А.Общая теория юридической ответственности. - М., 2007.
    • 34. Черменина А. П. Проблема ответственности в этике. - Л.. 1965. - С.12.

    Интернет ресурсы

    Журнал государство и право - http://www.gosipravo.ru.

    Правоведение - www.jurisprudence-media.ru.

    Журнал российского права - http://www.mpsf/org/.

    КонсультантПлюс: Высшая школа - Выпуск 13. Весна 2010.

    Любое государство, заинтересованное в самосохранении, должно бороться с правонарушениями, иначе их разрастание поставит под сомнение само существование государства. Поэто­му государство с большей или меньшей интенсивностью приме­няет к правонарушителям различные меры юридической ответ­ственности.

    Юридическая ответственность - это претерпевание субъектом правонарушения неблагоприятных последствий, ус­тановленных законом. Исходя из этого ответственность имеет следующие признаки:

      Правонарушение как основание. К юридической ответ­ственности можно привлечь только за те деяния, за которые она предусмотрена законодательством. Не являются правонаруше­ниями деяния, внешне хотя и сходные с правонарушениями, но допускаемые законом (например, причинение вреда в состоянии необходимой обороны), либо не имеющие всех признаков соста­ва правонарушения (например, нельзя привлекать к уголовной ответственности за неосторожное убийство родителей, которые не смогли сохранить жизнь новорожденному). Отграничить та­кие деяния от правонарушений, а также определить, какой орган должен и к какой ответственности может привлечь правонару­шителя, подчас довольно-таки сложно, поскольку для этого тре­буется скрупулезная работа и большой юридический опыт.

      Государственное принуждение. Это значит, что при возло­жении юридической ответственности возникают правоотноше­ния, при которых одна сторона - правонарушитель - вынуж­дена подчиниться другой стороне - государству в лице его органов и должностных лиц. В процессе возложения государ­ством на правонарушителя юридической ответственности реа­лизуется санкция нарушенной нормы права.

      Государственное принуждение как признак юридической ответ­ственности необходимо отличать от государственного принужде­ния, не связанного с правонарушением. Такие меры государствен­ного принуждения, как проверка документов, таможенный осмотр вещей, изъятие земельного участка для государственных нужд идр., не являются мерами ответственности, поскольку применяются вне связи с правонарушениеми и для их предупреждения.

      Неблагоприятные последствия. В зависимости от совер­шенного правонарушения правонарушитель претерпевает раз­личные неблагоприятные последствия. Эти последствия могут быть психологическими (например, от предупреждения за незначительное нарушение правил дорожного движения), имущественными (взыскание неустойки за неисполнение гражданско-правового договора), организаци­онными (увольнение с работы, лишение специального права и т. д.).

    Функции юридической ответственности:

      Карательную. Эта функция воздействует непосредственно на правонарушителя. Она должна выразить отношение к нему со стороны государства и тем самым предупредить совершение им новых правонарушений.

      Воспитательную. Юридическая ответственность, возло­женная на правонарушителя, призвана воздействовать не только на него, но и на других субъектов права так, чтобы те не совер­шали аналогичных и других правонарушений. Каждый должен знать, что его ждет, если он совершит правонарушение. Чем лучше государство борется с правонарушителями, тем большее влияние это оказывает на всех людей.

      Компенсационную. Она направлена на полное восстанов­ление нарушенных прав пострадавших от правонарушения, в том числе государства. Так, в уголовном процессе можно предъявить гражданский иск, удовлетворение которого будет происходить за счет имущества осужденного; в гражданско-пра­вовых обязательствах возмещение убытков не освобождает от исполнения самого обязательства, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 396 ГК) и т. д.

    В свою очередь, и государство по решению суда может понес­ти ответственность за незаконное лишение свободы и многие другие действия своих органов и должностных лиц. СогласноКонституции права потерпевших от преступлений и злоупотреб­лений властью охраняются законом; государство обеспечиваетпотерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52). Каждый имеет право на возмещение государ­ством вреда, причиненного незаконными действиями (или без­действием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции).

    К принципам юридической ответственности можно отнести следующие:

    Единственность основания юридической ответственно­сти. Единственным основанием юридической ответственностиявляется какое-либо правонарушение. В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонару­шением. Данный принцип обращен не только к гражданам и правоохранительным органам (МВД, прокуратуре, судам и др.), но и к законодателю, который обязан устанавливать юридичес­кую ответственность лишь за такие деяния, которые по своим объективным свойствам противоречат сущности права. Недопу­стимо привлечение лица к юридической ответственности по мо­тивам его потенциальной опасности или состояния с правонару­шителем в близких отношениях.

    Соразмерность юридической ответственности совер­шенному правонарушению. Из-за содержания этого принципа его иногда называют принципом справедливости.

    Множество примеров того, что за тяжкое правонарушение назначается чрез­мерно мягкое наказание, или рассмотрение уголовных дел про­исходит с участием присяжных заседателей, оправдывающих со­вершившего правонарушение, если он предстанет перед ними «раскаявшимся», и демагогичных аморальных адвокатов, гото­вых за большие деньги оправдывать любых правонарушителей. Поэтому соразмерность ответственности правонарушению мо­жет быть выявлена только компетентными государственными органами и должностными лицами.

    Неотвратимость юридической ответственности. Данный принцип означает, что любое правонарушение должно вызывать соответствующую деятельность государства, в результате кото­рой правонарушитель будет привлечен к ответственности неза­висимо от своего должностного и материального положения и иных обстоятельств. Государство должно действовать оператив­но, чтобы не истекли установленные законодательством сроки давности привлечения к юридической ответственности, разли­чающиеся в зависимости от совершенных правонарушений. Этот принцип предполагает высокий профессионализм сотруд -ников правоохранительных органов, их надлежащую техничес­кую оснащенность и высокую оплату труда.

    Законность. Принцип базируется на соответствии закона, устанавливающего ответственность, Конституции и подразуме­вает, что вся деятельность государства по возложению ответ­ственности осуществляется с соблюдением требований закона, не противоречит его смыслу и целям. За правонарушение допус­кается применять только те меры юридической ответственнос­ти, которые прямо предусмотрены законом. При этом никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказа­нию (ч. 2 ст. 21 Конституции).

    Принцип законности находит выражение и в недопустимости приданию обратной силы закону, устанавливающему или отяг­чающему ответственность. Никто не может нести ответствен­ность за деяние, которое в момент его совершения не признава­лось правонарушением (ст. 54 Конституции). Он предполагает также соблюдение других конституционных прав человека, про­цессуальных норм при возложении юридической ответственнос­ти о порядке выдвижения обвинения, сроках рассмотрения дел (споров) и др. Законность возложения юридической ответствен­ности обеспечивается также возможностью обжалования любых решений о возложении ответственности, принятых несудебны­ми органами, в судах в соответствии с их компетенцией.

    Презумпция невиновности . Презумпцию (предположение) невиновности обычно отождествляют с принципом только уго­ловной ответственности. Согласно ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невинов­ным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуют­ся в пользу обвиняемого.

    Такие положения обусловлены тем, что обвинение в совер­шении преступления должно быть основано на доказанных фактах, а не на предположениях. Однако принцип презумпции невиновности имеется и у других видов юридической ответ.

    Обоснованность. Этот принцип предполагает объективное и всестороннее рассмотрение обстоятельств совершения право­нарушения. Решение о привлечении к ответственности по любо­му делу будет обоснованным, если имеются все необходимые для его принятия доказательства, полученные в соответствии с законом. Конституция не допускает при осуществлении право­судия использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50). Поэтому процессуальное зако­нодательство и некоторые другие законы детально определяют правила деятельности соответствующих органов и должност­ных лиц, выполнение которых позволяет принимать обоснован­ные решения о привлечении или, наоборот, об отказе от привле­чения к юридической ответственности. Например, не являются доказательством показания, данные под угрозой насилия.

    Обеспечение привлеченному к ответственности права на защиту. Принцип заключается в обеспечении каждому пра­вонарушителю или обвиняемому в совершении правонарушения возможности давать объяснения по обстоятельствам дела, заяв­лять отводы суду, рассматривающему дело, доказывать свою невиновность, т. е. быть активным участников процесса, спо­собным влиять на решение вопроса о своей юридической ответственности. Этот принцип отражен в ст. 48 Конституции, согласно которой каждый имеет право на получение квалифици­рованной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в соверше­нии преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

    Недопустимость привлечения к одному виду юридичес­кой ответственности за одно правонарушение более одного раза. Этот принцип применительно к уголовным правонаруше­ниям закреплен в ст. 50 (ч. 1) Конституции, согласно которой никто не может быть осужден повторно за одно и то же пре­ступление. Он означает, что нельзя пересматривать решение по делу (спору), в отношении которого компетентным уполномо­ченным органом было принято сохраняющее силу решение, что не означает невозможность его пересмотра в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Нельзя также привлечь к одному виду ответственности дваж­ды за одно и то же правонарушение, если в результате противо­речий в законодательстве такая ответственность одновременно предусмотрена разными законами (например, штраф за загряз­нение природных объектов может быть установлен и законом об охране соответствующего природного объекта, и КоАП). При выявлении таких противоречий ответственность должна нала­гаться в соответствии с актом более высокой юридической силы, а при равенстве юридической силы - в соответствии с актом, принятым позднее.

    Кроме того, данный принцип не применяется в случаях, ког­да один и тот же субъект привлекается за одно правонарушение к разным видам юридической ответственности. Например, за кражу личного имущества лицо несет уголовную ответствен­ность в виде лишения свободы и имущественную - в виде воз­мещения убытков потерпевшему; за мелкое хищение по месту работы лицо может нести административную ответственность в виде штрафа и дисциплинарную в виде увольнения.

    Таким образом выше приведенные принципы тесно взаимо­связаны и касаются всех аспектов установления, назначения и несения ответственности, которое несколько различается и кон­кретизируется в зависимости от вида ответственности. Однако в любом случае общие принципы юридической ответственности, санкции за совершение конкретных правонарушений и практика их применения не должны вступать в противоречие друг с дру­гом. Недопустимо привлечение к юридической ответственности с отступлением от ее принципов.

    Виды юридической ответственности

    Обычно юридическую ответственность подразделяют на виды исходя из того, нормы какой отрасли права были наруше­ны. Однако следование такому критерию означает, что самосто­ятельный вид юридической ответственности имеется в каждой отрасли права. Очевидно, этим обусловлено встречающееся в юридической литературе выделение таких видов ответственнос­ти, как экологическая, налоговая и ряд других. Но, например, нормами экологического, финансового, гражданского и даже других отраслей права предусмотрена ответственность в виде штрафа, но это не означает, что за нарушение норм любой из указанных отраслей наступает один и тот же вид юридической ответственности. Имеет место лишь одинаковый вид наказания. Но наряду с ним в каждом виде юридической ответственности имеются и другие виды наказания.

    Кроме того, нормам некоторых отраслей права свойственно несколько видов юридической ответственности. Например, за нарушение норм трудового права правонарушитель может быть привлечен и к материальной, и к дисциплинарной ответ­ственности. Другие отрасли права, обособившиеся сравнитель­но недавно, не имеют самостоятельных видов юридической от­ветственности (например, экологическое, семейное право). В зависимости от того, какие нормы данных отраслей права на­рушены, правонарушитель может быть привлечен к различным видам юридической ответственности. Поэтому, исходя из опре­деления юридической ответственности, практическое значение будет иметь классификация, указывающая не только на область совершения правонарушения, но и на его характер, порядок привлечения к ответственности и сущность неблагоприятных последствий для правонарушителя. Исходя из этого можно вы­делить следующие виды юридической ответственности.

    Конституционная . Этот вид юридической ответственнос­ти в юридической науке возник сравнительно недавно. Понятие «конституционная ответственность» не означает неконституци­онность других видов юридической ответственности. Все уста­новленные надлежащим образом виды ответственности консти­туционны, но лишь конституционная ответственность в отличие от других видов юридической ответственности наступает за со­вершение конституционного правонарушения, т. е. за нарушение норм Конституции или конституционного законодательства.

    Субъектами конституционной ответственности редко бывают отдельные граждане. В основном это государственные органы и высшие должностные лица, государство в целом или его отдель­ные части. Объекты конституционных правонарушений - осно­вополагающие правовые нормы, высшие социальные ценности общества. Своеобразны и меры конституционной ответственно­сти, а также порядок привлечения к ней.

    Например, при уклонении законодательного органа субъекта РФ от приведения своего закона в соответствие с Конституцией (правонарушение) данный орган может быть распущен в уста­новленном федеральным законом порядке (ответственность). Мерами конституционной ответственности в установленных Конституцией и законами случаях и порядке являются также от­решение от должности Президента Советом Федерации, рос­пуск Государственной Думы и отправление в отставку Прави­тельства Президентом, отзыв депутата избирателями и некоторые другие.

    Административная. К данной ответственности в зависи­мости от того, в какой сфере совершено правонарушение, могут привлекать не только суды, но и должностные лица различных органов исполнительной власти в области внутренних дел, при­родных ресурсов, санитарного надзора и др. К административ­ной ответственности могут быть привлечены не только граж­дане, но и юридические лица, а также должностные лица, совершившие правонарушения при исполнении своих обязанно­стей в различных областях деятельности.

    Административные наказания (предупреждение, штраф на гражданина, арест на небольшой срок, возмездное изъятие пред­мета правонарушения и др.) устанавливаются в основном КоАП и в отличие от уголовных наказаний, не являются очень суровы­ми. Отдельные меры административной ответственности, т. е. налагаемой за правонарушения, стороны которых находятся в состоянии власти и подчинения, содержатся и в других законах. Например, Налоговый кодекс РФ устанавливает административ­ную ответственность в виде штрафов за совершение налоговых правонарушений.

    Уголовная. Она применяется только судом за совершениепреступлений, предусмотренных только УК, и только к физичес­ким лицам. Данный вид ответственности специфичен строгос­тью мер наказания: штрафами большого размера, лишениями права заниматься определенной деятельностью на длительные сроки, ограничениями и лишениями свободы и даже смертной казнью. Как и административная, уголовная ответственность может наступать за совершение правонарушений в различных областях жизни: собственности, предпринимательства, природо­пользования, военной службы и др.

    Дисциплинарная. Данная ответственность применяется работодателем к работнику за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей. Статья 192 ТК закрепляет следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выго­вор и увольнение. Федеральными законами, уставами и положе­ниями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыска­ния.

    Материальная. Эта ответственность так же, как и дисцип­линарная, наступает в трудовых правоотношениях у сторон тру­дового договора (работника или работодателя), но только при причинении ими материального ущерба друг другу. Как и иму­щественная ответственность, она выполняет прежде всего ком­пенсационную функцию.

    Имущественная. Она наступает, как правило, в соответ­ствии с гражданско-правовым договором между сторонами при неисполнении ими своих обязательств, а в случае отказа сторо­ны от ее несения - в соответствии с решением суда по иску за­интересованного лица. Имущественная ответственность нередко выражается не в вещевой (товарной), а в денежной форме, по­скольку деньги - вид имущества.

    Международно-правовая. Субъект данной ответственнос­ти - государство в целом, совершившее правонарушение, име­ющее международный характер: массовые нарушения прав че­ловека, вооруженное нападение на другое государство и др. В результате государство претерпевает такие неблагоприятные по­следствия, как прекращение с ним экономического сотрудниче­ства других государств, введение на его территорию воинских контингентов других государств (миротворческих сил) и т. д.