Войти
Образовательный портал. Образование
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Последнее занятие по развитию речи. Конспекты занятий по развитию речи. Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

    Последнее занятие по развитию речи. Конспекты занятий по развитию речи. Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

    Содержание:

    • Что такое общение и из чего оно состоит
    • 3 главные составляющие общения
    • Есть контакт! Что дальше?
    • 9 игр для появления речи у ребенка
    • Что делать, если ребенок отказывается от занятий?
    • Лицо и движения — это центр работы над речью.

    Что такое общение и из чего оно состоит

    Если говорить академическим языком, общение представляет собой взаимодействие людей, во время которого происходит передача информации, выражение чувств, эмоций и оценочных суждений.

    Кроме того, во время общения люди выражают свое отношение, как к собеседникам, так и к предмету речи. Научно доказано, что человек испытывает необходимость в общении. Во время этого процесса происходит реализация потребности в общественном признании.

    Под средствами общения понимаются способы кодирования и расшифровки информации, то есть ее передачи и получения. Так как все общение можно разделить на вербальное и невербальное, то и средства общения также подчиняются этой классификации.

    При вербальном, то есть речевом общении, основным средством, с помощью которого осуществляется коммуникация, является слово. Звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения являются речевыми средствами, которые используются при вербальном общении.

    Второй тип общения – невербальный. В этом случае средствами общения являются:

    • мимика и жесты – отражающие эмоциональные реакции человека;
    • действия и движения;
    • особенности произношения, громкость и тембр голоса, темп речи.

    Во время общения задействуют все средства (как вербальные, так и невербальные). Невербальные средства являются вспомогательными, но при этом они играют важную роль в процессе коммуникации.

    По ним можно понять настроение собеседника, его эмоции и мысли, через невербальные средства коммуникации часто проявляется то, что человек скрывает на словах.

    3 главные составляющие общения

    Общение происходит поэтапно и включает в себя три главных компонента:

    • Контакт — между собеседниками должен появиться интерес или же заинтересованность в общении, желание получить информацию/мнение/совет. Находятся точки соприкосновения, которые и становятся крепким фундаментом для дальнейшего общения.
    • Понимание речи как с одной, так и с другой стороны. Когда происходит общение при помощи речевых средств, то без понимания не обойтись. В противном случае собеседники не поймут друг друга или поймут неверно, и это может привести к разногласиям в дальнейшем. Второй вариант развития событий – общение не будет выполнять свои функции.
    • Активная речь – позволяет полноценно выражать свои мысли, формулируя их в соответствии с обстановкой и участниками общения.

    Контакт, понимание речи и активная речь – это составляющие общения, которые обеспечивают его полноценность и эффективность.

    Про контакт и понимание речи я писал в одной из своих предыдущих статей« ».

    Поэтому в этой стать предлагаю сделать следующий шаг и подробнее остановиться на вопросе, как увеличить количество звуков и слов.

    Есть контакт! Что дальше?

    Когда контакт между ребенком и родителем есть. Инициатива в игре переходит к родителю, и ребенок эту инициативу поддерживает, долго и с удовольствием играет. Время переходить от контакта к пониманию речи и развитию активной речи.

    Основная задача на этом этапе — создать условия, в которых ребенок самостоятельно использует слова и предложения для взаимодействия в игре. Для этого необходимо найти совместную точку контакта, в которой обоим хочется находиться вместе, чаще всего это игра.

    Совместные игры детей и родителей, либо сами занятия по развитию речи, организованные в игровой форме. Например, многие упражнения могут подойти для этой цели.

    Второй момент, это очередность в игре и повторяемость. Интересные игры должны повторяться. В них можно начинать играть по несколько раз, и ребенок начинает ждать эти игры. Если игры начинают нравиться, то даже просто их повторяемость может позволить начать усложнять эти игры.

    Повторяя одни и те же игры, можно вносить в них вариации. Это придаст элемент неожиданности, сюрприза. Позволить поддерживать интерес к игре и вызывать яркие эмоции! Все вместе позволяет значительно продвинуться в плане усложнения содержания игр.

    Например, вы можете играть в постройку домика из одеяла из стола/стульев. Потом можно развить игру — забраться внутрь и устроить чаепитие, настоящее или вымышленное. Конечно через некоторое в домике станет скучно и захочется внести разнообразие.

    Тогда можно сходить в «магазин» ли пригласить друзей – мягких игрушек. Они могут приходить в домик, стучаться спрашивать, кто в домике живет и т.д.. Это очень хороший способ пообщаться и установить контакт.

    Установлен совместный контакт, найдены увлекательные игры с предметами или с сюжетами. Теперь занятия по развитию речи проходят весело и задорно. Родителям и ребенку хочется играть вместе, радоваться вместе, веселиться вместе.

    Здесь идеальные условия для развития активной речи, есть все необходимые компоненты – взаимный интерес участников, физическая активность ребенка, динамика, включенность органов чувств, яркие эмоции, неожиданные повороты в игре.

    Важен каждый компонент. Если контакта нет – то взаимодействие будет впустую. Родитель будет обращаться к ребенку, а тот просто его не услышит или проигнорирует. Если нет интереса или нет эмоций, то будет привычное, стандартное взаимодействие, без мотивации ребенка осваивать и применять что-то новое.

    Это очень легко распознать — в этом случае он просто отбывает время на занятии, и ждет, когда его оставят в покое. Ему скучно на занятии. В такой ситуации какого-то развития речи или движения вперед сложно ожидать. Здесь и приходится применять смекалку, хитрость, творчество в игре.

    При чем тут неожиданность и любопытство?

    Необходимым условием для перехода от понимания речи к активной речи является неожиданность. Она порождает удивление, эмоции, пробуждает интерес и желание сделать неожиданный шаг самому.

    Вспомните себя в первой поездке на море или в какую-нибудь другую страну. Первое впечатление всегда самое яркое, самое захватывающее.

    Любопытство и интерес - это то, что подталкивает нас к исследованию, к экспериментам. Нам любопытно, и хочется потрогать, понюхать, попробовать самому… Это именно то, чего и нужно добиваться от ребенка. Мотивации, чтобы ему захотелось самому, чтобы он попробовал сам сделать или сказать!

    Как только появляется активность от ребенка нужно ее сразу поддержать либо вызвать ее повторение. Сказал один раз ребенок новое слово – значит он умеет его произносить, и понимает ситуацию, в которой оно применимо.

    Значит в следующей аналогичной ситуации родитель уже зная, о новых возможностях будет создавать аналогичную ситуацию и стимулировать ребенка произнести это слово опять.

    Повторение звуков или слов важно получить не за счет того, что у ребенка получается. А за счет того, что сама деятельность ребенку интересна, сама ситуация его подталкивает к этому. Речь должна быть спонтанной, произнесенной не по просьбе, а по ситуации.

    Ребенку интересно с вами вместе заниматься игрой. В этом случае цель – развитие речи, она как бы не в фокусе. В фокусе – вам интересно играть с ребенком, и сделать так, чтобы и ему было интересно приходить на занятия по развитию речи и играть там. Желание ребенка повторить игру, взаимодействие в игре, вызывает коммуникацию.

    Речь в этом процессе не главное, а главное – играть с ребенком. Сделать так, чтобы игра с вами стала для него ценностью, важной частью его жизни. Тогда к этому будет приложено его внимание. И он сам будет стараться процесс игры продлить и усложнить.

    А для этого нужна речь, без нее никак. И поскольку нет акцента именно на активной речи, ребенок начинает ей пользоваться, осваивать ее, как инструмент для игры, как любой другой атрибут игры.

    Это схоже на ситуацию, когда ребенок играет в баскетбол или футбол, но одновременно учится владеть своим телом, чувствовать его, приобретает ловкость и скорость. Умение быстро разгоняться и останавливаться, менять направления движения, делать обманные финты.

    Ребенок хочет научиться хорошо играть в футбол, а по ходу тренировок обучается быстро бегать, высоко прыгать, играть в команде – взаимодействовать с другими людьми. Цель за пределами деятельности. В этом случае два момента: речь для ребенка - это не муштра, а элемент игры, значит это позитивно окрашенная часть его жизни.

    А второй момент — в игре стимулируются работа сенсорных систем и ребенок учится ими пользоваться, и реагировать на внешние изменения своевременно и быстро. Таким образом восстанавливается нормальная работа сенсорных систем ребенка.

    9 игр для появления речи у ребенка

    Ребенку важно оценить свой успех и услышать собственную речь. В буквальном смысле услышать! Для этого на занятия по развитию речи можно принести и использовать разные звуковые устройства — аудиозапись на телефоне и т.п.

    Важно – родители должны реагировать на речь ребенка, чтобы он понял, что это удобный инструмент, и им можно пользоваться. Тогда дальнейшее развитие речи будет под контролем ребенка. Дальше он будет ее развивать сам, и качество речи будет улучшаться само.

    Ребенок оценил успех и услышал свою речь, можно радоваться. Критерий успеха — появление потребности общаться с помощью звуков, за счет увеличение количества звуков и умения слышать собственную речь.

    Ниже приведен список некоторых сенсорных игр для развития речи у ребенка.

    1. Логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика

    Прекрасный способ понять и почувствовать свои ощущения, свое тело. Многие боятся массажем навредить, но на предыдущих шагах вы уже все сделали, чтобы все было лучшим образом. Если контакт теряется, ребенку не нравится это, то сделайте шаг назад.

    1. Сенсорные игры

    Щекотки и веселые игры, позволят увеличить активность. В этой игре появляется много эмоций и много звуков.

    1. Игры — провокации

    Игры с провокациями неожиданными звуками, например, играть в мяч и спрятать его под футболку.Или играть с игрушками и спрятать игрушку, в игре дом играть с животными и т.д. Новые повороты в игре, это всегда эмоции, всегда переход к речи.

    1. Необычные звуковые игрушки

    Эхо-микрофон, игрушки-повторюшки — возможность для ребенка услышать свой голос со стороны, возможность много экспериментировать с ним.

    1. Природа и окружающая обстановка

    Покричать во дворе-колодце, в лесу, в горах, на озере. Услышать свое эхо, услышать звук своего голоса.

    1. Пение

    Совместное пение детских песен, любимых песен из мультиков. Это всегда приятно, весело и вызывает положительные эмоции. Кроме того, позволяет лучше научиться обращаться со своим голосом – пение это вам не просто так))) Тем более детских песен!

    1. Подвижные игры

    Подвижные игры со сменой направления и неожиданными поворотами – прыгалки, догонялки, стройка шалаша, боулинг, штурм игровой крепости, бои на подушках и т.д.

    1. Игры с продуктами

    Игры с продуктами с разными вкусами и текстурами. Можно любимые продукты нарезать необычным способом, можно перетереть их в пасту и пробовать отгадывать, можно спрятать кусочки фруктов в комнате – находить их и съедать, если ребенок любит фрукты

    1. Звуки раннего онтогенеза

    В приоритете развития — которые получаются лучше всего «а» , «о», «у», «и», «э», «ы», «м», «в»(«ф»), «т»(«д»), «н», «п»(«б»), «к»(«г»), «х»

    Что делать, если ребенок отказывается от занятий?

    Не всегда все проходит гладко, иногда ребенок отказывается от просьбы. Отказ ребенка от изначальной просьбы, в том числе от занятий по развитию речи, происходит по двум причинам. Первая причина заключается в том, что задача очень сложная, и ребенок ее решить не может.

    Что это значит? Ему на данный момент сочетания звуков, которые мы проси повторить и сказать самостоятельно очень сложны. Поэтому, что бы ему эту задачу не решать, он просто-напросто от нее отказывается и переходит на другую. Это одна из причин.

    Вторая причина заключается в том, что ребенку сложно удерживать ситуацию общения долгое время. Что это значит? Если брать вот этот пример: когда вы просите слово «кАнфета», — «ка» и ждете, что ребенок повторит «ка», — в этом случае ему на это нужно время. Если ребенку это удерживать сложно, в этом случае он просто отказывается от этой задачи и переключается на другое.

    Первая задача решается проработкой артикуляционного аппарата. Вы включаете в занятия по развитию речи игру со звуками, которые выделили. Вы ведь знаете, звуки которые он умеет произносить. Сами специально стимулируете увеличение количества произношения этих звуков.

    Это приводит к тренировке артикуляционного аппарата, с одной стороны. С другой стороны, это радует ребенка, когда он начинает произносить их, и радует вас. И тем самым решается вопрос: у него начинает получаться, и он перестает отказываться.

    Вторая задача заключается в том, чтобы во время подвижных игр можно придумывать разные варианты. Например, «догонялки на улице», «дома рисовать красками» и т.д.…

    Если сознательно играть в игры дольше, чем обычно вы играете. То тем самым вы увеличите время удержания внимания. В этом случае создается коммуникативная ситуация, ребенок сможет пройти дальше в удержании времени, чем обычно.

    Попробуйте в любимые игры играть дольше, чем обычно, то есть вы специально растягиваете время. Нужно пройти ситуацию интереса и уйти в ситуацию некоторого утомления, тогда время контакта начнет увеличиваться.

    Увеличится время контакта в игре и увеличится время контакта во время общения. Соответственно появится возможность сказать свою просьбу в тот момент времени, когда нужно. И тогда в тот момент времени, когда нужно, есть шанс, что он не откажется от неё, а повторит то, что вы хотели.

    То есть решение в двух вариантах. Это тренировка фонематического восприятия, специально создавая игры с теми звуками, которые ребенок произносит. И второе, это увеличение времени контакта с помощью подвижных, сенсорных игр, увеличивая время игры. Это все требует времени и включения, но, тем не менее, это оправданно и даст свой эффект.

    Лицо и движения — это центр работы над речью.

    Последний момент, на котором хотел остановиться — концентрация внимания в процессе работы не на речи, а на ощущениях. Лицо и движения – это центр работы над речью. Умение ребенком использовать информацию с лица, как решающий вид деятельности.

    Это значит, нам нужно научиться делать таким образом, чтобы ребенок смотрел на ваше лицо и по лицу мог понимать, в каком вы состоянии. Готовы ли играть дальше, или вы сейчас остановитесь, или вы уже сердиты.

    Если это сделать и научить ребенка это делать, тогда возникает меньше проблем и с поведением, и гораздо проще удерживать контакт. Поэтому нужно сделать так, чтобы лицо было центром внимания.

    Как это сделать…? Начните с того, что просто смотрите на ребенка и улыбайтесь ему. Возможно вначале ему будет сложно и он будет отворачиваться и смущаться. Но постепенно он начнет улыбаться в ответ и возникнет контакт глазами. Теперь можно начать говорить с помощью глаз. Показывая эмоции, и мысли с помощью своего лица. Занятия по развитию речи – это немного игрового искусства, немного озорства, немного фантазии и много терпения и усердия, и ваш ребенок обязательно заговорит!

    Конспект занятия по развитию речи «Ласковые слова»

    Образовательная область: Коммуникация

    Раздел: Развитие речи

    Тема: «Ласковые слова»

    Цель: Формировать представления о словообразовании

    Задачи:

    1) Научить использовать в речи слова в уменьшительно-ласкательной форме

    2) Развивать подвижность мимической мускулатуры.

    3) Воспитывать терпение, усидчивость, любознательность, стремление доделывать все до конца; вызвать интерес к окружающему миру.

    словарная работа : ласковый

    Оборудование: мишка, пиктограммы с изображением эмоций

    Ход работы:

    1.Круг радости «Солнышко»

    Здравствуй, небо голубое! (поднимают ручки)

    Здравствуй, солнце золотое! (встают на носочки, тянутся к солнышку)

    Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки и образуют круг)

    Очень рад вас видеть я! (раскачивают ручками)

    Здравствуйте, ребята!

    Я рада всех вас видеть сегодня. Какое у вас настроение? (отличное, бодрое, праздничное, озорное, веселое, грустное)

    2. Мимическая гимнастика

    Выставляются пиктограммы.

    Педагог и дети рассматривают пиктограммы с изображением радостного, грустного, удивленного, сердитого выражения лица, а затем изображают эмоции на своем лице.

    3.Сюрпризный момент

    Сегодня мы с вами будем придумывать новые слова, а поможет нам в этом Винни Пух. Скажите, здравствуйте!

    Винни Пух : Дети, а вы знаете, что означает это волшебное слово: «Здравствуйте»? Это значит, когда мы с кем – то здороваемся, мы желаем этим людям здоровья. Ребята, а какие вы ещё волшебные слова знаете? (ответы детей ). Ребята, а давайте поиграем в игру, которая называется «Здравствуйте!».

    4.Игра «Здравствуйте »

    (Дети «здороваются» с той частью тела, которую назвал медвежонок, повторяя движения за педагогом.)

    Здравствуйте ножки.

    Дети: Здравствуйте: (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог) .

    Здравствуйте ладошки.

    Дети: Здравствуйте. (Хлопки в ладоши на каждый слог одновременно со словами) .

    Здравствуйте губки.

    Дети: Здравствуйте (Воздушные поцелуи друг другу).

    Винни Пух : Ребята, а я не знаю, как вас зовут!!! Может быть, вы скажете мне? (да )

    5.Игровое упражнение «Ласковые имена»

    Педагог побуждает детей называть друг друга ласково: Сашенька, Софочка и т.д..

    Винни Пух: Ой, молодцы какие! Эх, я бы с вами поиграл, но у меня спина болит.

    Педагог: Дети, что нужно делать, чтобы быть здоровым, чтобы спинка не болела? (зарядку ) Давайте сделаем физминутку и вспомним одну сказку.

    6.Физминутка «Заюшкина избушка».

    Зайка наш в избушке жил. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика ) .

    Никогда он не тужил (Головой поворачивают в разные стороны )

    Песню весело он пел (Кивают головой ) .

    И на дудочке гудел. (Имитация игры на дудочке ) .

    Но лисичка постучала. (Стучат кулачком о кулачок ) .

    Зайца нашего прогнала. (Хлопают в ладоши ) .

    Теперь зайчишка грустный ходит. (Кружатся .)

    Себе места не находит. (Вздыхает, и разводят руками .)

    И собака, и медведь (Виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону.)

    К зайцу нашему подходят. (Подходят друг – другу) .

    И ни с чем они уходят (Расходятся ) .

    Лишь единственный петух.

    Зайцу нашему помог (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) .

    И теперь живут в дому. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика.)

    Припеваючи в ладу. (Обнимаются .)

    Ребята, вы узнали сказку? («Заюшкина избушка») Молодцы! Ну-ка, Винни Пух, как твоя спина? Сможешь теперь играть?

    Винни Пух : Да, полегчало мне! Дети, я придумал новую игру, хотите поиграть?! Только с ее помощью вы сможете придумать новые слова!

    7. Игра «У меня нос, а у тебя?»

    Педагог называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

    У меня нос, - говорит педагог.

    А у меня носик.

    У меня уши (а у меня ушки) и т.п.

    8. Итог занятия

    (Дети по «цепочке» называют части тела человека)

    Винни Пух: Ребята, мне было так весело с вами играть! Вы все такие умные, такие ласковые ребята! Еще и спинку мне вылечили! Вы хотите, чтобы я еще пришел в гости? (да ) Я обязательно приду к вам! До свидания!(Дети прощаются с гостем)

    Ожидаемый результат :

    Знать названия и расположение частей тела;

    Иметь представление о словообразовании;

    Уметь выражать свои эмоции, образовывать новые слова

    Конспект занятия по речевому развитию по теме
    «Весна пришла»

    Воспитатель Хорольская О.Н

    (подготовительная группа)

    Цель:

    Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

    Образовательные задачи:

    Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

    Развивающие задачи:

    Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

    Воспитательные задачи:

    Воспитание активности, инициативности, самостоятельности,

    творческих способностей, воображение.

    Оборудование:

    Предметные картинки (солнышко, ручей, проталина, травка, почки, насекомые, птицы), картины из серии «Птицы» (кукушка, соловей, грач, скворец, ласточка, дятел, снегирь), «Первоцветы» (подснежник, мать-и-мачеха, крокус, прострел, медуница, ветреница), кукла Снеговичок, аудиозаписи: П. Чайковский «Времена года. Весна», «Голоса птиц», картина «Ранняя весна».

    Ход занятия:

    1. Оргмомент.

    Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. В это солнечное утро, я надеюсь, у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие. А поговорим мы сегодня о прекрасном времени года – о весне.

    (Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Весна».)

    2. Беседа.

    Посмотрите, а у нас гость – Снеговичок. Ребята, он ни разу не видел весны. Расскажем ему, что же это такое?

    Какая в наших краях весна? (Холодная и теплая, дождливая, солнечная, веселая и т.д.)

    Весной хочется говорить только ласковые слова.

    Игра «Скажи ласково».

    Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка -…, дерево -…, лист -…, ручей - …, лужа - …, туча -…, трава -…. Молодцы!

    А сейчас давайте отправимся в весеннее путешествие. На каком бы нам поехать транспорте, чтобы все хорошо рассмотреть? Ответы детей . Конечно же, на поезде.

    Итак, отправляемся. И нашего гостя зовем с собой.

    Пока мы едем с помощью язычка вспомним некоторые приметы весны.

    Артикуляционная гимнастика:

    солнышко пригревает все сильнее, на крышах домов вырастают длинные сосульки («иголочка»), всюду слышна звонкая весенняя капель (дэн-дэн-дэн), появились лужицы («блинчик»), лопаются почки на деревьях («лошадка»), птицы вьют гнезда («чашечка»).

    Первая станция - «Хорошая погода».

    Выйдем погулять. Нас встречает весеннее солнышко. А какое солнце весной? (Круглое, желтое, золотое, ласковое, теплое…)

    Скажите, ребята, а кого солнышко весной разбудит? А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку.

    Игра «Что за чем?»

    Первая картинка - «солнышко».

    Дети выкладывают на полу картинки: солнышко-проталина-травка- почки-насекомые-птицы . Дети составляют рассказ : Солнышко пригреет – снежок растает - побегут ручьи - появятся первые проталины - вырастет молодая травка - набухнут почки – появятся насекомые – прилетят птицы.

    Вы хорошо справились, молодцы! А ты, Снеговичок, всё запомнил?

    Весной природа пробуждается от зимнего сна. Что делаете вы, когда просыпаетесь? Правильно, умываетесь. Земля, растения, травка тоже хотят умыться. Но как? Они ждут теплого весеннего дождя. Он все вымоет и напоит всех.

    Пальчиковая игра «Дождик» :

    Кап-кап, кап-кап,

    Кто по улице идет?

    Кап-кап, кап-кап,

    Эту песенку поет?

    Дождик, дождик, веселей,

    Капай, капай, не жалей.

    Умываются сады,

    Улыбаются цветы.

    Будем рады я и ты.

    Спрячемся от дождика в вагончиках. Поехали дальше.

    Следующая станция - «Лесная».

    Мы, ребята, попали в весенний лес. А какие деревья растут в лесу? Дети перечисляют. На одной ножке покрутись и в любое дерево превратись.

    Дети выполняют задание.

    Я вижу стройные березки, могучие дубы, аккуратные елочки. Милые деревья, почувствуйте, как ласково греет солнышко, как вы просыпаетесь после долгой зимы, набираетесь весенних соков из матушки-земли, на ваших веточках набухают почки и появляются первые нежные листочки и молодые хвоинки. Чему вы порадовались? Что вы почувствовали? Ответы детей.

    На одной ножке покрутись и в себя ты превратись.

    А вот и первые цветы! (На доске – картинки с изображением первоцветов.) Назовите их. Ответы детей.

    Дыхательная гимнастика:

    Давайте с вами вдохнем аромат этих цветов. Посмотрите, как я это сделаю. Медленно вдохнуть воздух через нос, задержать дыхание, и на выдохе скажем: «Как вкусно пахнут цветы». (Повторить еще раз.)

    Ребята, закройте глаза, прислушайтесь, что это за звуки? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц».)

    В лес прилетело много птиц. Как мы называем птиц, вернувшихся обратно из теплых краев? Ответы детей. Выберите картинки с изображением перелетных птиц.

    Дети выбирают картинки – грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей и объясняют свой выбор.

    Сколько гнезд появилось! Давайте посчитаем.

    Игра «Посчитай».

    Одно – гнездо, два – гнезда, три – гнезда, четыре – гнезда, пять – гнезд.

    Почему люди любят птиц? Как мы можем помочь птицам весной? Ответы детей.

    А почему же не видно животных? Все они очень заняты. Как вы думаете, чем? Ответы детей.

    Возвращаемся в город, садимся в поезд.

    Игра «Какой? Какая? Какие?»

    Давайте поиграем со словом «весенний»: например, месяц (какой?) весенний, день -…, солнце…, лучи-…, небо-…, ручьи-…, погода-…, дождь-…, цветы-…

    Следующая станция «Детский сад».

    Усаживайтесь на стульчики. Давайте расскажем о том, как все изменилось весной в городе.

    Беседа по картине «Ранняя весна».

    Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

    Что вы можете рассказать о деревьях, птицах?

    Кого вы видите на картине? Куда пришли дети, чем они занимаются?

    Какое настроение у детей?

    Какое у вас вызывает настроение эта картина?

    Заключение .

    О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

    Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались, где побывали?

    Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Я думаю, наш гость Снеговичок доволен, он теперь знает, какое прекрасное время года – весна. А он для вас приготовил небольшой сюрприз – цветные льдинки – напоминание о его любимой зиме, но они такие яркие, как будто их раскрасила своими красками весна. Угощайтесь. А с нашим гостем мы прощаемся до будущей зимы.

    Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. Ушакова О.С.

    3-е изд., доп. - М.: 2017 - 192 с.

    В книге рассмотрены проблемы развития речи детей дошкольного возраста младшей и средней групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 3-5 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. С помощью дидактических игр и упражнений формируется лексический запас, происходит усвоение грамматических категорий. Материал занятий поможет вызвать у детей интерес к родному языку, будет способствовать развитию воображения и логики, речевой активности. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

    Формат: pdf

    Размер: 3,4 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3
    ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА 6
    Характеристика речевого развития детей 6
    Основные задачи работы по развитию речи детей второй младшей группы 7
    Воспитание звуковой культуры речи 7
    Словарная работа 7
    Формирование грамматического строя речи 8
    Развитие связной речи 9
    Развитие коммуникативных умений 10
    Методические указания 11
    Конспекты занятий 16
    Занятие 1. Пересказ сказки «Курочка Ряба» 16
    Занятие 2. Рассматривание игрушек - поезда, коровы, кукушки, петуха 18
    Занятие 3. Описание игрушек - котенка, жеребенка, мышонка 20
    Занятие 4. Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом» 23
    Занятие 5. Описание внешнего вида куклы Оли 25
    Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем 29
    Занятие 7. Составление рассказа об игрушках - котенке, зайчонке 31
    Занятие 8. Описание игрушек - козлика, ослиха, парохода 35
    Занятие 9. Пересказ сказки «Репка» 38
    Занятие 10. Описание предметов одежды куклы Оли 40
    Занятие 11. Составление описательного рассказа об игрушках - мишке и мышке 43
    Занятие 12. Составление описательного рассказа об игрушках - кошке, мишке, мышке 45
    Занятие 13. Составление рассказа по картине «Катаемся на санках» 47
    Занятие 14. Описание кукол Даши и Димы 49
    Занятие 15. Проведение игры «Что в мешке у Буратино» 52
    Занятие 16. Составление описательного рассказа о животных по картинкам 55
    Занятие 17. Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» 57
    Занятие 18. Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» 59
    Занятие 19. Составление описательного рассказа об игрушках - пароходе, лисе, петухе 61
    Занятие 20. Проведение игры «У Кати день рождения» 63
    Занятие 21. Составление описательного рассказа об игрушках - лисенке, медвежонке 66
    Занятие 22. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 69
    Занятие 23. Описание овощей и фруктов 72
    Занятие 24. Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде 74
    Занятие 25. Пересказ сказки «Козлята и волк» 77
    Занятие 26. Описание предметов посуды 78
    Занятие 27. Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов 81
    Занятие 28. Составление рассказа на тему из личного опыта 83
    Занятие 29. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» 85
    Занятие 30. Составление рассказа по картине «Куры» 87
    Занятие 31. Составление описательного рассказа о животных по картинкам 90
    Занятие 32. Составление описания по предметной картине 91
    СРЕДНЯЯ ГРУППА 94
    Характеристика речевого развития детей 94
    Основные задачи работы по развитию речи детей средней группы 95
    Воспитание звуковой культуры речи 95
    Словарная работа 96
    Формирование грамматического строя речи 97
    Развитие связной речи 98
    Развитие коммуникативных умений 99
    Методические указания 100
    Конспекты занятий 106
    Занятие 1. Описание игрушек - кошки и собаки 106
    Занятие 2. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» ПО
    Занятие 3. Описание игрушек - собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 112
    Занятие 4. Составление описательного рассказа о питомцах 115
    Занятие 5. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» 118
    Занятие 6. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» 120
    Занятие 7. Составление сюжетного рассказа по ролям 122
    Занятие 8. Придумывание загадок-описаний об игрушках 124
    Занятие 9. Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель» 127
    Занятие 10. Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» 129
    Занятие 11. Описание игрушек - белки, зайчика, мышонка 131
    Занятие 12. Составление рассказа о любимой игрушке 134
    Занятие 13. Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» 137
    Занятие 14. Пересказ рассказа Я. Тайца«Поезд» 140
    Занятие 15. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» 142
    Занятие 16. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 144
    Занятие 17. Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» 146
    Занятие 18. Составление описания внешнего вида 149
    Занятие 19. Составление рассказа с использованием предложенных предметов, 150
    Занятие 20. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок 152
    Занятие 21. Описание потерявшихся зайчат по картинкам 154
    Занятие 22. Составление рассказа по «День рождения Тани» 155
    Занятие 23. Составление описания животных по картинкам 156
    Занятие 24. Составление описания по лексической теме «Овощи» 158
    Занятие 25. Употребление в речи слов с пространственным значением 160
    Занятие 26. Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» 162
    Занятие 27. Описание внешнего вида животных 164
    Занятие 28. Составление рассказа по картине «Куры» 167
    Занятие 29. Составление описаний персонажей сказки «Теремок» 170
    Занятие 30. Определение специфических признаков предмета 172
    Занятие 31. Определение предмета по его специфическим признакам 174
    Занятие 32. Описание внешнего вида детенышей животных 176
    Приложение 1. Методики выявления уровня развития связной речи младших дошкольников (по исследованию Л. Шадриной) 178
    Использование ассоциативного метода для выявления уровня владения языком у детей пятого года жизни (из исследования А. Смаги) 180
    Приложение 2. Литературный материал для занятий по пересказу 185
    Пузырь, соломинка и лапоть (русская народная сказка) 185
    Поезд 185
    Курочка 185
    Помощники 186
    Петушок с семьей 186
    Список использованной и рекомендуемой литературы 187

    Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.
    На решение указанных задач ФГОС ДО направлена реализация «Программы развития речи дошкольников» и ее методическое обеспечение.
    В основу программы и материалов для занятий в младшей и средней группах положены результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне - Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования) под руководством ФА Сохина и О.С. Ушаковой.

    Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Вытегорского муниципального района

    «Детский сад «Кораблик» общеразвивающего вида»

    Конспект занятия

    по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

    «Кто всех нужней?»

    Жильцова Евгения Викторовна

    учитель-логопед

    высшей квалификационной категории

    2017 год

    г.Вытегра

    Пояснительная записка:

    Данный конспект занятия направлен на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Занятие может проводиться как с детьми с нарушением речи в рамках лексической темы: «Домашние животные», так и в массовых дошкольных группах. Конспект составлен с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (принцип комплексного интегративного подхода). В основе занятия лежит использование м етода наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью, внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

    Цель: актуализация и активизация словаря детей по теме «Домашние животные».

    Задачи

    Образовательные:

    Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать и употреблять в речи существительные множественного числа родительного падежа и притяжательные прилагательные.

    Формировать навык анализа предложения.

    Коррекционно-развивающие:

    Развивать связную речь, творческое воображение, мышление, подражательность.

    Развивать общие речевые навыки. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных ранее звуков, в том числе, в пении, чистоту интонации, речевой слух, фонематические представления.

    Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

    Воспитательные:

    Вызвать эмоциональный отклик у детей, инициативность, желание бережно относиться к животным.

    Способствовать формированию навыков сотрудничества и взаимопонимания.

    Предварительная работа с детьми: составление загадок-описания на индивидуальных занятиях, разучивание стихотворения «Подарок» М. Стремина, скороговорки, песни «Мой щенок». Подвижная игра «Тузик». Изготовление плоскостных фигурок домашних животных.

    Оборудование и материалы : ковер, столы, коврограф и плоскостные фигурки для настольного театра, аудиозаписи сказочной мелодии, голосов домашних животных, слайд-изображения условных обозначений, мяч, схемы предложений по количеству детей, лист ватмана, гуашь, фигурки животных, клей-карандаши, картинки: месяц, плачущая девочка, черепаха, заяц -, дельфин, птичка, набор «солнышко и тучка» для каждого ребенка для рефлексии.

    Ход занятия

    1 часть. Организационный момент. Дети с логопедом встают в круг.

    Речевое упражнение-разминка: «Назови домашнее животное или детеныша со звуком [Р]. (кролик, корова, баран, поросёнок, жеребёнок)

    Дети садятся на ковёр по мере называния.

    Звучит аудиозапись сказочной мелодии.

    Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в сказку, где поговорим о домашних животных. Путешествие будет необычным - из игр и упражнений, которые загаданы условными обозначениями (показывает слайд).

    2 часть. Игры и упражнения

    Логопед. Наше путешествие начинается! Первое задание - загадать загадки-описания , которые мы с вами подготовили на индивидуальных занятиях (отвечает 2-3 ребенка).

    Например, она большая, лохматая, черная. У нее острые уши, хвост колечком. Она охраняет своего хозяина. Кто это? (собака)

    Логопед. А сейчас послушайте, стихотворение «Подарок» (рассказывает ребенок):

    Раскрывается корзинка,

    В ней подарок, да какой!

    Не игрушка, не картинка -

    Песик маленький, живой.

    Уши мягкие, как тряпки,

    Нос - как пуговка звонка,

    Неуверенные лапки

    Разъезжаются слегка.

    Шелковистой теплой спинкой

    Жмется ласково к ногам…

    Не игрушку, не картинку -

    Друга подарили нам.

    Логопед. Дети, о ком это стихотворение? (о щенке). Вы хотите, чтобы вам подарили щенка? А может другого домашнего животного? Почему? Кто лучше? Кто нужнее? (ответы детей)

    3. Логопед. Я вам предлагаю послушать сказку «Как щенок

    узнал, кто всех важнее» . (иллюстрирует с помощью плоскостных фигурок для настольного театра).

    «Летом Аришка поехала в деревню к бабушке. И вот, что она увидела и услышала однажды утром, выглянув из окна. Около будки сидела собака Черника и говорила своему щенку: (звучит запись лая собаки) «Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.

    А какая у тебя работа?- спросил щенок.

    Самая важная, - ответила Черника. - Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я - самое нужное животное.

    - (Звучит запись мяуканья кошки) Ничего подобного, - не согласилась толстая кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто стережет хозяйкины припасы? Кто охраняет клубнику от галок? - Я - самое нужное домашнее животное.

    - (Звучит запись мычания коровы)

    Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. - Что бы вы делали без моего молока? А хозяйкина внучка что бы ела, если не молоко, сливки, сметанка? Я - самое нужное домашнее животное.

    - (Звучит запись меканья козы) Между прочим, мое молоко полезнее, и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух,- возмутилась коза. - Я - самое нужное животное.

    - (Звучит запись фырканья кролика) Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетились кролики в клетке. - А еще я даю мясо, а из моей шкурки шьют шубы и шапки. - Я - самое нужное домашнее животное.

    - (Звучит запись блеянья овцы и барана) Мы тоже мясо даем, и шкуру, и много шерсти, -заблеяли овца и баран. - Мы - самые нужные домашние животные.

    - (Звучит запись хрюканья свиньи) Какое свинство! - послышалось хрюканье из глубины хлева. - Я даю больше всех мяса и сала. Я - самое нужное домашнее животное.

    - (Звучит запись ржания коня) Из конюшни вышел красавец-конь.

    Ну что, скажешь, что ты самое нужное домашнее животное? - спросила кошка.

    Нет, потому что я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.

    И то верно, - согласилась корова.

    И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился и что щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. И как раз в это время бабушка позвала ее завтракать

    4.Словесная игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» с мячом. Дети встают в круг.

    Логопед. Рога быка - чьи рога? (бросает ребенку мяч) - бычьи

    Голова собаки - чья голова? (собачья)

    Вымя коровы - чье вымя? (коровье)

    Хвост кошки - чей хвост? (кошачий)

    Копыто коровы - чье копыто? (коровье)

    Словесная игра «Есть - нет»

    Логопед. У меня есть коровы. (бросает мяч ребенку, а он обратно: «У меня нет коров»)

    У меня нет кроликов (У меня есть кролики)

    У меня есть бараны (У меня нет баранов)

    У меня нет коз (У меня есть козы).

    Дети садятся за столы парами.

    5 . Упражнение в парах «Составь схему предложения» : один ребёнок - составляет предложение с названием домашнего животного из прослушанной сказки, а другой - составляет схему. Затем наоборот. Дети друг другу задают вопросы: «Сколько слов в предложении?, «Назови третье или первое слово», «Есть ли предлог в твоем предложении?».

    6. Подвижная игра «Тузик»

    Вот он кружится волчком

    Кружатся на месте. Руки на поясе.

    Тузик, Тузик, хвост крючком.

    Кружатся в противоположную сторону.

    Вот летит во весь опор

    То на речку, то во двор,

    Двигаются по кругу, совершая подскоки

    То дежурит у ворот -

    Словом, дел невпроворот.

    Снова двигаются по кругу, совершая подскоки.

    7. Беседа по сказке . Выборочный пересказ по ролям.

    Логопед. Давайте вспомним сказку, которую я вам рассказала. Что услышала однажды утром Ариша? (спор домашних животных)

    О чем они спорили? (кто нужнее человеку?)

    Кто же оказался самым важным домашним животным? (Все домашние животные нужны человеку, потому что все они приносят пользу.

    Логопед распределяет роли. Дети разыгрывают спор животных.

    8. Упражнение «Повтори за мной скороговорку».

    Логопед. Давайте отрегулируем дыхание. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Теперь расскажем скороговорку про щенят:

    У ищейки три щеночка:

    Два щенка и крошка дочка.

    У щенков как бочки щечки,

    У сыночков и у дочки.

    Повторение скороговорки по условным обозначениям: месяц - тихо, плачущая девочка - громко, черепаха - медленно, заяц - быстро, дельфин - громко-тихо, птичка - сначала тихо, а потом громко.

    9. Создание коллажа «На зеленом на лугу».

    Дети подходят к столу, на котором лежит лист ватмана, приготовлены гуашь, фигурки животных, клей-карандаши

    Логопед. Я предлагаю вам создать коллаж «На зеленом на лугу», где разместим всех животных, про которых мы сегодня говорили. С чего начнем, как вы думаете? (изобразить луч, используя технику «набрызг» или «тычок», подсушить фон феном). И затем каждый из вас возьмет фигурку своего домашнего животного и найдет ему место на лугу (приклеивают фигурки).

    10. Пение песни.

    «Мой щенок»

    В моей комнате с утра переполох,

    Что случилось? Это кто же сделать мог?

    Из коробки, вижу я, белеет шерсть.

    Мама с папой объясните, кто там есть.

    Припев: Мокрый нос, пушистый комочек.

    Это он, любимый щеночек.

    Здравствуй чудо лучший друг.

    Изменил ты мир мой вдруг.

    Целый день играли мы с ним во дворе,

    Неуклюжий и смешной он лаял мне.

    Молоком парным пушистика кормлю,

    Очень, очень сильно я его люблю.

    Припев.

    Пятнышко за ухом, кисточка и хвост,

    сегодня первый раз разгрыз он кость.

    Будет он защитником, но, а пока

    Подождать мне надо чуточку едва.

    Припев.

    3 часть. Окончание занятия.

    Логопед. Спасибо щенку из сказки, который помог нам разобраться, что все животные нужны и важны!

    Детям предлагается высказать свои впечатления от занятия, какое задание понравилось, какое - было сложным, каким было настроение? Дети выбирают условные обозначения: солнышко или тучка, соответственно.

    Использованная литература:

    М. Стремин, стихотворение «Подарок»;

    Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год;

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.