Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Предложения с непроизносимыми согласными в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слов

    Предложения с непроизносимыми согласными в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слов

    Сегодня погода ненастная,

    И я такая несчастная.

    Сеет дождь совершенно ужасный.

    Скорей бы снова стало ясно,

    И засияло б солнце красное,

    И стало бы вокруг прекрасно!

    Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

    Правило

    Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

    Применим оно к словам из стихотворения:

    Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

    И я такая несчастная (несчаст ье).

    Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

    Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

    И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

    И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

    Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

    Подбери проверочное слово

    Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

    • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
    • грустный (грусть, грустить);
    • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
    • звёздный (звезда, звёздочка);
    • капустный (капуста);
    • местность (место, местечко);
    • ненастный (ненастье);
    • поздний (опоздать, опоздание);
    • радостный (радость);
    • свистнуть (свист, свистит);
    • сердце (сердечко, сердечный);
    • солнце (солнечный);
    • тростник (тростинка);
    • участник (участие);
    • честный (честь);
    • опасный (опасение);
    • чудесный (чудеса);
    • ужасный (ужасен);
    • интересный (интересен).

    Второклассники начинают изучать в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

    Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

    Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

    • лестница - ряд ступенек или перекладин;
    • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
    • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
    • сверстники - люди одного возраста;
    • ровесники - синоним слова "сверстники".

    Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

    Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


    В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

    Распредели слова на две группы

    Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

    Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

    Загадки

    Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

    • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
    • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
    • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
    • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

    Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

    Мини-диктанты

    А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

    Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

    Неудачная охота

    Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

    Весна пришла

    Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

    Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

    Вставьте слова в тексте

    Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

    Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

    Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

    Составим предложения из слов

    Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

    С этими словами можно составить, например, такие предложения:


    Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

    ТЕМА: Непроизносимые согласные в корне слова

    ЦЕЛЬ: Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в. На месте звукосочетаний (зн), (сн), (рц), (нц), (ств). Учить переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Дать примеры типа радостный, в которых непроизносимая согласная на стыке двух суффиксов.

    Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунок с изображением планет, жители планеты (карточки с буквами л, д, т, в), индивидуальный раздаточный материал, плакат с ребусом, карточки со словами.

    Сегодня на уроке мы отправимся в космическое путешествие к планете, где проживают согласные, которые любят играть с людьми в прятки. Запишите дату отправления в полет. Мы полетим в космические дали на этом корабле. Чтобы путешествие было безопасным, необходимо проверить работоспособность всех систем ракеты. Рассмотрите внимательно буквы в каждом столбце и найдите лишние (л, д, т, в).

    В первом столбике – парные согласные, Л– непарный согласный звук,

    Во втором столбике – глухие согласные, Д обозначает звонкий согласный звук, в третьем столбике – непарные глухие согласные, Т– обозначает парный согласный звук. В четвертом столбике – непарные звонкие согласные. Ну вот, все неполадки устранены.

    Запуск двигателя произойдет после того, как мы правильно и красиво пропишем эти буквы.

    Словарно-орфографическая работа. Отправляемся в путь. Первый вариант будет располагаться на левом борту, второй вариант на правом борту. Левый борт, подмигните мне левым глазом, Правый борт, помашите правой рукой. Полный вперед.

    ЗЕМЛЯ НОЧНОЙ
    ЗВЕЗДА НЕБЕСНЫЙ
    РАКЕТА ЗЕМЛИСТЫЙ
    ДОЖДИ ОРАНЖЕВЫЙ
    НЕБЕСА ДОЖДЛИВЫЙ
    СТОЯНКА КОСМИЧЕСКИЙ

    Что общего у слов каждого столбика (имя существительное и прилагательное) (безударные согласные в корне слова).

    Что называется именем существительным? И именем прилагательным? Как проверить безударную гласную в корне?

    Левый борт найдите слово, в котором буквой Я – обозначаем один звук. Правый борт найдите однокоренное слово (земля – землистый). Какие слова называют однокоренными?

    А теперь, пусть каждый найдет на своем борту лишнее слово (ракета, оранжевый -словарные).

    Молодцы! Вы настоящие путешественники: находчивые и сообразительные. Впереди планета. Жители этой планеты прислали нам поздравление.

    ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ТОРЖЕСТВЕННЫМ ДНЕМ. ЭТО ВАШ САМЫЙ РАДОСТНЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ. У ВАС СЕГОДНЯ ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ.

    Каким словом можно заменить эти словосочетания? ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

    ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ДЕНЬ – ПРАЗДНИК (словарная работа).

    Сколько в этом слове букв и звуков. Какой звук в этом слове не произносится. Как проверить слово праздник. Не можем проверить. Если слово нельзя проверить, надо запомнить его написание. Запишите в тетрадь.

    Подберите однокоренные слова (празднуют, праздничный, празднично). Составьте с одним из слов предложение (запись в тетрадь).

    ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

    Полет продолжается. Впереди планета. Предлагаю поприветствовать жителей этой планеты. Каким словом обычно приветствуют при встрече?

    ЗДРАВСТВУЙ

    Какая удивительная планета. На что она похожа?

    НА СОЛНЦЕ.

    Как радостно бьется наше

    На доске вывешиваются карточки со словами:

    ЗДРАВСТВУЙ ЗДРА[СТ]ВУЙ
    СОЛНЦЕ СО[НЦ]Е
    РАДОСТНО РАДО[СН]О
    СЕРДЦЕ СЕ[РЦ]Е

    У. Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре. Сравните произношение и написание.

    У. Какой согласный не произносится, а буква пишется (каждое слово разбирается отдельно.

    У. Как называются согласные которые пишутся, но не произносятся? Д.(Непроизносимые согласные).

    Запись в тетрадь слов.

    У. Вот мы и узнали жителей этой планеты (вывешиваются карточки с буквами на планету). Выделим корень в словах. Определите, в какой части слова находятся непроизносимые согласные. (В корне слова).

    РАДОСТНО – Иногда непроизносимые согласные встречаются на стыке двух суффиксов. Дайте название этой планете (открывается тема на доске).

    НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

    У. Как проверить непроизносимые согласные?

    Чтобы проверить непроизносимые согласные надо подобрать однокоренное слово, в котором эти звуки слышатся четко.

    Открываем учебник и читаем правила.

    Радость Сердечко
    Радостно Сердце
    Радостный Сердечный

    Среди слов, которые написаны на карточках, найдите те, которые будут являться проверочными. Запишите проверочные слова в тетрадь.

    ФИЗМИНУТКА.

    Отправляемся в полет. Сколько нас открытий ждет. Дружно, в ногу, мы идем.. Мы походим на носках. Мы идем на пятках. Вот проверили осанку. Мы свели лопатки. Сели и продолжаем полет.

    Работа с учебником. Прочитайте слова.

    Доблес_ный, чес_ный, поз_ний, облас_ной

    Как проверить слова?

    Доблестный-доблесть (сообщение из этимологического, толкового словаря – ученик)

    Честный – честь
    Поздний – опоздать

    Областной – область (исследовательская работа ученика, сообщение из этимологического словаря)

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    А сейчас непроизносимые согласные хотят проверить, что мы узнали и чему научились.

    Работа по карточкам.

    Задание. Образуй словосочетания с именами прилагательными. Запиши, подчеркни орфограмму непроизносимого согласного. Работа по карточкам.

    (Известие) человек – известный человек
    (звезда) небо
    (ненастье) погода
    (счастье) мгновение

    Задание. К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика.

    У. Как называются слова близкие по значению? Д. Синонимы.

    Наш корабль взял курс домой. Отгадав ребус, вы узнаете название космического корабля, благодаря которому состоялось наше путешествие.

    БУРЕВЕСТНИК (Исследовательская работа-сообщение).

    Какая согласная в слове не произносится?

    Согласная Т .

    Подберите проверочное слово.

    Известие, весть.

    ИТОГ УРОКА.

    Как называют обитателей планеты, на которой мы побывали?

    Непроизносимые согласные.

    У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

    Д.. Подобрать проверочное слово, в котором звуки слышатся отчетливо.

    Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать.

    Домашнее задание. Составить 3-4 предложения о вашем самом любимом празднике.

    Непроизносимые согласные

    1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

    Трос т ник – трос т очка, трос т ь, вес т ник – вес т очка, вес т ь.

    Исключения: бле сн уть (хотя бле ст еть ), ск лянка (хотя ст екло ), пле сн уть (хотя пле ск ать) , ло сн иться (хотя ло ск ), ле ст ница (хотя ле с енка ).

    2. Необходимо различать следующие пары слов:

    • кос т ный (мозг), надкос т ница (ср.: кость ) - косный («отсталый»), косность ;
    • ше ф ствовать над кем-либо (ср.: ше ф ы ) - шествовать («идти») (ср.: шёл );
    • сверс т ник (ср.: верс т а ) - ровесник ;
    • я в ственный, я в ствовать (ср.: я в ь, я в ный ) - яства («кушанья»).

    3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’] ), следует усвоить:

    · буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т , выступающих в родственных словах;

    До ск а – до щ атый, во ск – во щ анка, хол ст – хол щ овый, су т ь – су щ ий.

    · конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив- ).

    Пе с ок, пе с ка, супе с ь – пе сч аный, ре з ать – ре зч ик, боро з да – боро здч атый, бе ж ать – перебе жч ик, хле ст ать – хле стч е, весну ш ка – весну шч атый.

    4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч , перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т .

    Крупи ц а – крупи т чатый, ресни ц а – ресни т чатый, неме ц – неме т чина.

    5. Следует различать сочетания чн и шн .

    Сочетание чн

    · перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

    Скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник.

    Исключения: двуру ш ник, ру ш ник (хотя ру к а ), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

    · в женских отчествах на -ична .

    Мария Савви ч на.

    Сочетание шн пишется в следующих случаях:

    · в словах, образованных от основ на х ;

    Сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник.

    · в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий;

    Сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый.

    · в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

    Кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

    Обратите внимание!

    1) Произносятся и пишутся без т слова:

    искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган ), чудесный (ср.: чудеса ), ужасный (ср.: ужас ), опасный (ср.:опасаться ), гнусный (ср.: гнус ), бестелесный (ср.: телеса ), небесный (ср.: небеса ), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.:словеса ).

    2) Произносятся и пишутся без н слова:

    прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

    3) Не смешивайте слова:

    лото ч ник (торговец с лотком, на лотке) – лото ш ник (игрок в лото), гре ч невый (от греча) – гречи ш ный (от гречиха).

    Трудности избранного пути.

    Каждому человеку важно найти именно свой путь. Только тогда он сможет достичь того, о чем мечтал, только тогда он сможет получить удовлетворение от своей работы. Какой будет наша жизнь, зависит не только от нас, но мы можем сделать многое. Взрослея, мы нередко задумываемся над вопросами о смысле жизни, о том, какую роль играет человек на Земле. Мы мечтаем о счастливой жизни, верим в то, что мы достигнем многого. К сожаленью, не все наши мечты реализуются, но каждый из нас должен сделать все, чтобы задуманное осуществилось. С самого рождения нас окружают близкие и родные люди, которые всегда нас поддержат, помогут. Для нас они являются примером, и нередко мы поступаем так, как они хотят. Но бывают такие моменты, когда мнение друзей мы считаем более авторитетным. Решая разные вопросы, каждый из нас может ошибаться, сомневаться, жалеть о своих поступках. Принятие некоторых решений влияет на нашу будущую жизнь. В таких случаях нам самим бывает трудно самостоятельно сделать выбор, поэтому без совета взрослых не обойтись, ведь у них больше опыта, они лучше разбираются в людях. Нужно всегда уметь выслушать людей, которым ты доверяешь – родителей, учителей, знакомых. А потом принять решение, от которого зависит твоя будущая жизнь. Конечно, свое мнение нужно всегда иметь, но прислушаться к другому ёмнению никогда не помешает. Выбор жизненного пути зависит от того, какую профессию мы выберем. Профессия должна нравиться человеку. Если он выберет специальность не по душе, он потом будет жалеть об этом всю жизнь. Поэтому к этому вопросу нужно подойти со всей ответственностью. Мы должны посоветоваться с родными, близкими, друзьями. Нужно подумать и о том, где можно устроиться на работу, имея данную профессию, будет ли она востребована. И даже если ты будешь хорошим специалистом, не следует забывать, что в жизни важно не только кем быть, но и каким быть. Самое страшное, когда человек оказывается один. Он может достичь высот в карьере, может многое знать, но страдать от одиночества. М. Горький считал, что «лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям». А для того чтобы быть нужным людям, надо делать что-то хорошее для людей, надо заслужить их благодарность. Радость, подаренная людям, станет твоей радостью. Это большое счастье – творить добро для людей. В народе говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти». Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не жалеть ни о чем. Мы постоянно стоим перед выбором: мы решаем тот или иной вопрос и находим вариант ответа. Удачный он или неудачный, показывает жизнь. Мы думаем, советуемся, сомневаемся. Часто для любого человека самое трудное – это сделать выбор, потому что от этого выбора может зависеть наше будущее. Сейчас мы зачастую не задумываемся о последствиях наших решений, поступков. Но в любом возрасте нужно всегда ответственно относиться к тем вопросам, которые могут повлиять на нашу дальнейшую жизнь

    Грамматическая тема: Слог.

    Лексическая тема: Медицинская этика.

    План лекции.

    1 Особенности правописания согласных на письме.

    2.Трудный путь медицинского работника

    Слог.

    Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.

    Ср.: во-да, на-у-ка.

    1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

    • Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
    • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

    2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).



    Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.

    3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

    • Открытый слог оканчивается на гласный звук.

    Во-да, стра-на.

    • Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

    Сон, лай-нер.

    • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый),

    о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

    • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

    Обратите внимание!

    Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
    Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

    То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать , а деление на части для переноса – уез-жать .

    Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

    • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .
    • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .
    • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

    Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

    Обратите внимание!

    При сочетании нескольких согласных в середине слова:

    1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

    О-тт ечь, да-нн ый.

    2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

    Ша-пк а, ра-вн ый.

    Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

    Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

    4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

    Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание).
    Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
    На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

    Правила переноса слов Примеры
    1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ-езд, синь-ка, мой-ка.
    2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
    3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От-течь, раз-лить.
    4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-кропить, при-крепить.
    5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-ний, тер-рор, ван-на.
    6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы-скать.

    Медицинская этика.

    Медицинская этика (медицинская деонтология ) - дисциплина, раздел прикладной этики, изучающий медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом . Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

    Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, в России именуется деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика», хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология» (др.-греч. δέον - должное, надлежащее; λόγος - учение), распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер .

    Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

    Медицинская деонтология включает в себя

    Вопросы соблюдения врачебной тайны

    Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

    Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

    Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации

    Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента.

    Грамматическая тема: Правила переноса слов.

    Лексическая тема: Казахстанская медицина.

    План лекции.

    1 Правила переноса слов в русском языке.

    2.Развитие медицине в Казахстане.

    СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

    1. Записать слова. Подчеркнуть непроизносимые согласные. Выделенные слова перевести на украинский язык.

    Солнце , сердце , лестница, праздник, честный , радостный , звёздный, грустный, счастливый , здравствуй.

    2. Записать пары слов. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

    Сердечный - сердце, прелестный - прелесть, капуста - капустный, здравие - здравствуй, радостный - радость, известный - известие, свистать - свистнул, хрустеть - хрустнул, уста - устный, богатый - богатство.

    КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    1. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

    1. Здравствуй, праздник! 2. На сердце радостно. 3. В областном центре концерт. 4. Пастух громко свистнул. 5. В этом фильме снимается известный актёр. 6. Я сделал все устные задания. 7. В поле яростно дует ветер. 8. Я дал отцу честное слово. 9. Счастливая мать кормит ребёнка. 10. В воздухе чувствуется запах полыни.

    2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными. Рядом записать проверочные слова.

    1. У моряка храброе сердце. 2. Пёс радостно встречает меня у порога. 3. Под сосной хрустнула ветка. 4. Всем знакомо чувство обиды. 5. Здравствуйте, дети! 6. Я люблю фильмы о звёздных войнах. 7. На лестнице послышались шаги. 8. Выглянуло солнце. 9, Грустный котёнок сидит на крыльце. 10. Скоро праздник.

    ТВОРЧЕСКИЙ И ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТЫ

    1. Записать слова. Рядом записать проверочные слова.

    Доблестный, ненастный, счастливый, хрустнуть, звёздный, поздний, вестники, местность, областной, пастбище, сердце, грустный, честный.

    2. Прослушать словосочетания. Выбрать и записать словосочетания с непроизносимыми согласными.

    Вкусный пирог, прелестная мелодия, поздняя осень, интересный фильм, чудесный вечер, ненастная погода, радостная встреча, опасные приключения, ужасный конец, известный спортсмен, прекрасные люди.

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

    ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА

    Грустная осень. Поздний вечер. На небе грозные тучи. Но я не замечаю ненастной погоды. Я открываю интересную книгу. Доблестные рыцари, прелестные феи, прекрасные принцессы. Ужасные драконы, опасные приключения. Честные поединки. Открытые чувства волнуют сердце. Известный конец. Конечно, он счастливый!

    У бабушки заболело сердце. Она плохо себя чувствует. Мама принесла сильное лекарство. Бабушка почувствовала себя лучше, но у неё грустное лицо. Она должна лежать в постели несколько дней. Я принесла её любимую книжку и почитала ей. Бабушка счастливо улыбнулась и заснула. В доме стало радостней.

    ЛЕС ПРОСЫПАЕТСЯ

    Утренняя заря осветила местность. С восходом солнца лучики света пробились через густую зелень деревьев. Свистнула птица. Хрустнула ветка. Лес радостно просыпается. Он поёт свою счастливую песню. Здравствуй, солнце! Здравствуй, новый день!

    Поздний час. Ярко светит луна. На небе совсем нет облаков. Сегодня звёздная ночь. Мы с папой стоим и смотрим на звёзды. Он знает карту неба и много легенд о звёздах. Скоро и я буду знать все созвездия.

    ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

    СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Найти и обозначить корни в ряду данных однокоренных слов. Родина, родник, родители, родить, родственники. Учить, учёба, у...

    ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать слова. Выделенные слова перевести на украинский язык. Мышь, вещь, ночь, помощь, печь, тишь, глу...

    Буква непроизносимого согласного в корне слова
    Планируемый результат: применять правила правописания
    Умения: находить орфограммы в словах, определять место орфограмм в слове, соотносить орфограмму с изученным правилом, находить слова с буквой непроизносимого согласного в корне.
    Вкусный, гласный, интересный, И ужасный, и напрасный -
    Безопасный и небесный.
    Этих слов не забывайте,
    И чудесный, и прекрасный,
    Букву «т» в них не вставляйте!

    Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
    Не во всех словах слышны,
    Но везде они нужны.
    Чтобы знать, где их писать,
    Надо слово проверять.
    Грустный
    Грустный - грусть,
    Грустить не буду.
    Грустный - «Т» не позабуду.
    Поздно
    Поздно - проверим опоздали,
    В слове поздно «Д» написали.
    Солнце
    В слове солнце «Л» не слышим.
    В слове солнышко напишем.
    Звёздный
    Звёздный - проверяй звезда.
    Звёздный - «Д» пиши всегда.
    Здравствуй
    В слове здравствуй «В» не слышна,
    Проверим словом здравие.
    Здоровья всем вам пожелаем
    И в слове здравствуй «В» не забываем.

    1. Найдите ошибки в словах рифмовки. Исправьте их.
    Тростник, прелесный, властный,
    Доблестный, ненасный.
    Окрестный, усный, месный,
    Чудестный, неизвестный.

    2. Отгадайте загадки, напишите отгадки правильно
    День и ночь стучит оно,
    Словно бы заведено.
    Будет плохо, если вдруг
    Прекратится этот стук.
    Что выше леса, краше света, без огня горит?
    Когда лежу я на спине,
    Нет пользы никакой во мне,
    Но прислони меня к стене -
    Найдётся сразу дело мне.

    3. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.
    Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.

    4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Д:
    A. злос…ный нарушитель;
    B. окрес…ные леса;
    C. громоз…кий шкаф;
    Д. редкос…ный экспонат;
    E. хлёс…кая речь.

    5. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
    A. прекрас…ное настроение;
    B. чудес…ный день;
    C. безопас…ность движения;
    Д. прелес…ная девушка;
    E. обстановка глас…ности.

    6. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
    A. встреча ровес…ников;
    B. дружба сверс…ников;
    C. интерес…ный собеседник;
    Д. искус…ная мастерица;
    E. блес…нуть в вышине.

    7. Выбрать слово с непроизносимым согласным В:
    A. че…ствовать героев;
    B. уча…ствовать в турнире;
    C. я…ственно слышать;
    Д. вкусные я…ства на столе;
    E. ше...ствовать над классом.

    8. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д:
    A. Беда завис…ника в его зависти.
    B. Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..
    C. Чес…ный нечес…ному не товарищ.
    Д. Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.
    E. Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.

    9. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.
    Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

    10. Вставьте пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.
    Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

    11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.
    1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич)

    12. Замените слово, называющее признак, словом-синонимом. Выполнить проверку.
    Здешний житель –
    Пасмурный день –
    Печальная картина –
    Правдивый ответ –

    13. Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.
    парус...ная ло...ка
    де...ская крова...ка
    капус...ные пиро...ки
    радос...ная улы...ка
    прекрас...ная бро...ка
    горо...ская площа...ка
    грус...ная ска...ка
    интерес...ная кни...ка
    прелес...ные серё...ки
    гиган...ская ве...ка
    вкус...ные оре...ки
    опас...ные пры...ки
    извес...ный лё...чик
    чудес...ная незабу..ка
    несчас...ная ко...ка

    14. От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова:
    город, дети, ярость, грусть, ненастье, несчастье, капуста, уста, честь, лесть.

    15. Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.
    звёз...ный пирог
    влас...ный поворот
    опас...ный вечер
    счас...ливый возглас
    вкус...ный писатель
    радос...ный денёк
    чудес...ный небосклон
    поз...ний рассказ
    интерес...ный случай
    извес...ный голос

    16. Прочитайте слова. Найдите и подчеркните непроизносимые согласные.
    Пастух, пасти, пастушок, пастбище.
    Участвовать, участник, участие.
    Грустить, грусть, грустинка, грустный.
    Поздно, поздний, опоздать, опоздание.
    Свисток, свистулька, свистеть, свистнуть.
    Крест, крестик, окрестности, окрестные.
    Молвить, молва, безмолвствовать.
    Тростник, тростниковый, тросточка, тростинка.
    Счастье, счастливый, счастливчик.

    17. Подберите проверочные слова, чтобы непроизносимые согласные слышались отчётливо.
    Вестник –
    Прелестный –
    Ненастный –
    Тростник –
    Здравствуйте –
    Свистнуть –
    Окрестности –

    18. Напишите подходящие по смыслу существительные. Подберите проверочные слова, чтобы непроизносимые согласные слышались отчётливо.
    Капустный (________________) ____________.
    Областной (_______________) ______________ .
    Звёздное (____________) _______________ .
    Безжалостный (________________) _____________ .
    Доблестный (______________) ___________ .
    Известный (______________) _______________ .
    Слова для справки: небо, лист, поэт, центр, воин, враг.

    19. Напиши по образцу. Обозначь орфограмму.
    Опоздать: поздний звонок.
    Гигант: _______________________ статуя.
    Радость: ______________________ встреча.
    Голландия: ________________________ тюльпаны.
    Сладость: _________________________ мечты.
    Тягость: __________________________ впечатления.
    Честь: ___________________ слово.
    Корысть: _____________________ цели.

    20. Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы.
    Гиган…ский, вкус…ный, капус…ный, напрас…ная, ужас…ная,влас…ная, тес…ный, соглас…ный, грус…ный, мес…ность, окрес…ности, яс…ность.

    21. Найди ошибки. Напиши эти словосочетания правильно.
    Устный ответ, крепостная стена, зелёное пастбище, небестный свод, сухой тростник, громко свистнул, прекрасные цветы, капусный пирог, участник соревнований, ясная погода, тяжёлое чувство, чудестные окрестности, шестнадцать лет, ужасный ветер, узкая лесница.

    22. Прочитай. Выпиши в первый столбик слова, в которых есть непроизносимые согласные, в другой – слова, в которых их нет.
    Вкусный, радостный, опасный, звёздный, интересный, счастливый, пре- лестный, капустный, ужасный.

    23. От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.
    Дети – _________________________
    ярость – ________________________
    грусть – ________________________
    ненастье – ______________________
    несчастье – _____________________
    капуста – _______________________
    уста – __________________________
    честь – _________________________
    лесть – _________________________

    24. Вставьте пропущенные буквы.
    Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з...лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
    Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

    25. Вставьте пропущенные буквы
    Час...ный пансионат, запас...ный выход, громко свис...нуть, чудес...ный вкус, извес...ный путешественник, счас...ливый день, радос...ный праз...ник, ветка хрус...нула, чу...ствительная кожа, бескорыс...ный поступок, бесхитрос...ный приём, завис...ливый человек, тяжеловес...ная походка, лес...ничный пролёт, громоз...кий шкаф, здра...ствуйте.

    26. Составьте словосочетания по образцу. Образец: (радость) день – радостный день.
    (Область) город –
    (Счастье) встреча –
    (Гигант) завод –
    (Честь) поступок –
    (Прелесть) картина –
    (Ярость) ветер –
    (Капуста) котлеты –
    (Ненастье) погода

    27. Измените словосочетания по образцу. Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар.
    Площадка на лестнице –
    Житель данной местности –
    День праздника –
    Человек, который получил известность –

    28. Напишите слова, которые отвечают на вопрос какой? Образец: запаслив – (какой?) запасливый.
    Вкусен (какой?)
    Чудесен (какой?)
    Опасен (какой?)
    Прекрасен (какой?)
    Интересен (какой?)
    Вынослив (какой?)
    Ужасен (какой?)
    Ясен (какой?)

    29. Запишите слова в три столбика в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
    Шоссе, мес_ность, громоз_кий, а_уратный, ут_пает, кре_кий, жу_ать, со_нце, л_дошки, п_щат, тра_ка, осе_ий, м_кушка, утре_ий, Ро_ия, интерес_ный, тр_па, выс_хли, ло_кий, су_ота.
    30. Запишите ответы, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.
    Находящийся в запасе. Принимать участие. Вызывающий интерес. Постоянно завидующий. Приятный на вкус. Относящийся к кости. Имеющий отношение к лесу. Относящийся к области. Служащий для проезда. Обращаться с приветствием.

    31. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными.
    ____________ нечес_ному не товарищ. Тайна, _________ троим, уже не тайна.
    Рукам – работа, а душе – _________ . ________ встанешь – мало сделаешь.
    Слова для справок: поз_но, извес_ный, чес_ный, праз_ник.
    __________ матери лучше ___________ греет.
    Беда _________ в его зависти.
    Человек трудолюбивый – самый _______ .
    Слова для справок: сер_це, со_нце, завис_ник, счас_ливый.

    32. Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки.
    Ярос_ный, гонят, дуют, парус_ные, ветры, ло_ки.
    Края, мес_ность, нашего, прелес_ная, очень.
    Мы, встр_чали, жур_влей, прекрас_ном, с, детстве, чу_ством, в, в_сной, радос_ным.
    Снимали, гиган_ских, школ_ники, с, лист_ев, капус_ных, гусениц.
    Охотник, в, поймал, трос_нике, жур_вля, б_л_ной, гиган_ском, с, несчас_ного, н_гой.
    Режи_ер, в, извес_ный, ненас_ный, в, Оде_у, день, приехал, прекрас_ную.

    33. Спишите, исправив ошибки.
    Серездные рибята получили радосное известие. Всюду звенят децкие галаса. Вшколу приехал извесный песатель. Он будет четат сваи интересные расказы. Щясливые школьники собрались на месный праздник.