Войти
Образовательный портал. Образование
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Понятие и происхождение права теории происхождения права. Происхождение и понятие права. Существенные признаки права

    Понятие и происхождение права теории происхождения права. Происхождение и понятие права. Существенные признаки права

    Ключевые слова: история, появления, права, пути, формирования

    Право как социальный институт возникает практически вместе с государством , поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права - без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы).

    Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

    Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право - единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

    Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

    Возникновение права - длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

    Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

    Например, по древневавилонским Законам Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), за любую кражу имущества вор возмещал собственнику убытки в десятикратном размере, а если похищенное имущество было "божьим или дворцовым", т.е. принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Более того, в особой статье прямо указывалось: "Если человек украдет достояние Бога или Дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить".

    При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подлежала материальному возмещению.

    Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп (О.Э. Лейст).

    Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права - его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

    Право - более сложный регулятор, чем обычаи , ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права - следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

    Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями :

    1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

    2) правотворчество государства , которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

    3) судебное право , состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).

    На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств . В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием.

    Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

    Теологическая теория. Она была одной из первых теорий происхождения государства и права и объясняла их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - ХIII век), идеология Ислама и современной католической церкви (неотомисты Жак Маритен и другие). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

    Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это в конечном счете вопрос веры.

    Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III век до нашей эры), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие).

    Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

    Органическая теория. Ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX веке, хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III века до нашей эры), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

    Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и другие.

    В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

    Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами. И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

    Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX веке. Ее представителями были Л. Гумилович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и права фактором военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники данной теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

    Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к тому времени должны созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

    Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX веке, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

    Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.

    Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других, т. е. в XVII-XVIII веках. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т. п.).

    В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 год) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».

    Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

    Исходя из современной теории права, необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое - носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата. Второе - относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном счете приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего (т. е. нормативного) установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.

    Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества, варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс - мононормы, обеспечивавший достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались не только как правильные и безусловно справедливые, но и как единственно возможные.

    Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» и т. п. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

    Развитие первобытного общества привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составлявшая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранившийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

    Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использовал эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим. Возникли, таким образом, правовые обычаи, т. е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга.

    Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не успевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

    Можно выделить два основных пути развития права . Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах т. п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию - чиновниками государственного аппарата.

    В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

    Так или иначе в любом государственно организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспечиваемый государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части (как правило, меньшей) общества.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИА Л ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВ А ТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО О Б РАЗОВАНИЯ

    «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

    Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы (юридический факультет)

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине Теория государства и права

    Происхождение права

    Иркутск 2013

    Введени е

    Глава 1. Понятие и причины возникновения права

    1.1 Понятие права

    1.2 Причины возникновения права

    1.3 Основные пути возникновения права

    Глава 2. Теории происхождения права

    2.1 Теологическая или божественная теория

    2.2 Теория естественного права

    2.3 Договорная теория

    2.4 Историческая теория

    2.5 Нормативистская теория

    2.6 Психологическая теория

    2.7 Марксистская теория

    Заключение

    С писок использованной литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции -- основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

    По мере развития общества и государства у людей, естественно менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством таким образом вырастало право из социальных норм первобытного общества, формируясь из обычаев табу и других регуляторов. Возникновение права занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

    Актуальность темы: в мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Прежде всего, это связано с тем, что каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. За время существования науки были созданы десятки самых различных теорий, высказаны сотни различных предположений. Однако споры о природе происхождения права продолжаются и по сей день что обуславливает то что изучение теорий происхождения права, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано. право происхождение теория

    Цели и з адача курсовой работы : выяснить реальные и объективные причины возникновения права, его особенности и закономерности. В ходе работы предстоит попытаться сформировать представление о праве, описать причины, которые повлияли на возникновение и развитие права, а так же обратить внимание на многообразие теорий происхождения права.

    1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА

    1.1 Понятие права

    На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех аспектах.

    · Общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений т.е. речь идет о реалиях с которыми человек сталкивался в своей практической жизни;

    · Особое сложное социальное образование, такое же как государство искусство, мораль;

    · Явление мирозданческого порядка - одно из проявлений жизни людей.

    Каждый из аспектов своеобразный угол зрения в понимании права. Надо отметить, что в современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический и в) философский (его иногда называют нравственным).

    Нормативный подход. При нормативном подходе (его называют этатиским от фран. Слова “Etat” - государство) право трактуется как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, -- они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный же момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создает, и является правом. Отсюда -- игнорирование содержания права, степени свободы, так же не раскрываются действие права, его движущие силы регулятивные свойства личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.

    Социологический подход к пониманию права сложился во второй половине девятнадцатого века, и был направлен на познание права как социального явления, которое относительно независимо от государства. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. Право - это не то что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Собственно говоря, право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике.

    Данный подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он применим главным образом в законотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, а какие -- нет.

    Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе -- извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы. Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права.

    Все три подхода имеют право на существование, так как подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве. Обычно право воспринимается как система действующих общеобязательных нормативных предписаний, установленных или санкционированных уполномоченными на то субъектами, закрепленных в официальных нормативных актах и обеспечиваемых в своей реализации всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения. В целом это определение права правильно.

    1.2 Причины возникновения и становления права

    Обычное правоформируется, с одной стороны, путем приспособления и видоизменения правил родового строя а с другой - введения новых норм поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением. В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних нормативных агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии. В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного огосударствления. С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов (Законы ХII таблиц, "варварские правды"). Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

    Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент). Письменность способствовала развитию нормативного договора как источника права, появлению публичного правового договора. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности.

    Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи. Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества. Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны. Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

    Некоторые учёные не останавливаются на перечисленном, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:

    1. Необходимость установления единого порядка.

    2. Необходимость его поддержания.

    3. Оформление товарно-денежных отношений.

    4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.

    1. 3 Основные пути возникновения права

    Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н. выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

    К первому относятся государства, в которых приоритетным является государственная собственность на средства производства, правовые нормы фиксируются в сборниках (Коран в мусульманских странах, законы Ману в Индии); ко второму -- страны, в которых приоритетным является частная собственность, обеспечивающая равные права собственников.

    Восточный путь происхождения права

    Восточный путь происхождения права характерен для стран, в которых господствующее положение занимали государственная собственность.

    Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

    Западный путь происхождения права

    Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовалось создание новых актов. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс.

    2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

    Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

    Теологическую (божественную) теорию,

    Теорию естественного права,

    Договорную теорию,

    Историческую,

    Нормативистскую теория,

    Психологическую,

    Марксистскую теорию

    2.1 Теологическая или божественная теория

    Теологическая теорияявляется одной из самых раннихтеорий происхождения права. Зародилась в глубокой древности, но наибольшее развитие получила в период средневековья. В настоящие время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Самым известным ее представителем считается средневековый ученный-богослов Фома Аквинский. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства и права, Бог. Правовые нормы - это нравственные правила жизни, которые исходят от Бога и указывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со справедливостью, а в последствии с правосудием. Именно Богом устанавливается в обществе вечный естественно-божественный порядок справедливости. Право вечно как и сам Бог. Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Следовательно, нарушение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона. Она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Большинство религиозных мыслителей утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Она обосновывала свои свои утверждения о существовании высшего божественного закона на основе толкования Библии и других религиозных книг.

    Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения феодальных отношений. В этот период появляется учение известного ученого-богослова Фомы Аквинского. Согласно его учению миром управляет Божественный разум. Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношения человека не к самому себе, а к другим людям и стоит в воздании каждому ему принадлежащего. В эпоху капитализма теологическая теория нашла выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы права. Наиболее ярким представителем этой теории был Жак Маритен (1882-1973). По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него мир материальный. Их единство определяется духовным началом - Богом. Право представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке. Ж. Маритен связывал нормативное регулирование поведения и поступков человека с так называемыми нормами-пилотами, которые воспроизводят вечный божественный закон и ориентируют человека на выполнение нравственного долга, умножения блага и помогают избегать зла.

    Главное несомненное достоинство теологической теории является то что она одна из первых связало право с добром и справедливостью. Рассматриваемая теория не опирается на научные доказательства и аргументы, она опирается на веру.

    2.2 Теория естественного права

    Вопрос о естественном праве и его теории, писал еще в начале двадцатого века известный российский юрист Е.Н. Трубецкой, «есть центральный, жизненный вопрос философии права», о котором философы и ученные спорят с самого момента его зарождения. Таким же значительным вопрос остается и по ныне. Представители этой теории Г. Гроций и Б.Спиноза, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, П.Гольбах, Ш. Л Монтескье. Они отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Согласно этой теории наряду с позитивным правом, созданным государством, существует высшее право, свойственное человеку от природы, - естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Виднейший представитель этой теории Г. Гроций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из не изменой природы человека. Теория естественного права объясняет происхождение права как естественный процесс. Естественное право - это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения, т.е. по естеству. Их не кто человеку не дарует. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как идеал, эталон всеобщей справедливости. Его основными требованиями объявлялись свобода, равенство людей, право частной собственности, свобода вероисповедания и мысли и т.п. ценности. В естественно - правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Естественное право, как совокупность естественных прав и свобод человека, воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право не должно противоречить ему. Различие «естественного права» и « позитивного права» присуще и современной юридической науке, оно так же нашло свое закрепление в действующей Конституции Российской Федерации, где в ч 2, ст. 17 записано: «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек.

    2.3 Договорная теория

    Договорная теория (теория договорного происхождения права) объясняет происхождение права общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н. э.

    Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемых государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека. Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

    Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. В работах многих отечественных и зарубежных авторов договорная теория рассматривается как естественно - правовая теория происхождения права. В таком рассмотрении договорной теории, несомненно, есть свой резон. Договорная как и естественная теория, развивалась по общему правилу, одними и теми же авторами, содержала одни и те же или весьма сходные положения. Из теории договорного и естественного права вполне оправданно делались одни и те же выводы.

    Необходимость их отдельного рассмотрения обуславливается прежде всего тем, что при всей своей общности договорная теория и теория естественного права имеют определенные различия. Первая акцентирует основное свое вн и мание на государстве, тогда как вторая - на праве.

    Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо.

    Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше». Обосновывая договорную теорию Руссо отмечает: «Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как неразделимую часть целого»

    Какую же роль при этом играло право? Суровость закона, пишет он, существовала лишь «для жалкого народа», ибо «вельможи, фавориты, богачи, счастливцы не подлежали его строгому суду. Все мечтали только о чине, власти, титуле, сане и должности. Каждый стремился быть изъятым из-под гнета, для того чтобы угнетать других». Каждый желал получить возможность безнаказанно творить зло.

    Таким образом, законодательство зависящее от «порочного двора», должно было лишь связывать граждан. Законы, которые должны были обеспечивать счастье всех, «служили только для защиты богачей и вельмож от покушений со стороны бедняков и серых людей, которых тирания стремилась всегда держать в унижении и нищете».

    Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеется также неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по этому поводу Руссо, всегда «хотят быть неограниченными». Хотя им издавна твердили, что «самое лучшее средство стать таковыми - это снискать любовь своих поданных», однако это правило при дворах всегда вызывало и будет вызывать только насмешки».

    Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту.

    Сторонники других концепций происхождения права, как правило, относятся к теории общественного договора критически, находят в ней существенные изъяны. И это вполне естественно, так как любая существовавшая и существующая теория происхождения права представляет собой лишь субъективный взгляд человеческой мысли на процессы объективного порядка.

    Сторонники договорной теории различают два вида права. Одно естественное, предшествующее обществу и государству. Второе позитивное право - является порождением государства. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общества и государства. Позитивное же право основывается на требованиях естественного права.

    Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных правах человека и гражданина, которые являются общеобязательными для каждого государства.

    Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что «закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон». Тем не менее, « закон, властвуя над людьми, принуждает его ко многому, что противно природе».

    По мере развития человеческой мысли данная теория также совершенствовалась. В XVII- XVIII вв. Она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи естественной теории в этот период поддерживались и развивались многими великими мыслителями и просветителями. В Голландии - это Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Томас Гоббс и Локк, во Франции - Жан Жак Руссо, Гольбах. В России одним из главных представителей этой теории права был Радищев.

    В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляет единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.

    Основатели и продолжатели теории естественного права выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, говорил Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор.

    2.4 Историческая т еория

    Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта., Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Ф. Савиньи выступал против игнорирования специфических, национальных потребностей и особенностей в праве и отрицал участие свободной человеческой воли в развитии истории и права. Право, по его мнению, не является искусственным изобретением законодателя, оно не выдумано людьми, истоки права надо искать в истории его развития. Право, сторонниками исторической теории, рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Право возникает в ходе жизни общества так же, как возникает язык, на котором говорят те или иные народы постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Законодатель не может пересоздать право, как и не может изменить законы языка. Задача законодателя - зафиксировать веками складывающиеся обычаи и народные верования, при дать им юридическую форму как «общее утверждение нации». Таким образом, обнаруживая себя первоначально в глубине народного духа, право затем на более высоком уровне развития общества разрабатывается юристами профессионалами. Но они не создают право, а извлекают необходимые правила поведения из того правового массива, который живет в национальном самосознании. Таким образом, право не обладает универсальностью, присущей всем народам, а имеет сугубо национальный характер. Право всегда национально и потому не может быть перенесено в другое общество. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Право при таком подходе представляется ка сумма народных обычаев, стихийно сложившихся в обществе, а роль государства сводиться лишь к тому, что оно должно лишь узаконить обычаи. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право. Создателями права могут считаться все члены общества одновременно, - никто в отдельности.

    2.5 Нормативистская теория права

    Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Наиболее яркими представителями этой теории являются Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.

    Г. Кельзин выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Сторонники нормативистской теории выдвигали идеи о том, что исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы.

    Право - иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений; По Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками. Сравнивая право с пирамидой представители этой теории считали, что в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты -- решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме. Несомненными достоинствами этой теории в том, что в ней верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как: нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы.

    Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов. Признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму. Однако как и любая теория нормативистская теория права имеет и слабые стороны. Прежде всего это то, что в нормативистской теории осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.). Также слабыми сторонами этой теории является недооценка связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами (т.е. представители данной теории излишне «очищали» от них право), а также преувеличение роли государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.

    2.6 Психологическая теория

    Психологическая теория права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.). Психологическая теория объясняет появление права проявлением свойств человеческой психики: потребность подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношения. Психологическая теория считает, что причины возникновения права коренятся в психике людей, так как им свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства, эмоции. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что право есть следствие психологических закономерностей развития человека.

    Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность повиновения определённым лицами в обществе. Если человек брав какую ни будь вещь или же занимал денег в долг, то при этом должник чувствует себя обязанным вернуть вещь или долг в оговоренный срок, а кредитор ощущает, что у него есть право потребовать возврата денег должником когда наступит срок. Вот эти чувства, переживания, ощущения людей с точки зрения психологической теории, являются правом, которое называется «интуитивным правом» Государство же в лице своих правотворческих органов должно закрепить это право в своих официальных актах, т.е. в нормах позитивного права.

    Психологическая теория права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

    В своих работах по теории государства и права Л.И. Петражицкий полагал, что появление официальных юридических норм стало возможным в силу способности людей к правовым эмоциям, особого психического состояния, которое позволяет регулировать человеческое поведение в рамках сущего и должного. У каждого народа существует так называемое интуитивное право , которое развивается постепенно, не подвержено фиксированию и не зависит о чьей-либо воли или произвола. Оно легко приспосабливается к новым жизненным ситуациям, подвижно и побуждает перемены в позитивном праве, т.е. законодательстве. По мнению Л.И. Петражитского, право не есть реальность, оно лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства, мысли. Право есть психологический фактор общественной жизни и действует только психологически. Более того, Л.И. Петражитский рассматривал право как явление, порожденного индивидуальным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное сознание. Всякое другое право существующее вне сознания человека, есть оптический обман. Л.И. Петражитский под правом понимал эмоциональные переживания человека императивно-атрибутного характера. Атрибутная норма это переживания чувства правомочия на что-то, а чувство обязанности сделать что-то есть императивная норма. Право - это переживания человека, которые, с одной стороны, учитывают чью-либо обязанность совершить какие либо действия, а с другой - чье-либо притязание на осуществление этих действий, которые предопределены обязанностью. Следовательно, право целиком относится к миру внутренних, чисто субъективных переживаний человека. Право не связано с государством и с другими социальными явлениями. У Л.И. Петражитского немало последователей среди зарубежных юристов, которые всю общественную жизнь понимали как проявление психического начала. По теории Г. Тарда, законом, определяющим развитие общества, является закон психического подражания. Право создается господствующими классами для того, чтобы низшие классы подражали высшим. Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Л.И. Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права. Таким образом, психологическая теория считается возможным внегосударственное возникновение права. В его создании решающую роль играют правосознание и правовая культура народов.

    2.7 Марксистская теория

    Марксистская теория права. (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г.В. Плеханов.)Сторонники этого направления исходят из того, что право возникает вместе с государством. При этом одна группа авторов, основывается на позиции тождественности причин и факторов, порождающих государство и право. Считается, что государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин. А поскольку они возникают одновременно, причины и закономерности их развития одни и те же, а именно: появление прибавочной стоимости, затеем и частной собственности привело к расколу общества на антагонистические классы. В результате первобытные обычаи оказались не приспособленными для регулирования поведения людей. В то же время для функционирования государства потребовались такие нормы, которые смогли бы сделать государственную волю общеобязательной. В результате возникла потребность в нормативном регулировании, которое обеспечивало бы классовое господство и стало бы классовым регулятором общественных отношений. Ими стали юридические нормы, образующие в своей совокупности право.

    Марксистская теория выделяет два пути правообразования.

    Перерастания первобытных обычаев в нормы обычного права.

    Правотворчество государственных органов, которые устанавливают новые нормы, выражающие волю господствующего класса, и которые навязываются всему обществу. Такие нормы были направлены на то что бы обеспечить классовое господство, и поддерживаются принудительной силой государства. Согласно марксистской теории, право есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Право жестко привязано к государству и подчинено ему. Оно служит его инструментом , с помощью которого государство решает свои классовые задачи. Отсюда главная функция права - принуждение, подчинение воле того класса или той социальной группы, которые стоят у власти. Марксистское понимание права делает акцент на его классовых началах. «Ваше право, - писали К. Маркс, Ф. Энгельс в работе «Манифест Коммунистической партии», обращаясь к буржуазии, - есть ни что иное, как возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Утверждалось, что право - ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Социальное регулирование первобытных обществ можно рассматривать в качестве предправового социального явления. В нем по мере общественного развития, с численным ростом населения, с нарушением однородности людей, появлением различий между людьми по происхождению, по богатству все более накапливаются элементы, которые потом, когда сложились необходимые социальные факторы, являются предпосылкой появления права. Право при переходе общества к цивилизации возникло не вдруг, не на пустом месте: его появление в какой-то мере было подготовлено развитием системы социального регулирования первобытных обществ.Обществу в эпоху цивилизации потребовался принципиально новый социальный регулятор, который смог бы выполнить по крайней мере две задачи.

    Первая - обеспечить в обстановке усложнения всей общественной жизни функционирование общества как сложной и динамической системы, целостного организма, несравненно более высокого порядка, чем первобытное общество. И притом такое функционирование, которое определяет глубинные (нормативные) начала общества. Непосредственно существенную роль сыграли потребности экономических отношений, складываюшихся в условиях частной собственности, товарного производства и рынка. Потребность закрепить, сделать незыблемой собственность, создать беспрепятственное распоряжение ею, утвердить экономический статус товаровладельцев, необходимость обеспечить для них устойчивые и гарантированные экономические связи, постоянные, прочные и обязательные для всех предпосылки хозяйственной, коммерческой деятельности, надежные и стабильные предпосылки для самостоятельности, активности, инициативного действия явились исходным источником многих важнейших свойств юридической формы общественного регулирования.

    Второй задачей в условиях цивилизации явилась необходимость провести в жизнь исходное гуманитарное начало - закрепить и обеспечить надлежащий статус автономной личности, ее индивидуальную свободу, следствием чего в экономических отношениях является право собственности и свобода договоров, а социально-политической сфере - личные, политические и социальные права и свобод

    Возникновение этого социального регулятора, получившего название "право", связано с формированием государственной власти. Возникновение права непосредственно обусловлено требованиями самого общества, вступившего в эпоху цивилизации, прежде всего требованиями обеспечения его целостности, товарно-рыночной экономики, а также гуманитарными началами. Обретение этим принципиально новым регулятором необходимых свойств, позволяющих ему быть мощной силой, способной решать новые сложные задачи, невозможно без государства, без взаимодействия с ним.

    Ключевой, внешне зримый момент, наглядно свидетельствующий о возникновении права, - это появление в сфере официальной государственной жизни писаных норм (точнее, писаных источников права и формально-определенных норм), закрепляющих права и обязанности, поддерживаемых государственным принуждением и способных быть носителями интеллектуального содержания (плода интеллектуальной работы). Именно этот момент выражает отрыв регулирования от естественно-необходимых, природных связей и формирование внешне объективированного институционного нормативного образования с набором строго определенных, особых свойств (нормативностью, формальной определенностью, государственной обеспеченностью, системностью). Возникнув, право заняло центральное место (или во всяком случае одно из центральных мест) в системе социального регулирования общества. По своим свойствам и регулятивным качествам, по заложенной в нем социальной энергии право приобрело значение главного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.

    Ценности права - великое достижение цивилизации и культуры - складывались веками, накапливались многотрудным опытом человечества, закалялись в его испытаниях. Их важнейшее свойство - непрерывность в развитии, накопление и утверждение все более совершенных и искусных механизмов и форм, когда право обретает особые качества - возникает последовательная правозаконность.

    С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    2. Головитского А.Н. Димитриев Ю.А. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие 2-е изд. перераб. и доп. - М: Изд-во Эксмо, 2004. - 240 с.

    3. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное и дополненное. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2001. - 624 с.

    4. Власенко Н.А Теория государства и права Научно - практическое пособие для самостоятельной подготовки студентов всех форм обучения / М. ИЗиСП. - М: ИД «Юриспруденция», 2009 - 424 с.

    5. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю, Мамыцев А.Ю - Изд. 2-е доп. И перераб. - Ростов на Дону: Феникс, 2010 - 604 с.

    6. Корельского В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов / - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 616 с.

    7. Попова А.В. Теория государства и права. Завтра экзамен. - СПб.: Питер, 2008. - 208с.: ил. (Серия «Завтра экзамен»)

    8. Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: Учебн. пособие / - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Иркут. гос. ун-та, 2010. - 538 с.

    9. Удачин С.Н., Тификова Г.А. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие / Изд. Р.И.О. Сибирский государственный межрегиональный колледж строительства и предпринимательства. 2001., 139с.

    10. Морозова Л.А. Теория государства и права. Повторительный курс в вопросах и ответах. - М.: Норма, 2005. - 320 с.

    11. Матузова Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 768 с.

    12. КузнецовИ.А. Теория государства и права: Учебник. - Волгоград: Изд-во ВАГС, 2004. - 228 с.

    13. Пухта Г. Курс римского права. Т. 1. - М., 1874.

    14. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник / - Изд. 3-е, пераб. И доп. - М.: Эксмо, 2009. - 480 с.

    15. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - 496 с.

    16. Лазарева В.В. Общая теория права и государства: Учебник. - М.: Юристъ, 2001.- 520 с.

    17. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2009. - 704 с.

    18. Трубецкой Е.Н., Указ. соч. - 141 с.

    19. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. Учебное пособие. - М.: Институт государства и права РАН, 2003. - 204 с.

    20. Радько Т.Н., Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. - Москва: , 2012 -124 с.

    21. Власенко Н.А. Теория государства и права: Учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. - 416 с.

    22. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций. - М.: Юрайт, 2011. - 155 с.

    23. В.В. Лазарева, Теория государства и права. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Форум, Инфра-М.: - 2008. - 624 с.

    24. Борисов Г.А. Теория государства и права. Учебник БелГУ.: 2007 - 292с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие социальной природы права, его особенности и черты. Анализ причин многообразия теорий о происхождении права, условий его возникновения и развития. Исследование процесса происхождения права, его место и роли в жизни общества и политической системы.

      курсовая работа , добавлен 30.09.2010

      Понятие права. Происхождение права. Наиболее общие закономерности возникновения и формирования права. Теории происхождения права. Роль религии в возникновении права. Патриархальная теория. Договорная теория. Теория насилия.

      реферат , добавлен 04.01.2005

      Причины возникновения государства и права, их основные признаки и цели, необходимость совершенствования управления обществом. Методологические подходы к проблеме соотношения и взаимодействия государства и права в сфере правотворчества и правореализации.

      курсовая работа , добавлен 06.08.2010

      Причины, закономерности и условия происхождения государства и права, теории их возникновения Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббса. Восточный и западный пути развития государства и права. Догосударственное общество: социальное управление и нормативное регулирование.

      курсовая работа , добавлен 15.05.2009

      Первобытнообщинный строй, социальные нормы и родоплеменная организация общества. Предпосылки, условия и закономерности возникновения государства и права; этапы, признаки, роль религии. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.

      реферат , добавлен 08.06.2012

      Исследование подходов к пониманию закона как источника права. Основные черты и юридические свойства конституции, ее реальность и легитимность. Объективные причины (источники) возникновения и существования конституционного права, виды его источников.

      курсовая работа , добавлен 06.01.2016

      Закономерности возникновения, развития и функционирования права. Основные способы правового регулирования общественных отношений. Понятие и виды социальных норм. Общие черты между правом и моралью. Исторические теории сущности права, его функции.

      контрольная работа , добавлен 09.07.2015

      Происхождение государства и права как проблема их генезиса: анализ основных теорий. Подходы к понятию "государство": социологические, либеральные, нормативные. Понятие суверенитета государства. Государство как обладающий суверенитетом субъект права.

      реферат , добавлен 21.01.2016

      Родоплеменная организация общества: система власти и социального регулирования. Общие закономерности возникновения государства и права. Теории происхождения государства. Проблема происхождения государства и права в истории политико-правовой мысли.

      курсовая работа , добавлен 24.09.2010

      Причины возникновения права. Теологическая (божественная) теория, восходящая истоками к древнему миру. Теория договорного происхождения права. Объяснение возникновения правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

    Введение

    Происхождение права

    Теории происхождения права

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное явление. Даже в русском языке слово «право» используется в разных значениях («правило поведения», «правда», «справедливость»).

    Происхождение права - это тема моего реферата. Я выбрал эту тему, так как считаю, что право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Вопрос о происхождении права является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о закономерностях появления права, выявляя причины происхождения права, исследуя их развитие. Есть много версий и много теорий о том, когда же возникло право. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки, данные археологии, психологические и социальные реалии.

    Возникновение права происходит практически одновременно с возникновением государства, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации.

    Вместе с тем, у разных народов и в разные времена правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, которые участвуют в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. Зарождение права, как и возникновение государства занимало большой промежуток времени, и испытывало различные внешние и внутренние влияния. Поэтому не может быть одной универсальной схемы происхождения права у разных народов.

    Общечеловеческое предназначение права состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти «нити» согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Право выступает и как фундамент организации политической власти общества. 1

    Изучение процесса происхождения права позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

    Среди теоретиков-правоведов никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права.

    В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.

    Своей задачей я не ставлю поддержать или опровергнуть ту или иную теорию, просто я попытаюсь в объеме данного реферата рассказать о наиболее известных направлениях возникновения права.

    Происхождение права

    Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

    Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы. 1

    Вопрос о происхождении права является спорным и в наше время. Ряд исследователей считают, что право возникло с появлением государства, другие же, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое (примитивное право, традиционное право). По их мнению, правом являлись любые правила поведения людей, их племенные обычаи, их взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими были вожди, старейшины, затем церковь.

    Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Первые нормативные обобщения были оформлены в законах царя Хаммурапи, законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и других. Далее в ходе дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая система с учетом характера, темперамента и других особенностей населения того или иного государства.

    В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать- значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования - индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил - образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права. 1

    В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи - правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право- система норм, опирающихся на обычай.

    Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.

    В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы морали, религии, правовых начал.

    Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.

    В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).

    В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» - обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.

    Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, истоки формирования права.

    Зародыш права - в обособлении суда, организованного политической властью, от суда общественного. Как только политическая власть стала обнаруживать свое значение, так сделалось вполне естественным обращение к ней за помощью для защиты своих интересов. К новой силе обращались за защитой те, которые не надеялись на общественный суд или потому, что не считали достаточным его решение, или потому, что боялись неблагоприятного решения. Для князей, королей вмешательство в суд составляло интерес с точки зрения сборов, взимаемых за оказанную помощь.

    Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба. Некоторые учёные не останавливаются на достигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:

    1. Необходимость установления единого порядка.

    2. Необходимость его поддержания.

    3. Оформление товарно-денежных отношений.

    4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.

    Человек духовно развивался и от обычаев перешел к нормам, религиозным догмам, становился индивидуумом, укреплялись брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся:

    1. Право выражает волю экономически господствующего класса.

    2. Право является средством навязывания этой воли всему населению.

    3. Право направлено на обеспечение классового господства и поддерживается принудительной силой государства. Государство не возможно без права.

    4. Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве.

    5. Между государством и людьми, живущими в этом государстве, существуют определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве.

    Государство по отношению к праву выполняет ряд функций, таких как: правотворчество, правоохранительные, управленческо-исполнительные. 1

    Право организует политическую власть в государстве, выступает средством политики конкретного государства, оно также является выражением воли и интересов общества, получает свое внешнее выражение и закрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев.

    Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления, а это является одним из главных принципов характеризующих государство - наличием публичной власти. Право, как и государство, возникает для необходимости управления в государстве. «Если “форма”, -- отмечал К.Маркс, -- просуществовала в течение известного времени она упрочивается как обычай и традиции и, наконец, санкционируются как положительный закон». 2

    Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

    1. Происхождение права (4)

      Реферат >> Государство и право

      ... происхождения права 27 Восточный путь происхождения права 27 Западный путь происхождения права 27 ГЛАВА3. Исторические типы происхождения права ...

    2. Происхождение права , его сущность и социальное назначение

      Реферат >> Государство и право

      ... : определить происхождение права , выделить её сущность, выяснить социальное назначение права . 1. Происхождение права Этот вопрос... (например, частное римское право ). Происхождение права (современные трактовки). Вопрос о происхождении права , так же как и...

    3. Современные теории происхождения права (3)

      Реферат >> Государство и право

      Закрепление в праве социального и экономического неравенства. Теории происхождения права . Естественно-правовая... теория. Естественно-правовая теория происхождения государства и права

    Общество и государство могут нормально функционировать при условии упорядоченности общественных отношений, следования общественной дисциплине.

    Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право.

    Вопрос о понятии права, его происхождении - дискуссионный. Существуют различные точки зрения, теории.

    Представители теории естественного права, одной из наиболее старых теорий, исходит из того, что право содержит в себе абсолютные, неизменные начала справедливости, что оно исходит от самой природы; естественное право как бы противопоставляется тому, которое действует в данном государстве в виде системы юридических норм (так называемому позитивному праву).

    Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных инеотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными длякаждого государства.

    Таким образом, естественное право представляет собой некий идеал , к достижению которого должна быть направлена правотворческая деятельность государства.

    Теория естественного права получила разработку в трудах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и др.

    Историческая школа права считает, что право развивается органически, каквыражение духа народа, которое складывается в ходе исторического процесса, независимо от законодательной власти государства. Право существует не в виде формальных правил, а в виде живого представления правовых институтов.

    Видными представителями исторической школы права были немецкие юристы Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и др.

    Психологическая школа права объясняет возникновение и действие права не социально-экономическими условиями жизни общества, а психологией личности (группы лиц). Право рассматривается как продукт психологических установок, переживаний, институтов .

    Представители данной теории Л.И. Петражицкий, Дьюи, Мэрилл, Росс и др.

    Марксистско-ленинская теория права определяет сущность права, как волю господствующего класса, возведенную в закон. Возникновение и существование права объясняется необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса.

    Существуют и иные подходы к определению права, пониманию его природы как социального явления.

    Широкое распространение в нашей литературе получило следующее определение : «Право представляет собой совокупность общеобязательных для всех правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой».

    Выделим следующие подходы к сущности права:

    Классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса);


    общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

    Праву присущи следующие специфические признаки.

    1. Право состоит из норм , т.е. из правил поведения, которые являются обязательными.

    Суть данного признака заключается в соблюдении норм права независимо от отношения к ним со стороны физических, юридических лиц, государственных и муниципальных образований.

    2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством.

    3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.).

    4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Правовые предписания отличаются четкостью, определенностью, предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники.

    5. Нормы права образуют не совокупность, а именносистему , отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью.

    6. Право – регулятор общественных отношений. Без права не может нормально существовать и функционировать современное общество, которое испытывает потребность в организованности отношений.

    Принципы права. Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права.

    Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы общественного развития.

    В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно.

    Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан.

    Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно: когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае речь идет об аналогии права.

    К числу основополагающих принципов права относятся:

    Принцип демократизма (народовластия),

    Принцип равенства всех перед законом и судом,

    Принцип социальной справедливости,

    Принцип гуманизма, справедливости и т.д.

    Сущность и социальное назначение права в жизни общества выражается не только в ее принципах, но и в функциях (от лат.function – осуществление). В них проявляется его регулирующая роль, находят выражение основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, отражается его основное социальное назначение.

    Итак, функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

    Воздействие права на общественные отношения носит неоднородный характер. Так, одни отношения право регулирует, другие – охраняет, а на третьи – оказывает только косвенное влияние.

    Классификация функций права зависит от того, в какой плоскости они освещаются: специально-юридической или общесоциальной. Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить

    Экономическую,

    Политическую,

    Воспитательную и

    Коммуникативную функции.

    На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную функции, но эти функции нельзя понимать упрощенно, что одна только регулирует, а другая только охраняет.

    В действительности они находятся в тесном взаимодействии, переплетаются друг с другом, могут действовать одновременно и различить их достаточно сложно и возможно только на теоретическом уровне.

    Однако отличительной чертой регулятивной функции выступает ее первичный по отношению к охранительной функции характер. Прежде чем последует охрана отношений, они должны быть упорядочены.

    Отдельные подфункции охранительной функции (карательная и восстановительная) вообще не могут возникнуть, если не будет нарушено регулятивное правоотношение.