Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Понятие, признаки и принципы государственной службы. Понятие и признаки государственной службы Признаки государственной службы российской федерации

    Понятие, признаки и принципы государственной службы. Понятие и признаки государственной службы Признаки государственной службы российской федерации

    Государственная служба традиционно понимается в широком и узком смысле. В широком смысле государственная служба - это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах и организациях (в том числе деятельность врачей, учителей, служащих государственных предприятий, учреждений и т. п.); в узком смысле -это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах (органах государственной власти). Современная государственная служба, начиная с ФЗ от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ», понимается в узком смысле. Однако не всякое выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах (органах государственной власти) является государственной службой.

    Для уяснения сущности государственной службы принципиальное значение имеют такие понятия, как «должность» и «государственная должность».

    Должность - это часть организационной структуры государственного органа, обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и т. п.), с соответствующей частью компетенции государственного органа, предоставляемой липу -служащему - в целях ее практического осуществления (В. М. Манохин).

    Действующее законодательство (см.: ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»; ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ») разделяет должности на государственные и должности государственной службы.

    Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее - ФЗ № 79) государственные должности - должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

    Особенности государственных должностей:

    1. особый способ их учреждения - прямое указание на них в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях (уставах), законах субъектов РФ;
    2. назначение государственных должностей состоит в том, что они устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ;
    3. статус лиц, исполняющих полномочия по государственной должности, своеобразен и определяется соответствующими законами и подзаконными нормативными правовыми актами (Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», Законом РФ «О статусе судей в РФ» и т. п.), нормы, касающиеся государственных служащих и закрепленные в законодательстве о государственной службе, на данную категорию лиц не распространяются.

    Государственные должности бывают двух видов :

    • государственные должности РФ (Президент РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства РФ, Федеральный министр, судьи, Генеральный Прокурор РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ и т. д.). Исчерпывающий перечень государственных должностей РФ содержится в Указе Президента РФ от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях РФ»;
    • государственные должности субъектов РФ (Первый заместитель, заместитель высшего должностного лица субъекта РФ. Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, председатель избирательной комиссии субъекта РФ, мировой судья и т. д.).

    Примерный перечень государственных должностей субъектов РФ устанавливается Указом Президента РФ от 04.12.2009 № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов РФ». Исчерпывающие перечни должностей закрепляются соответствующим нормативными правовыми актами субъекта РФ (например, Законом Ярославской области от 28.12.2011 № 55-з «О государственных должностях Ярославской области»). Таким образом, деятельность на государственных должностях РФ и субъектов РФ, хотя и осуществляется в органах государственной власти, но по своим целям, задачам и масштабам осуществляемых служебных полномочий является самостоятельным видом служебной деятельности и А" государственной службе не относится.

    В самом общем виде государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ в органах государственной власти на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.

    Признаки государственной службы:

    1. это разновидность служебной деятельности в обществе;
    2. является видом публичной службы, т. е. службы в органах публичной власти;
    3. профессиональная деятельность (осуществляется специалистами, имеющими соответствующее профессиональное образование, опыт работы, знания законодательства, навыки и т. д.);
    4. рассматриваемая нами служба является именно государственной, которая осуществляется в органах государственной власти (а не в органах местного самоуправления) и в некоторых организациях (службах, формированиях, учреждениях), реализующих функции государственных органов (в Вооруженных силах РФ, правоохранительных учреждениях и т. п.);
    5. носит обеспечивающий характер (это деятельность по обеспечению исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности);
    6. как правило, осуществляется гражданами РФ (исключением является военная служба, на которой могут состоять и иностранные граждане):
    7. связана с замещением определенных должностей - должностей государственной службы, исчерпывающий перечень которых содержится в соответствующем реестре (Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы», постановление Губернатора Ярославской области от 21.12.2005 № 871 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Ярославской области»):
    8. опосредуется правом (все вопросы, связанные со службой, ее формированием, прохождением, определением статуса служащих и т. п., должны быть четко урегулированы в соответствующих нормативных правовых актах; совокупность правовых норм, регламентирующих различные аспекты государственной службы, составляют институт (подотрасль) государственной службы в рамках административного права);
    9. возмездная деятельность (государственный служащий получает за нее денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ).

    Официальное законодательное определение государственной службы содержится в ст. 1 ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы РФ»: «Государственная служба РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, ФЗ "О системе государственной службы РФ" не регулируется».

    В юридической литературе под принципами государственной службы понимают основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы (Ю. Н. Стартов).

    Статья 3 ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» регламентирует основные принципы построения и функционирования системы государственной службы (федерализм; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; профессионализм и компетентность государственных служащих и др.). В данном акте указывается, что федеральные законы о видах государственной службы могут предусматривать также другие принципы построения и функционирования соответствующего вида государственной службы, которые будут учитывать их особенности. Например, принципы государственной гражданской службы закреплены в ст. 4 ФЗ № 79 (единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; профессионализм и компетентность гражданских служащих; стабильность гражданской службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами и т. д.).

    ГС – профессиональная служебная деятельность граждан РФ в ОГВ на должностях ГС по обеспечению исполнения полномочий в государственных органах и лиц замещающих гос. органы.

    Признаки:

      один из видов служебной деятельности в обществе;

      разновидность публичной службы;

      профессиональная деятельность;

      является именно государственной, которая осуществляется в ОГВ и некоторых организациях (службах), реализующих функции государственных органов;

      деятельность по обеспечению исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, гос.органов и лиц замещающих гос.должности;

      осуществляется, как правило, гражданами РФ (искл. Является военная служба на которой могут быть и иностранные граждане);

      деятельность связана с замещением определенных должностей – должностей гос.службы;

      наличие должности в соответствующем реестре должностей гос.службы;

      аппосредуется правом ГС;

    10.деятельность возмездная.

    Принципы ГС:

    В юридической литературе под принципом гос.службы понимают основополагающие идеи, ззззззззззззззззззззззустановления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно-обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций гос.сл., полномочий гос.сл., действий в системе государственной службы.

    Федеральным законом «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» установлены следующие принципы государствен­ной службы:

    1. Принцип верховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными ин­струкциями при исполнении государственными служащими долж­ностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требование ч. 2 ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федера­ции. Конституция предполагает формирование такой системы, в кото­рой высшей юридической силой обладает главный закон государст­ва - его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

    2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, непо­средственность их действия. Это новое положение в российском зако­нодательстве обязывает государственных служащих признавать, со­блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для пра­вового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание прав личности высшей ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав , свобод и законных интересов граждан.

    3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает, с одной стороны, последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной служ­бы, а с другой - разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие мест­ные условия, включая национальные особенности. Такими актами ус­танавливаются, например, порядок подбора лиц для замещения госу­дарственных должностей категории «Б», порядок и условия проведения аттестации, конкурса, порядок ведения личных дел.

    4. Принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представитель­ного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государст­венной службе.

    5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе за­креплен в ч. 4 ст. 32 Конституции. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность досту­па к государственной службе обусловлена лишь российским граждан­ством, возрастом и другими требованиями, установленными для госу­дарственных служащих.

    6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, явля­ется одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Бла­годаря этому создаются реальные условия для исполнительской дис­циплины во всех звеньях государственного механизма.

    7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие (с точки зрения организации и методики) системы подготовки кадров и контроля их компетентности.

    8. Принцип профессионализма и компетентности - основной крите­рий, который используется при отборе кандидатов на вакантную госу­дарственную должность государственной службы. Предпочтение отда­ется наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организатор­ские способности.

    9. Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и ре­шение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности го­сударственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

    10. Принцип ответственности государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, за исполнение своих должност­ных обязанностей закреплен в законодательстве, что позволяет крепить государственную дисциплину, формировать чувство личной ответст­венности государственных служащих за порученное дело.

    11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности государствен­ной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государственные служа­щие не могут при исполнении должностных полномочий руководство­ваться решениями политических партий и движений, иных обществен­ных, а также религиозных объединений. Задачи и функции, выполняе­мые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.

    12. Принцип стабильности кадров в государственных органах означа­ет относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно из важных условий качествен­ного функционирования государственных органов.

    В законодательстве отсутствует однозначное (общепринятое) понятие государственной службы. В специальной литературе чаще всего оно определяется на основе действующих правовых актов, исходя из признания того, что государственная служба есть:

    • а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими;
    • б) неотъемлемое свойство государства.

    В широком смысле слова государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов. Государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов.

    Федеральный закон от №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

    • · Российской Федерации и ее субъектов;
    • · федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
    • · субъектов Российской Федерации;
    • · органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
    • · лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
    • · лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

    Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

    Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права.

    Концепция государственной службы положена основу Закона Российской Федерации от 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации». В трактовке этого Закона должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные. Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».

    К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, министры и др.).

    К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для посредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

    Должности категорий «Б» и «В» образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

    К негосударственным относятся должности, включаемые в штатные расписания государственных органов в целях технического обеспечения их деятельности. Во-первых, не все государственные органы являются органами исполнительной власти; во-вторых, необходимо уточнить, какие государственные органы подразумеваются под «иными». Несомненно, что ими являются территориальные органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий (п. 1 ст. 78 Конституции РФ). Кроме того, Конституцией РФ обозначена Администрация Президента Российской Федерации.

    Общими признаками государственной службы являются:

    • 1) замещение служащих государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;
    • 2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

    Нормативными правовыми актами, регулирующими государственно-служебные отношения государственной службы, как в широком смысле, так и в узком ее понимании являются следующие:

    • 1. Конституция Российской Федерации;
    • 2. Конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы устанавливаются и некоторые другие важные положения государственно-служебного характера;
    • 3. Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов Федерации;
    • 4. Специальные федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы или в какой-то степени относящиеся к институту государственной служб. (Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 в редакции Федеральных законов от 28.11.2009 №303-ФЗ);
    • 5. Указы и распоряжения Президента РФ (Например, Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 №885 в редакции Указов Президента РФ от 16.07.2009 №814);
    • 6. Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам государственной службы (Например, Анкета гражданина РФ, изъявившего желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 №667-р);
    • 7. Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, службами, агентствами);
    • 8. Постановления Конституционного Суда РФ.

    Тема 3. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    Тема 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОВЫХ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    Государственная и муниципальная службы теорети­чески могут быть представлены и рассмотрены в следующих аспектах:

    · политическом – как деятельность по реализации государствен­ной политики, достижению выработанных всеми политическими силами государственно-политических целей и задач в обществе и государстве; государственная и муниципальная службы – важнейший фактор ста­бильности в обществе, ибо от их функционирования и эффективно­сти зависит стабильность и устойчивость общественных отношений;

    · социальном: «государственная служба как социальная кате­гория – это профессиональное осуществление по поручению госу­дарства общественно полезной деятельности лицами, занимающи­ми должности в государственных организациях»;

    · социологическом – это практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, реализация вопросов местного значения. Любой орган управления представляет собой совокупность служащих – людей, соединенных формально установленными целями в рамках определенного типа административной, т.е. разновидности социальной организации;

    · организационном – государственная и муниципальная службы связаны со структурно-функциональными элементами государственного аппа­рата, аппарата органов местного самоуправления; служебная деятельность представляется как система, состоящая из следующих элементов: формирование организационных и процессуальных ос­нов деятельности государственного аппарата, органов местного самоуправления, построение и правовое описание иерархии должностей, выявление, оценка, стимули­рование и ответственность соответствующих работников; государ­ственная и муниципальная службы – правовая основа, позволяющая укрепить госу­дарство, усилить государственную власть и обеспечить нормальное функционирование гражданского общества;

    · нравственном – рассмотрение морально-этических основ служебной деятельности. На сегодняшний день в России остро стоят проблемы коррупции, бюрократического произвола и иных злоупотреблений на государственной и муниципальной службе. Так как этические регуляторы оказывают большое значение на человеческое поведение, необходимо обратить внимание на морально-этические качества людей, работающих в госаппарате, органах местного самоуправления, обратиться к проблемам административной морали. Профессиональная этика государственных и муниципальных служащих представляет собой систему нравственных ориентиров, этических норм, которыми служащие должны руководствоваться при осуществлении своей профессиональной деятельности. На деле многие служащие имеют смутное или искаженное представление об этих нормах либо просто игнорируют их в своей деятельности.


    · правовом – юридическое установление государственно-служеб­ных отношений, при реализации которых и достигается практиче­ское выполнение должностных обязанностей, полномочий служа­щих и компетенции государственных органов и органов местного самоуправления.

    Государственная и муниципальная службы являются сложными социально-правовыми институтами, изучение которых требует комплексного анализа их социальных и юридических основ. Эти институты представляют со­бой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. вопросы организации данных видов деятельности, регламентации основ правового статуса государственных и муниципальных служащих (права, обязанности, ограничения, за­преты, стимулирование, ответственность), прохождение службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Здесь отчетливо проявляется институциональность служебной деятельности. Государственная и муниципальная службы – комп­лексные правовые институты, межотраслевого характера, состоящие из норм различных отрас­лей права и включающие в себя множество подинститутов.

    Институты государственной и муниципальной службы, с позиции внутриорганизационных отношений, представляют собой совокупность правовых норм, определяющих порядок поступления на службу, аттестации, перемещения и увольнения со службы, содержание должностных обязанностей и прав, порядок материального и соци­ально-бытового обеспечения, поощрения и ответственности госу­дарственных и муниципальных служащих. Такое определение института государст­венной службы складывалось на протяжении последних десятиле­тий.

    Вместе с тем выделяются и внешние государственно-служебные отно­шения, которые характеризуют государственную и муниципальную службы как со­циальные институты и складываются на основе законодательства между государственным, муниципальным служащим и другими субъектами (гражда­нами, государственными и негосударственными организациями) в связи с осуществлением ими своих должностных полномочий. При этом подчеркивается, что в качестве представителя государства, органов местного самоуправления (далее - ОМС) мо­жет выступать только тот служащий, который по занимаемой должности наделен властными полно­мочиями, т.е. должностное лицо. Государственные и муниципальные служащие, не имеющие таких полномочий, вступают лишь во внутриорганизационные отношения.

    Надо сказать, что все государственные и муниципальные служащие должны быть признаны должностными лицами по признаку того, что они наделяются полномочиями на совершение служебных, юридически значимых действий, влекущих правовые последствия, вне зависимости от замещаемой должности.

    Государственная и муниципальная службы отражают проявление множества управ­ленческих связей и отношений, которые необходимо урегулировать в различных правовых формах при помощи норм государственно-служебного характера:

    · отношения, возникающие между различными звеньями системы исполнительной власти;

    · отношения, возникающие между исполнительными органами си­стемы местного самоуправления, а также между ними и вышеназ­ванными субъектами;

    · отношения, возникающие в процессе организации и функциони­рования органов законодательной (представительной) власти и су­дебной власти, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ (так называемые внутриорганизационные отношения).

    Функционирование государственной и муниципальной служб возможно при использовании традиционных административно-пра­вовых методов правового регулирования:

    1) установление определенного порядка действий, предусмотренное различными правовыми нормами (в большей мере административно-правовыми). Например, государственные служа­щие должны соблюдать соответствующий должностной регламент, положения законов, в которых перечисляются их обя­занности;

    2) запрещение определенных действий. За­прещено, например, направление жалоб граждан на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых являются предметом жалобы. Виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

    3) предоставление государственному и муниципальному служащему возможности выбора одного из установленных вариантов должного поведения, которые пре­дусматриваются различными правовыми нормами. Например, начальник органа внутренних дел принимает решение о наложении на лицо административного взы­скания и определяет в постановлении конкретную меру админист­ративного наказания, а также ее размер либо вид (если это предус­матривается законом);

    4) предоставление возможности действовать (или не действо­вать) по своему усмотрению. Этот ме­тод применяется не только при реализации субъективных прав, но и при реализации правового статуса государственных и муниципальных служа­щих, использовании ими предоставленных им прав и правомочий.

    Таким образом, предметом правового института государственной и муниципальной служб являются государственно-служебные правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации их функций и полномочий, нормы, их регулирующие, и практика их применения.

    Как и любой другой институт права, институты государственной и муниципальной службы могут быть определены через совокупность правовых норм, регулирующих особые группы общественных отношений, образующих их предмет. Все нормы закрепляются в различных источниках права.

    Под источником понимается внешняя форма выражения норм, регулирующих государственную и муниципальную службы, как в целом, так и их особенности в различных субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях. К источникам относятся акты государственных органов, как федеральных, так и субъектов РФ, иных субъектов государственной власти, должностных лиц, обладающих специальными полномочиями на издание нормативных правовых актов, акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, иные муниципальные правовые акты, изданные в пределах их полномочий, а также в установленных формах, определяемых законами и иными нормативными правовыми актами. Такие акты в обязательном порядке должны пройти процедуру их принятия, они должны быть подписаны уполномоченными на то лицами, в необходимых случаях пройти регистрацию и, что очень важно, должны быть опубликованы (обнародованы).

    Особое значение отводится Конституции Российской Федерации в плане регулирования основ государственной и муниципальной служб.

    Надо сказать, что напрямую нормами Конституции Российской Федерации государственная и муниципальная службы не урегулированы. Более того, в Основном законе РФ закрепляется право только граждан РФ на свободный доступ на государственную службу, в отношении же иностранных граждан такое право не гарантировано, хотя в действующем законодательстве эти вопросы решены в пользу последних.

    Также, нет даже упоминания о муниципальной службе. Однако, в ч.2 ст.130 установлено, что «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления». Таким образом, связь муниципальной службы и местного самоуправления устанавливается через деятельность органов местного самоуправления, укомплектованных штатом профессионально подготовленных субъектов, обеспечивающих реализацию вопросов местного самоуправления, закрепленных Федеральным законом № 131 - ФЗ.

    Нормативную основу государственной службы образует ряд Федеральных законов. Так как государственная служба организована на двух уровнях – Федеральный уровень и уровень субъектов РФ, следовательно, регулируют данные виды деятельности, как Федеральные законы, так и законы субъектов РФ.

    Основным источником регулирования государственной службы является Федеральный закон от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Настоящий закон в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой РФ. В рассматриваемом законе закреплено принципиально новое определение государственной службы РФ, определены новые существенные признаки данного вида деятельности, им же закреплена единая система государственной службы, состоящая из трёх основных видов государственной службы – гражданской, военной, правоохранительной. Данным Федеральным законом установлены 9 принципов государственной службы РФ; проведено разграничение между государственными должностями и должностями государственной службы; впервые установлена система ранжирования для разных видов государственной службы и присвоения классных чинов на государственной службе; предусмотрено введение реестров должностей государственной службы и введение реестров самих государственных служащих; установлены основы управления государственнойслужбой РФ.

    Особенности государственной службы регламентированы Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами самих государственных органов внутриведомственного характера.

    Основным источником правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации следует признать Федеральный закон от 02 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации». Настоящий закон определяет правовые и организационные основы системы муниципальной службы Российской Федерации, в том числе системы управления муниципальной службой в РФ. В этом законе дано новое определение муниципальной службы РФ, закреплены новые существенные признаки данного вида деятельности. Данным Федеральным законом установлены принципы муниципальной службы в РФ; проведено разграничение между муниципальными должностями и должностями муниципальной службы; предусмотрено ведение реестров должностей муниципальной службы и введение реестров самих муниципальных служащих; установлены основы управления и финансирования муниципальной службы РФ.

    Поскольку законодательство о государственной гражданской и муниципальной службах находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, субъекты РФ вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие иные вопросы служебной деятельности, не урегулированные федеральным законодательством. Такие акты будут легитимными при условии соответствия двум основным требованиям.

    Во-первых, они не должны противоречить актам федерального уровня и принятым в соответствии с ними подзаконным нормативно - правовым актам, обладающим более высокой юридической силой.

    Во-вторых, они не должны ограничивать самостоятельность субъектов РФ, органов местного самоуправления, действующих в пределах своих полномочий.

    Основная роль законодательства субъектов РФ заключается в том, чтобы не создавать нормативные акты, «альтернативные» федеральному законодательству. Их значение состоит в детализации, дополнении, развитии правил, установленных федеральными законами или подзаконными актами, а также, в принятии нормативных правовых актов по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством и отнесенным к компетенции субъектов РФ.

    Именно детализация основных положений, установленных федеральным законодательством, позволит конкретизировать права и обязанности участников служебного отношения и сделать более эффективным действие механизма правового регулирования государственной и муниципальной службы, учесть особенности труда государственных и муниципальных служащих применительно к специфическим условиям в конкретном субъекте РФ.

    Среди базовых источников государственной и муниципальной служб следует выделить ряд законодательных актов федерального уровня:

    1. Конституция Российской Федерации;

    2. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службе Российской Федерации»;

    3. Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

    4. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

    5. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

    7. Федеральный закон от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»;

    9. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

    10. Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ряд других.

    Кроме того, существенное значение имеют нормативные Указы Президента РФ, такие как:

    1. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

    2. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня);

    3. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

    4. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»;

    5. Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 года №609 «Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» и др.

    В субъектах Российской Федерации имеется своя правовая база, регулирующая государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

    Так, например, в Челябинской области такими нормативными правовыми актами являются:

    1. Устав Челябинской области

    2. закон Челябинской области от 31 мая 1996 года №22-ЗО «О государственной службе Челябинской области»;

    3. закон Челябинской области от 27 января 2005 года №359-ЗО «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы Челябинской области (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для государственных гражданских служащих Челябинской области»

    4. закон Челябинской области от 27 января 2005 года №360 –ЗО «Об учреждении должностей государственной гражданской службы Челябинской области и учреждения реестра должностей государственной гражданской службы Челябинской области»;

    5. закон Челябинской области от 27 января 2005 года №363 –ЗО «О порядке присвоения классных чинов государственной гражданской службы Челябинской области»;

    6. постановление Губернатора Челябинской области от 14 апреля 2005 года №127 «Об утверждении положения о кадровом резерве государственной гражданской службы Челябинской области»;

    7. постановление Губернатора Челябинской области от 29 апреля 2005 года №191 «Об утверждении примерного должностного регламента государственного гражданского служащего Челябинской области»;

    8. постановление Губернатора Челябинской области от 30 мая 2005 года №257 «Об аттестационной комиссии по проведению аттестации и квалификационного экзамена отдельных категорий государственных гражданских служащих Правительства Челябинской области и органов исполнительной власти Челябинской области» и др.

    Следует отметить отсутствие в законодательстве о государственной и муниципальной службах вопросов регулирования многих институтов трудового права. Так, вообще не урегулированы такие институты, как материальная ответственность (за исключением военной службы), охрана труда, гарантии для работников с семейными обязанностями и беременных женщин, работников, совмещающих работу с обучением. Идея наиболее полно урегулировать служебные отношения на государственной и муниципальной службах в специальных законах обернулась наличием в них значительно большего (чем ранее) числа пробелов, которые трудно устранить даже путем применения общих норм трудового законодательства.

    Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

    1) с правовой точки зрения государственную и муниципальную службы следует рассматривать как самостоятельные, особые правовые институты со специфическим содержанием и структурой;

    2) правовые институты государственной и муниципальной службы являются комплексными, включают в себя нормы различных отраслей права (конституционного, трудового, административного, уголовного и др.). Вопросы компетенции, деятельности государственных и муниципальных служащих регулируются всеми отраслями права. Институты же данных видов службы устанавливают правовые основы организации и особенности правового положения служащих.

    В связи с этим, а также в целях создания стабильной и единой нормативно-правовой базы, представляется целесообразным в дальнейшем систематизировать и кодифицировать действующие нормативно-правовые акты о государственной и муниципальной службах.

    Понятие государственной службы

    С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ – это профессиональная служебная деятельность граждан, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими должности государственной службы. Не признается государственной службой деятельность лиц, замещающих государственные должности.

    По действующему законодательству государственной службой считается исполнение государственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей при усло­вии, что он занимает должность только в государственных органах (исключая учреждения, предприятия, объединения и т.д.). Однако данное положение применимо только для государственной гражданской службы, т.к. военная и правоохранительная службы организованы по другому принципу (присвоения специального звания) и эти виды службы осуществляются не только в государственных органах, но и в различных ведомственных учреждениях и организациях (учебных, медицинских и др.). Этим понятием в настоящее время государственная служба отграничивается от других видов деятельности в систе­ме организации и функционирования государственной администра­ции, в сфере деятельности государственных учреждений, предприя­тий и объединений.

    Профессиональная деятельность – вид деятельности, являю­щейся профессией для государственного служащего и требующей определенной подготовки, учебы и получения специального образо­вания. Государственная служба в этом смысле – одна из многих профессий, для которых необходимы профессиональные навыки, убеждения, специальное образование служащих, сдача ими соот­ветствующих экзаменов. Выполнение служащими задач и функций государственной службы на профессиональной основе должно га­рантировать постоянство и стабильность государственно-служеб­ных отношений, благосостояние общества и силу государства, бе­зупречность и эффективность управленческой деятельности, ее не­зависимость от возможных политических перемен;

    В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации»государственная служба Российской Федерациипрофессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

    Российской Федерации;

    Федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов;

    Субъектов Российской Федерации;

    Органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

    Лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

    Лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

    Признаки государственной службы

    1.Впервые государственная служба – это деятельность служебная. Для этого вида деятельности присущи все признаки служебной деятельности вообще, однако, с учётом специфики государственной службы:

    В процессе государственной службы материальные ценности не создаются, а создаются лишь условия для их производства;

    Государственная служба связана с процессами управления, ресурсами (люди, финансы, техника), либо различными сферами жизнедеятельности общества. Таким образом, государственная служба – это разновидность государственной управленческой деятельности, так как связана с процессами управления;

    Так как данный вид деятельности носит управленческий характер, значит государственная служба связана с реализацией государственно - властных полномочий;

    Государственная служба – это деятельность публичного характера, осуществляемая в интересах всего общества в целом и каждого члена этого общества в частности;

    Государственная служба носит обеспечительный характер, обеспечивает интересы того, кто её оплачивает (общественные интересы);

    Государственная служба является деятельностью профессиональной, осуществляемой постоянно, непрерывно, возмездно;

    Для государственной службы характерно наличие особого объекта, т.е. то на что она направлена (на человека, на защиту его интересов, на помощь в реализации прав);

    Характерно наличие особого предмета деятельности (это информация, то с помощью чего осуществляется деятельность);

    Наличие особого субъекта (государственный служащий, субъект специального права).

    2. Государственная служба - деятельность профессиональная. Профессионализм государственной службы определяется следующими общими положениями:

    Государственная служба – это профессия;

    Закрепление устойчивой правовой связи между лицом её исполняющим и государством в лице представителя-нанимателя. Такая правовая связь обеспечиваеся замещением должности государственной службы и заключением служебного контракта;

    Профессионализм связан с установлением определённых квалификационных требований по замещаемой должности, включающих в себя наличие определённого образования, обладания определёнными знаниями, навыками, умениями, наличие стажа, опыта работы и т.д.

    3. Государственная служба – это деятельность, финансируемая из средств государственного бюджета, либо федерального, либо бюджетов соответствующих субъектов РФ.

    4. Государственная служба – это деятельность, связанная с обеспечением реализации полномочий:

    · обеспечение реализации полномочий РФ – определены на основе положений Конституции ст. 71,72;

    · обеспечение реализации полномочий субъектов РФ -на основе положений Конституции ст. 72,73;

    · обеспечение реализации полномочий федеральных государственных органов;

    · обеспечение реализации полномочий государственных органов субъектов РФ;

    · обеспечение реализации полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.

    Перечень таких лиц устанавливается на основе положений Указа Президента РФ №33 от 11.01.95 г., которым утверждён Сводный перечень государственных должностей РФ. Лица, замещающие такие должности являются непосредственными исполнителями полномочий государственных органов на основе Конституции, Федеральных законов, Уставов и т.д. Все они статусом государственного служащего не пользуются, их деятельность государственной службой не является и законодательством о государственной службе не регулируется (ч.2, ст.1 Федерального закона №58).

    5.Государственная служба – это деятельность, осуществляемая исключительно гражданами РФ (за исключением военной службы по контракту). При этом граждане должны владеть государственным языком РФ, соответствовать определённому возрасту (например, от 18 до 65 лет – для гражданской государственной службы).

    Цели, функции государственной службы

    Государственная служба органически связана с государством, с его местом и ролью в жизни общества. Она возникает вместе с государством как институт осуществления государственной власти. В деятельности государственных служащих реально осуществляются функции государства.

    На этом основании некоторые ошибочно считают, что функции государственной службы аналогичны функциям государства.

    Функции государства выполняют все государственные органы, реализующие государственную власть. Соответственно выделяются виды государственной деятельности, отличающиеся своим назначением, субъектами, методами и формами осуществления государственных функций.

    Понятно, что далеко не все виды государственной деятельности относятся к государственной службе. В рамках единой государственной деятельности государственная служба – это лишь один из видов, занимающих строго определенное место - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

    С точки зрения функционального предназначения выделяются следующие цели государственной службы:

    Обеспечение стабильности государственного устройства;

    Обеспечение режима законности в государственном управлении, практической реализации Конституции Российской Федерации;

    Упорядочение работы государственного аппарата;

    Установление требований к функциям и правомочиям по должностям государственной службы;

    Определение компетенции и профессиональной подготовленности государственных служащих;

    Регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;

    Формирование условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

    Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

    Выделяются следующие функции государственной службы: правоприменительная, правотворческая, правозащитная, регулирующая, организационная.

    Правоприменительная функция – это реальное претворение в жизнь КонституцииРоссийской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов государства. Эта функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей государственной службы и принятия актов управления об исполнении законов.

    Правотворческая функция состоит в разработке и принятии нормативных правовых актов. Государственная служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в законодательных органах. Эта функция проявляется также в законопроектной деятельности, экспертной, аналитической, справочной работе государственных служащих в процессе подготовки законопроектов.

    Правозащитная функция – это обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Государственная служба призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать действенность правовой защиты личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях.

    Регулирующая функция – это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная служба проявляет себя во время подготовки разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении. Задача государственной службы состоит в том, чтобы обеспечить согласование различных интересов, имеющих место в обществе, обеспечить представительство всех социальных слоев общества и особенно тех, которые не определяют жизнь государства.

    Организационная функция - это обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе. Государственная служба призвана обеспечить координацию и упорядочение деятельности государственных органов, объединяя их в единый государственный аппарат легитимной государственной власти.

    Все выше перечисленные функции в своей совокупности характеризуют сущность государственной службы.

    Все функции государственной службы реализуются в публично-правовой форме. Государство придает общеобязательное значение государственно-служебной деятельности и государственно-служебным полномочиям и доводит эти установления до всего общества посредством законов и иных нормативных правовых актов.

    Государственная служба реализует свои функции в конкретных правоотношениях, используя правоприменение и правоохрану. Таким образом, весь механизм публично-правового регулирования выступает формой реализации функций государственной службы.

    Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности.

    N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" дает более развернутое определение. Согласно этому определению государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

    Российской Федерации;

    федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

    субъектов Российской Федерации;

    органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

    лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

    лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

    Государственная служба характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов публичной службы.

    1. Профессионализм. Государственная служба является основным родом занятий для государственного служащего. Государственная служба по совместительству не допускается. Другие виды оплачиваемой, а иногда и безвозмездной деятельности разрешены государственному служащему на условиях и в порядке, предусмотренном федеральным законом. Ограничения по видам деятельности для государственных служащих призваны обеспечить высокое качество исполнения обязанностей государственной службы.

    2. Компетентность. Государственный служащий должен соответствовать выполняемым функциям государственной службы по уровню образования, стажу и знаниям. Данные требования являются формализованными условиями, позволяющими обеспечить реальную способность государственного служащего выполнять обязанности по замещаемой должности государственной службы.

    3. Прохождение службы только на должностях государственной службы, включенных в Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации. Статус государственного служащего приобретается только путем назначения на должность государственной службы. Все должности государственной службы включены в Сводный реестр должностей государственной службы РФ, состав которого утвержден федеральным законом. Отсутствие должности в указанном реестре означает, что лицо, замещающее такую должность, не является государственным служащим. Следует отметить, что законодательство о государственной службе допускает исключительные случаи, при которых гражданин, сохраняя ранее приобретенный статус государственного служащего, временно не замещает должность государственной службы (находится в резерве государственной службы, в распоряжении командира и т.д.). Однако поступить на государственную службу, не получив назначение на определенную должность государственной службы, нельзя.

    Прохождение службы, как правило, в государственных органах. По определению, государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности. Как следствие, должности государственной службы учреждаются в государственных органах и в аппаратах, обеспечивающих деятельность лиц, замещающих государственные должности, причем эти аппараты также признаются государственными органами или входят в их состав.

    В некоторых случаях государственная служба предусматривается не в государственных органах, а на государственных унитарных предприятиях или в государственных учреждениях. Например, в отделах вневедомственной охраны (ОВО) при органах внутренних дел городов и районов предусмотрено прохождение службы в органах внутренних дел, хотя ОВО по статусу является государственным учреждением, а не государственным органом. В главных управлениях специального строительства при Федеральном агентстве специального строительства предусмотрена военная служба, хотя они по своему правовому положению созданы в организационно-правовой форме федеральных государственных унитарных предприятий. Аналогичный пример можно привести с учреждениями уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, которые не признаются государственными органами, но в которых предусмотрена правоохранительная служба.

    Нужно сказать и о том, что не все граждане, работающие в государственных органах, являются государственными служащими. С некоторыми лицами обеспечивающего персонала заключаются трудовые договоры, и статус государственных служащих на них не распространяется.

    5. Оплата государственной службы осуществляется из государственных бюджетов. Расходы на содержание государственного аппарата предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете и в законах субъектов РФ о бюджетах соответствующих субъектов РФ. В частности, денежное содержание в вознаграждение за труд государственные служащие получают за счет бюджетных средств.

    Систему государственной службы образуют государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.

    Виды государственной службы многочисленны, и ее можно классифицировать по различным основаниям.

    По ветвям власти, в которых предусмотрено прохождение государственной службы, государственная служба подразделяется на:

    государственную службу в органах законодательной власти (в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в аппаратах органов законодательной власти субъектов РФ);

    государственную службу в органах исполнительной власти;

    государственную службу в органах судебной власти (в аппаратах Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей);

    государственную службу в иных государственных органах, не входящих в систему трех ветвей власти.

    К иным государственным органам, в которых предусмотрена государственная служба, относятся:

    Администрация Президента РФ, включающая в свой состав, помимо прочих структурных подразделений, Аппарат Совета Безопасности РФ;

    органы прокуратуры;

    аппарат Центральной избирательной комиссии РФ и аппараты других избирательных комиссий государственного уровня;

    рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ и аппараты уполномоченных по правам человека в субъектах РФ;

    аппарат Счетной палаты РФ и аппараты контрольно-бюджетных органов субъектов РФ, создаваемых органами законодательной власти субъектов РФ;

    Судебный департамент при Верховном Суде РФ, в котором проходят государственную службу государственные служащие аппаратов Верховного Суда РФ и других судов общей юрисдикции.

    По федеративному признаку государственная служба подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

    По функциональному назначению в системе государственной службы выделяются следующие виды:

    государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации;

    военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства;

    правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

    Виды по особенностям правового статуса государственных служащих и условий прохождения государственной службы выделяют два основных вида государственной службы: государственная гражданская служба и милитаризованная государственная служба, включающая военную и правоохранительную службу.

    Важнейшими отличиями милитаризованной службы от гражданской государственной службы являются:

    наличие в качестве общей задачи милитаризованной службы обеспечения национальной безопасности и правопорядка;

    наличие специального статуса милитаризованных служащих (наряду с общим и должностным статусом) в связи с нахождением на дежурстве, в наряде, боевом походе, ликвидацией последствий стихийных бедствий и другими особыми и чрезвычайными обстоятельствами;

    наличие особых средств деятельности, к которым относятся оружие, специальные средства и физическая сила;

    наличие особых методов деятельности (боевые, оперативно-розыскные, специально-технические, негласные и другие методы);

    наличие особых условий службы (режима службы, денежного содержания, гарантий и компенсаций, социально-бытового и пенсионного обеспечения);

    прохождение службы в соответствии с дисциплинарными уставами и специальными положениями о дисциплине;

    особые условия, основания и порядок привлечения к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

    Существуют классификации отдельных видов государственной службы. Так, по характеру функций государственной гражданской службы выделяются общефункциональная служба, которая предназначена для обеспечения деятельности государственного органа, выполнения стандартных для любого государственного органа функций (организационных, информационных, документационных, финансово-экономических, хозяйственных и т.п.), и специальная служба, которая состоит в решении специфических задач данного государственного органа.

    Виды военной службы могут быть определены по организационным структурам, в которых предусмотрена военная служба: военная служба в Вооруженных Силах РФ; военная служба в органах Службы внешней разведки РФ; военная служба в органах Федеральной службы безопасности РФ; военная служба во Внутренних войсках МВД России; военная служба в органах Федеральной службы охраны РФ; военная служба в органах и воинских формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (кроме федеральной противопожарной службы); военная служба в Службе специальных объектов при Президенте РФ; военная служба в органах и войсках Федеральной службы специального строительства РФ.

    Аналогично определяются виды правоохранительной службы: служба в органах внутренних дел; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний; служба в федеральной противопожарной службе МЧС России; служба в таможенных органах; служба в органах Государственной фельдъегерской службы РФ; служба в органах Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; служба в органах прокуратуры.