Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Порядок составления земельного баланса территории. Земельный отчет (баланс) района Составление земельного баланса по муниципальному образованию

    Порядок составления земельного баланса территории. Земельный отчет (баланс) района Составление земельного баланса по муниципальному образованию

    ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

    Анализ состояния земель»

    1. Выбрать (или по заданию преподавателя) муниципальный район, отметить его на карте (рис. 1).

    2. Дать краткое экономико-географическое описание района, используя средства Интернет (в поисковой строке видите следующее «Краткая природно-экономическая характеристика районов Республики Мордовия», или используйте официальные сайты муниципальных образований)

    3. Используйте таблицу 1 (за 2012 год) «»: выберите по строке наименование своего района. Подсчитайте в графе «» общую площадь по муниципальному району.

    4. Постройте гистограмму по площадям земель по каждой категории (гистограмму можно выполнить вручную, выбрав предварительно масштаб, например, в 1 см по вертикали 10000 га) или в программе Microsoft Excel. Если в программе, то разместите диаграмму (круговую) на отдельном листе и распечатайте. Сделайте анализ.

    5. Распределение земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам и городскому округу Саранск Республики Мордовия отражено в таблице 2. В графе «Земли с/х назначения от общей площади земель, %» подсчитайте процентное соотношение земель сельскохозяйственного назначения от общей площади земель. В графе «С/х угодья от общей площади земель с/х назначения, %» подсчитайте процентное соотношение сельскохозяйственных угодий от их общей площади. Помните, что к землям сельскохозяйственного угодья относятся не только пахотные земли, но и земли, занятые предприятиями первичной переработки, лесные земли и т.д. Данные берите по своему району.

    6. Постройте диаграмму, используя данные «Земли с/х назначения от общей площади земель, %». Постройте гистограмму по процентам по каждой категории (гистограмму можно выполнить вручную, выбрав предварительно масштаб, например, в 1 см по вертикали 10%) или в программе Microsoft Excel. Если в программе, то разместите диаграмму (круговую) на отдельном листе и распечатайте. Сделайте анализ.

    7.Из таблицы 3 «Сведения о государственных комплексных заказниках на территории республики» выберите по своему району, какие заказники, заповедники имеются на территории выбранного вами района. Напишите об этом.

    8. В таблице 4 «Распределение сельскохозяйственных угодий по их видам
    в разрезе муниципальных районов, городского округа Саранск Республики Мордовия» (по своему району) подсчитайте процент сельскохозяйственной освоенности территории (за 100% принимается площадь муниципального района, за искомую (х) площадь сельскохозяйственных угодий). Подсчитайте процент распаханности территории (за 100% примите сельскохозяйственные угодья, а за искомую площадь пашни). Сделайте анализ.

    9.Используя данные таблицы 1 «Распределение земельного фонда муниципальных районов и городского округа Саранск по категориям земель» за 2011 и 2012 год постройте гистограмму распределения земель по категориям. Сделайте анализ.


    Название муниципальных районов Название муниципальных районов
    Ардатовский Инсарский Рузаевский
    Атюрьевский Ичалковский Старошайговский
    Атяшевский Кадошкинский Темниковский
    Большеберезниковский Ковылкинский Теньгушевский
    Большеигнатовский Кочкуровский Торбеевский
    Дубенский Краснослободский Чамзинский
    Ельниковский Лямбирский Городской округ Саранск
    Зубово-Полянский Ромодановский

    Рис. 1. Административно-территориальное деление Республики Мордовия


    Таблица 1

    Распределение земельного фонда муниципальных районов и городского округа Саранск по категориям земель (в гектарах)за 2012 год

    № п/п Всего земель в муниципальном районе и гор. округе и з н и х:
    Земли сельхоз-назначения Земли населенных пунктов Земли лесного фонда Земли водного фонда Земли запаса
    всего в т.ч. с/х угодья
    Ардатовский
    Атюрьевский
    Атяшевский
    Большеберезниковский
    Большеигнатовский
    Дубенский
    Ельниковский
    Зубово – Полянский
    Инсарский
    Ичалковский
    Кадошкинский
    Ковылкинский
    в т.ч. в черте г. Ковылкино
    Кочкуровский
    Краснослободский
    Лямбирский
    Ромодановский
    Рузаевский
    в т.ч. в черте г. Рузаевка
    Старошайговский
    Темниковский
    Теньгушевский
    Торбеевский
    Чамзинский
    Городской округ Саранск
    в т.ч. в черте г. Саранск

    Таблица 1

    Распределение земельного фонда муниципальных районов и городского округа Саранск по категориям земель (в гектарах) за 2011 год

    № п/п Наименование муниципального района и городского округа Всего земель в муниципальном районе и гор. округе и з н и х:
    Земли сельхоз- назначения Земли населенных пунктов Земли промышленности и иного специального назначения Земли особо охраняемых территорий и объектов Земли лесного фонда Земли водного фонда Земли запаса
    всего в т.ч. с/х угодья
    Ардатовский
    Атюрьевский
    Атяшевский
    Большеберезниковский
    Большеигнатовский
    Дубенский
    Ельниковский
    Зубово – Полянский
    Инсарский
    Ичалковский
    Кадошкинский
    Ковылкинский
    в т.ч. в черте г. Ковылкино
    Кочкуровский
    Краснослободский
    Лямбирский
    Ромодановский
    Рузаевский
    в т.ч. в черте г. Рузаевка
    Старошайговский
    Темниковский
    Теньгушевский
    Торбеевский
    Чамзинский
    Городской округ Саранск
    в т.ч. в черте г. Саранск
    Итого земель в администра-тивных границах республики

    Таблица 2

    Распределение земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам и городскому округу Саранск Республики Мордовия

    № п/п Наименование муниципальных районов и городского округа Площадь, тыс.га. Земли с/х назначения от общей площади земель, % С/х угодья от общей площади земель с/х назначения, %
    В границах района, Земли сельскохозяйственного назначения
    Всего из них с/х угодий
    Ардатовский 119,3 78,3 73,4
    Атюрьевский 82,6 61,1 57,2
    Атяшевский 109,6 94,4 88,0
    Большеберезниковский 95,7 57,7 52,1
    Большеигнатовский 83,4 51,7 49,2
    Дубенский 89,6 58,7 54,8
    Ельниковский 105,6 71,8 59,9
    Зубово-Полянский 271,1 82,6 73,0
    Инсарский 96,9 75,0 71,3
    Ичалковский 126,6 84,1 76,7
    Кадошкинский 61,3 36,0 33,8
    Ковылкинский 202,5 151,9 140,6
    Кочкуровский 81,6 51,0 47,9
    Краснослободский 137,9 101,7 91,8
    Лямбирский 88,0 73,0 68,4
    Ромодановский 77,8 67,5 64,4
    Рузаевкий 111,8 87,1 80,8
    Старошайговский 142,0 104,7 99,0
    Темниковский 193,2 81,3 67,8
    Теньгушевский 84,5 44,5 35,6
    Торбеевский 112,5 77,9 73,5
    Чамзинский 101,0 68,9 63,5
    Городской округ Саранск 38,3 22,6 20,9
    Итого по республике 2612,8 1683,5 1543,6

    Таблица 3

    Сведения о государственных комплексных заказниках на территории республики

    Различные объекты оздоровительного назначения занимают земли общей площадью 0,2 тыс. га. Эти земли расположены в Рузаевском, Ичалковском, Темниковском, Ковылкинском и Ельниковском муниципальных районах республики.

    На территории республики имеются объекты с особым статусом использования, которые не входят в категорию ООТ. На этих землях образованы региональные заказники, часть земель отнесена к памятникам природы. Размещены они на землях государственного лесного фонда и организованы для сохранения и воспроизводства численности копытных животных, речного бобра, выхухоля, боровой и водоплавающей дичи, для охраны экосистем. На 01.01.2013 г. на территории республики функционируют 9 комплексных государственных охотничьих заказников (табл. 8) на общей площади 99,24 тыс. га. (3,8 % территории республики).

    Кроме того, в республике имеются 2 заказника (в Краснослободском и Ковылкинском районах), созданных для охраны дикорастущих лекарственных трав. Данные заказники относятся к ботаническим памятникам природы. Существуют также два ландшафтных заказника - “Симкинский” (Большеберезниковский муниципальный район) и “Левженский” (Рузаевский муниципальный район). Они созданы для сохранения природных комплексов: первый – соснового леса и пойменных лугов, второй – лугово-степного ландшафта. “Симкинский” заказник служит, кроме того, для научных целей.

    На территории Мордовии выделено 97 памятников природы местного значения, из них комплексных – 22, водных – 28, зоологических – 8, ботанических – 36, геологических – 3. В числе водных памятников – озеро Инерка в Большеберезниковском муниципальном районе площадью 56,3 га, озеро Вятькишево в Темниковском муниципальном районе площадью 35 га.

    По данным Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в лесном фонде республики имеется 50877 га разного вида исключения. Из них к особо ценным лесным массивам отнесено 33910 га. Заповедными лесными участками и природными памятниками занято 16967 га.

    Охраняемые территории занимают 174980 га земли, что составляет 6,3 % территории республики, из них заказники и памятники природы – 4,1%.


    Распределение сельскохозяйственных угодий по видам угодий в разрезе муниципальных районов республики и городского округа Саранск представлено данными таблицы 4.

    Таблица 4

    Распределение сельскохозяйственных угодий по их видам
    в разрезе муниципальных районов, городского округа Саранск Республики Мордовия

    № п/п Наименование муниципального района и гор.округа Площадь, тыс. га
    Земель в границах муниципального района, гор.округа из них сельскохозяйственных угодий в том числе % cельскохозяйствен-ной освоенности территории % распаханности
    Пашня Залежь Многолетние насаждения Кормовые угодья
    Ардатовский 119,3 79,0 58,1 0,5 0,6 19,8
    Атюрьевский 82,6 59,2 41,5 0,1 17,6
    Атяшевский 109,6 91,5 72,6 0,7 18,2
    Большеберезниковский 95,7 65,2 41,4 2,9 0,2 20,7
    Большеигнатовский 83,4 52,3 38,5 1,2 0,1 12,5
    Дубенский 89,6 58,8 42,0 1,1 0,4 15,3
    Ельниковский 105,6 64,3 27,4 6,2 30,7
    Зубово-Полянский 271,1 80,3 47,3 0,5 32,5
    Инсарский 96,9 75,0 45,1 7,5 0,2 22,2
    Ичалковский 126,6 83,1 57,7 0,3 0,3 24,8
    Кадошкинский 61,3 39,3 29,9 0,1 9,3
    Ковылкинский 202,5 146,0 86,0 1,7 0,9 57,4
    Кочкуровский 81,6 52,0 35,2 2,2 0,6 14,0
    Краснослободский 137,9 96,3 60,5 2,3 0,7 32,8
    Лямбирский 88,0 72,1 55,3 2,3 14,5
    Ромодановский 77,8 68,8 52,9 0,5 1,2 14,2
    Рузаевский 111,8 86,2 58,4 3,6 3,2 21,0
    Старошайговский 142,0 103,4 72,6 3,5 0,3 27,0
    Темниковский 193,2 71,1 23,5 12,0 0,4 35,2
    Теньгушевский 84,5 39,4 16,7 4,7 0,1 17,9
    Торбеевский 112,5 78,8 50,7 6,4 0,2 21,5
    Чамзинский 101,0 70,7 53,0 0,4 0,8 16,5
    Городской округ Саранск 38,3 23,9 19,3 0,1 0,9 3,6
    Итого по республике 2612,8 1656,7 1086,2 57,1 14,8 499,2

    Похожая информация.


    Земельный отчет (баланс) района

    Ведение земельного кадастра в районе предусматривает установленную отчетность по землям вышестоящим государственным органам. Отчетность составляется по общереспубликанской форме и представляется в единые сроки по состоянию на первое января следующего за отчетным года.

    Земельный отчет (баланс) района представляет собой совокупность сводных таблиц, ведомостей, форм, пояснительных записок и других документов и составляется отделом по земельной реформе и землеустройству райисполкома. Отчет охватывает весь земельный фонд района, включая земли городов районного подчинения, поселков городского типа, сельских населенных пунктов и представляется в установленные сроки в областной отдел по земельной реформе и землеустройству. На земли городов областного и республиканского подчинения отчеты составляются самостоятельно.

    В качестве исходной базы для составления отчета служат данные Государственной земельно-кадастровой книги района, материалы отчета за предыдущий год, данные отчетов землевладений и землепользовании, решения государственных органов об изъятии и отводах земель.

    Во втором разделе книги учитываются площади земельных угодий (в т.ч. орошаемых, осушенных, радиационно опасных) по землевладениям и землепользованиям, зарегистрированным в первом разделе книги. Учет проводится по фактическому состоянию и использованию, земельных угодий на основании доброкачественного планово-картографического материала и данных вычисления площадей земель. Записи ведутся раздельно по видам и срокам владения и пользования землей с подведением итогов по каждому землевладению, землепользованию, категории земель и району в целом.

    В третьем разделе приводятся показатели качественной характеристики земель, влияющие на их плодородие, а также итоговые данные оценки земель и величины ставок налога за землю с учетом данных оценки их плодородия. В таблицах раздела дается характеристика почвенного покрова хозяйств, признаков, влияющих на плодородие земель, приводятся расчетные оценочные баллы угодий, дается исходная база для определения величины ставок налога с одного гектара и общей площади пахотных, кормовых и других земель хозяйства, предприятия, организации, учреждения.

    Наряду с Государственной земельно-кадастровой книгой в районе ведется Рабочая книга (тетрадь), в которой отражаются текущие изменения в земельном фонде района по всем составным частям кадастра. Ведут ее, как правило, по форме Государственной земельно-кадастровой книги.

    Необходимым земельно-кадастровым документом в районе являются реестровые книги регистрации документов на право собственности, владения и пользования землей. В них регистрируются выданные землевладельцам и землепользователям Государственные акты, Удостоверения, Договоры и другие документы.

    В районе также ведутся дела на хозяйства, в которых осуществляется графический учет земель. В дело включается план для графического учета, дежурная экспликация земель, поконтурные ведомости площадей угодий, в т.ч. орошаемых и осушенных, материалы обследований и инвентаризации, решения по отводу земель и др. В ряде районов отдельно ведут дело на мелиорированные земли и др.

    Основным графическим документом по регистрации землевладений и землепользовании в районе является районная карта землевладений и землепользовании, которая ведется одновременно с Государственной земельно-кадастровой книгой. На районной карте кроме географической основы показываются границы сельских Советов, землевладений и землепользовании, хозяйственные центры, крупные контуры угодий, транспортная сеть, гидрография, линии энергоснабжения, связи и другие элементы, раскрывающие использование территории района. На карте отражаю исходящие изменения в распределении земельною фон и района. Районная карта используется при решении вопроса землеустройства, мелиорации, обследований и охраны земель, размещения объектов строительства и др. На базе ее составляют ряд других кадастровых карт и картограмм.

    Для качественного учета и оценки земель, планирования и осуществления агротехнических, мелиоративных мероприятий и других целей изготавливается почвенная карта района и ряд сопутствующих ей картограмм. Ее составляют путем генерализации откорректированных крупномасштабных почвенных карт колхозов, госхозов, лесхозов района. Почвенная карта района сопровождается почвенным очерком, картой агропроизводственной группировки почв, рекомендациями по их использованию, данными об агрохимических свойствах почв и их мелиоративном состоянии, отраженных на картограммах и в таблицах.

    Почвенная карта района и сопутствующие ей материалы используются в районе для решения задач освоения новых земель и трансформации угодий, качественного учета и оценки земель, определения потребностей в удобрениях, разработке схем и проектов землеустройства, мелиорации, куль-туртехники, борьбе с эрозией и др.

    Для получения данных о качественной характеристике кормовых угодий составляют геоботаническую карту района, а также картограммы культуртехнического состояния и улучшения сенокосов и пастбищ.

    Кроме рассмотренных, в состав земельно-кадастровых документов района можно включить карты и картограммы, входящие в состав схемы землеустройства района (карта существующего использования земель, карта проектных предложений, картограммы эрозии, каменистости, мелиоративного фонда и др.).

    Таким образом, в районе ведется большой перечень земельно-кадастровых документов, отражающих состояние и использование его земельного фонда.

    После завершения инвентаризации земель составляется земельный баланс поселения.

    Для составления земельного баланса Логовского сельского поселения, осуществляется выборка площадей контуров земельных угодий из таблицы 3, с одновременным распределением площадей по категориям земель, видам угодий и формам собственности. Сумма площадей категорий земель в границах поселения, всегда должна равняться сумме площадей по видам угодий в границах поселения, таким образом, осуществляется контроль правильности составления земельного баланса.

    Лабораторная работа 4. Установление черты населенного пункта.

    Дать понятие земель населенных пунктов, описать порядок установления черты, состав земель населенных пунктов. Согласно варианту задания вычислить геодезические данные прохождения границы и общую площадь поселка Лог. Составить схему привязки к пунктам государственной геодезической сети, для перенесения черты населенного пункта на местность.

    4.1. Понятие земель населенных пунктов и порядок установления их черты.

    В Земельном кодексе Российской Федерации дано следующее понятие земель населенных пунктов.

    Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

    Границы городских и сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских и сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их пределы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

    Населенные пункты в Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные населенные пункты).

    В зависимости от численности населения, города и сельские населенные пункты подразделяются на:

    сверхкрупные города (численность населения свыше 3 миллионов человек);

    крупнейшие города (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек);

    крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);

    большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);

    средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек);

    малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек);

    крупные сельские населенные пункты (численность населения свыше 5 тысяч человек);

    большие сельские населенные пункты (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);

    средние сельские населенные пункты (численность населения от 200 до 1 тысячи человек);

    малые сельские населенные пункты (численность населения менее 200 человек).

    Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

    1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

    2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

    Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

    Установление черты населенного пункта может осуществляться в составе генерального плана поселения.

    При установлении черты населенного пункта студент обязан знать, что в состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам:

    2) общественно-деловым;

    3) производственным;

    4) инженерных и транспортных инфраструктур;

    5) рекреационным;

    6) сельскохозяйственного использования;

    7) специального назначения;

    8) военных объектов;

    9) иным территориальным зонам.

    Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, индивидуальной, малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной застройки, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.

    Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения.

    Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими и иными производственными объектами.

    Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры и т.д..

    Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

    В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

    Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами и правилами землепользования и застройки.

    Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

    Перенесение черты населенного пункта в натуру осуществляется по геоданным таблицы 5.

    Отчет о наличии и распределении земель субъекта Российской Федерации представляет в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальный орган по субъекту Российской Федерации. Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям составляют в соответствии с Федеральным законом «О Государственном земельном кадастре», положением о Федеральной службе земельного кадастра России, постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель», а также в соответствии с требованиями закона Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Отчет подписывает руководитель территориального органа. Вместе с отчетом предоставляют решение соответствующего органа управления региона о рассмотрении отчета.

    Главный принцип построения всех форм, входящих в отчет и документацию по ведению текущего учета земель, - это принцип баланса. В структуре баланса все элементы взаимозависимы и взаимоувязаны, изменение одного обязательно влечет изменение другого, и связь между показателями выражается в форме равенства итогов (в данном случае постоянной итоговой составляющей является площадь земельного фонда в границах территории).

    Земельный баланс может составляться в двух формах: полной (детальной) и сокращенной. Полная форма земельного баланса предусматривает отражение всех путей движения каждого вида земель. Такой баланс напоминает шахматную таблицу. Сокращенный вариант земельного баланса не предусматривает детализации изменений видов земель в составе земельного фонда.

    В сокращенной форме земельный баланс составляют ежегодно по состоянию на 1 января следующего за отчетным года. Один раз в пять лет отчет составляют по полной форме. В этом случае основные документы дополняют данными качественной характеристики земельных угодий, загрязнении и рекультивации земель.

    Основной принцип составления земельного баланса заключается в следующем: наличие площади каждого вида земель на начало периода плюс все виды поступления земель за весь период минус все виды выбытия земель за весь период равно наличию площади всех видов земель на конец периода.

    Заполненные формы отчета о наличии и состоянии земельного фонда района (города) представляют собой земельный баланс района (города). Земельный баланс субъекта Российской Федерации получается путем свода земельных балансов районов (городов), входящих в границу субъекта Российской Федерации. Земельный баланс Российской Федерации получается путем свода земельных балансов субъектов Российской Федерации.

    Ведение земельного баланса, как одна из профессиональных компетенций (ПК1.1) при подготовке специалистов в сфере управления земельно-имущественным комплексом.

    Кисель Татьяна Семёновна, преподаватель

    ГБПОУ Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 210205 «Земельно-имущественные отношения» утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 года № 486 и представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по указанной специальности.

    Область профессиональной деятельности выпускников: Управление земельно-имущественным комплексом; осуществление кадастровых отношений; картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений; определение стоимости недвижимого имущества.

    Специалист по земельно-имущественным отношениям должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующим видам деятельности. Рассматривая профессиональную компетенцию, соответствующую определенному виду деятельности, ФГОС указывает, что специалист в сфере управления земельно-имущественным комплексом должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

    ПК.1.1. Составлять земельный баланс района.

    ПК.1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.

    ПК.1.3. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.

    ПК.1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.

    ПК.1.5. Осуществлять мониторинг земель территорий.

    С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

    иметь практический опыт:

    Составления земельного баланса по району (муниципальному образованию);

    Составления документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.

    В настоящей публикации я предлагаю рассмотреть одну из профессиональных компетенций – ПК1.1., которая предусматривает, что будущий специалист в сфере управления земельно-имущественным комплексом должен уметь составлять земельный баланс.

    Но прежде чем научиться составлять земельный баланс, студент должен иметь четкое представление о том, что представляет из себя земельный баланс, для чего его необходимо составлять и какова его роль в сфере управления земельными ресурсами. Эти вопросы я и попытаюсь рассмотреть в настоящей публикации.

    Земельный баланс – это систематизированный свод сведений об изменениях показателей, характеризующих наличие, состояние и использование земель, за определенный период времени в границах территориального образования.

    Объектом учета в земельном балансе является земельный фонд или иначе, все земли в границах определенного территориального образования.

    Единицей учета при составлении земельного баланса является конкретный земельный участок (единое землепользование), находящийся в собственности, владении, пользовании и аренде субъекта права (гражданина, юридического лица, органа государственной власти или органа местного самоуправления).

    Земельный баланс составляется в целях планирования, анализа, учета и надзора за использованием земельных ресурсов.

    Данные земельного баланса обеспечивают реализацию основных функций органов управления, направленных на:

    Выработку социально-экономической политики в области землепользования и землевладения;

    Прогнозирование доходов от видов экономической деятельности, в которых земля является главным ресурсом, а также планирование использования земельных участков;

    Учет активов, находящихся в распоряжении органов власти и управления, с целью распределения или перераспределения средств бюджетов разных уровней;

    Расчет объемов капиталовложений в природоохранные мероприятия, направленные на сохранение и повышения плодородия почв, вовлечение земель в хозяйственный оборот, ликвидацию ущербов от негативных природных и техногенных воздействий;

    Организацию государственного надзора за использованием и охраной земель;

    Организацию работ по составлению схем использования и охраны земель, а также проектов территориального землеустройства;

    Осуществление иной деятельности, направленной на повышение уровня эффективности использования и капитализации земель.

    Земельный баланс содержит систему показателей, характеризующих объект учета и имеющих экономическое, экологическое, социальное значение для регулирования земельных отношений. К таким показателям относятся следующие сведения:

    О распределении земель по формам собственности;

    О правах, на которых использую землю граждане и юридические лица;

    О распределении земель в городских и сельских поселениях;

    О качественном состоянии и использовании земель;

    Об изменениях в составе земель и их правовом положении, произошедшем за отчетный период времени;

    О кадастровой стоимости земель и сделках с землей.

    Земельный баланс составляется органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) на основе документированной информации, содержащейся:

    В государственном земельном кадастре;

    В Едином Государственном Реестре Прав (ЕГРП) на объекты недвижимого имущества;

    В государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;

    Базе данных, формируемой в результате ведения работ по государственному мониторингу земель;

    А также информации, поступающей из органов, осуществляющих учет лесных и водных ресурсов, особо охраняемых природных территорий, учет плодородия земель сельскохозяйственного назначения, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Земельный баланс составляется на федеральном и региональном уровнях, и его формирование должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

    Земельный баланс составляется по единой методике на всей территории Российской Федерации;

    Составление земельного баланса осуществляется в соответствии с установленной периодичностью;

    Показатели земельного баланса должны быть сопоставимы и совместимы на различных уровнях его ведения (муниципальном, уровне субъекта РФ, федеральном);

    Земельный баланс отражает реальные площади всех земельных участков в границах территориальных образований, а их общая площадь представляет собой балансовую площадь территориального образования, которая формируется и изменяется в соответствии с правилами, установленными в порядке по ведению земельного баланса Российской Федерации;

    Земельный баланс формируется и представляется на основе системы документов и бланков установленного образца;

    Формы земельного баланса должны быть унифицированы для целей автоматизированной обработки.

    Автоматизированная система ведения земельного баланса является логической составляющей автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости.

    Земельные балансы в Российской Федерации ведутся в электронном виде.

    Балансовые документы подразделяются на основные и производные.

    К основным балансовым документам относятся балансовые книги, дежурные (рабочие) балансовые тетради, тематические карты.

    В балансовые книги вносятся данные о единицах учета земельного баланса, полученные из информационных ресурсов органов Росреестра, Минприроды, Минсельхоза, Росстата, сведенные и сгруппированные по установленным признакам в границах территориальных образований. Выборка данных из информационных ресурсов осуществляется в установленные и согласованные с держателем информации сроки.

    Дежурные балансовые тетради предназначены для отражения текущих изменений, происходящих в определенный период времени в составе единиц учета земельного баланса.

    Сведения, вносимые в балансовые книги и дежурные балансовые тетради, отражаются в них в табличной форме. Табличные формы земельного баланса должны быть унифицированы с целью их автоматизированной обработки.

    Тематические карты воспроизводят в графической форме сведения, характеризующие состояние и использование земельного фонда.

    К производным балансовым документам относятся формы государственного статистического наблюдения, государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, а также аналитические обзоры, иные справочные и аналитические документы, характеризующие земельный фонд Российской Федерации.

    Надеюсь, что данная информация будет полезна студентам при изучении темы «Ведение земельного баланса» и поможет будущим специалистам в сфере земельно-имущественных отношений иметь четкое представление об одной из профессиональных компетенций – ПК1.1., которая предусматривает, что будущий специалист в сфере управления земельно-имущественным комплексом должен уметь составлять земельный баланс и, соответственно, о том, что же такое земельный баланс, как и для чего осуществляется его ведение.

    Список литературы:

      Земельный кодекс Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.10.2001 года с изменениями на 01.01.2016 г.

      Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г № 486.

      Дубленов Н.Н., Шуляк А.С. Землеустройство с основами геодезии.

    М.: КоллоС, 2011.-319с.

    4. Батычко В.Т.Земельное право в вопросах и ответах. М-Инфра, 2014 год.

    5. www.tehlit.ru: информационно-правовой портал.

    6. base.garant.ru информационно-правовой портал

    7. www.consultant.ru/popular/

    8.Концепция земельного баланса.