Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Порядок предоставления земли многодетным семьям. Бесплатный земельный участок многодетным семьям Порядок предоставления земельного участка многодетным семьям

    Порядок предоставления земли многодетным семьям. Бесплатный земельный участок многодетным семьям Порядок предоставления земельного участка многодетным семьям

    В июне 2011 года Дмитрий Медведев подписал закон №138 ФЗ , согласно которому многодетные семьи могли безвозмездно получать земельные участки для различных целей, включая строительство индивидуального дома. Более того, право на получение участков земли распространялось не только на граждан, состоящих в зарегистрированном браке, но и на одиноких матерей (отцов), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, включая усыновленных детей, падчериц, пасынков. Какая семья считается многодетной?

    Однако с 1 марта 2015 года вышеуказанная поправка в Земельный кодекс утратила силу. Теперь возможность получения многодетными семьями земель и порядок их предоставления устанавливаются на региональном уровне. Решениями органов власти субъектов страны могут приниматься дополнительные требования для получения земельных участков, в том числе требование о постановке лиц на учет как нуждающихся в жилых помещениях.

    Кроме того, размер, место нахождения земельных участков и иные условия их предоставления также определяются регионами самостоятельно. В среднем по субъектам минимальный размер выделяемой земли – от 6-10 соток, а максимальный – 15 соток. Возможность предоставления участков в черте города есть не во всех регионах. Например, в г. Москве и г. Санкт-Петербурге такая возможность отсутствует, поэтому земельный участок может быть выделен в области.

    Претендовать на выделение бесплатного земельного участка многодетные семьи могут при соблюдении следующих условий:

    *условия могут быть дополнены или урезаны в зависимости от региона

    • в семье воспитывается трое и более несовершеннолетних детей;
    • семья должна официально проживать на территории того или иного региона в течение определенного количества лет (обычно - это 5 лет);
    • брак родителей детей должен быть официально зарегистрированным (если родитель не является единственным);
    • земля выдаётся только тем семьям, у которых нет в собственности другого земельного участка.

    Чтобы воспользоваться своим правом на бесплатное выделение земли, многодетной семье необходимо обратиться в администрацию муниципального образования по месту жительства, написать соответствующее заявление и приложить к нему необходимые документы.

    Примерный перечень документов, необходимых для получения земельного участка многодетной семье:

    • копия свидетельства о рождении каждого несовершеннолетнего члена семьи;
    • копия свидетельства о браке. Это условие касается только полных семей;
    • выписка из домовой книги или документ, подтверждающий, что члены многодетной семьи зарегистрированы по месту их проживания;
    • справка, демонстрирующая состав семьи;
    • справка, предоставленная органами опеки и попечительства, согласно которой родители не лишены своих родительских прав;
    • копия паспорта каждого из родителей.
    • в случае если в семье есть усыновлённые дети, необходимо предоставить также копии документов, свидетельствующие об усыновлении (удочерении) каждого из несовершеннолетних членов семьи. Также нужно получить справку из органов опеки и попечительства, подтверждающую, что в отношении тех или иных усыновленных (удочеренных) детей усыновление (удочерение) не было отменено.

    Затем органы местного самоуправления выносят решение о принятии многодетного гражданина на учет либо об отказе в постановке на учет.

    Такое решение принимается, как правило, в течение 30 дней, однако, например, в Ивановской области, после подачи документов до вынесения решения о предоставлении земельного участка проходит всего три дня. Далее при положительном решении, семье будет присвоен определенный порядковый номер, так как распределение земли происходит в соответствии с очередностью. Период ожидания может быть разным и зависит от конкретного региона. В целом, согласно закону, после вынесения решения участок должен поступить в распоряжении семьи не позднее, чем через год.

    Участки земли для многодетных семей предоставляются для разных целей, например, под жилищное или дачное строительство, для животноводства, садоводства, огородничества, ведения фермерского или личного подсобного хозяйства и так далее. Многодетные жители того или иного региона должны сами сделать выбор в пользу определённого вида использования участка земли.

    При этом стоит учесть, что бесплатно земельный участок многодетной семье может быть выдан только один раз. И предоставляется земля заявителю на территории муниципалитета, где он проживает. Выданные многодетным семьям участки могут быть проданы собственником, или на них может сразу начаться строительство. Если участок по каким-то причинам не устроит заявителя, от него можно отказаться, однако, потом придется заново подавать заявление, опять вставать на учет, ждать решения и так далее.

    Основными причинами отказа в выдаче земельного участка многодетной семье

    могут стать случаи, когда устанавливается факт представления недостоверных сведений, когда один из членов семьи сменяет гражданство или семья меняет место жительства за пределы определённого региона. В целом в регионах закон о предоставлении многодетным семьям земельного участка реализуется по-разному, что предусмотрено федеральным законодательством.

    Примером тому является Ивановская область, где семьям, в которых третий ребенок родился после первого января 2011 года, предоставляется не менее 12 соток земли. Другой пример, Волгоградская область, где депутаты областной Думы внесли в закон поправки, согласно которым земельные участки равны 10 соткам. В Вологодской области с 1 января 2019 г. многодетные семьи, стоящие в очереди, смогут выбрать: взять участок или получить денежную компенсацию. Ее размер местные власти определили с учетом средней кадастровой стоимости, и в итоге компенсация за отказ от земельного участка для вологодских многодетных семей составляет 223 400 рублей. Таким образом, условия, по которым осуществляется выделение земли в разных регионах, сроки ожидания и перечень необходимых документов могут существенно отличаться. Чтобы узнать подробно об условиях предоставления участков и о своих правах, стоит изучить постановления, законы, установленные в своем регионе.

    Федеральные и региональные законы Российской Федерации гарантируют любой российской семье, воспитывающей 3-х и более детей, не достигших возрастного рубежа совершеннолетия. В приведенной ниже статье вы подробным образом ознакомитесь, как получить земельный участок многодетной семье, каков порядок предоставления и сроки принятия решения.

    Закон

    Юридическим обоснованием для выделения государственной льготы многодетным семьям является целый свод законодательных актов:

    • Федеральный Закон №183;
    • Федеральный Закон №161;
    • ряд статей Земельного Кодекса страны.

    Стоит отметить, что сама льгота существует еще с 2008 года, с момента вступления в силу закона «О содействии развитию жилищного строительства», однако, реализовать свое право на получение удалось лишь небольшому количеству граждан из-за ограниченных площадей территорий в муниципальных образованиях. Ситуация изменилась лишь в июне 2011 года, после принятия поправки к уже существующим нормативным актам ФЗ №183.

    Благодаря внесенным изменениям, местные муниципальные власти получили право по необходимости распоряжаться региональными и федеральными территориями. В приведенных выше нормативных документах подробно прописаны, как процедура выделения и получения льготы, так и необходимые для этого условия.

    Правом распределять земельную льготу государство наделило местные органы власти в муниципальных образованиях. Также стоит отметить, что высшие органы власти регионов могут корректировать (упрощать или вносить дополнительные) условия распределения земельной гос. льготы.

    Кто имеет право на бесплатную землю?

    Правом получения гос. льготы обладают все российские многодетные граждане, официально воспитывающие больше двух детей, которые еще не достигли возрастного рубежа совершеннолетия (по российскому законодательству в 18-ть лет!). Причем к официальным воспитанникам относятся не только родные, но и приемные дети.

    Также стоит добавить, что государство относит к гражданам, имеющим право на льготу не только полные семьи, но и матерей и отцов-одиночек. Впрочем, существуют ситуации, при которых воспитываемые дети не признаются юридически государством членами семьи.

    Это происходит в следующих случаях:

    • несовершеннолетние имеют статус находящихся на гос. обеспечении;
    • родные родители лишились родительских прав по решению суда;
    • родные родители имеют ограничения в воспитании собственных детей по решению суда;
    • несовершеннолетние, находящиеся на воспитании в семье, но против которых не может применяться процедура усыновления или удочерения.

    Какие участки предоставляются семьям?

    Выделение льготы заявленной законодательством группе граждан производится из свободных земель земельного фонда местного муниципального образования. Исключением являются лишь мегаполисы Москва и Санкт-Петербург, в которых, из-за дефицита свободной земли, распределение участков осуществляется на территории Московской и Ленинградской области.

    Как уже сообщалось выше, законодательством предусмотрены и случаи передачи в муниципальное владение земель регионального и федерального подчинения, а также территорий иного муниципального образования. Установленный размер может варьироваться, согласно закону, от 6-ти до 15-ти соток. Однако определение окончательного размера льготной территории находится в компетенции региональных и муниципальных властей (учитывая местную ситуацию с наличием свободной земли).

    Так, например, в Волгоградской области депутаты приняли решение о выделении местной земельной льготы в виде надела фиксированного размера площадью десять соток и дополнительного пособия в размере 200 тысяч рублей – так называемые «подъемные» для возведения частного домостроения. В Ивановской области власти готовые выделить все 12-ть соток (при обязательном соблюдении условия, что третий по счету ребенок родился после 11-го года нашего века).

    Условия предоставления земельного участка

    Законодательство определяет перечень общих условий, при которых заявленная группа граждан может претендовать на получение государственной поддержки:

    • наличие больше двух официально воспитывающихся несовершеннолетних детей;
    • наличие российского гражданства (для взрослых и детей);
    • документ о регистрации брака (исключительно для полных семей);
    • пятилетнее проживание в одном населенном пункте с официальной регистрацией;
    • члены семьи не должны быть владельцами земельных наделов;

    Важно отметить, что условия эти общие для всех российских получателей данного вида льготы, но они могут сильно разниться в каждом отдельно взятом регионе. Получить же исчерпывающие сведения о местных критериях государственной преференции можно в органах муниципального управления.

    Подача документов

    Если заявленная группа граждан соответствует условиям бесплатного предоставления льготы в своем регионе, ей следует обратиться по месту жительства в администрацию муниципального образования.

    Для рассмотрения местными чиновниками заявки следует предварительно заполнить бланк заявления и предоставить собранный пакет следующих документов (для всех регионов одинаковый):

    • паспорт подающего заявление плюс копия всех заполненных страниц (разворот двух первых страниц, прописка, штамп брака, дети);
    • если заявитель состоит в браке – паспорт супруги (супруга) плюс копия всех заполненных страниц;
    • акт регистрации брака или его расторжения плюс копия документа;
    • свидетельства о рождении детей плюс их копии;
    • при наличии приемных детей – постановление судебной инстанции об усыновлении (если в свидетельстве о рождении ребенка усыновители не фигурируют в качестве родителей) плюс копия;
    • оригинал акта о попечительстве или опекунстве плюс его копия;
    • акт договора об осуществлении опеки или попечительства плюс его копия;
    • свидетельство о наличии на официальном воспитании большого количества детей плюс копия (выдается в отделении ФМС в виде справки о составе семьи);
    • справка о проживании в данном регионе не менее пяти лет плюс копия (берется в территориальном отделении ФМС);
    • о праве на владение имуществом плюс копия (подтверждает отсутствие земельной собственности у членов семьи);

    В выданном бланке заявитель, ходатайствующий о государственной поддержке, должен предоставить следующие сведения:

    • имя, фамилия, отчество;
    • название государственной организации, в которую направляется данное заявление;
    • данные паспорта ходатая;
    • данные СНИЛС;
    • адрес места регистрации;
    • адрес электронного почтового ящика;
    • номер мобильного телефона;
    • краткое обращение с просьбой;
    • выбранный вариант способа сообщения о принятии решения;
    • целевое назначение земельного надела;
    • перечень прилагаемых к заявке документов.

    Оформленное по установленным правилам заявление принимается уполномоченным государственным служащим, регистрируется и получает порядковый номер.

    Также следует добавить, что подать заявление можно не только написанное на бумаге, но и в электронном виде. Также оформить подобную заявку можно на сайте Единого портала госуслуг либо в местных департаментах одного окна.

    Еще одно примечание – закон предусматривает возможность подачи документов и представителями заявителя, при наличии у них нотариально заверенной доверенности.

    Порядок получения земли

    Процедура получения государственной поддержки подробно прописывается в российском законодательстве, одинакова во всех регионах страны, и требует выполнения следующего алгоритма действий:

    1. Определиться с целью использования будущего участка (фермерство, садоводство, животноводство и так далее). Назначение надела указывается в заявлении о постановке на учет и существенно влияет на выбор места и размер выделяемой территории.
    2. Обратиться в территориальный муниципальный орган управления и узнать о местных условиях получения льготы.
    3. Проанализировать, имеет ли семья право на государственную поддержку в соответствии с местными критериями отбора претендентов.
    4. В случае соответствия заявленным требованиям , собрать необходимые документы.
    5. Обратиться в местный муниципальный орган и подать заявление (лично или по почте) и пакет собранных документов для постановки на учет.
    6. Дождаться принятия решения (максимальный срок рассмотрения заявки 30 дней с момента регистрации);
    7. В случае положительного решения получить уведомление о постановке на учет в качестве претендента на государственную поддержку (документ содержит регистрационный номер заявителя и контактные данные местных чиновников, курирующих выделение льготы);
    8. Дождаться своей очереди. По закону льгота должна быть выделена в течение 1 года.
    9. Рассмотреть варианты предлагаемых земельных наделов (при наличии подходящего участка – получить льготу на бесплатное владение, при отказе – заново повторить процедуру постановки на учет и ожидания в очереди).

    Порядок получения земельной льготы также прописан законодательно и одинаков для всех регионов страны. Распределением участков, в соответствии с количеством свободной земли и числом льготников в очереди, занимаются отделы по землеустройству в местных администрациях.

    Именно они формируют наделы, и отвечают за развитие инфраструктуры на территории их расположения и кадастровый учет. Если льготника устраивает предложенный вариант, чиновниками земельного отдела в течение восьми дней оформляется акт о передаче муниципальной земли в безвозмездное пользование и передается новому владельцу лично в руки.

    Срок принятия решения

    После регистрации заявления и пакета требуемых документов чиновники администрации муниципального образования в установленный законом тридцатидневный срок должны принять решение о постановке подходящей по условиям семьи на учет. Месячный срок начинает исчисляться со следующего дня с момента регистрации заявления. В течение заявленного месяца поданный пакет документов будет проходить проверку на подлинность и соответствие определенным законом условиям.

    Спустя месяц, государственный орган обязан поставить в известность заявителя о положительном или отрицательном решении и выдать распоряжение о предоставлении земельной льготы. В благоприятном случае семья, воспитывающая больше двух детей, получает порядковый номер в очереди многодетных семей, ожидающих распределения льгот. Однако в данном случае также возможны региональные варианты с очередностью. Например, в Тюменской области приоритетным является выделение льготы семьям, воспитывающих детей-инвалидов.

    Законодательством также предусмотрена ситуация приостановления процесса передачи льготы при возникновении необходимости. Максимальный срок подобной задержки – 30 календарных дней. В случае обнаружения на выделяемой земле незаконных построек – до 60 дней.

    В соответствии с законом, местные муниципальные органы власти обязаны обеспечить семье реализацию права на получение льготы в течение одного года. Стоит добавить, что граждане вправе и отказаться от не понравившегося ей по каким-то причинам надела. Но тогда проходить процедуру регистрации, постановки на учет и ожидания в очереди придется заново.

    Как узнать очередь на земельный участок?

    1. Для того чтобы узнать номер очереди на государственную земельную льготу, надо обратиться в местную администрацию органов власти, куда ранее подавалось заявление. Сделать это можно:
      • в телефонном режиме;
      • лично посетив государственную организацию;
      • также во многих регионах существует возможность электронного отслеживания очереди на официальном сайте органа местной власти либо на специально созданном портале.
    2. Для получения информации в онлайн-режиме , как правило, требуют ввести паспортные данные или регистрационный номер заявления о выделении земельной льготы.

    Причины отказа в выдаче участка многодетной семье

    Чиновники местных органов власти имеют право отказать в постановке на учет заявителю на выделение бесплатной льготы. Существует так называемый исчерпывающий перечень условий, несоблюдение которых может привести к отклонению заявления-ходатайства. Иные основания для отказа должностное лицо использовать не может.

    Основными причинами для отклонения заявки на получение земельной государственной льготы являются следующие ситуации:

    • предоставление недостоверных данных;
    • несоответствие законодательным условиям предоставления льготы (один из членов семьи сменил гражданство, семья переехала на место жительство в другой регион и так далее);
    • истек срок приостановления процесса рассмотрения заявки;

    Отказ в выдаче льготной земли в собственность оформляется в бумажном виде и доставляется заявителю лично. В документе указываются основные причины принятого решения со ссылками на действующие законодательные акты.

    Подводя итоги, хотелось бы отметить, что любая семья, официально воспитывающая больше двух детей, не достигших возрастного рубежа совершеннолетия, соответствующая определенным законодательным критериям, может реализовать свое право на получение бесплатного земельного надела в месте постоянного проживания.

    Однако из-за разнообразия региональных законов, регулирующих выделение земельных льгот в областях и в субъектах федерации, условия, предъявляемые к многодетным семьям, требуют тщательного предварительного изучения.

    Как получить налоговый вычет и какие документы для этого понадобятся, вы узнаете в нашем тематическом материале по .

    Основания для отказа

    Стоит учесть, что далеко не все заявки, которые подаются в местные органы власти с целью получения участка, получают положительный ответ.

    Во многих случаях претендентов может ожидать вполне обоснованный отказ, особенно если имеют место такие факторы:

    • родители лишены прав на детей или ограничены в них (либо же процедура их усыновления приостановлена);
    • дети находятся на полном государственном обеспечении;
    • у семьи уже имеется другая жилая недвижимость или пригодная для строительства земля;
    • право на получение участка уже было использовано ранее (каждая семья может воспользоваться данной льготой лишь единожды);
    • у кого-то из членов семьи отсутствует в конкретном субъекте РФ или срок проживания их на одном месте меньше необходимого;
    • пакет документов, поданных в уполномоченный орган, является неполным (или же какие-то документы поддельные);
    • предоставленная для рассмотрения информация является ложной;
    • в собственности государственного или муниципального органа отсутствуют земельные наделы с запрашиваемыми параметрами;
    • земельный надел, который запросили заявители, уже принадлежит другим гражданам (или на нем расположены находящиеся в чужой собственности строения).

    Как и в ситуации с предъявляемыми требованиями, основания для отказа также могут отличаться в зависимости от территориального признака.

    Например, в некоторых регионах представители администрации населенного пункта могут потребовать возврата участка назад, если в течение года после его получения на нем не было начато строительство жилого дома.

    Отказ обязательно оформляется в письменной форме, в виде специального документа - решения или постановления. В нем подробно указываются причины отказа и, по возможности, делаются ссылки на подтверждающие это положения нормативно-правовых актов.

    Таким образом, можно отметить, что такая государственная льгота, как получение земельного участка многодетной семьей, имеет множество законодательных особенностей и тонкостей, которые обязательно должны соблюдаться для ее получения. Они касаются как порядка сбора и подачи необходимых документов, так и соответствия заявителей предъявляемым в законе требованиям. При этом точные условия получения земли могут существенно отличаться в зависимости от конкретного субъекта РФ.

    В рамках государственной поддержки действующим законодательством предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям. Данным правом могут воспользоваться семьи, воспитывающие трех и более детей, проживающие как в крупных городах, так и на периферии. В представленной статье будет рассмотрен порядок приобретения участков земли жителями Москвы.

    Условия получения земельных участков в безвозмездном порядке определены в Федеральном законе «О содействии развитию жилищного строительства». Если выделение бесплатного участка невозможно по уважительным причинам, то многодетным семьям в обязательном порядке предлагается денежная компенсация в сумме, равной стоимости земельного участка в регионе проживания.

    Согласно положениям законодательства, многодетными семьями считаются лица, находящиеся в официальном зарегистрированном браке, и воспитывающие трех и более детей. Вся семья должна проживать по одному адресу.

    Распределение земель для льготных категорий граждан, проживающих в Москве, регламентируется также положениями регионального законодательства. В соответствии с данными нормативными актами получить бесплатный участок льготным категориям граждан возможно только при наличии свободных земель, предназначенных под индивидуальную жилую застройку.

    Какие семьи считаются многодетными

    Претенденты на безвозмездное получение земель в пределах Московской области обязаны руководствоваться нормами регионального законодательства.

    Закон Московской области от 2 июня 2011 года № 73 определяет следующие критерии для получения статуса многодетной семьи:

    • родители детей находятся в официальном браке;
    • в семье воспитываются трое и более несовершеннолетних детей (учитываются как родные дети, так и усыновленные);
    • супруги и дети проживают вместе.

    Согласно положениям законодательства, в состав многодетной семьи не входят:

    • ребенок, находящийся на государственном попечении;
    • ребенок, родители которого признаны лишенными родительских прав в судебном порядке;
    • ребенок, родители которого признаны ограниченными в правах;
    • ребенок, в отношении которого аннулирован процесс усыновления.

    Можно ли многодетной семье получить земельный участок в Москве

    В связи с дефицитом в Москве свободных территорий, участки земли многодетным семьям не предоставляются. Однако воспользоваться правом на получение участка можно жителям Московской области.

    Условия получения земельного участка многодетными семьями в Москве

    Многодетные семьи не смогут получить земельный участок в Москве в связи недостатком свободных земель, предназначенных под индивидуальное строительство. В безвозмездном порядке земля предоставляется семьям, зарегистрированным в Подмосковье и воспитывающим трех и более детей.

    Условия бесплатного выделения земли следующие:

    • все члены многодетной семьи имеют гражданство РФ;
    • наличие регистрации на территории Московской области (в течение 5 лет и более);
    • все члены семьи проживают по одному адресу в Московской области;
    • претенденты на получение бесплатного участка не должны обладать другими территориями на праве собственности.

    Не вправе рассчитывать на получение земельного участка семьи, которым государство ранее предоставило землю на праве долгосрочного пользования или пожизненного владения. Кроме того, данный запрет распространяется и в случае наличия у семьи недвижимости в Москве.

    Особенности предоставления земельных участков в Москве многодетным семьям

    Вводит в заблуждении тот факт, что федеральное законодательство не содержит исключений на предоставление земель в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, в то время как там свободных земель почти нет.

    Соответственно, правовое основание на подачу заявок в рамках социальной программы по обеспечению многодетных семей земельными участками в Москве у граждан есть, но на практике получить землю в данном регионе невозможно.

    Из этой ситуации власти столицы выходят путем предоставления многодетным семьям соразмерной компенсации. Казалось бы, если нет возможности выделить участок в Москве, то возможно предоставление жителям столицы земель в пределах Московской области, но все не так просто.

    Государственные органы столицы не вправе распоряжаться земельными участками Подмосковья, это разные ветви власти. Таким образом, возможность получения бесплатного участка жителям столицы исключается полностью и льготные категории граждан вправе претендовать только на материальную компенсацию.

    Вместе с тем, в соответствии с требованиями Федерального закона от 15.04.1998 №66 органы власти обязаны выделять земельные участки, предназначенные для занятия садоводством и огородничеством льготным категориям граждан в регионе их проживания. Прием обращений по вопросам выделения садоводческих земель осуществляется местной администрацией.

    Однако в связи с отсутствием свободных земель в Москве прием заявок в настоящее время прекращено. На сегодняшний день количество обращений нуждающихся граждан значительно превышает реальные возможности города по обеспечению участками земли. Чтобы исполнить имеющиеся обязательства правительством Москвы ведется работа по освоению и развитию новых земель.

    Отказ в предоставлении земельных участков в пределах Москвы ввиду отсутствия свободных территорий оправдывает позиция Конституционного суда РФ от 21.02.2008 №121. В данном документе говорится о том, что отказ в предоставлении земельного участка гражданину, проживающему в городском поселении правомерен, если ввиду экологических, градостроительных и других особенностей региона найти подходящий участок не представляется возможным. Данное обстоятельство не будет считаться нарушением конституционных прав.

    Таким образом, позиция об отсутствии свободных земельных участков на территории столицы и соответственно отказы гражданам в их предоставлении является обоснованной и подкрепленной определением Конституционного суда. Этот факт нельзя рассматривать в качестве действий, нарушающих права и свободы гражданина.

    Одновременно с этим, властями Москвы разработан целый спектр социальных программ, направленных на поддержку многодетным семьям. Особое внимание уделено вопросам улучшения жилищных условий для наименее защищенных слоев граждан. Утверждены расширенные программы по предоставлению материальных льгот и выделению компенсационных выплат семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

    Порядок получения земли многодетными семьями

    Предоставление земельных участков нуждающимся семьям осуществляется в порядке очередности. С этой целью подайте заявление в орган местного самоуправления. В тексте заявления укажите цель получения земли (для строительства жилого дома, занятия садоводческой деятельностью и т. д.).

    К обращению приложите все документы, подтверждающие ваш статус в качестве многодетной семьи (свидетельство о регистрации брака, документы о рождении на всех детей).

    При подаче заявления сотрудник муниципалитета должен поставить отметку о его принятии и указать регистрационный номер. Данная информация необходима вам для подтверждения факта направления заявления.

    В дальнейшем от даты приема обращения будет отсчитываться срок на его рассмотрение. Согласно требованиям законодательства, регулирующего вопросы, связанные с рассмотрением обращений граждан, ответ на ваше заявление вам должны направить в срок не позднее месяца со дня обращения.

    Решения по данным вопросам принимаются коллегиально. Специально уполномоченная комиссия изучает все факты возможного выделения бесплатного участка и проверяет информацию, представленную в запросе заявителя (наличие статуса многодетной семьи, отсутствие другой недвижимости на праве собственности, материальное положение семьи).

    При положительном исходе дела комиссия принимает решение о выделении участка земли определенных параметров (площадь, целевое назначение) и конкретном месте расположения. Однако данный факт не означает, что заявитель сразу же получает участок в собственность. Положительное решение комиссии дает основание для включения многодетной семьи в очередь на получение земли.

    Если по каким-то причинам вы намерены отказаться от предоставленного вам участка (находится далеко от дома, не соответствует заявленным требованиям), то если в дальнейшем вы передумаете, процедуру доказывания своих прав и соблюдение очередности придется проходить заново.

    Заявление о предоставлении земельного участка многодетным семьям

    Несмотря на то, что законодательство субъектов РФ в части предоставления социальных льгот многодетным семьям может существенно отличаться, в любом случае процесс бесплатного получения земельного участка начинайте с подачи заявления.

    В тексте обращения укажите следующие сведения:

    • название уполномоченного органа, ответственного за распределение земель;
    • ФИО лица обратившегося за помощью, его паспортные данные и контактную информацию;
    • обоснование необходимости получения участка (строительство жилого дома, занятие садоводческой деятельностью);
    • предпочитаемое месторасположение земельного участка;
    • список документов прилагаемых к заявлению (подтверждают право заявителя на получение льготы);
    • личная подпись и дата написания обращения.

    Заявление составьте в двух экземплярах. При подаче обращения попросите сотрудника государственного органа поставить вам регистрационный номер на втором экземпляре документа. В таком случае у вас будет подтверждение, что ваше заявление принято официально, и через месяц, вам обязаны направить ответ.

    Заявитель также вправе направить обращение в электронном виде через сайт государственных услуг, приложив сканы подтверждающих справок. Их подлинность будет проверена уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия. Срок рассмотрения документов составляет также не более месяца.

    При передаче обращения и подтверждающих документов через представителя не забудьте узаконить его права нотариальной доверенностью.

    Документы для предоставления земельного участка многодетным семьям

    Для получения возможности встать на учет и быть включенным в очередь семей, нуждающихся в жилье, необходимо заблаговременно подать пакет документов, доказывающих это право.

    В уполномоченный орган, в компетенцию которого входит выделение участков земли многодетным семьям подаются следующие материалы:

    • свидетельство об официально зарегистрированном браке;
    • свидетельства о рождении детей;
    • справка о проживании всех членов семьи по одному адресу;
    • документ из органов опеки об отсутствии причин для лишения родительских прав;
    • документы на усыновленных детей (если таковые имеются);
    • паспорта многодетных родителей.

    Вышеуказанные материалы должны быть переданы в уполномоченный орган в ксерокопиях. Однако в любом случае, вы обязаны показать сотруднику муниципалитета оригиналы представленных документов.

    Очередь на земельный участок многодетным семьям

    Согласно требованиям действующего законодательства, выделение земельных участков многодетным семьям осуществляется в порядке очередности. Постановка на учет возможна только после положительного решения уполномоченного органа о выделении земли нуждающейся семье. С этой целью заявитель подает официальное обращение в муниципалитет и прикладывает документы, подтверждающие его право на получение данной льготы.

    Точный срок ожидания в очереди на улучшение жилищных условий путем получения участка под индивидуальную застройку законом не оговаривается. Данный нюанс зависит от специфики и заселенности конкретного региона. Период ожидания предоставления земли в бесплатном порядке возможен от 2-3 месяцев до нескольких лет. В это время происходит поиск свободных участков или освоение новых земель (при отсутствии незанятых).

    При формировании свободного участка уполномоченный орган информирует об этом заявителя. Ранее (до января 2017 года) на лиц, обратившихся за помощью в улучшении жилищных условий, действовал уведомительный порядок.

    В случае отказа от предоставленного земельного участка они должны были в десятидневный срок сообщить об этом в муниципалитет. Если обращение об отказе в местную организацию не поступает, участок считается по умолчанию принятым.

    В настоящее время данный порядок изменился. В случае выделения земли нуждающейся семье заявитель обязан в срок, не превышающий 30 дней заявить о своей готовности принять участок. Если в установленный срок обращение от заявителя не поступает, он считается отказавшимся от предоставленной льготы.

    Если предоставленный государством участок земли вас устраивает, в обязательном порядке уведомите об этом уполномоченный орган.

    Законодательством на инициирование процесса принятия земли дается только месяц. Пропустив этот срок, вы лишаетесь права претендовать на выделенный муниципалитетом участок, и он перейдет другой многодетной семье в порядке очередности.

    Если участок по каким-либо причинам вас не устроил, написание отказа не потребуется. Не получив ваше согласие на принятие участка в тридцатидневный срок, уполномоченный орган передаст землю другой многодетной семье.

    Сроки предоставления земельного участка многодетным семьям

    В рамках требований действующего законодательства обращение гражданина, поступившее в государственный орган, не может рассматриваться в срок, превышающий 30 дней. Если по вопросу безвозмездного выделения земли многодетной семье принято положительное решение, то оно должно быть оформлено в виде постановления или распоряжения уполномоченного органа. На основании данного документа семья встает в очередь по улучшению жилищных условий.

    Исходя из практики, в среднем с момента подачи обращения до фактического получения участка проходит не менее года.

    Срок ожидания в периферийных областях намного меньше, чем в городах-миллионниках, он может составлять 2-3 месяца. В густонаселенных регионах, таких как Московская и Ленинградская область срок предоставления земли, как правило, превышает один год. Данная ситуация складывается в связи с тем, что свободных участков не хватает на всех нуждающихся в улучшении жилищных условий, требуется время на освоение новых земель.

    Но поскольку в любом случае социальная поддержка наименее защищенным слоям граждан гарантирована государством, то даже в случае отсутствия возможности предоставления земли в натуре, многодетным семьям выплачивается материальная помощь целевого характера (расходование предполагается только на покупку жилья или земельного участка).

    Отказ многодетной семье в предоставлении земельного участка

    Выделение участка земли гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относится к приоритетным направлениям государственных социальных программ. Однако в силу того, что данные полномочия переданы местным властям, необходимо также ориентироваться на особенности регионального законодательства конкретной местности.

    Как правило, решения об отказе в выделении бесплатного земельного участка выносятся в связи отсутствием незанятых территорий, свободных от застроек. Это проблема, прежде всего, касается крупных городов, где вопрос льготного предоставления земли стоит особенно остро.

    Вместе с тем, орган местного самоуправления вправе отказать заявителю в предоставлении земельного участка по следующим причинам:

    • сведения, представленные в обращении, содержат ошибочную или ложную информацию;
    • члены семьи проживают по разным адресам;
    • не все члены семьи имеют российское гражданство;
    • на рассмотрение представлен неполный комплект документов;
    • один из родителей лишен родительских прав в судебном порядке;
    • совершеннолетие детей, проживающих в многодетной семье (семья теряет статус многодетной).

    Для получения права воспользоваться льготой в виде бесплатного участка в семье должны проживать трое и более детей, не достигших совершеннолетнего возраста. В исключительных случаях (в виду тяжелого материального положения) местные органы власти вправе принять решении о выделении земельного участка семье, в которой один из детей достиг восемнадцатилетнего возраста. Но на момент подачи заявления этому ребенку должно быть не более 23 лет.

    Данное исключение из общих правил не применимо в том случае, если совершеннолетний ребенок создал свою семью, поскольку при подобных обстоятельствах его родительская семья теряет статус многодетной.

    Если вы не согласны с отказом уполномоченного органа в выделении участка, и его основания кажутся вам не обоснованными, обращайтесь за защитой своих прав в судебные органы. Предварительно изучите нормативную базу вашего региона, касающуюся государственной поддержки семей имеющим троих и более детей, в частности особое внимание обратите на основания для отказа в полагающейся льготе.

    Как правило, перечень причин для отказа является закрытым и если ваш случай не входит в этот список, значит можно смело настаивать на защите своих интересов, обратившись в суд.

    Для рассмотрения дела в судебном порядке соберите все имеющиеся материалы по доказыванию вашего права на льготу. Это, прежде всего, документы, подтверждающие наличие статуса многодетной семьи (свидетельство о заключении брака, свидетельства о рождении детей, справка из паспортного стола о совместном проживании всех членов семьи), справки о необходимости улучшения жилищных условий и наличия тяжелого материального положения, исключающего возможность самостоятельно решения проблем с жильем.

    В случае положительного решения, суд обяжет органы местного самоуправления предоставить земельный участок в собственность или в бессрочное пользование многодетной семье. В случае отсутствия незанятых земель муниципалитет должен предоставить соразмерную денежную компенсацию.

    ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    О внесении изменений в Закон Московской области
    «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области»

    Внести в Закон Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (с изменениями, внесенными Законом Московской области № 86/2012-ОЗ) следующие изменения:

    1) статью 2 изложить в следующей редакции:

    «Статья 2. Основные понятия

    1. В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

    1) многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц);

    2) члены многодетной семьи - супруги либо одинокая(ий) мать (отец) иих дети в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы);

    3) заявитель - один из родителей, усыновитель, отчим (мачеха), представляющий интересы членов многодетной семьи в отношениях, регулируемых настоящим Законом.

    2. В составе многодетной семьи не учитываются дети:

    1) находящиеся на полном государственном обеспечении;

    2) в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;

    3) в отношении которых отменено усыновление;

    4) находящиеся под опекой и попечительством, в том числе дети, находящиеся в приемных семьях.»;

    2) в статье 3:

    в части 3:

    в пункте 2 слова «одинокая мать (отец)» заменить словами «одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха)»;

    в пункте 4 слова «земельных участков» заменить словами «земельного участка площадью 0,06 га и более»;

    дополнить пунктом 6 следующего содержания:

    «6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.»;

    часть 4 изложить в следующей редакции:

    «4. В случае, если один из членов многодетной семьи, отвечающей условиям, установленным частью 3 настоящей статьи, имеет на праве аренды земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, право на бесплатное получение в долевую собственность в равных долях такого земельного участка имеют все члены многодетной семьи в случае, если размер земельного участка соответствует размерам, установленным статьей 4 настоящего Закона.»;

    в части 5 слова «в соответствии с частью 3 настоящей статьи либо одному из членов многодетной семьи в соответствии с частью 4 настоящей статьи» исключить;

    часть 6 изложить в следующей редакции:

    «6. Земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях.»;

    3) статью 4 изложить в следующей редакции:

    «Статья 4. Нормы бесплатного предоставления земельных участков

    1. Предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,10 га.

    В случае, если размер земельного участка меньше предельного минимального размера, установленного абзацем первым настоящей части, и при этом предоставлено письменное согласие заявителя на получение такого земельного участка, то размер земельного участка считается предельным минимальным.

    2. Предельный максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,15 га.»;

    4) в статье 6:

    часть 3 изложить в следующей редакции:

    «3. Решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом принимается на основании заявления, а также документов и сведений, подтверждающих соответствие многодетной семьи условиям, установленным частью 3 статьи 3 настоящего Закона.

    Перечень и порядок предоставления документов и сведений определяются Правительством Московской области.»;

    в части 4:

    слова «почтовым уведомлением» заменить словами «заказным письмом с уведомлением о вручении»;

    дополнить абзацем следующего содержания:

    «Информация о постановке на учет многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков, а также информация о предоставленных бесплатно земельных участках многодетным семьям размещается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.»;

    абзацы второй и третий части 5 признать утратившими силу;

    дополнить частями 7 и 8 следующего содержания:

    «7. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области направляют в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области, отчеты о предоставлении многодетным семьям земельных участков.

    Форма отчета о предоставлении многодетным семьям бесплатно земельных участков и сроки предоставления устанавливаются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным Правительством Московской области.

    8. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях реализации настоящего Закона.

    В перечне указываются местоположение земель и (или) земельных участков, их площадь, кадастровые номера (при наличии). Перечень публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, размещается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».»;

    5) дополнить статьями 6 1 и 6 2 следующего содержания:

    «Статья 6 1 . Основания снятия многодетной семьи с учета

    1. Снятие многодетной семьи с учета производится по одному из следующих оснований:

    1) предоставление многодетной семье земельного участка в соответствии с настоящим Законом;

    2) выход из гражданства Российской Федерации одного или более членов многодетной семьи при условии несоответствия понятию многодетной семьи, установленному настоящим Законом;

    3) перемена места жительства членов многодетной семьи в случае выезда за пределы Московской области;

    4) лишение родительских прав или ограничение в родительских правах родителя(ей) при условии несоответствия понятию многодетной семьи, установленному настоящим Законом;

    5) приобретение членами многодетной семьи земельного участка площадью 0,06 га и более (покупка, дарение, наследование) на территории Московской области;

    6) заявление о снятии с учета.

    2. Решение о снятии многодетной семьи с учета принимается органом местного самоуправления муниципального района, городского округа Московской области, принявшим решение о постановке многодетной семьи на учет в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом.

    3. Решение о снятии многодетной семьи с учета орган местного самоуправления муниципального района, городского округа Московской области направляет заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении, а также электронным сообщением по адресу, указанному в заявлении о постановке многодетной семьи на учет в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом в течение месяца с даты принятия такого решения.

    4. Решение о снятии многодетной семьи с учета может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Статья 6 2 . Финансирование мероприятий при предоставлении земельных участков многодетным семьям

    При предоставлении земельных участков многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.».

    1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

    2. Положения абзаца шестого пункта 2 статьи 1 настоящего Закона не применяются в случае, если решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка принято.