Войти
Образовательный портал. Образование
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Правда ли, что царь Александр I не умер, а пошел бродяжничать? Правление Александра I

    Правда ли, что царь Александр I не умер, а пошел бродяжничать? Правление Александра I

    Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом схожи. Как и отец, Александр был воспитан в духе идей Просвещения об «истинной», «законной» монархии. Его наставником с 1783 г. был швейцарец Ф.-Ц. де Лагарп, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов. Для Александра Лагарп был не просто учителем, но и нравственным авторитетом. Документы свидетельствуют, что взгляды Александра в юности носили довольно радикальный характер: он симпатизировал Французской революции и республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, крепостное право, процветавшие при петербургском дворе фаворитизм и взяточничество. Есть основания полагать, что придворная жизнь с ее интригами, вся закулисная сторона «большой политики», которые Александр мог близко наблюдать еще при жизни Екатерины, вызывали у него негодование, чувство отвращения к политике как таковой, желание не принимать в ней участия. Так же относился он и к слухам о замысле Екатерины передать ему престол в обход Павла.

    Таким образом, в отличие от Павла I Александр, вступая на российский престол, не был, видимо, особенно властолюбив и еще не успел отказаться от идеалов молодости (ему было то время 23 года). Сквозь призму этих идеалов смотрел он на действия отца, совершенно не сочувствуя ни его целям, ни методам. Александр мечтал сначала осуществить революцию, которая “была бы произведена законной властью», а затем удалиться от дел.

    Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В.П.Кочубей - племянник екатерининского канцлера гр. Безбородко, во-вторых, кн. Адам А.Чарторыйский - богатый польский вельможа на русской службе, затем А.С. Строганов - сын одного из самых знатных и богатых людей того времени и, наконец, Николай Н. Новосильцев - двоюродный брат Строганова. В этом кружке “молодых друзей” обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее.

    Следует, однако, заметить, что жизненный опыт Александра и членов его кружка был очень различен. Так, Строганов и Кочубей были свидетелями событий в революционной Франции. Первый находился там в самом начале революции со своим гувернером Жильбером Роммом, посещал заседания Национального собрания, стал якобинцем и был силой возвращен домой в 1790 г. Второй попал во Францию уже в 1791-1792гг. после нескольких лет жизни за границей и, в частности, в Англии, где он изучал английскую государственную систему. По возвращении в Россию Кочубей получил назначение послом в Константинополь, где провел еще пять лет. С образовательными целями побывал в Англии и князь Адам Чарторыйский, у которого имелся также опыт совсем иного рода: он сражался против России во время второго раздела Польши. Самым старшим из участников этого кружка был Н.Н. Новосильцев - ко времени воцарения Александра в 1801 г. ему уже исполнилось 40 лет. Что же касается Александра, его жизненный опыт ограничивался лишь знанием петербургского двора и негативным восприятием царствования сперва бабки, а затем и отца. В беседах с членами кружка Александр восхищался революционной Францией и выражал наивную веру в возможность создания «истинной монархии» путем преобразований сверху. «Молодые друзья» были настроены более скептически и реалистично, но не разочаровывали великого князя, надеясь извлечь из своего положения опрелеленные выгоды.

    Историки много спорили о том, насколько Александр был посвящен в планы заговорщиков против Павла 1 и, следовательно, насколько он повинен в его гибели. Сохранившиеся косвенные свидетельства указывают на то, что скорее всего Александр надеялся, что Павла удастся убедить отречься от престола в его пользу и, таким образом, переворот будет законным и бескровным. Свершенное убийство Павла поставило молодого императора совсем в иную ситуацию. С его чувствительностью, романтической верой в справедливость и законность он не мог не воспринять происшедшее как трагедию, омрачившую самое начало его царствования. При этом, если бы Александр получил власть законным путем, руки у него были бы в достаточной степени развязаны. Теперь же он оказался в зависимости от тех, кто преступлением добыл ему трон и кто постоянно оказывал на него давление, напоминая о возможности нового переворота. К тому же за спиной заговорщиков стояла партия старых екатерининских вельмож («екатерининские старики», как их называли) - влиятельная многочисленная, с сильными семейными связями. Главным для этих людей было сохранение прежних порядков. Не случайно в манифесте Александра о восшествии на престол он обещал «управлять Богом нам врученный народ по закону и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни императрицы Екатерины Великия».

    Мероприятия начала царствования

    И действительно, первые указы императора подтверждали это обещание. Уже 13-15 марта 1801 г. были изданы повеления о выдаче указов об отставке всем уволенным с военной и гражданской службы без суда, амнистированы члены Смоленского кружка, которым возвращены чины и дворянство; 15 марта была объявлена амнистия политическим заключенным и беглецам, укрывшимся за границей, снят запрет на ввоз различных промышленных товаров; 31 марта - отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз из-за границы книг. Наконец, 2 апреля император огласил в Сенате 5 манифестов, восстанавливавших в полном объеме действие Жалованных грамот дворянству и городам. Одновременно было объявлено о ликвидации Тайной экспедиции Сената и передаче следствия по политическим делам в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством. Один из манифестов 2 апреля был адресован крестьянам; в нем обещалось не увеличивать налоги и разрешался вывоэ сельскохозяйственных продуктов за границу.

    Казалось бы, «старики» должны быть довольны, но реальный смысл манифестов оказался шире простого восстановления екатерининских порядков. Например, изъятие политических дел из непосредственного ведения государя воспринималось в принципе как ограничение его власти. В этом обнаруживалась вторая (не менее существенная, чем первая) цель заговорщиков: создать такую государственную систему, которая законодательно ограничила бы права любого деспота-государя в пользу верхушки аристократии. Контроль за деятельностью монарха, создание механизма, предохраняющего от деспотических тенденций, вполне отвечали и убеждениям Александра, и потому 5 апреля 1801 г. появился указ о создании Непременного совета - законосовещательного органа при Государе (в 1810 г. заменен Государственным советом).

    В самом факте создания подобного Совета ничего принципиально нового не было: острая необходимость в таком органе ощущалась всеми правителями после Петра I. Однако юридический статус и права не закреплялись обычно в законах, иначе обстояло дело с Непременным советом. Хотя верховная власть в стране продолжала полностью оставаться в руках государя и за ним сохранялось право издавать законы без согласования с Советом, члены Совета получали возможность следить за деятельностью монарха и подавать представления, т. е. по существу опротестовывать те действия или указы императора, с которыми они были не согласны. Реальная же роль Совета в управлении страной должна была определиться в зависимости от того, как на практике сложатся взаимоотношения членов Совета и монарха.

    Однако помимо взаимоотношений важно было и отношение Государя к Совету - насколько серьезно он его воспринимал и насколько собирался с ним считаться. Александр собирался выполнить свои обязательства в точности, и, как показало дальнейшее развитие событий, это была его ошибка. Что же касается взаимоотношений с Советом, то они, в свою очередь, зависели от состава этого органа власти.

    Первоначально Совет состоял из 12 человек, преимущественно руководителей важнейших государственных учреждений. Помимо них в Совет вошли доверенные лица императора и главнейшие участники заговора против Павла. В основном все это были представители высшей аристократии и бюрократии - те, от кого Александр 1 зависел в наибольшей степени. Однако такой состав Совета давал надежду избавиться от этой зависим, потому что екатерининские вельможи оказались там рядом с павловскими, а они не могли не соревноваться между собой за влияние на императора. Довольно быстро государь научился использовать эту ситуацию в своих интересах.

    При подобной расстановке сил молодой император мог надеяться найти среди членов Совета и сторонников более широких реформ, однако разрабатывать план этих реформ он собирался со своими «молодыми друзьями». Основную цель перемен Александр видел в создании конституции, гарантирующей его подданным права гражданина, аналогичные сформулированным в знаменитой французской «Декларации прав человека и гражданина». Он, однако, соглашался с мнением, что первоначально следует таким образом реформировать систему управления, чтобы гарантировать права собственности.

    Между тем, не дожидаясь, когда план реформ будет создан, в мае 1801 г. Александр внес на рассмотрение Непременного совета проект указа о запрещении продажи крепостных без земли. По мысли императора, этот указ должен был стать первым шагом к ликвидации крепостного права. За ним намечался следующий - разрешение покупки населеных земель недворянам с условием, что живущие на этих землях крестьяне будут становиться вольными. Когда в результате появилось бы некоторое количество вольных крестьян, подобный порядок продажи земли планировалось распространить и на дворян. Таким образом, замысел Александра был сходен с планом, существовавшим в свое время у Екатерины, о чем он скорее всего не знал. При этом император был достаточно осторожен и не раскрывал всех деталей даже самым близким ему людям, но уже на первом этапе ему пришлось столкнуться с бешеным сопротивлением крепостников.

    Не отклонив в принципе предложение императора, члены Совета, однако, довольно твердо дали ему понять, что принятие подобного указа может вызвать как брожение среди крестьянства, так и серьезное недовольство дворян. Совет полагал, что введение подобной меры должно быть включено в систему законов о правах владельцев имений, которую следует разрабатывать.

    Иначе говоря, предлагалось отсрочить принятие указа на неопределенный срок. Показательно, что с этим мнением Совета согласились и «молодые друзья» Александра - Строганов и Кочубей. Однако царь не сдался и самолично явился на заседание Совета, чтобы защитить свой проект. Состоялась дискуссия, в которой императора поддержал лишь один из членов Совета. Александр, надеявшийся на просвещенность дворянства, подобной реакции, видимо, не ожидал и вынужден был отступить. Единственным результатом этой его попытки ограничить крепостничество стал запрет печатать объявления о продаже крепостных в газетах, который уже вскоре помещики научились легко обходить.

    Важнейшим следствием неудачи Александра в попытке решения крестьянского вопроса было окончательное перенесение подготовки реформ в кружок «молодых друзей», причем он согласился с их мнением, что работа должна вестись в тайне. Так был создан Негласный комитет, в который вошли Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, а позднее и старый “екатерининский вельможа” граф А.В. Воронцов.

    Уже на первом заседании Негласного комитета выяснилось некоторое расхождение в представлениях о его задачах между императором и его друзьями, которые полагали, что начать надо прежде всего с изучения положения государства, затем осуществить реформу администрации и уж только тогда перейти к созданию конституции. Александр, соглашаясь в принципе с этим планом, желал поскорее заняться непосредственно третьим этапом. Что же касается официального Непременного совета, то реальным итогом первых месяцев его работы стал проект “Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», который предполагалось обнародовать в день коронации 15 сентября 1801 г. Грамота должна была вновь подтвердить все привилегии, означенные в Жалованных грамотах 1785 г., а также общие для всех жителей страны права и гарантии частной собственности, личной безопасности, свободы слова, печати и совести. Специальная статья грамоты гарантировала нерушимость этих прав. Одновременно с этим документом был подготовлен новый проект по крестьянскому вопросу. Автором его стал последний фаворит Екатерины и один из руководителей переворота 1801г. П.А.Зубов. Согласно его проекту вновь (как и при Павле 1) запрещалась продажа крестьян без эемли и устанавливался порядок, по которому государство обязывалось выкупать крестьян у помещиков в случае необходимости, а также оговаривались условия, по которым крестьяне могли выкупиться сами.

    Третьим проектом, подготовленным к коронации, был проект реорганизации Сената. Документ готовился довольно долго, поэтому существовало несколько его вариантов. Суть всех их сводилась, однако, к тому, что Сенат должен был превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший исполнтельные, судебные, контрольные и законосовещательные функции.

    По существу, все три подготовленных к коронации акта в совокупности представляли собой единую программу превращения России в «истинную монархию», о которой мечтал Александр I, однако обсуждение их показало, что единомышленников у царя практически не было. Помимо этого обсуждение проектов затруднялось постоянным соперничеством придворных группировок. Так, члены Негласного комитета решительно отвергли проект Зубова по крестьянскому вопросу как слишком радикальный и несвоевременный. Проект реорганизации Сената вызвал в окружении царя целую бурю. «Молодые друзья» императора, объединившись с прибывшим в Россию Лагарпом, доказывали Александру невозможность и вредность какого-либо ограничения самодержавия.

    Таким образом, люди из ближайшего окружения царя, те, на кого он возлагал свои надежды, оказались большими монархистами, чем он сам. В результате единственным документом, опубликованным в день коронации, стал манифест, все содержание которого свелось к отмене рекрутского набора на текущий год и уплаты 25 копеек подушного сбора.

    Почему же так случилось, что царь-реформатор фактически оказался в одиночестве, т. е. в ситуации, когда никакие серьезные реформы были уже невозможны? Первая причина - та же, что и несколькими десятилетиями ранее, когда свой план реформ осуществляла Екатерина II: дворянство - главная опора и гарант стабильности трона, а следовательно, и вообще политического режима - не желало поступиться и толикой своих привилегий, в защите которых готово было идти до конца. Когда после восстания Пугачева дворянство сплотилось вокруг императорского престола и Екатерина поняла, что переворота ей можно не опасаться, она сумела осуществить ряд преобразований, решительных настолько, насколько это было возможно без опасения нарушить политическую стабильность. В начале XIX в. в крестьянском движении наметился определенный спад, что усилило позиции оппонентов Александра и давало им возможность пугать молодого царя крупными потрясениями. Вторая важнейшая причина была связана с разочарованием значительной части образованных людей не только в России, но и во всей Европе в действенности Просвещения. Кровавые ужасы Французской революции стали для многих своего рода отрезвляющим холодным душем. Возникла боязнь, что какие-либо перемены, реформы, и в особенности ведущие к ослаблению царской власти, могут в конечном счете обернуться революцией.

    Есть и еще один вопрос, который нельзя не задать: почему Александр I не решился в день своей коронации опубликовать хотя бы один из трех подготовленных документов - тот, о котором, как кажется, особых споров не было,- Грамоту Российскому народу? Вероятно, император сознавал, что Грамота, не будучи подкрепленной другими законодательными осталась бы простой декларацией. Именно поэтому она и не вызывала возражений. Следовало или публиковать все три документа вместе, или не публиковать ничего. Александр избрал второй путь, и это, конечно, было его поражением. Однако несомненным положительным итогом первых месяцев царствования стал приобретенный молодым императором политический опыт. Он смирился с необходимостью царствовать, но и планы реформ не оставил.

    По возвращении из Москвы с коронационных торжеств на заседаниях Негласного комитета царь вновь вернулся к крестьянскому вопросу, настаивая на издании указа, запрещающего продавать крестьян без земли. Царь решился раскрыть и второй пункт плана - разрешить продажу населенных земель недворянам. И вновь эти предложения вызвали резкие возражения «молодых друзей». На словах они полностью соглашались с осуждением практики продажи крестьян без земли, но по-прежнему пугали царя дворянским мятежом. Это был сильный аргумент, который не мог не подействовать. В результате и этот раунд реформаторских попыток Александра закончился минимальным результатом: 12 декабря 1801г. появился указ о праве недворян покупать землю без крестьян. Таким образом, монополия дворянства на владение землей была нарушена, но столь нечувствительно, что взрыва недовольства можно было не опасаться.

    Следующие шаги Александра I были связаны с реоргнизацией государственного управления и соответствовали сложившейся в этой сфере практике предшествующих царствований. В сентябре 1802 г. серией указов была создана система из восьми министерств: Военного, Военно-морского, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции, а также Государственного казначейства на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои всеподданнейшие доклады императору. Первоначально статус Комитета министров был неопределенным, и лишь в 1812 г. появился соответствующий документ.

    Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев стал причиной конфликта царя с Сенатом, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвержденный императором, причем речь шла об установлении сроков обязательной службы дворян, не выслуживших офицерского чина. Сенат усмотрел в этом нарушение дворянских привилегий. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г.. запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был преобразован, на сей раз в чисто судебное учреждение и некоторыми административными функциями. Главным органом управления стал, по сути, Комитет министров.

    Инцидент с Сенатом в значительной мере предопределил дальнейшее развитие событий и планы императора. Превратив Сенат в представительный орган с широкими правами, Александр сделал то, от чего отказался годом раньше. Теперь он убедился, что исключительно дворянское представительство без правовых гарантий другим сословиям становится для него только преградой, добиться чего-либо можно, только сконцентрировав всю власть в своих руках. По сути, Александр пошел по тому пути, на который с самого начала его толкали “молодые друзья» и старый наставник Лагарп. По-видимому, к этому времени и сам император ощутил вкус власти, ему надоели постоянные поучения и нотации, непрекращающиеся споры его окружения, за которыми легко угадывалась борьба за власть и влияние. Так, в 1803 г. в споре с Г.Р. Державиным, бывшим в это время генерал-прокурором Сената, Александр произнес знаменательные слова, которые едва ли можно было услышать от него раньше: «Ты меня всегда хочешь учить, я самодержавный государь и так хочу”.

    Начало 1803 г. ознаменовалось и некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. На сей раз инициатива исходила из лагеря сановной аристократии от графа Румянцева, пожелавшего отпустить своих крестьян наволю и просившего установить для этого законный порядок. Обращение графа было использовано как предлог для издания 20 февраля 1803 г. Указа о вольных хлебопашцах.

    Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп.Это положение легло потом в основу реформы 1861 г. По всей видимости, Александр возлагап на указ большие надежды: ежегодно в его канцелярию подавались ведомости о числе крестьян, переведенных в эту категорию. Практическое применение указа должно было показать насколько в действительности дворянство готово расстаться со своими привилегиями. Результаты обескураживали: по новейшим данным, за все время действия указа было освобождено 111829 душ мужского пола, т. е. примерно 2% всех крепостных.

    Спустя год правительство сделало еще один шаг: 20 февраля 1804 г. появилось «Положение о лифляндских крестьянах”. Ситуация с крестьянским вопросом в Прибалтике была несколько иной, чем в России, поскольку продажа крестьян без земли там была запрещена. Новое положение закрепляло статус «дворохозяев» как пожизненных и наследственных арендаторов земли и предоставляло им право выкупить свой участок в собственность. Согласно положению “дворохозяева” освобождались от рекрутской повинности, а телесному наказанию могли быть подвергнуты лишь по приговору суда. Четко определялись размеры их повинностей и платежей. Вскоре основные положения нового закона были распространены и на Эстляндию. Таким образом, в прибалтийской деревне создавался слой зажиточного крестьянства.

    В октябре 1804 г. здесь было введено указом еще одно новшество: выходцам из купечества, дослужившимся до чина 8 класса, разрешалось покупать населенные земли и владеть ими на основе договора с крестьянами. Иначе говоря, купленные таким образом крестьяне переставали быть крепостными и становились вольными. Это был как бы усеченный вариант первоначальной программы ликвидации крепостного права. Однако такими полумерами конечная цель не могла быть достигнута. Говоря о попытках решения крестьянского вопроса в первые годы царствования Александра I, следует упомянуть и о том, что в это время прекратилась практика пожалования государственных крестьян помещикам. Правда, около 350 000 казенных крестьян были переданы во временную аренду.

    Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство Александра I осуществило крупные реформы в сфере народного образования. 24 января 1803 г. Александр утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Предполагалось, что все эти учебные заведения будут пользоваться единообразными учебными программами, а университет в каждом учебном округе - представлять собой высшую ступень образования. Если до этого в России существовал лишь один университет - Московский, то в 1802 г. был восстановлен Дерптский университет, а в 1803 г. - открыт университет в Вильно. В 1804 г. основаны Харьковский и Казанский университеты. Тогда же был открыт Педагогический институт в Петербурге, потом переименованный в Главный педагогический институт, а с 1819 г. преобразованный в университет. Помимо этого открывались привилегированные учебные заведения: в 1805г.- Демидовский лицей в Ярославле, а в 1811 г. - знаменитый Царскосельский лицей. Были созданы и специализированные высшие учебные заведения - Московское коммерческое училище (1804 г.), Институт путей сообщения (1810 г.). Таким образом, при Александре I была продолжена и скорректирована начатая Екатериной II работа по созданию системы народного образования. По-прежнему, однако, образование оставалось недоступным для значительной части населения, прежде всего крестьян.

    Первый этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I. Постепенно роль Аракчеева становилась все более значительной, он превратился в доверенное лицо императора, а в 1807 г. последовал императорский указ, по которому повеления, объявляемые Аракчеевым, приравнивались к именным императорским указам. Но если основным направлением деятельности Аракчиева было военно-полицейское, то для разработки планов новых реформ нужен был иной человек. Им стал М.М. Сперанский.

    Деятельность М.М. Сперанского

    Сын сельского священника Сперанский не только, как и Аракчеев, не принадлежал к аристократии, но даже не был дворянином. Он родился в 1771 г. в деревне Черкутино Владимирской губернии, учился сперва во Владимирской, затем в Суздальской и, наконец, в Петербургской семинарии. По окончании ее был оставлен там в качестве преподавателя и лишь в 1797 г. начал свою служебную карьеру в чине титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора Сената князя А. Б. Куракина. Карьера эта была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половиной года Сперанский имел чин действительного статского советника равный генеральскому званию в армии и дававший право на потомственное дворянство.

    В первые годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. В 1803г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана. Однако практического значения Записка не имела. Лишь в 1807г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутриполитического кризиса Александр вновь обратился к планам реформ.

    Но почему именно на Аракчеева и Сперанского пал выбор императора и чем они были для него? Прежде всего - послушными исполнителями воли монарха, который пожелал превратить двух не знатных, но лично преданных ему людей во всесильных министров, с чьей помощью он надеялся осущесвить свои планы. Оба они были, по существу, усердными и старательными чиновниками, не зависимыми в силу своего происхождения от той или иной группировки сановной аристократии. Аракчеев должен был предохранить трон от дворянского заговора, Сперанский - разработать и претворить в жизнь план реформ на основе идей и принципов, подсказанных императором.

    Новую роль Сперанский получил не сразу. Сперва император поручал ему некоторые ^частные дела”. Уже в 1807 г. Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он сопровождает Александра в Витебск на военный смотр, а год спустя - в Эрфурт, на встречу с Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия.

    План реформ, составленный в 1809 г. Сперанским в виде обширного документа под названием “Введение к Уложению государственных законов” был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Сперанский настаивал на тождестве исторических судеб России и Европы, тех процессов, которые в них происходили. Первые попытки изменить политический строй произошли при вступлении на престол Анны Иоанновны и в царствование Екатерины II, когда она созвала Уложенную комиссию. Теперь же настало время для серьезных перемен. Об этом свидетельствует состояние общества, в котором исчезло уважение к чинам и титулам, подорван авторитет власти. Необходимо осуществить подлинное разделение властей, создав независимые друг от друга законодательную, судебную и исполнительную власти. Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов - дум, начиная с волостных и до Государственной думы, без согласия которой самодержец не должен иметь право издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь идет о спасении отечества. Государственная дума осуществляет контроль за исполнительной властью - правительством, министры которого ответственны перед ней за свои действия. Отсутствие такой ответственности - главный недостаток министерской реформы 1802 г. За императором остается право распустить думу и назначить новые выборы. Члены губернских дум избирают высший судебный орган страны - Сенат. Вершиной государственной системы является Государственный совет. Члены Государственного совета назначаются Государем, который сам в нем председательствует. В Совет входят министры и другие высшие должностные лица. Если в Государственном совете возникает разногласие, царь по своему выборуутверждает мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

    Не обошел Сперанский и проблему гражданских прав. Он полагал, что ими должно быть наделено все население страны, включая крепостных. К числу таких прав он отнес невозможность наказания кого-либо без решения суда. Политическими правами, т. е. правом участия в выборах предполагалось наделить граждан России, владеющих землей и капиталами, включая государственных крестьян. Право быть избранным в представительные органы ограничивалось имущественным цензом. Уже из этого ясно, что проект Сперанского не предполагал ликвидации крепостного права. Сперанский полагал, что отменить крепостное право единовременным законодательным актом невозможно, но следует создавать условия, при которых помещикам самим станет выгодно отпускать крестьян на волю.

    Предложения Сперанского содержали и план поэтапного осуществления реформ. Первым шагом предполагалось учреждение в начале 1810 г. Государственного совета, которому должно было быть поручено обсуждение предварительно составленного «Гражданского уложения», т. е. законов об основных правах сословий, а также финансовой системы государства. Обсудив «Гражданское уложение», Совет приступил бы к изучению законов об исполнительной и судебной власти. Все эти документы в совокупности должны были составить к маю 1810 г. “Государственное уложение”, т. е. собственно конституцию, после чего можно было бы приступить к выборам депутатов.

    Реализация плана Сперанского должна была превратить Россию в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Некоторые историки полагают даже возможным говорить о переходе к буржуазной монархии, однако, поскольку проект сохранял сословную организацию общества и тем более крепостное право, это неверно.

    Претворение плана Сперанского в жизнь началось в 1809 г. В апреле и октябре появились указы, по которым, во-первых, прекратилась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате, а во-вторых, вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Это должно было упорядочить деятельность государственного аппарата, сделать ее более профессиональной

    В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 г. состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил “План финавсов”, который лег в основу царского манифеста 2 февраля. Основная цель документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита, прекращении выпуска обесценившихся ассигнаций и увеличении налогов, в том числе на дворянские имения. Меры эти дали результат, и уже в следующем году дефицит бюджета сократился, а доходы государства возросли.

    Одновременно в течение 1810 г. Государственный совет обсуждал подготовленный Сперанским проект “Уложения гражданских законов” и даже одобрил первые две его части. Однако осуществление следующих эталов реформы затянулось. Лишь летом 1810 г. началось преобразование министерств, завершившееся к июню 1811 г.: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства полиции и путей сообщения, Государственный контроль (на правах министерства), а также ряд новых Главных управлений.

    В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз Сперанский предлагал разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т. е. разделить его административные и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената должны были частично назначаться тосударем, а частично избираться от дворянства. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государстве совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. Что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в 1810 - 1811 гг. и речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление от первоначального их плана, и не случайно в феврале 1811 г. Сперанский обратился к Александру с просьбой об отставке.

    Итоги внутренней политики 1801 - 1811 гг.

    В чем же причины новой неудачи реформ? Почему верховная власть оказалась не в состоянии провести коренные реформы, которые явно назрели и необходимость которых была вполне очевидна наиболее дальновидным политикам?

    Причины, по существу, обнаруживаются те же, что и на предыдущем этапе. Уже само возвышение Сперанского, превращение его - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. В 1809 г. после указов, регламентировавших государственную слслужбу ненависть к Сперанскому еще более усилилась и, по его собственному признанию, он стал объектом насмешек, карикатур и злобных выпадов: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет, всеобщее недовольство достигло апогея.

    Дворянство боялось любых перемен, справедливо подозревая, что в конечном итоге эти перемены могут привести к ликвидации крепостного права. Даже поэтапный характер реформ и то, что на самом деле они не посягали на главную привилегию дворянства, да и вообще их подробности держались в секрете не спасло положения. Результатом было всеобщее недовольство; иначе говоря, как и в 1801-1803 гг., Александр I оказался перед опасностью дворянского бунта. Дело осложнялось и внешнеполитическими обстоятельствами - приближалась война с Наполеоном. Возможно, отчаянное сопротивление верхушки дворянства, интриги и доносы на Сперанского (его обвиняли в масонстве, в революционных убеждениях, в том, что он французский шпион, сообщали о всех неосторожных высказываниях в адрес государя) в конечном счете все же не возымели бы действия на императора, если б весной 1811 г. лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления совсем с неожиданной стороны. В марте этого года в салоне своей проживавшей в Твери сестры - великой княгини Екатерины Павловны и при ее активной поддержке замечательный русский историк Н.М. Карамзин передал императору “Записку о древней и новой России” - своего рода манифест противников перемен, обобщенное вырадение взглядов консервативного направления русской общественной мысли.

    По мнению Карамзина, самодержавие - единственно возможная для России форма политического устройства. На вопрос, можно ли хоть какими-то способами ограничить самовластие в России, не ослабив спасительной царской власти, - он отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Однако, признавал Карамзин, “сделано столько нового, что и старое показалось бы нам опасною новостью: мы уже от него отвыкли, и для славы государя вредно с торжественностью признаваться в десятилетних заблуждениях, произведенных самолюбием его весьма неглубокомысленных советников... надобно искать средств, пригоднейших к настоящему». Спасение же автор видел в традициях и обычаях России и ее народа, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы и прежде всего Франции. Одна из таких традиционных особенностей России - крепостничество, возникшее как следствие “естественного права”. Карамзин спрашивал: «И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне разумного помещика, который довольствуется умеренным оброком или десятиною пашни на тягло, счастливее казенных, имея в нем бдительного попечителя и сторонника».

    Ничего принципиально нового в “Записке” Карамзина не содержалось: многие его аргументы и принципы были известны еще в предшествующем столетии. Неоднократно слышал их, по-видимому, и государь. Однако на сей раз эти взгляды были сконцентрированы в одном документе написанном человеком, не близким ко двору, не облеченным властью, которую бы он боялся потерять. Для Александра это стало знаком того, что неприятие его политики охватило широкие слои общества и голос Карамзина был голосом общественного мнения.

    Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород, а затем и в Пермь (возвращен из ссылки только в конце царствования Александра). Судя по всему к этому времени давление на императора усилилось, а получаемые им доносы на Сперанского приобрели такой хярактер, что было просто невозможно и далее оставлять их без внимания. Александра вынуждали назначить официальное расследование деятельности своего ближайшего сотрудника, и, вероятно, он так бы и поступил, если бы хоть немного поверил наветам. Вместе с тем самоуверенность Сперанского, его неосторожные высказывания, о которых немедленно становилось известно императору, его стремление самостоятельно решать все вопросы, оттесняя государя на второй план,- все это переполнило чашу терпения и послужило причиной отставки и ссылки Сперанского.

    Так закончился еще один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее значительных в русской истории попыток осуществить радикальную государственную реформу. Спустя несколько месяцев после этих событий началась Отечественная война с Наполеоном, за ней последовали заграничные походы русской армии. Прошло несколько лет, прежде чем проблемы внутренней политики вновь привлекли внимание императора.

    wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.

    АЛЕКСАНДР I (12.12.1777-19.11.1825 гг.) - российский император с 12 марта 1801 г., старший сын Павла I, внук Екатерины II.
    С детства Александр оказался втянут в дворцовую интригу, инициатором которой была Екатерина II. Императрица предполагала сделать Александра наследником престола в обход Павла. Она лично занималась его воспитанием. Наставником Александра был сторонник просветительских идей, убежденный республиканец Ф.С. Лагарп. Русскую словесность и историю ему преподавал министр иностранных дел М.Н. Муравьев, естественные науки - П.С. Паллас, военное дело - военный министр А.А. Аракчеев.
    Взрослея, Александр понемногу выходил из-под влияния своей венценосной бабки. Он подолгу гостил в Гатчине у своего отца, с увлечением занимался военным делом. Необходимость поддерживать отношения с отцом и бабкой, ненавидящими друг друга, воспитала в Александре скрытность и гибкость ума - черты, характерные в будущем для его политики.
    В 1793 г. по настоянию Екатерины II Александр женился на баденской принцессе Луизе, нареченной в православии Елизаветой Алексеевной. Этот брак оказался бездетным.
    В 1796 г. Екатерина II скончалась, так и не успев передать трон внуку. Императором стал Павел Петрович. Александр занимал много ответственных постов - военного губернатора Петербурга, шефа лейб-гвардии Семеновского полка, инспектора кавалерии и пехоты, а несколько позже - председателя военного департамента Сената. Вокруг Александра сложился кружок молодых аристократов, мечтавших о конституции и отмене крепостного права. В него входили известные люди того времени - П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А. Чарторыйский.
    В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. группа заговорщиков, недовольных правлением Павла I, устроила дворцовый переворот. Император был убит, и никто из убийц не был наказан.
    Александр вступил на престол. Он имел уже сложившиеся взгляды, определенные планы во внутренней и внешней политике и был полон реформаторского энтузиазма. Молодой император хотел ввести конституцию, отменить крепостное право, разработать новые законы. Кружок молодых аристократов превратился в Негласный комитет, в котором обсуждали и решали все государственные дела. 20 февраля 1803 г. Александр подписал Указ "О вольных хлебопашцах", по которому предполагалось постепенно освобождать крестьян от крепостного права по их обоюдному согласию с помещиками.
    В 1802-1811 гг. М.М. Сперанский, статс-секретарь Александра I, преобразовал органы государственного управления - коллегии заменили министерствами. В 1810 г. был учрежден Государственный совет - законосовещательный орган при императоре. Александр I сам назначал его членов. На Госсовете обсуждались новые законы, но утверждал их только император.
    В России появилось Министерство народного просвещения. В Петербурге, Дерпте (Тарту), Казани, Харькове были основаны университеты. 19 октября 1811г. открыли Царскосельский (впоследствии - Александровский) лицей. Первый выпуск лицея прославил Россию. В начальной школе ввели бесплатное обучение. В 1810 г. в Санкт-Петербурге была основана Императорская публичная библиотека. При Александре цензура была наиболее либеральной во всем XIX в.
    Дальнейшие планы Сперанского встретили противодействие высшей аристократии. Сперанского отправили в отставку, и либеральные преобразования Александра I закончились.
    В начале XIX в. русские войска не раз вступали в сражения, в том числе и с превосходящими силами противника. Все это требовало уделять армии первостепенное внимание. Александр с самого начала своего царствования занялся военными проблемами, совершенствованием организации и управления в армии.
    На границах Российской империи было неспокойно. На юге Россия воевала с Ираном (Персией) за обладание спорными территориями в Закавказье и Прикаспийских областях, воевала и с Турцией. В годы правления Александра I началась затяжная война на Кавказе. Шли боевые действия и на северных границах.
    Александр I активно участвовал во всех антинаполеоновских коалициях, но военные кампании 1805-1807 гг. окончились для русской армии неудачно. Поражения заставили императора пойти на переговоры с Наполеоном. Летом 1807 г. в Тильзите они заключили мирный договор, по которому Россия была вынуждена присоединиться к блокаде Англии, своего главного торгового партнера. Тильзитский мир не встретил поддержки в России. Он не устраивал и Наполеона, стремившегося к мировому господству.
    Отношения между Россией и Францией ухудшались. В 1803 г. Наполеон разгромил Австрию. Ему оставалось поставить на колени Англию и Россию, чтобы стать полновластным хозяином в Европе. И в ночь на 12 июня 1812 г. французские войска без объявления войны перешли границу с Россией.
    Во время Отечественной войны 1812 г. Александр I проявил себя как талантливый дипломат и стратег, верящий в силы собственного народа. Военные победы русской армии сделали его вершителем судеб Европы. Александр I настоял на Заграничном походе в Европу в 1814-1815 гг., чтобы окончательно разгромить наполеоновскую армию. Он же сыграл основную роль на Венском конгрессе 1814 г., закрепившем новую расстановку сил в Европе. По инициативе российского императора был создан Священный союз европейских монархов. Его члены ставили своей целью защитить правящие династии, давать отпор любым революционным движениям и тем самым поддерживать мир в Европе.
    После Заграничного похода русской армии правление Александра стало более жестким, консервативным. Советчиком императора стал педантичный и исполнительный А.А. Аракчеев. Были отменены либеральные указы первых лет царствования о крестьянах. В России появились военные поселения, в которых крестьяне совмещали сельскохозяйственный труд с военной службой. В 1821-1823 гг. была создана разветвленная сеть тайной полиции в гвардии и армии. В 1822 г. император запретил масонские ложи, которые были рассадником антигосударственных настроений.
    Последние годы жизни император много путешествовал по стране, знакомясь с жизнью ее самых далеких окраин. В 1824-1825 гг. его не раз предупреждали о подготовке офицерского заговора и восстания. "Не мне их судить", - отвечал Александр I и не предпринимал никаких мер.
    В первых десятилетиях XIX в. в России жили многие выдающиеся личности - ученые и священнослужители, мореплаватели и государственные деятели, которые работали на благо страны.
    Осенью 1825 г. во время поездки в Крым император простудился. Простуда перешла в воспаление легких, и вскоре в Петербург пришло известие, что Александр I скончался в Таганроге. Похоронен он был в Петропавловском соборе Петропавловской крепости.
    Неожиданная смерть императора породила многочисленные легенды. Согласно одной из них, Александр не умер, вместо него был похоронен другой человек, а сам император тайно скрылся и поселился в Сибири под именем старца Федора Кузьмича. Современники отмечали поразительное внешнее сходство этого человека с Александром I, его светские манеры, а также осведомленность о политических событиях и жизни светского общества 1-й четв. XIX в. Многие представители династии Романовых верили в истинность легенды. Федор Кузьмич умер 20 января 1864 г., унеся в могилу свою тайну.

    Российский император Александр I Павлович родился 25 (12 по старому стилю) декабря 1777 года. Он был первенцем императора Павла I (1754-1801) и императрицы Марии Федоровны (1759-1828).

    Биография императрицы Екатерины II Великой Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.

    Сразу после рождения Александра забрала у родителей бабушка - императрица Екатерина II, которая намеревалась воспитать младенца идеальным государем. В воспитатели по рекомендации философа Дени Дидро был приглашен швейцарец Фредерик Лагарп , республиканец по убеждениям.

    Великий князь Александр рос с верой в идеалы Просвещения, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал систему российского самодержавия.

    Критическое отношение Александра к политике Павла I способствовало его вовлечению в заговор против отца, но на условиях, что заговорщики сохранят жизнь царю и будут добиваться только его отречения. Насильственная смерть Павла 23 (11 по старому стилю) марта 1801 года серьезно повлияла на Александра - чувство вины за гибель отца он испытывал до конца своих дней.

    В первые дни после восшествия на престол в марте 1801 года, Александр I создал Непременный совет - законосовещательный орган при государе, имевший право опротестовывать действия и указы царя. Но из-за противоречий между членами ни один из его проектов не был обнародован.

    Александр I провел ряд реформ: купцам, мещанам и казенным (имевшим отношение к государству) поселянам было предоставлено право покупать ненаселенные земли (1801), были учреждены министерства и кабинет министров (1802), издан указ о свободных хлебопашцах (1803), создавший категорию лично свободных крестьян.

    В 1822 году Александр масонских лож и других тайных обществ.

    Скончался император Александр I 2 декабря (19 ноября по старому стилю) 1825 года от брюшного тифа в Таганроге, куда сопровождал свою супругу, императрицу Елизавету Алексеевну, для лечения.

    Император нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и "удалиться от мира", что породило легенду о старце Федоре Кузьмиче, согласно которой в Таганроге умер и был похоронен двойник Александра, в то время как царь жил старцем-отшельником в Сибири и умер в 1864 году.

    Александр I был женат на немецкой принцессе Луизе-Марии-Августе Баден-Баденской (1779-1826), принявшей при переходе в православие имя Елизаветы Алексеевны. От этого брака родились две дочери, которые умерли в младенчестве.

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    1) Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников - М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

    Основные реформы, осуществленные при Александре I:

    • Указ «О вольных хлебопашцах»;
    • министерская реформа;
    • подготовка плана реформ М. Сперанским;
    • дарование Конституций Польше и Бесарабии;
    • подготовка проекта российской Конституции и программы от­мены крепостного права;
    • учреждение военных поселений.

    Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.

    2 ) Александр I пришел к власти в результате дворцового перево­рота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла I от екатерининских по­рядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I - старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам - праздности и вседозволенности дворянства - было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

    3 ) Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники - «молодые друзья» Александра I:

    • Н. Новосильцев;
    • А. Чарторыйский;
    • П. Строганов;
    • В. Кочубей.

    Данный комитет в течение 4 лет (1801 - 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, - с другой.

    Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками ко­торой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

    • министерская реформа - вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
    • реформа Сената - Сенат стал судебным органом;
    • реформа образования - было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

    В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

    4 ) В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому - заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «консти­туционного» внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

      при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

      для этого создать выборный парламент - Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

      Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

      разделить все население России на три сословия - дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);

      наделить избирательным правом только дворян и представите­лей «среднего состояния»;

      ввести систему местного самоуправления - в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу - исполнительный орган;

      Сенат — высший судебный орган - формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;

      Кабинет министров из 8 - 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

      связующим звеном между тремя ветвями власти - Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган - Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;

      на вершине всей системы власти должен был стоять император - наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

    Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

      в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

      в это же время усовершенствована министерская реформа - все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

    Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

    5 ) Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.

    В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.

    6 ) После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

    • совершенствование национально-государственного устройства;
    • подготовка проекта Конституции России.

    В рамках первого направления:

    • Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;
    • была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ - «Устав образования Бессарабской области».

    В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект - Государственная уставная грамота Российской Империи»- содержал следующие основные положения:

    • в России устанавливалась конституционная монархия;
    • учреждался парламент - Государственный Сейм, состоящий из двух палат - Сената и Посольской палаты;
    • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
    • Сенат полностью назначался императором;
    • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
    • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
    • Россия делилась на 10 - 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
    • наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
    • закреплялись основополагающие гражданские свободы - свобода слова, печати, право частной собственности;
    • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

    Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.

    • в 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
    • в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
    • прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
    • освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.

    Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.

    7) В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название «аракчеевщина». Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества - военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

    • поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на «самофинансирование»;
    • для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;
    • привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями - военными поселениями;
    • военные поселения были разбросаны по всей России;
    • в данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени - сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;
    • в военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.

    Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

    • отмены крепостного права;
    • принятия Конституции;
    • демократизации страны.

    Александр I

    Император Александр I.
    Портрет работы В.Л. Боровиковского с оригинала Э.Виже-Лебрён. 1802.

    Благословенный

    Александр I Павлович Романов (Благословенный) (1777-1825) - российский император с 12 (24) марта 1801 г. - после убийства заговорщиками из аристократических кругов императора Павла I .

    В начале царствования в его внутренней политике проявлялось стремление к умеренному либерализму. Необходимые преобразования обсуждались членами Негласного комитета - «молодыми друзьями» императора. Были проведены министерская (1802), сенатская (1802), университетская и школьная (1802-1804) реформы, создан Государственный совет (1810), издан Указ о вольных хлебопашцах (1803) и др. После 1815 г. во внутренней политике царя усилилась тенденция к консерватизму (см. аракчеевщина, военные поселения).

    Вошел в историю как искусный политик и дипломат. Он стремился к созданию многосторонних европейских союзов (см. Священный союз), широко использовал переговоры с политическими деятелями и монархами Европы на конгрессах и при личных встречах (см. Тильзитские договоры 1807 г.).

    В его внешней политике в основном доминировало европейское направление. В первые годы царствования пытался поддерживать мирные отношения с боровшимися за гегемонию в Европе державами (Францией и Англией), однако после усиления агрессивных тенденций в политике Наполеона I Россия стала активной участницей Третьей и Четвертой антинаполеоновских коалиций. В результате победы в Русско-шведской войне 1808-1809 гг. к России было присоединено Великое княжество Финляндское. Разгром Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии в 1813- 1814 гг. укрепил международный престиж России и лично Александра I - по решению Венского конгресса 1814-1815 гг., активным участником которого был русский царь, к России была присоединена большая часть польских земель (Царство Польское).

    Внешняя политика на восточном направлении - решение восточного вопроса - выразилась в поддержке национальных движений на Балканах, стремлении присоединить Дунайские княжества и закрепиться в Закавказье (см. Русско-турецкая война 1806-1812 гг., Бухарестский мирный договор 1812 г., Гюлистанский мирный договор 1813 г.).

    Обмен посланниками в 1809 г. положил начало русско-американским дипломатическим отношениям.

    С 1815 г. во внешней политике Александра I усилилась консервативная тенденция: с его согласия австрийские войска подавили революции в Неаполе и Пьемонте, а французские - в Испании; он занял уклончивую позицию по отношению к Греческому восстанию 1821 г., которое рассматривал как выступление подданных против легитимного монарха (султана).

    Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 11-12.

    Другие биографические материалы:

    Персоналии:

    Долгоруков Петр Петрович (1777-1806), князь, сверстник и приближенный Александра I.

    Елизавета Алексеевна (1779-1826), императрица, жена императора Александра I.

    Мордвинов Николай Семенович (1754-1845), граф, адмирал.

    Новосильцев Николай Николаевич (1761-1836), личный друг Александра I.

    Платов Матвей Иванович (1751 - 1818), генерал от кавалерии. Атаман.

    Ростопчин Федор Васильевич (1763-1826), русский государственный деятель.

    Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839), видный государственный деятель.

    Император Александр у преподобного Серафима Саровского .
    Салават Щербаков. Москва, Александровский сад.

    Литература:

    Бежин Л. "ЛГ-досье" N 2, 1992.

    Богданович М. H., История царствования Александра I и России в его время, т. 1-6, СПБ, 1869-1871;

    Валлоттон А. Александр I. М. 1991.

    Документы для истории дипломатических сношений России с западными державами европейскими, от заключения всеобщего мира в 1814 до конгресса в Вероне в 1822 г. Спб. 1823. Т. 1. Ч. 1. Т. 2. 1825. -

    Кизеветтер А. A., Император Александр I и Аракчеев, в кн.: Исторические очерки, М., 1912;

    Ленин, В. И. Сочинения. Т. IV. С. 337. -

    Маркс, К. и Энгельс, Ф. Сочинения. Т. IX. С. 371-372, 504-505. Т. XVI. Ч. II. С. 17, 21, 23, 24.-

    Mартенс, Ф. Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россиею с иностранными державами. Т. 2, 3, 4. Ч. 1.6,7, 11, 13, 14. Спб. 1875-1905. -

    Mартенс, Ф. Ф. Россия и Англия в начале XIX-го столетия. "Вестник Европы". 1894. Кн. 10. С. 653-695. Кн. 11. С. 186-223. -

    Maтериалы к истории восточного вопроса в 1808-1813 гг.-

    Mеждународная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. 1. От Французской революции до империалистической войны. М. 1925. С. 61-136. -

    Мережковский Д.С. Александр Первый М. "Армада", 1998.

    Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

    Николай Михайлович, вел. князь. Император Александр I. Опыт исторического исследования. Т. 1-2-Спб. 1912.-

    Пичета, В. И. Международная политика России в начале царствования Александра I (до 1807 г.). В кн. "Отечественная война и русское общество". Т. 1. М. . С. 152-174.-

    Пичета, В. И. Международная политика России после Тильзита . В кн. "Отечественная война и русское общество". Т. 2. М. . С. 1-32. -

    Покровский М. H., Александр I, в кн.: История России XIX в., изд. Гранат, т. 1, СПБ, б. г.;

    Попов, А. Н. Отечественная война 1812 года. Историческое исследование. Т. 1. Сношения России с иностранными державами перед войною 1812 года. М. 1905. VI, 492 с. -

    Пресняков А. Е., Александр I, П., 1924;

    Предтеченский А. В., Очерки общественно-политич. истории России в первой четв. XIX в., М.-Л., 1957.

    Окунь С. Б., Очерки истории СССР. Конец XVIII - первая четверть XIX в., Л., 1956;

    Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988.

    Сахаров А. Н. Александр I // Российские самодержцы (1801-1917). М., 1993.

    Сборник Русского исторического общества. Т. 21, 70, 77, 82, 83, 88, 89, 112, 119, 121, 127. Спб. 1877-1908. -

    Соловьев С. М., Император Александр I. Политика - дипломатия, СПБ, 1877;

    Соловьёв, С. М. Император Александр I. Политика-дипломатия. Собрание сочинений. Спб. . С. 249-758 (имеется отдельное издание: Спб. 1877. 560 с). - Hадлер, В. К. Император Александр I и идея Священного союза. Т. 1-5. [Харьков]. 1886-1892. -

    Сталин, И. В. О статье Энгельса "Внешняя политика русского царизма". "Большевик". М. 1941. №9. С. 1-5.-

    Суворов Н. К истории г. Вологды: О пребывании в Вологде царственных особ и других замечательных лиц исторических // ВЕВ. 1867. N 9. С. 348-357.

    Троицкий Н. А. Александр I и Наполеон. М., 1994.

    Федоров В.А. Александр I // Вопросы истории. 1990. N 1;

    Шильдер, Н. К. Император Александр Первый. Его жизнь и царствование. Изд. 2. Т. 1-4. Спб. 1904-1905.-

    Czartoryski, A. Mémoires du prince Adam Czartoryski et correspondance avec l empereur Alexandre I-er. Préf. de M. Ch. De Mazade. T. 1-2. Paris. 1887. (Чарторижcкий, А. Мемуары князя Адама Чарторижского и его переписка с императором Александром I. Т. 1-2. М.. 1912). -

    Vandal, A. Napoléon et Alexandre I-er. L alliance russe sous le premier empire. 6-me éd. T. 1-3. Paris. . (Вандаль, А. Наполеон и Александр I. Франко-русский союз во время первой империи. Т. 1-3. Спб. 1910-1913). -

    См. также лит-ру к статье Венский конгресс 1814 - 1815 гг.

    Свиток с изображением траурной процессии
    во время похорон императора Александра I (фрагмент).