Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Понятие и виды вещей (римское частное право). Классификация вещей и ее значение для торгового оборота

    Понятие и виды вещей (римское частное право). Классификация вещей и ее значение для торгового оборота

    Общее определение вещи таково: "Вещь - это отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования" Этим широким понятием охватывались не только вещи в обычном смысле материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права. Главное деление вещей обнимает собою две части, именно одни вещи сутьбожественного права , другие -человеческого . К категории вещей божественного права принадлежат вещи,посвященные божеству (res sacrae) и вещи сосвященным значением (religiosa). Священною делается вещь только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа, например на основании закона... Религиозною делаем мы вещь по нашему собственному желанию, хороня умершего в место, нам принадлежащее... Предметы божественного права не состоят ни в чьем владении. Те же вещи, которые принадлежат к категории вещей человеческого права, составляют собственность или государства, или частных лиц. Кроме того, некоторые вещи сутьтелесные , физические материальные вещи, другиебестелесные , идеальные – права, обязанности ипр. В Институциях Юстиниана данному разграничению посвящен Титул II Книги второй: "...Одни вещи - телесные, другие бестелесные.

    1. Телесные - это те, которых по их природе можно коснуться, например, земля, человек, одежда, золото, серебро и, одним словом, бесчисленное множество других вещей.

    2. Бестелесные - это те, которых нельзя коснуться. К таковым относятся те, которые заключаются в праве, например: право наследования, узуфрукт, обязательства, каким бы то ни было образом заключенные. И не важно то обстоятельство, что наследство состоит из вещей телесных... и то, что нам следует по какому-либо обязательству, в большинстве случаев - нечто телесное...; но самое право наследования и самое право пользования и собирания плодов, и самое право обязательства - представляется бестелесным.

    3. Сюда же относятся права в городских и сельских поместьях, каковые права называются также сервитутами".

    Из приведенного фрагмента становится очевидным, что бестелесными вещами признавались права требования , которые возникали из самых разнообразных оснований.

    Кроме того, существует деление вещей на два разряда: на res mancipi (манципируемые ) и res nec mancipi (неманципируемые )". По Ульпиану манципируемые вещи – наиболее ценные хозве вещи, он дает исчерпывающий их список: имения на италийской земле сельские (пример - поле) и городские (пример - дом), права сельских имений, как право проезда, прохода, прогона скота, рабы и четвероногие которые приручаются шеей или спиной: лошади, ослы, мулы, буки и тд. Дикие животные как слоны или верблюды, хотя фактически могут приручаться и использоваться в хозве, юридически не считаются манципируемыми. Все вещи не попадающие ни под одну из этих категорий являются неманципируемыми. Суть – процедура и способ отчуждения прав на эти вещи.

    Вещи простые (unitum), сложные (connexum) исоставные (совокупности ) (universitas).

    Простые вещи - это те, которые представляют органическое единство, целостность, разделение которой ведет к юридическому исчезновения самой вещи; таковы: алмаз, дерево, животное и пр. Естественнно, что недопустима сделка относительно части простой вещи; в этом смысле простая вещь приобретает характеристики вещинеделимой .

    Сложные вещи те, которые представляют из себя механическое (физическое) соединение как простых, так и сложных вещей, например, мебель, здание, корабль. Сложная вещь есть самостоятельный объект права, следовательно, объект каких угодно распоряжений. Возможна проблема: нарушают ли единство и самостоятельность такого объекта возможные внутренние изменения его (замена частей корабля, ремонт здания и пр.)? Выработано было правило: перемены в отдельных частях вещи не разрушают ее внутреннее тождество (4)

    В сложной вещи составляющие ее части образуют единое целое и физически, и юридически. Однако, если какая-то часть будет отделена, то и она может оказаться самостоятельным объектом распоряжения.

    К простым и сложным вещам примыкает совокупность : набор вещей, объединенных общим именем (стадо, библиотека, коллекция, товарный склад, предприятие и пр.). Римляне обозначали совокупности как universitas facti и не признавали в качестве отдельного объекта права; таковыми считались составляющие совокупность элементы. Современное право повсеместно признает совокупности в качестве объектов права. Однако и для римского права допускалось - по воле собственника - придание совокупности юридических свойств самостоятельного объекта (поскольку закон молчит, от владельца зависит, быть ли совокупности объектом).

    Вещи главные ипринадлежности. Право отличает такое сочетание вещей, при котором однагосподствует , другая служит : картина и рама, замок и ключ, лошадь и упряжь и пр. Главной признается та вещь, которая сама по себе удовлетворяет некую потребность человека в его хозяйственном или бытовом обиходе; принадлежностью считается такая вещь, которая делает пользование главной вещью более удобным или эффективным.

    Практическая важность такого сочетания была обнаружена римским правом, которое выработало принцип: сделка в отношении главной вещи распространяется в случае сомнения (in dubio) и на принадлежность; иными словами: все юридические распоряжения собственника относительно главной вещи или постановления закона о ней распространяются в случае сомнения и на ее принадлежность.

    Данный принцип выражен известным юридическим афоризмом: принадлежность следует судьбе главной вещи.

    Вещи делимые инеделимые. Юридически неделимыми (нераздельными) признаются вещи, физический раздел которых равнозначен уничтожению вещи или несоразмерному умалению ее ценности. Неделимой может быть как простая вещь (кубок, кольцо, скульптура), так и сложная вещь (картина, механизм, сооружение). Естественно, что делимыми признаются вещи, физическое деление которых только пропорционально уменьшает стоимость получаемых в результате этого частей: земельный участок, головка сыра, мешок зерна.

    Правовая проблема возникает тогда, когда два или более субъектов владеют неделимой вещью: физический раздел ее невозможен, следовательно, необходима выработка особого принципа, который бы регулировал отношения совместных собственников (сособственников ). Такой принцип обозначен следующим афоризмом:вещь неделима , но права на нее делимы. В этой связи право создало такие категории, какидеальная часть вещи илиидеальная доля (parte pro indiviso).

    Общее обладание нераздельной вещью порождает идеальные доли сособственников, то есть доли (части) в праве на вещь, но не права на части вещи. Идеальные доли подлежат денежной оценке, они могут быть предметом самостоятельных сделок, могут приносит пропорциональный размеру доли (прораторный - pro rata) доход своему собственнику.

    Вещи движимые (res mobiles) и недвижимые (res immobiles).

    Недвижимыми вещами признавались прежде всего земля и то, что с ней физически прочно связано (здания, строения, деревья). Иными словами, это вещи, которые не допускают своего перемещения в пространстве без причинения существенного вреда им самим. Естественно, что такие вещи, которые свободно перемещаются в пространстве без какого-либо ущерба для себя, относились к вещам движимым (скот, одежда, инвентарь и пр.).

    Это разделение имело следующее практическое значение. Во-первых, собственность лица на земельный участок создавала презумпцию (предположение), что это же лицо является собственником всего, что находится на нем, над ним и под ним ("от неба до преисподней"); об этом свидетельствует следующее положение следующего фрагмента из Книги второй Институций Гая: "73. ...Постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-либо построил ее для себя, становится по естественному праву нашею, так как построенное на поверхности принадлежит собственнику земли ". Во-вторых, сроки приобретательной давности в отношении недвижимых вещей и движимых были различны (в XII таблицах - 2 и 1 год соответственно). Наконец, предусматривалось различие в совершении сделок с недвижимостью и движимостью.

    5. Вещи заменимые (res fungibiles) инезаменимые (res non fungibiles), в ином обозначении - вещиродовые (genus) ииндивидуальные (species).

    Заменимые (или родовые вещи) - это такие, которые настолько схожи между собой, что в обороте обыкновенно различаются по родовым, а не по индивидуальным признакам (зерно, масло, вино, шерсть и пр.); иными словами, это вещи, которые существуют в весе, количестве, мере (res, qua pondere, numero, mensura constitunt). Незаменимые - это такие вещи, которые отличаются совершенно определенными индивидуальными признаками, которые и учитываются при включении данной вещи в оборот (дом, картина, уникальная ваза и т.д.).

    Такое деление важно в том смысле, что определенные сделки возможны были только с заменимы вещами (например, договор займа), другие, напротив, только с незаменимыми вещами (договор найма). Кроме того, случайная гибель индивидуальной вещи, которая являлась предметом обязательства, прекращала само это обязательство; напротив, случайная гибель родовой вещи, служащей предметом обязательства, не прекращала его (род не исчезает ).

    6. Вещи потребляемые (res usu consumptibiles) инепотребляемые (res usu non consumptibiles).

    Потребляемыми признавались такие вещи, нормальное использование которых приводит к их уничтожению (топливо, продукты питания, строительный материал и пр.). Непотрябляемые вещи - это такие, использование которых не прекращает их физическое состояние (земля, корабль, дом и т.д.).

    Потребляемые вещи не могли быть объектом узуфрукта; по-разному совершался залог потребляемых и непотребляемых вещей; некоторые сделки совершались только с потребляемыми вещами (заем), другие - только с непотребляемыми (наем).

    7. Вещи, находящиеся в обороте (res in commercio) и вещи,изъятые из оборота (res extra commercium).

    Вещи, находящиеся в обороте, это такие объекты, которые могут служить предметом любой сделки; любой субъект вправе обладать такой вещью. Вещами, изъятыми из оборота, признаются такие объекты, которые не могут принадлежать отдельным частным лицам, не могут ими отчуждаться и приобретаться.

    Римское право устанавливало несколько оснований для того, чтобы относить ту или иную вещь к вещам, изъятым из оборота. Во-первых, к таковым относились вещи, предназначенные для всеобщего пользования , то есть такие, которые по своей природе не допускают над собой частного господства по необъятности (море, воздушное пространство), или по неприступности морское дно), или из-за постоянной изменчивости (речной поток). Во-вторых, из оборота были исключены вещи, посвященные религиозным целям. Изъятыми из оборота были такие объекты, которые предназначались для публичного пользования (городские стены, некоторые дороги), а также то, что принадлежало общине в целом (склады оружия, крепости, тюрьмы). Наконец, к изъятым из оборота относились так называемыезапрещенные вещи (яды, волшебные книги и пр.).

    Плоды (fructus). Плоды - это естественные приращения, произведения, извлекаемые из плодоприносящей вещи; но, кроме того, плодами могут считаться доходы, извлекаемые посредством экономического использования вещи. В силу этого, римское право различало плоды естественные (fructus naturalis) иплоды цивильные (fructus civiles).

    К естественным плодам относились плоды растений, приплод животных и пр.; цивильными плодами признавались доходы, получаемые в результате использования вещи в гражданском обороте, например, проценты по ссуде, арендная плата за сдаваемое в наем помещение и пр.

    Определение понятия вещи в римском праве имело большое значение для современной юриспруденции в связи с тем, что в римском праве заложились основы обязательного права. В римских источниках право, относящееся к вещам, охватывало регулирование всех имущественных отношений как вещных, так и обязательственных. Разграничения прав на вещные и обязательственные у римских юристов нет, но они различали вещные иски (action in rem) и личные (action in personam), соответствующие такому разграничению.
    Следует признать, что классификация вещей, установленная в римском праве за исключением отдельных категорий актуальна и в современном праве, то есть, можно сказать, что даже на данном примере, во многом современное право является наследником римского права, что говорит о необходимости и актуальности изучения данной темы.
    Цель данной работы – определить понятие вещей в римском праве и дать возможно полную их классификацию.
    В качестве задачей, поставленных в рамках данной работы, можно определить:
      выделение понятия вещи и ее правовой структуры;
      определение всех признаков, по которым можно классифицировать вещи в римском праве;
      дать краткую характеристику видов прав на вещи, так как в римском праве понятие вещи и прав на них тесно связаны.
    В рамках данной работы крайне интересно было изучение таких памятников римского права, как Законы XII таблиц, Дигесты Юстиниана и Институции Гая, в которых даны основы понятия и классификации вещей, а также вопросы приобретения тех или иных видов вещей.

    Глава I. Понятие вещи в Римском праве

    В классическом периоде в римском праве выработалось понятие вещей в широком значении. Этим широким понятием охватывались не толь вещи в обычном смысле материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права.
    В интересах юридического регулирования римская правовая традиция двояким образом характеризовала вещь (re, res): это может быть отдельная материально самостоятельная с четкими пространственными границами и физическими качествами - вещь (живая или неживая), обладающая признанием в качестве юридически самостоятельной целостности; это может быть вообще любой предмет материального или нематериального качества, какой-то комплекс юридических прав или требований, но также обладающий признанной самостоятельной правовой целостностью.
    Таким образом, собственно правовые характеристики вещей в римском праве и являлись предпосылками для классификации вещей.
    Вещь может представлять объект правовой регламентации не только как целое. С точки зрения права вещь, не то же самое, что вещь материальная, физически законченная. Юридическим понятием вещи охватываются некоторые структурные элементы вещи, которые в физическом отношении могут представлять совершенно отдельные предметы.
    В большинстве своем хозяйственно полезные вещи подразделимы на некоторые части, каждая, из которых в физическом отношении составляет в свою очередь отдельный (или совокупность) предмет. Юридически часть вещи (pars) - это такой предмет, который теряет свое качество единой хозяйственной полезности, будучи отделенным от вещи - например, ключ от замка, пробка от бутылки (при этом: и ключ, и пробка сохраняют вполне предметную обособленность и даже могут представлять интерес использования, но уже другой, нежели первоначальный) Часть следует отличать от квоты (portio), или доли, которая характеризует вещи, определенные родовыми признаками, либо представляет собою чисто мысленную, абстрактную конструкцию в отношении индивидуально определенных вещей.
    Вещь может заключать в себе дополнения (accidentalia) которые всегда сохраняют свое отдельное качество, но функционально служат основной вещи: например, рама для картины, украшения мебели или дома и т.п. Совершенно особое значение такие дополнения приобретают тогда, когда главная вещь представляет функциональный комплекс: поместье, ферма, производственное предприятие. В этом особом случае дополнения квалифицируются как инструмент (instrumentum), статус которого может быть единым с вещью в целом, может отличаться в зависимости в том числе от того, какое именно вещное право предполагается. Дополнения считаются частью вещи, если закреплены при ней постоянно. Если инструмент (или иное дополнение) зафиксирован при вещи на время (например, насос для откачки воды из-за необычного паводка), то он не считается принадлежностью основной вещи и ее общий статус на него не распространяется.
    Функциональность полностью доминирует при определении статуса вещи как тары, которая всегда представляет полностью самостоятельный предмет. Не выработав точно логически-правовых установок римская юридическая практика расценивала предмет как тару в том случае, если потребляемый предмет не может быть полезно использован вне такого дополнения (например, вино может быть употреблено только будучи разлитым в бутылки или кувшины; но бочки или корчаги не считаются тарой в этом смысле). Впрочем, здесь большую роль играла интерпретация ситуаций и само назначение ситуаций: применительно к наследственным правам квалификация бывала у римских правоведов иной, нежели при требованиях из хозяйственного оборота или договорного права.
    Вещь может давать плоды (fructi), права на которые тесным образом связаны с правами на вещь, хотя сами по себе составляют и самостоятельные предметы, и в собственном смысле отдельные вещи Плоды возникают в ходе эксплуатации вещи и могут быть (1) натуральными и (2) гражданскими. Важнейшее отличие плодов от части вещи – в их возобновляемости и потребляемости (поэтому дитя рабыни не включается в плоды). Отличие плодов натуральных от гражданских в том, что первые порождаются самой субстанцией основной вещи (фрукты дерева приплод животных), а вторые рождаются только вследствие особого общественного употребления (доходы от аренды, проценты с капитала). Права на плоды непосредственно вытекают из прав на вещь, однако могут быть отделены от них и даже подвергаться несколько иному режиму, чем для основной вещи (главная вещь в собственности, а плоды от нее переданы во владение или пользование).

    Глава II. Классификация вещей

    Современная классификация вещей по их юридическим признакам базируется на представлениях римского права. Однако не все из этих представлений были востребованы современной наукой и практикой, некоторые из них утратили свое значение еще до рецепции римского права. Представляется, тем не менее, что общие сведения о них должны быть известны тем, кто приступает к изучению права.
    Римляне различали вещи телесные (res corporales) и бестелесные (r. incorporales). Гай так определяет эту классификацию: «Некоторые вещи телесны, а некоторые бестелесны. Телесные вещи, которые можно осязать, как земля, человек, одежда, золото, серебро и многое другое. Бестелесны же те, которые осязать нельзя, как например, наследство, пользование плодами (узуфрукт), обязательства, возникающие каким-либо образом» 1 .
    Следует отметить, что в числе примеров res incorporales Гай не упоминает права собственности: римские юристы не различают четко право собственности на вещь и самую вещь, вследствие чего право собственности попадает у них в категорию телесных вещей.
    Телесные вещи – предметы, существующие в материальном мире независимо от правовых предписаний. Бестелесные вещи не существуют в физическом мире, но лишь в человеческих отношениях на основании предписаний права.
    Деление вещей на виды производится по их специальным свойствам, имеющим значение для экономического и правового оборота.
    Главным делением римляне считали деление вещей на вещи божественного права и вещи человеческого права. К вещам божественного права принадлежат три вида: вещи священные (res sacra), посвященные богам, в том числе храмы, рощи, алтари, статуи, культовые предметы; вещи святые (r. sanctaе), священно неприкосновенные, находящиеся под защитой богов, главным образом - городские стены и ворота, межи; вещи религиозные, посвященные подземным богам, особенно гробницы и могилы, в том числе рабов.
    Священной вещь делается только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа (закона). Религиозной вещь делаем мы сами, хороня умершего.
    Вещи божественного права не находятся ни в чьем владении, с точки зрения принадлежности римляне делили вещи на пять групп. Одни вещи доступны в пользовании всем (реки, гавани, морской берег, театры, ристалища, общественные сооружения и т.п.); другие образуют государственную собственность, третьи принадлежат юридическим лицам; четвертые не находятся ни в чьем частном обладании; наконец большая часть вещей принадлежит отдельным лицам, которые приобретают их по разным законным основаниям (I 3.2.1 pr).
    Далее следует общая для всех источников классификация вещей в Римском праве.
    1. Вещи движимые и недвижимые. Недвижимостями считались не только земельные участки (praedia, fundi) и недра земли, но и все созданное чужим трудом на земле собственника. Оно признавалось естественной или искусственной частью поверхности земли - res soli. Сюда относились постройки, посевы, насаждения. Все эти предметы, связанные с землей или фундаментально скрепленные с ее поверхностью, считались ее составными частями. Они подлежали правилу superficies solo cedit - «сделанное над поверхностью следует за поверхностью». Невозможной представлялась отдельная собственность на дом и на землю. Воздушное пространство над участком тоже рассматривалось, как часть поверхности.
    Под res mobiles или per se moventes понимались мебель, домашняя утварь, рабы, животные.
    Деление вещей на движимые и недвижимые приняло более четкий характер при принципате. В эпоху домината передача прав на недвижимости регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности соответствующих сделок. К этому же времени окончательно сложились особые права на недвижимости: оброчные земли, эмфитевзис, суперфиций (пп. 231, 232). Впрочем, уже по законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по давности владения (п. 203) требовало разных сроков: для давностного завладения землей был установлен в связи с системой двухпольного хозяйства более длительный (два года) срок, чем для движимых вещей (один год). Не все недвижимости были подчинены единообразной регламентации; учитывалось местоположение участков в связи с их хозяйственным назначением, различались praedia urbana - городские участки, застроенные для городских жилищ, городских ремесленных и промышленных заведений, и praedia rustica - сельскохозяйственные участки:
    поля, луга, леса, деревенские жилища и склады. Различались также земли италийские и провинциальные.
    Среди движимых специально выделяется разновидность самодвижущихся вещей (человек, скот, птица), которые по собственной воле и за счет собственных усилий могут перемещаться с места на место. Среди же недвижимых вещей дополнительно выделяются вещи основные и вещи дополнительные (служащие принадлежностью к первым) 1 .
    2. Исключительно римским было деление вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (r. nec mancipi), которое сохранилось до начала империи. «Велика однако же разница между вещами mancipi и nec mancipi. А именно, res nec mancipi переходят в собственность другого лица вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу. Следовательно, если я передам тебе платье или золото на основании ли продажи, дарения, каким-нибудь иным способом, то вещь эта тотчас делается твоею без соблюдения каких-либо торжественных формальностей» 1 .
    Все вещи считаются вещами манципия или неманципия. «Вещами манципия являются земельные участки на италийской земле и притом как сельские, каким считается поместье, так и городские, каков дом; также права сельских участков, например, дорога, тропа, прогон, водопровод; также рабы и четвероногие, которые приручаются к упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи считаются неманципиальными» 2 . В праве Юстиниана это деление уже утратило значение.
    Круг res mancipi был очерчен довольно узко. Он охватывал такие вещи, как рабы, земля Италии, строения и скот на ней, сельские сервитуты.
    К числу res пес mancipi относились все вещи, не входящие в группу res mancipi, в частности, провинциальные земли и все движимые вещи, мелкий скот (свиньи, овцы, козы), мебель, продовольствие и т. д.
    Это деление определялось тем, что к числу res mancipi относились вещи, которые издревле и еще ко времени законов XII таблиц рассматривались как наиболее ценные части римского земельного хозяйства. Глава семьи силою, хватая их рукой (manu capere), заставлял рабов и крупный домашний скот работать на себя. С экономическим значением res mancipi была связана и основная особенность их юридического положения: особо усложненный порядок перенесения права собственности на эти вещи. Для отчуждения вещей res nес mancipi было достаточно простой передачи (traditio).
    3. Вещи делимые и неделимые. Различались вещи делимые и неделимые. Делимыми признавались вещи, которые от разделения не изменяют ни своего рода, ни своей ценности; каждая отдельная часть представляет прежнее целое, только в меньшем объеме: pro parte divisa.
    Кроме материального разделения вещей, мыслилось и разделение права на так называемые идеальные доли. В таких случаях право на вещь, не разделенную материально, признавалось принадлежащим и нескольким лицам всем вместе и каждому из них на известную долю ценности вещи, на 1/2,1/3, и т. д. При прекращении общей собственности на вещь, т. е. права собственности, принадлежавшего нескольким лицам в идеальных долях, имела большое значение юридическая делимость или неделимость вещи. В первом случае допускалось ее разделение в натуре между бывшими общими собственниками. Во втором случае вещь оставалась в собственности одного из них, а остальные получали денежную компенсацию.
    Делимыми считались земельные участки; построенные на них здания делились, но только вертикально. Внешними признаками разделения служили стены, границы и межи. Делимыми считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (руда, камни, песок).
    4. Вещи потребляемые и непотребляемые. К потребляемым относились вещи, которые, согласно их прямому назначению, при первом же пользовании материально уничтожались - res quae ipso usu consumuntur, tolluntur. Сюда относились продовольствие и деньги (в том смысле, что при каждом расчете они терялись для собственника).
    Непотребляемыми вещами считались такие, которые не изнашивались от употребления (драгоценный камень), или если и уничтожались, то постепенно, теряя свою ценность и способность выполнять свое назначение.
    Так как пользование потребляемыми вещами связано с их уничтожением, то при предоставлении собственником другим лицам права пользования потребляемыми вещами, возврат их эквивалента обеспечивался особыми гарантиями.
    5. Вещи, определяемые родовыми признаками, и индивидуальные (genus et species). Знакомство с греческими приемами общей систематики привело еще «старых» римских юристов периода республики к применению понятий рода и вида в отношении вещей. Это естественнонаучное и логическое деление вещей дополнялось требованием исследовать в каждом отдельном правоотношении намерения сторон - рассматривали ли они вещь, объект юридической сделки, как вещь родовую (genus), т. е. обладающую общими чертами данной группы вещей, или как индивидуальную (species), как данный экземпляр определенного рода вещей. К родовым вещам классики относили вещи, имеющие один общий род и не имеющие в обороте индивидуальности. Их меновая ценность определялась по их роду, мере, весу, числу.
    Родовым вещам противопоставлялись видовые, индивидуально определенные вещи. Значение этого деления выступало в различном решении вопроса о риске случайной гибели вещи или партии вещей. Если вещь или партия вещей рассматривалась участниками правоотношения, как родовая, то она считалась юридически не подверженной гибели, ибо всегда могла быть заменена другой однородной вещью или другой партией однородных вещей. Отсюда правило - genera non pereunt (род не погибает). В случае же гибели индивидуально определенной вещи, лицо, обязавшееся доставить ее, освобождалось от обязанности замены. Из понятия родовых вещей впоследствии развилось неизвестное ранее понятие вещей заменимых (res fungibiles), т. е. таких, которые оборот (а не участники каждого данного правоотношения) обычно рассматривает как определяемые родом, весом, мерой, числом.
    Соответственно родовые вещи считаются заменимыми, а индивидуально-определенные – незаменимыми вещами.
    6. Вещи простые и сложные, совокупность вещей. Следуя стоической философии, Помпоний различал три вида вещей: «Существует же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как «единое бытие», как например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т. в. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий, из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, например, народ, легион, стадо» 1 .
    1. Простые вещи - corpus, quod uno spiritu continetur - образующие нечто физически связанное и однородное, не распадающееся на составные части (раб, бревно, камень и т. п.).
    2. Сложные вещи, состоящие из искусственных соединений разнородных вещей, имеющих между собой материальную связь и носящих общее наименование - universitates rerum cohaerentium, например, здание, корабль, шкаф. Части сложных вещей не терялись вполне в целом, они были до их соединения отдельными вещами и могли даже принадлежать разным лицам. Права этих лиц определялись в зависимости от свойств соединения и отношений между соединенными вещами. Иногда права других лиц не прекращались и после того, как их вещь стала частью чужой сложной вещи. С другой стороны, соединенные части подчинялись праву, установленному на целое.
    Сложные вещи делятся на две группы 2
    и т.д.................

    Римские юристы не разработали общего определения поня­тия вещи (res). Однако они широко пользовались этой катего­рией, тщательно регламентировали правовой статус вещей, их виды. Исходя из богатой казуистики римских юристов относи­тельно вещей, указанное понятие можно определить в узком и широком смысле.

    В узком значении вещь - это определенная часть природы, представляющая некую ценность для ее обладателя.

    А в широком значении понятием вещи охватывались не только материальные предметы внешнего мира, но также юри­дические отношения и права.

    Классификация вещей. Регулирование общественных отно­шений по поводу владения, пользования и распоряжения раз­личными вещами во многом определяется естественными свой­ствами последних, зависит от их экономического назначения, строится с учетом их ценности, общественных интересов и т. д. В связи с этим большое практическое значение приобретает классификация вещей, которая была призвана служить ориен­тиром при выявлении правового режима той или иной вещи, определении объема и содержания прав и обязанностей участ­ников частных правоотношений.

    Все вещи разделялись на две категории: вещи сакрально­го (божественного) права и вещи человеческого права (Гай. 1.2.2).

    К вещам сакрального (божественного) права относились вещи, посвященные высшим богам (храмы, культовые предме­ты и др.), и вещи со священным значением (например, город­ские стены и ворота):

    Вещи человеческого права подразделялись на вещи публич­ные и частные.

    Публичными признавались вещи, которые принадлежали все­му обществу граждан (Гай. 1.2.11). К таким вещам относились, например, бани, рынки.

    К частным вещам относились такие вещи, которые могли принадлежать отдельным лицам, например: частные рабы, ло­шади, дома и много других вещей.

    Телесные и бестелесные вещи.

    Телесными (res согрога1е8)назывались вещи, которые могли быть осязаемы и к которым можно было прикоснуться, иначе говоря, обладали физической субстанцией. Например, дом, земля, скот, платье, золото и т. д.

    Бестелесные вещи (res incorporales) - это такие объекты гражданского оборота, которые не обладали физической суб­станцией, т. е. были неосязаемы. Например, права требования, узуфрукт.

    Манципируемые и неманципируемые вещи.

    Манципируемыми (res maneipi) назывались вещи, собствен­ность на которые могла быть перенесена лишь при соблюдении особой, чрезвычайно сложной процедуры, именуемой манци- пацией (mancipatio). К таким вещам римляне относили землю, рабов, рабочий скот, земельные сервитуты и др., т. е. наиболее важные и ценные вещи в хозяйстве.

    Суть маиципации заключалась в засвидетельствовании при­глашенными свидетелями факта перехода права собственности на особо важные веши от отчуждателя к приобретателю. В слу­чае возникновения сомнения в этом факте присутствовавшие при этом свидетели могли подтвердить его наличие и действи­тельность.

    Неманципируемыми (res пес maneipi) назывались вещи, соб­ственность на которые переходила в результате их простой пе­редачи (traditio) приобретателю. Соблюдение манципации от­носительно таких вещей не требовалось. К неманципируемым нощам римляне относили мелкий скот, мебель, продовольствие и т. д.

    Деление вещей на манципируемые и неманципируемые было обусловлено ценностью вещей в хозяйственном обороте. Если при отчуждении манципируемых вещей (например, земли) процедура манципации не исполнялась или нарушалась, право собственности к приобретателю не переходило, т. е. покупатель земли, несмотря на уплату стоимости и получения земли в фак­тическое владение и пользование, собственником земли не ста­новился.

    Движимые и недвижимые вещи.

    Движимыми (res mobiles) назывались вещи, которые можно было передвигать в пространстве (например, животные, рабы, домашняя утварь и т. п.).

    Недвиэ!симыми (res immobiles) назывались вещи, которые нельзя было передвигать в пространстве (например, земля, дом, пс снятый урожай и т. п.).

    До самого конца классического периода это деление не имело особого значения, поскольку, по сути, охватывалось делением вещей на манципируемые и неманципируемые. Од­нако со временем такое деление начинает приобретать суще­ственное правовое значение, поскольку правовой режим дви­жимых вещей стал отличаться от правового режима вещей недвижимых.

    Вещи, изъятые из оборота, и находящиеся в обороте.

    Вещи, изъятые из оборота (res extra commercium), - это вещи, которые в силу естественных свойств не могли быть объектом чьей-либо собственности или, в силу особого назна­чения, объявлялись на основании закона неотчуждаемыми и непередаваемыми в собственность других лиц. В Риме к изъя­тым из оборота вещам относились: общие вещи (res communes), например воздух, текучая вода, моря со всем содержимым; имущество, закрепленное исключительно за государством (res publicae), например государственная земля или государствен­ные рабы; священное имущество (res sacrae), составлявшее соб­ственность религиозного культа.

    Вещи, находящиеся в обороте (res in commercio), - это такие вещи, которые могут принадлежать любому и каждому. К ним относились все вещи, которые не относились к вещам, изъятым из оборота.

    Родовые и индивидуально определенные вещи.

    Родовые вещи (genus) - это такие вещи, которые не имели в обороте индивидуальности и определялись числом, весом или мерой, т. е. общими признаками, присущими определенной группе вещей (например, сто литров красного вина, деньги, центнер зерна и т.

    Д.). Родовые вещи были взаимно заменяе­мыми/

    Индивидуально определенные (species) - это вещи уникальные, единственные в своем роде (например, скульптуры, картины и другие предметы искусства), характеризующиеся с помощью тех признаков, которые присущи только им. Индивидуально определенную вещь заменить другой невозможно.

    Значение указанного деления заключалось в различном ре­шении вопроса о риске случайной гибели вещи. Если речь шла о родовой веши, то она считалась не подверженной гибели, поскольку всегда могла быть заменена другой однородной ве­щью. Отсюда известное правило - род не погибает (genus non perit), т. е. владелец родовой вещи был обязан вернуть ее (или другую подобную) собственнику даже в том случае, когда она утрачена им случайно. В случае же гибели индивидуально оп­ределенной вещи лицо, обязавшееся доставить ее, освобожда­лось от обязанности замены, т. е. в отношении указанных ве­щей применялось правило - собственник несет риск случайной гибели вещи (dominus sentii periculum), причем независимо от того, у кого погибла вещь (у собственника или у третьего лица).

    Впоследствии из понятия родовых вещей развилось понятие заменимых вещей, т. е. таких, которые сам экономический обо­рот, а не участники конкретного правоотношения, обычно рас­сматривал как определяемые родом, весом, мерой, числом.

    Делимые и неделимые вещи.

    Делимые - это вещи, которые можно было разделить лю­бым образом, и они при этом не утрачивали своей хозяйствен­ной ценности и назначения. При разделе они представляли те же вещи только в меньшем объеме. Например, земельный уча­сток, сено.

    Неделимые - это вещи, которые при разделе утрачивали хозяйственное назначение и функциональные свойства целого (например, рабочий мул).

    Указанное деление имело важное практическое значение в от­ношении обшей собственности, в частности, при прекращении ее режима.

    Потребляемые и непотребляемые вещи.

    Потребляемыми (res quae usu consumatur) назывались вещи, которые прекращали свое физическое существование полнос- п.ю либо в части в результате однократного их использования но назначению. Например, продукты питания, корм для живот­ных, строительный материал, деньги и т. д.

    Непотребляемыми (res quae поп consumatur) признавались |»сщи, которые не изнашивались от употребления, а если и унич- южались, то утрачивая свои потребительские свойства посте­пенно. Например, золотой перстень, земля, строения, одежда и т. п.

    Различие указанных вещей обусловливало различие их пра­вового режима. Так, предметом договора займа могли быть только потребляемые вещи, внаем же сдавались только не­потребляемые.

    Простые и сложные вещи.

    Простыми назывались вещи, состоящие из одной материаль­ной субстанции. Например, земля, ценный камень, раб, живот­ное и т. д.

    Сложными признавались вещи, состоящие из искусственных соединений разнородных вещей, которые имели между собой материальную связь и носили общее название (например, зда- иие, корабль).

    От сложных вещей необходимо отличать собирательные вещи, т. е. такие, которые хотя и не соединены материально и сохраняют свою индивидуальность и самостоятельность, представляя собой каждая в отдельности особую вещь, тем не менее удерживаются вместе одним общим назначением и на- шанием. К собирательным вещам можно отнести стадо коров, табун лошадей, римский легион.

    Главные вещи и побочные.

    Побочными являлись вещи, определенным образом завися­щие от главной вещи и подчиненные юридическому положе­нию последней (например, седло по отношению к лошади). Основными видами побочных вещей рассматривались части вещи, принадлежности и плоды.

    Части вещи не имели юридически самостоятельного суще­ствования. Когда предметом договора была вещь в целом, то последствия этого договора распространялись и на все части вещи. Предметом самостоятельных сделок часть вещи могла быть лишь в случаях своего отделения от целого.

    Принадлежностью называется вещь, связанная с другой (главной) вещью не физически, а экономически: главная вещь не считается незаконченной, если от нее отделена принадлеж­ность. Принадлежность также может существовать отдельно от главной вещи, однако лишь при совместном использовании той и другой вещи достигается наибольший хозяйственный результат.

    Принадлежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. При отсутствии специальных оговорок между сто­ронами правоотношения, устанавливаемые на главную вещь, распространяются (ввиду хозяйственной связи между обеими вешами) и на принадлежности. Отсюда происходит и известный афоризм: принадлежность следует судьбе главной вещи. На­пример, если при продаже повозки стороны не сделали ника­ких специальных оговорок, вместе с повозкой продавались и колеса.

    Плоды - это все то, что в силу природных (естественных) свойств приносит сама вещь (плоды деревьев, приплод живот­ных, молоко и т. д.).

    Юридическим понятием «плоды» охватывалось и то, что «приносила» вещь в результате эксплуатации ее в имуществен­ном обороте, т. е. искусственным путем (например, проценты за предоставленную в долг денежную сумму). Искусственные пло­ды получили название доходов.

    Плоды и доходы принадлежали собственнику плодоприно- сящей вещи, если иное не было предусмотрено договором.

    Еще по теме 38. Понятие и классификация вещей в римском частном праве:

    1. § 1. Понятие римского частного права. Публичное и частное право
    2. 1. РИМСКОЕ ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
    3. 2.5. Оценка Римского публичного и Римского частного права
    4. IV.2. Иски (IV.2.1) Понятие и классификация исков частного права.

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство -

    Rei appellatione et causae et iura continentur (D. 50.16. 23). —

    Названием вещи охватываются также юридические отношения и права.

    150. Вещи телесные и бестелесные . Гай (2.13.14) так и делит вещи на телесные (corporales), которые можно осязать (quae tangi possunt) и бестелесные (incorporales), которые нельзя осязать (quae tangi non possunt). В качестве примеров res incorporales Гай называет наследство, узуфрукт (п. 221), обязательства . Следует отметить, что в числе примеров res incorporales Гай не упоминает права собственности : римские юристы не различают четко право собственности на вещь и саму вещь, вследствие чего право собственности попадает у них в категорию corpora, телесных вещей.

    В отрывке из комментария Ульпиана к преторскому эдикту в Дигестах (5. 3. 18. 2) на вопрос, что составляет предмет иска о наследстве, дается такой ответ: «Universas res hereditarias in hoc iudicium venire, sive iura sive corpora sint», т.е. предмет этого иска составляют все вещи наследства, будут ли то «права» или «телесные предметы».

    Сопоставляя это место источников с примерами, приводимыми Гаем, приходится признать, что, разделяя вещи на телесные и бестелесные, Гай разумеет под последними не вещи, в смысле предметов внешнего мира, а именно права.

    Виды вещей

    151. Вещи движимые и недвижимые . Деление вещей на движимые и недвижимые в римском праве не имело особого значения. И те и другие подлежали почти одинаковым юридическим нормам. Тем не менее это естественное деление играло некоторую характерную и для рабовладельческого Рима роль. Недвижимостями считались не только земельные участки (praedia, fundi) и недра земли, но и все созданное чужим трудом на земле собственника. Оно признавалось естественной или искусственной частью поверхности земли — res soli. Сюда относились постройки, посевы, насаждения. Все эти предметы, связанные с землей или фундаментально скрепленные с ее поверхностью, считались ее составными частями. Они подлежали правилу superficies solo cedit — сделанное над поверхностью следует за поверхностью. Невозможной представлялась отдельная собственность на дом и на землю. Воздушное пространство над участком тоже рассматривалось как часть поверхности.

    Под res mobiles или per se moventes понимались мебель, домашняя утварь, рабы, животные.

    Деление вещей на движимые и недвижимые приняло более четкий характер при принципате. В эпоху домината передача прав на недвижимости регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности соответствующих сделок . К этому же времени окончательно сложились особые права на недвижимости: оброчные земли, эмфитевзис, суперфиций (пп. 231, 232). Впрочем, уже по законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по давности владения (п. 203) требовало разных сроков : для давностного завладения землей был установлен в связи с системой двухпольного хозяйства более длительный (два года) срок, чем для движимых вещей (один год). Не все недвижимости были подчинены единообразной регламентации; учитывалось местоположение участков в связи с их хозяйственным назначением, различались praedia urbana — городские участки, застроенные для городских жилищ, городских ремесленных и промышленных заведений, и praedia rustica — сельскохозяйственные участки: поля, луга, леса, деревенские жилища и склады. Различались также земли италийские и провинциальные.

    152. Res mancipi et res пес mancipi . Старое и главное деление цивильного права вещей на res mancipi и res пес mancipi сохранилось до начала империи.

    Omnes res aut mancipi sunt aut nee mancipi. Mancipi res sunt praedia in Italico solo, tam rustica, qualis est fundus, quam urbana, qualis domus; item iura praediorum rusticorum, velut via, iter, actus, aquaeductus; item servi et quadrupedes quae dorso coUove domantur, velut boves, muli, equi, asini, ceterae res nec mancipi sunt (Ulp. Reg. 19. 1). — Bee вещи считаются вещами манципия или неманципия. Вещами манципия являются земельные участки на италийской земле и притом как сельские, каким считается поместье, так и городские, каков дом; также права сельских участков, например, дорога, тропа, прогон, водопровод; также рабы и четвероногие, которые приручаются к упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи считаются неманципиальными.

    Как видно из текста, круг res mancipi был очерчен довольно узко. Он охватывал ager romanus, а с конца республики , когда владычество римлян распространилось на всю Италию, земельные участки, расположенные в Италии, построенные на них дома и пре-диальные (земельные) , на рабов и вьючных или упряжных животных, обслуживающих земли римских землевладельцев.

    Наоборот, к числу res пес mancipi относились все вещи, не входящие в группу res mancipi, в частности, провинциальные земли и все движимые вещи, мелкий скот (свиньи, овцы, козы), мебель, продовольствие и т.д.

    Это деление определялось тем, что к числу res mancipi относились вещи, которые издревле и еще ко времени законов XII таблиц рассматривались как наиболее ценные части римского земельного хозяйства. Глава семьи силой, хватая их рукой (manu сареге), заставлял рабов и крупный домашний скот работать на себя. С экономическим значением res mancipi была связана и основная особенность их юридического положения: особо усложненный порядок перенесения права собственности на эти вещи. В то время как для отчуждения вещей res пес mancipi было достаточно простой передачи (traditio), для отчуждения res mancipi требовалось применение формальных и сложных способов — mancipatio или in iure cessio (пп. 196-197).

    153. Вещи делимые и неделимые . Различались вещи делимые и неделимые. Делимыми признавались вещи, которые от разделения не изменяют ни своего рода, ни своей ценности; каждая отдельная часть представляет прежнее целое, только в меньшем объеме: pro parte divisa (Ulp. D. 8. 4).

    Кроме материального разделения вещей мыслилось и разделение права на так называемые идеальные доли. В таких случаях право на вещь, не разделенную материально, признавалось принадлежащим и нескольким лицам всем вместе и каждому из них на известную долю ценности вещи, на 1/2, 1/3 и т.д.: totius corporis pro indiviso, pro parte dominium habere (D. 13. 6. 5. 15). При прекращении общей собственности на вещь, т.е. права собственности, принадлежавшего нескольким лицам в идеальных долях, имела большое значение юридическая делимость или неделимость вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре между бывшими общими собственниками. Во втором случае вещь оставалась в собственности одного из них, а остальные получали денежную компенсацию (п. 188).

    Делимыми считались земельные участки; построенные на них здания делились, но только вертикально. Внешними признаками разделения служили стены, границы и межи. Делимыми считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (руда, камни, песок).

    154. Вещи потребляемые и непотребляемые . К потребляемым относились вещи, которые согласно их прямому назначению при первом же пользовании материально уничтожались — res quae ipso usu consumuntur, toUuntur. Сюда относились продовольствие и деньги , последние в том смысле, что при каждом расчете они терялись для собственника. Непотребляемыми вещами считались такие, которые не изнашивались от употребления (драгоценный камень), или если и уничтожались, то постепенно, теряя свою ценность и способность выполнять свое назначение — res quae usu minuuntur.

    Так как пользование потребляемыми вещами связано с их уничтожением, то при предоставлении собственником другим лицам права пользования потребляемыми вещами возврат их эквивалента обеспечивался особыми гарантиями.

    155. Вещи, определяемые родовыми признаками, и индивидуальные (genus et species). Знакомство с греческими приемами об-щеи систематики привело еще «старых» римских юристов периода республики к применению понятий рода и вида в отношении вещей. Это естественно-научное и логическое деление вещей дополнялось требованием исследовать в каждом отдельном правоотношении намерения сторон — рассматривали ли они вещь, объект юридической сделки, как вещь родовую (genus), т.е. обладающую общими чертами данной группы вещей, или как индивидуальную (species), как данный экземпляр определенного рода вещей. Классики относили к genus вещи, имеющие один общий род и не имеющие в обороте индивидуальности. Их меновая ценность определялась по их роду, мере, весу, числу, как это видно из выражений — res, quae in genere suo functionem suam recipiunt, res quae numero mensura, pondere consistunt — вещи, которые своим родом осуществляют свое назначение, которые определяются числом, мерой, весом. Родовым вещам противопоставлялись видовые, индивидуально определенные вещи.

    Значение этого деления выступало в различном решении вопроса о риске случайной гибели вещи или партии вещей. Если вещь или партия вещей рассматривалась участниками правоотношения как родовая, то она считалась юридически не подверженной гибели, ибо всегда могла быть заменена другой однородной вещью или другой партией однородных вещей. Отсюда правило — genera поп pereunt (род не погибает). В случае же гибели индивидуально определенной вещи лицо, обязавшееся доставить ее, освобождалось от обязанности замены. Из понятия родовых вещей впоследствии развилось неизвестное ранее понятие вещей заменимых (res fungibiles), т.е. таких, которые оборот (а не участники каждого данного правоотношения) обычно рассматривает как определяемые родом, весом, мерой, числом.

    156. Вещи простые и сложные . Следуя стоической философии, Помпоний различал три вида вещей:

    Tria autem genera sunt corporum, unum quod continetur uno spiritu et graece henomenon vocatur, ut homo tignum lapis et similia: alterum quod ex contingentibus, hoc est pluribus inter se cohaerentibus constat, quod synemmenon vocatur, ut aedifici-um, navis, armarium, tertium quod ex distantibus constat, ut corpora plura non soluta, sed uni nomini subiecta, veluti populus, legio, grex (D. 41. 3. 30. pr.). — Существует же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как «единое бытие», как, например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т.е. нескольких, между собой связанных тел, что называется состав-ным телом, как, например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, например народ, легион, стадо.

    (1) Простые вещи — corpus, quod uno spiritu continetur, — образующие нечто физически связанное и однородное, не распадающееся на составные части (раб, бревно, камень и т. п.).

    (2) Сложные вещи, состоящие из искусственных соединений разнородных вещей, имеющих между собой материальную связь и носящих общее наименование — universitates rerum cohaerentium, например здание, корабль, шкаф. Части сложных вещей не терялись вполне в целом, они были до их соединения отдельными вещами и могли даже принадлежать разным лицам. Права этих лиц определялись в зависимости от свойств соединения и отношений между соединенными вещами. Иногда права других лиц не прекращались и после того, как их вещь стала частью чужой сложной вещи. С другой стороны, соединенные части подчинялись праву, установленному на целое.

    (3) Наконец, третью группу составляли совокупности раздельных вещей — universitates rerum distantium, материально не связанных, соединенных только одним общим назначением и именем, например стадо, легион. Это — временные хозяйственные или организационные объединения вещей или лиц.

    В таких случаях предметами правоотношений могли быть лишь отдельные вещи, входившие в целое. Однако, уступая требованиям оборота, римляне допускали в области прав на эти вещи также и влияние целостного представления; например, собственник стада мог истребовать все стадо, доказав право собственности на большую часть отдельных животных, ответчику же предоставлялось доказывать, что остальные не принадлежали истцу; при узуфрукте и залоге стада управомоченный должен был нормально эксплуатировать именно все стадо, пополняя убыль из приплода или путем прикупки, убоя и отчуждения негодного материала.

    157. Вещи главные и побочные . Вещами побочными или придаточными (accessorium) являлись вещи, определенным образом зависящие от главной вещи и подчиненные юридическому положению последней. Основными видами побочных вещей считались: части вещи, принадлежности и плоды.

    Части вещи не имели юридически самостоятельного существования. Когда вещь в целом являлась объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространялись и на все части вещи. Объектом самостоятельных сделок часть вещи могла быть лишь в случаях своего отделения от целого. Таким образом, нахождение составных частей в составе главной вещи подчиняло их ее юридическому положению, и прежние юридические отношения по поводу частей считались прекратившимися, пока длилось их соединение. Римляне проводили следующие различия: а) если соединение сопровождалось изменением сущности включенной вещи или нераздельностью полученного соединения, то права на присоединенную вещь прекращались навсегда для ее собственника, например растворенное вино; б) если ни присоединенная, ни главная вещь не меняли своей сущности, а совокупная вещь, сверх того, не становилась нераздельной, то при выделении вещи, присоединенной к главной, восстанавливалось прежнее юридическое положение присоединенной вещи.

    Так, согласно законам XII таблиц при застройке чужого бревна в здание собственник не мог требовать выделения бревна из чужого дома, пока собственник дома сам не разберет его и не выделит бревна. Тогда бревно снова признавалось собственностью прежнего хозяина и становилось самостоятельным объектом иска (actio de tigno iuncto, rei vindicatio).

    Принадлежностью называется вещь, связанная с другой (главной) вещью не физически, а экономически: главная вещь не считается незаконченной, если от нее отделена принадлежность; принадлежность также может существовать отдельно от главной вещи; однако лишь при совместном использовании той или другой вещи достигается хозяйственный результат (например, замок и ключ).

    Ввиду самостоятельного физического существования, принадлежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии специальных оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения, устанавливаемые на главную вещь, считаются распространяющимися (ввиду хозяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсюда афоризм: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).

    Плоды. Плодами естественными считались прежде всего орга-нические произведения вещей, постоянно и регулярно получаемые от эксплуатации плодоприносящих вещей, без изменения их хозяйственного назначения, в мире как растительном (огороды, деревья), так и в животном (шерсть, молоко).

    Охота на водных и земельных пространствах составляла плод участков, если они специально были отведены для охоты. Относительно недр земли мнения классиков расходились, но большинство относили продукцию недр земли к плодам. Право Юстиниана стало на ту же точку зрения и относило к плодам продукцию каменных карьеров, что было в духе охватившего ту эпоху интереса к монументальному строительству.

    Плоды делились на: а) fructus pendentes — плоды, еще соединенные с производящей их вещью; б) fructus separati — плоды, уже отделенные от производящей их вещи; в) fructus percepti — плоды, не только отделенные, но и захваченные кем-либо для себя или для другого. Они в свою очередь подразделялись на fructus exstantes — плоды, наличные в натуре, и fructus consumpti — плоды потребленные, переработанные или отчужденные. Различали еще категорию плодов — fructus percipiendi, несобранных по упущению, но подлежащих сбору при правильной хозяйственной эксплуатации вещи.

    Юридическое значение понятия плодов и различия их видов заключалось в различии их правовой судьбы при наличии права собственности, какого-либо иного права на плодоприносящую вещь или при установлении особых правоотношений по поводу такой вещи (п. 199).

    При истребовании вещи собственником путем виндикационного иска наличные плоды всегда подлежали возвращению собственнику вместе с вещью. За потребленные же плоды добросовестный приобретатель ответственности не нес. Это ограничение прав собственника вещи было объяснено на основе анализа римских источников Л.И. Петражицким, доказавшим, что, ограждая добросовестного владельца от требований по поводу потребленных им

    ПЛОДОВ, римское право стремилось ооеспечить устойчивость хозяйственных отношений, охранить лицо, неправомерно, но добросовестно владевшее чужой вещью, от обременительной обязанности возмещать доходы , которые были, может быть, давно потреблены в ошибочной уверенности, что они принадлежат тому, кто их потребил.

    Доходы. Юридическое понятие плодов было римскими юристами расширено и обнимало всякий регулярный доход, как приносимый вещью естественным путем, так и получаемый на основании особых правоотношений по поводу плодоприносящей вещи, например проценты, получаемые с капитала .

    158. Имущество . Постепенно римляне пришли к представлению об объединенных хозяйственным назначением целых имущественных комплексах.

    Самое раннее обозначение имущества гражданина дано в законах XII таблиц термином familia pecuniaque — первоначально совокупность рабов и скота (pecus-pecunia). Позднее familia обозначала и всю совокупность имущества. В цивильном праве укрепилось понятие имущества, добытого трудами домовладыки — patrimonium (отчины), переходящего с соответствующими культовыми обязанностями к наследникам.

    В преторском праве иногда употребляется термин «отцовское и дедовское добро» (bona paterna avitaque — в формуле объявления лица расточителем). Но, конечно, понятие имущества обнимает собой все то, что принадлежит данному лицу, независимо от того, само лицо приобрело это имущество или имущество досталось ему по наследству. При жизни собственника его добро — bona — гарантирует кредиторов в платеже долгов. Отсюда Павел сделал вывод, что имуществом каждого лица считается то, что остается после удовлетворения кредиторов, за вычетом долгов. Как некоторое обособленное имущество рассматривалось имущество, выделенное домовладыкой в пользу раба или подвластного для самостоятельного хозяйствования и управления (так называемый пекулий, см. п. 117).

    159. Вещи в обороте и вне оборота — res in commercio et res extra commercium. Римские юристы различали вещи в обороте, res in commercio, и вещи вне оборота, res extra commercium. К первой категории относились все вещи, составляющие объекты частной собственности и оборота между отдельными людьми. Выражение in commercio esse означало, что такие вещи могли быть предметами мены, оборота по оценке — aestimationem recipiunt.

    Внеоборотными вещами — res extra commercium — считались такие вещи, которые или по своим естественным свойствам, или в силу своего особого назначения не могли быть предметами частных правоотношений: res quarum commercium non est (D. 18. 1. 16. pr.). Классические юристы признавали группу вещей omnium communes, а в Институциях Юстиниана повторили, что есть вещи, которые согласно естественному праву принадлежат всем. Сюда относились: а) воздух; б) текучая вода и в) моря со всем, что в них водится.

    Другую группу внеоборотных вещей составляли публичные вещи (res publicae). Основным и единственным хозяином публичных вещей считался римский народ.

    Имущества общин-городов (civitates) на практике также назывались res publicae. Таким образом, res publicae, во-первых, служили по воле государства или общин удовлетворению их потребностей как носителей власти . Во-вторых, res publicae служили источником государственных доходов и покрывали фискальные нужды — in patrimonio populi vel fisci — в имуществе народа или фиска. Сюда входили общественные здания и укрепления, служившие целям управления и защиты.

    Следующую категорию публичных вещей составляли вещи, назначенные для общего пользования всех граждан государства или общины и служившие для удовлетворения общественных потребностей и целей, — res universitatis. Сюда относились прежде всего публичные дороги и реки.

    Реки делились римлянами на flumina publica и privata, в зависимости от того, пересыхали ли они на известное время года или нет. К публичным относились непересыхающие реки, т.е. реки, на которых было возможно постоянное судоходство. В случаях, когда реки пересыхали или покидали свое русло, последнее переходило в собственность прибрежных владельцев.

    Помимо публичных рек и дорог римские источники относили в группу вещей общего пользования театры, стадионы, бани и пр. — quae in usu publico sunt. Пользование этими вещами предоставлялось всем гражданам.

    Наконец, вне оборота были res divini iuris — вещи божеского права, которые не были способны быть предметом чьего-либо гражданского права . Сюда относились вещи, посвященные богам (res sacrae), — храмы, богослужебные предметы (Гай. 2. 9); места погребения членов рода, семьи, отдельного человека и даже раба — res religiosae (Гай. 2.4). Наконец, публичное право считало res sanc-tae городские стены и ворота каждой общины. Они принадлежали городу, но в оборот могли поступить только после срытия (Гай. 2. 8). В праве Юстиниана было допущено отчуждение священных вещей — res sacrae — для выкупа пленных или уплаты церковных долгов.

    Виды прав на вещи

    160. Из прав на вещи раньше всех оформилось владение, за которым стоит право частной собственности . И то и другое понималось юристами-классиками как непосредственное господство над вещью, направленное прямо на вещь, без чьего-либо посредства — ius in re. Когда же вещь не принадлежала самому заинтересованному лицу, но он притязал на пользование вещью, принадлежавшей другому лицу (res aliena), то возникали права, называемые позднейшими юристами iura in re aliena, права на чужую вещь.

    Этим определяется порядок дальнейшего изложения. В следующих главах будут рассмотрены: а) владение; б) собственность и в) права на чужие вещи.

    1. "Вещь - означает все то, что представляет собой некото­рое единство и имеет имущественную ценность" (Д.50.16.1.23).

    "Наименованием вещи охватываются как права, так и юридические отношения" (Д.50.16.23).

    2, "Наиболее общим образом вещи делятся на две час­ти: одни являются вещами божественного права, другие человеческого" (Д.1.8.1).

    Вещи божественного права находились вне частного права. Существовало три вида таких вещей: священные, святые и религиозные. Эти вещи не могли входить в со­став чьего-либо имущества.

    "Священные вещи - те, которые посвящены богам обществом" (Д.1.8.6.3). К этому виду вещей относятся прежде всего храмы. При этом, даже после разрушения священного здания, земля, на которой оно находилось, оставалась священной.

    Место делает религиозным любое лицо, если хоронит умершего на своей земле. К данному виду вещей относят­ся, кроме участков земли, также гробницы, домашние божки, изваяния предков и т. п.

    Святым являлось то, что защищалось от противоправных действий людей. "В собственном смысле мы называем святым то, что защищено санкцией (неприкосновенно); так законы являются святыми, так как защищены санкцией" (Д.1.8.9), В число таких вещей входят, например, городские стены.

    Вещи человеческого права разделялись на публич­ные и частные. Публичные вещи не входили в состав чьего-либо имущества, а принадлежали некоей совокуп­ности граждан. Публичными вещами являлись театры, стадионы; раб, принадлежавший общине; гавани, реки и пользование их берегами. Совокупность граждан, которой могли принадлежать публичные вещи, была политической (муниципия), а не частной (товарищество, корпорация).

    В соответствии с римским правом были также вещи общие для всех в силу их естественного права: воздух, текучая вода, море, его берега.

    3. "Вещи частного права - это те, которые принад­лежат отдельным лицам" (Д.1.8.1).

    Главным делением вещей по римскому праву было различение телесных и нетелесных вещей. Нетелесные вещи - "те, которые не могут быть осязаемы; таковы те вещи, которые заключаются в праве (являются правом), такие как наследство, узуфрукт, обя­зательства, заключенные каким-либо образом" (Д.1.8.1.1).

    Телесные вещи - " те, которые могут быть осязаемы, как-то: земля, раб, платье, золото, серебро, и, наконец, другие бесчисленные вещи" (Гай Инст.2.13). Телесная вещь может быть простой (плуг), может состоять из от­дельных вещей, каждая из которых может, являться от­дельным объектом права (корабль), а может состоять из совокупности вещей (ожерелье).

    Все остальные классификационные основания подразделяются на:

    Движимые и недвижимые вещи;

    Делимые и неделимые;

    Потребляемые и непотребляемые;

    Манципируемые и неманципируемые;

    Вещи, находящиеся в обороте, и изъятые из оборота; .

    Главные вещи и их принадлежности;

    Вещи индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками;

    Недвижимые вещи - земельные участки и все то, что с ними неразрывно связано и не может быть отделено без су­щественного повреждения. Сюда относятся здания, растения.

    Движимыми вещами могут быть любые вещи, не отне­сенные к числу недвижимых. Среди них в римском праве вы­делялись вещи, осуществлявшие движение собственной силой.

    К делимым вещам относятся те вещи, которые могут быть разделены без их уничтожения или существенного повреждения, приводящего к уменьшению ценности (зна­чимости в обороте), Неделимые вещи соответственно составляют целое, которое при разделении теряет все или большинство своих полезных свойств.

    К потребляемым вещам относятся те, которые в процессе их использования исчезают. Непотребляемые вещи могут длительное время участвовать в граждан­ском обороте, а их износ происходит постепенно, растя­гиваясь во времени.

    К манципируемым вещам относилось наиболее ценное имущество (земля, рабы, скот), и поэтому его отчуждение осуществлялось в усложненной форме - в виде манципации.

    Манципация проходила в строго установленной форме с обязательным участием не менее пяти свидетелей Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей и т.

    Д. являлись достаточным основанием для признания сделки недействительной, даже если она была уже исполнена.

    27. Владение

    1. Владение-это фактическое обладание вещью, со­единенное с волей лица самостоятельно обладать вещью для себя. Римское право признавало владением не любое фактическое обладание вещью и различало в связи с этим собственно владение и держание.

    Для наличия владения необходимы были два элемента:

    Фактическое обладание вещью; .

    Воля, намерение владеть вещью как своей собственной.

    Фактическое обладание - это материальный признак владения. Он состоял в том - что лицо физически держало вещь у себя или находилось на ней. ,

    Воля - субъективный элемент владения. Воля как эле­мент владения могла быть как у собственника, у другого законного владельца, так и у недобросовестного владельца.

    Отсутствие последнего элемента означало, что нет владения, а есть держание вещи.

    Держание чаще всего возникало на основе договора с собственником вещи (договор аренды, хранения и т. д.).

    Юридическое значение различия между владением и держанием заключалось в том, что владельцы могли самостоятельно (от своего имени) защищаться от всяких незаконных посягательств на вещь, в то время как держатель вещи (например арендатор) вынужден был каждый раз обращаться за защитой к собственнику и сам подавать иск не мог.

    2. В римском праве различаются:

    Законное владение;

    Незаконное владение.

    Законное владение означает, что лицо имеет право владеть вещью (например собственник).

    Незаконное владение означает, что лицо, владеющей, вещью, не имеет права ею владеть., Незаконное владение могло быть как добросовестным (владелец не знает и не должен был знать, что он не имеет права владеть вещью), так и недобросовестным (лицо знает или должно было знать, что незаконно вла­деет вещью, например похититель вещи),

    Добросовестное и недобросовестное владение влекли г разные юридические последствия (например, только добросовестный владелец мог приобрести право собственно­сти на вещь в силу приобретательной давности).

    Владение также различалось на цивильное, посредст­венное и преторское.

    Цивильное владение - это владение в соответствии с цивильным правом. Наиболее ярким примером такого владения является владение домовладыки для себя и от своего имени; подвластные владели от его имени.

    Посредственное владение имело место, когда вла­дельцем было одно лицо, а физически вещь находилась в обладании другого лица.

    "Мы считаемся владеющими не только тогда, когда владеем сами, но и когда кто-нибудь находится во владе­нии от нашего имени, хотя бы он и не был подчинен на­шей власти, каковыми являются арендатор и жилец, а также через тех, у кого мы сложили или ссудили (вещи) или кому безвозмездно предоставили жилище, мы считаемся владеющими лично сами...так, что даже многие счи­тают владение удерживаемым одним намерением" (Гай Инст.4.153).

    Преторское владение - владение, которое призна­валось и защищалось претором до истечения срока вла­дел ь ческой давности.

    Претор защищал владение, в котором присутствовали необходимых оба элемента против любого лица, пося­гающего на вещь независимо от оснований приобретения владельцем этой вещи.

    Исключение составляли случаи неправомерного недоб­росовестного владения.

    Приведенные классификации выведены из содержания римского права современными учеными; . в Дигестах (Д.41.2.3.21) содержится отрывок, из которого можно за­ключить, что римские юристы подразделяли владение на виды по-другому: "Родов владения имеется столько, сколько оснований приобретения того, что не является нашим - например (когда мы владеем), в качестве поку­пателя, в качестве дарения, в качестве легата, в качестве приданого, в качестве наследства, в качестве возмещения вреда в отношении тех вещей, которые мы захватываем на земле или на море, или у врагов. В целом существует, скорее, один род владения, а число видов бесконечно".