Войти
Образовательный портал. Образование
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности российской федерации. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности. открытость экологической информации о деятельности предприятий

    Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности российской федерации. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности. открытость экологической информации о деятельности предприятий

    Основным инструментом регулирования экологических общественных отношений являются экологические правовые нормы (эколого-правовые нормы).

    Как и все правовые нормы, эколого-правовые нормы по выполняемым ими функциям подразделяются на охранительные и регулятивные. Последние, в свою очередь, - на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

    По способу воздействия на регулируемые экологические общественные отношения и с учетом специфики этих отношений экологоправовые нормы можно подразделить на нормы-правила, нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-дефиниции!

    Эколого-правовые нормы-правила - правила поведения людей, обладающие определенной совокупностью свойств. Они

    а) специально разработаны для регулирования особой группы общественных отношений - экологических;

    б) записаны, как правило, в специальных нормативных правовых актах, система которых образует самостоятельную отрасль законодательства - экологическое законодательство;

    в) обеспечены специальными мерами государственного принуждения (эколого-правовая ответственность).

    Экологоправовые нормы-принципы юридически закрепляют основные положения государственной экологической политики. К ним относятся:

    а) принцип обеспечения конституционных прав и свобод граждан при и посредством осуществления экологической деятельности, прежде всего - прав граждан на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья;

    б) принцип предотвращения ущерба окружающей природной среде;

    в) принцип разре-шительности воздействия на окружающую среду;

    г) принцип""загрязнитель платит";

    д) принцип нормирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

    е) принцип согласованности и поэтапности введения экологических ограничений экономической деятельности и др.

    Эколого-правовые нормы-приоритеты устанавливают преимущества в охране одних социальных и природных объектов по сравнению с другими. Они могут быть: межотраслевыми, например, принцип приоритета охраны здоровья человека; отраслевыми, к примеру, принцип приоритета питьевого водопользования, приоритета лесов первой группы, приоритета особо охраняемых территорий. Последний из них можно проиллюстрировать следующим образом: согласно действующему законодательству на такой особо охраняемой территории, как государственный природный заповедник, запрещается любая деятельность, несовместимая с режимом заповедования.



    Эколого-правовые нормы-дефиниции содержат термины и определения, которыми оперирует конкретный экологический закон. Это важно для его правильного (единообразного) понимания и применения."Об охране окружающей среды") установил, что для целей этого закона, например, под природным ландшафтом которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях"; По направленности воздействия нормы экологического права можно разделить на специальные и экологизированные.

    Специальные нормы экологического права изначально установлены государством для регулирования экологических отношений. Они содержатся, по общему правилу, в специальных нормативных правовых актах - актах экологического законодательства. Одновременно нормы экологического права могут находиться в нормативных правовых актах других отраслей законодательства.

    Экологизированные нормы экологического права - нормы, изначально предназначенные для регулирования иных (кроме экологических) общественных отношений, но одновременно регулирующие и свои "родные", и экологические отношения.

    Объектами экологических правоотношений являются индивидуализированные при помощи границ определенные части природных объектов, используемые или предназначенные для использования, которые, будучи таковыми, приобретают характер природного ресурса. Это: земельные участки, участки недр (горный и геологический отводы), участки лесов, водные объекты, объекты животного мира и т. п.

    По общему правилу все, что является продуктом человеческого труда, не является объектом экологических правоотношений. Исключение составляют, например, древесная и кустарниковая растительность, выращенная для восстановления лесов; молодь рыбы, выпущенная в естественные водные объекты для восстановления рыбных запасов, и т. п.

    Второй критерий - нахождение объекта в системе естественных экологических связей. Например, дикие животные в состоянии естественной свободы, лесные деревья на корню, атмосферный воздух - суть объекты экологических правоотношений Домашние и сельскохозяйственные животные или животные, находящиеся в полувольных условиях (например, в зоопарке), являются объектами гражданских правоотношений, а в части санитарных условий их содержания - административных правоотношений. Воздух в производственных и иных помещениях (в отличие от атмосферного воздуха) составляет объект правоотношений в сфере охраны труда и техники безопасности и т.п.

    в Российской Федерации и ее субъектах *

    Обеспечение экологической безопасности – одна из составляющих экологической функции Российского государства и, соответственно, задача практически всех государственных органов.

    Дефиниция «экологическая безопасность» основана на определении понятия «безопасность». Анализу указанных терминов посвящены многочисленные труды ученых 42 .

    В Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. (в ред. от 24 декабря 1993 г.) безопасность определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основные объекты безопасности указаны в такой последовательности: личность, общество, государство. В Законе закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определена система безопасности и ее функции установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. В ст. 8 Закона предписано, что не допускается создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации.

    В анализируемом Законе также перечислены виды безопасности – государственная, экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные (ст. 13). В Конституции РФ выделено три основных вида безопасности – государственная (п. «д» ч. 1 ст. 114), общественная (п. «б» ч. 1 ст. 72) и экологическая (п. «д» ч. 1 ст. 72). Таким образом, термин «экологическая безопасность» используется в указанных нормативных правовых актах и является составной частью понятия безопасности.

    Категория «экологическая безопасность» на федеральном уровне наряду с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности» закреплена также в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 18), в ряде федеральных законов: «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» и др.

    Впервые же понятие «экологическая безопасность» юридически раскрыто в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. В нем оно определено как «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий».

    Данное понятие в качестве объектов экологической безопасности указывает человека и природную среду, ставя на первое место именно защищенность природной среды. Такую последовательность можно объяснить наименованием анализируемого Закона.

    На наш взгляд, более точное определение экологической безопасности дано в проекте федерального закона , который был принят Государственной Думой 17 ноября 1995 г. и отклонен Президентом РФ 21 декабря 1995 г. В ст. 3 гл. 1 проекта закреплено понятие экологической безопасности как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее».

    В письме Президента РФ в Государственную Думу об отклонении проекта федерального закона «Об экологической безопасности» от 21 декабря 199 г. № Пр-1844 был сделан, на наш взгляд, ошибочный вывод о том, что экологическая безопасность не может быть составной частью безопасности. Буквально это было выражено следующим образом: «определяя место понятия «экологическая безопасность» в составе понятия «безопасность личности, общества и государства», [разработчик законопроекта] не учитывает нормы п. «м» ст. 71 и п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Вопросы безопасности, определенные Законом РФ «О безопасности» как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, относятся исключительно к ведению Российской Федерации, а вопросы экологической безопасности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, поэтому понятие «экологическая безопасность» не может быть составной частью понятия «безопасность». По нашему мнению, указанное замечание скорее относится к несогласованности соответствующих статей Конституции Российской Федерации, а не к определению понятия «экологическая безопасность». Этот вывод содержится и в работах других ученых, например Г.П. Серова, В.В. Вербицкого и т.д.

    В Законе РФ «О безопасности» экологическая безопасность рассматривается как вид безопасности государства.

    Здесь уместно отметить, что согласно п. «д» и п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся не только обеспечение экологической безопасности, но и природопользование; охрана окружающей среды; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Однако на федеральном уровне все перечисленные предметы совместного ведения, за исключением обеспечения экологической безопасности, реализованы путем издания по ним соответствующих федеральных законов или кодексов Российской Федерации и принятия в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации.

    Если вопросу об экологической безопасности в федеральном законодательстве уделено хоть какое-нибудь внимание, то механизм обеспечения экологической безопасности не раскрыт.

    По данному вопросу имеются только различные точки зрения ученых. Одни авторы рассматривают обеспечение экологической безопасности как составную часть охраны окружающей среды, некоторые считают эти понятия практически одинаковыми, другие же включают в понятие обеспечения экологической безопасности и охрану окружающей среды, и рациональное природопользование. Есть и еще одна точка зрения: некоторые ученые высказывают мнение о том, что обеспечение экологической безопасности – это деятельность, осуществляемая наряду с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов 43 .

    Мы придерживаемся последнего из перечисленных мнения. Общественные отношения по обеспечению экологической безопасности возникают при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Причем в отличие от отношений по охране окружающей среды и природопользования, которые также возникают при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, они представляют опасность для жизни и здоровья людей. Например: отношения, возникающие при использовании природных ресурсов в объемах, не приводящих к сверхнормативному загрязнению окружающей среды, к опасному для жизни и здоровья людей разрушению и деградации окружающей природной среды, считаются отношениями по природопользованию. Отношения, возникающие при функционировании заповедников и других особо охраняемых территорий, не приводящие к разрушению и деградации окружающей природной среды, – это отношения по охране окружающей среды.

    Определение круга общественных отношений, возникающих в области обеспечения экологической безопасности, по ряду причин (неоднородность отношений, их взаимосвязанность и т.п.) весьма затруднительно. И содержание ведущихся дискуссий в эколого-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой литературе говорит о том, что эта проблема далека от разрешения 44 .

    Экологическая безопасность как определенная юридическая категория представляет собой сложную систему различных отношений, тесно взаимосвязанных и смыкающихся с системами других общественных отношений (общественной безопасностью и национальной безопасностью).

    Таким образом, категория экологической безопасности и ее обеспечение учеными до сих пор, к сожалению, еще до конца не сформулированы и не отражены в федеральном законодательстве. В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» обеспечение экологической безопасности определено в качестве цели охраны окружающей среды, однако обеспечение экологической безопасности требует отдельного правового регулирования на федеральном уровне.

    Аналогичные замечания и высказывания о необходимости юридического закрепления понятия «экологическая безопасность», а также решение вопросов правового регулирования отношений в сфере ее обеспечения можно найти и у работников природоохранной прокуратуры, и у депутатов Государственной Думы как прошлого, так и нынешнего созывов 45 . Дискуссия между учеными и специалистами по данному вопросу должна принести пользу в решении теоретических и прикладных аспектов экологической безопасности. Аналогичные мысли высказаны и в ряде публикаций 46 .

    При рассмотрении вопроса о правовом регулировании обеспечения экологической безопасности на региональном уровне уместно отметить, что ряд субъектов Федерации, опираясь на федеральный законопроект «Об экологической безопасности» и в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, разработали и приняли свои законы об экологической безопасности. Так, в Республике Башкортостан, помимо действующего Экологического кодекса Республики Башкортостан (в ред. Закона Республики Башкортостан от 1 ноября 2000 г.), в преамбуле которого сказано, что «охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека – неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития Республики Башкортостан», в июне 1997 г. был принят Закон об экологической безопасности Республики Башкортостан. Экологическая безопасность в Законе трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее (данное понятие экологической безопасности идентично понятию, сформулированному в ст. 3 проекта федерального закона «Об экологической безопасности»).

    В Законе Волгоградской области «Об экологической безопасности на территории Волгоградской области» от 3 апреля 1998 г. (в ред. от 7 июня 1999 г.) экологическая безопасность определена как «защита жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего, прав на здоровую, благоприятную окружающую природную среду». На наш взгляд, в Законе дано не совсем удачное определение экологической безопасности. Во-первых, слово «защита» означает действие, но никак не состояние. Иными словами, данное понятие скорее относится к обеспечению экологической безопасности. Во-вторых, не указаны угрозы экологической безопасности.

    Правовые основы обеспечения экологической безопасности на территории Ульяновской области определяет Закон Ульяновской области «Об экологической безопасности на территории Ульяновской области» от 4 октября 1996 г. В Законе экологическая безопасность трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества, окружающей природной среды, при котором достигается предотвращение или ограничение угроз, возникающих в результате антропогенных или природных воздействий на систему «человек – среда обитания». Обеспечение экологической безопасности – система действий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и по ликвидации их последствий, включая отдаленные.

    Законом Ненецкого автономного округа «Об экологической безопасности на территории Ненецкого автономного округа» от 11 января 2000 г. экологическая безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего, прав на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду». Недостатком такой трактовки понятия «экологическая безопасность» является отсутствие указания угроз экологической безопасности, а также неполный перечень объектов. В качестве объекта экологической безопасности указан только человек.

    Определение экологической безопасности в Законе Курской области «Об экологической безопасности» от 5 июля 1997 г. (в ред. от 8 мая 2001 г.), наоборот, слишком широко трактует это понятие, причем на первое место в качестве объекта ставится не человек, а окружающая природная среда. А также, будучи Законом одного субъекта Федерации, рассматривает в качестве объекта все государство с учетом как внутренних, так и внешних угроз экологической безопасности: «Экологическая безопасность – защищенность окружающей природной среды и жизненно важных интересов граждан, общества, государства от внутренних и внешних воздействий, негативных процессов и тенденций развития, создающих угрозу здоровью людей, биологическому разнообразию и устойчивому функционированию экологических систем и выживанию человечества».

    Аналогичные законы действуют в Нижегородской и Оренбургской областях. Закон Оренбургской области «Об экологической безопасности» от 7 декабря 1999 г. в качестве объектов экологической безопасности называет личность и общество, а окружающая среда отсутствует: «экологическая безопасность – состояние защищенности личности, общества от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф»..

    В целом, анализируя региональное законодательство в области экологической безопасности, можно сделать вывод, что трактовка ее понятия, пути обеспечения, организация системы, а также определения объектов и субъектов экологической безопасности в законах различна. В одних случаях угрозы экологической безопасности – антропогенное и природное воздействие, в других – антропогенное воздействие и чрезвычайные ситуации, в третьих – все вместе взятое.

    Такое разночтение можно объяснить, во-первых, неурегулированностью законодательства по вопросам обеспечения экологической безопасности на федеральном уровне; во-вторых, сложившейся экологической обстановкой в каждом конкретном регионе (субъекте Российской Федерации); в-третьих, различными подходами к управлению в данной области (в одних субъектах Федерации – решением вопросов занимаются их исполнительные органы государственной власти, в других – специально уполномоченные государственные органы исполнительной власти, к примеру территориальный орган МПР России, МЧС России или органы внутренних дел и т.д.) и др.

    Хотелось бы особо отметить предлагаемую в Законе Ульяновской области меру уровня экологической безопасности человека как среднюю ожидаемую продолжительность жизни. Учитывая, что глобальной целью деятельности общества и государства в реализации экологической функции является экологическая безопасность человека, предлагаемая в качестве интегрального показателя экологической безопасности средняя ожидаемая продолжительность жизни может лечь в основу федерального законодательства об экологической безопасности. Такая же позиция отмечена и авторами комментария к Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 47 .

    Анализируя федеральное и региональное законодательство, можно утверждать, что в настоящее время остро прослеживается необходимость скорейшего решения вопроса правового регулирования отношений в области обеспечения экологической безопасности России. Экологическая безопасность требует отдельного правового регулирования на федеральном уровне. Анализ соответствующего регионального законодательства показывает отсутствие единства в трактовке основных понятий. Такое разночтение объясняется, в первую очередь, несистемным подходом к правовому регулированию этих вопросов на федеральном уровне.

    Представляется целесообразным принятие либо федерального закона «Об экологической безопасности» , либо соответствующих модельных региональных законов. В первом случае – в федеральном законе следует изложить разграничение полномочий всех органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений; конкретизировать их задачи в области обеспечения экологической безопасности населения и территории России и т.д.

    Во втором случае – подготовить соответствующие модельные законопроекты, которые должны определять основные концептуальные понятия и положения регионального законодательства в области обеспечения экологической безопасности.

    Обеспечение экологической безопасности следует рассматривать не только в качестве самостоятельного элемента обеспечения национальной безопасности, но и элемента экологической функции государства. Такая экологическая функция должна отражать объективную деятельность всех органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений по обеспечению экологической безопасности населения и территории России.

    Обеспечение экологической безопасности – не только самостоятельный элемент экологической функции государства и обеспечения национальной безопасности, но и один из элементов защиты населения и территорий, а также общественной безопасности. Такая трактовка является теоретической предпосылкой разграничения компетенции по обеспечению экологической безопасности между различными правоохранительными органами (МВД России, МЧС России и др.).

    1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

    Экологическое право (ЭП) – совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
    ЭП как научная отрасль возникло в 1990-х гг. на базе таких отраслей права, как право окружающей среды и природоресурсное право.
    ЭП изучает историю возникновения соответствующих правоотношений, исследует их применительно к конкретным историческим периодам, анализирует действующее законодательство, в том числе и зарубежный опыт правового регулирования схожих отношений, рекомендует усовершенствовать экологическое законодательство путем внесения изменений.
    ЭП регулирует отношения, связанные с взаимодействием общества и природы и возникающие в результате осуществления хозяйственной деятельности, воздействующей на природную среду. Природная среда является важнейшей составляющей окружающей среды и основой жизни на Земле.
    В соответствии с Конституцией РФ каждый житель России имеет право на благоприятную окружающую среду; на ее защиту от отрицательного воздействия, которому способствует хозяйственная или иная деятельность, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера; на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также на возмещение вреда причиненного окружающей среде.
    Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении их прав в сфере охраны окружающей среды.
    Если хозяйственная или иная деятельность объектов может причинить вред окружающей среде, то решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
    Должностные лица, препятствующие осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
    В России существуют федеральные программы в области экологического развития и целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов РФ, предусматривающие проведение мероприятий по охране окружающей среды.
    Негативное воздействие на окружающую среду наказывается штрафом.
    Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот. Экологическое страхование используется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц при условии, что есть экологические риски.

    2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    Предмет экологического права (ЭП) – общественные отношения, которые возникают, изменяются или прекращаются в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также регулируются нормами ЭП.
    Основные группы общественных отношений, регулируемых ЭП:
    отношения в сфере природопользования;
    отношения в области охраны окружающей среды;
    отношения в области обеспечения экологической безопасности.
    Два основных метода правового регулирования ЭП.
    Императивный (административно-правовой) метод основывается на неравенстве правового статуса субъектов, вступающих в соответствующие правоотношения. Как правило, один из субъектов является представителем публичной власти (например, инспектор органа экологического контроля), а другой – физическим или юридическим лицом (например, природопользователем), обязанным исполнять требования первого. Тип взаимодействия субъектов – власть-подчинение. Этот метод выражается через запреты и ограничения на использование природных объектов, нормативов воздействий на окружающую среду, выдачу лицензий, сертификатов, разрешений и т. п. Например, в соответствии со ст. 45 ФЗ «Об охране окружающей среды» выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются только на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами.
    Диспозитивный (гражданско-правовой) метод предполагает равенство субъектов, вступающих в правоотношения. Его главная особенность в том, что оба субъекта свободно выражают свое волеизъявление. Но этот метод наделяет участников правоотношений не только равными правами, но и обязанностями.
    Некоторые авторы выделяют и третий метод – экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды. То есть предполагается воздействие на имущество физических и юридических лиц, деятельность которых влияет на состояние окружающей среды. Это налогообложение и штрафы за загрязнение окружающей среды. Целью этого метода является стимулирование субъектов для осуществления мер по обеспечению экологической безопасности.

    3. СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

    Экологическое право (ЭП) содержит в себе составные части, каждую из которых наполняет определенная группа правовых институтов, раскрывающих понятие и содержание конкретных экологических правоотношений. ЭП состоит из Общей и Особенной частей, а также из несвойственной многим другим отраслям права специальной части.
    Общая часть состоит из институтов, которые содержат положения, определения и принципы, имеющие общее значение для всей отрасли экологического права. К Общей части относятся нормы ФЗ «Об охране окружающей среды», федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особоохраняемых природных территориях», экологическая правоспособность и дееспособность, экологический аудит, ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды, экологические требования к созданию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов и т. д.
    Особенная часть содержит специальные правовые нормы по обеспечению рационального использования и охране земель, недр и других природных ресурсов. Определяет правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов животного и растительного мира, экологически неблагоприятных территорий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами и отходами и т. п. Таким образом, Особенная часть регулирует отдельные части экологического права – земельную, водную, лесную и т. д. То есть те подотрасли права, которые вполне могут выступать как самостоятельные по отношению к ЭП.
    В специальную часть ЭП входят нормы других отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы очень многочисленны. Прежде всего они относятся к тем отраслям права, которые имеют как общий, так и отличающийся от ЭП предмет и метод регулирования.

    4. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

    Основой регулирования взаимоотношений природы и общества при осуществлении определенных видов деятельности является экологическое право.
    Можно выделить следующие специфические черты экологического права:
    1. Всеобщий субъективный охват
    2. Территориальный охват
    3. Право каждого гражданина на:
    благоприятную окружающую среду, ее защиту от отрицательного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного, техногенного характера, достоверную информацию о состоянии окружающей среды и возмещении вреда окружающей среде;
    создание общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;
    обращение в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
    участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных акциях;
    предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участие в ее проведении в установленном порядке;
    оказание содействия органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды;
    обращение в органы государственной власти и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
    предъявление в суд исков о возмещении вреда окружающей среде.
    4. Масштабность объектов правового регулирования:
    поверхностных и подземных вод;
    леса и иной растительности, животных и других организмов и их генофонда;
    атмосферного воздуха, озонового слоя атмосферы и околоземного космического пространства.
    5. Значимость регулируемых вопросов:
    исключительного состояния окружающей среды как источника жизни на Земле;
    сбалансированного решения социально-экономических задач;
    сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов;
    удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений;
    укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды;
    обеспечения экологической безопасности.

    5. ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    К ним относятся:
    1) соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;
    2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
    3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
    4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
    5) ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
    6) возмещение вреда окружающей среде;
    7) независимость контроля в области охраны окружающей среды;
    8) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности;
    9) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
    10) обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
    11) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
    12) сохранение биологического разнообразия;
    13) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
    14) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;
    15) соблюдение прав каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
    16) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
    17) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.

    6. НОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

    Нормы экологического права – требования в области охраны окружающей среды. Экологическое правонарушение представляет собой несоблюдение требований, закрепленных экологическим законодательством, нормами, правилами и т. д.
    К ним относятся требования, предъявляемые при:
    1) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервировании и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;
    2) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;
    3) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники;
    4) эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;
    5) мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
    6) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;
    7) производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;
    8) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;
    9) производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;
    10) использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;
    11) использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве;
    12) обращении с отходами производства и потребления;
    13) установлении защитных зон;
    14) приватизации и национализации имущества;
    15) охране окружающей среды от негативного биологического и физического воздействия.
    За правонарушения в данной области законом предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, несут прежде всего материальную ответственность.

    7. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

    Право на благоприятную окружающую среду закреплено Конституцией РФ, однако закон наделяет участников экологических правоотношений и обязанностями. Каждый обязан сохранять природную и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
    Законодательством определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды.
    Источниками права в РФ являются:
    1. Нормативные акты.
    2. Правовой обычай.
    3. Подзаконные акты.
    4. Договоры.
    Основными источниками экологического права являются:
    1. Конституция РФ.
    2. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г.
    3. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г
    4. ФЗ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах».
    5. ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
    6. ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
    В экологическом праве применяются договоры аренды объектов окружающей природной среды, договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, и др.

    8. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

    Субъекты экологических правоотношений – РФ, субъекты РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. РФ и субъекты РФ выступают участниками экологических правоотношений только если являются собственниками природных ресурсов, поэтому они должны способствовать сохранности окружающей природной среды. Природные объекты могут находиться в собственности муниципальных образований. Органы местного самоуправления наделены определенными полномочиями в сфере регулирования экологических отношений и могут выступать в качестве субъекта правоотношений в сфере управления охраной окружающей природной среды.
    Органы государственной власти являются участниками экологических правоотношений в сфере управления охраной окружающей природной среды.
    Юридические лица любой организационно-правовой формы, независимо от цели деятельности, являются субъектами экологических правоотношений и должны соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды.
    В экологическом праве, как и в других отраслях, существует понятие правоспособность. Правоспособность юридического лица возникает в момент регистрации и прекращается в связи с его ликвидацией. Но в экологические правоотношения юридические лица вступают лишь с момента предоставления им в собственность или пользование природных ресурсов.
    Участниками таких отношений выступают и граждане РФ, иностранные граждане, лица с двойным гражданством и без гражданства. В их обязанность входит сохранение окружающей среды. При этом закон наделил их правом на благоприятную среду.
    В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» все объекты можно условно разделить на три категории:
    1. Интегрированный объект – это окружающая среда.
    2. Дифференцированный объект – это отдельные природные объекты (земля, недра и т. п.).
    3. Особо охраняемые объекты – это государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные и дендрологические парки, памятники природы, редкие виды растений и животных и места их обитания.
    Для природных объектов характерны:
    естественность происхождения;
    взаимосвязь с экологической системой природы;
    внешние функции жизнеобеспечения.
    К природным объектам относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса, животный мир, растительный мир, микроорганизмы, природные ландшафты, государственные природные заповедники и т. д.

    9. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования:
    1) уполномочена государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
    2) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды в установленной сфере деятельности.
    Эта служба подчинена Министерству природных ресурсов РФ. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В ее полномочия входит: 1) осуществление контроля и надзора:
    а) в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
    б) в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
    в) за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
    г) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков;
    д) за использованием и охраной водных объектов;
    е) за соблюдением законодательства РФ и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
    ж) за безопасностью гидротехнических сооружений, кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;
    2) осуществление государственного земельного контроля в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий;
    з) выдача в установленном порядке лицензии (разрешения);
    4) организация государственной экологической экспертизы;
    5) осуществление мониторинга объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря РФ;
    6) ведение «Красной книги» РФ;
    7) ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения и т. д.

    10. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ

    Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая:
    1) управление государственным фондом недр;
    2) использование и охрану водного фонда;
    3) эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и др. гидротехнических сооружений;
    4) использование объектов животного мира и среды обитания.
    МПР РФ действует в соответствии с Положением «О Министерстве природных ресурсов РФ», которое утверждено постановлением Правительства РФ от 22.07.2004 г. № 370.
    МПР РФ уполномочен осуществлять координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:
    1) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
    2) Федерального агентства по недропользованию;
    3) Федерального агентства лесного хозяйства;
    4) Федерального агентства водных ресурсов. МПР РФ в соответствии с законодательством РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты нормативных документов по вопросам:
    1) геологического изучения, рационального использования и охраны недр;
    2) использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
    3) использования и охраны водных объектов;
    4) эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечения их безопасности;
    5) охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
    6) особо охраняемых природных территорий.
    В компетенцию МПР входит лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами, принятие решений о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
    МПР РФ ведет реестр лицензий, в котором указываются:
    1) наименование лицензирующего органа;
    2) лицензируемая деятельность, класс опасности отходов для окружающей среды, опасные свойства отходов, виды отходов;
    3) сведения о лицензиате с указанием ИНН;
    4) срок действия лицензии;
    5) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
    6) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
    7) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
    8) сведения о переоформлении лицензии;
    9) сведения о продлении срока действия лицензии;
    10) основания и дата аннулирования лицензии.

    11. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

    На территории РФ действуют три основные формы собственности: государственная, муниципальная и частная. Конституцией РФ закреплено право гражданина иметь в частной собственности недвижимость. Объектами права собственности могут быть земля, водоем и другие природные ресурсы, которые охраняются в соответствии с законами РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Однако существуют природные объекты, которые не могут находиться в частной собственности, например: лес, государственный заповедник, памятники природы, то, что является народным достоянием.
    Само право собственности содержит в себе еще три права: владения, пользования и распоряжения. Поэтому только собственник может свободно реализовывать все эти права, если его действия не наносят вред окружающей среде и не нарушают прав и законных интересов иных лиц.
    Только собственник принимает меры по защите, охране, воспроизводству и организации рационального использования принадлежащих ему объектов экологических отношений и имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.
    Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (т. е. государственной или муниципальной). Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом.
    Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению. Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.
    Водные объекты целиком и полностью находятся в собственности РФ. Однако у муниципальных образований, а также физических и юридических лиц в отдельных случаях может возникнуть право собственности на обособленный водный объект.
    Особое положение «занимают» недра, находящиеся в границах территории РФ. В собственности РФ находятся подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы. Совершение сделок с ними запрещено законом. Однако добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, если это предусмотрено лицензией, могут находиться в государственной, муниципальной собственности, собственности субъектов Федерации, а также в частной.

    12. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

    Использование природных ресурсов – эксплуатация, использование в хозяйственной деятельности, различные виды воздействия в процессе этой деятельности.
    Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются не только законодательством РФ, но и международными соглашениями. Рациональное использование природных ресурсов является одним из самых важных условий природопользования, оно позволяет обеспечить экологическую безопасность.
    В соответствии с законодательством РФ можно выделить следующие виды пользования недрами:
    1. Региональное геологическое изучение, иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.
    2. Геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
    3. Разведку и добычу полезных ископаемых, а также использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
    4. Строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
    5. Образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
    6. Сбор минералогических, палеонтологических и др. геологических коллекционных материалов.
    Виды водопользования (для лиц, не являющихся собственниками):
    1) долгосрочное пользование (от 3 до 25 лет);
    2) краткосрочное пользование (до 3 лет);
    3) ограниченное пользование (водный сервитут).
    Формы водного сервитута:
    1. Публичный, т. е. каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами.
    2. Частный (ограничение прав лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное пользование).

    13. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

    Природные объекты – составные части окружающей среды, которые взаимосвязаны между собой. Отношения, связанные с использованием и охраной природных объектов, должны быть урегулированы правом.
    Существует условная классификация природных объектов:
    1) естественные системы;
    2) природные ресурсы и иные объекты охраны;
    3) особо охраняемые территории и объекты.
    Естественные системы – природная среда обитания человека, за исключением объектов, созданных человеком; частей природы, вышедших из экологической связи с ней; элементов природы, охрана которых в данный момент невозможна.
    Природными ресурсами и другими объектами охраны являются: земля, недра, подземные и поверхностные воды, леса и растительный мир, животный мир, атмосферный воздух и т. д.
    Под землей понимается поверхность, природный слой почвы. Наибольшей ценностью обладают сельскохозяйственные земли и земли, предназначенные для животноводства.
    Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, идущая до глубин, доступных изучению и освоению.
    Вода – все поверхностные и подземные воды. При использовании воды необходимо обеспечить надлежащее водоснабжение питьевой водой, а также принять меры по предупреждению загрязнения и истощения воды от промышленных и бытовых отходов.
    Главная функция лесов и растительного мира заключается в удовлетворении в древесине, выработке кислорода. Основными проблемами являются: незаконная вырубка леса, загрязнение бытовыми и строительными отходами, пожары.

    Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

    Экономическое регулирование заключается в установлении платы за пользование природными ресурсами, выбросы в окружающую среду, обеспечении финансирования экологической деятельности, создании специальных экологических фондов, экологическом страховании, экономическом стимулировании рационального природопользования и охране окружающей природной среды, отдельных природных ресурсов.

    В отличие от административных методов регулирования экономическое регулирование осуществляется без вмешательства в деятельность предприятий и иных организаций.

    Важнейшим элементом экономического регулирования экологических отношений является платность природопользования и воздействий на окружающую природную среду.

    Формой платы за пользование природными ресурсами, сбросы в окружающую природную среду являются налоги и сборы. Налоговым кодексом РФ (часть 1) установлены налоги на добычу полезных ископаемых, сборы за право пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, которые относятся к федеральным налогам и сборам (ст. 13) и земельный налог, относящийся к местным налогам (ст. 15).

    Статьей 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду. К негативному воздействию на окружающую среду относятся:

    *выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

    *сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные подземные водные объекты и на водосборные площади;

    *загрязнение недр, почв;

    *размещение отходов производства и потребления;

    * загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физического воздействия;

    *иные виды негативного воздействия на окружающую среду

    Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 .

    В соответствии с поручением Правительства РФ Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов 26 января 1993 г. утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.

    Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения затрат на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддерживание выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

    · Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2003г. №344 (с изменениями 01.06. 2005г. №410) нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками в пределах установленных допустимых нормативов выбросов, установленных лимитов выбросов; за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива); за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные объекты; за размещение отходов производства и потребления. Ставки платы по конкретным субъектам РФ определяются путем умножения норматива платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха, почвы, водных объектов.)

    Так, для Пермского края размеры указанных коэффициентов составляют: для атмосферного воздуха-2; почвы (при размещении отходов)-1,7; водных обьектов-1,13.

    Кроме того при выбросе загрязняющих выбросов в городах применяется дополнительный коэфициент-1,2.

    Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих допустимых нормативов выбросов, сбросов, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия определяется путем умножения соответствующих нормативов платы на величины выбросов и суммированием полученных произведений по видам загрязнений.

    Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и допустимыми нормативами выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и суммированием полученных произведений по видам загрязнения.

    Плата за сверх лимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных допустимых нормативов или лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, над установленными допустимыми нормативами или лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

    Если у предприятия и иной организации нет разрешения на сброс, выброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса выбросов рассматривается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей среды за все выбросы рассчитывается по нормативам платы за сверхлимитные выбросы, сбросы с применением пятикратного повышающего коэффициента.

    Платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах допустимых нормативов, лимитов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а за их превышение осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (организации).

    Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды и другие вредные воздействия не освобождает предприятия (организации) от возмещения вреда, причиненного природной среде, здоровью и имуществу граждан, предприятиям (организациям), а также от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Плата за пользование природными ресурсами устанавливается в различных формах.

    Так, в силу ст. 65 Земельного кодекса РФ 2001 г. Формами платы за использование земель является земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

    Статья 66 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность установления рыночной стоимости земельного участка в соответствии с федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135–ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» . При этом кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

    Пользователи недр в силу гл. 26 (ст. 334-346) части II Налогового кодекса РФ уплачивают налог на добычу полезных ископаемых. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию природного газа, привлекаются к уплате акцизов (ст. 179-206 части II Налогового кодекса РФ).

    В силу ст. 20 ВК РФ плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

    1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

    2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

    3) равномерное поступление платы за пользование водными объектами в течении календарного года.

    Ставки платы за пользование водными объектами, порядок ее расчета и взимание устанавливаются по водным объектам находящимися в федеральной собственности, Правительством РФ, в собственности субъектов РФ- органами государственной власти субъектов РФ, в муниципальной собственности -органами местного самоуправления.

    Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006г. №876 (с изм. от 10.12.07г. №832) утверждены ставки платы за пользованием водными объектами, находящимися, в федеральной собственности.

    За использование лесов вносится арендная плата и плата по договору купли-продажи лесных насаждений (ст.94 ЛК РФ) Размер платы за аренду лесных участков определяется на основе минимальных размеров платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади арендуемого лесного участка и определяется по результатам аукциона по продаже права на заключения договора аренды лесного участка.

    Ставки платы утверждаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления за аренду лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности соответственно.

    Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007г. №310 (с изм. от 30.06.2007. № 419) утверждены ставки платы за пользование лесными участками, находящимися в федеральной собственности.

    Пользователи объектами животного мира и водными биологическими ресурсами вносят сборы за их пользование, размер которых установлен Налоговым кодексом РФ (глава 25) .

    Кроме того, предусмотрена плата за пользование средой обитания объектов животного мира - земельными, лесными участками, водными объектами, рыбопромысловыми участками.

    Экономическое регулирование заключается в создании реальной финансовой основы экологической деятельности.

    Финансирование экологических программ осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, муниципальных бюджетов; предприятий и иных организаций; экологических и природноресурсовых фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов организаций и граждан, иных не запрещенных законодательством источников.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст.18) предусматривает добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий и иных организаций, граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

    В настоящее время может осуществляться только добровольное экологическое страхование в порядке, предусмотренном Типовым положением о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденным Минприродой РФ от 3 декабря 1992 г. и Российской государственной страховой компанией от 20 ноября 1992 г.. Объектом экологического страхования является риск гражданско-правовой ответственности, выражающийся в возмещении страхователем ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна. Страхование осуществляется на основании договора, заключаемого между страхователем – предприятием и иной организацией и страховой организацией (страховщиком).

    Наряду с гарантированностью возмещения вреда, причиненного в результате экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф экологическое страхование позволит сформировать фонды экологического страхования, средства которых могут использоваться на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

    Экономическое стимулирование экологической деятельности осуществляется путем:

    · освобождения от налогов имущества природоохранных основных фондов; средств, направляемых на финансирование природоохранных мероприятий;

    · предоставления предприятиям и организациям налоговых и иных льгот: на суммы, затраченные на проведение природоохранных мероприятий;

    · установления повышенных норм амортизации основных экологических фондов;

    · предоставления кредитов на льготных условиях для финансирования природоохранных мероприятий; прямого безвозвратного финансирования природоохранных мероприятий; предоставления на эти цели безвозмездных ссуд;

    · применения повышенных цен и надбавок на экологически чистую продукцию.

    Наряду с описанными законодательством РФ, субъектов РФ могут устанавливаться другие виды экономического стимулирования экологической деятельности.

    Экологическое право Боголюбов Сергей Александрович

    § 1. Правовое регулирование экономического механизма охраны среды

    (планирование, финансирование и лицензирование; лимиты на природопользование и его платность; экологические фонды и страхование; экономическое стимулирование)

    Переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим способам управления охраной окружающей среды подразумевает усиление рыночных средств воздействия на экологические процессы, предупреждение загрязнений. Основой этого служат проводимые государственными органами и природопользователями количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определение их социально-экономической оценки.

    Государственными природоохранными органами ведется государственный земельный, водный, лесной кадастр, государственные кадастры недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов. Кадастр - это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений, в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содержит их характеристику, классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомендации по использованию, предложения по охране.

    Планирование, финансирование и лицензирование

    Планирование мероприятий по охране окружающей среды осуществляется на основе программ, прогнозов социально-экономического развития с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов. Правительством РФ утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ (ФЦП). В соответствии с ним осуществляются следующие программы в области окружающей среды:

    План действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996-1997 гг. (СЗ РФ. 1996. № 10. Ст. 935);

    ФЦП государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 г. (СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3972);

    ФЦП «Мировой океан» (СЗ РФ. 1997. № 4. Ст. 513);

    Комплексная федеральная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна (СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3440);

    ФЦП «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 гг.» (СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 4184);

    ФЦП «Создание единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4340);

    ФЦП «Развитие курортов федерального значения» (СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4565);

    постановление Правительства РФ «О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна» (СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 584);

    ФЦП «Отходы» (СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4565);

    ФЦП «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий» (СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 5012);

    постановление Правительства РФ «О первоочередных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных Сил РФ» (РГ. 1996. 27 нояб.).

    Вследствие экономического кризиса и секвестирования федерального бюджета большинство этих федеральных программ недостаточно финансируются и оказываются невыполненными. В принципе финансирование экологических программ и мероприятий производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан.

    Финансирование экологических программ и мероприятий в указанных бюджетах должно выделяться отдельной строкой и обеспечиваться материально-техническими ресурсами.

    Одним из элементов охраны окружающей среды является лицензирование - система регулирования природопользования посредством экологических регламентации и ограничений. Лицензия - это разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды.

    Лицензирование осуществляется, в форме выдачи лицензий на комплексное природопользование либо на использование отдельных видов природных ресурсов. В лицензиях указываются перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расходования и изъятия; нормативы платы; экологические требования и ограничения; сроки их действия; ответственность за их нарушение.

    Правительством РФ 26 февраля 1996 г. утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. Кроме того, регулируется порядок выдачи лицензий на проведение обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель, выдачи лицензий на комплексное природопользование, организации и проведения лицензирования отдельных видов деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ.

    Лимиты на природопользование и его платность

    Природопользование осуществляется в двух направлениях - изъятия природных веществ из природы и внесения антропогенных веществ в природу. Поэтому лимитирование проводится двумя способами: предприятиям-природопользователям устанавливаются на определенный срок объемы: а) предельного использования (изъятия) природных ресурсов и б) выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения бытовых и производственных отходов.

    Лимиты устанавливаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды. При этом учитываются экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, воды, почву, сроки достижения показателей государственных и региональных экологических программ.

    С лимитами связана платность использования природных ресурсов. Она соответственно включает:

    а) плату за природные ресурсы (землю, недра, воды, лес, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы), т. е. за право пользования ими в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    б) плату за загрязнение окружающей среды, т. е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов - в пределах установленных лимитов; сверх установленных лимитов.

    Плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов является формой возмещения затрат специализированных организаций на осуществление этой деятельности. Внесение платежей не должно рассматриваться в качестве откупного за антиэкологическую деятельность: природопользователь не освобождается при этом от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

    Экологические фонды и страхование

    Для решения природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. В ней объединяются Федеральный экологический фонд, фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Они действуют на основании постановления Правительства РФ «О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации» от 29 июня 1992 г. (см. также § 4 темы IV).

    Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, в том числе платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов; сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.

    Средства фондов распределяются в следующем порядке:

    60% - на природоохранные мероприятия городского и районного значения;

    30% - на мероприятия субъектов Федерации;

    10% - на мероприятия федерального значения.

    Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью. Предметом дискуссии продолжают служить проблемы расходования этих средств: немало представлений и протестов прокуроров по поводу незаконного использования экологических фондов на оборудование кабинетов, зарубежные поездки, на премирование штатных сотрудников; многие иски прокуроров удовлетворены судами, и фондами возмещается причиненный ущерб. Задача заключается в усилении общественного и государственного контроля за расходованием средств экологических фондов исключительно на природоохранные нужды.

    Общественными объединениями и профессиональными союзами создаются общественные фонды охраны окружающей среды: порядок их образования и расходования определяется общественными объединениями, учредившими фонды.

    Набирает силу такой элемент экономического механизма охраны среды, как экологическое страхование. Оно может быть добровольным или обязательным, на случаи экологического, стихийного бедствия, от аварий, катастроф. Страховое возмещение включает компенсацию ущерба, расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в пригодное состояние, расходы по спасению жизни и имущества лиц, которым в результате страхового события причинен вред.

    Типовым договором экологического страхования предусматриваются объекты и условия страхования, уплата платежей и сроки действия, страховые возмещения и защита, обязанности страховщика.

    Экономическое стимулирование

    Согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды 1991 г., в России осуществляется стимулирование охраны окружающей среды путем:

    установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;

    освобождения от налогообложения экологических фондов;

    передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

    установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;

    применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

    введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

    применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

    Эти положения частично реализуются законодательными актами России - Законами РФ 1991 г. «О налоге на имущество предприятий» (ст. 5), «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (ст. 6), «Об инвестиционном налоговом кредите» (ст. 2), Указом Президента РФ «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 8 мая 1996 г.

    автора Сазыкин Артем Васильевич

    13. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Организационный механизм охраны окружающей природной среды включает основные мероприятия в данной области.Осуществление нормирования в области охраны окружающей среды производится в

    Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

    16. Нормативы в области охраны окружающей среды Нормативы качества окружающей природной среды – это предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека.Общие требования к содержанию этих норм

    Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

    20. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причинившее вред окружающей среде и здоровью человека.Объект экологического

    Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

    51. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Международное сотрудничество в области соблюдения норм международного экологического права выражено в координации действий государств в общем процессе правового регулирования защиты окружающей

    Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

    СТАТЬЯ 4. Объекты охраны окружающей среды 1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:земли, недра, почвы;поверхностные и подземные воды;леса и

    Из книги Криминалистика. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

    Глава V. НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАТЬЯ 20. Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:проведение научно-исследовательских работ по обоснованию

    Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

    Тема 27. Правовое регулирование защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации 1. Понятие и содержание защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации как объекта государственного управления В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля

    Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

    Глава IX ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 109. Нарушение режима водоохраны (1) Нарушение режима водоохраны, повлекшее загрязнение вод, эрозию почвы и другие вредные явления, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 20 до 40 условных

    Из книги автора

    131. Каковы основные инструменты охраны окружающей среды в ЕС? Важнейшей составляющей механизма охраны окружающей среды является экологическая стандартизация (экологическое нормирование). Введение общих для государств-членов экологических стандартов - самый старый и

    Из книги автора

    Из книги автора

    § 5. Правотворчество субъектов Федерации в области охраны окружающей среды (конституционные основания правотворчества субъектов Федерации в области охраны окружающей среды; нормативные акты Тверской области)Федеративное устройство страны имеет первостепенное

    Из книги автора

    Тема III. Принципы и объекты охраны окружающей среды Основные положения. - Принцип устойчивого развития. - Правовое обеспечение экологических отношений. - Международное сотрудничество в охране окружающей среды. - Объекты охраны окружающей

    Из книги автора

    § 5. Объекты охраны окружающей среды (естественные системы; природные ресурсы и иные объекты охраны; особо охраняемые территории и объекты)Под объектами охраны окружающей среды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по

    Из книги автора

    § 2. Право граждан на объединения для охраны окружающей среды (создание экологических объединений; государство и объединения граждан; регистрация общественных объединений; права и обязанности экологических объединений)Защита экологических прав граждан, ее

    Из книги автора

    Глава IX Экономический механизм охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды Экономический механизм охраны окружающей среды имеет несколько составляющих элементов. Во-первых, пользование природными ресурсами является платным. Законодатель

    Из книги автора

    Механизм охраны окружающей среды Проблема международной экологической безопасности очень актуальна. За последние 50 лет планета потеряла половину своего лесного массива, бесследно исчезли сотни видов крупных млекопитающих, птиц. Одна треть территории суши земли